Учитывая небольшое располагаемого время выступления, ограничусь рассмотрением только 2-х групп долгосрочных факторов, которые, по нашему мнению, могут иметь существенную значимость в ближайшие 10-15 лет.
Во-первых, это исчерпание запасов легкодоступной нефти во всем мире и в России, в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что в этом случае мир, ожидают такие потрясения, что текущий финансовый кризис покажется легкой досадной случайностью. Вся современная цивилизация построена на нефти - от энергетики и транспорта до изготовления одежды, мебели и высоких технологий, требующих больших энергозатрат.
Сегодня большинству прогнозных оценок прогнозных запасов свойственно благодушие. Однако имеются и другие мнения. Например, по данным Оксфордского университета, нынешние мировые запасы нефти переоценены в 3 раза. Иначе говоря, может нефть закончиться не 2030-2040 гг., а уже в скором времени. В конце апреля об опасности скорого энергетического кризиса заговорили и в Пентагоне. Там вынуждены объективно оценивать ситуацию, т.к. от этого зависят сценарии обострения обстановки в мире, например, противостояния США и Китая, который интенсивно развивается и требует для этого все больше ресурсов, в т.ч. - энергетических. Кроме этого, есть Россия с ее большими запасами сырья и неосвоенной территорией. Поэтому противостояния в треугольнике «США - Китай - Россия» могут стать главной военно-политической темой ближайших десятилетий или даже лет.
По нашим оценкам, в России легкодоступная нефть может закончиться уже к 2020 г. Действительно, с чего бы это в России сегодня разведанных запасов 20 млрд. т., когда в СССР их было 10 млрд.? 20 лет качали, нефтеразведка в завале, а запасы увеличиваются? Что-то здесь не так. Недаром, российские нефтяники уже пытаются найти свое место в Ираке, Южной Америке, на шельфе в Северном Ледовитом океане. Это - косвенное подтверждение истощения запасов. Даже по оценкам Минфина, доля нефтегазового сектора в ВВП из-за неизбежного падения темпов добычи в ближайшее десятилетие сократится с 25% до 14%. Вместе с ней упадут и доходы от продажи нефти и газа - на 3,5-4% ВВП.
Поэтому уже в ближайшее десятилетие ожидается интенсификация работ в ядерной и термоядерной энергетике. Во-вторых, по-прежнему велика угроза миру от частного предприятия - ФРС США. Эта могущественная организация закидала весь мир своими долларами, которые с 1971 г. указом президента США отвязаны от золота. Необеспеченные реальными активами доллары - основная фундаментальная причина текущего финансового кризиса, а также - будущих кризисов. Распространение доллара позволяет США получать дань со всего мира величиной порядка $ 1 трлн. в год.
Для исправного поступления этой дани США используют свои Вооруженные силы, которые финансируются почти на том же уровне, как вооруженные силы всех остальных стран. Иначе говоря, в военном отношении США готовы противопоставить себя всему остальному миру.
Но Вооруженным силам США нужно платить, причем реальными, а не бумажными, ценностями. И эти расходы нарастают быстрее, чем растет доход от деятельности ФРС. В итоге, в некоторый момент времени, когда расходы превысят доходы, деятельность ФРС США станет нерентабельной. Потребуются изменить правила игры: объявить долларовый дефолт, перейти на новую валюту и т.д. По нашим оценкам, смена правил игры может произойти уже в текущем десятилетии. Наиболее пессимистический срок - окончание 2010 г.
В прошлом веке катаклизмы в мировой финансовой системе заканчивались мировыми войнами. Не исключено, что это произойдет и на этот раз. Мы не хотим никого пугать, тем более, что сегодня в СМИ и без того много всяких страшилок. Но в данном случае результаты прогноза - почти чистая математика, здесь не нужна Кассандра. Дополнительная информация к размышлению: в начале мая президент РФ Д. Медведев в интервью газете «Известия» заявил, что Россия должна быть готова к конфликту, по масштабам сопоставимому со Второй мировой войной.
Поэтому прогнозирование за 2020 г. по нашему мнению, в значительной степени бессмысленно; следует сосредоточиться на временном интервале 2010-2020 гг.
Многие из Вас читали известную книгу А. Паршева «Почему Россия не Америка». Ее автор указал на один из факторов - климатический, приводящий к ослаблению конкурентных позиций России на мировом рынке. Но по отношению к США есть еще один очень значимый фактор: Америка может практически бесконтрольно печатать мировую валюту, а Россия - нет. Итог такой асимметрии предопределен, и он не в пользу России.
Теперь о ближайшем будущем. Понятно, что какие бы не были планы по модернизации, ближайшее будущее будет определяться не планами, программами и концепциями, а современными начальными условиями. Примерно так же, как при решении дифференциальных уравнений: есть тенденции, а есть начальные условия.
Каковы начальные условия, определяющие ближайшую перспективу развития России? Назову только наиболее значимые. В настоящее время вся российская экономика и социальная система - эта функция по существу одной переменной: цены российской нефти Urals на мировом рынке. Вырученные от продажи нефти и газа деньги исправно возвращаются в мировую финансовую систему, делая невозможной развитие собственных инновационных проектов и экономики в целом. Даже в кризисном 2009 г., когда дефицит российского государственного бюджета составлял $ 87 млрд., за 2-4 кварталы в валютные резервы было перечислено $60 млрд. Никакими национальными целями этого внятно не объяснить.
Российские компании фактически продаются зарубежным финансовым группам, проводя размещения своих акций за рубежом. Российский фондовый рынок превратился в прибежище для спекулянтов и не может способствовать развитию реальной экономики.
Энергоемкость российского ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,5 раза выше уровня развитых стран. Эффективность отопления в России ниже в 1,2 раза, чем в Германии и Франции, и в 3 раза - чем в скандинавских странах. По оценкам экспертов, потери в российской системе теплоснабжения достигают 50% от объема производства тепла - в Финляндии этот показатель находится на уровне 6%. Т.е. в 200 километрах севернее России дела обстоят совсем иначе.
Больше половины гидротурбин, установленных на российских ГЭС, имеет износ более 95%. На ТЭЦ больше половины оборудования имеет износ более 90%. Износ строительных фондов приближается к 100%. Страна вступила в полосу аварий, которая продлится в лучшем случае 5-7 лет.
К вопросу об инновациях: на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения в 2010 г. государство выделяет 159 млрд. руб. ($ 5,4 млрд.) - около 0,37% ВВП, или 0,94% консолидированного бюджета. В 2010 г. объем финансирования РАН и ее региональных отделений составил около 50 млрд. руб. Для оценки масштаба этой величины: в конце 2009 г. Сбербанк потратил на ребрендинг 20 млрд. руб. Российские предприниматели вкладывают деньги в инновации еще неохотнее: частные инвестиции в НИОКР составляют примерно четверть от совокупных. Для сравнения: китайское правительство в 2008 г. потратило на НИОКР $ 67 млрд. - около 2% ВВП, местный бизнес инвестировал в разработки $ 142,4 млрд. (68% от совокупных вложений).
Бюджеты отдельных российских НИИ из числа самых лучших составляют 3-5% от бюджета аналогичных учреждений в США. Отдельные проекты типа спецпоселения Сколково только рельефнее подчёркивают отсутствие системы и аппарата управления комплексными научно-техническими программами.
В настоящее время 85-90% населения страны живет от зарплаты до зарплаты. Практически во всех регионах РФ большинство семей находятся на грани реального прожиточного минимума. Отсутствие достаточных материальных стимулов к труду приводит к тому, что 50% рабочего времени используется неэффективно. Проще говоря - половина рабочего времени теряется. Это - данные специального социологического исследования.
По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле 2010 г. составил 8,2%.
Ключевое понятие, определяющее основной принцип современной российской политической системы - «вертикаль власти». Оно подменило собой другое ключевое понятие общества - «верховенство закона». «Вертикаль власти» принципиально стоит над законом, рассматривает и использует закон лишь как подсобное средство своего функционирования и достижения своих целей. В результате «вертикаль» подминает под себя все другие институты, разрушает механизмы саморегуляции, искажает баланс прав и ответственности как политических субъектов, так и субъектов экономической деятельности, лишая их стимулов к развитию и конкуренции.
Местное самоуправление практически бездействует, т.к. отсутствует его экономическая основа: 64% налоговых сборов поступают в федеральный центр, а регионам остаются лишь 36%. При такой системе донорами являются 13 регионов из 83. Понятно, что ни о какой самостоятельности в этих условиях не может быть и речи.
В конце 2009 г. глава Минрегиона Виктор Басаргин признал провал нацпроекта «Доступное жилье». Несмотря на растущее бюджетное финансирование с 2006 по 2008 г., увеличение годовых объемов строительства практически не сделало жилье более доступным. В России существует огромная проблема восстановления ветхого жилья, на решение которой может потребоваться сотни млрд. (до $ 1 трлн.) долларов.
Обеспеченность населения отечественными продуктами питания примерно в 2 раза ниже уровня продовольственной безопасности. Проблема настолько серьезна, что в декабре 2009 г. Совет Безопасности вернулся к рассмотрению Доктрины продовольственной безопасности. Люди старшего поколения помнят, что последовало за Продовольственной программой СССР.
О российских дорогах: стоимость километра дороги превышает среднемировую в десятки раз, этот рынок закрыт и коррупционен.