Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Основы Экономической программы СДО "Новая Россия"

Rommstain
49 1462 16:39 09.05.2010
   Рейтинг темы: +1
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
Обсуждаем основы экономической программы Социал-Демократического Объединения \"Новая Россия\". Наиболее важные моменты будут отобраны для работы.



Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
16:42 09.05.2010
Итак, кратко опишу то с чего придётся начинать. Прошу 5 минут терпения.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
16:48 09.05.2010
На мой взгляд в основах экономической программы, призваной обеспечить независимость и эффективность России и её граждан должно лежать понимание следующего:

1. Географическое положение России по отношению к тем или иным финансово-промышленным центрам.

2. Понимание того что на внешний рынок мы можем продавать лишь восполняемые ресурсы или продукцию из таковых.

3. Огромное количество безработных или временно затруднённых граждан страны.

4. Необходимость поддерживать прежде всего национальную валюту России - рубль.

5. Громадный потенциал накопленных но не востребованных изобретений и рациональных предложений.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93359
16:55 09.05.2010
Я не спец в агрономии. Реально развить с\\х до уровня Голландии без колхозов, с фермерской системой и огромными дотациями с\\х производителям, как в развитых странах? Без своего продовольствия станем под врага быстрей, чем без техники.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
16:57 09.05.2010
Учитывая всё выше перечисленное, приходим к следующему выводу: для перспективного экономического роста России необходимо

1. Обратить внимание на завоевание внутреннего рынка Китая.
2. Разработать специально ориентированную на Китайский рынок группу товаров.
3. Привлекать к труду прежде всего собственное население.
4. По мере захвата рынка продавать Китаю продукцию только за рубли.
5. Велосипед изобретать не будем, требуется ориентировать промышленность на простой но имеющий спрос товар.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:09 09.05.2010
kroser8 писал(а) в ответ на сообщение:
> Я не спец в агрономии. Реально развить с\\х до уровня Голландии без колхозов, с фермерской системой и огромными дотациями с\\х производителям, как в развитых странах? Без своего продовольствия станем под врага быстрей, чем без техники.
quoted1

Отвечаю на Ваш вопрос: Развить с\\х до уровня Голландии без колхозов, с фермерской системой и огромными дотациями с\\х производителям, как в развитых странах возможно, но не эффективно.

Причины: Россия не Голландия. Фермеру, находящемуся подчас в отдалении от цивилизованых дорог возить зерно, корма, удобрения, стройматериалы и прочее влетит в такую копеечку, что государство будет иметь с дотаций лишь убытки.

А вот если создать коллективные фермерские хозяйства, здесь имеется огромная перспектива: 4-5 фермеров, объеденившись в \"колфермхоз\" имеют больше шансов сделать хозяйство рентабельным, прибыльным.

Пример: Представьте, что ваша ферма находиться в 50-и км от ближайшего крупного посёлка или города. Вы везёте зерно осенью на элеватор. За один рейс туда-обратно вы уже сожжете 20-35 литров горючего, в зависимости от тр.средства. Можно конечно возить и на \"жигулях\", но ... это будет глупостью. Но, объеденившись, на 4-5 хозяйств можно вполне купить один грузовик экономичный и с объёмным кузовом. Выгодно? Да! То же самое сель-хоз техника: 1-м трактором К-700 можно за неделю вспахать 100 ГА с перекурами. В то время как одним \"Белорусом\" только порядка 20 ГА.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:14 09.05.2010
Поэтому с.х. нужн развивать на основе эффективного внедрения всех средств, способных в короткие сроки восполнить дефецит продовольствия в России. Создавать колхозы, мех.дворы, давать фермеру всё что ему нужно и носить его на руках если понадобиться! У кого есть цифры стоимости импортируемого продовольствия в Россию за 2009 год, поделитесь? Уверен это не маленькие деньги, которые уходят из страны.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93359
17:15 09.05.2010
Есть ли экономисты, предложения которых кажутся вам наиболее реальными и приемлемыми?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:28 09.05.2010
kroser8 писал(а) в ответ на сообщение:
> Есть ли экономисты, предложения которых кажутся вам наиболее реальными и приемлемыми?
quoted1

Есть примеры экономически перспективные, которые являються не столько результатом труда только экономистов но и грамотного руководства, своевременной помощью финансистов и прочих рабочих групп, которые решали совмстно проблемы. Это меня более привлекает чем отдельные теории экономистов. За основу я бы взял подобный подход в Бразилии, Аргентине, той-же Германии, но с учётом наших внутренних особенностей. Сухое копирование чего-либо неприемлемо вообще.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:37 09.05.2010
1.1. Международные рейтинги экономического развития промышленно-развитых стран

1.2.

Развитые страны по существу уже «оккупировали» самый быстрорастущий и поэтому наиболее перспективный инновационно-технологический сегмент мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран.

За последние 10-15 лет промышленно-развитые страны завершили четвертую технологическую революцию, связанную с интеллектуализацией производства и приступили к созданию информационного общества нового типа. Вкладывая огромные средства в научные исследования и разработки, они имеют высокий уровень экспорта высокотехнологичной продукции, позволяющий им быстрыми темпами наращивать объемы ВВП, диктовать свои условия на рынках и еще больше уйти в отрыв от развивающегося мира.

Существуют международные рейтинги, проводимые по различным параметрам в отношении экономики промышленно-развитых стран.

Так, по данным экспертов швейцарского Института развития менеджмента (Institute for Management Development - IMD), Америка по-прежнему занимает первую строчку составленного IMD рейтинга «Всемирный справочник конкурентоспособности - 2007». Это страна с самой конкурентоспособной экономикой мира, несмотря на стремительно растущий торговый дефицит. Америка сохраняет за собой первое место рейтинга IMD с 1994 года.

Всего в составленный швейцарской бизнес-школой рейтинг вошли 55 стран. При его составлении в расчет берутся основные экономические показатели стран, эффективность работы властей и бизнеса, а также инфраструктура, образование, технологии, медицинское и социальное обслуживание. Всего 323 фактора.

Основа лидерства США - сильный финансовый рынок, считают эксперты IMD. Но, по словам руководителя рейтингового проекта IMD Стефана Гарелли, проблема США заключается в том, что американскую модель копируют абсолютно все. «Америке постоянно приходится изобретать что-то новое, потому что другие крадут американские рецепты успеха», - считает господин Гарелли.

Рейтинг отражает традиционно сильную позицию небольших азиатских и европейских государств. Второе место в 2007 году занял Сингапур, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлым годом. Гонконг оказался на третьем месте. На четвертую строчку рейтинга с девятой переместился Люксембург, за ним следует Дания.

Среди стран с постоянно растущей конкурентоспособностью отмечены Китай, Россия, Индия, Словакия, Эстония, Швеция, Австрия и Швейцария. Наибольший скачок совершила Германия, поднявшись сразу на 9 позиций - до 16-го места.

По словам представителя IMD, промышленно развитые страны с трудом смиряются с потерей наиболее перспективных предприятий под напором компаний из Азии, России и стран Ближнего Востока, скупающих индустриальные активы. Компании из развивающихся стран очень активны на рынке слияний и поглощений. Это вызывает беспокойство у западных политиков.

Стефан Гарелли предсказывает резкий рост числа жалоб во Всемирную торговую организацию на несправедливую практику бизнеса. Впрочем, западные правительства пока вполне успешно защищают привлекательные активы. Попытки компаний из развивающихся стран претендовать на лидерство редко заканчиваются успехом Развивающиеся страны теснят американцев и европейцев// Новый Регион - Экономика, от 10.05.07 г..

В рейтинге финансовой надежности промышленно развитых стран в недавнем времени произошли некоторые изменения. Аутсайдер этого списка - Япония - уступила свое место Италии, которая отныне будет носить титул самой ненадежной в финансовом отношении страны.

Это решение было принято международным рейтинговым агентством Standart & Poors, которое повысило оценку долгосрочных государственных облигаций, выпускаемых японским правительством. Таким образом, Standart & Poors оценило усилия Токио в деле оздоровления экономической ситуации в стране, которая уверенно выходит сейчас из затяжной депрессии.

В перестройке финансовой политики и структурных реформах в Японии наблюдается прогресс, констатируют аналитики рейтингового агентства.

Между тем вторая после США экономическая держава планеты продолжает страдать от серьезных финансовых проблем. В настоящее время государственный долг Японии превышает 832 триллионов иен, что составляет более семи триллионов долларов. Эта сумма составляет 160% валового внутреннего продукта страны, и считается самым плохим показателем среди промышленно развитых государств.

Следует отметить, что государственный кредит играет особую роль в экономике современных промышленно-развитых стран. Опыт Канады в связи с этим представляет особый интерес по целому ряду обстоятельств. Во-первых, следует иметь в виду то место, которое эта страна занимает сегодня в мировой экономике, являясь членом «Большой восьмерки» и составляя достойную конкуренцию США, странам Европейского Союза и Японии. В конце 20 в. Канада заняла второе место в мире по важнейшим макроэкономическим показателям, уступив лишь США. Канада относится к числу самых «комфортных» стран на планете с наиболее высоким среднегодовым показателем дохода на душу населения. Во-вторых, канадский опыт правового регулирования финансовых отношений в целом и отношений по государственному кредитованию в частности интересен еще и потому, что за последние десятилетия российско-канадские отношения постоянно и стремительно развивались во всех направлениях - экономическом, политическом, гуманитарном и т.д Козырин А.Н.. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право, 2006, № 2..

Постоянный рост государственных заимствований привел к тому, что обслуживание государственного долга стало основной статьей государственных расходов в Канаде. В конце 1990-х гг. Правительству Канады, проводившему жесткую бюджетную политику, удалось снизить остроту проблемы государственного долга, однако и тогда доля федерального долга в ВВП составляла 67 - 68%, что существенно выше критического уровня в 50%, установленного Всемирным банком, а также предельного уровня, установленного Маастрихтскими соглашениями для государств, входящих в Европейский валютный союз. Сохранив курс на жесткую экономию государственных расходов, Правительству Канады удалось добиться еще более значительных результатов: за последние десять лет объем федерального долга был сокращен на 63 млрд. долл., и как следствие - ежегодно удавалось высвобождать до 3 млрд. долл. из расходов на обслуживание государственного долга и перенаправлять их на финансирование социальных программ - образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.д. Доля государственного долга в ВВП снизилась с 68,4% в 1995/96 финансовом году до 38,7% в 2004/05 финансовом году, а на ближайшие десять лет поставлена задача довести ее до 25%.

В 2006г. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) был подготовлен очередной отчет о развитии мировой экономики, согласно которому темы ее прироста в 2007 году составят 3 %. Как отмечается в докладе, экономика промышленно-развитых стран продолжает стабильно развиваться уже пятый год, оставаясь довольно устойчивой к кризисным и шоковым ситуациям (как например, резкое увеличение цен на нефть).

После нескольких лет вялой хозяйственной конъюнктуры на фоне дефляции, начался устойчивый подъем в экономике Японии, стимулами к которому стали рост личного потребления, повышение заработной платы, увеличение экспорта и инвестиций.

В США ураганы оказали лишь временное негативное влияние на развитие экономики, стабильный рост которой возобновился в первой половине 2006г. Наблюдается рост промышленного производства, благодаря чему снизился уровень безработицы. Кроме того, остается достаточно стабильной базовая инфляция. Устойчивый рост американской экономики, по мнению экспертов, продолжится, хотя и немного более медленными темпами, что связано с отложенной реакцией на удорожание нефти, повышением процентных ставок и охлаждением на рынке жилья. Темпы прироста американского ВВП в 2006 году составили 3,6%.

В странах континентальной Европы, после снижения деловой активности в конце 2005-начале 2006гг., частично связанного с удорожанием нефти, стало наблюдаться значительное оживление деловой активности. Как предполагают аналитики, высокие темпы прироста ВВП позволят странам Еврозоны преодолеть экономическую слабость. ВВП поданной группе стран в 2006г. увеличился на 2,2%.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:38 09.05.2010
1.2. Способы оценки состояния экономики в промышленно-развитых странах


Следует также обратить внимание и на то, что существуют различные методы и способы оценки состояния экономики в промышленно-развитых странах.

Страны ЕС используют наиболее точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов Доклад о развитии человека 2005. Программа развития ООН (ПРООН). - 2005..

По оценкам Всемирного банка, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала - 20%, человеческого - 64%. В таких промышленно-развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%.

Социальные бюджеты в большинстве промышленно-развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно-развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП, а доля социальных расходов составляет, как правило, 22-25% ВВП (Германия, Италия и Франция).

Также в промышленно-развитых странах решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической безопасности является разработка и внедрение технологических инноваций. Так, в США прирост душевого национального дохода за счет этого фактора составляет до 80%. В приложении 1 показаны данные о затратах на развитие технологических инноваций в промышленно-развитых странах. Уступая странам ОЭСР по общим объемам затрат на развитие технологических инноваций и численности занятых в этой сфере специалистов высшей квалификации, США, благодаря концентрации финансовых ресурсов и созданным механизмам управления, превосходят их в эффективности работ.

Прямое воздействие технологических инноваций США на научно-технический прогресс во всем мире, их глобальное проникновение в международную хозяйственную политику определяется динамикой технологического платежного баланса и масштабами экспортно-импортных операций в наукоемких отраслях. В оценке эффективности международного обмена технологиями решающее значение имеет коэффициент «технологической независимости» -- соотношение технологических балансов платежей и доходов страны. За последние 10 лет этот коэффициент в США не опускался ниже 4. В тот же период в Германии, Японии, Великобритании его значение не превышало уровня 0,8 -- 1,2. На международном рынке наукоемкими отраслями считаются аэрокосмическая, электронная, телекоммуникационная, фармацевтическая, производство электротехнического, машиностроительного, управленческого оборудования, ЭВМ.

Экспортно-импортная ориентация перечисленных отраслей отвечает как интересам научно-технической и промышленной политики государства, так и потребностям экономики. В условиях реализации доктрины открытости внутреннего рынка такая политика обеспечивает конкурентоспособность национальной науки, техники и промышленности и привлечение зарубежного научно-технического потенциала в те отрасли, где это наиболее рационально с точки зрения рыночного хозяйствования и национальных интересов государства.

Общий объем экспорта технологий из США для наукоемких отраслей промышленности за последние 10 лет составил более 600 млрд. долларов, в то время как импорт не превысил 500 млрд. долларов. Таким образом, США обеспечили себе лидирующее положение на рынке высоких технологий на ближайшие 20-30 лет.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:39 09.05.2010
Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран


Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу 21 в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.

Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 840 млн. человек (14 % от общей численности жителей Земли) в 2004 г. они произвели ВВП стоимостью 18 млрд. долл. (52 % мирового объема).

В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т.е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен.

На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.

Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале 19 в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу 19 в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале 20 в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.

В последние десятилетия 20 столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». Эти 500 крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами -- 4/5.

Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Таким образом, проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.

Во второй половине 20 в. произошло существенное изменение структуры общественного производства развитых стран. В этой структуре выделяются три основных сектора: первичный -- добывающие отрасли и сельское хозяйство; вторичный -- обрабатывающая промышленность и третичный -- сфера услуг.

На основе достижений второго этапа НТР (80--90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой -- производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.

В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве.

Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в общей численности населения.

Последнее десятилетие в развитии экономики развитых стран характеризовалось стабилизацией социально-экономических процессов, прежде всего темпов экономического роста. После экономического спада начала 90-х годов в промышленно-развитых странах, начиная с 1994 г., продолжается беспрерывный экономический рост. Исключение составляет Япония, где в 1998 г. наблюдался новый спад после непродолжительного подъема 1995--1996 гг. Аналогичная динамика прослеживается в развитии промышленного производства. В 1998 г. беспрецедентный длительный период экономического подъема в США продолжился на основе растущего внутреннего спроса на потребительские товары и инвестиционного спроса. Подобная тенденция в 1998 г. отмечалась и в западноевропейских странах. Однако в конце 1998--1999гг. под влиянием ухудшения перспектив сбыта товаров за рубежом в ведущих странах Европы наметилось замедление экономического роста. Японская экономика находится под влиянием финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Японское правительство приняло программу стабилизации банковской системы, рассчитанную на вложение в нее около 500 млрд. долл., а также разработало систему мер по расширению налоговых льгот и увеличению объема общественных работ.

Сравнительно низкими темпами развиваются традиционные услуги -- общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные. Преобладание в структуре услуг более сложных и наукоемких их видов способствовало развертыванию НТР в этой сфере, Формированию собственной научно-технической базы. Информационные технологии и компьютерная техника обеспечивают потребителям услуг широкий доступ к огромному массиву информации, создают условия для контактов на расстоянии участников торговых и финансовых операций, производителей и потребителей услуг образования и медицины, способствуют удешевлению новых видов услуг и повышению их качества.

Устойчивый экономический рост, бурное развитие сферы услуг, в первую очередь информационного сектора, в последнее десятилетие в развитых странах способствовали «рассасыванию» безработицы.

Несмотря на открытость экономик развитых стран, их правительства активно поддерживают своих экспортеров. Основными методами такой поддержки являются государственная гарантия экспортных кредитов, субсидирование экспорта, прежде всего сельскохозяйственной продукции и новейших высокотехнологических отраслей, пока они не достигли высокой конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.

Индустриальные страны являются основными экспортерами и импортерами капитала как в предпринимательской, так и в ссудной форме.

В области международной миграции рабочей силы развитые страны являются в основном принимающей стороной. В США существует продолжительная традиция пополнения рабочей силы за счет иммигрантов, имеющих достаточно высокую квалификацию.

Все международные экономические отношения опосредуются движением финансовых потоков в форме валютного обмена. Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика, т.е. или крайне редко применяются или вовсе не применяются какие-либо валютные ограничения, характерные для развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Регулирование валютных курсов осуществляется инструментами денежно-кредитной политики и валютными интервенциями центральных банков. Развитые страны доминируют в сфере международных валютных отношений. Это относится, прежде всего, к США.

Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. Основная задача государственной научно-технической политики развитых стран -- создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора.

Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.

Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.

Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:39 09.05.2010
Развитие экономики в европейских странах


Принятые в большинстве континенталь-ных стран ЕС экономические модели радикально отличаются ряда иных и, прежде всего, от американс-кой и японской. Сейчас можно уже говорить о своеобразной общей экономической модели Европейского союза, значительно отличающейся от моделей США и Япо-нии Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.А. Спиридонова. - М., 2005. - С. 351..

Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.

В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.

Экономическая модель ЕС имеет социально ориентированный харак-тер. Это значит, что в этих странах высок удельный вес различных социальных фон-дов (пенсионного и др.) в ВВП. Пенсии и пособия по безработице в ЕС высоки, что, с одной стороны, дает гражданам надежные социальные га-рантии, а с другой, снижает стимулы к скорейшему поиску новой работы и ложится тяжелым бременем на себестоимость продукции, уменьшая ее кон-курентоспособность на мировых рынках.

Для ЕС характерна своеобразная и эффективная внешнеэкономическая модель, которая во многом компенсирует неконкурентос-пособность европейских товаров на некоторых рынках Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.А. Спиридонова. - М., 2005. - С. 361..

Как известно, благополучие развитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития, во многом основано на созданном за счет большого удельного веса услуг в ВВП очень емкого внутреннего рынка. Граждане этих стран обмениваются друг с другом дорогостоящими услугами и экспортируют дорогостоящие наукоемкие товары и технологии. Взамен они импортируют относительно дешевое сырье и товары массово-го производства.

При этом, естественно, необходимо как-то поддерживать должный жизненный уровень групп населения, производящих товары мас-сового производства, в частности, продукты питания, энергоносители и т.п. Для этого пригодны два средства: либо дотировать эти производства из бюджета страны, либо искусственно поднять цены внутреннего рынка так, чтобы доходы их производителей соответствовали уровню жизни этих стран.

ЕС широко использует государственную помощь сельскому хозяйству, добывающим отраслям и другим отраслям экономики, себестоимость про-дукции которых значительно превосходит мировые цены. Кроме того, в ЕС уже давно и успешно применяется совершенно необычная внешнеэко-номическая модель, позволяющая без вреда для экономики поддерживать высокий уровень цен на товары массового спроса на внутреннем рынке и одновременно успешно осуществлять экспорт товаров этих групп.

Суть этой модели в следующем. На границе ЕС с определенных групп импортируемых товаров взимаются компенсационные сборы. Их разме-ры таковы, что сумма цены импортируемых товаров и компенсационных сборов уравнивается с ценой внутреннего рынка. Таким образом, при ввозе товаров их цена увеличивается до высоких цен внутреннего рынка, устра-ивающих работающие в данной отрасли предприятия ЕС. Компенсацион-ные сборы, которые платят импортеры, поступают в специальный вне-бюджетный фонд. Если же предприятия этих отраслей экспортируют про-дукцию, то они получают из этого фонда выплаты, равные разности меж-ду ценой на внутреннем рынке и мировой ценой. Здесь очень важно, что взимаемые сборы поступают не в бюджет, а во внебюджетный фонд. Если бы платежи шли в бюджет, то они должны были быть приравнены к обыч-ным импортным пошлинам. А за их размерами внимательно следит ВТО. Компенсационные сборы на некоторые продукты превышают 300% от их цены, и, конечно, пошлины такого размера противоречат правилам ВТО. А вот не поступающие в бюджет компенсационные сборы не противоре-чат правилам ВТО. Во всяком случае, странам ЕС удалось убедить ВТО, что механизм компенсационных сборов вполне соответствует принципам ВТО Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина - М., 2004. - С. 281..

Наглядно механизм компенсационных сборов можно представить себе в виде шлюза. Только вместо воды в нем поднимаются и опуска-ются цены. При импорте этот механизм поднимает цены от мировых до внутренних, а при экспорте опускает их от внутренних до мировых.

Конечно, для успешного действия такого механизма необходимо, что-бы сумма компенсационных сборов, поступающих от импортеров, равня-лась бы сумме выплат из фонда экспортерам. Для этого нужно внимательно следить за структурой экспорта и импорта. Преимуществами механизма ком-пенсационных сборов являются их чрезвычайная гибкость (размер сбора автоматически определяется как разница мировой и внутренней цены) и их, хотя и чисто формальное, признанное соответствие принципам ВТО.

В большинстве стран ЕС у власти находятся партии социальной ориен-тации (социалистические, социал-демократические и т.д.). В их програм-мах четко обозначены цели построения общества, где будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Это не означает, конечно, что они собираются построить социализм советского типа. Западные социалисты - убежденные сторонники рынка, но рынка социально ориентированного, с ведущей ролью государства в экономике.

Тем не менее, в современной ситуации большинство «левых» правительств стран ЕС начали и успешно осуществляют либеральные реформы, направленные на уменьшение роли государства и дерегулирование экономики.

Дело здесь в том, что западно-европейские социалисты отнюдь не «упертые» догматики. Они очень прагматичные и здравомыслящие люди, готовые гибко менять свою стра-тегию в зависимости от складывающихся обстоятельств. В современном глобальном мире, в постиндустриальных странах определенная либерали-зация экономики эффективна, и правящие социальные партии вполне ус-пешно проводят либеральные реформы.

Нужно научиться относиться к либерализации и усилению госрегули-рования, национализации и приватизации как к инструментам, выбор ко-торых зависит от складывающейся в стране экономической ситуации, зре-лости неформальных институтов, уровня коррупции и, главным образом, от доминирующих на данном историческом этапе технологий производ-ства и управления Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина - М., 2005. - С. 286..

Если политика является концентрированным проявле-нием экономики, то экономика - это концентрированное проявление доминирующего технологического уклада. То есть те или иные экономичес-кие формы и инструменты должны быть адекватны доминирующим техно-логиям и их выбор должен определяться исключительно соображе-ниями экономической эффективности.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rommstain
rommstain


Сообщений: 7366
17:41 09.05.2010
Английская модель стратегического развития экономики существенно отличается от континен-тальных и ближе к американской.

Ее характерными чертами являются:

· Относительно невысокий удельный вес государства в экономике, да-ющего около 20% ВВП страны. В то же время государство является круп-нейшим инвестором в инновационный комплекс. На него приходится 35% всех затрат на науку;

· Низкий уровень налога на прибыль корпораций и индивидуального подоходного налога;

· Благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому в стра-не действует свыше 13 тыс. иностранных компаний. Великобритания при-влекает свыше 30% иностранных инвестиций, направляемых в ЕС, и свыше 40% американских инвестиций в регион;

· Низкий уровень безработицы, составляющий 4,6% экономически активного населения (1,3 млн. чел);

· Низкая инфляция;

· Относительно слабая общественная структура, значительно уступающая французской и немецкой. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина - М., 2005. - С. 329.

Сфера слуг в Великобритании дает 66,8% ВПП, и в ней занято 71,5% трудоспособного населения. На сельское хозяйство приходится лишь 1,8% ВВП, а на промышленность - 31,4%.

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов 20 в., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Испания развивает машиностро-ение и наукоемкое производство. Она умело привлекает иностранный ка-питал, на долю которого приходится 5% ВВП. Испания видит перспекти-ву в создании у себя информационного общества. Производство более 40% ВВП Испании в ближайшие годы будет зависеть от компьютеризации эко-номики и способности страны адаптироваться к требованиям информа-ционного общества. Во внешнеэкономической сфере Испания успешно опирается на цивилизационные связи со странами Латинской Америки, которые видят в ней не только прародину, но и естественного лидера.

Однако у страны немало проблем. Число безработных в стране превы-сило 3,5 млн. чел., что составило почти четверть трудоспособного населе-ния. Такой уровень безработицы трудно представить в любой другой стра-не Европейского союза.

Германская модель стратегического развития экономики восходит к периоду объединения стра-ны во времена «железного» канцлера Бисмарка (19 в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введе-ния современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с мо-мента ее объединения утвердились принципы приоритета государствен-ных интересов при социальной ориентации государства. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.

После второй мировой войны Германия лежала в руинах. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная эко-номическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда.

Для современной экономики Германии характерны:

· Ярко выраженная постиндустриальная экономика с удельным весом сферы услуг в ВВП 64,4%, при 34,5% промышленности и 1,1% сельского хозяйства;

· Мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП пре-вышает 50%, и большие налоги. В Германии на налоги идет 65% прибыли, тогда как в США только 45%, а в Великобритании 45%;

· Четкая социальная ориентация экономики, при которой отчисления в социальные фонды превышают 80% фонда оплаты труда. Немецкая ра-бочая сила - самая дорогая в мире, она стоит в среднем больше 12 долл. за час. В Германии больше всех в Европе праздничных дней. Все это удоро-жает немецкую продукцию и снижает ее конкурентоспособность;

· Субсидирование государством убыточных отраслей: угольной, сталелитейной, судостроительной отраслей промышленности и сельского хо-зяйства;

· Сильная интеграция немецкой экономики в мировую. Германия находится на втором месте как по экспорту (10% мирового), так и по импор-ту (8% мирового). Ее экспорт составляет 23,6% ВВП;

· Низкий уровень иностранных инвестиций, составляющий только 7,5% общих вложений, тогда как для Нидерландов он равен 35, а для Великоб-ритании - 25%;

· Высокий уровень безработицы, составляющий более 10% трудоспособного населения. Для Германии характерен значительный импорт рабо-чей силы. Туда едут привлекаемые высокими заработками рабочие Тур-ции, Греции, стран Восточной Европы;

· Высокий уровень вывоза капитала. Немецкие предприниматели пред-почитают выносить трудоемкие части производства за рубеж не только в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, но и в развитые страны с меньшими сборами в социальные фонды;

· Огромные затраты на выравнивание уровней жизни восточных земель, присоединенных 3 октября 1990 г., и западных земель. Эта програм-ма оценивается в 2 трлн. марок и тяжелым бременем ложится на бюджет страны. Введен даже специальный «налог на солидарность», доходы от которого идут на выполнение программы выравнивания доходов Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.- М., 2005. - С. 321..

Отметим некоторые характерные для итальянской экономической модели черты:

· Италия имеет крупнейший среди развитых стран государственный сектор, контролирующий 50% экономики и 70% банковской системы. При-шедшее к власти в 1992 г. правительство телемагната-либерала Берлускони провело некоторые реформы, например, продало 36,5% государственных акций Banko di Roma за 1,1 млрд долл. Однако, в целом, модель итальян-ской экономики осталась неизменной;

· Для итальянской модели характерен упор на мелкий и средний бизнес. Около 70% занятых работают в компаниях с численностью меньшей 50 чел., а 30% всех занятых в экономике - индивидуальные предпринимате-ли. В католической Италии удалось создать атмосферу глубокого уваже-ния к частному предпринимательству, в отличие от ее соседки Франции;

· Италия является самой регулируемой страной Западной Европы, в которой действуют свыше 150 тыс. экономических законов, а организация новой компании еще недавно могла занять около трех лет из-за бюрокра-тической волокиты. Коррупция, несколько уменьшившаяся после приня-тых против нее энергичных мер (операция «Чистые руки» и т.п.), остается бичом итальянской государственной системы. Нелегальный рынок дает бо-лее 30% общих оборотов, и в этом имеется большое сходство с ситуацией в России;

· Для итальянской экономики характерен кластерный тип размещения производства. Сейчас в центре Италии возник гигантский кластер, состоящий из мириадов средних и малых фирм, производящих текстиль, одежду, мебель, обувь и т.д. Их конкурентное преимущество заключается в территориальной близости друг к другу и возможностях сотрудничества и кооперации. Этот кластер получил название «третьей Италии» в отли-чие от крупнонромышленной северной и аграрной южной.

· В Италии имеются заметные региональные различия в экономике и уровне жизни. Развитый север страны по всем показателям существенно от-личается от отсталого юга. В трех областях Италии - Ломбардии, Пьемон-те и Венеции - производится 40% ВВП страны, а одна Ломбардия дает 30% всего экспорта. Если в этой области на душу населения приходится 24 тыс. долл. годового дохода, то в Колабрии и Сицилии - около 14 тыс. долл. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.- М., 2005. - С. 326..

Современная Италия - это постиндустриальная страна, в которой сфе-ра услуг дает свыше 68% ВВП.

Успех, достигнутый на итальянском пути развития, объясняется уме-лым сочетанием мощнейшего государственного предпринимательства в стратегических отраслях промышленности и поощряемого государством мелкого и среднего бизнеса в других отраслях промышленности.

Характерными чертами французской экономической модели являются:

· Исключительно большое значение государства в экономике. Через государственный бюджет проходит около 54% ВВП. Чиновничество Франции - самый влиятельный класс. Престиж чиновничьей карьеры очень высок. Государ-ственные служащие получают заработную плату большую, чем доходы в частном бизнесе. Они не подлежат сокращению и уходят на пенсию в 50-55 лет с пенсией, большей, чем их заработная плата;

· Во Франции весьма развито государственное индикативное планирование. Государственное дирижирование экономическим оркестром и регулирование рынка остаются важными составляющими французской экономической политики, хотя в последние годы их роль заметно умень-шилась;

· Государственный сектор Франции занимает весьма значительное место. В нем работают 24% всех занятых в экономике. Франция дает убе-дительный пример успешного государственного предпринимательства и опровергает распространенное в либеральных кругах мнению о заведо-мой неэффективности государственных корпораций;

· Очень остро стоит проблема безработицы. Число безработных составляет около 12% экономически активного населения. Пособие по без-работице превышает среднюю заработную плату, и безработные не торо-пятся с поиском нового места приложения своих сил;

· Иностранная рабочая сила вместе с семьями оценивается в 4,5 млн. чел. Она оказывает значительное давление на французский рынок труда;

· Франция ориентирована на построение «государства благоденствия». На социальные нужды здесь тратится около 20% ВВП страны, больше всех в мире. Это дает трудящимся высокую степень социальной защиты, но тяжелым бременем ложится на налогоплательщиков Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.- М., 2005. - С. 326..

Экономика Франции, как и других промышленно-развитых стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 9324 «О статусе Банка Франции») во Франции действует система регулирования банковской деятельности. В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93359
17:48 09.05.2010
Роммштейн, спасибо за огромный труд!
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Основы Экономической программы СДО Новая Россия
    . We discuss the basics of the economic program of the Social Democratic ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия