Хочу сразу признаться, что к Лимонову, как к личности и как к политическому деятелю, никаких симпатий не испытываю, поэтому предвзятого отношения в этой психологической зарисовке не избежать. Хотя постараюсь быть объективным.
Когда-то Лимонов был писателем - творцом новых (эпатажных) смыслов. Причем, писателем очень незаурядным, о чем говорят его ранние стихи и гениальная «Исповедь неудачника», но, к несчастью, для читателей и для него самого это все в прошлом.
Сегодня Лимонов стал гуру российской андеграундной политики и все его последние книги не более, чем пиар его беспрерывного политического перфоманса, к писательскому творчеству отношения не имеющие. Это легко увидеть, если сравнить ранние тексты и сегодняшний поток его воспаленного политикой сознания. Выпадение из творческого процесса и увлечение эпатажно-маргинальными формами политики, которое овладело Лимоновым в начале 90-х, явление в истории исскуства прошлого века не уникальное, а уж в истории советского исскуства просто поголовное.
Практически, все советские писатели душили в себе божью искру творчества, чтобы влиться либо в официальный, либо в оппозиционно-андеграундный политический процесс советской действительности. Те же, кто хотел остаться творческой личностью, пытались любой ценой эмигрировать из СССР. Что, кстати, и сделал Лимонов.
Но в 90-е годы правила игры изменились и писатели были избавлены от этой страшной альтернативы. Произошло отделение творчества от политики и идеологии. Добровольно перейдя в политику, Лимонов сделал то, что в советское время все писатели делали по принуждению. В этом публичном акте творческого самоубийства проявилась одна из глубинных сущностей личности Лимонова. Он очень хочет славы, только не той посмертной, которую дает настоящее творчество, а мгновенной, яркой, прижизненной, полученной в результате успешной политической деятельности.
Столкнушись с тем, что в официальную политическую элиту двери для него закрыты (это, кстати, характеризует его, как человека, никогда не сотруднчавшего с советскими спецслужбами), он начинает прорываться на российский политический олимп с черного хода, который старательно роет радикальная оппозиция. Стратегия и тактика левых радикалов достаточно примитивна. Идеологически они аморфны и беспринципны, поэтому могут вступать в любые, выгодные для себя, политические альянсы.
Тактика НБП построена на регулярном проведении шокирующих обывателя (а, следовательно, запоминающихся) пиар-акциях, где они позиционируют себя, как непримиримые борцы с властью и бескорыстные защитники народных интересов. Стратегия радикалов заключается в ожидании всеросийского социального либо национального погрома, который они надеются политически оседлать и идеологически возглавить. В стратегии они ничем не отличаются от большевиков, чье имя с гордостью носят.
Удивительно другое, акции НБП, которые часто трагически заканчиваются для их исполнителей, по форме и стилю поразительно похожи на перфомансы творцов российского актуального исскуства (питомцев галериста и кремлевского пиарщика Марата Гельмана). Но актуальное исскуство сегодня, как и социалистический реализм во времена СССР, возведено в ранг официального и является визуальным воплощением идеологии торжествующего кремлевского либерализма.
Получается, что способы и методы идеологической пропаганды у кремлевских манипуляторов и у их радикальных политических противников, каковыми являются лимоновцы, совпадают. Перефразируя знаменитую фразу Ганди - «Я не знаю цели, я знаю только средство», можно сказать, что невозможно, используя одни и те же средства, идти к разным целям.
Поэтому победивший Лимонов вряд ли предложит нам идеологически что-то отличное от того, что сегодня предлагает нам Марат Гельман и Администрация Президента в виде самопроизвольно оформляющейся государственной идеологии.
Эта идеология воплотила подсознательную мечту дессидентствовавшей советской интеллигенции и представляет либерализм не как систему индивидуальной ответственности за собственные действия, а как безграничную свободу для творческой и коммерческой элиты неразрывную с коррупционным творчеством российской бюрократии.
Природа вождизма Лимонова заключается не только в традиционном сектантском почитании лидера замкнутой группой поклонников, но и в неких психологических приемах, которые он талантливо применяет к своим политическим сторонникам. Он эксплуатирует не столько настроение социального протеста молодежи, так как, в основном, члены НБП не являются социальными изгоями, а их протест против стиля жизни собственных преуспевающих родителей.
Лимонов пытается разогреть фрейдистские комплексы молодых людей, призывая их под видом социальной, фактически, к «эротической» революции, то есть к восстанию против засилия «папик», которые олицетворяют сегодняшнюю российскую власть. Он и сам, уже изрядно поседевший и постаревший, всю жизнь ненавидевший «папиков», мало чем отличается от своих закомплексованных почитателей из среды продвинутой молодежи.
С одной стороны, Лимонов ненавидит номенклатуру, а с другой стороны, раболепно тянется к ней, что разоблачил его союз с Косьяновым. Никакой «другой России», кроме анархической модификации уже существующей, Лимонов не сможет предложить российскому населению. Касьяновско-лимоновский вариант либерализма не сможет вписаться в трагическую российскую действительность и скоро Лимонов сам это поймет.
В ближайшем будущем у него, как у политического деятеля останется только две альтернативы - либо быть смытым поднимающейся право-патриотической волной, либо продолжить эпатировать российскую общественность и встать в ряды радикальных националистов, забыв о своем большевицко-либеральном политическом прошлом.
Посмотрим, станет ли Лимонов ради того, чтобы остаться заметной фигурой в российской политике, радикально менять идеологическую окраску и возрождаться в зловещем образе российского фашиста?
Андрей Покидышев 30.09.2006 г. г.Москва
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Я подробно не знаю про Лимонова, и судить про него лично не буду. Что-то может быть, непреемлемо, экстремизм и т.д.
С др.стороны, мнение продажных российских СМИ и вонючих демократов меня совершенно не интересуют - всегда судил по личным впечатлениям.
Создалось впечатление про Лимонова, как о человеке искреннем, умным, болеющим за Россию.
Одно время даже, ему давали слово на центральном радиовещании. Внимательно и с интересом слушал его - умные вещи говорил.
Насколько я знаю в самых общих чертах позицию Лимонова - 1. Россия в жопе, в которую ее загнали демократы и либералы. 2. Нет иного выхода, кроме как революцию устраивать.
С 1 выводом - полностью согласен.
А вот со 2 выводом - интересная ситуация получается:
а) не хотелось бы революций. б) но и без революции, цивилизованно сейчас выйти из жопы - совершенно не возможно. Власть сама себя реформировать не будет. А общества гражданского в России не сложилось.
В анализе ситуации Лимонов прав. А в средствах - можно поспорить. Нет этих средств. Нет перспектив у России на будущее. Добьют ее российские демократы в тесном союзе с \"мировым сионизмом\".
И не надо отвратительно фыркать на это определение - \"мировой сионизм\".
Мне евреи безразличны. И я на сионизме не зациклен. Можно мировой сионизм назвать по-другому (заговор Запада, заговор Англо-саксов, и т.д.).