Да, война закончилась в Берлине, закончилась полной и безоговорочной капитуляцией Германии, и, как верно заметил Виктор Суворов, "Сталин в мундире Генералиссимуса выглядел гораздо лучше, нежели обгорелый труп Гитлера" .
Но ...
К этому триумфу вела цепочка удивительных, не всегда поддающихся логическому объяснению событий, странных решений и действий политических лидеров; будущий победитель не раз оказывался в полушаге от гибели, а победа его противника порою казалась неизбежной.
Могла ли Германия победить?
Как и во многих иных случаях, правильный ответ начинается с правильной постановки вопроса. Что такое победа Германии? Размещение немецкого гарнизона в каждом поселке от Бреста до Владивостока? Но столь абсурдная задача никогда и не ставилась.
Реальные цели войны сформулированы в Директиве " фюрера и верховного главнокомандующего " № 21 (план "Барбаросса"), в разработанных на её основе планах стратегического развертывания вермахта, в выступлениях Гитлера перед высшим генералитетом, в его переписке с Муссолини.
Всё это рассекречено, доступно, давно и многократно опубликовано, поэтому, не утомляя вас, друзья мои, обильным цитированием, сразу перейду к конечному выводу: перед германскими вооруженными силами была поставлена задача ослабить военно-экономический потенциал Советского Союза - посредством разгрома наличных сил Красной Армии, посредством захвата важнейших промышленных центров, посредством перемещения границы на восток) до такой степени, какая сделает невозможным вмешательство СССР в европейские дела Гитлера. По меньшей мере, на срок до завершения войны против Британской империи.
По поводу желаемого политического переустройства никаких ясных указаний в документах не обнаруживается.
Однако в письме, которое Гитлер вечером 21 июня отправил в адрес Муссолини, есть и такие слова:
"Если бы я даже вынужден был к концу этого года оставить в России 60 или 70 дивизий, то все же это будет только часть тех сил, которые я должен сейчас постоянно держать на восточной границе".
60 или 70 дивизий против пустого места не оставляют; можно предположить, что на тот момент Гитлер считал приемлемым такой финал военной кампании, при котором некая "урало-сибирская Россия" сохраняет свое полу-независимое существование.
Что же касается географии "восточного похода", то в Директиве № 21 она была сформулирована следующим образом:
"Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга — Архангельск".
От Белостока и Львова до названной линии порядка 1,5 тыс. км. Много, но не бесконечно много. Да и с указанием этой линии немцы изрядно "перестраховались" - так далеко можно было не ходить.
Четыре пятых боевых самолетов в СССР выпускалось на 4 заводах: два в Москве, один в Горьком (Нижнем Новгороде), один в Воронеже.
Почти весь выпуск моторов для них обеспечивали четыре завода: в Москве, Рыбинске (270 км к северу от Москвы), Перми и Запорожье.
Производство танков и танковых моторов накануне войны практически полностью сконцентрировано в Ленинграде и Харькове.
Наиболее массовые артсистемы (противотанковые 45-мм, полковые и дивизионные пушки калибра 76-мм, гаубицы калибра 122-мм и 152 мм) выпускались в Ленинграде, Подлипках (Подмосковье), Горьком, Перми с окрестностями. Основные типы стрелкового оружия - в Подмосковье (Подольск, Загорск, Тула, Ковров) и Ижевске.
Если на географической карте СССР провести две линии (по странной случайности они пересекаются под прямым углом) - Ленинград, Горький и Горький, Запорожье - то к западу от них окажутся почти все перечисленные выше города.
На 600-800 км восточнее этого треугольника остаются только Ижевск и Пермь, что, впрочем, в плане "Барбаросса" было учтено:
"В случае необходимости последний индустри альный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парали зовать с помощью авиации".
Критически важным условием реализации плана "Барбаросса" был высокий темп наступления. 1000-1400 км от западной границы СССР до линии Ленинград, Горький, Запорожье надо было пройти быстрее, нежели противник успеет организовать полноценную эвакуацию военных заводов, то есть. за 1-2 месяца. Возможно ли это?
На подобный вопрос нет и не может быть однозначного ответа.
Пространство не сопротивляется, сопротивляются люди (точнее говоря, вооруженные и организованные в армию люди). Летом 1918 года горсть плохо вооруженных людей (не более 25 тысяч, без артиллерии), называемых "чехословацкий корпус", свергла Советскую власть на гигантском пространстве от Пензы до Томска.
В ноябре 1942 года 35 тыс. хорошо вооруженных, оснащенных бронетехникой и автомобилями людей прошли в непрестанном наступлении 1800 км от Сафи до Бизерты, причем идти им пришлось по безлюдной и безводной пустыне ( операция "Торч", высадка американского десанта в Северной Африке ).
Так что помешать немцам дойти от Бреста до Горького могло только сопротивление Красной Армии, а не километры как таковые
Через три недели после начала операции немецкие генералы могли констатировать, что первая задача, поставленная перед ними по плану "Барбаросса" (" Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Запад ной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев" ), в основном уже выполнена.
Танковые гусеницы прогрохотали по мостам через Буг, Неман, Западную Двину, Березину, Горынь и Случь.
10 июля немцы заняли Псков, 16 июля - Смоленск.
Две трети расстояния от западной границы до Ленинграда и Москвы были пройдены. Войска Прибалтийского и Западного военных округов (более 70 дивизий, 1 млн. человек) разгромлены, рассеяны по лесам или взяты в плен.
Чуть позднее то же самое произошло с Юго-Западным и Южным фронтами.
Особенно тяжелый урон понесли крупнейшие в мире советские танковые войска: к середине июля потеряно 12 тыс. танков, и остатки некогда могучих мехкорпусов начали официально расформировывать.
Авиация западных округов потеряла не менее 80-85% самолетов; впрочем, и оставшиеся в списках боевые машины в большинстве своем считались неисправными. К 1 августа 1941 г. потери советских ВВС достигли 10 тыс. самолетов, из которых 5.240 числились как "неучтенная убыль ".
И вот начавшаяся таким образом война закончилась в Берлине. Первым (по хронологии, а может быть - и по значимости) творцом "великого перелома" стал Адольф Гитлер. Величайший преступник и изувер вроде бы не был клиническим идиотом, однако перечень безумных ошибок, совершенных им в 41-м году, не перестает удивлять.
Начнем с простого и малого.
Оказавшись в Смоленске, надо было, невзирая ни на какие угрозы флангам, идти, ломиться, рваться к Москве. Такое решение не есть вопрос оперативного искусства (в бесконечных спорах о котором каждый будет по своему прав).
Это главная философия войны, "человеческий фактор", который такой мастер управления толпой как Гитлер должен был бы понимать. Потеря столицы, символа власти и величия страны, да еще и через месяц после начала боевых действий, не могла не произвести ошеломляющее впечатление на армию и народ.
Выражаясь более содержательным языком, захват Москвы многократно повышал коэффициент положительной обратной связи ("война всё равно проиграна, чего ради я должен гробить свою единственную жизнь", и армия превращается в разбегающуюся толпу, что еще более ускоряет продвижение противника).
И не забудем о том, что в Директиве № 21, самим же Гитлером и подписанной, именно захват Москвы был обозначен главной задачей:
"Захват этого города означает как в политическом, так и в экономическом отношениях решающий успех, не говоря уже о том, что русские лишатся важнейшего железнодорожного узла".
Тем, кто этого давно не делал, рекомендую взглянуть на карту железных дорог СССР - основные магистрали стянуты в одну точку, и эта точка в Москве.
Тем не менее, после форсирования верхнего течения Днепра и выхода к Смоленску начинаются многонедельные дискуссии, итогом которых становится решение повернуть подвижные соединения Группы армий "Центр" на север (к Ленинграду, Тихвину) и на юг (к Киеву).
В результате операция "Тайфун" (битва за Москву) начинается только 30 сентября, на размытых осенними дождями дорогах - два с половиной месяца бездарно потеряны
Эта ошибка была (для немцев) пагубной, но не сказать, чтоб сильно удивительной, ибо она стала логическим следствием другой, гораздо более серьезной ошибки - вермахт отправился (точнее говоря, был послан "фюрером и верховным главнокомандующим") воевать с крупнейшей сухопутной армией мира, имея минимальные, абсолютно неадекватные задаче, резервы !
Всего с 22 июня и до конца 1941 года на Восточном фронте из резерва ГК в бой было введено 2 танковые, 1 моторизованная и 25 пехотных дивизий - и это в ситуации, когда противник бросал на фронт новые соединения сотнями, да и геометрическая протяженность самого фронта выросла более, чем в два раза. Вот и приходилось немецким генералам заниматься "латанием тришкиного кафтана" в те моменты, когда для развития успеха требовалось ввести в бой мощные свежие силы.
Не менее красноречива и динамика пополнения танковых войск. За первые два с половиной месяца войны (как было уже отмечено, в такой срок надо было или разгромить "восточного колосса", или застрелиться) весь Восточный фронт получил на восполнение потерь 89 (восемьдесят девять) танков.
Причем ровно половину от этого "огромного количества" составляли легкие чешские Pz-38(t). Всего же до конца 41-го года на Восточный фронт было отправлено 513 танков и "штурмовых орудий". Так можно воевать на фронте в полторы тысячи километров? С противником, который считает танки тысячами?
Но, быть может, Германии просто нечем было снабжать свою воюющую армию?
Без лишних слов приведу три цифры: 89, 515, 3160.
Первая - это упомянутая выше поставка танков на Восточный фронт.
Вторая - средний по 41-му году объем двухмесячного производства танков. Даже работая спустя рукава, в одну смену, со всеми праздниками и выходными днями, при 40-часовой рабочей недели Германия способна была каждые два месяца обеспечить танками три новые дивизии.
А третья цифра - это средний объем двухмесячного производства танков и "штурмовых орудий" в 1944 году. Это то, что сделали под градом бомб, с потерей важнейших источников легирующих добавок для танковой брони.
В то время (июль 41-го), когда Смоленской группировке вермахта нечем было продолжать наступление на Москву, 45 пехотных и 2 танковые дивизии бездействовали во Франции и на Балканах, 8 пехотных дивизий готовились отражать мифическую высадку англичан в Норвегии.
На этапе подготовки к войне против СССР (с момента окончания французской кампании и до апреля 1941 года) из вермахта было демобилизовано (!) 500 тыс. человек, т.е. личный состав, достаточный для укомплектования 30 пехотных дивизий…
Перечень подобных фактов можно продолжать долго, но все они, в конечном итоге, свидетельствуют об одном - о запредельно авантюристической недооценке противника (Красной Армии).
Невероятно, но факт: война против СССР изначально рассматривалась Гитлером как мелкий эпизод в Великой Битве против Британской империи ("разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии").
Директива № 32 с задачами Вооруженных сил Германии на период после завершения "Барбароссы" была составлена 11 июня 1941 года. Это не опечатка. 11 июня, за 10 дней до начала "Барбароссы" (правда, в тот день её Гитлер не утвердил, и составленная на ее основе директива была подписана 14 июля; предполагалось "значительно сократить состав сухопутных сил", а высвободившиеся ресурсы направить на всемерное развитие люфтваффе). А ведь говорили же им: "Не хвались, идучи на рать…"
Какими бы странными и губительными не были упомянутые выше решения, все они бледнеют на фоне главной, воистину фатальной ошибки Гитлера: разглагольствуя про "глиняный колосс без головы", он так и не понял, что разгромить Советский Союз чисто военными средствами не удастся, и "глубокое выдвижение танковых клиньев" имеет смысл только в качестве внешнего ДЕТОНАТОРА, инициирующего внутренний политический взрыв.
Вот для этого, главного, не было сделано ничего - даже в ситуации, когда победа над сталинской империей буквально валилась Гитлеру в руки.
В национальных окраинах СССР (Прибалтика, Западная Украина, позднее - Северный Кавказ и Кубань) полыхал полномасштабный вооруженный мятеж, приведший к появлению во Львове, Риге и Каунасе самозванных правительств самопровозглашенных "государств".
К концу лета 41-го года в плену у немцев было полтора миллиона бывших военнослужащих Красной Армии, в течение сентября-октября 1941 г. это число увеличилось вдвое.
Фактически, это был огромный "призывной контингент", с готовым командным составом, с военными специалистами всех сортов и с циклопическими горами боеприпасов и оружия - от винтовок до танков включительно - которые ведь не испарилось бесследно, а остались на контролируемой вермахтом территории.
Генералы вермахта, которые видели ситуацию в Красной Армии и в лагерях для военнопленных с близкого расстояния (в частности, читали те протоколы допроса советских военнопленных, переводы которых выложены на моем сайте), неоднократно обращались к Гитлеру с предложением использовать уникальную ситуацию. Совершенно реальной представлялась возможность повторить опыт 1918 года, когда Германия, поддержав смену власти в России, заключила с новым правительством сепаратный Брестский мир и обеспечила себе таким образом свободу рук для наступления на Западном фронте.
К счастью для человечества, Гитлер упустил свой шанс. Он даже не попытался "подсластить пилюлю" и представить свою агрессию против СССР как "освободительный поход". Пленных красноармейцев, от которых отказалось советское государство, сгоняли на огромные, опутанные колючей проволокой поляны и морили там голодом и дизентерией.
Когда командующий группы армий "Центр" генерал-фельдмаршал фон Бок отправил в Берлин проект создания "освободительной армии" из 200 тысяч добровольцев и формирования русского правительства в Смоленске, то его доклад был возвращен в ноябре 1941 с резолюцией Кейтеля:
"Такие идеи не могут обсуждаться с фюрером".
У меня нет никакого рационального объяснения для подобной самоубийственной глупости. Разве что остается вспомнить высказанную покойным Игорем Буничем мысль про некий загадочный "самоликвидатор", который
Судьба встраивает в механизм тоталитарной диктатуры. Мистика? Тогда давайте обратимся к абсолютно конкретной и проверяемой науке - метеорологии.
В полдень 16 ноября 2024 г. температура воздуха в Москве была минус 4 градуса, осадков нет, снежного покрова нет.
16 ноября 2023 года - плюс 3 градуса, вечером слабый дождь, снега нет.
16 ноября 2022 года - плюс 5, слабый дождь, снега нет. 2021 год - минус 3, осадков нет, снега нет.
2010 год - плюс десять, осадков нет, легкая дымка. Это не "альтернативная история", это реальная погода. И 16 ноября 1941 года, в тот день, когда у разъезда Дубосеково произошел известный бой, тоже могло бы быть плюс 10.
А еще лучше (для немцев лучше) - минус 3, легкий морозец и скованные холодом бесснежные поля под Москвой, превратившиеся в проходимую для всех видов транспорта дорогу…
СССР и Германия воевали не в одиночку. У них были (появлялись, уходили) союзники.
На Гитлера, как известно, "работала вся Европа" .
Интересная такая "всяевропа", в составе которой не было Англии, Ирландии, Испании, Португалии, Швеции, Швейцарии (последние две если что-то и продавали, то за деньги), в оккупированных Сербии и Греции шла партизанская война, а на спасение своего главного союзника, Италии немцам пришлось потратить уйму ресурсов всякого рода.
И тем не менее, историки старательно подсчитывают: вот тут трофейными французскими танками был вооружен танковый батальон вермахта, вот союзная Болгария получила сотню французских истребителей "Девуатин" D-520, а вот и сами немцы приняли на вооружении люфтваффе 248 трофейных "девуатинов", да еще и приказали собрать 150 штук новых, и все они где-то в тыловых округах ПВО утюжили небо…
После 22 июня 1941 г. у Сталина тоже появился союзник, причем такой, что его ресурсы соотносились с упомянутой "всяевропой", как бревно с соринкой из известной евангельской притчи.
Согласно широко распространенному заблуждению, Соединенные Штаты стали супердержавой в 1945 году - но это неверно; абсолютным лидером мировой экономики США стали гораздо раньше. Уже к концу 20-х годов объем промышленного производства Америки превосходил (в стоимостном выражении) показатели Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии вместе взятых.
По выплавке стали США в 1,4 раза превосходили Англию, Францию и Германию, по выработке электроэнергии - в 1,7 раза, по выпуску автомобилей в 1930 году США в 3 раза превосходили весь остальной мир, доведя свой собственный автопарк до 24 млн. единиц. И с началом мировой войны эти цифры начали многократно возрастать.
В 1940 году в СССР было произведено 60 тыс. тонн алюминия, план 41-го года предполагал выход на отметку в 100 тыс. тонн, фактически же произошло обрушение производства, и к довоенному уровню удалось вернуться лишь в 43-м году.
США в 1935 году произвели 54 тыс. тонн алюминия, в 1941 году - 280, в 1942 г. - 473, в 1943 г. - 835 тыс. тонн.
Нефти в СССР было много, накануне войны добывалось порядка 30 млн. тонн в год - абсолютное первое место среди стран Старого Света (ближайший в восточном полушарии конкурент, Иран добывал в три раза меньше).
Добыча нефти в Румынии была в пять раз меньше, чем в СССР, причем поставки румынской нефти в Германию никогда не превышали отметки в 3 млн. тонн.
США в годы войны добывали в среднем по 232 млн. тонн нефти в год - и это не опечатка.
В 1940 году СССР производилось 18,3 млн. тонн стали, начавшаяся война и потеря важнейших индустриальных районов привели к резкому сокращению производства: в 1942 году было выплавлено всего 8,1 млн. тонн и лишь к 45-му удалось поднять выпуск до 12,3 млн. тонн.
В Германии (с учетом аннексированных и оккупированных территорий) в 41-43 годах производилось порядка 32-35 млн. тонн стали в год.
США во время войны выплавляли в среднем по 85 млн. тонн стали в год.
Основа всякого промышленного производства - энергетика. Выработка электроэнергии в СССР в 1942 году сократилась до 29 млрд. кВт-ч, но к концу войны увеличилась до 43 млрд.
Англия в среднем за время войны вырабатывала по 53 млрд. кВт-ч в год, США - 280 млрд. И так далее.
Огромный, многократно превосходящий возможности прочих участников мировой войны экономический потенциал Америки позволил её развернуть производство самого разнообразного вооружения, причем в ошеломляющем количестве. Кое-что от этого изобилия досталось и Советскому Союзу.
В частности: 18 тыс. боевых самолетов, 12 тыс. танков и САУ, 7 тыс. бронетранспортеров, 520 кораблей разных классов, 375 тыс. грузовых автомобилей, 50 тыс. полноприводных "виллисов" 35 тыс. мотоциклов, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов 620 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 7 тыс. бортовых авиационных радиопередатчиков, 16 тыс. танковых и 53 тыс. разных прочих радиостанций, 619 тыс. телефонных аппаратов и 2 млн. км телефонного провода (можно 48 раз обмотать Землю по экватору), 3 тыс. км пожарного шланга, 10 млн. радиоламп, 170 наземных и 370 бортовых радиолокаторов, 12 тонн драгоценного цезия 10 тыс. тонн графитовых электродов, 45 тыс. металлорежущих станков 104 тяжелых пресса, 8 тыс. малокалиберных зениток и 18 млн. снарядов к ним, 6 тыс. комплектов полуавтоматических зенитных прицелов 903 тыс. детонаторов разных типов, 603 млн. патронов ружейного калибра 3 млн. снарядов для 20-мм авиапушек, 6 тыс. тонн тетраэтилсвинца (антидетонационная присадка к авиабензину) и 1.170 тыс. тонн готового авиабензина (с учетом высокооктановых "светлых фракций"), 13 млн. пар кожаных армейских ботинок 40 млн. грамм стрептоцида…
жизненно заинтересованы в защите вашей свободы. Мы предлагаем вам нашу энергию, наши ресурсы и нашу организационную мощь для придания вам силы в восстановлении и сохранении свободного мира".
Прекрасно! И какое же отношение к столь благородным идеям могут иметь поставки вооружения для сталинской империи? Это что, "демократическая страна"? Тирания, превзошедшая в своей жестокости, тотальности и лживой подлости худшие черты гитлеровского режима - это "свободный мир", которому объявившая себя "арсеналом демократии"
Америка должна была подарить 17 млн. тонн разнообразного военного снаряжения?
Ладно. Забудем про идеалы и поговорим про интересы. Грубые, приземленные, прагматические интересы. С ними-то все еще проще - коль скоро два диктатора (Гитлер и Сталин) не смогли полюбовно договориться о дележе добычи и вцепились друг другу в глотку, то у США в такой ситуации был вполне понятный интерес: "и пусть они воюют как можно дольше и убивают друг друга как можно больше". Что - с точки зрения интересов США - могло быть лучше, чем взаимное истребление нацизма и коммунизма, осуществленное чужими руками, без пролития крови американских солдат?
Да, есть два важных уточнения.
На начальном этапе войны (лето-осень 41-го года) существовала реальная вероятность (с точки зрения интересов США - опасность) быстрого разгрома одной из сторон (Сталина) и/или заключения между ними вынужденного мирного соглашения ("второе издание Брестского мира").
Вот этого следовало избежать, однако именно на данном этапе помощь Америки была минимальной (первый протокол о поставках был подписан только 1 октября 1941 г., и подписание еще не есть поставка реальных товаров).
Во-вторых, продвижение немцев в Северной Африке (Ливия, Египет) создавало реальную угрозу захвата ими ближневосточной нефти, а это могло перевернуть глобальную стратегическую ситуацию (катастрофическое ослабление Британской империи и огромные дополнительные возможности для Гитлера).
Безучастно смотреть на это американцы не стали, и их совместные с английскими войсками действия (операция "Факел", высадка крупного морского десанта на побережье Марокко и Алжира, начавшаяся 8 ноября 1942 г.) понятны и сообразны цели.
Но вот после капитуляции германо-итальянских войск (15 мая 1943 г., в плен тогда попало порядка 250 тыс. человек) США могли с сознанием хорошо выполненной работы прекратить всякое вмешательство в военные действия на европейском континенте, оставить Гитлера и Сталина наедине с их незавидной судьбой, а самим заняться деятельной подготовкой к тому моменту, когда две тоталитарные диктатуры обескровят друг друга. Строго говоря, такую "подготовку" они вели и в реальной истории. В сентябре 1942 года состоялся первый полет, и в следующем году началось серийное производство стратегического бомбардировщика В-29 Superfortress.
В сравнении с современными ему бомбардировщиками это было даже не "следующее поколение", а другая эпоха. Напомню, что в советских ВВС "дальним бомбардировщиком" тогда считался Ил-4 (ДБ-3ф) максимальным взлетным весом в 11 тонн.
Более совершенный 14-тонный Ер-2 так и не удалось (главным образом по причине отсутствия адекватных моторов) "довести до ума".
30-тонный Пе-8 (ТБ-7) выпускался в мизерном количестве (несколько десятков в год) и как реальный инструмент войны не состоялся.
Венцом усилий немцев по созданию "урал-бомбера" стал 30-тонный крайне ненадежный He-177, выпуск которых на конец 43-го года составил порядка 400 машин (ни одна из которых в небе над Уралом так и не появилась).
Американcкая "Суперкрепость" - это 63 тонны взлетного веса и 9 тонн максимальной бомбовой нагрузки; с нагрузкой в 4,1 тонны самолет мог пролететь 5310 км, т.е. с аэродромов в южной Англии можно было бомбить Ленинград, Москву и Киев, от Тегерана - Пермь, Свердловск и Челябинск.
Четыре мотора по 2200 л/с каждый, с мощным турбонаддувом, обеспечивали максимальный потолок в 11 км и скорость 575 км/час. Гермокабина для всех членов экипажа, дистанционно управляемые пулеметные турели, баллистический вычислитель, сопряженный с радиолокационным стрелковым прицелом…
На стратосферной высоте самолет бы практически неуязвим для зенитной артиллерии и истребителей своего времени; не многим эффективнее оказались против него и реактивные истребители следующего времени - за три года войны в Корее (1950-1953 г.г.) армады В-29 сбросили порядка 185 тыс. тонн бомб при уровне боевых безвозвратных потерь один самолет на пятьсот вылетов.
К середине 1945 года американские заводы выпустили более 3 тыс. таких бомбардировщиков. В реальной истории "принуждение к капитуляции" с использованием В-29 происходило следующим образом: в ночь с 9 на 10 марта 1945 года 279 бомбардировщиков сбросили на Токио 1.665 тонн зажигательных бомб, и развившийся "огневой шторм" выжег дотла 40 кв. км городской застройки.
Геометрически это площадь круга диаметром 7 км, арифметически - в 8 раз больше зоны разрушения в Хиросиме. За одну ночь в Токио погибло 84 тыс. человек.
В ночь с 12 на 13 марта 274 В-29 совершили налет на Осаку, уничтожив 21 кв. км городской застройки.
В ночь с 16 на 17 марта по городу Кобе отбомбились 331 В-29, но не столь успешно - сгорело дотла "лишь" 8 кв. км...
Всего в марте 45-го "Суперкрепости" выполнили 1.505 вылетов, уничтожив 82 кв. км в четырех крупнейших городах Японии (Токио, Кобе, Осака, Нагоя). Убито и ранено 220 тыс. человек.
> Рузвельт. Американское чудо > > СССР и Германия воевали не в одиночку. У них были (появлялись, уходили) союзники.
> > На Гитлера, как известно, "работала вся Европа" . > quoted1
«Но самое-то главное в этом человеке даже не редкостное невежество, а всепроникающая ненависть. Он смотрит на родину глазами недобитого фрица. И ненавидит не только Советскую власть, советских людей, наших военачальников, но даже и наше оружие»
Вот на что ты расчитываешь , когда колипастишь этого ублюдка ?
Для примера могу привести одну из лекций Марка Солонина о ленд-лизе !
Я не думаю, что наши форумные друзья до конца понимают, как американские поставки по ленд-лизу помогли союзникам выиграть войну !!!
Означают эти два слова на первый взгляд довольно бессмысленную пару антонимов: сдавать в наем — брать в аренду.
Дело было так: когда в 1939-м в Европе вспыхнула вторая мировая война, американцы считали свою страну самодостаточной, которой плевать через океан на гитлеров, сталиных и черчиллей.
Но вот в Европе пали Польша, Бельгия, Голландия и Франция, а немецкие танки вышли к Ла-Маншу. Американцы поняли: если так пойдет и дальше, Англия тоже капитулирует. Британцам надо помогать, но вот незадача: американские законы запрещали продавать оружие воюющим странам. Впрочем, было бы желание, а способ найдется.
Нельзя продать — сдадим в аренду!
Так возник закон о ленд-лизе.
В разные годы в СССР/РФ, по-разному относились к ленд-лизу. Его значение то принижали (при советской власти), то, наоборот, возвеличивали до небес (в годы перестройки).
А где же истина? Она в цифрах. Смотрите, сравнивайте.
На чем был сделан упор в американских поставках воюющему СССР?
Стрелковое оружие и патроны, с производством которых советские заводы справлялись без посторонней помощи, поставлялись в СССР в пренебрежимо малых количествах (всего каких-то 150 тысяч стволов и полмиллиона патронов) и составляли меньше сотой части потребностей фронта.
Например, пистолеты-пулеметы Томпсона приплывали в СССР вместе с легкими танками «Стюарт». Сохранились фотографии: советские танкисты с любимым оружием чикагских гангстеров посреди кукурузного поля где-то на Украине.
Но в первую очередь ленд-лиз покрывал дефицит. Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами — подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами в СССР тогда не было.
Не было в СССР и промышленного производства радиолокаторов, поэтому СССР выписал 1803 комплекса РЛС из Англии.
Аппаратура высокочастотной связи (та самая ВЧ, по которой маршал Жуков в «Освобождении» все время говорит со Ставкой) в СССР тоже не производилась. Бесперебойной связью с командующими всеми фронтами обеспечивали Сталина две сотни станций, привезенных из США.
Вклад союзников в радиофикацию Красной Армии действительно был одной из самых больших заслуг ленд-лиза. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 советских дивизий, все бронетанковые и все воздушные армии.
По отзывам фронтовиков, американские радиостанции были куда лучше отечественных. В разные периоды войны СССР нуждался в импорте разных товаров. После катастрофических потерь советских ВВС летом 1941 года упор был сделан на доставку в СССР боевых самолетов.
Из всех типов импортной авиатехники летчикам особенно запомнились истребители Р-39 «Эйркобра» (их можно увидеть в фильме Александра Рогожкина «Перегон») и бомбардировщики А-20 «Бостон». «Бостоны» (в СССР ударение для пущего шика делалось на второе «о») под конец войны составляли почти весь парк нашей торпедоносной авиации. А «Кобры», присланные в количестве 4952 штук, достойно воевали, например, в авиадивизии советского аса Покрышкина.
Но, пожалуй, куда большим вкладом в возрождение советской авиационной мощи стали 170 тысяч тонн алюминия, присланного из Америки. Без него вряд ли поднялись бы в воздух наши «Яки», «Петляковы» и «Лавочкины».
Впрочем, не вся союзническая техника приводила в восторг фронтовиков. Самые серьезные нарекания вызывали импортные танки. Большая их часть и вправду была хуже и советской, и немецкой бронетехники. У американских, а особенно у английских танков, была тонкая броня, слабые пушки, капризные двигатели. Между прочим, и английские, и американские танкисты сами ходили в бой на таком же хламе.
Просто к началу 40-х годов танковые промышленности СССР и Германии очень далеко обогнали весь прочий мир. Единственной машиной, способной на равных конкурировать со средними немецкими танками (но не с «Пантерами» и уж тем более не с «Тиграми»), был американский танк «Шерман», доставленный в СССР в количестве 7 тысяч штук.
«Шерман» танкисты хвалили за удобное боевое отделение, мягкие сиденья и просторную башню. Но и ругали — за слишком высокий силуэт, который делал его более уязвимым в бою (3 м вместе с башней против 2,4 м у нашего Т-34).
Прошло уже немало лет, как Солонин прочитал свой цикл лекций о сотрудничестве мирового сообщества против нацисткой угрозы, но переполненный Актовый зал Иерусалимского университета у меня перед глазами до сих пор.
Я не буду цитировать его лекцию о программе ленд- лиз полностью, а расскажу лишь о самом интересном.
Прежде всего само название программы, означают на первый взгляд довольно бессмысленную пару антонимов: сдавать в наем — брать в аренду.
Дело было так: когда в 1939-м в Европе вспыхнула Вторая мировая война, американцы считали свою страну самодостаточной, которой плевать через океан на гитлеров, сталиных и черчиллей.
Но вот в Европе пали Польша, Бельгия, Голландия и Франция, а немецкие танки вышли к Ла-Маншу. Американцы поняли: если так пойдет и дальше, Англия тоже капитулирует.
Британцам надо помогать, но вот незадача: американские законы запрещали продавать оружие воюющим странам. Впрочем, было бы желание, а способ найдется.
Нельзя продать — сдадим в аренду!
Так возник закон о ленд-лизе.
В разные годы в СССР/РФ, по-разному относились к ленд-лизу. Его значение то принижали (при советской власти), то, наоборот, возвеличивали до небес (в годы перестройки).
А где же истина? Она в цифрах. Смотрите, сравнивайте.
На чем был сделан упор в американских поставках воюющему СССР?
Стрелковое оружие и патроны, с производством которых советские заводы справлялись без посторонней помощи, поставлялись в СССР в пренебрежимо малых количествах (всего каких-то 150 тысяч стволов и полмиллиона патронов) и составляли меньше сотой части потребностей фронта.
Например, пистолеты-пулеметы Томпсона приплывали в СССР вместе с легкими танками «Стюарт». Сохранились фотографии: советские танкисты с любимым оружием чикагских гангстеров посреди кукурузного поля где-то на Украине.
Но в первую очередь ленд-лиз покрывал дефицит.
Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами — подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами в СССР тогда не было.
Не было в СССР и промышленного производства радиолокаторов, поэтому СССР выписал 1803 комплекса РЛС из Англии.
Аппаратура высокочастотной связи (та самая ВЧ, по которой маршал Жуков в «Освобождении» все время говорит со Ставкой) в СССР тоже не производилась. Бесперебойной связью с командующими всеми фронтами обеспечивали Сталина две сотни станций, привезенных из США.
Вклад союзников в радиофикацию Красной Армии действительно был одной из самых больших заслуг ленд-лиза. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 советских дивизий, все бронетанковые и все воздушные армии.
По отзывам фронтовиков, американские радиостанции были куда лучше отечественных. В разные периоды войны СССР нуждался в импорте разных товаров. После катастрофических потерь советских ВВС летом 1941 года упор был сделан на доставку в СССР боевых самолетов.
Из всех типов импортной авиатехники летчикам особенно запомнились истребители Р-39 «Эйркобра» (их можно увидеть в фильме Александра Рогожкина «Перегон») и бомбардировщики А-20 «Бостон». «Бостоны» (в СССР ударение для пущего шика делалось на второе «о») под конец войны составляли почти весь парк нашей торпедоносной авиации. А «Кобры», присланные в количестве 4952 штук, достойно воевали, например, в авиадивизии советского аса Покрышкина.
Но, пожалуй, куда большим вкладом в возрождение советской авиационной мощи стали 170 тысяч тонн алюминия, присланного из Америки. Без него вряд ли поднялись бы в воздух наши «Яки», «Петляковы» и «Лавочкины».
Впрочем, не вся союзническая техника приводила в восторг фронтовиков. Самые серьезные нарекания вызывали импортные танки. Большая их часть и вправду была хуже и советской, и немецкой бронетехники. У американских, а особенно у английских танков, была тонкая броня, слабые пушки, капризные двигатели. Между прочим, и английские, и американские танкисты сами ходили в бой на таком же хламе.
Просто к началу 40-х годов танковые промышленности СССР и Германии очень далеко обогнали весь прочий мир. Единственной машиной, способной на равных конкурировать со средними немецкими танками (но не с «Пантерами» и уж тем более не с «Тиграми»), был американский танк «Шерман», доставленный в СССР в количестве 7 тысяч штук.
«Шерман» танкисты хвалили за удобное боевое отделение, мягкие сиденья и просторную башню. Но и ругали — за слишком высокий силуэт, который делал его более уязвимым в бою (3 м вместе с башней против 2,4 м у нашего Т-34).
Итак, друзья мои, поставки впечатляющие, я бы хотел выразиться даже даже сильнее - без ленд-лиза мы бы не сломили фашистскую заразу. И это не моё мнение, так сказал Сталин на Тегеранской тройственной встрече в 1943 году !
Так когда же в США, буквально сломив волю, "изоляционно" настроенного Конгресса, было принято решение о присоединении СССР к этому проекту:?
Когда и кто стоял за этим поистине историческом решении ? Именно эту тайну приоткрыл Марк Солонин студентам, в Актовом зале Иерусалимского университета !
29 сентября 1941 года в Москве началась конференция представителей СССР, США и Великобритании, в ходе которой были приняты принципиальные решения о крупномасштабных поставках в Советский Союз вооружения и военной техники. Уже 1 октября был подписан первый (всего их будет четыре) протокол о поставках на сумму в 1 миллиард долларов в течение 9 месяцев. Так началась история американского ленд-лиза для СССР.
Поставки разнообразных материалов военного и гражданского назначения продолжались до сентября 1945 г.
Всего в Советский Союз было доставлено (главным образом из США) 17,3 млн. тонн имущества общей стоимостью в 9,48 миллиардов долларов.
С учетом произведенных работ и услуг общая стоимость ленд-лиза в СССР составила 11 млрд. долларов. Долларов начала 40-х годов, когда за одну тысячу "зеленых" можно было купить увесистый слиток в 850 грамм золота.
ЧЕТЫРЕ ПРОЦЕНТА
Много ли это - 17 млн. тонн товаров совокупной стоимостью в 7 тыс. тонн чистого золота? Каков реальный вклад ленд-лизовских поставок в оснащение Красной Армии, в работу народного хозяйства СССР?
Лучшие советские экономисты глубоко и всесторонне изучили этот вопрос и дали на него исчерпывающий, короткий и точный ответ.
Ответ был опубликован в 1947 г. в книге " Военная экономика СССР в период ВОВ" , вышедшей в свет за подписью члена Политбюро ЦК ВКП(б), заместителя главы правительства СССР (т.е. заместителя Сталина), бессменного (с 1938 г.) руководителя Госплана СССР, доктора экономических наук, академика Н.А.Вознесенского.
Четыре процента. Всего лишь четыре процента от объема собственного производства советской промышленности составили эти жалкие американские подачки. Было бы о чем спорить - размер экономической помощи союзничков оказался в пределах погрешности данных экономической статистики.
Два года спустя, в октябре 1949 г. Н.А. Вознесенский был арестован. Следствие по т.н. "ленинградскому делу" длилось без малого год.
Лучшие чекисты, многоопытные советские следователи вскрыли коварные замыслы матерых врагов народа.
Военная коллегия Верховного Суда СССР, всесторонне изучив материалы дела, ознакомившись с неопровержимыми доказательствами вины заговорщиков, приговорила Н.А.Вознесенского, А.А.Кузнецова, П.С.Попкова, М.И.Родионова и других к расстрелу.
30 апреля 1954 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР реабилитировала Вознесенского, Кузнецова, Попкова, Родионова и других.
Оказалось, что "ленинградское дело" было сфабриковано от начала и до конца, "доказательства" виновности были грубо фальсифицированы, под вывеской "суда" состоялась беззаконная расправа, обвинения были продиктованы политическим заданием противоборствующих кланов в окружении Сталина.
Расстрельный приговор был признан ошибкой. К сожалению, никто так и не удосужился официально признать "ошибкой" и безумные четыре процента, появившиеся в книге Вознесенского в соответствии с заданием политического руководства СССР, озабоченного на тот момент раздуванием пламени "холодной войны".
Никакого экономического расчета за этими пресловутыми "четырьмя процентами" не было изначально, да и как можно было выразить одним-единственным числом соотношение объемов огромной номенлатуры товаров?
Разумеется, именно для этой цели были придуманы деньги и цены, но в условиях советской экономики цены устанавливались директивно, безо всякой связи с напрочь отсутствующим рынком, и исчислялись в неконвертируемых рублях.
Наконец, у войны и военной экономики есть свои законы - можно ли оценить стоимость муки, доставленной в блокадный Ленинград, всего лишь перемножив вес в тоннах на довоенные цены? Какой ценой надо при этом измерить сотни тысяч спасенных человеческих жизней? А сколько стоят бочка с водой и железное ведро на пожаре?
Советский Союз получил по ленд-лизу порядка 3 тыс. км пожарного шланга. Сколько это стоит на войне?
Даже в тех случаях, когда ленд-лизовские поставки составляли мизерные доли процента от массо-габаритных объемов советского производства, их реальное значение в условиях войны могло быть огромным.
"Мал золотник, да дорог".
903 тысячи детонаторов, 150 тыс. изоляторов, 15 тысяч биноклей и 6199 комплектов полуавтоматических зенитных прицелов - это много или мало?
Американцы поставили в СССР 9,1 тыс. тонн молибденового концентрата на "жалкую" сумму в 10 млн. долларов (одна тысячная от совокупной стоимости ленд-лизовских товаров).
В масштабах советской металлургии, где счет шел на миллионы тонн, 9,1 тыс. тонн - это ничтожная мелочь, но без этой "мелочи" нельзя выплавить высокопрочную конструкционную сталь.
А в бесконечных перечнях ленд-лизовских поставок не только молибденовый концентрат - там еще 34,5 тыс. тонн металлического цинка, 7,3 тыс. тонн ферро-кремния, 3,3 тыс. тонн ферро-хрома, 460 тонн ферро-ванадия, 370 тонн металлического кобальта.
И еще никель, вольфрам, цирконий, кадмий, бериллий, 12 тонн драгоценного цезия... 9570 тонн графитовых электродов 673 тонны (т.е. тысячи километров!) нихромовой проволоки,
без которых остановится производство электронагревательных приборов и печей. И еще 48,5 тыс. тонн электродов для гальванических ванн.
Статистические данные о производстве цветных металлов в СССР на протяжении полувека оставались строго засекреченными. Это обстоятельство не позволяет дать корректную оценку значения тех сотен тысяч тонн аллюминия и меди, которые были поставлены по ленд-лизу.
Однако даже самые "патриотичные" авторы сходятся на том, что ленд-лиз покрыл до половины потребности советской промышленности - и это без учета колоссального количество американских электропроводов и кабеля, поставленных в готовом виде.
Бесконечными рядами идут цифры поставок разнообразнейших химикатов. Некоторые из них поставлялись отнюдь не в "золотниковых" объемах: 1,2 тыс. тонн этилового спирта, 1,5 тыс. тонн ацетона, 16,5 тыс. тонн фенола, 25 тыс. тонн метилового спирта, 1 млн. литров гидросмеси...
Особо стоит обратить внимание на 12 тыс. тонн этиленгликоля - таким количеством антифриза можно было заправить порядка 250 тыс. мощных авиамоторов.
Но, конечно же, главной составляющей ленд-лизовской "химии" стали взрывчатые вещества: 46 тыс. тонн динамита, 140 тыс. тонн бездымного ружейного пороха, 146 тыс. тонн тротила.
По самым осторожным оценкам, ленд-лизовские поставки покрыли одну треть потребности Красной Армии (и в этой оценке еще не учтена доля импортных компонентов, использованных для производства ВВ на советских заводах).
Кроме того, из Америки в "готовом виде" было получено 603 млн. патронов ружейного калибра, 522 млн. крупнокалиберных патронов, 3 млн. снарядов для 20-мм авиапушек, 18 млн. снарядов для 37-мм и 40-мм зениток.
Зенитки, кстати, также были поставлены из США - порядка 8 тыс. малокалиберных зенитных орудий (значительная часть которых была установлена на шасси легкого бронетранспортера), что составило 35% от общего ресурса МЗА, полученной Красной Армией за годы войны.
В таких же пределах (не менее одной трети от общего ресурса) оценивается и доля импорта автомобильных покрышек и химического сырья (натуральный и синтетический каучук) для их производства.
Совсем не трудно найти и такие позиции, по которым ленд-лизовские поставки оказались большими, чем собственное советское производство.
И это не только легковые автомобили повышенной проходимости (знаменитые "виллисы", поставлено 50 тыс. штук), полноприводные грузовики (столь же знаменитые "студебекеры", поставлено 104 тыс. штук), мотоциклы (35 тыс.), бронетранспортеры (7,2 тыс.), автомобили-амфибии (3,5 тыс.).
Как бы велика ни была роль американской автомобильной техники (всего поставлено более 375 тыс. одних только грузовиков) - неправдоподобно надежной в сравнении с отечественными "газиками" и "зисами" - гораздо более важное значение имели поставки железнодорожного подвижного состава.
Технология войны середины 20-го века базировалась на использовании колоссального количества боеприпасов. Теория и практика "артиллерийского наступления" (остающегося предметом законной гордости советской военной науки) предполагала расходование многих тысяч тонн боеприпасов в день.
Такие объемы в ту эпоху можно было перевезти только железнодорожным транспортом, и паровоз стал оружием ничуть не менее важным (хотя и несправедливо забытым публикой и журналистами), нежели танк. СССР получил по ленд-лизу 1911 паровозов 70 дизельных локомотивов, 11,2 тыс. вагонов различного типа, 94 тыс. тонн колес, осей и колесных пар.
Американские поставки были столь огромными, что они позволили практически свернуть собственное производство подвижного состава - за четыре года (1942-1945) было произведено всего 92 паровоза и чуть более 1 тыс. вагонов; высвободившиеся производственные мощности были загружены производством боевой техники (в частности, одним из основных производителей танка Т-34 стал Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле).
Для полноты картины остается лишь вспомнить про 620 тыс. тонн поставленных по ленд-лизу железнодорожных рельсов.
Трудно переоценить роль ленд-лиза в переоснащении (количественном и качественном) советских Вооруженных сил средствами радиовязи.
2379 полнокомплектных бортовых радиостанций, 6900 радиопередатчиков, 1 тыс. радиокомпасов, 12,4 тыс. наушников и ларингофонов - и это только для авиации. 15,8 тыс. танковых радиостанций.
Более 29 тысяч разнообразных радиостанций для сухопутных войск, в том числе 2092 установленных на шасси "Студебекера" радиостанции большой (400 Вт) мощности SCR-399, при помощи которых обеспечивалась связь в звене корпус-армия-фронт, и еще 400 таких же радиостанций, но без автомобиля.
Для обеспечения радиосвязи в тактическом звене (полк-дивизия) было поставлено 11,5 тыс носимых радиостанций SCR-284 12,6 тысяч раций V-100 Pilot (последние уже на заводе-изготовителе снабжались надписями и шкалами на русском языке).