Я сразу хочу предупредить вас, друзья мои, что медицинская терминология здесь привлекается лишь в качестве поясняющей метафоры (отчасти аналогии).
В основе же предлагаемого подхода лежит общефилософская установка: повторяющиеся явления порождаются некой скрытой общей причиной.
Чтобы существенно изменить эти явления, нужно выявить причину и модифицировать ее соответствующим образом. Оказывается, медицинская метафора не такая уж далекая и чуждая — со времен Гиппократа медицина, только-только отпочковавшаяся тогда от философии, действует именно таким образом.
Какие же систематически повторяющиеся явления в истории России могут служить в роли исходного эмпирического материала? Конечно же, речь пойдет о знаменитой цикличности российской социально-политической истории.
Долгие и короткие циклы в истории России
Трудно перечислить и, тем более, проанализировать многочисленные схемы и концепции российских циклов, упомянем только современных российских авторов.
Описывали различные по характеру и длительности циклы А.Янов, А.Ахиезер, В.Пантин, В.Лапкин, Р.Вишневский, С.А.Нефедов, В.Пастухов, В.Цимбурский, Д.Драгунский, Э.Кульпин, А.Фурсов, Ю.Пивоваров, А.Зубов и многие другие.
Не будем пытаться умножать и так уже чрезмерно размножившиеся схемы циклов. Сформулируем критерии выбора моделей:
а) трезвый научный анализ с минимизацией идеологических оценок,
б) уважение к историческим реалиям и отказ подверстывать их под априорные схемы,
в) четкое выделение и единство переменной, меняющейся в ходе циклических изменений,
г) понимание того, что циклы порождаются разнообразными и изменчивыми факторами объективного и субъективного характера,
д) учет комплексного характера внешних (прежде всего, геополитических) и внутренних — социально-экономических, политических, культурных и поколенческих аспектов.
С помощью этих критериев достаточно легко отбрасываем мистические, религиозные, моралистические, органицистские и нумерологические схемы. Из оставшихся лучше всего отвечают заданным критериям две группы моделей ....
1 « Первая революция служилого класса» сер. XVI в. известна как военная реформа с введением службы «по отечеству»(для боярских, дворянских, сокольнических детей и т.д.) и службы «по прибору» (так из низших сословий набиралось стрелецкое войско). Этой «революцией сверху» начинается «Грозненский цикл» (сер.XVI – конец XVII вв.), геополитические успехи которого включают подчинение и присоединение Новгорода, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Аляски, Украины.
« Вторая революция служилого класса » известна как серия государственных реформ Петра I, в результате которых появляется единое служилое дворянское сословие и упорядочение военной и чиновничьей иерархии через Табель о рангах.
Соответствующий «Петровский цикл» (нач. XVIII – нач. XX вв.) знаменовался подъемом военной промышленности, образования, науки, присоединением Прибалтики, Финляндии, Крыма, Кавказа, Польши, Средней Азии, Манчжурии.
« Третья революция служилого класса » – это сталинский «крутой поворот» к полному огосударствлению всей экономики и жизни общества на основе массовой централизованной партии, подчиненных ей силовых, советских, профсоюзных, комсомольских и прочих структур.
«Сталинский цикл» (1927-1985 гг.) включает принудительную мобилизацию ресурсов (в формах коллективизации и индустриализации), триумф 1945 г., получение контроля над Центральной Европой, возвращение Сахалина и Южных Курил, поддержку прокоммунистических режимов в отдаленных частях планеты, превращение в мировую сверхдержаву, мощные научные, военно-технические и космические программы.
2. Краткие циклы реформ-контрреформ, циклически меняющаяся переменная агрегирует уровень реальной защиты политических и экономических свобод, уровень защиты собственности, уровень ограничения власти законами, уровень участия граждан в управлении.
Соответственно, реформы понимаются как целенаправленные изменения по либерализации в политической, правовой, экономической и культурной сферах.
Напротив, контрреформы – это целенаправленные изменения в направлении более авторитарной политики, огосударствления экономики, большего контроля над идеологией, религией и культурой. ( В данной терминологии Петр I проводил не реформы, а контрреформы ).
За последние 200 лет основные пики попыток либеральных реформ таковы: ранние реформы Александра I (1801-1811 гг.), реформы Александра II (1859-1874 гг.), Октябрьский манифест (1905 г.), Февральская революция (1917 г.), НЭП (1922-1927 гг.), Оттепель (1956‑1968 гг.), Перестройка и Постперестройка (1986-1998 гг.).
Основные пики авторитаризма и репрессивных режимов: Реакционные поздние контрреформы Александра I и Николаевщина (1814-1854 гг.). Реакция при Александре III (1881-1894 гг.), Военный коммунизм (1919-1922 гг.), Сталинский режим (1927-1953 гг.), «Заморозки» и «Застой» 1970‑х - нач. 1980‑х гг. Сегодняшняя война России и Украины
Воспользуемся общим системным представлением о том, что циклы разной длительности обычно сосуществуют и накладываются друг на друга, и будем далее рассматривать в политической истории России как долгие, так и короткие циклы.
А вот теперь, друзья мои, не вдаваясь в детали согласования-рассогласования циклов разного типа между собой, зафиксируем только главные результаты сопоставления.
1. Каждый долгий цикл модернизации начинался как контрреформа (ограничение или подавление свобод, огосударствление экономики), причем поддерживаемая расширяющимся кругом нового «служилого класса».
2. Каждый созданный контрреформами мобилизационный режим осложнялся несколькими короткими циклами реформ-контрреформ, что свидетельствует о том, что мобилизационные режимы в России были лишены важнейших качеств естественного самовоспроизводства и саморазвития.
3. Ни одна либеральная реформа не была результатом широких общественных движений, но начиналась «сверху», чаще всего, как ответ на вызов геополитического провала (поражения в Северной, Крымской, Японской, Афганской войнах), либо на требования государственного класса ослабить репрессивный характер режима (отсюда вольности дворянам при Екатерине II и хрущевская «оттепель»).
4. Ни одна либеральная реформа в России не привела к долговременному общепризнанному успеху; каждый раз за ней следовали острые конфликты, недовольство многих групп и слоев населения вплоть до бунтов и терроризма, сепаратистские движения в провинциях, что в скором времени приводило к восстановлению власти консервативных политических сил и конрреформам.
5. Несмотря на три успешные контрреформы (революции служилого класса, приведшие к долгим модернизационным циклам), многие контрреформы либо оказывались «фальшстартами» (попытки «наведения порядка» Петром III, Павлом I, репрессивная политика Столыпина, военный коммунизм, репрессивно-мобилизационная политика Андропова, путч ГКЧП), либо «замораживали» общественно-политическую ситуацию на 1−2 десятилетия с обязательными последующими провалами (реакция при Александре III, неосталинизм и «застой» при Брежневе).
6. Наиболее драматические провалы — государственные распады (Смута, Революция и Гражданская война, коллапс СССР) — хоть и имели множество разнородных накапливавшихся причин (обычно связанных с поколенческой деградацией элит и разложением мобилизационного режима), но непосредственно являлись результатом фатального сочетания острого межэлитного конфликта западнических и консервативных партий с военными поражениями и делигитимацией власти.
Ну что, друзья мои, кто-то возьмётся опровергнуть всё вышесказанное ???!!!
Ну а теперь, друзья мои, самое время на мой взгляд нам всем вместе ответить на вопрос :
Какой же комплекс причинных факторов порождает вышеуказанные долгие и краткие циклы в истории России последних, как минимум 200 лет?
Если он будет обнаружен, то резонно считать, что тот же комплекс причин (пусть с некоторыми модификациями) продолжает действовать сейчас и, при сохранении условий , будет определять историю вашей страны в ближайшие десятилетия.
Обобщение условий свертывания либеральных реформ (1801-11, 1874‑81, 1906‑11, 1927-29, 1968-71, 1998-2004) дало следующие результаты:
Каждый раз на момент начала либеральных реформ основные скрепы, задающие целостность и упорядоченность функционирования российского общества (территориальное управление, регуляция ресурсных потоков и налогообложение, система повинностей и обязанностей подданных и граждан, формирование мировоззрения) держались на принуждении, которое прямо осуществлялось либо поддерживалось государством.
При ослаблении принудительных отношений и соответствующего государственного влияния нарушались прежние режимы функционирования, резко возрастала социально-экономическая дифференциация, что приводило к недовольству ущемленных слоев населения и дискредитации реформ (либеральные реформы Александра I и Сперанского встретили недовольство бюрократии, реформой 1861 г. были недовольны и крестьяне, и помещики,
НЭП привел к недостаточным поставкам продовольствия в города, гайдаровские реформы — к массовому обнищанию, гигантскому разрыву в доходах и широкому распространению ностальгии по советскому прошлому.
При ослаблении принудительных отношений возникали мятежи и сепаратистские движения на окраинах : - кавказские войны, - польские восстания в первой половине XIX в., - мятежи моджахедов в Средней Азии в 1920-30-х гг., - венгерский мятеж 1956 г. - «Пражская весна» 1968 г., - «бархатные революции» в Центральной Европе столкновения в Тбилиси, Баку, Вильнюсе в конце 1980-х – начале 1990-х гг..
Падение геополитического престижа и необходимость военно-политической мобилизации дискредитировали либеральные реформы.
Государство само проводило реформы, политики и чиновники не считали нужным вести диалог с обществом и идти на какие-либо уступки, что показало бы слабость власти.
Либеральные реформы давали обществу (особенно образованным слоям) большие надежды, которые, как правило, не оправдывались, что обостряло конфликт ( декабристы, народники и народовольцы, диссиденты, демократическая и патриотическая оппозиции ).
Несколько раз во внутреннюю политику вмешивалась война.
Каждая победа приводила к свертыванию либеральных реформ (над Наполеоном в 1912-14 гг., над Турцией в 1977-78 гг., типологически сюда же относится силовое подавление «Пражской весны» 1968 г. и Вторая чеченская война).
Напротив, поражения России инициировали реформы или давали им новый импульс (поражение в Крымской войне ‑‑> освобождение крестьян, неудачи и потери в I Мировой войне ‑‑> Февральская революция, неудачи и потери в Афганской войне ‑‑> Перестройка).
Причина одна — военный и геополитический успех в России прочно ассоциируется с оправданностью авторитарного государства и мобилизационного режима.
Соответственно, военный и геополитический провал дискредитирует и то и другое.
> Тебе зеленку пить надо. > Срать Гитлер хотел на евреев, они ему были не интересны и вовсе. quoted1
Зелёнку не пьют, зелёнкой мажутся ! Ты, дорогой мой товарищ, вырывая фразы из контекста, просто занимаешься подлогами, а это не хорошо !
Вот, что пишет твой товарищ : Постигающий NIGDEON
Речь о еврейском геноциде славян который, между всем прочим, желал остановить немецкий народ. Писали глупым миллионы листовок, кричали в репродукторы мол вас зомбируют и уничтожают нелюди, однако зомбирование было так хорошо налажено (Ленин помог невольно) что "бить фашистов" возжелала большая часть населения. Не тех били, от того погибли в двухкратном размере, как ранее от самих евреев так позже от "чистильщиков". Жуткая, тяжёлая, неудобная правда. Все об этом знают но сказать, что самому себе в сердце накакать, признаться в собственной никчёмности которую имеют все кто хотят во все дыры. Фактически народы СССР погибали в ВОВ за своих палачей-
Вот с кем я дискутирую, мучаясь от невозможности просто набить ему рожу
> Ты будешь отрицать. что власть в РСФСР/СССР с 1918 по 1991 гг. была еврейская? > Напрасно, она таки была такой. quoted1
Ты парень человек с неадекватным мышлением, или с навязчивыми идеями или просто фашист.
Хочу тебе просто напомнить,что нацистская пропаганда изначально обвиняла как евреев, так и коммунистов, срастание этих двух образов в единую концепцию «иудобольшевизма» происходило постепенно.
В окончательном виде концепция была сформирована и изложена в программной речи Геббельса « Большевизм в теории и на практике » на съезде НСДАП в сентябре 1936 года.
В нацистских пропагандистских фильмах, таких, как «Ханс Вестмар — один из многих», образы коммунистических лидеров нередко имели еврейские черты.
С началом войны Третьего Рейха против Советского Союза нацисты прямо отождествляют евреев и «большевистских комиссаров». Получил известность немецкий пропагандистский плакат и листовка с лозунгом « Бей жида-политрука, рожа просит кирпича! ».
3 марта 1941 года Гитлер заявил начальнику Генерального Штаба Альфреду Йодлю о необходимости уничтожения « еврейско-большевистской интеллигенции ».
В то же время, по подсчётам историка Арно Дж. Майера, по состоянию на 1941 год евреи составляли только 8 % от политработников Красной Армии, и 4 % среди всех красноармейцев в целом.
В сегодняшних музеях, часто устраивают выставки фашистской пропаганды, на нескольких из них мне удалось побывать.
Там выставлены почтовая марка Великобритании (Георг V, 1935), семитской внешности и в кипе, германская марка с изображением носатого Сталина и надписью «Эта война — еврейская война» (1944), фигура, изображающая «мировое еврейство», показана контролирующей ВКП(б) и другие коммунистические партии, наряду с анархистами, социал-демократами и буржуазными партиями. .
«Могильщики России» с изображением «жидобольшевиков» Нацистская пропаганда подчёркивала, что коренные народы России, включая русских, превращены «еврейскими комиссарами» в крепостных, а «русские патриоты» подверглись безжалостным репрессиям.
Некоторое распространение термин «жидобольшевизм» получил на Западной Украине в период Второй мировой войны, где праворадикальными националистическими организациями евреи обвинялись в сотрудничестве с советскими органами госбезопасности при арестах и казни националистов перед отступлением Советов из Львова.
Ты, парень, фашиствующий лгун, неуч, психически явно находящийся вне рамок нормы..
Конечно надо бы выбросить тебя из темы, но я считаю недостойным для себя, затыкать кому то рот ! Но учти, что я не ангел и моё терпение не бесконечно !
> Кто тебе сказал, что нацистская пропаганда ВРАЛА ВО ВСЕМ? > Где-то она говорила и правду. quoted1
Ну где и в чём ты видишь правду ? Давай парень, облегчи душу ! Меня трудно обмануть, уверен что многое из того что совершили нацисты тебе явно по душе, Тебе даже название нравится : НАЦИОНАЛ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
Я понимаю, что объяснить тебе ничего не возможно, поэтому попытаюсь объяснить нашим товарищам на форуме в чем же была в первоначальном периоде, а это примерно середина тридцатых годов, разница между фашизмом и национал -социализмом
Гитлер был убеждён в том, что есть вещи, которые власть делать точно НЕ должна, а именно: смешивать народы, смешивать кровь, в которой (и эта идея совсем не его изобретение) заключена «вечная душа единой народной общности», источник ее силы и существования.
Слабость немцев, по мнению Гитлера, прежде всего в том, что они оказались разделены, что единого народа и государства так и не возникло (австрийцы так и остались гражданами другой империи).
Для итальянского фашизма ключевой оказалась идея величия Италии и исключительности итальянцев как нации (как правило, без прямых сравнений с кем-то еще; просто упоение собственной историей и национальным характером).
Другими словами, германский национал-социализм поставил во главу угла расовую идею, идею кровной общности германцев и их абсолютного биологического превосходства над другими расами, нациями и народами Земли.
Сакральность и религиозный характер гитлеровской расовой идеи, стремление к «очищению» германского народа — все это было чуждо Муссолини, у которого в голове витал совсем другой образ: Древнего Рима, многонациональной, но единой империи.
Расового определения нации он не принимал вовсе (для него главным была не кровь, а принадлежность к государству).
Но с началом ВМВ, фашизм и нацизм фактически превратились в ЕДИНУЮ идеологию, что привело Муссолини к идее вступить в союз с Гитлером.
Сионизм - это еврейское национальное движение, ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине Эрец Исраэль (Земля Израиля). И в общем это всё !!!.
В 70 году нашей эры римляне полностью разрушили Второй храм и стерли с лица земли Иерусалим, религиозную и административную столицу еврейского народа.
Независимое еврейское государство прекратило свое существование, и в последующие десятилетия большая часть евреев была изгнана из Эрец Исраэль.
Однако люди никогда не теряли надежду на возвращение домой, и эта мечта нашла отражение в молитвах и литературных произведениях. Каждый год во время праздника Песах евреи, где бы они ни находились, дают обет встретиться "в следующем году в Иерусалиме" , а на свадьбе жених клянется: "если я забуду о тебе, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука" (Псалом 137). Евреи связаны с Эрец Исраэль не только молитвами. Во все времена часть евреев продолжала жить там. В конце XIX века, когда в Европе активно формировались национальные движения и усиливались антисемитские настроения, Теодор Герцль, австрийский журналист еврейского происхождения, организовал сионистское движение - национальное движение евреев, целью которого было политическое разрешение проблемы создания независимого еврейского государства. А наиболее подходящим для этого местом считался Сион, или Эрец Исраэль, историческая родина еврейского народа.
Герцль изложил свои взгляды в книге "Еврейское государство". Он описал развитое, процветающее государство, в котором все граждане, как евреи, так и представители других национальностей, будут жить в мире и спокойствии.
Подобные представления и воплощение их в жизнь и называются сионизмом.
> если абсолютно все евреи мира будут жить только в израиле, мир вздохнет с облегчением quoted1
Скажи честно, ты из России вообще выезжал? Что за бредовая идея, что все страны мира вздохнут с облегчением, если уедут евреи? Хотя с массовым переездом мусульман в Европейские страны, алия из этих стран может увеличиться. Но в современный Израиль в массовом порядке они сегодня конечно не поедут.
У нас идёт война и конца ей пока не видно. Так что миру, как ты мечтаешь, вздохнуть с облегчением придётся не скоро.
По расчётам израильских демографов, лет через пятьдесят в Израиле соберётся около 90% евреев мира, но не потому что все уедут в Израиль, а больше по причине смешанных браков с последующей ассимиляцией.
На сегодняшний день, самые крупные еврейские общины (по странам) распределены следующим образом:
> Поэтому, Пашутка, призывай соотечественников уехать от гоев и жить на родине. quoted1
Я этим и занимаюсь уже 54 года, с 16 лет.
Прекрасно помню этот ясный осенний день, я бодро шагал по перрону Белорусского вокзала, за плечами у меня был специально спроектированный в Швеции рюкзак, с 30 кг сионистской литературы, а мои мысли были лишь об одном, как бы не рухнуть !!!
> если абсолютно все евреи мира будут жить только в израиле, мир вздохнет с облегчением quoted1
Это мечта разного рода антисемитов, но это является и мечтой сионистов !
НО .... мечта эта вряд ли. полностью воплотиться в жизнь до конца этого века.
История XX века — это очень интересный и яркий феномен массового участия евреев в науке. Этот феномен носит социальный характер. И он стоит того, чтобы его рассмотреть подробнее, потому что участие евреев в науке XX века — это такой редчайший пример, когда евреи, до этого никогда не участвовавшие в европейском научном сообществе, вдруг массово начинают выбирать науку как профессиональную стезю.
Феномен этот очень интересный, потому что он часто служит, с одной стороны, ксенофобским высказыванием со стороны ряда евреев, которые говорят: «Вот видите, евреи самые умные». С другой стороны, он служит одним из аргументов антисемитской пропаганды — это крайние точки зрения, которые говорят о том, что весь современный мир был сконструирован евреями. Но мы понимаем, что это не так и не так, а это куда более сложная история. И эту историю мы попытаемся сейчас рассмотреть.
С чем она связана? Если мы посмотрим, откуда рекрутировались ученые еврейского происхождения, из каких стран, мы увидим, что это далеко не все страны Европы.
Это достаточно выделенные страны, а именно Германия и чуть позднее Советский Союз и Америка. Собственно, все остальные европейские страны, конечно, тоже нам дают примеры очень известных ученых еврейского происхождения, но говорить о массовом участии именно евреев из других стран мы не можем.
И тогда мы должны задаться вопросом: почему евреи или, скажем, представители еврейского сообщества активно выбирают науку как свою профессиональную стезю? С чем это связано и почему это происходит именно в первой половине XX века?
Ответ на это кроется в том, что этот феномен есть не что иное, как наложение двух очень важных событий.
Первое событие всем хорошо известно по школьному курсу, и это научная революция, которая произошла во многих областях науки, но в первую очередь в физике в конце XIX — начале XX века.
И второе важное событие — это революция социального порядка, которая произошла в еврейских сообществах именно этих стран, а именно дарование евреям гражданских прав в этих странах. И это приводит к мощному всплеску еврейской активности. Они уже уравнены в правах и готовы активно участвовать в жизни окружающего общества.
Евреи Германии были полностью уравнены в правах с остальным гражданами Второго рейха в 1870 году. И после этого первое-второе поколение немецких евреев начинали активно участвовать в различных областях, в которых они раньше не участвовали, например в промышленности, журналистике и так далее. Таких примеров очень много. Более того, они очень часто выбирают ту стезю, которая раньше для них была закрыта и на тот момент времени окружающим населением рассматривалась как не очень благонадежная с точки зрения прибыли и возможных результатов.
Например, участие в промышленности и производстве электротехнических товаров — окружающим населением это рассматривалось как некая экономическая авантюра. Евреи готовы идти на эту экономическую авантюру, потому что они новички. Они пришли в это общество, в котором они должны найти свою нишу. Они готовы заниматься рискованными финансовыми занятиями.
И в этом ряду новых занятий, как ни странно, стоит и наука, потому что наука Германии конца XIX — начала XX века — это крайне престижное занятие. Мы должны понимать, что евреи Германии не были полностью уравнены в правах — у них был запрет на занятие государственных должностей. Очень часто профессор немецкого университета — это тоже была государственная должность.
Но тут со стороны государства шли некоторые послабления, и евреи могли попытаться сделать эту академическую карьеру. И они ее начинают делать. Конечно, не все, а выходцы из тех семей, которые были наиболее включены в немецкую культуру того времени и во многом себя считали немцами Моисеева закона.