В 1936 г. ленинградские судостроители приступили к созданию подлодки С-56, которой суждено было пройти славную и не совсем обычную «жизнь». Через три года лодку, поездом отправленную по частям во Владивосток, полностью собрали и спустили на воду. В тяжелейшее фронтовое время конца октября, начала ноября 1941 г. она заступила на службу в Тихоокеанском флоте.
Осенью 1942 г. на Северном флоте сложилось настолько тяжёлое положение, что командование ВМФ решило отправить туда с Дальнего Востока шесть подлодок. В их числе оказалась и С-56.
С-56 в северных водах/фото из фондов музея Тихоокеанского флота
Переход через девять морей и два океана
Идти зимой северным путем не представлялось возможным, было решено плыть вдоль Северной Америки, по Панамскому каналу перейти в воды Атлантического океана и, обогнув побережье США и Канады, через Шотландию добраться до Кольского залива. С-56 следовала по назначенному маршруту в паре с подлодкой С-51 в обстановке полной секретности.
В пути экипажи столкнулись не только с бытовыми трудностями, не единожды С-56 торпедировали, но она сумела уклониться от снарядов. У канадских берегов подлодка попала в сильнейший шторм и была повреждена настолько, что некоторые отсеки заполнились водой.
После ремонта в Галифаксе моряки продолжили плавание. В марте 1943 г., спустя 153 дня с начала пути, подлодка добралась до нового места службы в Полярном.
За время перехода было пройдено два океана и 9 морей, более 16-ти тысяч морских миль, из которых 113 — под водой.
Героические «будни» войны
За годы военных действий лодка совершила 8 боевых походов. Первый большой успех экипажа пришёл в мае 1943 года. Семнадцатого числа подлодка обнаружила немецкий конвой из танкеров и кораблей сопровождения. Результатом этой атаки стал в считанные минуты затонувший немецкий танкер. Затем эске пришлось 6 часов уходить от погони, рассчитывая, чтобы ни одна из 60-ти глубинных бомб преследователей не достигла цели.
Это была единственная из всех атак подлодок за всю войну, когда торпедным залпом поразили сразу две цели.
Торжественная встреча в Полярном, предположительно 1943 год
Экипаж С-56 достойно справлялся с любыми возникшими в походах трудностями. Однажды во время пуска торпеда застряла в отсеке. При попытках избавиться от нее, судно стало заваливаться на нос и быстро погружаться. Во избежание провала на недопустимую глубину торпедный аппарат решили продуть сжатым воздухом, и подлодка стала стремительно всплывать на поверхность. Там её моментально заметили вражеские охотники. Но моряки сумели быстро скрыться от преследования, а от застрявшей торпеды удалось избавиться только спустя четыре часа.
Чтобы уйти от вражеского преследования приходилось не раз применять смекалку. Торпедные отсеки «заряжали» ветошью, военной формой, банками из-под топлива и выстреливали в море. Увидев всплывшие «останки» подлодки, немцы объявляли ее погибшей, обстрел глубинными снарядами прекращался. А подлодка, немного выждав, всплывала с другой стороны и снова атаковала.
Немецкие моряки прозвали С-56 призраком, ведь они более 15 раз объявляли о ее гибели, но всякий раз, появляясь совершенно неожиданно, подлодка «восставала из мертвых». За годы войны она стала самой результативной субмариной по количеству потопленных торпедами целей. Сумела уйти более, чем от 3 тысяч глубинных бомб.
Мирные рекорды
За боевые заслуги в Великой Отечественной войне С-56 получила звание Краснознаменной гвардейской подлодки. После войны ее служба в Северном флоте продолжалась, члены экипажа неоднократно были отмечены командованием.
В июле 1954 г. подлодка С-56 Северным морским путем по проложенному ледоколами кильватеру вернулась на Дальний Восток, тем самым завершив кругосветное плавание — первое в истории советских подводных лодок.
Через год субмарина была переоборудована в плавучую зарядную станцию, а ещё через девять лет переквалифицирована в учебную. На ней подводников тренировали грамотно действовать в случае аварийных ситуаций: тушить пожары, латать пробоины.
Офицерский состав 1944 года, второй слева — командир Г. И, Щедрин
Судьба каждой списанной со службы лодки — распил на металл. Но С-56 и «на пенсии» осталась особой. К тридцатой годовщине Победы подлодку установили на Владивостокской набережной. Внутри расположили отделение музея Тихоокеанского флота, который работает и по сей день.
За выдающиеся заслуги перед Родиной на С-56 каждый день поднимается Военно-морской флаг СССР — эта подлодка единственная в стране удостоена такой чести.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Торпедная подводная лодка, потопившая в войну больше всех вражеских целей. quoted1
Очередной бред от известного фейкомёта. С-56 вообще мало что потопила. Хотя ее командиры заявили о 10 потопленных кораблях противника и о еще 4 кораблях «получивших серьезные повреждения, не совместимые с живучестью». Но на самом деле всё было не так. Вот список ПОДТВЕРЖДЕННЫХ побед: Потоплено 2 боевых корабля и 2 транспорта (6.174 брт) 17.05.1943 ТН «Ойроштадт» (танкер «Eurostadt», 1.118 брт) 17.07.1943 ТЩ «М-346» (тральщик, 551 брт) 19.07.1943 СКР «NKi-09» (сторожевик, бывший рыболов «Алан», 466 брт) 28.01.1944 ТР «Хайнрих Шульте» (транспорт «Heinrich Schulte», 5.056 брт) + 1 ТР (3678 брт) легко поврежден Вот и весь СКРОМНЫЙ список побед. Чтобы было понятнее измещение самой лодки (надводное) составляло 837 брт. То есть из серьезных побед у нее только «Heinrich Schulte», 5.056 брт. Остальное, мелочь пузатая. И при таком скромном списке побед, по их количеству С-56 была самой результативной в РККФ. То есть воевал РККФ отвратительно.