Дом просвещения глухонемых, бывший дворец великого князя Михаила Александровича на Английской набережной в Ленинграде, с 1920-х годов являлся центром общественной и культурной жизни людей с проблемами слуха и речи. Здесь работали различные кружки и спортивные секции, школа рабочей молодёжи и библиотека.
Имелся кинозал, где демонстрировались фильмы с субтитрами. Ленинградский областной отдел Всероссийского общества глухонемых (ВОГ), возглавляемый с 1929 года Эриком Тотьмяниным, делал всё возможное, чтобы глухонемые ощущали себя полноценными людьми. Он первым в России в 1930 году провёл трёхдневник «Береги слух» и организовал сбор денег на постройку двух самолётов и двух танков, названных «Воговец». Именно в Доме просвещения глухонемых появился первый в СССР театр глухонемых «Пантомима», основателем и руководителем которого был глухонемой режиссёр Михаил Семёнович Тагер-Карьелли.
В августе 1937 года в театре шла генеральная репетиция спектакля по роману Николая Островского «Как закалялась сталь», посвящённого грядущему 20-летию Великой Октябрьской революции. Неожиданно в зале появились двое суровых с виду мужчин и увели из зала режиссёра Михаила Тагера-Карьелли. Потрясённые актёры, поняв, что случилось что-то страшное, в тот день разошлись по домам. А через несколько дней в гримёрках и во всех помещениях театра начался обыск — изъяли безобидные спортивные шпаги и рапиры, причислив их к запрещенному холодному оружию. Потом начались обыски в домах и аресты артистов. Их привозили в здание НКВД на Литейном и допрашивали через сурдопереводчика. Допросы были сначала странные — у каждого арестованного спрашивали: «Кто твои друзья?» А потом названных ими людей ночью увозили из домов на «воронках». Вынуждали подписывать, протоколы с показаниями, которые арестованные не давали, обещая за это освободить. Из страха перед расстрелом люди подписывали протоколы, не читая. Сурдопереводчицы молчали из страха перед арестом, ведь в протоколах был написано совсем не то, что говорили на допросах арестованные. Вскоре арестовали всех участников спектакля «Как закалялась сталь».
К декабрю арестовали более 50 человек. Никто из них не знал, что был жертвой доноса в НКВД, написанного руководителем Ленинградского отдела ВОГ Эриком Тотьмяниным. Эрик Михайлович Тотьмянин был в городе известным и уважаемым человеком. Депутат Ленгорсовета, он многое делал для глухонемых, обеспечивая их работой и создавая все условия, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми. Но узнав, что кое-кто из глухонемых торгует открытками на вокзалах и в поездах, Тотьмянин счёл это спекуляцией и донёс.
Открытки с портретами Гитлера были изъяты у члена ВКП (б) 33-летнего рабочего обувной фабрики «Скороход» Александра Стадникова. К нему они случайно попали от соседа по дому, немецкого коммуниста, политического эмигранта глухонемого Альберта Блюма. Блюм приехал в Советскую Россию из Германии в 1930-х годах в поисках политического убежища. В Ленинградском ВОГ его мало кто знал.
Блюм курил только немецкие сигареты, которые добывал по каким-то своим каналам, а пустые коробки у него забирал глухонемой Стадников для своих нужд. Оба они не придавали значения тому, что в коробках остаются открытки с портретами Гитлера. Но следователь Краузе смотрел далеко вперёд — в мечтах он уже видел новые звезды на своих петлицах. Это было не первое сфальсифицированное им политическое уголовное дело — времена были такие, всем хотелось выслужиться, в том числе и из страха самому попасть под каток репрессий.
По делу ленинградских глухонемых проходили основатель ещё дореволюционного Петербургского союза глухонемых Николай Леонтьевич Дейбнер, один из известных художников-ихтиологов Зоологического института АН СССР Владимир Владимирович Редько, фототехник Академии художеств Брянцев и другие известные люди. Включая рабочих — передовиков производства, а также спортсменов — победителей 1-й Московской Спартакиады 1932 года Всероссийского общества глухонемых. Не миновала эта участь и председателя Ленинградского ВОГ, художника-скульптора Эрика Тотьмянина, написавшего самый первый донос.
Мария Сергеевна Минцлова (Пиотровская) — художник по фарфору, которая была первым директором Дома просвещения Ленинградского отдела ВОГ и преподавала в школе глухонемых при артели имени Огородникова, долго отказывалась подписывать протокол допроса, но сдалась, не выдержав пыток. Фотограф Израиль Моисеевич Ниссенбаум вообще не давал никаких показаний. Он просто молчал. И тогда следователь Лебедев велел конвою отвести Ниссенбаума в дежурную комнату, к следователю-практиканту. Под пытками полуживой Израиль Ниссенбаум подписал показания, что он якобы состоит в фашистской организации ленинградских глухонемых и намеревался ехать в Москву, чтобы убить самого Иосифа Сталина.
34 человека приговорили к казни, остальные 19 получили по десять лет. В 1939 году, когда Николая Ежова на посту главы НКВД уже сменил Лаврентий Берия, в отношении Краузе и его подчинённых возбудили уголовное дело по обвинению в фальсификации «дела глухонемых». В 1940 году освободили из лагерей выживших к этому времени осуждённых глухонемых. Но только в 1955 году всех осуждённых по этому делу реабилитировали.
В Левашовской пустоши, на месте погребения убитых, установлены памятные доски. В 2008-м там появился кенотаф в виде ладоней с растопыренными пальцами, что на языке жестов трактуется как просьба о помощи.
н7а их место взяли избранных изобретателей революции они живы были где-то тут и они есть в вашей каббале только они другие, а ваши отмороженные пришли на их место што еще я же сказал они живы и когда вы их услышите это вам доложит дуркина -придуркина на очередном молебне с питера да с 18 века ниточка кличут она тоже тут бегает ну конечно марья большевичка как же без тебя
М-да …был бы человек, а дело найдется… Интересно, а до Всесоюзного общества слепых не успели добраться? Ну, вроде как хотели на ощупь закидать любимого вождя гранатами…
Любая бюрократическая система, выйдя из-под контроля, начинает работать в «режиме самовозбуждения», и в конце концов, идет вразнос. Когда эта система карательная, силовая-зла может совершить немерено. Похоже, старательность бешеного карлика даже Иосифа напугала, мол, дай дураку молится, он лоб расшибет. Впрочем, свое дело он сделал-страху нагнал с запасом….Задачи же толковой организации рабского труда, физического и умственного, ему были не по зубам, вот и пошел на корм червям следом за своими жертвами, уступив место талантливому (талант и нравственность отнюдь не обязательны к союзу) организатору Л.П.Берия.
В годы войны в Волгодонске было голодно. Работы не было, предприятия в основном стояли, поэтому прокормиться было непросто. Поэтому молодежь Волгодонска сбивалась в мелкоуголовные шайки и тянула у немцев всё, что только могла. Немцы на это обычно серчали не очень, а пойманных воришек, в качестве наказания, отправляли на принудительные работы. В Германию. Однако однажды одна из таких шаек взяла слишком большой куш, украли и лишила солдат вермахта Рождественских подарков. Которые потом и продавала на местном рынке. Однако на сей раз немцы дали команду свой местной полиции разобраться тщательнее и «воспитанники Совка и НКВД» мигом из мелкоуголовной шайки сделали «подпольную организацию «Молот». А это была уже другая статья, расстрельная. В итоге их всех, воришек этих, по этой статье и казнили. Абсолютно незаслуженно, надо сказать. После войны этой историей заинтересовался Фадеев, письмо которому написала мать одного из членов шайки, Кошевого. Который и приехал в Волгодонск, «собирать материал». Там от матери Кошевого он получил «историю подпольной организации «Молот», комиссаром (мать Кошевого была та еще пройдоха) которой, якобы, был ее сын. Чего не могло быть в принципе, в шайку Кошевой вступил совсем незадолго до ее разгрома. Но Фадееву название «Молот» не понравилось и он придумал «Молодую гвардию». Вот так история, сочиненная матерью Кошевого и литературной обработке фальсификатора Фадеева и кочует уже много десятилетий по совковой литературе. Наряду с 28 панфиловцами и тому подобными выдумками. К чему я это? Методы были одни и те же. Что в деле глухонемых, что в деле Молота. Поэтому попали несчастные сограждане между молотом и наковальней — с одной стороны упыри совки, с другой стороны приблизительно такие же упыри, но на службе у немцев. Не позавидуешь.