Страницы истории

Log in | Registration

Дмитрий Орешкин о советском царстве лжи и подтасовок

Eremin7,62
13 483 15:48 20.11.2021
   Thread rating +4
  Eremin7,62
58345


Messages: 1945
Дмитрий Борисович Орешкин, (род. 27 июня 1953, Москва) — советский и российский учёный, политический географ, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН.




— Я ведь был советским человеком. Как и все советские люди, я смотрел на советскую власть с прищуром, но в целом мне казалось, что да, победили Гитлера, да, провели индустриализацию, да, наделали черт знает чего… Но почему я так долго писал эту книгу? Потому что испытывал мучительное разочарование. Всякий раз, когда сталкиваешься с фактами, оказывается, что все было не так — и не представляете, в какой степени! У меня волосы шевелились, мне было просто физически больно.

Например, я — географ, я знаю, что страна систематически страдает от дефицита транспортной инфраструктуры. И я совершенно без всякой идеологической нагрузки пытался понять, как строили железные дороги. Я прочитал книгу Владимира Ильича Ленина «Развитие капитализма в России» (все ее читали, даже конспектировали, но я ее читал, уже будучи взрослым). Согласно ей, Российская империя вводила в 60−70-е годы XIX века полторы тысячи километров магистрального пути в год. К концу века вводили 2,5 тысячи. Цифра — и цифра.

Но я же естествоиспытатель. Вот, если к концу века вводили по 2,5 тысячи, и этот темп сохранялся бы до 1985 года… Если умножить 2,5 тысячи на 85, то получится где-то 210 тысяч километров. Плюс еще что-то было построено до конца века — около 70 тысяч километров. Итого получается 280 тысяч километров пути. А в советское время было построено 147 тысяч — вдвое меньше, чем если бы сохранялись темпы железнодорожного строительства конца XIX века. Черт возьми, а где технологический прорыв? Где «эффективный менеджер»? Где пятилетки? В Соединенных Штатах к концу XIX века и в первые годы XX века было введено 400 тысяч погонных километров пути, хотя площадь страны в два раза меньше нашей.

Ладно, думаю, прикинем, что было бы, если сохранились бы темпы роста железнодорожной сети хотя бы 70-х годов XIX века, когда Владимир Ильич Ленин писался в пеленки, тургеневские девушки ходили по страницам известных романов, а в пруду плавала собачка Муму. Умножаем полторы тысячи на 85 и получаем 127 тысяч. Опять не получается.

Тут начинаешь влезать в статистику, думая, что ты ошибся. И выясняется вообще черт знает что — я-то сравнивал с концом XIX века, а железные дороги еще строились и до 1917 года, да еще как! Когда начинаешь изучать статистику, оказывается, что, например, в 1899 году Россия ввела в строй пять с лишним тысяч километров пути. А в 1916 году, военном, ввела в строй шесть тысяч километров. И это тот самый случай, о котором Ленин писал: «Капиталистическая Россия развивалась темпами истинно американскими». И действительно, в среднем американцы строили 7−8 тысяч километров в год, а здесь в некоторые удачные годы получалось 5−6 тысяч.

Теперь берем советскую статистику. Ее нет! Возьмите сталинскую Большую советскую энциклопедию — здоровенная глава о транспорте, и ни одного километра пути, вообще. Говорится о «великом почине», десятки раз цитируются товарищ Сталин, товарищ Ленин. Ни одного года, сопряженного с цифрами. Ветки названы, длина не указана. Непонятно, сколько построено.

Потом уже нахожу в официальных общедоступных справочниках 1987 года, что за первые две пятилетки было введено в общей сложности 13,4 тысячи километров. По 7,5 на пятилетку, даже чуть-чуть меньше. То есть в год одна с чем-то тысяча километров. Опять меньше, чем у царя-батюшки, причем не у Николая Александровича, а у царя-освободителя [Александра II]. Что же это такое?

Едем дальше и видим совсем уже ужасные вещи. Первый пятилетний план — запланировано ввести 16 тысяч с хвостиком километров пути. В книге, которая называется «История железнодорожного транспорта», изданной уже в 90-х годах, после крушения СССР, пишут, что в строй было введено более шести тысяч километров. То есть первый пятилетний план был выполнен на 40 процентов.

Теперь вторая пятилетка. В 1932 году проходит партийная конференция, которая определяет директивы второго пятилетнего плана. И там черным по белому написано: построить за пятилетку 25−30 тысяч километров пути, то есть 5−6 тысяч километров в год. То есть ориентировались на лучшие варианты дореволюционной эпохи. Потом, когда, видимо, в 1933 году поняли результаты первой пятилетки, партийная директива была снижена до 11 тысяч — почти в два с половиной раза. Тихо, без шума.

А потом прошли пять лет, и вторая пятилетка завершилась тем, что за нее было построено меньше четырех тысяч километров пути. Если сравнивать с партийными директивами, то это или 11 (от 30 тысяч), или 13 (от 25 тысяч) процентов. Имея за спиной эти цифры, Вячеслав Михайлович Молотов на XVIII съезде партии докладывает, что задание партии по повышенному росту развития транспорта выполнено досрочно.

И тут уже другая история: ну что, никто в зале не знает, сколько километров пути было введено и сколько запланировано? Наверное, есть такие, сидят и молчат. И что, никто на пальцах не может посчитать и сказать: ребята, извините, вот у вас план, а вот реальность? Нет, никто. Более того, в современной литературе пишут, что наиболее значимых достижений развитие транспорта добилось в годы первых сталинских пятилеток. Возникает второй вопрос: ладно, в зале люди сидят и боятся, но за кого же эти люди, которые сидят наверху, держат население, меня, в частности, — ведь я же был советским человеком? И тут ты понимаешь, что они тебя держат просто за идиота, они вешают тебе лапшу на уши, ты ее ешь и аплодируешь.

А после этого возникает третий, самый ужасный вопрос: а что же случилось со средой обитания, с тем миром, в котором мы существуем, если никто его не может оценить, потому что некому? И тут совершенно неизбежно возникла проблема того, что произошло с мозгами моего любимого отечества, с моим любимым многонациональным народом. Он был лишен возможности реально оценивать достижения, и он бурно и продолжительно аплодировал, потому что читал то, что со страниц газеты «Правда» ему рассказывал Вячеслав Михайлович Молотов.

Здесь волосы уже шевелятся в другом направлении. После войны, в 1949 году, вышла книжечка Иосифа Виссарионовича Сталина относительно ВОВ. При жизни это был дистиллированный вариант. Там собраны все выступления вождя, начиная с 7 ноября 1941 года, а потом военные приказы о том, что сделано и сколько подвигов совершено, сколько фашистов уничтожено. Я суммирую все цифры и получаю без малого 16 миллионов человек, в то время как во всей нацистской армии — и в Северной Африке, и в Британии, и на Восточном фронте — было около пяти миллионов.

Опять же никто не встанет, никто не задастся вопросом. Это было шоком для меня персонально в плане понимания того, в какой стране мы живем. И когда сейчас нам рассказывают, что Сталин — эффективный менеджер, при нем порядок был, то я понимаю, что это чисто религиозный, иррациональный фактор.

Ну вот как могло произойти, что украинский чернозем на десять лет перестал на себе выращивать картошку, морковку, свеклу, брюкву, пшеницу? Сейчас Украина только на экспорт производит 40 миллионов тонн зерна. Что, естественное стремление морковки вырасти было в 20−30-е годы уничтожено?

То же самое происходило с населением. В царской России население увеличивалось на 2−2,7 миллиона человек в год. Во время нэпа оно росло еще быстрее — 3,5 миллиона человек в год. То есть шесть миллионов рождается, 2,5 умирает, остается 3,5. Посчитайте на пальцах: 70 лет советской власти, по три миллиона прироста в год, получается около 200 миллионов. Где? Вывод очень простой: моя страна единственная в мире имела такой разрушительный XX век. Разрушительный во всех смыслах: инфраструктура, население, мозги. То, что мы сейчас получаем, как раз заслуга того самого «эффективного менеджера».

Я как географ воспринимаю действительность: едешь ночью в поезде из Петербурга в Москву — пустыня. Где-то вдалеке огонек горит. А я знаю, что до революции только в Тверской области было 12 тысяч населенных пунктов, а сейчас — две тысячи. Когда ты едешь из Бостона в Нью-Йорк в США и выезжаешь из зоны сплошного заселения, в течение ста километров ты едешь по городу, который так и называется — Боваш, «Бостон — Вашингтон». А у нас между двумя крупнейшими городами дыра, и у меня это в голове не укладывается именно как у физикогеографа, который мыслит физическими величинами.

Что произошло с очами? Их выкололи. Мы видим то, что нарисовано на облаках фимиама и не видим реальности — раздолбанных дорог, что вся страна стянулась в Москву, а провинция деградирует. Что случилось с мозгами? Их вышибли. Да еще и яйца оторвали, потому что население не растет. И теперь этот обрубок несчастный поднимают с колен. И люди радуются, аплодируют, потому что им мучительно трудно признаться в том, что на самом деле их обманули.

Когда слышишь эти восторги — «Сталин придет — порядок наведет» — это типичный религиозный подход. Люди сидят и ждут второго пришествия. Хотя на самом деле никакого порядка не было, не строились эти самые железные дороги, а заводы, которые дымили на фотографиях, наверное, производили что-то не то, потому что страна жила впроголодь. Да и оружия в нужное время в нужном месте не хватало, поэтому мы потеряли 25 миллионов.

Кстати говоря, в 1947 году Иосиф Виссарионович писал, что военные потери составили семь миллионов. Это как же могла деградировать национальная статистика, если потом Хрущев говорил о двадцати миллионах, а Брежнев — о 28! Мы начинаем манипулировать десятками миллионов. Это значит, что деградировал народ, что мы живем в каком-то вымышленном пространстве. Людям легче поверить, чем что-то проверить, попросить разъяснений и так далее…

Источник:
Это не ложь, это — особая правда…
https://lenta.ru/articles/2019/11/02/jugajaga/
Link Complain Quote  
  56819
56819


Messages: 1678
17:44 20.11.2021
Бред русофоба. И не лень все это было сочинять.

Link Complain Quote  
  Aaron
48933


Messages: 3442
18:04 20.11.2021
Если сказать кратко- несмотря на огромные усилия.потери и затраты(материальные,людские и духовные),большевики не смогли показать результатов развития,ПРИНЦИПИАЛЬНО выше,чем в мире. Где-то шло неплохо(как правило,там,где оборонный смысл проглядывал),где-то еле-еле...но в целом развитие шло примерно так же,как и прочих странах"первой линии". А"удивительные темпы" в начале-это просто норма темпа развития в стартовой фазе,потом неизбежное,по мере насыщения,замедление.
Выходит,те огромные издержки,что имели место-были не нужны.
Но есть и в статье явная ошибка.Сравнение темпа строительства дорог в США и России-неправомерное.Рельеф ,природные условия американские были намного легче.И строительство там велось самое активное в период,когда требования к дорогам(скорость,нагрузка весовая)были существенно ниже.Поэтому сравнивать тут просто неверно.А вот сравнивать РИ и СССР-вполне.И тут видно-никакого особенного превосходства"самая передовая формация"не показала.
Link Complain Quote  
  Economic
Economic


Messages: 14716
20:33 20.11.2021
Он географ? Пусть рассказывает, что Сталин подтасовал в географии. Антарктиду переименовал?
Link Complain Quote  
  Eremin7,62
58345


Messages: 1945
20:37 20.11.2021
Аарон (48933) писал (а) в ответ на post:
> Сравнение темпа строительства дорог в США и России-неправомерное.
quoted1

Странное утверждение.
Link Complain Quote  
  yurist Lusnikov M. A.
Lusnikov


Messages: 8408
07:21 21.11.2021
Еремин7,62 (58345) писал (а) в ответ на post:
> А потом прошли пять лет, и вторая пятилетка завершилась тем, что за нее было построено меньше четырех тысяч километров пути. Если сравнивать с партийными директивами, то это или 11 (от 30 тысяч), или 13 (от 25 тысяч) процентов. Имея за спиной эти цифры, Вячеслав Михайлович Молотов на XVIII съезде партии докладывает, что задание партии по повышенному росту развития транспорта выполнено досрочно.
>
quoted1
Можно оправдать или как-то убедительно объяснить почти всё:
- и миллионные жертвы в период большевизма (сталинизма);
- и неэффективность колхозного строя с коллективизаций;
- и необходимость закупки хлеба после освоения целины;
- и колоссальный разрыв в доходах олигархов и малообеспеченных россиян;
- и нищенский размер российского МРОТ по сравнению с МРОТом среднеевропейским;
- и даже необходимость несменяемости власти.

Но очень трудно оправдать или объяснить официальную ложь!

И те, кто лжет, да еще и неоднократно, не должны оставаться у власти, да еще и претендовать на несменяемость, ссылаясь на некоторые политические успехи.
И не потому, что Дени Дидро еще в 1754 году писал: "Можно обманывать некоторых, или обманывать всех в каком-то месте и в какое-то время, но нельзя обманывать всех повсюду и во все века"
https://rg.ru/2014/02/11/linkoln-site.html

Ложь не может служит оправданием несменяемости власти, потому что порождает двойную мораль в обществе, низводя это общество в значительной части до послушного стада овец, лишенного всякой надежды не только на самостоятельное мышление, но и на самостоятельное развитие и созидание.
Link Complain Quote  
  Aaron
48933


Messages: 3442
10:47 21.11.2021
Еремин7,62 (58345) писал (а) в ответ на post:
> Аарон (48933) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Сравнение темпа строительства дорог в США и России-неправомерное.
quoted2
>
> Странное утверждение.
quoted1


Почему? Действительно, строительство ж/д в Штатах было проще по соображениям климата, рельефов. И требования к дорогам второй половины 19 века и конца его, начала 20-различные…там порой клали полотно просто на слегка выровненный и уплотненный грунт. У нас такой номер не прошел бы.
Это сугубо техническое замечание, не более. А сравнивать корректнее именно РИ и СССР. Тогда без оговорок видно. что никакого особого"чуда", достойного таких жертв и лишений, не случилось…
Link Complain Quote  
  Eremin7,62
58345


Messages: 1945
11:10 21.11.2021
Аарон (48933) писал (а) в ответ на post:
> Действительно, строительство ж/д в Штатах было проще по соображениям климата, рельефов.
quoted1

В США построили 1,5 тыс км ж.д. на Аляске. Там простой рельеф и климат?
Link Complain Quote  
  Eremin7,62
58345


Messages: 1945
11:17 21.11.2021
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> - и даже необходимость несменяемости власти.
>
> Но очень трудно оправдать или объяснить официальную ложь!
quoted1


Только с помощью лжи можно все вышеперечисленное оправдать.
Link Complain Quote  
  Strelcov SS
280400153079


Messages: 5702
11:21 21.11.2021
Да и врать было не обязательно. Достаточно подкорректировать плановые показатели и все в ажуре.
Link Complain Quote  
  Aaron
48933


Messages: 3442
13:37 21.11.2021
Еремин7,62 (58345) писал (а) в ответ на post:
> Аарон (48933) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Действительно, строительство ж/д в Штатах было проще по соображениям климата, рельефов.
quoted2
>
> В США построили 1,5 тыс км ж.д. на Аляске. Там простой рельеф и климат?
quoted1

Мне, бывшему ж/дорожнику, известно только о 800 км. путей, построенных с1903 по1917 года, тупиковая линия Фербенкс-Сьюарт.Если есть еще-с интересом узнаю…
Именно Аляска примерно соответствует нашим условиям в основном (я работал на Сев. ж/д).И это условия сложные. Тут не о социализмах, капитализмах, прочих"измах" речь… Речь о различных условиях, которые делают прямые сравнения некорректными. И только. Иначе можно дойти до сравнения эффективности солнечных ЭС в Сахаре и в Исландии (страна туманов).
Кстати, почти все деньги от продажи той самой Аляски ушли на строительство в России Курско-Киевской и Рязанско-Козловской жел. дорог;за 4 и 2 года соответственно построили.
А строительство, например, знаменитой Transcontinental railroad завершилось еще в1869году (с мостом через Миссури вместо паромной переправы-в1872)…Строительство шло в значительной части по прерии, где пути порой укладывались просто на выравненный грунт, лишь горы Сьерра-Невада представили сложности рельефа. По прерии ухитрялись до 15 км. в день укладывать. Скорости (30−50 км/ч) и вес поездов (на ось около 5тонн) той эпохи позволяли такие простые решения. Господи, да рельсы тогда были- 27 кг/м…

Да и вообще, корректней всегда сравнивать именно на одной территории, одним народом, в близкое время совершаемое. Это исключает различные посторонние влияния (именно тот самый климат, рельеф, техтребования эпохи….).
Link Complain Quote  
  Eremin7,62
58345


Messages: 1945
14:08 21.11.2021
Аарон (48933) писал (а) в ответ на post:
> Мне, бывшему ж/дорожнику, известно только о 800 км. путей, построенных с1903 по1917 года, тупиковая линия Фербенкс-Сьюарт.Если есть еще-с интересом узнаю…
quoted1

Век живи — век учись. Магистральная протяжённость дороги — 760 км, ещё около 800 км составляет длина запасных и подъездных путей, тупиков, технологических ответвлений.

post:
> Именно Аляска примерно соответствует нашим условиям в основном
quoted1



Вы напоминаете мне коммуняк, которые доказывают, что в СССР неблагоприятные климатические условия, поэтому урожайность зерновых низкая.
Link Complain Quote  
  Strelcov SS
280400153079


Messages: 5702
20:50 21.11.2021
Не благоприятные климатические условия, то же влияют на урожайность.
Link Complain Quote  
  Aaron
48933


Messages: 3442
18:10 22.11.2021
Еремин7,62 (58345) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


>
>
> Вы напоминаете мне коммуняк, которые доказывают, что в СССР неблагоприятные климатические условия, поэтому урожайность зерновых низкая.
quoted1


Я не буду опускаться до обмена колкостями и говорить,кого мне напоминают люди,упорно не замечающие сути полемики ,но настаивающие на каком-либо несущественном моменте,якобы принципиально важном...
Былую власть именую"большевики",и где,хоть на грамм, вы у меня видели одобрение их жестокого,неоправданного эксперимента в масштабах страны?
Я просто-напросто указываю на то,что всегда необходимо в критике,полемике опираться на корректно сопоставимые факты и явления. А если вы так и не поняли,что строительство дорог в различных климатических поясах и в разных рельефах существенно разнятся по трудоемкости и затратам(как и в различные эпохи)-ну,значит ,не поняли.
Что Аляска?Это небольшая доля путей(общего пользования-800км., а те подъездные пути,что вы упомянули,в ведении промышленном,не ж/дорожном). Основные же магистрали,подавляющее большинство - строились в значительно более благоприятных условиях.
Если сравнивать сельское хозяйство-необходимо сравнивать сопоставимые территории климатические.Если сравнивать темпы роста-сравнивать примерно одни и те же этапы развития(известно,что начальные темпы всегда выше). Следует избегать недоказуемых твердо утверждений,преувеличений,произвольных экстраполяций.Потому что скорее вредно для разоблачения большевистского насилия,например,смело говорить о "сотнях миллионах жертв"......это подрывает доверие к самой критике,ибо саму цифру обосновать весьма затруднительно,спорно..А вот когда,твердо опираясь на документы эпохи,указывается,что в течении года(не военного!) ежедневно расстреливалось по 1,5тысячи человек...что тут уже можно оспаривать,коль это-документ,факт истории?И так во всем-надо опираться на бесспорные факты,корректные сравнения,точные данные.А небрежность,некорректность,неточность в таких вещах как раз льет воду на мельницу реабилитаторов большевизма.Ибо позволяет саму суть критики утопить в полемики по деталям.
Link Complain Quote  

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Дмитрий Орешкин о советском царстве лжи и подтасовок
.
© PolitForums.net 2022 | Our e-mail:
Mobile version