Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Преданный выси. Как Георгий Береговой покорил небо и космос…

avenarius
3 392 07:43 18.04.2021
   Рейтинг темы: +0
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
Первые годы Жоры Берегового, родившегося 15 апреля 1921 года, не отличались от жизни тысяч советских мальчишек. Авиамоделированием он увлекся в средней школе в Енакиево Сталинского округа (ныне Донецкой области), где проживала его семья. Затем Георгий стал учеником электрослесаря на металлургическом заводе, там и записался в местный авиаклуб. В те годы комсомол взял шефство над Военно-воздушными силами страны, звучал призыв: «Комсомолец — на самолет!» Ребята мечтали повторить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку чкаловского экипажа, зачитывались рассказами о подвигах Михаила Громова, Валентины Гризодубовой, других героев-авиаторов.


Первый вылет на учебном самолете У-2 остался в памяти Берегового на всю жизнь: «Полет изумил меня не тем, что я увидел в небе, а тем, как выглядела оттуда земля. В небе, как мне показалось, и разглядывать было нечего — беспредельная, неосязаемая пустота, только у самого горизонта паутинка перистых облаков. Зато земля… меня и восхитила, и ошарашила. Я и вообразить не мог, что она такая роскошная, такая незнакомо прекрасная.
Изумрудный ковер лугов заворожил своей сказочной красотой. Зелень была настолько чистой и яркой, что казалась нарисованной художником на огромном, неоглядном холсте. Город казался сложен из детских кубиков: красные черепичные крыши, зеленые квадраты садов. И все же главным было само ощущение высоты, ощущение полета. Именно оно, ни с чем не сравнимое чувство необыкновенной свободы и простора, заставляло восторженно замирать сердце».

Летные выси

В 1938 году 17-летнего паренька призвали в Красную армию, а через три года он окончил Ворошиловградскую (Луганскую) школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Началась Великая Отечественная война, но Берегового не сразу отправили на фронт. Ему надлежало освоить новый тип самолета — бронированный штурмовик Ил-2, тогда еще одноместный. Первый боевой вылет старший сержант Береговой выполнил на Калининском фронте 13 июня 1942 года в составе 451-го штурмового авиаполка (шап).





Достаточно быстро пропала неизбежная у новичков скованность, наблюдал из кабины не только за самолетом ведущего, но и за тем, что творилось вокруг. Чаще всего наши «летающие танки» направлялись тогда на поражение вражеских эшелонов железнодорожной магистрали Великие Луки — Ржев. «Делая очередной заход на цель, — рассказывал Георгий Береговой, — я увидел состав, который хотя и продолжал двигаться, но вагоны уже горели. Казалось, будто их крыши слегка припудрены мелом и ветер срывает с них этот мел длинными белыми струйками. Но это был дым, который выбивался на ходу сквозь щели и пробоины от снарядов».

Через два месяца молодого летчика представили к первому боевому ордену Красного Знамени. В документе отмечалось отличное владение машиной и проявленное в боях мужество, что позволило добиться высокой эффективности, умело выводить свой Ил из-под удара зениток и благополучно приземляться на аэродроме даже с серьезными повреждениями. Особо успешными оказались бомбо-штурмовые удары по позициям врага в районе города Белый в начале июля 1942-го, за что «пилот Береговой и его товарищи удостоились благодарностей командира полка, командующего 3-й воздушной армией и зам. наркома обороны генерал-лейтенанта тов. Новикова».

В октябре 1942 года 451-й шап вывели с фронта на пополнение, некоторых летчиков направили в другие части. Георгий оказался в 671-м штурмовом авиаполку, продолжив в феврале 1943 года борьбу с врагом на Воронежском фронте уже на двухместном Иле. 5 июля развернулась грандиозная Курская битва, в которой в составе 5-го штурмового авиакорпуса (шак) принял участие теперь лейтенант, заместитель командира эскадрильи Береговой.

Первое время корпус, возглавляемый генералом Николаем Каманиным, находился в резерве 2-й воздушной армии. Враг не смог прорваться к Курску, немецкая операция «Цитадель» захлебнулась. Готовилось советское контрнаступление на белгородско-харьковском направлении. 27 июля 5-й шак вступил в сражение, а на следующий день самолет лейтенанта Берегового сбили немецкие мессершмиты. Он вовремя смог воспользоваться парашютом и вернулся в строй.

До освобождения Харькова эскадрилья Берегового произвела 182 боевых вылета (из них 18 на счету Георгия, теперь летавшего ведущим группы и представленного вскоре ко второму ордену Красного Знамени), заявила об уничтожении 161 автомашины с различными грузами, 28 танков, поражении пяти артиллерийских батарей на позициях, поджоге 13 вагонов с боеприпасами и прочих успехах — <nobr>т. е.</nobr> внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

Звание Героя Советского Союза капитану Береговому присвоили 26 октября 1944 года. Всего же до конца войны он выполнил на Ил-2 186 боевых вылетов.





Трудно выделить, какое сражение было наиболее сложным или кровопролитным. Специфика работы штурмовой авиации состояла в том, что экипажам приходилось преодолевать массированный огонь зенитных средств. Даже боевой опыт зачастую не уберегал от попадания снаряда в кабину или мотор, да и вражеские истребители нередко проникали через заслон прикрытия.

Уже над Чехословакией 90-й полк понес тяжелые потери, сбиты летчики — боевые друзья капитана Берегового, с которыми он прошел практически всю войну. Майор Иван Николаев (160 боевых вылетов) и старший лейтенант Александр Пряженников (135 вылетов) были представлены к награждению Золотой Звездой, но посмертно. Штурмана полка Героя Советского Союза майора Александра Кузина, не вернувшегося из 161-го боевого вылета, однополчане считали погибшим. Однако он выпрыгнул с парашютом у самой земли, попал в плен и все-таки был освобожден 20 апреля 1945 года.

«До конца войны, хотя и был он совсем близок, хотя и оставалось до победы каких-нибудь два-три месяца, предстояло еще пройти сквозь многое, — написал в послевоенных воспоминаниях Георгий Тимофеевич. — Война одинаково страшна, одинаково беспощадна и жестока, что в первый, что в последний день. Смерть во время войны работает без выходных».

Выше облаков

После войны Георгий Береговой окончил Липецкую высшую офицерскую летно-тактическую школу, высшие офицерские курсы и факультатив летчиков-испытателей. После чего проработал шесть лет в Государственном Краснознаменном научно-испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС), в течение которых освоил более 60 типов самолетов, включая МиГ-15 со стреловидным крылом. Первым совершил полет в гермошлеме (герметический шлем, дающий летчику или космонавту возможность летать на больших высотах при разгерметизации кабины и катапультировании), который ныне является неотъемлемой частью высотного снаряжения летчика или космонавта. В совершенстве овладел выполнением штопора на реактивных истребителях Су-9 и обучил десятки строевых летчиков особенностям входа и выхода из него. В 1956 году он завершил обучение в Военно-воздушной академии в Монино. Через пять лет в чине полковника Береговому присвоили звание «Заслуженный летчик-испытател СССР».

Другой летчик — Герой Советского Союза Георгий Баевский — познакомился со своим тезкой и ровесником Береговым на испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Вскоре они подружились. Баевский позже вспоминал, что Георгий Тимофеевич с успехом выполнял перехваты на больших высотах условного противника; первым в институте вылетел на новом опытном барражирующем перехватчике Ту-28 (потом Ту-128). Георгий Артурович относил таких людей к «когорте одержимых», <nobr>т. е.</nobr> тех, «для кого труд не только профессия, род занятий, но — призвание, веление сердца, кто вкладывает в работу все свои силы, сполна отдает себя любимому делу».

Но, как выяснилось, Георгий Тимофеевич мечтал о космическом полете, и руководство института нехотя, но согласилось отпустить опытного сотрудника в отряд космонавтов. Генерал Николай Каманин, который руководил отбором и подготовкой советских покорителей безвоздушного пространства и под чьим началом воевал Береговой, вспоминал: «Спустя 20 лет после войны я встретился с полковником Береговым. Откровенно говоря, перед встречей с Георгием Тимофеевичем я предполагал, что боевой однополчанин, освоивший после войны профессию летчика-испытателя сверхзвуковых самолетов, человек, которому перевалило за сорок, должен быть довольным своей жизнью и своим местом в ней. Думалось, что он хочет повспоминать фронтовые были, друзей, а он сразу удивил меня просьбой взять его в группу летчиков-космонавтов. Это, признаться, меня удивило. „Хорошо ли подумал Георгий? Ведь тебе, если память не изменяет, за сорок?“ — „Сорок четыре, Николай Петрович. Но у меня здоровье летчика-испытателя, на которое не жалуюсь ни я, ни медики. Пройду любую комиссию. Поверьте мне, не подведу“. Глаза его блеснули прежним, как когда-то на фронте, огневым задором».

Началась кропотливая подготовка заслуженного авиатора, а в советской космической программе появились новые страницы.

Испытание невесомостью

Вслед за первым полетом Юрия Гагарина на корабле «Восток» последовали другие, позволившие проанализировать влияние условий полета на функционирование организма человека. Так, в октябре 1964 года Советский Союз запустил экипаж из трех человек различных специальностей на корабле «Восход». Затем был осуществлен выход космонавта в открытый космос через шлюзовую камеру.

Основные успехи отечественной космонавтики связывают с именем Сергея Павловича Королева. Однако в январе 1966 года случилось несчастье — сердце выдающегося ученого и конструктора остановилось во время плановой хирургической операции. Но правительство не собиралось менять планы, поторапливало конструкторов. Три первых беспилотных запуска корабля «Союз» завершились аварийно, «сырой» корабль еще не доведен. В апреле 1967 года в полет на «Союзе-1» отправился один из самых подготовленных офицеров отряда Владимир Комаров, однако при спуске космонавт погиб. Эти неудачи фактически приостановили советскую пилотируемую программу. Ко всем несчастьям добавилась гибель Гагарина в марте 1968 года во время рядового тренировочного полета.

Но было необходимо двигаться дальше. Следующим шагом планировалось осуществить стыковку в космосе в ручном режиме. В октябре 1968 года с Байконура стартовали беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с человеком на борту. Выполнение задания назначили Георгию Береговому — самому возрастному и опытному, единственному на тот момент из отряда, кто имел богатейший опыт летчика-испытателя.

Хотя взлетел корабль успешно, на орбите все пошло не по плану. Стыковку хотели провести в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение двух кораблей шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров, исправить положение Береговому так и не удалось, несмотря на старания.

В те годы медики не имели достаточной информации о воздействии на организм невесомости и привыкании к ней вестибулярного аппарата, потому стыковка в ручном режиме представляла чрезвычайно сложную задачу. У блестящего летчика при земном притяжении не было возможности ранее столкнуться с подобной проблемой, что возникла у него на орбите. Позднее выяснилось, что космонавт заводил «Союз-3» на соединение в «перевернутом состоянии».

Однако благополучное приземление Георгия Тимофеевича спустя почти четверо суток в казахстанской степи, четкий доклад о проделанной работе и трудностях позволили усмирить нрав «Союза». И по сей день многократно модифицированная его версия доставляет космонавтов на МКС, совершив более 130 успешных стартов в Советском Союзе и современной России.

Береговой же был награжден второй Золотой Звездой и повышен в воинском звании. Но его ждало еще одно неожиданное испытание.

Схожесть с генсеком

Советская космонавтика отмечала серьезный успех, поскольку в начале 1969 года отечественные ученые и инженеры первыми в мире все-таки совершили стыковку двух пилотируемых кораблей. На орбите удалось создать экспериментальную космическую станцию с четырьмя космонавтами на борту. Тысячи людей вышли на московские улицы приветствовать покорителей космоса.





Во время торжественной встречи космонавтов в Кремле 22 января офицер Виктор Ильин, переодевшись в милицейскую форму, совершил покушение на генерального секретаря, обстреляв автомашину «Зил-111», в которой, как он думал, ехал Леонид Брежнев. На подъезде к Кремлю у Боровицких ворот Ильин выстрелил 11 раз по лобовому стеклу, приняв сидящего спереди генерал-майора Берегового за генсека. В итоге погиб водитель, слегка задело пулей летчика-космонавта Андрияна Николаева, а Георгия Тимофеевича лишь поранило стеклами. Ему даже удалось перехватить управление машиной и остановить ее. Стрелявшего тогда задержали.

Другие высоты

Работа Берегового продолжилась, он был назначен заместителем, а в 1972—1987 годах главой Центра подготовки космонавтов. Одновременно с административной работой вел большую научную деятельность. Специализацией он выбрал инженерную психологию в космонавтике и защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1987 году ушел в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

В этот период открылся еще один талант Берегового — литературный. На страницах своих произведений он подчеркивал невероятные ощущения, романтику и динамизм, которые присутствовали при покорении воздушного и безвоздушного пространства.

«Именно в качестве летчика, рядового своей профессии мне довелось воевать в Отечественную (войну), испытывать в послевоенные годы новые самолеты, участвовать в освоении космоса; именно в качестве человека профессии я и хочу рассказать обо всем увиденном, передуманном, пережитом, — писал Георгий Тимофеевич в предисловии к своей книге „Три высоты“. — О том, как видится мир через бронестекло штурмовика, из кабины ушедшего за облака реактивного истребителя, сквозь иллюминаторы вышедшего на орбиту космического корабля…
Мне довелось посвятить жизнь одной из самых динамичных профессий: смысл труда и летчика, и космонавта — в процессах движения, точнее, в овладении ими в интересах самого непоседливого существа на Земле — человека».
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Арина
8888


Сообщений: 28378
08:40 18.04.2021
Ты своими липкими ручонками уже всех и вся заляпал...продажный тролль
Ссылка Нарушение Цитировать  
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
08:51 18.04.2021
Путинские невесты…
Ты — слева…



Справа — тётка Лира…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Арина
8888


Сообщений: 28378
09:29 18.04.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
> Справа — тётка Лира…
quoted1

Дедушко иди лесом...деменция это серьезно
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 12
    Пользователи:
    Другие форумы
    Преданный выси. Как Георгий Береговой покорил небо и космос…
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия