> Тема о взаимоотношениях искусства и политики. Может ли представитель какого-нибудь вида искусства «сотрудничать» с политикой или политиком. И что происходит, когда он пойдёт на такой шаг. Решил разобраться в этом на конкретном примере — творчестве Маяковского. > > > > Как-то в одной из тем собеседник на моё упоминание о Маяковском ответил в резкой манере: «Маяковский — великий поэт и нечего его трогать!» (Между строк читалось — «своими погаными ручонками»). Не могу с этим согласиться. Получается, что не только нынешним, но и будущим поколениям запрещено изучая творчество поэта, пропускать его через себя, подходить критически, решать, что в нём лучше, что так себе, или даже ошибочно. Читают, воспринимают, каждый по-своему, сообразно воспитанию, эрудиции, культуре… > Считаю, что художник не должен подкреплять политические процессы своим искусством. Поскольку всякое настоящее искусство это нечто чистое, а политика, как говорится, грязное дело. Имеется в виду, что всякий политический жест, всякий шаг, всякое событие неизбежно имеют как сторонников, так и противников, что неизменно ведёт к раздорам и конфликтам в обществе. > Как оказалось, не всякий художник воспринимает это как нечто незыблемое. > Творчество В.В. Маяковского мы все в своё время изучали довольно подробно и теперь можем проанализировать его по актуальности и значимости сегодня. > Знаменитая поэма "Хорошо". Замечательно, гениально, …но о чём?! Воспета РЕВОЛЮЦИЯ, празднование годовщин которой оборвалось в 2004-м. Теперь ищут, кто же оплатил этот антиконституционный переворот (чуть не написал «майдан»). > Конечно же, никому не придёт в голову упрекать поэта за «недальновидность». Никто ещё не угадал события на сто лет вперёд, если не считать случайных совпадений и подтасовок. > Поэма Маяковского "Владимир Ильич Ленин" — гимн величию Ленина. Бессмертие Ленина стало главной темой поэмы — «Ленин и теперь живее всех живых…». > Привожу пару ссылок для краткости, что бы самому «не растекаться мыслью по древу». > http://www.kursach.com/bibl... > В.И. Ленин — организатор советского террора > Цитата > "Не случайно, что наиболее жестокие и циничные по содержанию документы скрывались в хранилищах ленинских архивов. В некоторых документах поощряется политика террора и репрессий (например, «тайно подготовить террор: необходимо и срочно»; «постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, „на плечах“ Бала-ховича перейти где-либо границу хоть на 1 версту и повесить там 100- 1000 их чиновников и богачей); „под видом „зеленых“ (мы потом на них и свалим) пройдем на 10−20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 руб. за повешенного“; или: о высылке из России меньшевиков, эсеров, кадетов, „несколько сот выслать безжалостно“. > „Ленин действовал по принципу: „Если враг не сдается, его уничтожают“. Он дополнил его положением: "Если сдается — его тоже уничтожают“. > "Стихи о советском паспорте". Уверен, что многие помнят их до сих пор. > Повторю для ясности. > …Глазами > доброго дядю выев, > не переставая > кланяться, > берут, > как будто берут чаевые, > паспорт > американца. > На польский — > глядят, > как в афишу коза. > На польский — > выпяливают глаза > в тугой > полицейской слоновости — > откуда, мол, > и что это за > географические новости? > И не повернув > головы кочан > и чувств > никаких > не изведав, > берут, > не моргнув, > паспорта датчан > и разных > прочих > шведов. > И вдруг, > как будто > ожогом, > рот > скривило > господину. > Это > господин чиновник > берет > мою > краснокожую паспортину. > Берет — > как бомбу, > берет — > как ежа, > как бритву > обоюдоострую, > берет, > как гремучую > в 20 жал > змею > двухметроворостую. > Моргнул > многозначаще > глаз носильщика, > хоть вещи > снесет задаром вам… > …Читайте, завидуйте — я гражданин Советского Союза! > Нет смысла указывать подробно на несоответствие строк сегодняшним реалиям. Не совпадает с нынешним бытием ни одна строка — отношение к паспортам американца и россиянина, „прочие шведы“…. > Увидел бы Маковский, как выглядит сегодня всё им с таким восторгом воспетое, сравнил бы жизнь россиянина с жизнью шведов, познакомился бы с действительной „ленинианой“, увидел бы, как в мире „завидуют“ гражданам России, констатировал бы превращение Великой Октябрьской революции в тривиальный переворот, посмотрел бы, как подтвердилось его пророчество "я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть" … — застрелился бы снова, не колеблясь. > А вот то, что не устаревает: > Взяточники, написанные в 1926 году. > Дверь. На двери — „Нельзя без доклада“. Под Марксом, в кресло вкресленный, с высоким окладом, высок и гладок, сидит облеченный ответственный. На нем контрабандный подарок — жилет, в кармане — ручка на страже, в другом уголочком торчит билет с длиннющим подчищенным стажем. Весь день — сплошная работа уму. На лбу — непролазная дума: кому ему устроить куму, кому приспособить кума? … > Советую прочитать полностью. > Его "Что такое хорошо и что такое плохо" и многое другое будут жить долго. А стихи на политические темы — не обессудьте, Владимир Владимирович — уходят в макулатуру. Ими будут интересоваться разные профессионалы от литературы — критики, искусствоведы — и просто любители стихотворчества. Мастера художественного слова всего этого читать уже не будут, как бывало на моей памяти. > При подготовке темы попал на весьма прискорбную информацию — Маяковский, как оказалось, участвовал в травле Ф. И. Шаляпина вместе с другими известными личностями. Ему не достаточно было на личном уровне сказать: „Фёдор Иванович, не уезжай из России, пой для своих“. Ударил по нему стихом со своей знаменитой лесенкой. > https://www.liveinternet.ru/... > »…Громче других певца критиковал Владимир Маяковский. В «Комсомольской правде» было опубликовано его стихотворение «Господин народный артист», которое завершалось такими строками: > А тех, > кто под ноги атакующих > бросится, > с дороги уберет > рабочий пинок. > С барина с белого > сорвите, наркомпросцы, > народного артиста > красный венок! > … в журнале «Польске вольности» была опубликована беседа Маяковского с редактором этого издания, в которой поэт заявил: > «Я не был в опере что-то около 15 лет. А Шаляпину написал стишок такого содержания: > Вернись теперь > такой артист > назад > на русские рублики — > Я первый крикну: > — Обратно катись, > народный артист Республики!» > …Кстати, Владимир Владимирович, видимо, забыл, как в 1916 году, после оперы «Борис Годунов» познакомился с уже знаменитым тогда певцом и робко предложил ему: «Вот бы написал кто-нибудь музыку на мою трагедию, а вы исполнили». Шаляпин на это лукаво заметил: «Вы, как я слышал, в своем деле тоже Шаляпин?» — «Орать стихами научился, а петь еще не умею», — отшутился поэт". > Для сравнения. Критиковал Шаляпина и А. В. Луначарский. Но это по обязанности политика — он был по должности — первый нарком просвещения РСФСР. > Маяковский, который «был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом современности» скатился в своих стихах до уровня сплетника. Впрочем, это не совсем по теме. > Вспомнилось — Пушкин: "…И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал". А что написал бы Маяковский, следуя пушкинской традиции? «…И долго буду тем любезен я народу, что Ленина и паспорт прославлял»? > Можно в связи с этим также упомянуть «политическое» творчество художников. > Известны картины И.И. Бродского, изображающие Ленина в разных ситуациях. Его называли основателем соцреализма и одним из самых главных «официальных» живописцев советского Кремля. > Художник Михаил Соколов, картина «В. И. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 мая 1920 года». С бревном на плече и не только на нём… Подкреплено шутками и анекдотами. > В.В. Хвосте́нко — один из первых выполнил работы на революционные темы: «Ленин на броневике», «Ленин в Смольном» и др.
> Интересно, гордятся ли всем этим их потомки? > Повторяю: художник не должен своим творчеством обслуживать политику и политиков. > Это далеко не тот случай, когда можно заявить наотрез — "такое было время!" quoted1
Если внимательно рассмотреть историю искусства ,то вплоть до конца 19 века ,все кто творил искусство работали на власть имущих . Искусство создавалось для богатых ,то есть для тех кто мог обеспечить безбедное существование художника ,музыканта и прочее. Собственно советское время ничем не выделяется из этого . И естественно тот кто платит тот и заказывает музыку . Все очень банально
Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
> Но ведь были же художники, которые действительно верили в Сталина и прославляли его культ от чистого сердца. > Тот же Маяковский quoted1
В том и дело, что были и верили. Но прославлять при жизни, даже от чистого сердца, всегда будет риск сесть в калошу именно из-за вечной переменчивости политической ситуации. Каждый может это допустить только при условии, что добавит — «по-моему», может «выступать» со своим мнением перед определённым кругом людей — устно или в письмах. Но эта вера и восхищение не должны, по-моему, становиться темой ИСКУССТВА. Об том и речь. Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
> "Сталин за твоё здоровье" П. Пикассо, 1949. quoted1
…И не один Пикассо. Все они знали только то, что им показывали и говорили. Не к ним ли обращены слова: «полезные идиоты»? ЦИТАТА «…изначально полезными идиотами называли западных поклонников Советского Союза, …которых использовали вслепую, купив на красивые лозунги и обещания».
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> вплоть до конца 19 века, все кто творил искусство работали на власть имущих. Искусство создавалось для богатых, то есть для тех кто мог обеспечить безбедное существование художника, музыканта и прочее. quoted1
По-моему, «до конца 19-го века» было несколько иначе — искусство создавалось под заказ за определённый заранее гонорар. Заказчиком мог быть царь, вельможа, церковь, музей, театр, хор цыган, например, мог заказать для себя песню, заказывал любой, куму понравился конкретный художник. Думаю, А. Пушкин и другие известные поэты и прозаики не подошли бы под ваше определение. Например, Лермонтов, написавший «На смерть поэта», вряд ли «создавал для богатых». zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> Собственно советское время ничем не выделяется из этого quoted1
Маяковский был выше этого — писал, как думал, как понимал и чувствовал. Он покорил «власть имущих» своим талантом и искренним восторгом от революционных перемен… а не наоборот.
Закулисинъ Вы не уточнили, что означают ваши ролики. Не понятно, вы за или против. Возможно двойное толкование. Посему отвечать вам не на что, извините.
александр62036 (александр62036) писал (а) в ответ на сообщение:
> > zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> вплоть до конца 19 века, все кто творил искусство работали на власть имущих. Искусство создавалось для богатых, то есть для тех кто мог обеспечить безбедное существование художника, музыканта и прочее. quoted2
>По-моему, «до конца 19-го века» было несколько иначе — искусство создавалось под заказ за определённый заранее гонорар. Заказчиком мог быть царь, вельможа, церковь, музей, театр, хор цыган, например, мог заказать для себя песню, заказывал любой, куму понравился конкретный художник. > Думаю, А. Пушкин и другие известные поэты и прозаики не подошли бы под ваше определение. Например, Лермонтов, написавший «На смерть поэта», вряд ли «создавал для богатых». quoted1
Искусство создавалось под заказ ,но не только . Была на относительная свобода творчества. Просто люди сощдавашин произведения искусства были на содержании обладавших властью и богатством ,причем до тех пор пока они удовлетворяли их запросы Но да литература была менее подвержена такому положению, литературные произведения создавались изначально для многих . Хотя придворных поэтов и литераторов хватало ,были даже придворные философы .
> zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Собственно советское время ничем не выделяется из этого quoted2
> Маяковский был выше этого — писал, как думал, как понимал и чувствовал. Он покорил «власть имущих» своим талантом и искренним восторгом от революционных перемен… а не наоборот. quoted1
Возможно . Но это не меняет сути. Полагаю ,что участие Маяковского в написании рекламных лозунгов и плакатов в большей мере отражает суть его творчества. Это хороший ремесленник ,с яркой индивидуальной манерой ,который нашел себе жилу и разрабатывал ее . Именно советская пропаганда сделала из него "великого" поэта. Советская пропаганда многих сделала " великими" отправив в небытие реально великих ,тех которые не касались политики ,а просто творили прекрасное .
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> люди сощдавашин произведения искусства были на содержании обладавших властью и богатством, причем до тех пор пока они удовлетворяли их запросы quoted1
Примеры есть? zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> советская пропаганда сделала из него «великого» поэта. quoted1
Читаю и перечитываю его стихи. Кто из его современников был, по-вашему, выше? zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> Советская пропаганда многих сделала «великими» отправив в небытие реально великих, тех которые не касались политики, а просто творили прекрасное quoted1
Назовите хоть парочку. С удовольствием познакомлюсь с их творчеством, чтобы самому сравнить и сделать выводы. Общими словами тут не обойтись.
александр62036 (александр62036) писал (а) в ответ на сообщение:
> > zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> люди сощдавашин произведения искусства были на содержании обладавших властью и богатством, причем до тех пор пока они удовлетворяли их запросы quoted2
Практически все. Например Моцарт. Микельанджело. Свободных художников много меньше на самом деле.
> zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> советская пропаганда сделала из него «великого» поэта. quoted2
>Читаю и перечитываю его стихи. Кто из его современников был, по-вашему, выше? quoted1
Хлебников, Блок, Северянин, Бальмонт, Гумилев и конечно же Есенин. Но несомнено у Маяковского были и есть свои поклонники ., это вне сомнения. Я был удивлен, когда узнал, что есть фанаты поэтессы, которую я знал лично, и вот это меня реально поразило. Но эти фанаты реально есть.
> zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Советская пропаганда многих сделала «великими» отправив в небытие реально великих, тех которые не касались политики, а просто творили прекрасное quoted2
>Назовите хоть парочку. С удовольствием познакомлюсь с их творчеством, чтобы самому сравнить и сделать выводы. quoted1
Уже перечислил. Но могу добавить Пастернака, Бродского и ещё с десяток. Советскую серость, которую уже забыли или забудут лет через 5 надеюсь можете назвать сами
Не вижу ответов на эти вопросы. "Читаю и перечитываю его стихи. Кто из его современников был, по-вашему, выше?" И этот: "Назовите хоть парочку. С удовольствием познакомлюсь с их творчеством, чтобы самому сравнить и сделать выводы. Общими словами тут не обойтись".
> "Читаю и перечитываю его стихи. Кто из его современников был, по-вашему, выше?" > И этот: "Назовите хоть парочку. С удовольствием познакомлюсь с их творчеством, чтобы самому сравнить и сделать выводы. > Общими словами тут не обойтись". quoted1
Все есть читайте,знакомьтесь . Но если вы поклонник Маяковского ,это ваше личное .
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> если вы поклонник Маяковского, это ваше личное. quoted1
Я противник общих фраз, извините. Тема не о В.В. Маяковском, не о С.В. Михалкове и других упомянутых деятелях искусства, а о последствиях воспевания политики и политиков в искусстве. Не заметили?
александр62036 (александр62036) писал (а) в ответ на сообщение:
> > zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> если вы поклонник Маяковского ,это ваше личное . quoted2
>Я противник общих фраз, извините. > Тема не о В.В. Маяковском, не о С.В. Михалкове и других упомянутых деятелей искусства, а о последствиях воспевания политики и политиков в искусстве. Не заметили? quoted1
Всё равно благодарю вас, что поддержали тему. Хотелось отвлечь форум от вирусов короны и вируса «распада шлюхи Украины». Видимо переоценил свои силы, или эти вирусы слишком глубоко заразили умы форумчан. Прискорбно.