В начале 1917 года общее состояние Османской империи было плачевным. Потери на Кавказском фронте от войны, дезертирства и болезней превышали 100 тыс. человек. Последние резервы, семь дивизий, были посланы в помощь австро-венгерской армии. В Анатолии царил голод, который ощущался даже в Константинополе. В целом война измотала и обанкротила империю. Российские генералы, напротив, были полны желания воевать. Практически на всех фронтах Антанта добилась материального превосходства, а вступление в войну США ожидалось со дня на день[372].
Осенью — зимой 1916/1917 на Кавказском фронте наступило позиционное затишье. Необычно суровая зима затрудняла боевые действия[373][374]. Это и спасло турецкую армию от полного военного краха и позволило сохранить остатки армии[372]. Дальнейшее продвижение вглубь территории Османской империи не имело никакого стратегического и тактического смысла для русской армии из-за сложной обстановки с подвозом продовольствия и фуража[375]. Военный историк А.О. Арутюнян писал: «…русские на Кавказском фронте блестяще выполнили ряд задач, имеющих большое значение не только для Кавказского фронта, но и в целом для общего хода мировой войны"[376].
Группировка Кавказской армии насчитывала 247 батальонов (включая 6 армянских стрелковых батальонов) при 546 орудия, 236 сотен, 33 инженерных рот, 3 дружины ополчения, 2 добровольческих сотен[377].
Последней наступательной операцией на Кавказском фронте, по мнению военного историка А.А. Керсновского[378], стало занятие хребта Ики-Сиври 19-м Туркестанским стрелковым полком в феврале месяце. На персидском участке фронта Н.Н. Юденич в январе 1917 года организовал наступление на Месопотамию (в феврале Кавказская армия вновь взяла Хамадан), что вынудило Османскую империю перебросить часть войск на русский фронт, ослабив оборону Багдада, который вскоре был занят англичанами[379][380].
По мнению некоторых историков, произошедшая Февральская революция спасла турецкую армию от полного разгрома[381]. Революция была встречена со стороны армян с большим энтузиазмом, возродились надежды по военно-политическому решению Россией армянского вопроса. В этот период большая часть Турецкой Армении была оккупирована русскими войсками. Главной задачей армянских политических лидеров являлся Кавказский фронт — оказать поддержку русской армии в регионе и не допустить, чтобы турки отвоевали обратно северо-восточную Анатолию[382].
Турки также, поняв политический смысл произошедшей революции, старались использовать её в своих целях. При помощи авиации и наземных патрулей распространялись листовки с поздравления по случаю революции, проводились параллели между ситуацией в России и конституционным режимом в Османской империи, а также для встреч с русскими военнослужащими на линию фронта отправлялись делегации из турецких солдат[383].
В этот период турецкие войска страдали от зимних болезней и массового дезертирства[384]. 3-я турецкая армия держала фронт от Тиреболу до Кемаха, 2-я — от Киги до юго-западной оконечности озера Ван. Обе армии с марта 1916 года входили в Кавказскую (Анатолийскую) группу войск, командовал которой Иззет-паша, а штаб находился в Харпуте. Командующий 3-й армией Вехиб-паша реорганизовал 5-й, 9-й, 10-й и 11-й корпуса. Он создал 1-й и 2-й Кавказские корпуса, объединив в них по три дивизии. Таким образом, 9-я, 10-я, 36-я и 5-я, 11-я, 37-я дивизии вошли, соответственно, в состав 1-го и 2-го Кавказского корпусов[351].
Небольшое наступление 2-й турецкой армии, предпринятое её новым командующим Мустафой Кемалем, завершилось повторным захватом турками территории Битлисского вилайета вплоть до Муша из-за нежелания русских солдат участвовать в военных действиях после Февральской революции. Наступательный порыв турецкой армии иссяк только в мае, да и то из-за отсутствия необходимых ресурсов для ведения крупномасштабных операций. По другой версии, турки остановились по просьбе германского главнокомандующего Э. Людендорфа, который таким образом давал понять российскому правительству, что желание Германии заключить сепаратный мир было искренним[385].
Н.Н. Юденич, назначенный главнокомандующим Кавказским фронтом, продолжил наступления против турок в Персии (к концу марта 1-й Кавказский кавалерийский корпус достиг реки Дияла[386] вновь заняв города Сенендедж, район Керманшаха и Ханакин), но трудности со снабжением войск, падение дисциплины под воздействием революционной агитации и рост заболеваемости малярией заставили его прекратить Мосульскую операцию и отвести войска в горные районы[387]. Его репутация в распропагандированной русской армии пострадала из-за отступления русских в район Битлиса и Муша, к тому же его подозревали в симпатиях к «старому режиму"[388]. Отказавшись выполнить приказ Временного правительства о возобновлении наступления, в мае 1917 года Юденич был отстранён от командования фронтом сдав командование генералу от инфантерии М. А. Пржевальскому и переведён в распоряжение военного министра. С весны 1917 года русская армия постепенно разлагалась, солдаты дезертировали, отправляясь по домам. Процессы ускорила Октябрьская революция и к концу года Кавказский фронт почти полностью был развален[387].
В поиске противодействия падению воинской дисциплины русское командование экспериментировало с созданием национальных воинских формирований — к середине июля 1917 года на Кавказском фронте по предложению армянских общественных организаций Петрограда и Тифлиса и штаба Кавказской армии, приказом Верховного главнокомандующего на основе Армянских батальонов были созданы стрелковые полки, после чего последовало их объединение в бригады. В конце октября последовал приказ Начальника штаба Верховного главнокомандующего о формировании ещё одной бригады, таким образом, что 1-й, 2-й и 5-й полки вошли в состав 1-й бригады, а 3-й, 4-й и 7-й — в состав 2-й. Этим же приказом было заложено обоснование для будущего формирования единого войскового соединения — Добровольческого армянского корпуса[389].
Переход территорий в районе Муша под контроль турецких войск и разложение русской армии были встречены с тревогой среди армян. Члены национальных комитетов Москвы и Петрограда обсуждали сложившуюся ситуацию с Временным правительством. Их целью было убедить А.Ф. Керенского в необходимости сохранения устойчивого Кавказского фронта. С этой целью они просили о переброске тысяч армянских солдат с других фронтов на Кавказ, что могло стать решающим фактором для сохранения оккупированных Россией территорий. Согласие было получено, однако решение старались не придавать огласке, чтобы предотвратить подобные прецеденты[388]. Незадолго до краха Временного правительства, в октябре, Керенским было отдано распоряжение о переводе 35 тыс. армянских солдат на Кавказ с целью замещения русских частей[390]. Но только несколько тысяч из них достигли фронта, остальные оказалась в районе Баку, где большую часть 1918 года, под руководством Армянского совета, оказывали помощь советской администрации города[388].
После произошедшей Октябрьской революции и продолжавшегося разложения русской армии, турецкое командование приняло решение восстановить границы 1878 года и начать наступление силами 3-й армии (1-й и 2-й Кавказские корпуса и три дивизии из 2-й армии, ранее полностью расформированной). Численность турецких войск оценивалась от 40 до 50 тыс. человек при 160 орудиях[391
ПОЛНАЯ ПОБЕДАроссийской армии, еслиб не большевики… Разлогали войска полным ходом
zaperenos (zaperenos) писал (а) в ответ на сообщение:
> Barents (Barents) писал (а) в ответ на сообщение:
>> По этой же причине можешь засунуть в одно место свои обвинения по поводу того, что «большевики угробили военную промышленность царской России». Заводы и мастерские, производящие те же самолёты, прекрасно сохранились после Гражданской войны, но вот комплектующие для их производства Антанта, естественно, поставлять прекратила и производство их прекратилось! quoted2
>Ну и что ?? Вы не понимаете одной простой мысли,ДА папусы не могли это скопировать ,а мы смогли...Если бы не предали АНТАНТУ. quoted1
Чудны крестьянские дети. на нашей уютной полянке, блин!!! Что "смогли скопировать", дитя природы? Во-первых, "копирование" строго запрещено международным правом и это влечёт санкции. Во-вторых, это только школьники с церковно-приходским образованием легко копируют друг у друга домашние задания - во время Корейской войны ВВС СССР принудили сесть на своей территории американский Б-52 и наши конструкторы попытались его "скопировать" - ни черта не скопировали... самолет - это не задачка из учебника арифметики! До тебя хотя бы дошёл весь твой предыдущий бред относительно "развитой царской промышленности"?
При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала. Пушечное оборонительное вооружение (10 скорострельных пушек калибра 23 мм вместо 12 пулемётов калибра 12,7 мм у В-29) значительно повысило обороноспособность советской «суперкрепости». В СССР самолёт Ту-4 был последним серийным тяжёлым бомбардировщиком с поршневыми двигателями.
Любезный, еще незабвенный Глеб Жеглов заметил, что "Упрямство - это признак тупости!". Были в царской России моторные заводы, необходимы для производства тех же автомобилей, танков и самолётов? НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО! Или до тебя так и не дошло, что производство - это не промышленность? Кстати, не было построено и ни ОДНОГО моторного завода и в период НЭПа. Первые моторные заводы были построены только в 30-е годы.
> ни ОДНОГО моторного завода и в период НЭПа. quoted1
А это уже к большевикам. Barents (Barents) писал (а) в ответ на сообщение:
> "копирование" строго запрещено международным правом quoted1
Блин.Это с вашей стороны полный нонсенс. Советские все копировали и копировали с Запада всю свою историю. Это факт .Танк Т-34 -- продолжение штатовского танка Кристи. Подробнее https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD...
Слегка даже все люди друг на друга похожи, не говоря уже о технике… ВАЗ, например, слегка похож на «Опель» — те же четыре колеса! Достаточно уже того, что размеры в советском авиастроении применялись в метрической системе, а американцы и англичане используют дюймовую. Понятно, что о сопромате или ТММ ты и представления не имеешь, но то, что изменение диаметра отверстия изменяет и прочностные характеристики детали, должно быть понятно даже балбесам из церковно-приходской школы… Давай лучше вернёмся к нашим баранам — БЫЛА В ЦАРСКОЙ РОССИИ АВИАЦИОННАЯ, ТАНКОВАЯ ИЛИ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ? Именно промышленность, а не производство…
>> >> Результатом успехов русских летчиков на Балканах стало создание при Главном инженерном управлении Генерального штаба специального воздухоплавательного отдела, разработавшего план создания отечественных ВВС. К 1 августа 1914 года в строю находилось 244 самолета в 39 авиаотрядах. Германия имела на ту же дату 232 аэроплана в 34 отрядах, Франция — 138 в 25, Англия — 56 самолетов первой линии, Австро-Венгрия — около 30 воздушных машин. Если учесть, что государства германского блока сосредоточили большинство самолетов на Западном и Сербском фронтах, русские ВВС получили в начале войны численное преимущество над противником. >> А что скажете? А ведь и это преимущество уничтожили большевики… quoted2
>Деточка, а в церковно-приходских школах объясняют РАЗНИЦУ между «промышленностью» и «производством»? Или в детских воспалённых мозгах это одно и то же? > Твой первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» летал вначале на немецких моторах «Аргус», а потом, с началом войны, поставка их, естественно прекратилась. Взамен пытались ставить другие моторы, но те не давали необходимой мощности. Наконец остановились на французских моторах «Райт-220». Попросту, это означает, что в царской России делали прекрасные телеги, но колёса к ним закупали вначале в Германии, а затем во Франции. До тебя доходит, что любой, самый продвинутый и современный самолет строится под определенный двигатель? Самолет, сконструированный под абстрактный двигатель, сам является абстракцией. > Вот тебе данные из Энциклопедии авиации: > За годы Первой мировой войны основными участниками противостояния было произведено около 182 тыс. боевых самолетов. В том числе: > Германия — 47, 3 тыс. > Австро-Венгрия — 5, 4 тыс. > Франция — 52, 1 тыс. > Великобритания — 47, 8 тыс. > Россия — 3, 5 тыс. > Италия — 12 тыс. > США — 13, 8 тыс. > То бишь, Россия выпустила в войну ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ самолётов!!! Вот только в станах Антанты их выпустила авиационная ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, а в России их выпустило авиационное ПРОИЗВОДСТВО из импортных узлов. ПРОМЫШЛЕННОЕ производство означает, что ВСЁ необходимое для производства того же самолета, от гайки до мотора, делается ВНУТРИ страны, а не закупается за рубежом!
> По этой же причине можешь засунуть в одно место свои обвинения по поводу того, что «большевики угробили военную промышленность царской России». Заводы и мастерские, производящие те же самолёты, прекрасно сохранились после Гражданской войны, но вот комплектующие для их производства Антанта, естественно, поставлять прекратила и производство их прекратилось! > Учи матчасть и пока не выучишь не лезь в дискуссии… > Кстати… то же самое касается и автомобильной промышленности, не говоря уже о танковой! Такой промышленности в царской России НЕ БЫЛО!!! quoted1
Мнение генерала Брусилова об этих "телегах": "…Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…"
> БЫЛА В ЦАРСКОЙ РОССИИ АВИАЦИОННАЯ, ТАНКОВАЯ ИЛИ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ? quoted1
Была.К 1917 году. Что не так? И нормальных танков тогда ни у кого не было, вообщето. Так, громадные цели для артударов. Блин, одна ошибка у РИ тогда была, что нацокраины гнобила, потом СССР победил, Ведь если бы ОНИ тогда не выстояли, если бы Мелитон Кантария вместе с русским другом Михаилом Егоровым не подняли Знамя Победы над поверженным Берлином, просто не было бы нас с вами. А с 1970 года на нацокраины стали делиться. Все со сранной Москвы это началось, тогда. Национализм этот. как бабки стали делить, нацокраины себе, Москва --себе СССР и рухнул, блин.
Ну если "БЫЛА", то назови мне хотя бы один моторный завод в царской России - не дай помереть дурой! Ведь без мотора невозможно выпустить даже захудалый биплан! Удиви меня...
zaperenos (zaperenos) писал (а) в ответ на сообщение:
> Barents (Barents) писал (а) в ответ на сообщение:
>> БЫЛА В ЦАРСКОЙ РОССИИ АВИАЦИОННАЯ, ТАНКОВАЯ ИЛИ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ? quoted2
>Была.К 1917 году.Что не так? > Блин,одна ошибка у РИ тогда была,что нацокраины гнобила,потом СССР победил,Ведь если бы ОНИ тогда не выстояли, если бы Мелитон Кантария вместе с русским другом Михаилом Егоровым не подняли Знамя Победы над поверженным Берлином, просто не было бы нас с вами.А с 1970 года на нацокраины стали делиться..Все со сранной Москвы это началось,тогда.Национализм этот. quoted1
Эк как оппонентов ... штормит! Обо всём готовы поговорить. Но на простой вопрос- нужна ли была индустриализация? Да или нет? Изворачиваются, как уж на сковородке.
Первый отечественный грузовой автомобиль, построенный русским изобретателем Борисом Луцким, экспонировался в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже и получил большую серебряную медаль[2].
Промышленное производство отечественных автомобилей было организовано в Риге, на Русско-Балтийском заводе, где с 1908 по 1915 г. выпустили 450 автомобилей[2].
Летит в туман моторов вереница. Самолюбивый, скромный пешеход, Чудак Евгений бедности стыдится Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Осип Мандельштам, 1913 Впоследствии в России появился ряд частных автофирм: Яковлев П.Д. и «Лесснер» в Петербурге, «Россия» Лейтнера и К° в Риге, «Дукс» Ю. А. Меллера в Москве, «Аксай» в Нахичевани и некоторые другие. Однако, по тем или иным причинам все они отошли от производства автомобилей, а петербургская экипажная мастерская «Фрезе и К°» в 1909 году была куплена Русско-Балтийским вагонным заводом, который организовал на её мощностях кузовное производство[3].
К 1912 году в России было всего 2 действующих автомобильных завода: Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, выпускавший c 1909 года знаменитые Руссо-Балты, и завод Пузырёва (РАЗИПП) в Петербурге, приступивший к выпуску автомобилей собственной конструкции в 1911 году. Что до РБВЗ, то осенью 1915 года, в связи с приближением к Риге линии фронта, Русско-Балтийский вагонный завод отправился в эвакуацию: вагоностроительный отдел — в Тверь, а автомобильный отдел — в Петрограде, где уже несколько лет работал авиационный отдел. Что не так? Виноваты большевики
Таким образом, общая мощность новых заводов должна была составить 10500 автомобилей в год. Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. Единственным заводом, который успел до революции приступить к выпуску автомобилей стал построенный Рябушинскими в Москве завод Автомобильного Московского общества (АМО) — из импортированных итальянских машинокомплектов там собрали в 1917 году 432 автомобиля FIAT 15 Ter (всего до 1919 года было собрано 1319 машин).
Тем не менее затраченные усилия не пропали даром — после революции автомобильные заводы были достроены, хотя судьба их сложилась по-разному, и лишь два из них сохранили первоначальную специализацию:
А теперь мозги свои включите, не будь большевистской революции….что не так???