Миф о России как «единственном правопреемнике» СССР — это результат циничного геополитического шулерства, попытка глобальной «подставы», в которое удалось втянуть часть мирового сообщества, столь многим обязанного добровольному согласию России на то, чтобы взять на себя колоссальную работу по минимизации катастрофических последствий распада СССР. Согласию, которое стало прежде всего жестом доброй воли и ответом на ясно выраженную просьбу того самого «мирового сообщества». Удивительным образом вопрос о «правопреемстве СССР» оказался фальсифицирован как в массовом сознании, так и в оценках и комментариях специалистов. Существует устойчивое мнение, что «правопреемником» СССР Россия названа в тексте «беловежских соглашений». Это не так.
Формально-юридической базой прекращения существования СССР стали три документа: — соглашение о создании Содружества независимых государств (собственно «беловежское соглашение»), подписанное Россией, Украиной и Белоруссией 8 декабря 1991 г., в котором три республики «как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года», констатировали, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», а также протокол к этому соглашению и декларация, подписанные в Алма-Ате 21 декабря 1991 г., в соответствии с которыми в состав СНГ вошли 11 «союзных республик», ставших независимыми государствами. Позднее к ним присоединилось двенадцатое государство — Грузия — а Прибалтийские республики от участия в постсоветских интеграционных процессах отказались.
В перечисленных документах ни слова о «правопреемстве России» нет. Официально позиция стран-участниц соглашения о создании СНГ по вопросу об особой роли России была впервые сформулирована в Алма-Ате, в день подписания декларации, в тексте «решения Совета глав государств СНГ», в следующих выражениях: «Государства-участники Содружества, ссылаясь на статью 12 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из намерения каждого государства выполнять обязательства по Уставу ООН и участвовать в работе этой организации в качестве полноправных членов, учитывая, что первоначальными членами ООН являлись Республика Беларусь, СССР и Украина, выражая удовлетворение тем, что Республика Беларусь и Украина продолжают участвовать в ООН в качестве суверенных независимых государств, будучи преисполнены решимости содействовать укреплению международного мира и безопасности на основе Устава ООН в интересах своих народов и всего международного сообщества, решили: 1. Государ! ства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. 2. Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях». Таким образом, выдвигалась прозрачная идея «размена»: бывшие союзные республики признают Россию государством, продолжающим членство СССР в ООН, а взамен получают содействие в признании их в качестве полноправных субъектов международного права.
Сразу же вслед за публикацией документов алма-атинского совещания факт прекращения существования СССР, впервые провозглашенный в «беловежском соглашении», вызвал волну официальных признаний со стороны всех основных мировых государств. Именно в этот момент в международную практику вошла формулировка о России как «государстве-продолжателе» (а не правопреемнике) СССР в рамках созданной в 1945 г. системы мироустройства, в которой Советский Союз был одним из фундаментальных участников (постоянным членом СБ ООН), простое устранение которого могло бы пошатнуть или разрушить всю конструкцию.
Эта формулировка была скорее идеологической, чем юридической новацией, выдвинутой с единственной целью — минимизировать международные последствия распада сверхдержавы, упростить процессы сохранения дееспособности основополагающих международных договоров, исключить возможность возникновения вооруженных конфликтов, в которых оспаривалась бы правомочность фактической ликвидации международно признанного геополитического явления под названием СССР. Выдвижение и фактическая легитимация этой формулировки — и это очевидно из содержания документов того времени — стали результатом не оформленного в явном виде консенсуса России, ООН и постсоветских республик, причем инициатором формулировки стали прежде всего государства — «западные» партнеры СССР (особо активную позицию поддержки идеи российского «продолжательства» — по понятной причине — заняла «западная» Япония), остро заинтересованные в том, чтобы избежать «логики чистого листа» (на чем первоначально пытались настаивать неко! торые недальновидные представители мировой дипломатии).
Реализация консенсуса выглядела следующим образом. 24 декабря 1991 г. было направлено официальное Послание Президента Российской Федерации Генеральному секретарю ООН, в котором, со ссылкой на упомянутое выше решение Совета глав государств СНГ, сообщалось о продолжении членства СССР в OOH Российской Федерацией. Генеральный секретарь направил текст послания всем членам ООН и, ссылаясь на мнение юридического департамента Секретариата ООН, предложил считать, что это обращение носит уведомительный характер, констатируя реальность, и не требует формального одобрения со стороны ООН. О согласии с таким подходом сообщили все постоянные члены Совета Безопасности и другие ведущие страны. Таким образом, с 24 декабря 1991 года Российская Федерация продолжила членство СССР в ООН, включая членство в Совете Безопасности.
13 января 1992 г. появилось официальное письмо МИД России «О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам» на имя глав дипломатических представительств, аккредитованных в Москве, в котором сообщалось: «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик. Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР». Тем самым обозначилась и еще одна важная составляющая «продолжательства» — экономическая. Россия фактически «покупала» сохранение своих позиций в ООН и собственность СССР за рубежом (здания посольств и т. д.) за признание и взятие на себя обяз! ательств по внешним долгам Союза.
Последней крупной составляющей «продолжательства» и правопреемства стала совокупность международных соглашений, касающихся вопросов ядерной безопасности — вопросов, которые тревожили Запад в наибольшей степени. Эти вопросы затрагивали четыре постсоветские государства — Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан — на территории которых было расположено ядерное оружие советских Вооруженных сил. И Запад, представленный США, сделал все возможное, чтобы как можно скорее перевести весь ядерный потенциал бывшего Союза «в одни руки» — в руки России — и не допустить при этом расширения «ядерного клуба». Бывший министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко не без злорадства вспоминает о той истерике, в которую впал в последние часы работы над «лиссабонским протоколом» (23 мая 1992 г.) тогдашний госсекретарь Джеймс Бейкер. Попытки «незалежной» Украины выторговать особые преференции и продавить признание ядерной «собственности Украины» чуть не привели, по словам Злен! ко, к выходу за пределы дипломатического этикета. «Украина все время создает трудности! Она идет против международного мнения! Она блокирует важные переговоры! Мы будем принимать меры!» — так, по словам экс-министра, кричал глава внешнеполитического ведомства Америки, добиваясь соблюдения принципа сохранения всего ядерного потенциала в руках России. В конце концов, именно «лиссабонский протокол» (официально — протокол к Договору между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г.) который был подписан США, Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией 23 мая 1992 г., употребляет термин «правопреемники СССР», и вот в каком контексте: «Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина как государства-правопреемники бывшего Союза Советских Социалистических Республик в связи с Договором принимают на себя обязательства бывшего Союза Советских Социалистических Республик по Договору».
Можно, таким образом, констатировать, что за период с 21 декабря 1991 г. по 23 мая 1992 г. мировое сообщество согласилось с политической формулировкой о России как государстве-продолжателе СССР, четко определив формально-юридические рамки «продолжательства» четырьмя позициями (ядерный потенциал, членство в СБ ООН, собственность за рубежом, внешний долг СССР).
Чешский Институт изучения тоталитарных режимов разработал интерактивную карту, на которой показано, где жертвы советского вторжения 1968 года встретили свою смерть.
Об этом сообщает «Европейская правда» со ссылкой на Radio Praha.
Карта подробно описывает имена 64 жертв, а также где, когда и как они погибли в связи с вторжением СССР и союзников между августом 1968 года и августом 1969 года.
Автор карты, историк Милан Барта, сказал, что люди сначала погибали в больших городах, но впоследствии жертвы умирали на сельских дорогах в результате дорожных инцидентов, поскольку солдатам запретили въезд в города и их вывели в регионы.
> shuravi (shuravi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> shuravi (shuravi) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> 50 лет назад советские танки вошли в Прагу quoted3
>>>> А за 27 лет до этого чешские танки вошли в СССР — в количестве четверти от всех нацистских танков были произведены на чешских заводах. И единственным протестом у чехов за всю войну был приход на работу в чёрных рубашках, с обязательным перевыполнением плана. Под нацистами боялись протестовать, а под русской оккупацией распоясались и занялись фото-позированием. >>>> >>> >>>> СССР потеряв 26 миллионов имел право гарантировать себе что бы через четверть века с чешкой земли вновь не пришла война на его землю. >>>>
>>>> Чехи это пособники нацистов и их тыл. Американцы обычно такие производственные города — дотла сжигали ковровыми бомбардировками. А после войны устраивали населению принудительные экскурсии на эксгумацию трупов. СССР был слишком мягок. >>> >>> Тю. Так и немецкие танки вошли на территорию СССР с броней разработанной в СССР. И шо? quoted3
>> Ну если крупповскую броню разработал СССР то наверное и цейсовскую оптику он создал? А компьютер IBM-386 создан на ремонтной базе колхоза Коммунар? Говорят СССР ещё в создании танка Пантера поучаствовал — Гудериан потребовал скопировать её с т-34 !
>> >> Речь о том, что чехи воевали против СССР и попали в его зону оккупации на лечение и исправление. А то что у них уже в 1968 началась ломка без концлагерей и гестапо — дело понятное! quoted2
А против кого же воевали чешские танки и чешские бригады их обслуживающие — в 1941—1945? Всю Германию вывозили в СССР восстанавливать разрушенное, а вот чехов пожалели. и как оказалось напрасно. Канал Москва-Владивосток к 1968 году только бы заканчивали, не до майданов бы им было.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Так, а что дойдет? РФ не есть единственным правоприемником СССР. Уже это обсуждали. Ты так и не ответил какие правовые нормы и законы вы унаследовали от СССР? > quoted1
Да не дайдёт до тебя что да почему. Живи, жди когда тебя в ЕС и НАТО возьму, а это кто чей приемник не думай.
> Чешский Институт изучения тоталитарных режимов разработал интерактивную карту, на которой показано, где жертвы советского вторжения 1968 года встретили свою смерть. > > Об этом сообщает «Европейская правда» со ссылкой на Radio Praha.
> Карта подробно описывает имена 64 жертв, а также где, когда и как они погибли в связи с вторжением СССР и союзников между августом 1968 года и августом 1969 года. > Автор карты, историк Милан Барта, сказал, что люди сначала погибали в больших городах, но впоследствии жертвы умирали на сельских дорогах в результате дорожных инцидентов, поскольку солдатам запретили въезд в города и их вывели в регионы. > https://obetiokupace.dejepis21.cz quoted1
Скоро дойдём до карты где немецкие военнопленные отрабатывающие преступления после войны в СССР на восстановлении разрушенного — померли от трудотерапии.
У чехов 64 жертвы, а у нас 26 миллионов жертв войны. Это 64 недобитых нациста соскучившихся по концлагерям и холокосту.
Тут кстати логичная закономерность! если за 130 лет было ЧЕТЫРЕ Мировых вторжения в Россию, (1812,1854, 1918, 1941) то это в среднем четверть века после окончания одного вторжения и до следующего (как раз за это время молодняк для «Натиска на Восток» подрастает) Просто уже рефлекс выработался и собирались как обычно в 1970-х очередное вторжение устроить.
Нам не нужны ни Украина, ни Чехословакия. Нам надо самим живыми остаться.
Но если вас США подтолкнёт на нас и вы начнёте под вашими странными предлогами, то мы не остановимся ни перед чем. Дойдём два раза до Португалии и обратно. Если надо будет.