Страницы истории

Log in | Registration
Go to the first message← Previous page Next page →Go to the last message

Главные, но неудачные вехи советского прогресса

  Vladlenovich
Vladlenovich


Messages: 387
19:47 10.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> Одно из главных достижений советской власти -ПОПЫТКА ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ МЕЧТЫ НАРОДА О ДОБРОМ БАРИНЕ, который должен что-то дать народу:
quoted1
Ещё один бред,
Если вы не понимаете цели социализма, то лучше промолчите — умнее будете выглядеть в этот момент.
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 6798
18:28 13.09.2018
Только радость впереди!
«Путешествие в мир советского детства» в историко-мемориальном музее «Пресня»

Галина Иванкина





«А пока мы только дети
Нам расти ещё, расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди».

Из песни «Крылатые качели»

В советской песенной традиции существовал целый пласт лирических композиций, посвящённых расставанию с детством. Тоски по нему. Главный мотив: невозвратность. Утерянный Рай. Сказочное место, откуда мы прибыли и куда невозможно снова попасть. Заповедная территория, охраняемая здравым смыслом. «Куда уходит детство? В какие города? / И где найти нам средство, Чтоб вновь попасть туда?» — спрашивала молоденькая Алла Пугачёва. И сама себе — а заодно всем нам — отвечала: «Наверно, в край чудесный, Где каждый день кино, / Где также ночью синей cтруится лунный свет, / Но нам с тобой отныне / Туда дороги нет». Жизнь в СССР в виду её упорядоченной стабильности подразумевала «сезонность» бытия — после короткой, но бурной весны всегда наступало творческое лето, а затем — плодоносная осень, тогда как зима-пенсия, хоть и являлась гарантированной (и незыблемой!), всячески отодвигалась самим человеком. «Лет до ста расти нам без старости» — это о трудовом долголетии.

Детство рисовалось, как табуированная территория, существующая рядом, но — входить туда строжайше воспрещено. София Ротару в «Обычной истории» констатировала: «И вот уже зовут… И вот уже зовут / По отчеству / А в детство заглянуть / Так хочется». Не отставала и Эдита Пьеха, бессмысленно, точнее — риторически умоляя: «Может, впервые за тысячу лет дайте до детства плацкартный билет!..» Ей отвечала кассирша: билетов нет. И не будет. Женщина, отойдите и вообще — фарш невозможно провернуть назад. И певица покорно соглашалась: «Мы не вернемся, напрасно не жди. Есть на планете другие пути. / Мы повзрослели. Поверь нам. И прости». Во всех этих куплетах — сильнейшее переживание. В Советском Союзе детство-отрочество-юность строго отделялись от взросло-созидательного бытия, как разные миры. Это сейчас игривую младость продлевают сколь угодно долго — хоть до тридцати лет. В постиндустриальном социуме не нужно рано взрослеть — не для чего.

Советский проект был изначально заточен под формирование человека-работающего и человека-думающего. Умеющего принимать решения. Инфантильность, ребячливость воспринимались с отвращением. Подразумевалась долгая зрелость, а беззаботное солнечное детство изображалось этаким фантастическим островком. Ребята в пионерском лагере пели под гитару: «Кораблик детства уплывает в Детство, / Белые большие трубы скошены назад». По телевизору — «Приключения Электроника», фильм о взрослении раздолбая Сыроежкина. Его первоначальный лозунг: «Мы маленькие дети — нам хочется гулять». Ему в противовес Электроник поёт: «Детство кончится когда-то, / Ведь оно не навсегда». Крылатые качели и прочие мопеды-гамаки-сон до полудня — не для хомо-сапиенса. Это Сереге Сырожкину требуется стать человеком, а Электроник-то, как раз, человек. Пользу приносит ибо! В СССР нельзя было «задержаться» в 6 классе. Впасть в детство — это приговор. Сейчас — можно. И вас даже не примут за дебила. Скорее, напротив, объявят креативным и талантливым. Это не хорошо и не плохо — просто социально-экономическая данность. Уже на излёте советской истории, в кинофильме о Мэри Поппинс пелось: «Счастлив тот, в ком детство есть».

С другой стороны, все эти ностальжи-мотивы — продукт определённого поколения интеллигентов, чьи дети и внуки оказались практически в раю: в отдельных квартирах и комфортабельных пионерлагерях, с разноцветными чудо-фломастерами, ворохом импортной одежды и — велосипедом «Орлёнок». Выросшие в коммуналках и помнившие тряпичный мяч, поэты и композиторы… завидовали собственным потомкам. Дети 1960−1980-х пребывали в особой — ни с чем не сравнимой — атмосфере. Именно её — эту атмосферу добра, любви и опеки — постарались воссоздать устроители выставки «Путешествие в мир советского детства», которая проходит в историко-мемориальном музее «Пресня».

Экспозиция, хотя и заявлена, как тематическая, всё же её оформление — сугубо концептуально. Одна только лестница, с крошечным трёхколёсным велосипедом — чего стоит! Перед нами — старая деревянная дверь, открытая в мир, а там — искусное фото ступеней. Обманка. Зато велосипедик — живой и настоящий. Инсталляция пугает, радует и вызывает щемящую грусть. Как в том самом куплете: «Но нам с тобой отныне туда дороги нет». Нам даётся крохотная возможность лишь пройтись по закоулкам памяти. Подобно тому, как в кино-саге «Москва — Кассиопея» на космолёте были отсеки, имитирующие земные виды, так и здесь — мы попадаем в искусно сконструированный мир своего прошлого. Коллективного-сознательного. Фоном — передача «Радионяня», пионерские гимны, отрывки из программ. Кораблик детства уплывает в Детство.

Вот — наш общий стол, за которым все мы делали уроки. Впрочем, тут — раскрытые журналы. Лет 30−40 назад они отвлекали нас от формул и деепричастных оборотов: «Пионер», «Юный натуралист», «Техника — молодёжи», «Ровесник». Листаю забытые странички. Моя позапрошлая осень. Это — очень-очень давно. Открытка с медвежонком и календарик с мультяшной фигуристкой. Мы писали друг другу поздравительные открытки и собирали карманные календарики. Часы-будильник «Слава». Книжки. Манекен в школьной форме. Радиоточка голосит: «Как они быстро летят! / Их не воротишь назад. / Разве они пролетят без следа? / Нет, не забудет никто никогда / Школьные годы».

На стене — карта. А вот — большой атлас в шикарной синей обложке. Среди наук, упоминаемых детскими писателями советской эпохи, особняком стоит география — землеописание, изучение лесов, полей и рек, а также «прекрасной страны Сибири», воспетой в гайдаровских «Дальних странах». Лётчик из другой повести Гайдара поучает мальчика: «Учись разбирать карту». География — не только военная стратегия, но и мирные свершения. Земли под новые города и — полезные ископаемые. Модная в СССР геология. Держись, геолог — крепись геолог! География — это романтика и муза дивных странствий. Рядом — антипод романтики — уютный диван. С него нужно подняться, чтобы уйти во взрослую жизнь: «Повзрослели наши девочки, и солидней стали мальчики, / Те, которых география за собою увела».

Тот, кто не ушёл — тот мещанин и предатель главного советского смысла. Но пока мы только дети? Нам — плюшевый медведь, любимая игрушка маленькой девочки. Даже, если он не в самой лучшей форме: «Оторвали мишке лапу». Всё равно его не брошу. Потому что он — хороший. На витрине — диафильмы и аппарат-диапроектор. Помните? Волшебный фонарь нашего детства! Сегодня он покажется наивным — картинки с подписями, вся прелесть которых — в ощущении «домашнего кинозала», когда выключали свет и на гладкой стене возникали сюжеты. Виниловые диски со сказками — особо выделяется мюзикл «Бременские музыканты», по сути, постмодернистская рок-опера для самых маленьких.

Однако мир советского ребёнка — это вовсе не дом, каким бы тёплым и щедрым он ни был, но — пионерская организация, кружки, секции, лагерь, улица, музыкальная школа. Утроители выставки ведут нас всё дальше — вот номера газет «Пионерская правда». В них — о вожатых и юннатах, о сборе макулатуры, соревнованиях, дерзаниях и, конечно же, об игре «Зарница». Военизированная патриотическая игра, как правило, устраивалась в летних пионерлагерях. К ней готовились. Её ждали. На стенде — нашивки и погоны участников. Манекен в парадной форме. Алый галстук — частичка революционного знамени. Барабан- церемониальный символ пионерии.

Стеллажи районной библиотеки! Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе был превеликий культ начитанности и, как следствие, острый дефицит книг. «Девочка с Земли», «Приключения капитана Врунгеля», «Малахитовая шкатулка», «Сын полка», «Всадник без головы» — всё то, что нынче именуется must reed. Не читать — это попросту стыдно. Даже самый пропащий двоечник обожал книжки Александра Беляева, Жюля Верна и Александра Дюма. Педагоги сокрушались: «Вася! Ты читаешь слишком много приключенческой литературы!» Ведь есть и высокая классика! Отстающих учеников, предпочитающих «Войну миров» — «Войне и миру», обсуждали на классном часе и — «протаскивали» в стенгазетах. На стене — забавный раритет 1960-х годов: самодельная газета «За учёбу!». Красивым девичьим почерком написаны заметки и объявления. Тут же — посильно выполненные карикатуры. Где-то теперь персонажи тех «очерков» — хулиганы и ленивые троечники?

Счётные палочки, тетрадки с промокашками, кармашки — касса цифр и слогов. Парта, образующая «правильный» наклон. Так называемая «эрисмановская», старинная, ещё с царских времён, когда Фёдор (Фридрих!) Эрисман — знаменитый врач-гигиенист изобрёл оптимальную школьную мебель. Медик Иван Сеченов писал об Эрисмане: «Всего более поражало в нём то, что он из швейцарца превратился в русского, искренне полюбил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей». Эти парты можно увидеть в кинофильмах сталинской и оттепельной эпох. В конце 1960-х «эрисмановский стиль» признали чрезмерно дорогостоящим, а потому от него пришлось отказаться: штучный товар в эру бэби-бума невозможен по определению. Моё — шумное и многочисленное — поколение сидело за штампованными столами из ДСП, зарабатывая сколиоз, тогда как наши мамы и старшие сёстры… Они изящно вставали, откидывая крышки эрисмановских парт и приветствовали строгую Марью Ивановну. А это? Видавший виды портфель. Сюда помещались не только учебники с тетрадками, но и томик Луи Буссенара (читать на скучных уроках), и всякие удивительные штуки.

Ещё один знаковый предмет советского детства — фортепиано. Воссоздан фрагмент помещения музыкальной школы или, как мы её называли — «музыкалки». Культурная разносторонность, как у дореволюционных барышень и кавалеров. Вспоминаем непременный «Этюд» Карла Черни и «Лунную сонату» божественного Людвига ван (так сказал бы герой «Заводного апельсина»!) Сольфеджио, муз-литература, хор. Гаммы — на «радость» соседей, которые ждут не дождутся, когда же ты… бросишь терзать клавиши и пойдёшь играть во двор. Рядом — игрушки и велосипеды. На полу — вычерченные мелом «классики». Сбежать от «Этюда» Черни, чтобы прыгать до самого вечера, до окрика. «Наташку и Мишку загнали домой — учить уроки!» — помните эту формулировку — «загнать»? Вообще, экспозиция собрана с невероятным тщанием и вкусом. С любовью. И — приятной печалью. Нет, не оксюморон. Реальность. О, чудо. У нас было такое детство! Завидуйте нам, юные.
Link Complain Quote  
  yurist Lusnikov M. A.
Lusnikov


Messages: 6590
16:12 14.09.2018
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на post:
> Советский проект был изначально заточен под формирование человека-работающего и человека-думающего
quoted1
Не могу с этим согласиться.
Советский или большевистский проект был заточен или заключался в очень простой и понятной формуле: «Железной (твердой и руководящей) партийной рукой вести человечество (не только жителей СССР) к большевистскому счастью».
По этому думающим и руководящим сословием была большевистская верхушка, просвещенная отличным знанием теории марксизма-ленинизма, как якобы единственно верной идеологии (вплоть до приоритета Высшей партийной школы) и служащая направляющей колеей для всего остального, менее просвещенного населения.

При этом в условиях жесткой руководящей и ведущей роли КПСС рождались подлинные шедевры литературы, живописи, кино и других сфер искусства.
Наверное, в условиях тоталитаризма сильнее мобилизуются все внутренние ресурсы подлинно талантливых людей, чтобы не только приспособиться к условиям прокрустова ложа партийного контроля, но и выдать на горам мировые шедевры.
Link Complain Quote  
  souser
souser


Messages: 23604
09:23 15.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> При этом в условиях жесткой руководящей и ведущей роли КПСС рождались подлинные шедевры литературы, живописи, кино и других сфер искусства.
> Наверное, в условиях тоталитаризма сильнее мобилизуются все внутренние ресурсы подлинно талантливых людей, чтобы не только приспособиться к условиям прокрустова ложа партийного контроля, но и выдать на горам мировые шедевры.
quoted1
«Юрист» Лусников М. А. —  имеет что-то сказать ПРОТИВ создания мировых шедевров в СССР?
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 6798
18:53 18.09.2018
Культ тела
Александр Дейнека и выставка «Контуры глобальной эпохи» в Музее архитектуры им. А. Щусева

Галина Иванкина





«Ну-ка, солнце, ярче брызни,

Золотыми лучами обжигай!

Эй, товарищ! Больше жизни!

Поспевай, не задерживай, шагай!»

Из советской спортивной песни.

В Советском Союзе был настоящий культ тела. Именно — тела как реальности. Как идеи. Эстетика здоровья, труда и спорта: прекрасное — целесообразно. Красивый, гармонически явленный человек — залог успешного развития общества. Каждый мускул — дан для свершения или действия. Фантаст, антропософ Иван Ефремов когда-то сформулировал это в своём романе «Лезвие бритвы», выведя формулу бытия: «Восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений — с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание — это целесообразное решение». Все рассуждения Ефремова, вложенные в уста его персонажа — доктора Гирина — как нельзя лучше соответствуют образам Александра Дейнеки. Вот его знаменитая вещь — «Севастополь. Водная станция „Динамо“ (1934). Лето. Солнце. Крым наш. И — люди. Мужчина и женщина. Они кажутся чем-то, вроде схем — он высокий, чрезмерно шикоплечий, она — невысокая и крутобедрая. „Наконец, одна из главных противоположностей полов — широкие бедра прямо безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела“, — продолжаем цитировать"Лезвие бритвы». Благо, есть повод — мы на выставке «Контуры глобальной эпохи», посвящённой Александру Дейнеке и — культу жизнеспособного тела.

Певец фертильных женщин и сильных, светлоголовых мужчин. Экспозиция — необычна. Обращена к Дейнеке-рисовальщику, хотя его станковая живопись также представлена. Знакомые произведения — утомляют, особенно в условиях информационной сверх-избыточности. Зритель жаждет новизны, чего-нибудь этакого, нетривиального и выхваченного из запасников. Устроители подошли к этому вопросу не только с пониманием, но и с юмором — нам показывают первый художественный опыт грядущего таланта. Детские рисунки Саши Дейнеки. Все малыши делают это! Так, как здесь. Палка-палка-огуречик — получился человечек. Домик. Цветущее деревце. Лишь единицы эволюционируют в нечто большее. Ученичество 1910-х — зарисовка с натуры: гимназист, читающий книгу. Гранит науки в Харьковском художественном училище. Поиски себя в искусстве и, конечно же, искусства в себе.

Ни один молодой художник тех лет не прошёл мимо смелого и наглого авангарда — все будущие классики переболели многочисленными «-измами», на которые оказалась столь щедра именно Русь-матушка. Революционная ситуация и Гражданская война — эти гигантские тектонические сдвиги — рождали ярые течения, стили и, как водится, желание «сбросить хлам с парохода современности». Дейнека-ранний — это метания из крайности в крайность, подражание, эпатаж. Его «Танцующие» (1923) — это бьющая через край первобытная энергия: «Каждый молод-молод-молод / В животе чертовский голод / Все что встретим на пути /Может в пищу нам идти».

В начале 1920-х Дейнека сотрудничает с журналами — «Безбожник у станка», «Прожектор» и прочими иными «боевыми листками» победившего социализма. В те годы было такое невообразимое количество прессы, что на одно перечисление с кратенькой аннотацией ушёл бы увесистый фолиант. Печаталось, издавалось всё, что ни попадя — от запрещённой на Западе и в царские времена политической литературы до откровенной эротики. Общество пребывало «в сплошной лихорадке буден», а потому художники работали в самых неожиданных ипостасях — сочиняли Моссельпромовскую рекламу, за ночь рисовали очередной плакат, придумывали оформление для уличных шествий. Дейнека, подобно своим товарищам, иллюстрирует книги (в духе Владимира Фаворского) и оттачивает мастерство плакатиста. Кроме того, интересен его Донбасский цикл (1924−1925), где шквал экспрессии и узнаваемого ритма. Той самой динамики — динамики Дейнеки.

Звёздный час художника — сталинская эра, когда возобладал горделивый неоклассицизм, а деятелям искусств было предписано учиться у античных и ренессанных гениев. Манера Дейнеки тоже претерпела изменения. В его линиях появилась уверенность «не мальчика, но мужа». Культуролог Владимир Паперный в своей книге «Культура-2» отмечал, что цивилизация 1920-х обращалась к Будущему, тогда как мир 1930-х — это диалог с Вечностью. Отсюда — базовые различия. Эстетика постреволюционного десятилетия — броуновское движение, открытость, лозунговая крикливость, а сталинский Grand Marnier — это, как у Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво». В 1930-х годах не только Пушкина — многих пиитов, живописцев и зодчих вернули на пароход современности. Дейнека, следуя канонам, привносит в своё творчество античную «нотку». Впрочем, его зарисовки — например, сделанные в Крыму (1935) чересчур витальны и брутальны, чтобы можно было говорить о полном согласии с греко-римской традицией. Всё чаще он обращается к теме физкультуры и спорта, выписывая мускулатуру. Почему это красиво, читаем опять же у Ивана Ефремова: «Упругая пружина энергии в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор».

В 1930-х Дейнека посещает буржуазный Запад и главный оплот акул капитализма — Соединённые Штаты: его зарисовки этой страны похожи на словесные иллюстрации Ильфа и Петрова в «Одноэтажной Америке». Тот же восторг перед электрическим парадизом, соединённый с пониманием, что американцы живут, хотя и ярко, но — тупиково. Небоскрёбы соседствуют с трущобами, шикарные манто — с давно не стиранными лохмотьями. Вот — силуэты молоденьких богачек в длинных пальто с роскошными воротниками. В модных салонах был популярен тонкий силуэт, увенчанный коротко стриженой, завитой головкой. Но у Дейнеки, равно, как у его державных заказчиков — противоположные вкусы. Дома он пишет иных красавиц. Вот — крестьянская Венера на фоне поля: на экспозиции переставлен громадный портрет богини нового мира — светловолосой, румяной, с плодородными формами. Обнажённость тогда никого не смущала: посреди главного парка страны возвышалась нагая девушка с веслом. Те же крымские этюды — череда неодетых купальщиц. Образы в искусстве не совпадали с утончённой манерностью дамской прессы, но, обратимся к Ивану Ефремову: «И что бы там ни говорили законодатели мод и выдумщики всяческих оригинальностей, когда вам, художникам, надо написать образ женщины…— кого же вы рисуете, как не крутобедрую, высокогрудую женщину?» Глядя на дейнековских вратарей и работниц, покажется, что они — единообразны, будто слеплены единожды из оного теста. И это — веяние эпохи. «Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках!» — восхищались персонажи антиутопии Олдоса Хаксли. В 1920—1930-х годах во всём мире шли разговоры о евгенике и пестовании, выковке нового человека. Нет — новых генераций. В СССР евгенику запретили, но страсть к привлекательному однообразию и социальным экспериментам над большими массами людей осталась и — усилилась. Помните? «Среднего роста, плечистый и крепкий, / Ходит он в белой футболке и кепке. / Знак ГТО На груди у него»? В стихотворении Самуила Маршака, как и на полотнах Александра Дейнеки — обычный (sic!) сверхчеловек, готовый к труду и обороне. Да ничего особливого, даже отыскать невозможно — среди таких же парней. «Будь готов! Когда настанет час бить врагов!» — призывали авторы вроде бы мирной спортивной песенки. «Эй, вратарь, готовься к бою, — / Часовым ты поставлен у ворот!». Дейнека бесконечно повторяет, множит, копирует своих футболистов — белокурых, с мощно прорисованными икрами. Шеренги, колонны одинаково-благообразных, солнечных людей. Потом он их ещё раз напишет в «Обороне Севастополя». Вратари оказались готовы к бою.

Однако и в блистательно-единообразной когорте есть люди-шедевры. Сталинские соколы. Авиаторы. Художника захватывает популярная тема аэропланов. «Прогудел и скрылся в тучах полуночный лётчик. А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!» — писал Аркадий Гайдар. Небо 1930-х — запредельное и чистое, созданное для борения, но, вместе с тем — непознаваемое. Миф сталинской эпохи — это поклонение высоте и вертикали, устремлённость вверх. Даже под землёй надо мыслить о светилах. «Вот он — город под Москвой, озарённый светом», — констатировал Маршак. Так возникает сказочный феномен — небо-обманка на первых линиях московского метро. Обязательны — яблоневые сады, парашюты и дирижабли, бегуны и танцующие девушки на фоне синего неба с пышными облаками. Находясь внизу — созерцаем верх. Дейнека, участвуя в оформлении московской подземки, творит уникальные композиции для потолочных плафонов. На выставке можно увидеть некоторые элементы — тщательно прорисованные фрукты, самолёты, парашюты на фоне облака, женские силуэты в белоснежных платьях.

Творческий зенит Александра Дейнеки — военное время, когда он выкладывается по полной. Его герои, напитавшиеся энергией и солнцем, пошли крушить мировое зло. Пружина распрямилась. Пролетарские богини встали к станку. Победа как неизбежность. На экспозиции — эскизы и наброски к севастопольской теме. Каски, оружие, профили солдат. Всё те же строгие блондины, поменявшие белые футболки на запылённую униформу. Но у всякого мастера — свои пределы. Творчество 1950−1960-х годов — хождение торными тропами. Тиражирование всё тех же лиц, фигур, движений. Пляжные фабулы. Загорелые женские ноги и спины. Дама на курорте и её стильные солнцезащитные очки. Увлечение послевоенной молодёжи фигурным катанием — вот вам сценка на катке. В те годы художник обращается к скульптуре — опять обнажённые, фигуристые спортсменки. Дейнека — мэтр. Теоретизирует. Размышляет о целях. Его дерзновения — в прошлом. Они уже — хрестоматия. Красота навечно. Что сказал Иван Ефремов? «Красота… Это — отношение художника к жизни. Если оно светлое, с верой в счастье, с близостью к народу, к жизни, глубоко проникает в жизнь, то тогда получается красота». И — культ здорового тела.
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 6798
11:24 19.09.2018
Всадник на волшебном коне
глава Республики Северная Осетия—Алания Вячеслав Битаров об идеологии, справедливости и мечте народа

Александр Проханов





Александр ПРОХАНОВ.

Вячеслав Зелимханович, после прошлого визита в вашу прекрасную республику моё сердце постоянно влекло меня сюда. И на этот раз мой визит глубже и интенсивнее, потому что мне хотелось бы со своей русской лексикой, со своим представлением о мире угадать осетинскую, аланскую сущность. Это непросто, потому что каждый народ — тайна. Более того, мне кажется, что каждый народ — тайна для себя самого. И вся история народа — это разгадывание тайны о себе самом. На это нацелены музыканты, поэты, художники, политики. И мне бы хотелось сегодня поговорить об осетинской тайне.

Вячеслав БИТАРОВ.

Я вам очень благодарен, Александр Андреевич, что вы после посещения Осетии так по-доброму, возвышенно написали о нашей республике. Ваша статья у меня всегда на столе: приятно порой перечитать, как вы с особой теплотой сказали о республике.

Та ревизия истории, изменение фактов, что после развала Советского Союза совершается в мире, коснулись и нашей маленькой республики. Мы чтим своих героев. И тех, кто в прошлом совершил боевые и трудовые подвиги, и ныне живущих — они своими славными делами и подвигами прославляют нашу большую Родину и нашу малую Родину. Но кое-кто пытается провести ревизию и опровергнуть эти славные дела. И очень важно, что такие известные всей стране люди, как вы, приезжают и говорят правду о республике.

Александр ПРОХАНОВ.

Вы правы, историю переписывают. И надо понять всё свершившееся. Ведь даже события 2008 года ещё не до конца поняты и самими осетинами. И те трагические события с годами будут всё более и более раскрываться, как бутон цветка.

Меня на этот раз в Осетию привела какая-то тайная, может быть, даже не до конца мне ведомая сила. Вот уже несколько месяцев я двигаюсь по России, переезжая из одной её земли в другую, из одного региона в другой, от одного народа к другому. И хочу отгадать тайну, которая содержится в судьбе и истории всех народов, всех пространств, из которых состоит наша держава, наша великая империя. Эту тайну я условно назвал мечтой. Потому что каждый народ — по-своему мечтатель. У него впереди маячит волшебная цель, огромная задача, которую он, может быть, не всегда формулирует, но эта задача позволяет народу перескакивать через пропасти, преодолевать чудовищные препятствия, преграды, совершать величайшие открытия, создавать невероятные ценности. И мне хочется понять, в чём наша российская державная мечта, и как она складывается из мечтаний отдельных, составляющих нашу Родину, народов, земель, территорий.

Алания, Осетия — это огромная таинственная страна. Её начало теряется во временах сотворения мира. Каждый осетин — это всадник на волшебном коне. И, может быть, конь, который скачет на трёх ногах по великим пространствам осетинской истории, он и есть выражение вечно незавершённой, несущейся истории. В чём она, осетинская мечта? Как вам, осетинам, она мерещится? Это я хотел бы услышать и от вас, и от всех дорогих моему сердцу осетин, с кем я встречаюсь.

Вячеслав БИТАРОВ.

За несколько месяцев вы смогли объехать только несколько регионов нашей огромной России. У нас необъятная страна с разными народами, с разными культурами, языками. И если касаться осетинской мечты в рамках совместного проживания в нашем государстве, нашей общей Родине, то вы ещё в предыдущий приезд в республику говорили о том, что такое русская мечта: храм на холме! И осетинская мечта — быть частью этого храма на холме и достойно участвовать в духовном развитии всех российских народов, внося свой вклад.

Это глобальная мечта нашего народа. Она обусловлена тем, что мы прекрасно понимаем: благодаря русскому народу, благодаря Российскому государству наш народ преодолел те критические события, одолел невзгоды и лишения, которые были в истории Алании, в истории нашего народа, в истории Осетии. Такие события случились и в современной истории: это и Беслан, и события в Южной Осетии. Да и многое другое преодолевалось благодаря России, благодаря русскому народу. И наш народ всё это помнит, знает и ценит.

Мы попросту переплелись с русским народом, который здесь, на территории республики, исконно проживает. Есть много русских населённых пунктов, и там русские совместно проживают с разными народами. Сегодня вообще невозможно представить, что можно отделиться, быть не в составе Российского государства или не быть настолько переплетёнными с русским народом. И это единство, сплочённость, общность позволило не только уберечь наш народ в течение всей его истории, но и получить развитие собственной культуры благодаря русской культуре. И, наверное, поэтому много представителей нашего народа сегодня уже представляют огромную страну на просторах земного шара. Думаю, что это и есть наша мечта: чтобы так было и дальше, чтобы наша жизнь развивалась совместно с русским народом и со всеми народами, которые проживают в нашей огромной стране.

А если говорить о мечте сугубо нашей, осетинской, если рассуждать о том, чего внутренне желает народ, то, конечно же, мы мечтаем о том, чтобы, будучи в составе России, обогащаясь её культурой, сохранить свою идентичность, чтобы мы не потеряли свою культуру, свой язык и все те признаки, которые отличают нас от других народов и национальностей. На территории республики проживают 99 национальностей. И сегодня мы не представляем себя без кого-то из тех народов, которые на её территории уже многие столетия проживают, взаимодополняют друг друга и обогащают культуру нашего народа.

Александр ПРОХАНОВ.

Я убежден, Вячеслав Зелимханович, что хотя утверждают, что русские являются государствообразующим народом (и это так, конечно), но и все народы России тоже являются государствообразующими. Не представляю, как существовало бы сегодняшнее государство Российское без Осетии. Потому что Осетия держит над собой свой участок звёздного неба, и если она выпадет из восхитительной мозаики нашего государства, то начнётся цепная реакция разрушения не только на Кавказе. Это разрушение может дойти до Якутии, до северных пределов. Поэтому у осетин, как и у всех народов, огромная государствообразующая миссия.

Я был в «Городе Ангелов», где покоятся погибшие в бесланской трагедии, и меня одолевали мучительные, горькие переживания, потому что это такая вселенская трагедия! Это как избиение младенцев в библейские времена. Ничего не может быть страшнее. Но я подумал: тот чёрный удар был направлен в сердце России, он должен был сокрушить государство Российское, сломать волю лидера, посеять панику и тоску в нашем народе, должен был сломать волю молодого государства Российского к созиданию. А Осетия приняла на себя этот удар. Причём этот удар пришёлся на самое драгоценное, что у неё есть — по детям. И там удар иссяк: во время этого злодеяния, этого взрыва удар, направленный в сердцевину государства, задохнулся и иссяк — в крови, в слезах, стенаниях. И в этом смысле Осетия в те годы спасла государство Российское. Осетия встала на рубеже и спасла ещё немощное, ещё слабое государство.

А в 2008 году, когда над осетинским народом на юге нависла угроза тотального истребления, и Осетия взывала о помощи, то держава — российское, русское государство — откликнулась на этот зов, прошла своими танками 58-й армии сквозь Рокский тоннель и отбросила этот чудовищный удар, направленный на осетинский народ. То есть за короткий промежуток времени 2004—2008 годов мы ещё раз подтвердили свою неразлучность, свою незыблемость и скрепили этот договор слезами, кровью, тоской, а также мечтой о великом искуплении и о великом избавлении. Мне кажется, что вся современная история Осетии подтверждает наши связи, о которых мы говорили: Россия как держава и её элемент Осетия как хранитель, как страж государства Российского.

Вячеслав БИТАРОВ.

Да, Россия неоднократно спасала Осетию. Именно благодаря России наш народ продолжает жить и развиваться. И в то же время вы отметили, что и Осетия вносила и вносит свой вклад в развитие России, в сохранение её целостности и государственности. Всегда считалось, что Осетия является форпостом России на юге страны. Это действительно так даже и чисто географически, потому что через нас проходит дорога в Закавказье. И в самые тяжёлые времена для России, в 90-е годы, Осетия тоже брала на себя непростую роль форпоста России здесь. Многие офицеры, боевые генералы, вспоминая те страшные 90-е годы, говорят, что как только они пересекали границу Осетии, они чувствовали себя дома. А те боевые действия, противостояние бандитам, вёл наш простой народ, который прекрасно понимает, кому мы обязаны жизнью, понимает, что и на нас лежит общая ответственность за целостность и безопасность нашей Родины. Конечно, хотелось бы, чтобы не в таких делах, как Беслан или события в Южной Осетии, приходилось нашим народам доказывать друг другу свою преданность, братство, проявлять взаимоуважение. Хотелось бы, чтобы мы подтверждали своё братство успехами достойных представителей нашего народа в спорте, науке, культуре. Но, к сожалению, те силы, которым целостность России, её сила, её возрастающая роль не дают покоя, совершили те злодеяния. И сколько бы лет ни прошло, невозможно забыть ту трагедию, что произошла в Беслане. Это всегда будет оставаться болью для нашего народа и для всех народов России. И мы благодарны всей России, что разделила нашу боль. И мы помним, чтим не только память погибших детей, но и сотрудников отряда специального назначении, которые сложили здесь свои головы, освобождая наших детей. А те, кто остался жив, они живут израненными и помнят эту боль. Конечно, Осетия — маленькая по территории, маленький народ. Но я считаю, что без осетин, как и без других народов, которые живут в нашей стране, Россия не может существовать, не может быть сильной и целостной.

Так что полностью разделяю ваше мнение.

Александр ПРОХАНОВ.

Конечно, было бы хорошо, если бы в иных ситуациях, на других примерах, без слёз и трагедий мы доказывали свою нерасторжимость. Мне кажется, что таким примером является судьба и миссия Валерия Гергиева, великого осетина, который со своими музыкальными откровениями проделал мировой путь. Он, конечно, прежде всего — осетин, он плоть от плоти великой осетинской культуры. Но с какого-то момента он стал музыкантом всея Руси, вышел за пределы Осетии и стал общероссийской драгоценностью. А потом он перешагнул и эти пределы, стал мировым художником, мировым музыкантом. И его путь от осетина к державному русскому музыканту и всемирному, вселенскому дирижёру тоже рассказывает нам о вселенскости осетин. Осетин не может быть заключён только в своём ущелье. Ведь была пора, когда он владел гигантскими пространствами. И если сейчас эти пространства сократились до небольшой территории, то духовно эти пространства остаются. И осетинской дух расцвёл в Гергиеве, как, может быть, ни в ком. Мне кажется, что триумфом Гергиева является концерт, который он давал на развалинах Пальмиры.

Пальмира — это памятник эллинизма, это эллинский амфитеатр. Это арена страшной бойни, что происходит на Ближнем Востоке, это соединение древности и современности. Туда пришёл со своей музыкой Гергиев и покрыл куполом своей вселенской любви и благодати все страдания и беды мира. Гергиев является примером проникновения наших народов друг в друга на плацдарме культуры и веры.

Вячеслав БИТАРОВ.

Конечно, сегодня нельзя отделить Валерия Абисаловича от российской культуры и нельзя, в то же время, считать его только представителем российской культуры. И то, что он уже сделал и продолжает делать, будет оцениваться ещё долгие годы потомками не только в Осетии, в России, но и во всём мире, поскольку он стал вселенским музыкантом и получил высокую мировую оценку. Надо сказать, что его роль велика не только в культуре, она велика и тем, что он несёт в своей музыке: она объединяет народы. Его концерты были в Пальмире под звуки рвущихся снарядов, на площади в Цхинвале, после тех трагических дней пятидневной войны… Да и сейчас на площадях многих мировых центров — в Париже, Лондоне — он несёт мир и объединяющий народы дух. Наверное, этот дух сохранился у нашего народа ещё с тех пор, когда наши предки владели большими территориями благодаря своему развитию, мужественности, воинскому духу. И хотя территория сократилась, но дух остался.

Республика гордится достойными представителями во многих областях: в культуре, спорте, науке. И они уже не только представители Осетии, а наше общее российское достояние. Тренер Станислав Черчесов возглавил нашу футбольную команду, думаю, он ещё внесёт свой вклад в развитие российского футбола.

Недавно в республику приезжали представители Вагановской хореографической школы. Они обратили внимание на наших детей, которые поедут учиться в балетную школу. То есть через русскую культуру наши дети получают возможность приобщиться к мировой культуре, и Осетия своими талантами пополняет сокровищницу нашей российской культуры.

Александр ПРОХАНОВ.

У русских есть поговорка «Не красна изба углами, а красна пирогами». Осетия красна своими пирогами. Осетинские пироги — это такая же неповторимость, как народные песни, например. И мало того, что они очень вкусные, в них ещё заложена огромная философия: земля, вода, солнце… И пироги с этой космогонией появляются в каждой осетинской семье чуть ли не каждое обеденное время. То есть всякий осетин, съедая пироги, говоря во время трапезы о бытовом, о сиюминутном, в то же время приобщается к космосу. И в этом смысле осетины — космический народ, космисты.

Ведь что символизируют эти пироги? Они символизируют космическую гармонию, символизируют идею мирового космического порядка. А мировой космический порядок, если это перевести на язык нашей социальности, это справедливость. Космос устроен справедливо. Господь Бог — это символ справедливости. Поэтому осетины в своём застолье, в разговорах, на проводах в тот мир, на рождении ребёнка всё время явно или неявно находятся в атмосфере философии справедливости. Вы, Вячеслав Зелимханович, абсолютно современный человек, политик, в недавнем прошлом бизнесмен. Вы связаны с управлением страны, народа в очень острый, драматический период нашей истории. Вы чувствуете себя едоком этих пирогов? Чувствуете лично божественную миссию установить на земле порядок, справедливость?

Вячеслав БИТАРОВ.

Скажу откровенно: с этой целью я и вступил в должность. Я никогда не представлял, что займу такой пост. Я выстраивал свой путь как предприниматель, и это было не просто зарабатыванием средств. Я хотел честно вести бизнес. Старался создавать что-то интересное, хотел, чтобы это были производства с применением современных технологий и чтобы были созданы достойные условия для сотрудников, которые вместе со мной выстраивают бизнес.

Я всегда стремился выстроить социально справедливый бизнес, чтобы те сотрудники, которые вместе со мной днём и ночью трудятся, имели достойные условия для работы и отдыха. Для этого строил дома, где предоставлял квартиры сотрудникам. На предприятиях есть своя бесплатная скорая помощь, врачебные кабинеты. Есть спортивные залы, бассейны, где наши сотрудники могут бесплатно заниматься. Я считаю, что это честный, социально справедливый бизнес.

И когда я оказался на столь высокой должности, то поставил себе целью так же выстраивать свою ежедневную работу — честно и справедливо. Соответствующие требования я предъявляю ко всей своей команде, которая сформировалась и продолжает формироваться, обновляться, как и должно быть. И конечно, хочется, чтобы в команде были люди, которые разделяют эту позицию и хотят работать, исповедуя принципы справедливости. Ведь от этого зависят судьбы сотен тысяч наших граждан, их возможности воспитывать своих детей в атмосфере социальной справедливости, равной доступности бюджетных благ. Они, к сожалению, пока невелики и исходят от возможностей бюджета, но они должны быть доступны всем. Чтобы независимо от социального положения и финансового статуса каждый гражданин мог пользоваться этими бюджетными благами, воспитывать своих детей, обучать их, получать услуги здравоохранения. В этом я вижу свою главную цель и главное предназначение как руководителя своего народа. Когда я вступал в должность, об этом мне говорил президент России Владимир Владимирович Путин. Он добавил: будет очень тяжело, но вы не забывайте, что у вас есть самая главная цель и самая главная благодарность, если Вы сможете этого добиться, — это благодарность вашего народа; поэтому выстраивайте свою работу, исходя из этого… Это были слова президента. Стараюсь руководствоваться ими. И на очередной встрече, которая состоялась не так давно, об этом отчитался и получил дальнейшие напутственные слова, чтобы республика успешно развивалась.

Александр ПРОХАНОВ.

А какие конкретные планы, проекты перед вами стоят, чтобы эта осетинская мечта о божественной справедливости приблизилась, чтобы стала осязаемой? Мечта недостижима, потому что она божественна. А цель — достижима. Какую конкретную цель вы ставите перед собой в республике?

Вячеслав БИТАРОВ.

Основная цель — это улучшение жизни наших граждан. Для того, чтобы этой цели добиться, надо решить массу организационных вопросов, в частности в бюджетно-финансовой сфере. И я считаю, что мы за два года добились этого: мы стабилизировали свой бюджет, практически на 40% увеличили доходы бюджета. Ведь для чего нужны финансы? Чтобы иметь возможность жизнь людей улучшать, увеличивая их доходы. И вот за два года мы этих целей добились: увеличили заработную плату в большинстве сфер бюджетной деятельности. Исходя опять-таки из возможностей бюджета, мы создаём максимально комфортные условия в среде обитания наших граждан: это и дороги, и окружающая среда, в частности — городская инфраструктура. Мы приступаем к основательному ремонту наших улиц, в том числе главной улицы нашей столицы — проспекта Мира, с которого началась история крепости Владикавказ. Хотим сделать нашу столицу привлекательной и для жителей, и для гостей, туристов. Строим больницы. В ближайшее время откроется четыре детских сада. У нас, к сожалению, пока существует очерёдность в детские сады.

Немаловажную роль в создании комфортной среды играет сохранение идеологии народа. И для государства Российского необходимо, чтобы была выработана идеология на основе той мечты, о которой Вы, Александр Андреевич, говорите. Необходима общероссийская идеология. И исходя из общероссийской идеологии, формируется наша идеология.

Идеология нашего народа была выстроена и выработана нашими предками, которые владели большими территориями. И на этой основе сложилась их психология, видение мира и себя в этом мире — то, что они передали нам генетически: это уважение младшего к старшему и старшего к младшему, уважение мужчины к женщине и женщины к мужчине, то есть принципы общественного жития, необходимые всем нам. Эту идеологию нам надо сохранять и развивать, адаптируя к современным реальным условиям, но ни в коем случае, конечно, не терять свою идентичность в составе великого государства. Если нам удастся всё это воплотить, тогда, думаю, будет успешной дорога к достижению той цели, о которой вы сказали, — справедливости.

Александр ПРОХАНОВ.

Мы смертны, нас одолевают заботы. А вас как руководителя одолевают заботы, может быть, в большей степени, чем других граждан, потому что вы должны заботиться не только о своих близких, но и о народе в целом. Забот не счесть. А времена сейчас трудные. Нашу страну обложили со всех сторон. Народ беднеет, у некоторых людей опускаются руки, кое-кто начинает роптать, у тех, кто вчера проявлял энтузиазм, сегодня возникает уныние. И задача руководства страны в целом (или республики, района) — не допустить, чтобы у людей руки опустились. Нужно коснуться каких-то глубинных кодов внутри человека, чтобы разбудить ту мечту, о которой мы говорили, и чтобы мечта позволила людям перейти этот трудный «перешеек», чтобы она убедила людей, что трудности временны, а впереди — лучезарная звезда. Вам, Вячеслав Зелимханович, приходится постоянно выступать в СМИ, на встречах, митингах, в дни торжеств. С чем вы обращаетесь к народу своему в период затруднений, огорчений? Какие слова находите?

Вячеслав БИТАРОВ.

Прежде всего, хочется опираться на историю. В жизни нашего народа было много трудных отрезков времени, и всегда народ успешно их преодолевал. Преодоление этих трудностей объединяло и сплачивало народ. И, исходя из нынешних трудных реалий жизни, нашему народу также необходимо сплачиваться, чтобы преодолевать трудности. Только сплотившись внутри республики, сплотившись внутри государства, сплотившись вокруг нашего президента воедино — независимо от национальности, вероисповедания — мы сможем преодолеть трудности. И это должен понимать каждый, потому что, только осознав это, мы сможем с трудностями справиться. И я не только обращаюсь к людям с этими призывами, но стараюсь подкреплять слова своей собственной деятельностью, каждодневной работой. Считаю, что только это объединение и сплочённость позволят нам выстоять и двигаться вперёд. Но для этого народ должен быть уверен и ощущать, что это не просто призывы и не только слова, но и реальная деятельность руководителя региона и руководства республики в целом.

Александр ПРОХАНОВ.

Спасибо за беседу, Вячеслав Зелимханович. Она меня вдохновила и укрепила в моих исканиях, моих представлениях. Я после нашей с вами беседы продолжу странствия по Осетии. Хочу побывать в горах, посмотреть на ваш удивительный, аскетический, каменный, первозданный монастырь. Такое ощущение, что в нём зарождалось христианство. Мои предки, молокане, которые были гонимы, находили в Осетии приют. И я очень благодарен осетинам за это, благодарен вам за такое душевное приятие.

Вячеслав БИТАРОВ.

Так получалось, Александр Андреевич, что, находя приют в Осетии, люди потом развивали республику, помогали нашему гостеприимному народу. Ваши предки были здесь известными предпринимателями — обеспечивали людей мукой, хлебом. Это и есть пример взаимопомощи и взаимного развития наших народов. Все 99 национальностей, которые у нас живут, дополняют и обогащают друг друга. И без какого-либо из этих народов уже не будет той республики, которая сегодня даёт миру достойных людей.

Александр ПРОХАНОВ.

Давайте договоримся, что следующая наша встреча будет проходить в священной роще. Мы накроем столы и будем есть осетинские пироги, пить осетинское домашнее вино во славу Осетии и России. И подтвердим, что мы неразлучные братья.

Вячеслав БИТАРОВ.

Конечно, Александр Андреевич. Я приглашаю вас ещё раз приехать к нам и предлагаю вместе посетить мою малую родину, где я вырос, где в своё время зарождалась промышленность нашей республики.

Александр ПРОХАНОВ.

Принимаю приглашение, и в следующий раз хочу попросить предоставить мне для поездки не машину, а вашего волшебного осетинского трёхногого коня.
Link Complain Quote  
  EOOleg
awex130


Messages: 71811
20:02 19.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> Не могу с этим согласиться.
> Советский или большевистский проект был заточен или заключался в очень простой и понятной формуле: «Железной (твердой и руководящей) партийной рукой вести человечество (не только жителей СССР) к большевистскому счастью».
quoted1
Кэп который раз намекает: не было никакого «Партийного Союза». И «Большевистского Союза» не было. Союз был Советский. Что, как бы, противоречит либеральным басням про невидимую, упс, железную руку.
Link Complain Quote  
  Vladlen_Piterskiy
ronald


Messages: 3582
21:09 19.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> У совков, вернее, у советских вождей сохранилась основная веха или основная цель всех российских вождей, начиная от Рюриковичей — УСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕМИРНОГО ДИКТАТА.
quoted1
Да ну. Когда это у Рюрика такая цель была? Или вы секретные летописи прочли? Святого Укрентия?
Link Complain Quote  
  yurist Lusnikov M. A.
Lusnikov


Messages: 6590
14:48 20.09.2018
EOOleg (awex130) писал (а) в ответ на post:
> Союз был Советский
quoted1
К сожалению, союз советов развалился.
Может быть, потому, что не было ни настоящих советов, ни их настоящего дружеского и партнерского союза?
Ведь дружба и партнерство должны идти снизу — от муниципалитетов, а не диктоваться условиями из какого-то одного, якобы единого для всех центра.
Вот когда советы, избранные с участием рекомендаций старейшин Кавказа захотят дружить с советами, избранными казаками Ставрополья или Кубани и Дона, тогда этот союз советов никто не сможет разрушить.

Вот тогда веха, основанная на дружбе снизу, будет подлинной вехой дружбы народов нашей великой многонациональной страны, ведущей нашу экономику к процветанию и прогрессу.
Link Complain Quote  
  EOOleg
awex130


Messages: 71811
14:49 20.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> К сожалению, союз советов развалился.
quoted1
Развалиться может только то, что существовало.

юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> Может быть, потому, что не было ни настоящих советов, ни их настоящего дружеского и партнерского союза?
quoted1
А, может, из-за извержения вулкана на Филиппинах?
===
У Вас подтасовки прям-таки Резун-стайл: первым предложением делаете предположение - а вторым это необоснованное предположение уже принимаете как данность, и делаете из него не более обоснованные выводы.
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 6798
11:32 21.09.2018
И. Сергеев. У генетиков есть чудо
другая история «гонений» на генетику и Вавилова

Дмитрий Перетолчин





Мы настолько привыкли жить в мире шаблонов и стереотипов, что разучились не только мыслить, но даже интересоваться чем-либо. Я говорю не обо всех без исключения (исключения, к счастью, есть!), но о подавляющем большинстве, которое с такой непоколебимой убежденностью судит о вопросах, в которых вовсе не разбирается и ничего о них не знает.
Спросите например любого, что он думает о Вавилове и Лысенко. Не у молодежи, конечно, которой эти фамилии вовсе неизвестны, а у людей постарше, тех, кто еще помнит «Огонек» конца 80-х и фильм «Белые одежды».

Вам ответят, что Вавилов был генетик, а Лысенко — гонитель генетики (кто захочет блеснуть эрудицией, добавит, что Лысенко был «мичуринец»). Между тем это не имеет никакого отношения к правде. Это всего лишь стереотип, причем тупой, примитивный, рассчитанный на полное (даже не частичное, а именно полное!) невежество, незнание предмета.

Правда в том, что и тот и другой были генетиками.

И Лысенко и Вавилов утверждали существование генома и законы наследственности. Принципиально они расходились только в одном — вопросе о наследуемости приобретенных свойств. Вавилов считал, что приобретенные свойства не наследуются и геном остается неизменным на протяжении всей истории своего существования. В этом он опирался на работы Вейсмана и Моргана (отсюда «вейсманисты-морганисты»). Лысенко же напротив утверждал, что геном может изменяться, фиксируя приобретенные свойства. В этом он опирался на неодарвинизм Ламарка.



?itok=Obi9lwpJ

Грубо говоря, если я преуспею в технических науках или гуманитарных науках своими трудами и стараниями, я имею все шансы передать эти завоевания в виде генетического наследства своему сыну (дочери), и неважно, что мой дед не имел об этих науках никакого представления.
Собственно, спор между «вейсманистами» и «неодарвинистами» был сугубо академическим.

И это не был спор генетики с антигенетикой, а был спор между двумя направлениями в генетике.

Так что никаких «гонений на генетику» не было! Были неприятности у вейсманистов, да, но вовсе не потому что они были генетиками, а по иной причине: сначала растрата государственных денег, а затем попытка наезда на своих научных оппонентов с привлечением зарубежных коллег (конфликт в ВАСХНИЛ был спровоцирован именно ими, путем доносов, изучайте первоисточники!).
Современные научные исследования полностью подтвердили правоту Лысенко и ошибочность взглядов Вавилова. Да, геном изменяется! Но самое интересное, что это не имело никакого отношения судьбам этих двух ученых.
Позволю себе самое небольшое отступление. Среди множества современных, самых современных и ставших уже классическими работ, подтверждающих изменяемость генома, приведу только один абзац и только по одной причине: это написано Л.А. Животовским, сотрудником Института общей генетики им. Н.И. Вавилова (!) РАН.

«Итак, единственное, что остается по обсуждаемой проблеме — это назвать вещи своими именами. А именно, гипотеза Ж. Ламарка о наследовании приобретенных признаков верна. Новый признак может возникнуть через образование регулирующих комплексов белок/ДНК/РНК, модификацию хроматина, или изменения в ДНК соматических клеток и затем передаться потомству.»

(Животовский Л.А. Наследование приобретенных признаков: Ламарк был прав. Химия и жизнь, 2003. № 4. стр. 22−26.)

Итак, генетики, работающие в институте им. Н.И. Вавилова, собственно «вавиловцы», подтверждают правоту Лысенко! А что им остается? Конечно, круг интересов и активной работы Лысенко не исчерпывался генетикой. И конечно, это лишний повод упрекнуть его в мужланстве. Например, за внедрение метода посадки картофеля верхушками клубней 22 марта 1943 г. Т.Д. Лысенко была присуждена Сталинская премия первой степени.
Если кто не знает: это значит разрезать клубень на части по одному глазку на каждый и использовать их как посадочный материал вместо целого клубня. Можно пойти еще дальше — использовать для посадки только глазок с небольшим фрагментом клубня — верхушку, а остальную картофелину употребить в пищу.

«Трофим Лысенко рискнул заготовить эти верхушки с осени, а сам посадочный картофель за зиму съесть, что было невероятно — никто не верил, что верхушки можно будет сохранить как посадочный материал до весны. Он пошел и на риск посевов хлебов по стерне. Этот способ, сберегающий почву от эрозии, до сих пор применяется как у нас на целинных землях, так и в Канаде.»

(Киевский телеграф, 2010, ноябрь http://telegrafua.com/social/12541/)

Фи, посадка картофеля верхушками, ха-ха! Но дата вручения премии говорит о многом — как этот метод помог спасти от голода страну, помог продовольственному обеспечению нации и победе в войне в конечном итоге. От одного клубня получить один куст картофеля или пять-десять кустов, плюс сбереженная картошка, ставшая в годы ВОВ воистину «вторым хлебом», есть разница? Для кабинетной науки, наверное, никакой. А во время войны — большая, огромная!

«В 1936 году Трофим Лысенко разработал способ чеканки (удаление верхушек побегов) хлопчатника и этот агротехнический приём, увеличивающий урожайность хлопка, во всем мире до сих пор применяется повсеместно.

В 1939 году он разработал новую агротехнику проса, позволившую увеличить урожайность с 8−9 до 15 центнеров с гектара. В предвоенные годы он предложил в южных районах Советского Союза применять летние посадки картофеля для улучшения его сортовых качеств.

А его лесополосы, защитившие в СССР миллионы гектар от суховеев, а использование природных врагов вредителей сельскохозяйственных культур вместо ядохимикатов?»
(Киевский телеграф, 2010, ноябрь http://telegrafua.com/social/12541/)

Вот почему 10 сентября 1945 года Лысенко награждают очередным орденом Ленина «за успешное выполнение задания правительства в условиях войны по обеспечению фронта и населения страны продовольствием». Тоже ерунда, конечно. И таких достижений у Лысенко множество, ни один орден Ленина, а их у него было восемь (!) (столько же, сколько у А.Н. Туполева и С.В. Ильюшина), не был вручен просто так.

При Сталине орденами Ленина просто так не награждали.

Слово наркому и министру сельского хозяйства СССР И.А. Бенедиктову:

«…Ведь это факт, что на основе работ Лысенко созданы такие сорта сельскохозяйственных культур, как яровая пшеница «Лютенцес-1173», «Одесская-13», ячмень «Одесский-14», хлопчатник «Одесский-1», разработан ряд агротехнических приемов, в том числе яровизация, чеканка хлопчатника. Преданным учеником Лысенко, высоко чтившим его до конца своих дней, был и Павел Пантелеймонович Лукьяненко, пожалуй, наш самый талантливый и плодовитый селекционер, в активе которого 15 районированных сортов озимой пшеницы, в том числе получившие мировую известность «Безостая-1», «Аврора», «Кавказ».

(Бенедиктов И.А. О Сталине и Хрущеве. Молодая гвардия. 1989. № 4.)

Подробнее о И.А. Бенедиктове здесь Очень рекомендую узнать больше об этом действительно великом человеке!

Ну, и конечно, знаменитая «яровизация пшеницы» — технология температурного мутагенеза, позволявшая «использовать влияние температурных факторов на онтогенез сельскохозяйственных культур и их формообразование с целью селекции новых сортов, повышения урожайности и улучшения агротехники выращивания перспективных сортов в неблагоприятных климатических условиях».

Для своего времени это была инновационная технология, позволившая значительно увеличить производство зерна и с успехом применявшаяся течение двадцати лет. Почему же в конечном итоге от нее отказались? А очень просто, по причине «чрезмерной трудоемкости». Любая технология когда-нибудь устаревает. Это совершенно нормально. Она делает свое дело и уходит, уступая место новым, боле современным технологиям.

Интересно, что работы в этом направлении проводятся и сегодня. А для нашей страны, с ее мягко говоря непростыми климатическими условиями, это направление имело и имеет чрезвычайную актуальность. И не случайно в 1932 году Вавилов бросился в США докладывать на Международном конгрессе по проблемам генетики и селекции о новом революционном методе — яровизации.

Да, да, вам не почудилось! Именно Вавилов, именно о работах Лысенко, именно начальник о работе своего подчиненного, как водится — работает один, а докладывает за границей другой (помните, в фильме «Гараж»: «Гуськов работает, а в Париж за шмотками едете вы!»).

«Замечательное открытие, недавно сделанное Т.Д. Лысенко в Одессе, открывает новые громадные возможности для селекционеров и генетиков… Это открытие позволяет нам использовать в нашем климате тропические и субтропические разновидности».

(Н. И. Вавилов, США, VI Международный генетический конгресс, 1932 г.)

Так что ничего «антивавиловского» в яровизации пшеницы нет. Вавилов сам о ней докладывал на конгрессе в США. Правда, в качестве компенсации, он же, Н.И. Вавилов в 1933 году номинировал работу Лысенко на соискание Сталинской премии как «крупнейшее достижение физиологии растений за последнее десятилетие». (Струнников В., Шамин А. Лысенко и лысенковщина: особенности развития отечественной генетики.)
Конечно, несколько странно докладывать о возможностях управляемого мутагенеза и тут же утверждать о неизменности генома, это как в популярном советском фильме: «Здесь помню, а здесь не помню». Ну, да ладно. Никто не говорит, что Вавилов был плохим человеком. Вовсе не за это он был арестован и посажен в тюрьму (а вовсе не расстрелян, как полагают некоторые).
Проблема Вавилова была не в том, что он был генетиком (Лысенко тоже был генетиком, и это не помешало ему получить восемь орденов Ленина). И даже не в том, то он был неправ (в 1940-м это было еще не очевидно). Проблема была в нецелевом использовании государственных денег. Хотите знать, как это было? Обратитесь первоисточникам, они пока еще не засекречены. Фактически процессы против генетиков начались с того, что были не выполнены заявленные группой Серебровского-Вавилова планы по выведению новых сортов в пятилетку 1932 — 1937 года.

Государство никогда не было меценатом по отношению к науке, оно всегда было инвестором! Всегда! И при социализме, и при капитализме, при какой угодно системе, если человек берет деньги, пообещав прибыль, а прибыли этой не дает, он наказывается. Растратил — значит украл. «Украл, выпил — в тюрьму!». Печально? В случае с Вавиловым — да. Но справедливо.
Долгое время не спрашивали. Доносы на Вавилова поступали с начала 1930-х, никто им значения не придавал, подождем — посмотрим. В 1940-м стали спрашивать. Если на вложенный рубль принес, грубо говоря, три — молодец, получи орден.

У Лысенко с этим проблем не возникло, за то и ордена. Получил новые сорта, разработал технологии, внедрил, вполне понятный, подсчитанный экономический эффект. Достижения Лысенко — результат эффективной работы научного аппарата в кризисные периоды при решении важнейших народнохозяйственных задач. А у Вавилова возникли проблемы. Деньги потрачены, а отдачи никакой. Ни рубля. Ничего. То есть совсем ничего, кроме наблюдений за мушкой дрозофилой. Это конечно хорошо, но это вовсе не то, на что выделялись деньги!

20 ноября 1939 года Сталин, наконец, спросил: «Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?»

(Лебедев Д. В., Колчинский Э. И. Последняя встреча Н. И. Вавилова с И. В. Сталиным (Интервью с Е. С. Якушевским)).

Народ на это ответил частушкой:

У генетиков есть чудо:
Дрозофила там живет,
Основным сельхозживотным
Издавна она слывет.

Яйца свежие приносит,
Шерсть и молоко дает,
Землю пашет, сено косит,
Лихо лает у ворот!

Но конечно, русский народ дикий, отсталый, дремучий. А мы белые, чистые и в кабинетах. Вот и фильм называется «Белые одежды», а как же иначе.
Был ли Вавилов сознательным вредителем? Вряд ли. Думаю, тут следователи несколько перестарались. Но то, что его деятельность можно было трактовать как вредительство, признал сам Вавилов.

«В течение 2 недель после ареста Вавилов отрицал обвинения во вредительстве. Положение изменилось, когда следователь предъявил Вавилову ряд показаний его друзей и коллег, подтверждающих версию следствия. После этого Вавилов на нескольких допросах дал показания, что проводимая им работа может быть интерпретирована как вредительство — сознательное нанесение ущерба экономике страны». (Дело Н.И. Вавилова)

Ключевые слова здесь — «может быть интерпретирована» как вредительство. Сознательное или несознательное — труднодоказуемо, главное факты. Растрата — вредительство!

Вот слова самого Н.И. Вавилова из протокола допроса: «Одним из основных вредительских мероприятий было создание чрезмерно большого числа узко специальных, совершенно не жизненных, научно исследовательских институтов… оторванных от непосредственной агрономической работы, это привело к дезорганизации научно-исследовательской работы… к распылению и без того недостаточных кадров и вызвало совершенно ненужные крупные государственные затраты.»
(Протокол допроса Н.И. Вавилова 6 сентября 1940 г.)

Вся вина Н.И. Вавилова заключалась в растрате огромных государственных средств, в том числе валютных, что и сегодня, строго говоря, является преступлением. Другое дело, что сегодня за это не наказывают, даже не лишают премии. А в трудные предвоенные годы, когда каждый рубль был на счету, спрашивали и наказывали.
А ведь Т.Д. Лысенко говорил об этом, неоднократно, уговаривал, увещевал:

«Я неоднократно заявлял генетикам-менделистам: давайте не спорить, все равно менделистом я не стану. Дело не в спорах, а давайте дружно работать по строго научно разработанному плану. Давайте брать определенные проблемы, получать заказы от НКЗ СССР и научно их выполнять. Пути, при выполнении той или иной практически важной научной работы, можно обсуждать, можно даже по поводу этих путей спорить, но спорить не беспредметно».
(«Под знаменем марксизма», № 11, 1939 г.)

Собственно, Вавилов был вполне нормальным «академическим ученым», оторванным от своей страны и своего народа. Может быть, «академическому ученому» это простительно, но не на это ему выделялись деньги, и не это он обещал, а создание новых сортов. И обещание свое не выполнил, деньги растратил — значит, сознательно ввел в заблуждение, обманул государство. И за это не посадить? Пожурить и отпустить? На это вероятно и рассчитывал Вавилов. Но вот не сошло рук, пришлось сидеть.
Беда Вавилова была в несвоевременности. В каких-нибудь 1970-х годах он бы прекрасно получал премии и звания. Но для того чтобы финансировать сугубо теоретическую науку, без практической отдачи, требуются исключительно благоприятные условия, это мало кому по карману. Ни в 1930-х, ни в 1940-х таких условий конечно не было! Но Вавилов демонстративно игнорировал этот факт, за что и поплатился.
Между прочим, когда это произошло, все с радостью стали его пинать, нисколько не оспаривая справедливости обвинений. Люди «в белых одеждах» с готовностью предали своего соратника и учителя. Единственным, кто отказался участвовать в кампании осуждения, был… Лысенко!

Показания Т.Д. Лысенко: «На заданный мне вопрос, что мне известно о вредительской деятельности Н.И. Вавилова по уничтожению коллекции семян в ВИРе, отвечаю: Мне известно, что академик Н.И. Вавилов собирал эту коллекцию. О том, что он уничтожал эту коллекцию, мне ничего не известно».

Подпись: академик Т.Д. Лысенко (Из материалов следствия по делу Н.И. Вавилова)

Из интервью И.А. Бенедиктова:

«Когда арестовали Вавилова, его ближайшие сторонники и «друзья», выгораживая себя, один за другим стали подтверждать «вредительскую» версию следователя. Лысенко же, к тому времени разошедшийся с Вавиловым в научных позициях, наотрез отказался сделать это и подтвердил свой отказ письменно. А ведь за пособничество «врагам народа» в тот период могли пострадать люди куда с более высоким положением, чем Лысенко, что он, конечно же, прекрасно знал …»

(Бенедиктов И.А. О Сталине и Хрущеве. Молодая гвардия. 1989. № 4.)

Ну, а что же фильм по книге Дудинцева «Белые Одежды»? Действие происходит уже после войны в связи с так называемым «разгромом ВАСХНИЛа и генетики». Хотя как мы знаем, речь может идти только о разгроме вейсманистов, последователей Н.И. Вавилова, но никак не генетиков и никак не ВАСХНИЛа. Генетика в СССР как развивалась, так и продолжала развиваться, и никто ее решительно не громил!

Слово Т.Д. Лысенко:

«Утверждение акад. Серебровского, что я отрицаю нередко наблюдаемые факты разнообразия гибридного потомства в пропорции 3:1, также неверно. Мы не это отрицаем. Мы отрицаем ваше положение, говорящее, что нельзя управлять этим соотношением. Исходя из развиваемой нами концепции, можно будет (и довольно скоро) управлять расщеплением».

(Т.Д. Лысенко. Агробиология. Работы по вопросам генетики, селекции и семеноводства. Изд. 6-е. М.: Сельхозгиз, 1952. — с. 195.)

Таким образом, работы велись с тем самым пресловутым «менделевским расщеплением», существование которого по Дудинцеву Лысенко якобы отрицал! Так что генетика тут явно не причем. Вот вкратце что произошло:

В 1946−47 гг. вейсманисты предприняли атаку против Лысенко, пытаясь убрать его с поста президента ВАСХНИЛ. Вначале их наступление, проводившееся с привлечением партийного аппарата, попытками оказать давление зарубежной прессой, было успешным. Однако в конечном итоге оно провалилось. На августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Т.Д. Лысенко и его группа, поддержанные Сталиным, одержали победу над оппонентами.
Почему И.В. Сталин поддержал именно Лысенко, понятно. Потому что он прекрасно знал, что его работы приносят стране пользу, а вейсманисты бесполезны.
«В результате многолетней работы Дубинин «обогатил» науку «открытием», что в составе мушиного населения у плодовых мушек г. Воронежа и его окрестностей во время войны произошло увеличение процента мух с одними хромосомными отличиями и уменьшение других плодовых мух с другими отличиями в хромосомах.
Дубинин не ограничивается добытыми им во время войны столь «высокоценными» для теории и практики открытиями, он ставит для себя дальнейшие задачи и на восстановительный период и пишет: «Будет очень интересно изучить в течение ряда последующих лет восстановление кариотипической структуры популяции города в связи с восстановлением нормальных условий жизни».(Движение в зале. Смех).
Таков типичный для морганистов «вклад» в науку и практику до войны, в период войны и таковы перспективы морганистской «науки» на восстановительный период! (Аплодисменты)». (Из доклада Т.Д. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ 1948 г.)

Или упрекнуть Сталина за то что он вообще вмешался в «академический» спор? А что ему оставалось делать? Необходимо было прекратить эту свару, которая продолжалась уже два года и явно мешала научной работе. Ведь государство было не посторонним наблюдателем, а заказчиком научных исследований. Вся научная работа осуществлялась на государственные деньги. И естественно, что государству было не безразлично, на что они тратятся, и как заказчик, оно имело право и обязано было при необходимости вмешиваться. А такая необходимость, причем крайняя необходимость, была!
Должен был Дудинцев знать об этом? Да. Если ты начинаешь писать о предмете, то первое с чего следует начать — это собрать все факты по данному предмету. Но он явно не в курсе!
Тем не менее, книга и фильм по утверждению Дудинцева основаны на документальных свидетельствах. Но вот вопрос. Почему Дудинцев использовал свидетельства только с одной стороны? Почему он не выслушал свидетелей с другой стороны? Это вы считаете беспристрастным исследованием?
Представляете себе судебное разбирательство, где выслушиваются только свидетели обвинения или только свидетели защиты? Что же это будет за приговор? Было бы еще полбеды, если бы это были незаинтересованные свидетели, так нет же! Дудинцев использует показания заинтересованных лиц! Вот и получается, что никакой фактической основы книга и фильм не имеют! По двум причинам:

— использованы показания заинтересованных свидетелей;
— использованы показания свидетелей только с одной стороны.

Это профанация, вранье, если угодно. Можно сказать, подлость. Так что же Дудинцев — негодяй, подлец? Не знаю, не был с ним лично знаком. Возможно, просто дурак.
Этакий наивный дурачок, который уверовал сам и непременно хочет, чтобы уверовали все в его детскую фантазию, а зачем, почему, неважно!
Такие вот дурачки или подлецы хрущевской «оттепели» (а по существу троцкистского реванша) и последующих лет «десталинизации» принесли больше вреда нашей стране, чем ЦРУ.

Или как вы думаете?
Так из-за чего весь сыр-бор, ради чего на академика Т.Д. Лысенко было вылито столько грязи, мерзости, лжи? Для чего было клеветать на ученого, сделавшего так много полезного для нашей страны? Зачем было очернять его имя, незаслуженно, несправедливо, с упорством, достойным лучшего применения, делать из него одну из самых одиозных личностей отечественной науки ХХ века? Вот, пожалуй, один из лучших ответов:

«Чтобы понять, почему против Т.Д. Лысенко в 1960−90 гг. велась такая тотальная информационная война, следует обратить внимание на социальное значение основной отстаиваемой им концепции — возможности изменения наследственности под влиянием изменений в условиях жизни организма. Это положение, подтверждавшееся им на практических экспериментах, противоречило, однако, мировоззренческим установкам некоторых влиятельных групп, придерживавшихся убеждений о врождённом и неизменном превосходстве одних народов (или социальных групп) над другими. Критика теории Вейсмана со стороны Т.Д. Лысенко содействовала и провалу евгенических проектов, активно продвигавшихся в 1920−30-х годах ведущими генетиками-вейсманистами в СССР. Эти проекты, подразделявшие советских людей на «ценных» и «второсортных», были близки образу мышления как тогдашних троцкистов — аналогов немецких нацистов, их коллег-конкурентов — так и многих либералов, их преемников и часто родичей.»
(«Академик Трофим Денисович Лысенко». Овчинников Н.В. Литературная Учеба (ЛУч), 2009).
P. S. А кто-то еще удивляется, что неотроцкист Удальцов выступает на неолиберальных митингах Рыжкова-Немцова-Явлинского и Ко. ! А ничего удивительного нет — троцкисты и либералы всегда были заодно против России. Полезно бывает изучать историю.
Link Complain Quote  
  yurist Lusnikov M. A.
Lusnikov


Messages: 6590
22:02 25.09.2018
EOOleg (awex130) писал (а) в ответ на post:
> У Вас подтасовки
quoted1
Одна из главных вех советского прогресса - создание иллюзии благополучия, когда главным из искусств — кинематографом и телевидением у народа создавалась искусственная видимость благополучия.
Это создание иллюзии продолжается и сегодня, когда главная проблема — искусственная борьба на выборах искусственной оппозиции заменяется постоянным обсуждением на главном канале телевидения БОРЬБЫ двух молодых девушек за обладанием сердца известного актера Ивана Краско.
Link Complain Quote  
  EOOleg
awex130


Messages: 71811
06:38 26.09.2018
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> Одна из главных вех советского прогресса — создание иллюзии благополучия
quoted1
Почему не реального благополучия? Потому что Вы так сказали?

юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на post:
> Это создание иллюзии продолжается и сегодня
quoted1
И снова: сначала соврали — а следующим абзацем начинаете далеко идущие выводы из собственного вранья.
Link Complain Quote  
  souser
souser


Messages: 23604
06:19 28.09.2018
EOOleg (awex130) писал (а) в ответ на post:
> И снова: сначала соврали — а следующим абзацем начинаете далеко идущие выводы из собственного вранья.
quoted1
А юристы — иначе просто не могут.
Неспособны в принципе.
Link Complain Quote  
  yurist Lusnikov M. A.
Lusnikov


Messages: 6590
12:18 28.09.2018
EOOleg (awex130) писал (а) в ответ на post:
> Почему не реального благополучия?
quoted1
Создавалась не только иллюзия благополучия, но и в уголовном порядке преследовалось разрушение этой иллюзии. Это означало, что могли привлечь к уголовной ответственности по доносу того, кто считал, что нельзя говорить, что на Западе лучше, чем в СССР.

Это видно из биографии знаменитого советского поэта Михаила Танича.
«В 1947 году Танича увез прочь черный воронок. Кто-то из студенческой братии донес на него. Мол, Танхилевич (это настоящая фамилия Михаила Танича) хвалил заграницу и говорил, что там лучше, чем в Союзе»
http://russian7.ru/post/za-chto-sidel-poyet-mik...
Link Complain Quote  
Go to the first message← Previous page Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Главные, но неудачные вехи советского прогресса. Ещё один бред,Если вы не понимаете цели социализма, то лучше промолчите — умнее ...
.
© PolitForums.net 2019 | Our e-mail:
Mobile version