Родился 25 июня (7 июля) 1911 года в городе Омск. В 1922 году семья Курзенковых переехала в город Наро-Фоминск Московской области. Окончив семилетку, поступил в школу ФЗУ. В октябре 1931 года окончил 1-е Всесоюзные курсы по подготовке специалистов текстильной промышленности при Ленинградском текстильном институте. Работал мастером, заведующим производственным обучением прядильно-ткацкой фабрики в городе Нарофоминск Московской области. С августа 1933 года в рядах Военно-Морского Флота. В декабре 1935 года окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков, оставлен там же инструктором. С января 1939 года работал инструктором-лётчиком, командиром звена Военно-Морского авиационного училища им. С. А. Леваневского. С 18 октября 1941 года старший лейтенант С. Г. Курзенков на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 72-го САП СФ; с ноября 1941 года — пилот 78-го ИАП, летал на «Харрикейне». В конце 1941 года по ошибке сбил свой самолёт Пе-2 и едва не попал под суд. С марта 1942 года — пилот и командир звена в составе 2-го Гвардейского ИАП СФ, где продолжал летать на «Харрикейне». В июне 1942 года назначен заместителем командира 3-й эскадрильи. В ноябре 1942 года вернулся в 78-й ИАП СФ.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
…Раздавшийся грохот прерывает мою передачу. Взорвались бензиновые баки. В одно мгновение раскрыл замок привязных ремней. Подтянувшись, хотел было перевалиться через борт, но не хватило сил преодолеть огромный напор встречного воздуха, и я плюхнулся на сиденье. «Сгорю!» — с этой мыслью ловлю ручку управления и даю до отказа вправо. Самолет, еще послушный элеронам, переворачивается на спину. Оказавшись вниз головой, толкаю ручку от себя. Огромная инерционная сила выбрасывает меня из кабины. Захлебываясь обжигающим холодным воздухом, кувыркаясь, я лечу в черную пропасть. Хочется сразу же рвануть кольцо. Но нельзя. Самолет несется вслед, разбрасывая страшные факелы огня. С открытым парашютом падение резко замедлится, и горящий самолет неминуемо накроет. Значит, ждать… Жду… Кувыркаюсь, теряя сотни метров спасительной высоты, не зная, сколько так можно падать. Насчитываю около сорока секунд. За это время пролетаю примерно две тысячи метров… Наконец правая рука хватает кольцо, сжимает мертвой хваткой и рвет его в сторону, Тросик не выдергивается из шланга… На помощь правой приходит левая рука. Усилием обеих рук вырываю тросик. За спиной слышу знакомый шелестящий звук, за ним сильный удар. Меня так встряхивает, что ноги подлетают к самому лицу. Унты и левая рукавица срываются… Вряд ли тогда я подумал о последствиях этой потери, хотя был тридцатиградусный мороз. В сознании мелькнула мысль: «Спасся!» Но тут же ужас заставил меня сжаться в комок. Переваливаюсь через левое плечо. Ветер с прежним свистом жжет лицо. Бросаю взгляд вверх и вижу; купол парашюта, складываясь, уходит от меня… Гибель! Неотвратимая смерть, а умирать не хочется. С кинематографической быстротой пролетели в сознании все случаи моих падений. Малышом свалился с обледенелой бочки — разбил голову. На четырнадцатом году пересчитал боками сучья березы… В восемнадцать лет «нырнул» с моста на берег реки. Пролетел метров десять — сломал ногу. И вот конец… Я ждал страшного удара о гранит сопок. Удар… Мысли оборвались. Сколько находился без сознания, не знаю. Очнулся от дикой боли. захлебываясь кровью. Вначале не понимал, что со мной, где я, на том или на этом свете. Постепенно все стало проясняться. Вспомнил, что произошло… Не мог только понять, почему жив? Оказывается, спасли меня скользящее приземление по склону сопки и сугроб. В горячке пытаюсь встать на ноги. Боль во всем теле бросает снова в снег, парализует. Полная беспомощность овладевает мной. Даже ноги и левую руку не могу спасти от мороза. Разбитый, истекая кровью, лежу в сугробе. Рядом аэродром, и никто не идет на помощь. Тишина окутала заснеженные сопки, лишь гранит иногда потрескивает от мороза. Кажется, слышу, как перестает пульсировать кровь в замерзающих ногах. Иногда открываю глаза… В далекой темной глубине слабо мерцают звезды, немые и ко всему равнодушные. Так и лежу в ночном безмолвии, отсчитывая последние минуты уходящей от меня жизни. Прислушиваюсь — знакомый звук: моторы. Потом снова убаюкивающая тишина. Хочется заснуть. Веки будто наливаются свинцом, стоит большого труда их поднять. И где-то далеко в сознании теплится, как огонек, стучит в мозгу мысль: «Не засыпай! Не засыпай! Открой глаза!» Не помню, открыл глаза или нет, только мой обостренный слух уловил скрип снега. Кто-то идет? А может быть, кажется? Попытался крикнуть и чуть не захлебнулся кровью. Шаги удалялись… Что делать? Что делать?!. Пистолет!.. Правая рука, согретая теплом рукавицы, нашарила — кобуру. Две короткие вспышки разорвали темноту. Резкие звуки выстрелов эхом отлетели от промороженного гранита. Слышу голос: — Кто стреляет?! Вместо ответа выстрелил еще два раза. Ко мне кто-то подошел. Склонившись, он повторил свой вопрос. Не разжимая крепко стиснутых зубов, я кое-как процедил: — Летчик… Командир… Разбился… Отмерзают ноги… Левая рука…
Отрывок: стр. https://www.litmir.me/br/?b=189316&p=4 … Находясь в полку Бориса Феоктистовича Сафонова, мы скоро узнали про многие славные боевые дела нашего командира. Он первым из летчиков Заполярья открыл боевой счет. 24 июня 1941 года Борис Сафонов, тогда старший лейтенант, командир авиационной истребительной эскадрильи, на самолете «И-16» сбил фашистского воздушного разведчика. Двухмоторный «Хейнкель-111» летел в сторону Мурманска на высоте шесть тысяч метров. Сафонов поднялся на перехват. Незаметно для врага, маскируясь в лучах солнца, он набрал высоту и стремительно вышел в атаку. Напрасно воздушные стрелки «хейнкеля» хлестали из пулеметов длинными трассирующими очередями по маленькому истребителю — советский летчик не отвернул. Он бесстрашно сблизился с «хейнкелем» и, словно бритвой, пулеметной очередью отрезал ему хвост. Молниеносная победа окрылила Сафонова. Она показала, что фашистов можно бить. Мало кто из гитлеровцев стремился помериться силами с Борисом Сафоновым, а кто пытался — больше не летал. На бортах истребителя Сафонова было выведено большими белыми буквами: «За Родину», «За коммунизм». Фашистские летчики научились читать эти надписи и, завидев самолет, открытым текстом передавали по радио: — Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Сафон! В воздухе Сафон!
В 1941—1945 годах пятьдесят три лётчика авиации Северного флота были удостоены звания Героя Советского Союза. Борис Феоктистович Сафонов впервые за годы Великой Отечественной войны был удостоен этого звания дважды. Второй Звездой Героя Советского Союза он был награждён посмертно в 1942 году.
29 октября 1968 года в пос. Сафоново открыта Аллея Героев, на которой установлены бюсты авиаторов-североморцев — Героев Советского Союза.
В наши дни шестеро авиаторов-североморцев были удостоены звания Героя Российской Федерации. Одним из первых в ВВС СФ, удостоенных этого высокого звания, был Тимур Автандилович Апакидзе. Он погиб во время демонстрационного полёта в 2001 году.
Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение:
> Одним из первых в ВВС СФ, удостоенных этого высокого звания, был Тимур Автандилович Апакидзе. Он погиб во время демонстрационного полёта в 2001 году. quoted1
Героя дали за неудачный демонстрационный полёт?
Это круто. впрочем после награждения Кадырова Героем России, я уже ничему не удивляюсь
> Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Одним из первых в ВВС СФ, удостоенных этого высокого звания, был Тимур Автандилович Апакидзе. Он погиб во время демонстрационного полёта в 2001 году. quoted2
>
> Героя дали за неудачный демонстрационный полёт? > > Это круто. впрочем после награждения Кадырова Героем России, я уже ничему не удивляюсь quoted1
Не пори чушь.
Апакидзе.
26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.
В общей сложности налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».
Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение:
> 26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. quoted1
угу… а за 2 месяца до этого …. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.