Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Цирк в Российской Империи конца XIX — начала XX века

pustoi
1 2346 20:42 01.06.2018
   Рейтинг темы: +2
  pustoi
pustoi


Сообщений: 1557
Стационарный цирк у нас


Это изображение зарубежного цирка:

что бы вам иметь представление о том,как он тогда выглядел,здание цирка было почти таким же как щас.

В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно — итальянцев.
В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах. Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году. Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге.
В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.
В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.
Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины  — выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870—1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.
У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова — народная артистка России Н. Дурова.
Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе — Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог — начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы — инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами — министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания — особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.
Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2. На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».
Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие.
Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам — антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.

Император-спортсмен и военно-патриотические пантомимы
В эпоху Александра I к нам заезжали бродячие цирковые труппы из Европы, но расцвет цирка в Петербурге начинается при императоре Николае I. Император каждый день занимался спортом, был прекрасный наездник. Его чрезвычайно привлекало все сценическое: исторические карусели, конные парады. В это время в стране появляется довольно много цирковых артистов, и самое большое значение он придает конным трюкам: гвардейским полкам, стоящим в Петер­бурге, было полезно смотреть на мастеров выездки.
К концу николаевского времени, когда Достоевский уже был на каторге, Герцен — в эмиграции, Салтыков-Щедрин и Тургенев — в ссылке, цирк стал невероятно популярен, причем в этом увлечении совпадали и либералы, и представители власти. В смысле архитектуры государь отличался безвкусием и для своего любимого детища, первого постоянного цирка в Петербурге, выбрал крайне неудачную локацию — на нынешней Мариинской площади. Там в 1849 году был построен Императорский театр-цирк. Он сгорел в 1859 году, и на его месте довольно быстро был сделан Мариинский театр. Остов Театра-цирка огонь не затронул, а внутри зал пришлось перестраивать.
К концу царствования Николая главным жанром становятся огромные по масштабу панто­мимы, или мимодрамы, военно-патриотического характера. Самая известная — «Блокада Ахты», посвященная героической странице Кавказской войны. В дей­ствии участвовали актеры Александринского театра, наездники и наездницы, балерины и лейб-гвардии Саперный батальон. Режиссировал действие флигель-адъютант царя, а Николай I собственноручно учил балерин и актрис правильно держать ружье на караул. Выглядело это так: действующие лица массово карабкались на стены, их сбрасывали, потом они снова осаждали крепость. В итоге Ахта падала, на сцену выводили пленных горцев, и зал рукоплескал.
Расцвет цирка Гинне — Чинизелли .
Время Александра II, 1860−70-е годы, чрезвычайно напоминает наши девя­ностые. Все стремительно менялось. При отмене крепостного права помещик сразу получал половину денег за свою землю и за освободившихся крестьян. Огромное количество Коробочек, Маниловых, Собакевичей получили неслыханные деньги и отправились кутить — кто в Санкт-Петербург, кто в Париж, кто в Ниццу. С этим связан расцвет самых простых искусств: балет для них был слишком аристократическим зрелищем, французский они знали плохо и в Михайловский на французскую труппу не ходили. Больше всего им нравились оперетта и цирк — жанры жизнерадостные и понятные необразованным людям.

В крупных городах: Петербурге, Москве, Ярославле — появляются шапито с иностранными труппами, которые показывают конные пред­ставления. В 1867 году в Петербурге, рядом с Михайловским манежем, открывается цирк Карла Гинне, а в 1872 году им начинает руководить его родственник — Гаэтано Чинизелли. Между цирком, императорским двором и гвардией складываются глубоко личные отношения. Между великими князьями и гвардейскими полковни­ками идут ожесточенные сражения за актрис, балерин и наездниц. Иногда это были случайные связи, часто гражданский брак. Дочь Чинизелли, Эмма, жила с цесаревичем Алек­сандром, будущим Александром III, а невестка Люция — с великим князем Владимиром Александровичем. В России все персональное имеет огромное значение, и по бросовой цене Чинизелли получает в аренду землю под строительство каменного цирка на Фонтанке. Срок аренды невероятен — до 1915 года.
В цирке Чинизелли была царская ложа и 1500 мест, из которых 50 — в партере, а остальные — на верхних ярусах. Цирк пользовался ошеломительным успехом. Достать билеты в ложи было тяжело: их раскупали на год вперед. Появлялись барышники, которые перепродавали билеты втридорога. Несмотря на это, среди зрителей были и довольно простые люди — чиновники 12-го класса или владельцы столярной мастерской, как в «Каштанке» Чехова.
Цирк-клуб, актрисы и великие князья
Внизу были сидячие ложи для богатых, наверху — сидячие и стоячие для пуб­лики попроще. Снизу собирались в основном молодые холостые офицеры-гвардейцы, которые использовали цирк как клуб. Они посещали все пред­ставления, чтобы увидеть приятелей и обменяться последними военными сплетнями.

Самый большой успех цирковых актрис произошел благодаря великому князю Николаю Константиновичу, внуку Николая I. В цирке он увидел приехав­шую из Америки даму. Она ходила по канату и была похожа на Мэрилин Монро (об этом великий князь и его современники еще не знали). Даму звали Фанни Лир, и полиция штата Западная Вирджиния разыскивала ее за мошенничество. Когда Николай Константинович увидел Фанни, он потерял память, сон и аппетит, и в конце концов они сошлись. Фанни Лир была требовательная девушка: она не соглашалась жить с великим князем на недостойных условиях, поэтому пришлось купить ей Малый Мрамор­ный дворец, где сейчас находится Европейский университет. Отец Николая Константиновича, Константин Николаевич, как и большинство Романовых, не отличался мягкостью. Лишний раз попросить у него 50 тысяч рублей сын боялся. Поэтому вместе со своим адъютантом великий князь решил выломать бриллианты из иконы, принад­лежавшей его матери, Александре Иосифовне, сдать ростовщику, получить деньги — а потом уже выкупить и вставить обратно. Когда бриллиантов хватились, Николай Константинович свалил вину на прислугу. Позвали знаменитого сыщика Ивана Путилина. Тот довольно быстро организовал обыски у адъютанта и нашел часть бриллиантов. Великого князя объя­вили сумасшедшим и отправили подальше от двора, а Фанни Лир выслали из страны.
Научно-технический прогресс, красавицы и возникновение клоунады.

В 1880−90-е годы в цирке появляются технические новшества, например «Волшебный электрический фонтан» и водные феерии. На арену кладут брезентовую емкость, она заполняется водой, в этом озере плавают слоны, олени, наездники форсируют водные препятствия, а навстречу им выпрыгивают дельфины. Вот программа большого торжественного пред­ставления 1899 года: «Винченца. Карикатуры на лошади. Оригинальная игра в мяч. Клоуны. Господин Петров. Сальто-мортале на лошади. Замечательно превосходная дрессировка лошадей на свободе. Русский клоун Мяско с его поющими пони. Дрессированные слоны под названием „Индийские рекруты“, знаменитый американский чемпион велосипедной езды» и так далее.
Постепенно представление превра­щается в сборный концерт, состоящий из ряда практически не связанных между собой номеров. Главную роль теперь играют не наездники, а так называемые красавицы, в основном оперные певицы или балерины. В программе 1901 года самое главное — «второй дебют известной русской красавицы Марии Лабунской». Лабунская была не только одной из самых привле­кательных женщин своего времени, в которую влюбился будущий Николай II, но и выпускницей Императорского балетного училища и выступала в цирке со своими номерами. В это время иностранцев-циркачей посте­пенно сменяют русские. Самые знаменитые — братья-москвичи Владимир и Анатолий Дуровы. Они разрабатывают особый вид клоунады с животными — так возникает современная клоунада, продолжение комедии дель арте с распределением клоунов на роли рыжего и белого.
В цирке была борьба, вначале настоящая, потом были театролизованные постановочные бои между борцами. Каждому борцу создавали определённый образ, эффектный костюм, каждый выходил на ринг под определённую музыку, вам ничего это не напоминает? Рэстлинг.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  miron
miron


Сообщений: 51194
20:57 01.06.2018
pustoi (pustoi) писал (а) в ответ на сообщение:
> Постепенно представление превра­щается в сборный концерт, состоящий из ряда практически не связанных между собой номеров.
quoted1
Куприн описывает жизнь цирковых актёров, каторга, в принципе.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Цирк в Российской Империи конца XIX — начала XX века
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия