Страницы истории

Log in | Registration

Часы производства : Российской Империи

pustoi
0 2117 23:40 30.05.2018
   Thread rating +2
  pustoi
pustoi


Messages: 1557
Созданные русскими мастерами


Русских часовых фирм в Российской Империи не существовало, были фирмы основанные иностранцами давно переехавшими в Россию. Были русские часовые мастера-одиночки, о них эта тема, они создавали часы созданные целиком русскими руками (дизайн, детали, сборка).

На изображениях тут представлены часы от этих русских мастеров-индивидуалов, те которые удалось найти

Знаменитые русские часовые мастера

Часовщик, изобретатель-самоучка из Ржева Терентий Иванович Волосков (1729—1806) создал ряд уникальных астрономических часов-автоматов.



Терентий Иванович построил маленький телескоп и наблюдал из погреба, расположенного рядом с его домом, за звездами, Луной и планетами. Занятия астрономией очень пригодились Волоскову, когда он начал делать первые в России «астрономические» часы. Главное и серьезное внимание механик-самоучка уделяет часовому делу, которое давно ему было знакомо. Терентий Волосков поставил себе задачу создать «планетные» часы и «показать в совокупности все то, что соединено в природе неразрывной связью». Предварительно, он изготовил целый ряд отличных друг от друга часов: одни из них показывали число месяца, другие — изменения луны, третьи — ход солнца. Над своими комбинированными часами изобретатель проработал 11 лет. Все металлические и деревянные части этих больших часов были сделаны им собственноручно.

Тверской механик Лев Федорович Сабакин (1746 — 1813), современник Волоскова и Кулибина. Эпоха просветительства и изобретательства раскрыла и его талант. В частности, молодой Лев Сабакин сконструировал в 1774 году сложные астрономические настенные маятниковые часы с календарем.



Он задумал их как демонстрационный прибор, который может «о некоторых высочайших науках дать немалое представление». Часы показывали восход и заход Солнца и Луны, фазы Луны, движение планет. Благодаря этому удивительному прибору о Сабакине узнала императрица Екатерина II.

Знаменитый нижегородский изобретатель Иван Петрович Кулибин (1735 — 1818) самостоятельно освоил часовое дело и уже в возрасте 20 лет открыл часовую мастерскую. В 1769 году он преподнес в дар Екатерине II часы, размером с гусиное яйцо.



В нем он также разместил музыкальный автомат и механический театр, где маленькие фигурки показывают сценку из Библии. Часы настолько потрясли Императрицу, что она сразу предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук. В дальнейшем Иван Петрович создал еще ряд удивительных часов и сделал несколько усовершенствований часовых механизмов. А его дар Екатерине II выставлен в музее Эрмитаж.

Талантливый механик с Урала Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский (1725−1805) в 1775 году представил астрономические часы с музыкой, календарем, фазами Луны и Сонца, расписанием религиозных праздников.





Егор Кузнецов закончил работу по созданию Астрономических часов, над которыми трудился в течении 20 лет, в 1775 году. Их механизм имеет астрономическую и театрально-музыкальную части. На передней лицевой панели часов находится циферблат, показывающий часы и минуты, прорези для показа года, месяца, числа, фазы луны. В часы мастер встроил небольшой календарик — Святцы. В церковном календаре каждый день посвящен какому-либо святому, что Святцы как раз и демонстрировали. Для это мастер сделал диск, разделенный на 365 секторов, на каждом из котором были написаны имена святых, со сменой суток в специальной прорези появлялись имена, соответствующие новому дню. Театральная часть была изготовлена в виде модели молотовой фабрики, состоящей из горна с мехами, молота и наковальни, при бое часов фигурка кузнеца «оживала», брала крицу и клала её на наковальню. Вполне может быть, что Егор Григорьевич решил таким образом запечатлеть себя и сохранить о себе память. В заднюю часть часов был вмонтирован музыкальный механизм, игравший шесть мелодий. Он состоит из цилиндрического валика с закрепленными на нем штифтами. При вращении валика эти штифты задевали за ряд молоточков, которые, в свою очередь, пружинили и били по медным колокольчикам. Так воспроизводилась мелодия. Чтобы поменять ее, нужно было сместить валик вправо или влево. Положение штифтов изменялось. Очередность, по которой штифты задевали молоточки, тоже менялась, и мелодия, соответственно, звучала иначе. Корпус часов также расписан Сидором Дубасниковым, и это одно из наиболее ранних изображений знаменитых тагильских розанов. Считается, что своим шедевром Кузнецов пытался заинтересовать заводовладельца Никиту Акинфиевича Демидова — хозяина Нижнетагильских заводов, чтобы получить свободу от крепостной зависимости. Демидов высоко ценил Кузнецова за его достижения и пользу, которую он принёс заводам, поэтому, боясь потерять ценного работника, отказался подписывать «вольную». В качестве награды заводовладелец выплатил Кузнецову значительную денежную сумму, и часы выкупил. Более полувека Астрономические часы Егора Кузнецова находились в главном здании заводоуправления Нижнетагильских заводов Демидовых. Во второй половине ХIХ века их сменили большие напольные часы другого тагильского мастера — Ивана Козопасова. Куда были перенесены Астрономические часы, нам не известно. Дальнейшее их появление оказалось неожиданным. Нашли их спустя много лет, в 1940-е годы, совершенно случайно на территории металлургического завода имени Куйбышева, в груде металлолома, предназначавшегося для переплавки. Уникальные часы могли быть потеряны навсегда, но судьба, к счастью, распорядилась иначе. Долгое время Астрономические часы экспонировались в Историко-краеведческом музее Нижнего Тагила — с утерянными механизмами, без маятника и гирь, а в 1990-е годы они прошли реставрацию в реставрационном центре «Музеум-дизайн+» (город Москва). С 2004 года, часы занимают одно из центральных мест в экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых». После своего триумфа, забвения и мытарств знаменитые часы теперь может увидеть каждый желающий, причём не только их внешний вид, но и работу их сложных и удивительных механизмов, воспроизводящих музыку, часовой бой, и работу маленького театра, приводя в изумление и восторг даже самых искушённых зрителей. Вы только задумайтесь: для того, чтобы сделать такие сложные часы, нужно было в совершенстве знать механику, математику, автоматику, астрономию, разбираться в устройстве музыкальных и часовых механизмов. Все необходимые знания Егор Кузнецов приобрел самостоятельно, что еще раз показывает его безграничный талант, широту интересов и удивительную целеустремлённость в достижении поставленных целей. Кузнецов и после своих знаменитых часов продолжал создавать раритетные механизмы. Его следующим шедевром стали музыкальные механические дрожки, над которыми мастер трудился 16 лет — с 1785 по 1801 годы. Сейчас они хранятся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Дрожки представляют собой пароконную тележку на трех человек (кучера и двух пассажиров), выполненную с изумительным мастерством. В задней части повозки в причудливый фигурный корпус встроены дорожный орган и верстомер. Во время движения музыкальный механизм с помощью 15 органных труб, воздуходувных мехов и распределительного устройства исполнял одну из двадцати двух запрограммированных мелодий. Верстомер на шести циферблатах показывал пройденный путь в верстах и саженях. Мелодичный звонок колокольчика оповещал путников о каждой пройденной версте. Верстомер Кузнецова можно считать прародителем современных автомобильных спидометров.

Знаменитый руководитель токарной, а затем инструментальной палаты Академии наук Николай Галактионович Чижов (1731 — 1767) создал ряд необычных солнечных часов.



Будучи в свое время отправленным в Англию для обучения к именитым приборостроителям он нашел, что он и его коллеги знают «инструментальное дело» не хуже «английских художников».

В Ярославле в 19 веке жил знаменитый российский часовщик Лев Исидорович Нечаев (1800 — 1861).





Его считали одним из главных знатоков часового дела того времени. В Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге находятся сделанные мастером Нечаевым уникальные маятниковые часы с подробнейшим календарем и музыкой. Он попал в часовую мастерскую немца Шредера. Это была хорошая школа. Шредер требовал немецкой аккуратности, и к двадцати годам из Нечаева вышел прекрасный часовщик. В те годы высшим классом часового мастерства считались «астрономические», или «планетарные» часы. Нечаев рассчитывал, что выполнит задуманное в течение двух лет. Однако цель оказалась настолько трудной, что для достижения ее потребовались целых 15 лет. Кроме собственно времени, они показывали месяцы, числа месяцев и дни недели, время восхода и захода Солнца, продолжительность дня и ночи, прибавление или убавление дня. Кроме того, на особом экране демонстрировались восход и заход Солнца, причем с музыкальным сопровождением. О часах Нечаева узнал владелец уральских заводов Никита Демидов, который предлагал за них 20 тысяч рублей золотом, но Лев Исидорович отказался продать часы даже за такую огромную сумму. У него была заветная мечта — основать в России часовую фабрику. Он решил преподнести часы царю Николаю I, надеясь, что тот оценит подарок и поможет организовать фабрику. В начале 1853 года Нечаев приехал в столицу вместе со своими часами. Сначала они были показаны ученым Академии наук, а затем выставлены в одном из залов Зимнего дворца. Мастер получил золотую медаль с надписью «За полезное» и денежную награду в 1000 рублей, придворный художник написал его портрет. Но основать часовую фабрику Нечаеву так и не удалось.

В Томске в 19 веке работал искусный мастер Иван Мезгин. К сожалению, сведений о его жизни и работе сохранилось мало. Он стал известен своими «астрономо-историческими» часами, в верхней части которых был механизм показывающий движение Земли и Луны вокруг Солнца, а в нижней размещался автомат с движущимися фигурками, демонстрирующими сюжет из жизни Томска.

Одним из главных российским специалистов часового дела в первой половине 19 века считался московский мастер Иван Васильевич Толстой. В 1829 году ему единственному удалось сделать часы-хронометр с турбийоном — сложнейшим усовершенствованием часового механизма, изобретенным в 1795 году Луи Бреге.

Часовщик Иван Петрович Носов также был одним из авторитетнейших мастеров того времени, изготовлявший сложнейшие часовые механизмы. Поочередно с Иваном Толстым он возглавлял ремесленную палату Москвы.

Совершенно необычные часы изготавливали часовщики-самоучки из Вятки, мастера династии Бронниковых.



В 1837 году, по просьбе организаторов губернской выставки «что-нибудь» для нее изготовить, токарь Иван Тихонович Бронников поручил своему сыну Семену это «что-нибудь» придумать. В итоге на выставке были представлены небольшие карманные часы, полностью выполненные из дерева. Из дерева был выполнен и механизм часов. Даже часовая пружина была сделана из бамбука. Часы стали мировой сенсацией. Деревянные часы Бронниковых стоили дороже золотых и были очень востребованы в качестве уникального подарка. В одна тысяча восемьсот тридцать седьмом году, посещая г. Вятку, царским наследником (будущим царем Александром II) на выставке были приобретены диковинные часы из дерева, изготовленные вятским мещанином Семеном Ивановичем Бронниковым. Это были невиданные доселе карманные часы состоящие полностью из дерева. На выставке карманные деревянные часы привлекали всеобщее внимание, в том числе на изящное, небывалое изделие обратил внимание и царский наследник. Он и приобрел их, как гласит документ того времени — «деревянные карманные часы 1шт. — 25 рублей (7 серебряных рублей), и станок для карандашей 1шт. — 1 руб. 80 коп». В те времена часовое производство в России налажено не было, часы, в основной своей массе, завозили из-за границы. И деревянные часы, смастеренные безызвестным вятским мастером, были впрямь событием неординарным. Тем более удивителен выбор материала для изготовления часов такой малой формы. 17 февраля 1837 года Вятская ремесленная управа собрала наиболее известных мастеров. Умельцам было предложено сделать какие либо изделия и показать их на предстоящей выставке, организатором которой был А. И. Герцен. Был приглашен в управу и мастер токарного дела Иван Тихонович Бронников, пришедший туда с сыном Семеном. По некоторым данным Ивану Тихоновичу тогда было 55 лет, а сыну Семену было 26 лет. Ремесленники расписывались под извещением о выставке, Семен Бронников так же расписался — «Слышал, желаю изготовить, что-нибудь малую штуку». Скорей всего тогда Семен и задумал сделать карманные деревянные часы. Часы Бронникова Вполне вероятно, что помощь ему оказывал отец. В итоге, через несколько месяцев, на выставке в городе Вятке и появились уникальные карманные часы из дерева, которые и были куплены царственной особой. Сами же небывалые карманные часы в диаметре имели около 3-х сантиметров, футляр и корпус сделаны из капа (из других источников известно, что из капа Бронниковы делали часы позже). Механизм, циферблат и цепочка изготовлены из пальмы, стрелки — из жимолости, пружина — из закаленного бамбука (по другим сведениям пружина была все же металлической, а вот волосок баланса — из бамбука), оцифровка — из перламутра. Часы Семена Ивановича Бронникова на выставке имели огромный успех, к умельцу стали поступать заказы не только из Вятки, а и из других городов. Постепенно, молва о необычных часах распространялась и дальше по России. Семен Иванович Бронников к концу 50-х годов ХIХ века был уже признанным и известным Вятским мастером. Бронников со временем усовершенствовал свои часы, в работе он стал применять кость для некоторых деталей, а так же изготавливал целиком часы из кости. С. И. Бронников, занимался не только часами, в своей мастерской он выпускал товары народного промысла и даже станки. На выставке 1862 года в г. Вятке умение одаренного мастера были впервые отмечены. Семен Иванович Бронников, комитетом выставки был награжден похвальным листом — «вятскому мещанину Семену Бронникову за токарные изделия». В то время, с Бронниковым работали два его сына, которым он передавал свои знания и умения. В 1864 году, в Москве, на Всероссийской выставке сельских произведений, Семен Бронников с сыновьями Николаем и Михаилом были награждены похвальным отзывом. Участие в выставке принесло признание мастерства и заслуженную награду. Часы с деревянным механизмом Вызывает удивление тот факт, что с помощью простых, даже примитивных инструментов и оборудования Бронниковы могли делать такие уникальные «ходики» — «старик преимущественно точит с помощью журавца или оцепа». Выполнять тонкие, сложные работы, практически первобытным инструментом. Вот поистине Дар и искусные руки! Вятские мастера смастерили не так и мало своих необычных часов, и не только из дерева, материалом для своих работ, им служила кость. В 1870, на выставке в Петербурге, уже братья Николай и Михаил Бронниковы представили свои костяные часы. За эту работу их вполне заслуженно наградили — «дипломами с почетными отзывами и денежной премией по 110 рублей». В Эрмитаже, хранятся костяные часы работы Бронниковых, по всей вероятности это и есть те часы с выставки. Часы из кости За пределами своей страны, Бронниковы так же снискали славу и известность. В 1873 году, на Всемирной выставке в г. Вене за свои искусные и уникальные изделия, братья Бронниковы были награждены дипломами одобрения. Мастера «золотые руки», из далекой Вятки продемонстрировали свое удивительное дарование мировой общественности. Высокую оценку своего труда, Николай Семенович, уже без брата, получил в 1886 году на выставке в г. Казани. Министерство финансов наградило его малой серебряной медалью, это была фактически последняя награда Бронниковых.
Link Complain Quote  

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Часы производства : Российской Империи
.
© PolitForums.net 2021 | Our e-mail:
Mobile version