Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Литовец про превосходство русских

pustoi
0 342 00:14 27.05.2018
   Рейтинг темы: +1
  pustoi
pustoi


Сообщений: 1557
Про различие литовцев и русских в алкогольной воздержанности, суде, справедливости правления правителей. Последним отдаётся превосходство

Автор литовец Литвин Михалон, пишет о своём народе
Литвин Михалон «О нравах татар, литовцев и москвитян в 1550 г.» пишет:

ПЬЯНСТВО.

«Литовцы возят с собою пиво и водку и в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать при богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки. Растратив таким образом свои средства, они испытывают голод и затем обращаются к воровству и разбою. Это случается так часто, что в каждой литовской области в течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство. Воистину у татар тот, кто лишь попробует вина, получает восемьдесят ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии (Moscovia) же нигде нет кабаков. Посему если у какого-либо главы семьи найдут лишь каплю вина, то весь его дом разоряют, имущество изымают, семью и его соседей по деревне избивают, а его самого обрекают на пожизненное заключение. С соседями обходятся так сурово, поскольку [считается, что] они заражены этим общением и [являются] сообщниками страшного преступления. У нас же не столько власти (magistratus), сколько сама неумеренность или потасовка, возникшая во время пьянки, губят пьяниц.»

«А так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся разными искусными мастерами; они, посылая нам деревянные ковши и посохи, помогающие при ходьбе немощным, старым, пьяным, [а также] чепраки, мечи, фалеры и разное вооружение, отбирают у нас золото.»

«Также и рожденный им Василий, поддерживая ту же трезвость и ту же умеренность нравов, в год 1514 в последний [день] июля отнятую у нас хитростью Михаила Глинского крепость и землю со Смоленском присоединил к своей вотчине. Вот почему он расширил стольный град свой Москву, включив в неё деревню Наливки (Nalewki), создание наших наемных воинов, дав ей название на позор нашего хмельного народа. »

ЛИТОВСКИЙ СУД.

«Вор же (у литовцев), пойманный с поличным, не подлежит суду того места, где совершил преступление или был пойман, но его долгими путями ведут на суд к его господину, подчас к тому, в чей дом он сносил краденое. Вследствие чего кражи совершаются безнаказанно. А у соседних с нами татар и москвитян (Moscos) судебное разбирательство надо всеми подданными вельмож и дворян как в гражданских, так и в уголовных делах передано не какому-то частному [лицу], но общественному и законному чиновнику, [причем] трезвому и живущему вместе с другими. Наши же делают это поодиночке и пьют, удалив свидетелей, и могут делать, что им угодно.»

НАРОДНЫЙ СУД.

Татары превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. В сношениях между собою они сохраняют сознание солидарности и взаимно помогают друг другу. Они справедливо поступают с рабами, хотя эти последние бывают у них всегда иноземцы, приобретенные путем войны или покупки, и не удерживают их в рабстве долее семи лет, согласно предписанию библии (Исход, глава. 21). А мы держим в бессрочном рабстве людей, добытых не на войне и не куплею, не иноземцев, но людей одной с нами народности и вероисповедания, закабаленных вследствие сиротства, нищеты, или брака с рабынею. Мы злоупотребляем нашею властью над ними: мучим их, уродуем, убиваем без законного суда, по случайному подозрению. Напротив того, у татар и москвитян ни одному чиновнику, кроме главных судий в столицах, не дозволяется убивать человека даже в случае очевидного преступления; между тем как у нас во всех селах и деревнях произносят смертные приговоры.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ.

В Литве одно лицо занимает по десяти должностей, тем самым устраняя других от их исполнения; московский же князь соблюдаете равенство между своими, не предоставляя одному лицу многих должностей…. Рассудительность этого варвара (московского князя) не менее проявляется и в ведении хозяйства; он до такой степени не пренебрегает ничем, что продает полову, сено и солому; на пирах его выставляют большие золотые и серебряные чаши, которые называют соломенными, потому что те приобретены за деньги, вырученные за проданную солому. — Осторожная раздача воеводств приносит еще ту пользу, что те, кого князь посылает защищать пределы своего государства, исполнять общественные дела или отправлять самые дальние посольства, выполняют все эти порученья не на полученные от князя средства, а на собственный счет и, если исполнять все согласно воле и намерениям князя, то вместо жалованья получают в награду не деньги, а должности, о которых было сказано выше… У нас, напротив, те, кто посылается куда-либо, еще прежде, чем окажут заслуги, получают много денег из казны, хотя по большей части возвращаются ничего не сделавши, но причинивши значительные притеснения тем, через владения которых пролегал их путь, и разоривши их требованием доставки лошадей; эта повинность у нас называется подвода. В Московии только гонец, нуждающийся в очень спешной езде по государственным делам, может таким способом пользоваться лошадьми. Эти гонцы, благодаря быстрой езде и частой перемене усталых лошадей (которые содержатся с этою целью быстрые и здоровые во многих местах), чрезвычайно скоро сообщают известия. Напротив того в Литве канцелярия вашего величества весьма щедро раздает дипломы на право пользования такою ездою; и нередко подводы расходуются для перевозки частного имущества придворных, а потом, вследствие их недостатка, мы без оповещения подвергаемся нападению врагов, своим появлением предупреждающих известие о их появлении, посланное от границы.

Женские права.

Ни татаре, ни москвитяне не дают воли своим женам. У них есть поговорка: «кто дает свободу жене, тот отымает ее у себя». Их женщины не имеют личной правоспособности, между тем как у нас иные господствуют над многими мужчинами, владея селами, городами и волостями, одни на правах временного пользования, другие потомственно. Объятые страстью господствовать, они живут разнузданно под видом девства или вдовства; обременяют своих подданных, одних преследуя ненавистью, других возвышая и истощая слепою любовью.

-------------
Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.

Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 10
    Пользователи:
    Другие форумы
    Литовец про превосходство русских
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия