Кто-то припомнит известную шутку про «Аврору» (один выстрел разнес весь мир, на семьдесят лет вперед), однако, в данном контексте ответ не считается верным. Требуется назвать имя корабля, нанесшего наибольший ущерб противнику силой своего оружия.
Впрочем, никакого имени у самого великого корабля не было. Вместо звучных «Аврор», «Паллад» и «Инвинсиблов» был всего лишь строгий трехзначный код, U-35.
Еще ни одному пиратскому галеону и флагманскому «Виктори» адмирала Нельсона не удавалось добиваться стольких побед. Грозная мощь линкоров-дредноутов, отчаянная храбрость немецких рейдеров и выправка «боевых журавлей» японского флота меркнут на фоне успехов U-35.
Успехи эти так велики и чудовищны, что верится в них с трудом. «У-бот» установил абсолютный мировой рекорд, который уже никогда не будет побит в обозримом будущем.
За 19 боевых походов немецкая подводная лодка отправила на дно 226 вражеских кораблей. И повредила еще 10.
Только за одно, 11-е по счету, боевое патрулирование «железный гроб» под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера отправил на дно 54 транспорта противника.
Суммарный тоннаж трофеев перевалил за полмиллиона тонн, что автоматически сделало U-35 самым результативным кораблем в истории человечества, а её легендарного командира — самым выдающимся подводником всех времен и народов. Самонаводящиеся торпеды, ядерные реакторы, системы загоризонтного целеуказания…
Из всего этого у «зондерфюреров» было лишь 9 узлов подводного хода и компас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой. На четыре офицера — 30 нижних чинов. 90% времени в надводном положении. Из вооружения — шесть торпед, 105 мм пушка (поначалу 75 мм) и тротил. Вот и все, воюй. И она воевала!
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
17 июня 1916 г. был потоплен итальянский транспорт «Poviga» тоннажем 3360 брт. 18 июня потоплены английские транспорты «Rona» тоннажем 1312 брт и «Beachy» тоннажем 4718 брт, а также французский транспорт «Olga» тоннажем 2664 брт и норвежский транспорт «Aquila» тоннажем 2192 брт. 19 июня потоплены итальянский транспорт «Mario C.» тоннажем 398 брт и французский транспорт «France-Russie» тоннажем 329 брт. 23 июня потоплены французский транспорт «L'Herault» тоннажем 2298 брт и итальянский транспорт «Giuseppina» тоннажем 1861 брт. 24 июня потоплены итальянские транспорты «Saturnia Fanny» тоннажем 1568 брт и «S. Francesco» тоннажем 1059 брт, а также французский транспорт «Checchina» тоннажем 185 брт, японский транспорт «Dayetsu Maru» тоннажем 3184 брт и английский транспорт «Canford Chine» тоннажем 2398 брт.
25 июня потоплены французский транспорт «Fournel» тоннажем 2047 брт и итальянский транспорт «Clara» тоннажем 5503 брт. — Хроника 10-го боевого похода U-35, суммарный результат за месяц — 40 потопленных транспортов противника.
Впрочем, совсем уж крошечным U-35 назвать нельзя. Двухкорпусный У-бот открытого моря длиной 64 метра и надводным водоизмещением 685 тонн (подводное в/и — 878 тонн). Спущена на воду в 1914 г. Принадлежала к т.н. «грозным тридцатым» — серии из 10 крупных океанских подлодок (U-31…U-41), почти каждая их которых вошла по тоннажу трофеев в элитный клуб «100 000 тонн».
Увы, изнутри субмарина эпохи Первой мировой представляла собой тихий ужас: семь отсеков, 2 шестицилиндровых тарахтящих дизеля «Germaniawerft» по 950 л. с. каждый, вкупе с электрическими комбинированными мотор-генераторами SSW по 600 л.с.
Полная скорость в надводном положении 16 узлов, дальность плавания на экономической 8-узловой скорости достигала 8790 миль (почти 16 тыс. км). Звучит солидно.
Два носовых и два кормовых торпедных аппарата калибра 500 мм с боезапасом всего в 6 торпед. Дальность стрельбы парогазовыми торпедами G/6 обр. 1906 г. колебалась от 1,2 (при скорости 35 уз.) до 3 миль (при ограниченной скорости 27 уз.).
Никаких гидроакустических станций и шумопеленгаторов. Из средств обнаружения — два перископа с мутным объективом. Радиосвязь, в её современном понимании, отсутствовала. В надводном положении для связи использовался радиотелеграф со складной антенной.
Из удобств экипажу предлагалось калорийное питание всухомятку и, по желанию, ежедневный освежающий душ на верхней палубе (даже зимой, в Северном море).
Но страшнее всего обстояло дело с характеристиками в подводном положении. Несовершенные технологии 100-летней давности не позволяли погружаться глубже 50 м. Несовершенные свинцовые батареи ограничивались подводную дальность хода на уровне 80 миль при экономической скорости 5 уз.
Неслучайно, погружение рассматривалось лишь как временный тактический маневр. Большую часть времени лодка проводила в надводном положении, из него же совершалось основное число атак. Увы, как бы не были слабы и несовершенны противолодочные системы Антанты, недооценивать их было бы неразумно. Даже простейшие из принятых мер представляли смертельную угрозу для такой несовершенной субмарины, как U-35.
Противолодочная оборона в годы Первой мировой держалась на нескольких принципах. Первый — поддержание максимально возможной скорости хода, с выполнением противолодочного зигзага. Второй — наблюдение за поверхностью моря по секторам, расчеты мелкокалиберной артиллерии получили приказ немедленно открывать огонь по любому объекту, похожему на перископ подлодки. С учетом низкой скорости субмарин под водой, минимальной дальности хода торпед, и отсутствия каких-либо других средств обнаружения, помимо перископов, данные меры позволили существенно сократить потери среди боевых кораблей стран-союзников.
U-35 торпедирует транспорт «Мэйплвуд» (3239 брт), апрель 1917 г.
Тем не менее, потеря трех крейсеров в одном бою («Хок», «Альбукир» и «Крейсси» против единственной немецкой U-9), успехи «грозных тридцатых», как и гибель легендарной «Лузитании» по-прежнему свидетельствовали о страшной опасности, исходившей от подводного флота.
Зарождалась морская авиация. В борьбе с подводными хищниками применялись технические новинки (сетевые заграждения в Ла-Манше, с электрической сигнализацией о прошедшей сквозь них подлодке), все боевые корабли массово оснащались шумопеленгаторами. Был изобретен искажающий очертания камуфляж.
Моряки пробовали пойти на хитрость, применив вооруженные до зубов пароходы-ловушки — ведь большинство атак субмарин производилось ими из надводного положения. Были созданы новые тактики противодействия и построен целый флот катеров-охотников за подлодками, вооруженных гидрофонами и глубинными бомбами. Казалось бы, все это не оставляло шансов несовершенными «первенцам» подводного флота, однако…
Результаты боевых походов U-35 свидетельствуют об обратном, «малышка» продолжала свирепствовать на морских просторах. В начале 1916 года на её торпеду нарвался быстроходный лайнер «Ла Прованс», перевозивший французские войска. Жертвами атаки стали 990 солдат, половина из находившихся в тот момент на борту.
За все время боевых действий U-35 потопила и повредила 236 кораблей и судов, суммарным водоизмещением 575 387 тонн. Лодка действовала в районах с самым оживленным судоходством: в Ирландском и Северном морях, позже перебралась в Средиземное море, став причиной 20% всех морских потерь в том регионе. Воевала под флагами Германии и Австро-Венгрии.
Разумеется, такая лодка просто так погибнуть не могла. Испытав судьбу ровно 19 раз, она благополучно встретила конец войны, интернировавшись в испанском порту. Увы, самый победоносный корабль в истории не удостоился чести плавучего музея. Переданная по репарациям Великобритании, она была сдана на металл и утилизирована в 1920 году, как обычное ржавое ведро. Вот, собственно, и все история. Где в жизни справедливость?
Самым результативным из немецких У-ботов Второй мировой стала U-48, отправившая на дно 51 судно противника.
Все это не сделало Германию победительницей (как победить, если силы неравны), но убедительно показало высокие возможности подводного флота. Лодки эволюционируют в соответствие с развитием противолодочных систем, притом противнику приходится затрачивать колоссальные средства на борьбу с подводной угрозой. На стороне моряков-подводников всегда скрытность и неопределенность водной среды, делающая невозможным гарантированное обнаружение субмарины в выбранный момент времени.
> Командиры U-35 > > 3 ноября 1914 — 12 ноября 1915 корветтен-капитан Вальдемар Копхамель (нем. Waldemar Kophamel) > > 13 ноября 1915 — 16 марта 1918 капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Perière) >
> 17 марта 1918 — 13 августа 1918 капитан-лейтенант Эрнст фон Фойгт (нем. Ernst von Voigt) > > 14 октября 1918 — 11 ноября 1918 капитан-лейтенант Хейно фон Хеймбург (нем. Heino von Heimburg) quoted1
«30 января 1945 года подводная лодка „С-13“ под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила в районе Штольпмюнде гигантский лайнер фашистского флота „Вильгельм Густлов“ водоизмещением 25 484 тонны, на борту которого находилось свыше семи тысяч эвакуировавшихся из Данцига под ударами наступающих советских войск фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, палачей и карателей. На „Густлове“, служившем до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше трех тысяч обученных подводников — примерно семьдесят экипажей для новых подлодок гитлеровского флота. В том же походе Маринеско торпедировал большой военный транспорт „Генерал Штойбен“, на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта».
>> Командиры U-35 >> >> 3 ноября 1914 — 12 ноября 1915 корветтен-капитан Вальдемар Копхамель (нем. Waldemar Kophamel)
>> >> 13 ноября 1915 — 16 марта 1918 капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Perière) >> quoted2
>
>> 17 марта 1918 — 13 августа 1918 капитан-лейтенант Эрнст фон Фойгт (нем. Ernst von Voigt)
>> >> 14 октября 1918 — 11 ноября 1918 капитан-лейтенант Хейно фон Хеймбург (нем. Heino von Heimburg) quoted2
> > "30 января 1945 года подводная лодка «С-13″ под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила в районе Штольпмюнде гигантский лайнер фашистского флота „Вильгельм Густлов“ водоизмещением 25 484 тонны, на борту которого находилось свыше семи тысяч эвакуировавшихся из Данцига под ударами наступающих советских войск фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, палачей и карателей. На „Густлове“, служившем до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше трех тысяч обученных подводников — примерно семьдесят экипажей для новых подлодок гитлеровского флота. В том же походе Маринеско торпедировал большой военный транспорт „Генерал Штойбен“, на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта». quoted1
Это мы знаем.
Но меня удивила именно U-35.я и не знал. Огромный ущерб нанесла.
Лотар фон Арно де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Perière; 18 марта 1886, Позен, Пруссия — 24 февраля 1941 Ле-Бурже, Франция) — германский морской офицер, герой Первой мировой войны, самый результативный подводник всех времён, вице-адмирал.
Лотар фон Арно де ла Перьер поступил на службу в Императорские военно-морские силы Германии в 1903 году и начал свою карьеру на линейных кораблях «Курфюрст Фридрих Вильгельм», «Шлезиен», «Шлезвиг-Гольштейн». В 1911—1913 годах он проходил службу в качестве минного офицера на лёгком крейсере «Эмден». После начала Первой мировой войны Арно де ла Перьер служил адъютантом адмирала Гуго фон Поля в Берлине.
После мобилизации некоторое время проходил службу в военно-морской авиации. Его не допустили к полётам и перевели в подводный флот. После прохождения курса обучения в городе Пула в 1915 году Лотар фон Арно де ла Перьер на поезде отправляется на средиземноморский театр военных действий и получает под своё командование подводную лодку U-35 типа U-31, сменив на этом посту Вальдемара Кохамеля.
На этой лодке фон Арно совершил 14 боевых походов, потопив 189 судов водоизмещением 446 708 брт
При этом, он всегда действовал в рамках призового права: судно останавливалось предупредительным выстрелом, досматривалось, при наличии запрещённых грузов весь экипаж эвакуировался на шлюпках в направлении берега, а судно уходило на дно в результате артиллерийского огня или подрыва специальными зарядами. Такое поведение принесло ему уважение со стороны британцев, и фон Арно, в отличие от многих менее результативных своих коллег, не был включён Великобританией в список военных преступников.
21 июня 1916 года U-35 нанесла визит в испанскую Картахену, где фон Арно передал королю Испании дону Альфонсо письмо от германского кайзера Вильгельма с благодарностью за гуманное отношение к немецким беженцам.
В мае 1918 года фон Арно отбывает на поезде на новое место службы и, как один из результативнейших подводников германского флота, получает новейшую крейсерскую лодку U-139, на которой топит ещё пять судов суммарным водоизмещением 7 008 брт.
Мирное время
После окончания войны фон Арно остаётся в жестоко поредевших рядах военно-морского флота Германии. В 1920-х годах он служит штурманским офицером на броненосцах «Ганновер» и «Эльзас», а также совершает заграничные походы в качестве капитана нового германского крейсера «Эмден». В 1931 году он получает звание капитана 3-го ранга (корветтен-капитан) и выходит в отставку. C 1932 по 1938 год работает преподавателем в военно-морской академии в Турции.