> К сожалению, всё до последнего слова правда! > Все свои источники, учитывая важность темы, я вывесил. > Почитай на досуге. quoted1
Не надо забрасывать меня ссылками. В 1940 у союзников уже был шанс без России победить Гитлера. Чем это кончилось, мы знаем: английская армия и остатки французской были эвакуированы из Дюнкерка. Это исторический факт. Всё остальное — фантазии. Повторяю: без СССР победить Гитлера не было ни у кого.
>> Граждан, пытавшихся заняться бизнесом, сажали в тюрьмы, а иногда и расстреливали. quoted1Pashutka — вообще не в курсе о существовании в сталинском СССР многочисленного класса частных и артельных производителей? quoted1
Я в сталинские времена не жил, но кое что о них читал. Несчастные и до смерти перепуганные, они не очень подходили на роль правящего класса.
Но лично тебе, как своему товарищу, скажу — не надо всё сводить к сиюминутной выгоде, жизнь весьма многогранна. Или другими словами, как когда-то сказал один врач, обнаруживший в подмосковном пионерлагере 98% вшивости у детей: «Да, жизнь богаче фантазии»!
Я думаю, что тебе хорошо знакомому с историей известно, что гитлеровская Германия и сталинский СССР, беззастенчиво развязавшие Вторую Мировую войну в Европе, действовали по взаимному сговору.
Наверное тебе также известно, что с сентября 1939 году 33% экспорта из СССР направлялось в Германию, а вся советская пресса кричала о небывалой дружбе двух социалистических стран, плюющих на отживших плутократов Запада.
В апреле 1941 года СССР подписал Договор О Нейтралитете с Японией, планировавшей откусить здоровенный кус Юго-Восточной Азии.
Этот договор был необходим Японии в качестве страховки в том, что СССР не вмешается в планируемый ими конфликт с Соединёнными Штатами.
Предупреждения о грядущей гитлеровской операции «Барбаросса» — о нападении на СССР — поступали к Сталину из разнообразных источников, но так велика была вера Мудрейшего Вождя Народов в его друга Гитлера, что он отказывался им верить.
11 марта 1941 года Президент Рузвельт вручил советскому послу в Вашингтоне копию плана «Барбаросса», с риском для жизни выкраденную американскими агентами в Берлине.
10 июня англичане передали советским аналогичную информацию. Всё было напрасно: мудрейший из мудрых, кремлёвский параноик отказывался верить, что кореш-пахан всадит и ему нож в спину — как водится среди преступников…
В течение первых месяцев войны, после нападения Германии, в Кремле царили полнейшая паника и растерянность. В эти месяцы Советский Союз потерял:
72% всех своих танков, 34% военных самолётов, 56% мелкого стрелкового оружия, 69% противотанковых орудий, 59% артиллерийских орудий и миномётов.
На территории СССР, оккупированной к декабрю 1941 года, проживало до войны около 40% населения страны, там добывалось 63% угля, там выплавлялось 58% довоенной стали и 60% алюминия.
С этой земли до войны собирали 38% урожая зерновых, на ней производилось 84% сахара, поголовье скота составляло 38%, свиней — 60% от общесоюзного поголовья, на этой территории находились 41% всех автодорог страны. (http://www.marxists.org/archive/dunayev skaya/works/1949/bureaucrats-fate.htm ). Без помощи из-за рубежа Советскому Союзу было не продержаться.
После того, как германские войска пересекли советскую границу, Сталин обратился к Черчиллю и Рузвельту с просьбой о немедленной военной помощи.
Англия сразу же пообещала помощь. США, хотя и не находились формально в состоянии войны с Германией, тоже согласились помочь.
Первые конвои с необходимыми для ведения войны материалами были отправлены Советскому Союзу ещё до подписания соглашения о ленд-лизе. Протоколы, определяющие поставку товаров ленд-лиза, были подписаны позже.
Советский Союз согласился на выплату ленд-лизовских долгов после войны наличными или бондами, оговоренными условиями договора. Разговоры о выплате долгов ленд-лиза за счёт золотого запаса — ложь.
Организация доставки огромного количества товаров, затребованных Советским Союзом, оказалась очень непростым делом.
В 1941 году и союзники не были готовы к подобным операциям, и Советский Союз не был готов к приёму товаров.
К примеру, в августе 1941 года самый тяжёлый портовый кран в Мурманске мог подымать всего лишь 11-тонный груз. Англичанам пришлось в первую очередь поставить русским более мощный кран, без которого разгрузка судов была невозможной. Британскому Королевскому Воздушному Флоту пришлось также взять на себя миссию защиты Мурманского порта с воздуха от самолётов Люфтваффе. 151-я эскадрилья истребителей совершила перелёт из Англии в Мурманск и была расквартирована в Ваенге, в 20 милях от Мурманска в августе 1941 года.
В её составе было 24 Hurricanes (15 дополнительных истребителей были присланы в разобранном виде морским путём и собраны на английской военно-воздушной базе в Ваенге). (http://www.lexisnexis.com/documents/aca demic/upa_cis/102195_PresSovietLeLeComm. pdf)
Если кого-то, друзья мои, интересует как проходили переговоры по возврату долга СССР в ещё сталинские времена, можете заглянуть на эти с айты
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949−1952
Урегулирование вопросов по ленд-лизу.
Запись беседы посла СССР в США А.С. Панюшкина с исполняющим обязанности государственного секретаря США Д.Э. Уэббом по вопросам урегулирования расчетов по Ленд-Лизу <nobr>11.06.1949</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Письмо посла СССР в США А.С. Панюшкина государственному секретарю США Д.Г. Ачесону по вопросу об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>24.06.1949</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка министру иностранных дел СССР А.Я. Вышинскому генерального секретаря МИД СССР Б.Ф. Подцероба и заместителя заведующего отделом США МИД СССР Г. Ф. Саксина относительно переговоров об урегулировании вопросов Ленд-Лиза <nobr>02.08.1949</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу <nobr>21.09.1949</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Письмо начальника морского генерального штаба ВМФ СССР адмирала А.Г. Головко первому заместителю министра иностранных дел СССР А.А. Громыко о техническом состоянии кораблей, полученных от США по Ленд-Лизу <nobr>29.03.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Запись беседы первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко с послом США в СССР А. Кэрком по вопросу об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>02.08.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка министра внешней торговли СССР М.А. Меньшикова и первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко И.В. Сталину в связи с переговорами с США об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>18.09.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко и министра внешней торговли СССР М.А. Меньшикова И.В. Сталину в связи с переговорами с правительством США по вопросу о Ленд-Лизе <nobr>24.09.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко И.В. Сталину по вопросу о ледоколах «Северный полюс» и «Капитан Белоусов» <nobr>23.10.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Запись беседы первого заместителя миинистра иностранных дел СССР А.А. Громыко с послом США в СССР А. Кэрком по вопросу об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>01.11.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Письмо временного поверенного в делах СССР в США В.И. Базыкина заместителю государственного секретаря США Дж. Уэббу об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>22.11.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка первого заместителя министра иностранных дел СССА А. Громыко И.В. Сталину по вопросу об урегулировании расчетов по Ленд-Лизу <nobr>12.12.1950</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Докладная записка министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского председателю Совета министров СССР И.В. Сталину относительно советско-американских переговоров по урегулированию вопроса о Ленд-Лизе <nobr>15.02.1951</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Справка МИД СССР и МВТ СССР по соглашению между СССР и США от 15 октября 1945 г. о распоряжении ленд-лизовскими поставками, имеющимися в наличии или находящимися в процессе приобретения в США <nobr>27.06.1951</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Письмо временного поверенного в делах СССР в США Б.И. Караваева государственному секретарю США Д.Г. Ачесону о продолжении двусторонних переговоров по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу <nobr>27.08.1951</nobr> http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside...
Друзья мои, я утешаю себя мыслью, что мой труд не напрасен. Что я, каким то образом, помог вам несколько по другому взглянуть на всю ту хренотень, которой кормили нас долгие годы большевики.
В целом можно сделать вывод, что без западных поставок Советский Союз не только не смог бы выиграть Великую Отечественную войну, но даже не смог бы противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами.
Эта зависимость хорошо осознавалась советским руководством в начале войны. Например, специальный посланник президента Ф.Д. Рузвельта Г. Гопкинс сообщал в послании от 31 июля 1941 г., что Сталин полагал невозможным без американской помощи Великобритании и СССР устоять против материальной мощи Германии, располагавшей ресурсами оккупированной Европы (замечу в скобках, что было делом рук самого же Сталина)..
Рузвельт же еще в октябре 1940 г., объявляя о своем решении разрешить военному ведомству предоставлять излишнее для нужд американских вооруженных сил вооружение и снаряжение, а также стратегические материалы и промышленное оборудование тем странам, которые могут защищать американские национальные интересы, допускал включение в число этих стран и России.
Западные союзники оказывали СССР помощь в войне не только поставками по ленд-лизу. Борьба против США и Великобритании заставляла Германию строить подводные лодки, отвлекая на это дефицитный металл, оборудование и квалифицированную рабочую силу. Только в 1941—1944 гг. германское судостроение произвело подводные лодки общим водоизмещением 810 тыс. т.
На борьбу против флотов и торгового судоходства западных стран (включая сюда и конвои с поставками в СССР по ленд-лизу) были брошены главные силы германского флота.
Западные союзники отвлекали на себя и значительные сухопутные силы вермахта (в последний год войны — до 40%).
Стратегические бомбардировки Германии англо-американской авиацией замедляли рост ее военной промышленности, а в последний год войны практически свели на нет производство бензина в Германии, окончательно парализовав люфтваффе.
С марта по сентябрь 1944 г. выпуск авиабензина в Германии, осуществлявшийся почти исключительно на заводах синтетического горючего — главном объекте союзных бомбардировок в тот период, снизился со 181 тыс. т до 10 тыс. т, а после некоторого роста в ноябре — до 49 тыс. т — в марте 1945 г. полностью сошел на нет.
Против ВВС Англии и США действовали главные силы германской авиации, особенно истребительной, и именно в борьбе с западными союзниками люфтваффе понесли основную часть своих потерь.
Я уже десятки раз говорил о том, что советская оценка потерь германской авиации на советско-германском фронте: 62 тыс. машин и 101 тыс. самолетов, составивших безвозвратные боевые потери германской авиации за всю войну, — далека от действительности, так как получена путем простого перемножения количества германских самолетов на отдельных театрах войны на время развертывания боевых действий на данном театре, без учета сравнительной интенсивности боевых действий (в самолетовылетах) на различных театрах.
Между тем на Западе интенсивность боев в воздухе была в целом выше, чем на Востоке, и там сражались лучшие германские летчики. Так, в июле и августе 1943 г., когда значительные силы люфтваффе были сосредоточены на Восточном фронте во время сражений за Курск, Орел и Харьков, из 3213 безвозвратно потерянных боевых самолетов на Восточный фронт пришлось лишь 1030 машин, или 32,3%. Я уже приводил данные о том, что, примерно такую же часть всех безвозвратных потерь за войну понесли люфтваффе на Восточном фронте.
> Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Увязла бы война на территории России и превратилась бы в позиционную. quoted2
> > Сразу отмечу, что СССР воевал с объединенной Европой, обладавшей развитой экономикой. во главе с Германией. > А теперь о союзничках. > Реально поставки по ленд-лизу начались с 1943 г. в основном через Иран. >
> За весь период Отечественной войны и войны с Японией, то есть с июля 1941 г. по август 1945 г. включительно, военная промышленность СССР выпустила 482,2 тыс. орудий, 351,8 тыс. минометов, 102,8 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 112,1 тыс. боевых самолетов, 70 боевых кораблей основных классов. > > К советскому производству иностранные поставки составили: по артиллерийским орудиям всех систем — 1,9%, по танкам — 7%, по боевым самолетам — до 13%, а в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4%, а в 1944 г. — 19%. Общий же объем союзных поставок будто бы составил около 4% советского военного производства. quoted1
Первый конвой с помощью был уже 31 августа в Архангельске. Одновременно во Владивосток пошли грузы из Америки. Одного только продовольствия, без которог у нас был бы голод, поставили 4,5 млн. тонн. Полюс горы материалов, без которых наша промышленность не смогла бы выпустить горы оружия. Например оборудование для НПЗ — без него и бензина не было бы у нас. Десятки тысяч км телефонных провдов и самих телефонов поставили — без связи как воевать? Самой взрывчатки море поставили нам союзники, капсюли и детонаторы. И так по всему спектру.
Принижение роли западных поставок в советских военных условиях было направлено в первую очередь на утверждение мифа об «экономической победе социализма» Великой Отечественной войне и о превосходстве советской военной экономики над военными экономиками капиталистических стран, не только Германии, но и Великобритании и США.
Лишь после 1985 г. в советских публикациях стали попадаться иные оценки союзной помощи. Так, маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К.М.Симоновым заявил:
"Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников.
Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов.
Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо.
Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт.
Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок".
При этом Жуков подчеркивал, что
«мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией"
.
Достоверность передачи К. Симоновым этих бесед с Жуковым, состоявшихся в 1965—1966 гг., подтверждается высказываниями Г. Жукова, зафиксированными в результате прослушивания органами безопасности в 1963 г
.:"Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну…
У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».
Поскольку без содействия Великобритании и США СССР не мог бы вести войну против Германии, то утверждения советской пропаганды об экономической победе социализма в Великой Отечественной войне и о способности СССР самостоятельно победить Германию — не более чем миф.
В отличие от Германии, в СССР обозначившаяся еще сначала 30-х годов цель создать автаркическую экономику, способную обеспечить армию в военное время всем необходимым для ведения современной войны, так и не была достигнута.
Гитлер и его советники просчитались не столько в определении военно-экономической мощи СССР, сколько в оценке способности советской экономической и политической системы функционировать в условиях тяжелого военного поражения, а также возможностей советской экономики достаточно эффективно и быстро использовать западные поставки, а Великобритании и США — осуществить такие поставки в необходимом количестве и своевременно.
Перед историками ныне встает новая проблема — оценить, каким образом западные поставки промышленного оборудования по ленд-лизу, равно как поставки из Германии в рамках репараций, способствовали формированию советского военно-промышленного комплекса, способного на равных вести с Западом гонку вооружений, вплоть до самого последнего времени, и определить степень зависимости советского ВПК от импорта с Запада за весь послевоенный период.
> Barents (Barents) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Вначале, камрады, вкратце пройдемся по теме ленд-лиза… уж очень ее любит наш Пашутка!!! quoted2
> > Ты этот тон мэтра, прибереги для других тем. > Что касается истории с принятием программы ленд-лиз тут ситуация была весьма непростая. > Хочу напомнить, друзья мои, что 1 мая 1937 г. вступил в силу > Закон о нейтралитете. > Он состоял из 15 статей. > Первая статья закона подтверждала положение о запрещении экспорта оружия и предоставлении займов > воюющим странам. > Закон 1937 г., как и предыдущие акты, не запрещал продажу стратегического сырья. > > Торговля со всеми странами, в том числе и с воюющими, предусматривалась по принципу «cash and carry» («плати и вези»). > > Суть этого принципа заключалась в том, что страны закупали в Соединенных Штатах военные материалы, оборудование, сырье, оплачивали наличными и вывозили на собственных судах. > > Принцип «cash and carry» благоприятствовал странам, которые обладали большим флотом. > «Cash and carry» был выгодным компромиссом для американского бизнеса на мировом уровне и на > уровне представителей изоляционистов и интернационалистов. Подчеркивалось, что принцип «cash and carry» как стратегический метод сохранит систему и экономическую коммерцию Соединенных Штатов в рамках закона о нейтралитете. > > Но всё изменилось 7 декабря 1941 года, со дня вступления США в ВМВ. > > В этот же день, начались переговоры по Первому протоколу поставки начались, но были отложены до 28 декабря из-за вступления США в войну с Японией. > > Второй протокол, известный как «вашингтонский» был подписан 09.12.1942 года
> Именно с этого момента и заработал ленд-лиз на полную силу. > > Так что парень, видно далеко не всё ты ещё знаешь. quoted1
Ну, я-то может и «не всю знаю», но стараюсь узнать! А так как тема обширна, то решил ее запостить отдельно… https://www.politforums.net/redir/historypages/1... Поговорим, мой сердечный друг, или предпочтешь «скромно промолчать»?
Ответ, достойный ненавистника Великой Победы, призванный принизить роль СССР и возвеличить «союзничков» А теперь факты без лирики.
По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 «Стюарт» — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 «Грант» — 1386 шт., средних М4А2 «Шерман» (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт. Всего, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных в СССР танков в 1941—1945 годах. Однако американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам . Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники.
Доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% При этом союзники отказались поставлять СССР — стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29. Авиационнлшл бензина было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада — 533,5 тыс. т и так далее Весьма знаменательно, как распределялись поставки по годам. В 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943−1945 года,
А теперь о помощи «союзничков» Гитлеру во время войны.
Указ президента США Рузвельта от 13 декабря 1941 года допускал ведение американцами совместного с вражескими компаниями бизнеса, если на то не было особого запрета американского министерства финансов.
В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили.
General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 — первого реактивного истребителя люфтваффе.
Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов.
Эта же компанияl заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья и каучука.
В1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> 11 марта 1941 года Президент Рузвельт вручил советскому послу в Вашингтоне копию плана «Барбаросса», с риском для жизни выкраденную американскими агентами в Берлине. > > 10 июня англичане передали советским аналогичную информацию. quoted1