...Я спрошу и Маркса и Эйнштайна, что великой мудростью полны, - может, им открылась эта тайна нашей перед вечностью вины? Милые полотна Левитана - доброе свечение берёз, Чарли Чаплин с бледного экрана, - вы ответьте мне на мой вопрос: разве всё, чем были мы богаты, мы не роздали без лишних слов? Чем же мы пред миром виноваты, Эренбург, Багрицкий и Светлов? Жили щедро, не тая талантов, не жалея лучших сил души. Я спрошу врачей и музыкантов, тружеников малых и больших. Я спрошу потомков Маккавеев, кровных сыновей своих отцов, тысячи воюющих евреев - русских командиров и бойцов.
Отвечайте мне во имя чести племени, гонимого в веках, мальчики, пропавшие без вести, мальчики, погибшие в боях.
Маргарита Алигер - советская поэтесса.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Я прекрасно понимаю, что тема, которую открыл -просто необъятна. Не претендуя на лавры Александра Солженицына, хочется проанализировать тот вклад, который внесли евреи в общем-то короткую историю страны, где родилось большинство из нас, друзья мои.
Мягко говоря, еврейский вопрос во все времена был слегка раздут самими евреями. Народ, несомненно, талантливый, но уж очень претенциозный. Сколько всего в мире евреев? Меньше, чем финнов. Много вы слышали о проблемах финнов? Кстати, я сейчас вызову бурю в стакане воды, но самые ярые, патологически непримиримые антисемиты, на поверку оказывались представителями «избранного народа». Чёрт их разберёт, делают они это, пытаясь защититься таким извращенным способом, или провоцируя агрессию, пробуют общество «на зуб»? Даже злой гений еврейства 20-го века, Адольф Алоисович, говорят, имел еврейские примеси крови.
Ну что ж, друзья мои. я просто счастлив. что только-только открытая тема. уже нашла отклик.
Все поднятые вопросы мы конечно ещё обсудим. Но вначале, давайте всё же поговорим о науке.
Интеллектуальный вклад, который был внесён евреями в развитие страны поражает. За весьма короткий исторический срок они превратились в ведущую интеллектуальную силу страны.
Евреи в России до 1917 года были сильно ограничены в правах. Они имели возможность заниматься главным образом торговлей и ремесленничеством. Лишь незначительной части удавалось получить образование. Весьма характерно, что даже в этих трудных условиях отдельные евреи были в руководстве ряда ведущих демократических партий страны.
Это частично объясняет то, что они в послереволюционное время столь быстро и успешно заняли ведущее место в различных областях интеллектуальной деятельности. Пока я коснусь деятельности евреев лишь в области точных наук, хотя они достигли в СССР значительных успехов и в других сферах общественной и культурной деятельности.
Ещё в дореволюционной России некоторые евреи сумели войти в ряды крупных учёных и университетских преподавателей несмотря на трудности, чинимые царским правительством. Для этого они, за редким исключением, должны были переходить в христианство. Особенно это касалось столичных университетов.
Поскольку в России почти не было значительных научно-исследовательских организаций, то евреи работали на преподавательских должностях. Так в Петербургском университете физику преподавал Орест Данилович Хвольсон, сын ориенталиста, тоже профессора университета, известный своим пятитомным курсом физики, по которому учились несколько поколений российских физиков. Получили звание профессора такие известные учёные как Ф. Левинсон-Лессинг, И. Равич, Е. Тарле, И. Цион, И. Оршанский.
В Одесском технологическом институте преподавал крупнейший учёный-радиотехник Леонид Исаакович Мандельштам, вынужденный в молодые годы уехать на учёбу в Страсбургский университет из-за недоступности получения образования в России.
В Петербургском технологическом институте начинал свою деятельность патриарх советских физиков Абрам Фёдорович Иоффе. Почётным членом Российской академии был выдающийся биолог и врач, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников, родившийся в семье, принявшей христианство ещё до его рождения.
Было и некоторое число других менее известных учёных евреев во многих областях науки. Ряд крупных учёных, известных своим большим вкладом в науку, не был оформлен на должность профессоров. Они, хотя и допускались к чтению лекций, но имели звание приват-доцентов. В их числе физиологи Н. Бакст и Н. Бронштейн, математик Х. Гохман, историк И. Кулишер, офтальмолог М. Мандельштам и другие.
Ряд учёных, ставших впоследствии известными своими выдающимися работами, — В. Хавкин, академик Лина Штерн (впоследствии проходившая по делу Еврейского антифашистского комитета) и другие вынуждены были получать образование за границей.
В целом же евреи были мало представлены в России в области точных наук.
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> > Евреи в СССР — приёмные дети, недостойные любви ?! quoted1
Помню, был случай. В 4 классе узнал нации своих друзей. Кто-то из учителей оставил журнал… Ну мы и прочитали его. И я узнал что Серёга и Ильюха — чуваши. Ну Серёга — ладно, а вот Илью надо бы подразнить. Ну чтобы он за мной гонялся. Вышел на улицу, нашел Илью, начал дразнить «чуваш, чуваш»… А он стоит и не знает - а чё надо делать?
Ну подразнил я, понял что это не интересная дразнилка, и переключился на стандартную дразнилку «пошли на саПлях сражаться». Ударение на «а», а вместо «б» — «п». Ну когда-то давным-давно, в детстве, он так сказал, вот я использовал эту дразнилку. Он сразу понял что надо делать — я убегаю, он догоняет. А «чуваш» — не дразнилка. Больше никогда такую дразнилку не использовал - не интересно.
А про национальность «еврей» узнал только в книгах про войну. Ну когда там писали про плен, и про то, что немцы евреев и комиссаров расстреливали сразу. Ну, а так как комиссары-коммунисты хорошие, значит и евреи — ХОРОШИЕ.
Так что для меня заголовок темы — чушь собачья. Или собачачья.
Может быть для проевропейски настроенных людей это так и есть. Антисемити́зм (нем. Antisemitismus) — это ведь европейское изобретение. Но меня что-то европейские ценности, когда я в них немножко разобрался, перестали интересовать.
Поэтому и евреи для меня — обычные люди. Как русские, татары, немцы, англичане.
Вот к Израилю у меня есть одна претензия. В 91-м году мы втроём (я и два завлаба из нашей программисткой фирмы) перевелись работать в поликлинику. Устроились в феврале, но на работу вышли в марте — ждали пока главврач купит компьютеры.
А летом один из нас вдруг задумал «еврейскую хитрость» — пользуясь своей национальностью уехать через Израиль в США. Говорил — «еврейские погромы» будут…
Погромов — НЕ было. А вот хитрость оказалась в кавычках. Это из СССР евреи могли уехать. Пусть с трудом, но могли. А вот из Израиля…
Никто его не выпустил ! Жена, армянка по национальности, через десять лет смогла съездить в Россию. А он — НЕТ.
Ну ладно. Он талантливый программист. Поэтому Израиль его и не захотел выпускать…
Так ведь НЕТ!!! Все эти десять лет он проработал охранником на автозаправке.
Ну и зачем его было уговаривать ехать в Израиль? Пусть бы работал в России. Ну не хочет в России — пусть едет в США. Куда он хотел. Но нет. Нииииййййзя! Ай-яй-яй…
У вас в Израиле что, программистов навалом? Талантливых? А охранников не хватает? Ну так и звали бы охранников. А зачем НЕнужных программистов сманивали???
Он мне в России нужен был!!! Мы бы втроём куда лучше бы программу для врачей сделали. А с его привычкой лезть вперёд мы бы вовремя сделали программу на более мощном языке. И сейчас бы в Тюмени на весь город (и область!) работала бы НАША программа, а не чужая…
Немного отвлекусь от темы. Твой друг не совсем откровенен с тобой.
Запрет на выезд может быть трех основных категорий — гражданский, армейский и уголовный.
А) Гражданский запрет на выезд может быть наложен судом или бюро судебного исполнения («лишкат оцаа ле-поаль»).
Суд может наложить запрет на выезд, если вы являетесь ответчиком по гражданскому делу, и истцу удалось убедить суд в том, что, если вы покинете Израиль, то истец не сможет взыскать с вас то, что присудит ему суд. Запрет на выезд часто налагается судом по семейным вопросам, особенно когда речь идет не только о разводе (в этом случае запрет на выезд может быть наложен на супруга для того, чтобы не дать ему покинуть страну до завершения процесса и оставить супругу «соломенной вдовой» — замужней женщиной при исчезнувшем муже), а в первую очередь об алиментах несовершеннолетним детям.
Бюро судебного исполнения может наложить запрет на выезд в случае, если ваш чек на крупную сумму вернулся и был подан к исполнению, или если вы не выполняете судебного решения о выплате денег.
Б) Армия может наложить запрет не только на выезд человека, который является дезертиром (то есть самовольно покинул воинскую часть), но и в случае, если человек уклоняется от несения воинской повинности (то есть не явился в армию по повестке). В) Запрет на выезд может быть наложен также в рамках уголовного процесса — полицией либо судом.
И это ВСЁ. Никаких других оснований для наложения запрета на выезд из страны не существует.
Первые годы после революции около 80% населения России было безграмотным. Если сравнить процентный состав городского населения с процентным составом студентов ВУЗов, то видно, что к 1960−61 году в трёх крупнейших республиках: РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР он всё же превышал процент городского еврейского населения. Расхожий тезис антисемитов о том, что евреи умеют устраиваться и хитростью пролезают в ВУЗы для получения тёплых мест — совершенно не отражает действительность.
Евреи шли в образование с большей интенсивностью, чем другие городские жители Союза. Тяга евреев к получению образования проявлялась во всех странах.
Стремление к получению высшего образования характерно для народов промышленно развитых стран в 20-м веке и является результатом успеха наук. Это помогает способной молодёжи занять хорошее положение в обществе. В этих странах, обычно, примерно одна треть молодых людей стремится получить высшее образование.
Среди еврейской же молодёжи СССР после революции эта цифра составляла 70 — 80%. Но и получив образование, они не отсиживались на «теплых местах».
В российской науке ощущался дефицит как теоретиков, так практиков. Многие из них активно участвовали в развитии промышленности Сибири и Крайнего севера, работая в тяжелейших условиях нехватки оборудования и иностранной научной и технической литературы.
Известна высокая активность учёных евреев в открытии и разработке полезных ископаемых на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Одним из крупнейших учёных в этой области был академик А.Е. Ферсман. С его именем связаны также работы по освоению в военное время новых месторождений стратегического сырья для перебазировавшейся на Восток военной промышленности.
Геологам евреям принадлежит честь открытия многих месторождений полезных ископаемых, ставших основой развития промышленности страны. Так на Урале при активном участии геологов Л. С. Шульц и В.А. Ривкиной было разведано месторождение бокситов. Там же геологами И.М. Гинзбургом, Б.И. Коганом, Я.Д. Готманом и Куплетским было открыто месторождение вольфрамовой руды.
В разведке и освоении золоторудных месторождений на Колыме активное участие принимал И.Е. Драбкин. Успешные работы по прогнозированию и месторождений никелевых руд провёл И.И. Гинзбург. Месторождения никелевых руд открыли геологи М.И. Рохлин и Ф.К. Рабинович. В Хабаровском крае месторождение полиметаллических руд обнаружил М.И. Ициксон.
Имевшие огромное стратегическое значение работы по добыче и переработке урановых руд проводились при активном участии В.И. Глебовой (урождённой Шмулевич), Г. Е. Каплана, Е.С. Букера. В разработке рекомендаций по интенсификации добычи нефти в районе Эмбы (Казахстан) активно участвовал М.А. Капелюшников. Фосфорные руды в районе хребта Кара-Тау (Средняя Азия) исследовал геолог Б.М. Гиммельфарб.
Множество евреев участвовали и в других геологических экспедициях внеся этим большой вклад в развитие СССР и победу над фашизмом. Аналогичная тенденция роста еврейской активности после революции была и среди научных работников научно-исследовательских учреждений.
Российская сфера точных наук при царском режиме значительно отставала по своему уровню от науки в передовых странах Европы и Америки. Отдельные выдающиеся учёные не определяли её общего уровня.
Тем более впечатляющим выглядит расцвет точных наук, произошедший за короткое время после революции. Это произошло во многом потому, что большевики понимали - без развития науки они не в состоянии удержать власть.
Ликвидация безграмотности и доступное образование — это одно из немногих, действительно больших достижений большевистского режима. Правда, и здесь большевики нанесли российской науке огромный вред из-за эмиграции ряда крупных учёных и деятелей культуры. Не будет преувеличением сказать, что рост экономического и военного могущества, а следовательно, и престижа страны на мировой арене, произошел при активном участии еврейской интеллигенции, возникшей после революции.
Цена за это ускоренное развитие в период деятельности большевиков была большой. Во время правления Сталина было репрессировано много видных учёных во всех отраслях науки. Не избежали этого и точные науки. Однако, справедливости ради следует считать, что существенная часть вины за такую высокую цену лежит не только на большевиках, но и на российском менталитете.
Достаточно вспомнить, что и в другую переломную эпоху России — эпоху царствования Петра l, стремление преодолеть экономическую и культурную отсталость также привела к огромным жертвам.
Евреи после окончания ВУЗов в советское время встали во главе многих важнейших научных организаций страны.
Среди академиков их было в 50-х годах 8,5%, среди членов-корреспондентов — 15%. Это не могло не вызвать неудовольствие среди группы известных русских профессоров особенно столичных университетов. Недовольство их доходило до сведения ЦК. Если во время Великой Отечественной войны такое положение приходилось терпеть, то после победы Сталин пошёл на резкое изменение положения.
В октябре 1946 года был проведён анализ национального состава кадров ряда научных институтов. В ведущих академических институтах страны — органической химии, физической химии, химической физики, физических проблем, физическом, механики, радиевом, Ленинградском физико-техническом, географическом более половины ведущих научных сотрудников были евреями.
Эти результаты характерны для всех институтов АН СССР гуманитарного профиля. В послевоенный период под видом аттестации было проведено большое сокращение евреев, занимавших руководящие посты. Численно это выразилось следующим образом: Заведующие отделами по различным ведущим отделениям точных наук: химических наук до «аттестации» — 33%, после «аттестации» — 16,2%; по отделению физико-математических наук до «аттестации» — 27,5%, после «аттестации» — 21,7%, по отделению технических наук до «аттестации» — 25%, после «аттестации» — 18%.
Главные направления развития физической науки в СССР в конце 20-х, начале 30-х годов определялись, в основном, несколькими научными школами: школой академика В.И. Вернадского на базе Радиевого института, школой академика А.Ф. Иоффе на базе Физтеха, школой академиков С.И. Вавилова и Л.И. Мандельштама на базе Физического института Академии наук (ФИАНа) и школой академика П.Л. Капицы на базе Института физических проблем.
Кроме этих школ имелись, конечно, ряд научных школ, руководимых крупными учёными на базе ведущих университетов: Московского, Ленинградского, Харьковского и некоторых других.
В области физических наук в первое время лидирующей оказалась ленинградская школа физиков, воспитанников академика А.Ф. Иоффе. В её недрах выросли, наряду с плеядой первоклассных русских учёных выросли и такие крупнейшие учёные евреи как: Я.С. Френкель, Г. А. Гринберг, Я.И. Лойцянский, А.И. Лурье, Д.И. Франк-Каменецкий, С.Э. Шпольский, Ю.Б. Харитон, Г. И. Будкер, братья Алихановы и многие другие.
Много талантливых учёных физиков с мировыми именами составляли московскую школу физиков среди них лауреат Нобелевской премии академик Л.Д. Ландау, академики Я.Г. Дорфман, Е.М. Лифшиц, И.М. Лифшиц, Л.П. Питаевский, И. К. Кикоин, Г. С. Ландсберг, Л.И. Мандельштам и ряд крупных учёных более молодого поколения - Б.М. Вул, И.И. Гуревич, Б.К. Вайнштейн, Л.А. Вайнштейн, И.С. Шапиро С. Э. Хайкин, И.М. Франк, А.И. Китайгородский, С.В. Фалькович, Л.С. Лейбензон, В.И. Векслер, В.Л. Гинзбург, Я.Б. Зельдович, А.Б. Мигдал, И.Я. Померанчук, Б.М. Понтекорво, А.И. Лейпунский, М.А. Марков, А.М. Поляков и другие.
Большой вклад внесли советские учёные еврейского происхождения в проекты, которые сделали Советский Союз сверхдержавой. Речь идёт о разработке атомного и водородного оружия, авиационной, морской и ракетной техники.
За последнее время страсти вокруг этого вопроса разгорелись. Горячее участие в этих спорах приняли антисемитские круги России. Это объяснимо и понятно. Очень тяжело было примириться с мыслью, что учёные еврейского происхождения сыграли значительную роль в утверждении страны в качестве сверхдержавы. Приятнее мысль о том, что коммунисты смогли добиться этого не использованием учёных-евреев, а нечестным путём, выкрав у американцев секреты.
Это, правда, значительно ускорило создание такого оружия, но очевидно и то, что без высококвалифицированных учёных это было бы невозможным. Таков уж выработанный веками менталитет антисемита: любым способом, даже с ущербом для себя, искать подтверждение своему архетипу «жуликоватости еврея».
Но и здесь, если вдуматься, антисемиты снова попали в впросак — атомное оружие США тоже было создано при активном участии учёных евреев.
В воспоминаниях академика А.Д. Сахарова говорится о двух группах учёных, параллельно занимавшихся разработкой ядерного оружия. В просторечии они носили название «Израиль» и «Египет». Очевидно, что эти названия характеризовали их преобладающий национальный состав.
А.Д. Сахаров входил в группу «Израиль». Как известно, именно эта группа оказалась более удачливой, и учёные, в неё входящие, действительно разработали различные виды ядерного оружия. Можно спорить о том на благо ли оказались эти успехи с точки зрения счастья человечества, но такова жизнь.
Необходимо напомнить, что активное вторжение в науку молодых учёных евреев, возникшее после революции, не вызывало большого энтузиазма среди некоторой части известных русских учёных, сосредоточенных в крупных университетах страны, в особенности в Московском государственном университете. Многие крупные российские ученые не сразу восприняли современные идеи физики. В физической науке СССР возникли два основных течения: университетское и академическое.
Давал себя знать и неизменно присутствующий архетип антисемитизма, хотя каждый из респектабельных учёных и отвергал мнение об этом, как недостойное.
Академия Наук была, пожалуй, единственным в то время учреждением, сохранявшим некоторую степень независимости. Возникло соперничество между этими группами. Стремясь как можно быстрее ликвидировать преимущество, которое получили США в результате создания атомной бомбы, Политбюро, как обычно, по указанию Сталина, создало несколько научных групп, параллельно работавших над созданием атомного оружия.
Всеми работами руководил И. Курчатов, а помощниками у него были организаторы евреи Б. Ванников и Е. Славский. Одной из главных научных групп была группа под руководством академика Ю.Б. Харитона, еврея по национальности, в которую наряду с известными русскими физиками, входили также многие физики еврейского происхождения, такие как Я.Б. Гинзбург, Я.Б. Зельдович, М. П. Бронштейн, Л.Д. Ландау, И.К. Кикоин, Д. Франк-Каменецкий, В.Л. Гинзбург, Л.В. Альтшуллер, А.Б. Мигдал и другие. В математическом обеспечении работ большое участие принял чл.-корр. АН СССР А.О. Гельфанд. В разработке и проведении теоретических расчётов реакторов активно участвовал академик И.Я. Померанчук. Заводом по производству металлического плутония руководил Ефим Павлович Славский.
Параллельно проводились работы в КБ А. Забабахина и в Сухуми с использованием немецких учёных, привезенных из атомных центров Германии. О гигантском размахе работ, свидетельствующих о возможностях тоталитарного государства добиваться отдельных успехов при общем отставании, а также наряду с этим об огромных успехах Советского Союза в воспитании первоклассных учёных, говорит и то, что для получения атомных секретов были широко использованы как энтузиазм, опыт и знания выдающихся учёных, сконцентрированные на решении проблемы, так и агентура КГБ.
Сочетание этих факторов и позволило Советскому Союзу в удивительно короткое время ликвидировать монополию США на атомное оружие.
В числе основных агентов, внедрённых КГБ в «Манхеттенский проект» (такое название носили работы по созданию 1-й атомной бомбы в США), работало несколько евреев. Как сейчас известно, главным агентом, передававшим атомные секреты Советскому Союзу, был немецкий учёный Клаус Фукс. Делал он это исходя из коммунистических и антифашистских убеждений.
Первым резидентом советской разведки, связавшимся с Фуксом был её английский резидент Семён Давидович Кремер, ставший во время войны Героем Советского Союза. Впоследствии связником Фукса был родившийся в Одессе Гарри Голд. В результате деятельности этих людей были получены некоторые важные данные о конструкции атомной бомбы.
Благодаря материалам, переданным Фуксом вместо принятого принципа получения «критической массы» путём сближения двух полушарий был использован более экономичный американский метод имплозии — представлявший собой серию синхронных взрывов, направленных внутрь бомбы. Это позволило снизить в 4 раза величину критической массы и использовать плутоний вместо первоначально предполагавшегося урана 235.
Принципиальную схему уранового котла для получения плутония передал советским учёным бежавший в СССР итальянский физик еврейского происхождения Бруно Понтекорво, ставший впоследствии членом А.Н. СССР. Некоторые конструктивные данные о первой американской атомной бомбе были получены от механика Дэвида Грингласса, брата казнённой Этель Розенберг.
По признанию Ю.Б. Харитона, это помогло в столь короткий срок создать свою атомную бомбу. Однако, технически грамотному человеку ясно, что просто скопировать бомбу невозможно. Требуется осуществить целый комплекс сложнейших работ, связанных с получением и испытанием материалов и устройств, для осуществления проекта. А для этих работ необходимы обширные теоретические знания и экспериментальные навыки.
Знаний и опыта у советских физиков уже в то время оказалось достаточно. Кроме того, в силу чрезвычайной секретности получаемых данных они попадали лишь к высшим руководителям работ. О многих деталях непосредственные исполнители не были осведомлены и получали результаты самостоятельно.
Данные разведки не могли быть использованы без скрупулёзной проверки. Все получаемые данные проверялись заново. С этой целью под руководством рентгенологов Вениамина Цукермана и Льва Альтшуллера была создана лаборатория и разработана методика исследования процессов взрывов. В ней и были исследованы процессы имплозии ядерных зарядов. Активно работал в ядерном центре профессор Франк-Каменецкий и жена В. Цукермана Зинаида Азарх. Одновременно с исследовательскими работами велись поиски месторождений урана. В оценке их размещения большую роль сыграл академик Ферсман. В разработке химических методов выделения плутония из урана больших успехов добилась профессор Анна Гельман.
Работу атомного реактора курировал академик Исаак Алиханов. Непосредственно разработкой конструкции первой советской атомной бомбы и разработкой технологической оснастки для её производства руководил конструктор Владимир Турбинер. Всё это касается лишь атомной бомбы.
> Отвечайте мне во имя чести > племени, гонимого в веках, > мальчики, пропавшие без вести,
> мальчики, погибшие в боях. > > Маргарита Алигер — советская поэтесса. quoted1
>
А. Ахматова…
Победителям
Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт». Вот о вас и напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки — Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, — Внуки, братики, сыновья!