Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Женские права в Российской Империи конца XIX — начала XX века

pustoi
1 10306 01:00 10.02.2018
   Рейтинг темы: +1
  pustoi
pustoi


Сообщений: 1557





Жизнь в Российской Империи была разделена на двое: городскую и сельскую. Они сильно различались. В сёлах и деревнях сохранялись национальные порядки (у каждого народа свои), в городах учили «прогрессивной», демократической жизни (единой для всех народов), по примеру европейских стран.

ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕМИНИЗМА У НАС

С началом реформ Александра II в 1860-е годы изменилось отношение к женщине вообще. В России начинается долгий и мучительный процесс эмансипации. Из женской среды, особенно из числа дворянок, вышло немало решительных, отважных женщин, которые открыто рвали со своим окружением, семьей, традиционным укладом, отрицали необходимость брака, семьи, активно участвовали в общественной, научной и революционной деятельности. Среди них оказались такие «нигилистки», как Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер (какие у них «русские» фамилии!) и многие другие, входившие в революционные кружки, участвовавшие в известном «хождении в народ» в 1860-е годы, затем ставшие участницами террористических групп «Народной воли», а потом и эсеровских организаций. Для женщин из демократической, революционной среды стало типичным эпатажное поведение, презрение к обычному поведению светской женщины, а тем более так называемой «кисейной барышни». Считается, что этот тип женщины и девушки впервые описал Н. Г. Помяловский в романе «Мещанское счастье»: Легкие, бойкие девушки любят сентиментальничать, нарочито картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий… Читали Марлинского, пожалуй, и Пушкина читали; поют «Всех цветочков боле розу я люблю» да «Стонет сизый голубочек»; вечно мечтают, вечно играют… Они старались одеваться небрежно, коротко стриглись, носили синие очки, красную рубашку — «гарибальдийку», курили, старались добиться во всем равенства с мужчинами. Если порой это выглядело смешно, то гораздо серьезнее было пробудившееся в женской среде желание учиться, заниматься общественно полезными профессиями. Известно, что еще во времена Екатерины II в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц, в котором женщины могли получить образование. Но это образование не предполагало участия женщины в общественных профессиях. По-настоящему массовым образование стало только после 1862 года, когда возникли первые четыре казенные женские гимназии. Там училось свыше 1000 учениц. Наряду с казенными гимназиями стали развиваться частные, в которых было больше свободы, инициативы, были отменены наказания. Общество стало иначе относиться к женщинам, искавшим признания в труде фельдшера, акушерки, телеграфистки, бухгалтера, учительницы. Этим профессиям стали учить в специальных школах, на курсах, приравненных к университетам. Женщины пытались не только овладеть обычными профессиями мужчин, но и прорваться в бизнес. Так, в 1863 году в Петербурге возникла первая и единственная в истории русского издательского дела женская переводческая и издательская артель Марии Трубниковой и Надежды Стасовой. Сначала Трубникова принимала активное участие в организации воскресных школ для рабочих, потом образовала кружок таких же, как она, самостоятельных, проникнутых идеями эмансипации женщин. Они и решили начать издавать книги, вникая во все тонкости этой работы. Первой книгой артели, устав которой власти отказались регистрировать, стали сказки Андерсена, а потом — бывшая особенно популярной тогда книга Г. Вагнера «Натуралист на амазонской реке». Кроме типографии, были образованы общество переводчиц, женская переплетная мастерская. Затевая это дело, женщины, вошедшие в сообщество Трубниковой, стремились утвердить за собой право на труд и, что особенно важно, материальную независимость. Эта тенденция стала характерной для жизни России второй половины XIX века. Все больше женщин не только из народа, но и из «общества» шли работать в конторы, швейные мастерские, в библиотеки, книжные магазины.

ЖИЗНЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

Какими были великорусские традиции по отношению к женщине?

Жена без позволения мужа не смела выйти из дому. Чем, знатнее был род, тем в большей отгороженности от людей содержалась женщина, проживая свою жизнь в теремах и тем беззаботнее проходила её жизнь, ей не дозволялось заниматься домашним хозяйством, им занимались великорусские мужчины. Женщине не дозволялось резать животное.

У других народов Российской Империи женщина имела гораздо больше свободы. Женщина в мордовской семье имела больше прав, чем в русской, она пользовалась большим влиянием на мужа, и обычно тот всегда советовался с ней по важным вопросам, русских присловий, типа «курица не птица, баба не человек», мошканские пословицы гласили «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены». В семьях у марийцев, женщина участвовала наравне с мужчинами в решении семейных и некоторых хозяйственных вопросов, иногда после смерти главы семьи она могла занять его место. У удмуртов женщина в семье — равноправный работник, её уважали, порицалось бить жену, удмуртские пословицы гласят: «Жизнь с жены начинается». У чувашей так же жена была равноправна с мужем, всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской и при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. В Украине девушки сами ухаживали за парнями, приходили в дом своего будущего мужа и настаивали на том, что не уйдут до тех пор, пока тот не захочет взять её в жёны. Украинки были малярами, белили хаты (разве это женская работа?)

ЖИЗНЬ В ГОРОДАХ

В июне 1908 года состоится за границей международный женский съезд, в котором приняли участие представительницы всех женских политических союзов. В первую голову будет обсуждаться вопрос об избирательных правах женщин. Русские политические союзы послали туда своих депутаток.

БРАК

Вот что говорил Закон Российской Империи относительно прав и обязанностей сторон в браке: «Жена должна подчиняться мужу как главе семьи, она должна любить, уважать и подчиняться ему безоговорочно. Она должна делать все, чтобы доставить ему удовольствие и всегда показывать преданность ему. Муж, хозяин, имел право выгнать жену из дому и запретить ей видеться с детьми»

РАЗВОД

Продолжением этой семейной дискриминации был закон о разводе. Правда, в рамках этого закона бесправны были оба, но женщина, увы, была более бесправна. По закону о расторжении брака, действовавшему в царской России, развод был почти невозможен. Закон содержал перечень поводов для развода, основным из которых было «прелюбодеяние» супруга. «Но факт измены мог быть подтвержден только показаниями не менее двух свидетелей-очевидцев. В практике духовных судов по бракоразводным делам свирепствовали и буква и дух этого крепостнического закона» (Бильшай В., 1959, С. 108). «Если сам „прелюбодей“ признал свою вину, то это не имело значения, если факт измены не подтвержден свидетелями, доказательствами или прижитым ребенком в результате прелюбодеяния» (Бильшай-Пилипенко В. Л., 1948, С. 17).

Трудно себе представить прелюбодеев, которые бы афишировали свои действия так, что их прелюбодеяние наблюдали аж два свидетеля. Не считалось уважительным поводом для развода и избиение жены. Нам кажется, эта статья закона вполне соответствует предыдущим. Если женщина не подчиняется, не угождает в полной мере мужу, то, значит, она сама виновата в том, что ее бьют, ну, а если она сама виновата, то с ее стороны требовать развода — просто хамство какое-то. Однако важно отметить, что вдовы имели значительные права по сравнению с замужними женщинами. Во-первых, они могли свободно распоряжаться своим имуществом (отсюда значительная благотворительная деятельность женщин), могли участвовать в политической жизни общества. Так, в корне неверным является представление о том, что до Октябрьской революции женщина не могла принимать участие в политической жизни страны. В выборах в городские думы весной 1917 г. в партии кадетов было 12, 5% женщин, в партии большевиков — 10%, эсеров — 5,5%.

М.И. Покровская в докладе на публичном собрании клуба женской прогрессивной партии в 1914 году привела следующий пример того, как законодательство довело женщину до самоубийства. «В январе текущего года в Петербурге, в гостинице „Париж“, отравилась жена богатого архангельского купца Архипова. Она приехала в Петербург, чтобы возбудить дело о разводе с мужем. Последний прислал сюда телеграмму, требуя возвращения жены к нему, хотя бы для этого пришлось прибегнуть к высылке её в Архангельск по этапу. Полиция явилась к ней, чтобы выяснить этот вопрос. Боясь ареста, Архипова схватила бутылку с креозотом и выпила его.»

В сельских семьях, где семейная жизнь женщин была особенно тяжелой, расторжение брака становилось почти невозможным. Экономические условия жизни крестьянской семьи диктовали жестокое отношение к разводу. Прелюбодеяние, неверность одного из супругов были слишком предосудительными поступками в системе «нравственных координат» российского крестьянина, чтобы рассматривать в качестве основания для расторжения брака и создания новой семьи. От мужа крестьянский мир в данном случае ожидал не развода с неверной женой, а ее наказания. При этом неверность супруги осуждалась общественным мнением много строже, чем измена мужа.

Имущественные правоотношения супругов по действовавшему до 1917 года законодательству были основаны на раздельной собственности супругов. Каждый супруг распоряжался своим имуществом самостоятельно, вступал в деловые отношения независимо (торговал, пускал в оборот, брал в долг под заклад), не нёс ответственности по долгам супруга. Это — основа полной эмансипации супругов.

Принцип раздельности собственности не был выдержан последовательно и нарушался в пользу женщины (но не мужчины). Признание косвенного права жены на имущество мужа проявлялось в обязанности мужа доставлять жене пропитание и содержание. http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm После смерти пенсионера получателями становилась вдова (пожизненно) и дети (сыновья — до 17 лет, дочери — до замужества либо до достижения 21 года): http://proza.ru/2009/06/05/1051

НЕ ИМЕЛИ ПАСПОРТОВ

Женщины не имели паспорта, по своим правам они приравнивались к несовершеннолетним детям, сведения о жене вписывались в паспорт мужа. Если жена уезжала от мужа (а без паспорта это сделать не так-то легко), то ее возвращали к мужу любым способом, даже по этапу. Женщина, оставившая мужа, считалась преступницей. Жена — неотъемлемая частичка мужа, не имеющая своей воли, «при … перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним», гласила ст. 103.

ПРАВА

4 февраля 1914 г. Государственная дума приняла закон, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа. Этот закон как будто давал жене право уйти от мужа, но полиция по-прежнему могла явиться к ней и водворить к мужу. Ведь оставалась в силе ст. «Супруги обязаны жить вместе, а посему: 1) строго запрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов; 2) при переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним».

ОГРАНИЧЕНИЯ

С.В. Поленина отмечает: «Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора — первой женщины-адвоката в России Е.А. Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства».

СУРОВОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Похищение женщины влекло за собой менее суровое наказание, чем конокрадство и похищение крупного рогатого скота. Напротив, если женщина покинула мужа, дав свое согласие на похищение, ей грозило тюремное заключение на срок от 8 месяцев до 1 года.

ЗАКОНЫ. НАКАЗАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН, КАК У МУЖЧИН

Тяжелое положение женщины в обществе приводило к росту женской преступности. Положение осужденных женщин было крайне тяжелым. Нередко они содержались в камерах вместе с мужчинами, долгое время к ним применяли кандалы и рогатки, надевавшиеся на шею и не позволявшие женщине лечь. Женщин наравне с мужчинами приговаривали к каторжным работам, беременность лишь приостанавливала исполнение смертной казни. К осужденным женщинам применялось в качестве дисциплинарного наказание битье розгами. Это было отменено только Законом от <nobr>28.03.1893</nobr>. Его принятие, как отмечал М.Н. Гернет, было инициировано массовым протестом против розог после их применения в 1889 году на Карийской каторге к политической каторжанке Сигиде. Наказание розгами вызвало самоубийство самой Сигиды, пятерых ее товарищей и покушение на самоубийство 14 человек.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах МПС, не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей. В остальные учреждения государственной службы женщин вообще не брали.

ОПЛАТА ТРУДА

Согласно обследованию фабрик и заводов Московской губ. с 1879 по 1885 г. (28 865 рабочих, на 109 фабриках): --взрослые мужчины в среднем зарабатывали в месяц 13 руб. 53 коп. --взрослые женщины в среднем зарабатывали в месяц 10 руб. 56 коп. Сведения взяты из статьи П. Струве «Заработная плата» (Энц. словарь Брок. и Ефр). Как видим, женский заработок составлял 78% от мужского. Разница есть, но она не так велика, как можно вообразить. Женщины были в основном заняты в бумагопрядильном и механическо-бумаготкацком производстве (83% всех работающих женщин), где заработки были ниже для всех, и для мужчин, и для женщин, чем в машиностроении, где работали в основном мужчины и где заработки были выше именно в силу характера производства. Такая же ситуация сохранялась и после 1917 г, и до сих пор: машиностроение, тяжёлая индустрия была преимущественно мужской отраслью, а не женской. И не потому, что женщин туда не пускали. Наоборот, очень даже пускали; инженерное и рабочее образование было открыто для обоих полов. Но женщины в основной своей массе сами не предпочитали туда идти.

Несмотря на одинаковую продолжительность рабочего дня и производительность труда, заработок женщин почти в 2 раза уступал заработку мужчин, особенно на текстильных, конфетных, резиновых, табачных предприятиях и в типографиях. К тому же господствующие классы, в частности, предприниматели России, из-за обилия резервной армии труда полностью игнорировали охрану труда женщин-работниц. В России не существовало законов, охраняющих беременную женщину-работницу. Она трудилась до последнего часа, и даже во время родов ей не всегда обеспечивалась медицинская помощь.

По-разному оплачивался труд батраков и батрачек на сельскохозяйственных работах: годовая оплата батрака (на своих харчах) в среднем по 45 губерниям России равнялась в 1910 г. 139 руб. 20 коп., а батрачек — 86 руб. 10 копеек. Среди архивных материалов царской России найдено одно любопытное судебное дело: в г. Камышине судили женщину за то, что она в течение 10 лет выдавала себя за мужчину, выполняя самую тяжелую работу — переносила тяжести. На вопрос, почему ходит в мужском костюме, подсудимая ответила, что если бы она носила женскую одежду, то за ту же работу получала бы не более 3—5 руб. в месяц вместо 12—15 рублей.

УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ

До 1917 го-да женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении.

Согласно ст. 17 Положения о земских учреждениях 1864 года женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных — своих «отцов, мужей, сыновей, зятей, внуков, родных братьев или племянников».

Городовое положение 1870 года также устанавливало, что женщины могут участвовать в избрании гласных городской думы не лично, а через уполномоченных, снабженных доверенностями (ст. 25).

В начале XX века под нажимом революционного движения правительство пошло на расширение политических прав населения; был создан представительный орган — Государственная дума. Однако согласно Положению о выборах в Государственную думу 1906 года женщины в этих выборах не участвовали.

В Манифесте об учреждении Государственной думы от <nobr>06.08.1905</nobr> Николай II объявил, что «ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов». С этой целью создавалось новое учреждение — Государственная дума, имевшая законосовещательные функции и избиравшаяся в ходе не всеобщих, не равных и не прямых выборов.

Не могли быть депутатами Госдумы

«Ст. 155 царского устава о гражданской службе категорически запрещала прием женщин на какие бы ни было должности в правительственные и общественные учреждения» (Араловец Н. Д). То есть, женщине была недоступна «привилегированная» сфера труда. Проиллюстрировать эту дискриминацию можно на примере Софьи Ковалевской, которая не могла вести научную и преподавательскую деятельность в России. Президент Академии наук князь Константин Константинович заявил: «Так как допуск на кафедры в наших университетах совсем закрыт для женщин, каковы бы ни были их способности и познания, то для г-жи Ковалевской в нашем отечестве нет места …» Правда, Софья Ковалевская была женщиной исключительной, а ведь в целом-то женское население было неграмотным, так, по переписи 1887 г. в России было всего 16,6% грамотных женщин.

ГДЕ МОЖНО БЫЛО РАБОТАТЬ?

Безусловно, были сферы, доступ в которые для женщин был открыт государством (медицина, образование, литература). Казалось бы, и это уже прогресс! Но, увы, для замужней женщины и здесь, оказывается, было немало преград: она должна сначала получить разрешение мужа, а уж потом идти работать. Ст. 2202. царского закона гласила, что «не могут наниматься жены без согласия мужей».

В XIX — начале XX вв. в России господствовала консервативно-патриархальная концепция, в рамках которой женщины занимали подчинённое положение. Эта концепция являлась основой законодательства, поддерживалась высшими органами государственной власти, а также значительной частью населения страны. Её теоретической и нравственной опорой являлось христианское учение, согласно которому жена сотворена после мужа — создана для мужа, не только помощница для мужа, но помощница «подобная ему». В научной и общественной среде России XIX в. появляются теории о природных предпосылках неполноценности женщин, в соответствие с которыми заявлялось, что женщины физически слабее мужчин и менее умны, что предполагает ограничение их в правах

ОБРАЗОВАНИЕ

Несмотря на очевидные успехи, идея женского образования официального признания не получила. Университетский устав 1863 года вообще запрещал женщинам входить в университетскую аудиторию. Поэтому многие женщины ехали учиться за границу — в Швейцарию, Францию, Италию. Однако правительство предписало всем женщинам-студенткам вернуться в Россию. Попытки разрешить женщинам учиться в университете наряду с мужчинами даже в начале XX века воспринимались в правительственной среде с подозрением. С. Ю. Витте писал по вопросу о женском образовании: «Это было бы лучшим способом вконец революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей, как только они вкусят от науки, и потому будут считать себя „развитыми“, а вследствие этого и обязанными быть „передовыми“ и врагами всякой „рутины“ и „отсталости“». В сущности, до революции женщины так и не добились общего с мужчинами права на образование. Лишь с 1911 года их стали допускать в университеты в качестве вольнослушательниц, а с началом Первой мировой войны им разрешили получать высшее медицинское образование, но и то отдельно от мужчин. Поэтому жизнь заставляла создавать параллельную систему женского образования, повышая ее уровень. В 1872 году на частные пожертвования открылись Высшие женские врачебные курсы. Там учились молодые женщины из малообеспеченных семей, жившие в крайней бедности. Для многих из них обучение на курсах было единственным шансом вырваться из привычной тягостной обстановки. И хотя сам вид стриженой, нацепившей на нос очки «курсистки», одетой «как попало» (отсюда кличка «синий чулок»), вызывал насмешки у противников женского образования, многие профессора Военно-медицинской академии, а также такие гении русской науки, как Менделеев и Сеченов, понимали значение этого учреждения и безвозмездно вели занятия на женских курсах. Пример врачебных курсов оказался удачен, и в 1878 году в Петербурге открылись высшие женские общеобразовательные Бестужевские курсы с тремя отделениями — естественным, физико-математическим и словесно-историческим. Такие же курсы открылись во многих городах. В 1910 году на курсах училось свыше 5 тыс. женщин, причем треть из них происходила из мещан, рабочих и крестьянства. Ни до, ни после более известного своим высоким уровнем подготовки специального женского учебного заведения в России не было. Начало XX века ознаменовано подлинным прорывом в образовании женщин. Помимо многих высших женских курсов, где готовили воспитательниц, руководительниц физического воспитания, учительниц, женщины прорываются в университеты и институты на правах вольнослушательниц, а в 1911 году получают право сдавать экзамены для получения университетского диплома. В 1914 году в технических вузах было 7% женщин — доля огромная для того времени, ведь противники женского технического образования говорили, что женщина не может быть архитектором, так как ей «взбираться по лестницам трудно при длинных юбках».

Участие в международных мероприятиях за права женщин.

Активистки женского движения в России много сделали для того, чтобы женщины получили избирательное право. Например, 20 марта 1917 г. Российской лигой равноправия женщин в Петрограде была организована демонстрация, целью которой было привлечь внимание к тому факту, что женщины не имеют избирательного права.

ЧТО ХОРОШЕГО ДЛЯ ЖЕНЩИН БЫЛО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЛЬГОТЫ.

Женское образование в дореволюционной России советская пропаганда умаляла и представляла отдельными, небольшими достижениями передовой интеллигенции в борьбе с реакционным царизмом. На самом деле на протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство — государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение женщин» с нуля… (По материалам статьи «Положение женщины в России до 1917 г.»: http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm)
В царской России повсеместно существовали дамские комитеты, руководимые жёнами видных местных сановников; существовало движение феминизма (синоним: суфражизм), поддерживаемое, в частности, известными писателями, общественными деятелями-мужчинами.

В России тех лет существовали законы, согласно которым запрещался и ограничивался труд женщин на производствах, вредных для женского организма. Это значит, что мужчины использовались на производствах, где наносился вред их здоровью, но женщины были ограждены от этого. В Западных странах такого не было.

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ВЛАСТЬ



При Николае II, после 1895 г, Создаются крупные политические структуры: общество улучшения участи женщин, женская русская лига мира. В Русском женском взаимно благотворительном обществе действовали: профессиональные курсы, бюро по приисканию рабочих мест для женщин, отдел избирательных прав, юридическая комиссия. Союз равноправия женщин, который в 1906 г. имел 79 отделений и 34 пропагандистских пункта, трансформировался в Российскую лигу равноправия женщин, которая вплоть до 1917 г. оставалась ведущей общественно-политической женской организацией России. Структура женского движения приобретает многоуровневый характер, в его деятельность внедряются методы централизации и координации. Издаются женские политические журналы. В декабре 1908 г. в Санкт-Петербурге прошёл Первый Всероссийский женский съезд. За ним последовали: Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910 год) и Первый съезд по образованию женщин (1913). Всё это не могло происходить без одобрения царского правительства. В 1914 г. стал выходить журнал «Работница», известный и в советское время; ежегодно в феврале стал проводиться Международный день работниц (в России — с 1913 г.) http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ДО 1917

http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (ПСЗ -III. Т. V. № 3013) вступил в силу с 1.10.1885. Запрещал ночную работу (с 21.00 до 5.00) женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, а с марта 1886 г. в административном порядке это же было установлено для всего текстильного производства. Министр финансов распространил действие закона и на вредные работы в фарфоровом и спичечном производствах. (Источник: Т.Я. Валетов «Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции») Таким образом закон распространялся на все отрасли, где было занято подавляющее большинство женщин-работниц, наличествующих в России в то время. На остальные отрасли его распространять не было смысла — там преимущественно работали мужчины.

Дореволюционное законодательство включало особые нормы охраны труда женщин. Женщины не допускались к обслуживанию трансмиссий (смазка и чистка их, починка, сшивка, перешивка, надевание и сбрасывание канатов, цепей <nobr>и т. п.</nobr>), к работам, при которых они подвергались действию хромпиковой пыли, а также свинцовых пыли, газов и паров или соприкасались с веществами, содержащими свинец. Было запрещено допускать рожениц, состоящих участницами больничных касс, к работе по найму ранее истечения четырех недель со дня родов. Беременные женщины не могли привлекаться к перемещению тяжестей. В соответствии с Уложением о наказаниях (ст. 14041, 14043) владельцы или управляющие заводами, фабриками, мануфактурами и ремесленными заведениями, виновные в неисполнении установленных законом правил относительно работы женского пола в промышленных учреждениях и заведениях, подвергались аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. (Источник: Литвинов — Фалинский В. П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1900. С. 79. Устав о промышленном труде. Петроград, 1915. С. 341.) В 1912 г. комплексом законодательных актов было введено страхование болезни и несчастных случаев на производстве. При всех предприятиях учреждались больничные кассы, в которые в обязательном порядке вступали все рабочие/работницы и служащие со сроком найма не менее одной недели. Владелец предприятия был обязан обеспечить первую врачебную помощь и амбулаторное лечение, а также предоставить или оплатить больничное лечение и все медикаменты (в том числе роженицам) до выздоровления, но не более 4 месяцев. При этом больным выдавалось денежное пособие (от ½ до 2/3 заработка — имеющим иждивенцев, от ¼ до ½ заработка — остальным) с четвертого дня болезни до выздоровления, но не дольше 26 недель в течение одной болезни и не дольше 30 недель в течение года, а при временной утрате трудоспособности в результате увечья — с момента несчастного случая до выздоровления, но не дольше 13 недель. В случае родов выдавалось пособие от ½ до полного заработка — за 2 недели до родов и 4 недели после родов тем участницам кассы, которые состояли в ней не менее 3 месяцев до родов. Средства страхового фонда составлялись на 3/5 из взносов самих работников и работниц, которые отчисляли 1−3% от своей зарплаты; и на 2/5 из взносов владельца предприятия. (Источник: Т.Я. Валетов «Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции»)
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Пульсар
zzrr


Сообщений: 45412
08:26 10.02.2018
pustoi (pustoi) писал (а) в ответ на сообщение:
> Я против: Путина, имперцев, коммунистов, ЛДПР.
quoted1

Автор, ты забыл сказать за кого ты…
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Женские права в Российской Империи конца XIX — начала XX века
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия