Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

РОССИКА 2

KontrR
21 667 22:57 21.10.2017
   Рейтинг темы: +3
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
Данная тема создана исключительно в информационных целях, и будет содержать лишь цитаты иностранных путешественников, политических и общественных деятелей о России. Вся другая информация будет удаляться. Любые дополнения — приветствуются. На все цитаты желательно давать ссылку на источник.

Данная тема — дубликат темы, закрытой по техническим причинам.
С того времени накопились материалы, которыми хотелось бы
дополнить тему.

Как и предыдущая, она создана исключительно в информационных целях, и будет содержать лишь цитаты иностранных путешественников, политических и общественных деятелей о России. Вся другая информация будет удаляться. Любые дополнения — приветствуются. На все цитаты желательно давать ссылку на источник.

Я оставляю за собой право перемещать Ваши цитаты из поста в пост, сортируя их по авторам
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
22:58 21.10.2017
№ 1.
ЖАК МАРЖЕРЕТ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА МОСКОВИИ
С ОПИСАНИЕМ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО ТАМ НАИБОЛЕЕ ПАМЯТНОГО И
ТРАГИЧЕСКОГО ПРИ ПРАВЛЕНИИ ЧЕТЫРЕХ ИМПЕРАТОРОВ, ИМЕННО,
С 1590 ГОДА ПО СЕНТЯБРЬ 1606.

Предуведомление читателю

….ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, т. е. русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов.
…… Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что русские, о которых здесь идет речь, — это те, кого некогда называли скифами, а с некоторых пор ошибочно называют московитами, поскольку московитами могут называться жители всего лишь одного города; все равно как если бы всех французов стали называть парижанами по той причине, что Париж — столица королевства Франции,

№ 2.
СТАРШАЯ ЛИВОНСКАЯ РИФМОВАННАЯ ХРОНИКА
AELTERE LIVLAENDISHE REIMSCHRONIK
Отрывок VII. (О событиях 1240−1242 гг.)

Есть город большой и просторный 2205
Также на Руси.
Суздалем он называется.
Александром звали того,
Кто в то время там был королем.
Своим подданным он велел собираться 2210
В поход. Русским их неудачи обидны были.
Быстро они собрались.
И поскакал король Александр,
С ним много других
Русских из Суздаля. 2215
*****
Те, кто был в войске братьев, 2250
Оказались в окружении.
У русских было такое войско,
Что, пожалуй, шестьдесят человек
Одного немца атаковало
Братья упорно сражались. 2255
Всё же их одолели.
Часть дорпатцев вышла
Из боя, чтобы спастись.
Они вынуждены были отступить 67.

№ 3

ЧАРЛЬЗ КАРЛЯЙЛЬ
Описание Московии при реляциях гр. Карлейля. 1663 г

Mocковия есть собственно название одной провинции, главный город которой Москва. Равно как провинция Франция соединяет с своим именем название всего государства французов, так точно под именем Московии разумеют все государство царя (du czar). В древности эта страна известна была под именем Сарматии и составляла часть так называемой Европейской Сарматии (Sarmatie europeene), с севера она не была известна далее источников Танаиса. В это-то время страна эта была разделена на множество областей и народов, между которыми Pyccкие были могущественнее всех, вследствие чего они в последующее время и сделались господствующими в стране. Отсюда и выходит, что эта страна в течение многих веков и известна была под именем Poccии (Russia).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
22:58 21.10.2017
№ 4
КЛИМЕНТ АДАМС
АНГЛИЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МОСКОВИТАМ
ANGLORUM NAVIGATIO AD MOSKOVITAS — 1553

Mocковия, называемая и Белою Русью, есть обширнейшая страна. К Востоку граничит с Татарами; на Cевере прилегает к Скифскому Океану; на Западе ее населяют Лапландцы (Lapones), живущие в лесах, и, по непонятности их языка, не имеющие сношений ни с каким народом; за ними к Югу обитают Шведы, потом Финляндцы, далее Ливонцы, а подле них Литва. [48]

У Русских нет величайшего из республиканских зол — законников, а каждый за себя адвокат, и жалоба обвинителя, равно как и опровержение противника в форме прошений, представляются Князю, для разрешения. Император сам разбирает споры, особенно важнейшие, и, рассмотревши дело, произносит приговор. Нужно сказать, что Русский Князь решает тяжбы с необыкновенным беспристрастием: в верховном правительственном лице это заслуживает, по моему мнению, величайшую похвалу. Впрочем как бы ни было свято намерение Князя, подьячие удивительно
умеют черное делать белым и белое черным; за то уж, если будут уличены, наказываются весьма строго.

Если должник не в состоянии заплатить долг свой, то кредитор берет его к ce6е или отдает другому, на отработку. Впрочем, некоторые бедняки так низко ценят свободу, что добровольно закабаливают богатым себя, жену и детей на всю жизнь за небольшую сумму, которую берут вперед, а после получают от них пропитание.

Если кого поймают в воровстве, то заключают в тюрьму и секут розгами. За первую вину не вешают, как у нас, и это называют законом милосердия
Кто попадется в другой раз, тому отрезывают нос и клеймят лоб; за третью вину вешают.

Вытаскивающих из карманов кошельки так много, что если б правосудие не преследовало их со всей строгостью, от них не было бы проходу.

№ 5
АЛЬБЕРТ ВИМИНА ДА ЧЕНЕДА
ИЗВЕСТИЯ О МОСКОВИИ писанные Албертом Вимена да Ченеда, в 1657 году 1
RELAZIONI DELLA MOSCOVIA

Во-первых, скажу, что Московия не всегда называлась сим именем, и что никогда не
были столь пространны пределы сей Империи, объемлющие ныне древния владения
Казани, Астрахани и Сибири, и сверх того обширные равнины по ту сторону Волги
и Дона. Издревле она именовалась Руссиею, а даже и ныне природные жители называют
ее сим именем; но с тех пор, как Литовцы и Поляки завладели тою частию, которая
граничит с Польшею, Московиею и Дунаем, простираясь вдоль по течению Днепра до
самого Черного моря, она получила по сему обстоятельству название Черной, что
ее отличает от [16] верхней части сей страны, называемой Белою. Кажется, что
только с того времени, когда столица была перенесена в Москву (за 200 лет пред
сим, по доставленному мне счислению), иностранцы стали вообще называть владения
сего Государя Московиею, а народ Московитянами.

Народы cии, подобно другим северным народам, думают, что они происходят от Ноева
сына, Афета, и исчисляют разных Князей, описанных в их Летописях, из коих
некоторые почитаются происходящими от Русса, внука Польского Князя Леха, от
коего, как думают, Pyccия получила свое [26] название; некоторые же думали,
что они происходят от Славян, кои также почитаются происходящими от Афета и
рассеяны в разных частях света; для сего они приводят в доказательство сродство
языков: Славянского, Богемского, Болгарского, Московского и многих других.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
22:59 21.10.2017
№ 6
СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН
ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ

Записки о Московии Сигизмунда, барона, в Герберштейне, Нойперге и Гутенхаге (1517 и 1526 гг.)

О происхождении (НГ латинского) названия Russia (HГ по-немецки именуемой Reissen)
существуют различные мнения. Одни полагают, что оно произведено от (имени) Русса
(Russus), брата [или внука (племянника?) (nepos)] польского (Polonorum, Polln)
государя Леха (Lech) 32, поскольку этот (Русс) был-де государем (Landtsfuerst)
русских. Другие ведут его от имени [весьма] древнего города Русы (Russum), неподалеку от Новгорода Великого (Nowogardia magna, Grofineugarten). Есть и такие, которые объясняют это название смуглостью (fuscus, braun-schwarz) жителей 33. Однако большинство считает 34, что «Руссия» — это измененное имя «Роксолания» [58] (Roxolania) 35. Сами же московиты (HГ русские), отвергая подобные мнения, как не соответствующие истине, уверяют, будто их страна изначально называлась «Россея» (Rosseia), а имя это указывает на разбросанность и рассеянность ее народа, ведь «Россея» на русском языке и значит «разбросанность» или «рассеяние». Это мнение, очевидно, справедливо, так как и до сих пор различные народы живут вперемежку с обитателями Руссии, в которую повсюду вклиниваются, разделяя ее,
иные земли. {[Из священного писания мы знаем, что словом «рассеяние» пользуются и
пророки 36, когда говорят о расселении народов. Однако таким способом имя руссов
можно вывести из греческого или даже халдейского корня, например, от слова «течение», по-гречески rouV, или от арамейского 37 Resissaia или Ressaia, что обозначает «разбрызгивание». Подобным образом евреи и галлов 38 и умбров 39 назвали от Gall и Gallim, а также от Umber, что значит потоки, дожди и наводнения, чтобы тем самым указать, что эти народы — мятущиеся в бурные, или племя вод.]}
Но каково бы ни было происхождение имени «Руссия», народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке Russi, а по-латыни именуемый Rhuteni, столь умножился, что-либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же именем «русские».

Славянский язык, ныне искаженно именуемый склавонским (Sclavonica) 40, распространен весьма широко: на нем говорят далматинцы (Dalmatae, Dalmatiner), босняки (Bossnenses, Bossner), хорваты (Chroati, Chrabaten), истрийцы (Istrii, Isterreicher) и далее вдоль Адриатического моря до Фриуля, карны (Carni, Carster), которых венецианцы (НГ и итальянцы (Waelhisch)) называют карсами (Charsi), а также жители Крайны (Саrniolani, Crainer), каринтийцы (Carinthii, Khaerner) до самой реки Дравы (Dravus, Traa), затем штирийцы (Stirii, Steyrer) (НГ в четырех милях) ниже Граца (Graetz) вдоль Мура (Muer) до Дуная (НГ и далее по Драве и Саве (Saw)), мизийцы (Mysii, Mysy), сербы (Servii) (НГ которых мы теперь обычно именуем Sirven и Raetzen 41), болгары (Bulgarii) и другие, живущие до самого Константинополя; кроме них чехи (Behemi, Beham), лужичане (Lusacii, Lausitzer), силезцы (Silesii, Schlesier), моравы (Moravi, Marher) и обитатели берегов реки Вага (Vagus, Waag) в Венгерском королевстве 42, а еще поляки и русские [властвующие над обширными территориями] и черкесы-пятигорцы (Circasi-Quinquemontani, Circassen in fuenff pergen) у Понта и, наконец, остатки вандалов (Vandali, Wenden), живущие кое-где на севере Германии за Эльбой. Все они причисляют себя к славянам, хотя немцы, пользуясь именем одних только вандалов" называют всех, говорящих по-славянски, одинаково вендами (-, Wenen), виндами (Windi) или виндскими (народами) (Windische) (HГ Этим языком при письме и богослужении пользуются молдаване (Moldauer) и прочие соседние с ними валахи (Wallachen), в просторечии говорящие, однако, на другом языке. Многие утверждают в своих сочинениях, что и у македонцев родным языком был и является до сих пор славянский, который у них называется Syrvisch.) 43.

Руссия граничит с Сарматскими горами (montes Sarmatici, Sarmatisch gebuerg) 44,
расположенными неподалеку от Кракова, а раньше простиралась вдоль реки Тираса, что на языке тамошних жителей именуется Днестром (Nistrus) 45, до Понта Эвксинского (НГ иначе зовущегося Черным (Schwarz) или, по-итальянски, Великим морем) и реки Борисфена (НГ по-русски именуемого Днепром (Nieper)), однако несколько лет тому назад турки захватили находящуюся в устье Тираса Альбу (Alba, Weissenburg), иначе именуемую [59] Монкастро (Moncastro) 46, которая принадлежала валашско-молдавскому (государю) (Walachus Moldaviensis) (НГ молдавскому воеводе (Voyvode in der Molda)) 47. Да и (НГ татарский (Tartarisch) царь, которого русские называют «(царь) на Перекопе» (im Ргесор) 48, а по-латыни зовущийся) царь таврический (Thauriciae) 48, перейдя Борисфен, подверг разорению обширные пространства, после чего построил здесь две крепости; одна из них, что близ устья Борисфена, называется Очаков (Oczakow) 49 и сейчас также находится в руках турок. Ныне местность между устьями обеих рек (НГ Днестра и Днепра) являет собой пустыню. Поднявшись оттуда вверх по Борисфену, увидишь на левом берегу город Черкассы (Circas) 50, а еще выше (НГ Канев (Caynow) и) весьма древний город Киев (Chiovia, Chiow), некогда столицу Руссии (НГ и резиденцию князя.). На другом берегу Борисфена там простирается Северская (Sewera) 51 область, до сих пор еще обитаемая. Прямо на восток оттуда находятся истоки Танаиса 52. Двигаясь затем вдоль Танаиса (так! — А. Н.) (secundum Tanaim) (НГ долгим путем вниз от названных рек (Днепра и Дона? — А. Н.) (von denselben fluessen… hinab)) до слияния рек Оки (Осса) и (НГ Волги (Volga), именуемой по-гречески) Pa (Rha) 53и миновав обширные просторы по ту сторону Ра, придешь к Северному морю (mare Septentrionale, Моer gegen Mitternacht); если возвращаться оттуда вдоль владений шведского короля вдоль Финляндии и Ливонского залива 54 через Ливонию (Liwonia, Leiffland) 55, Жемайтию (Samogitia, Sameitn) 56, Мазовию (Masovia, Mass) 57 и Польшу, то окажешься в конце концов снова у Сарматских гор. Внутри (этого круга) только две нерусские области — Литва (Lithwania, Lythen) и Жемайтия; расположенные среди русских, они говорят, однако, на своем языке и принадлежат латинской церкви; впрочем, живут в них большей частью русские.

Руссией владеют ныне три государя 58; большая ее часть принадлежит [великому] князю московскому, вторым является великий князь литовский (-, in Littn), третьим — король польский, сейчас владеющий как Польшей, так и Литвой.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
22:59 21.10.2017
№ 7
ИОСАФАТ БАРБАРО
ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНУ (1436—1452 гг.)

§ 54. Если плыть по этой реке и направляться на северо-восток и на восток, следуя пути в Москву, то в продолжение пятнадцати дней вдоль берегов будут встречаться бесчисленные племена Тартарии. Направляясь к северо-востоку, достигают пределов России; 140 здесь находится городок, называемый Рязань. Он принадлежит родственнику русского великого князя Иоанна (В оригинале — Zuanne (венецианская форма имени Giovanni) duca de Rossia — Иван III, великий князь московский) Все население — христиане, по греческому обряду.

§ 55. В трех днях пути протекает превосходная река Москва, на которой расположен город, называемый Москвой, где живет русский великий князь Иоанн. Река проходит посредине города 144 и имеет несколько мостов. Замок стоит на холме и [вместе с городом] со всех сторон окружен лесом. Изобилие хлеба и мяса в этом месте можно представить себе по тому, как продают мясо: его дают не на вес, а просто на глаз, причем не менее четырех фунтов за один маркет. 145 На один дукат получают семьдесят кур, а один гусь стоит три маркета.
Мороз там настолько силен, что замерзает река. Зимой [на лед] свозят свиней, быков и другую скотину в виде ободранных от шкуры туш. Твердых, как камень, их ставят на ноги, и в таком количестве, что если кто-нибудь пожелал бы купить за один день двести туш, он вполне мог бы получить их. Если предварительно не положить их в печь, их невозможно разрубить, потому что они тверды, как мрамор.

Фруктов там нет, за исключением кое-каких яблок и волошских и лесных орехов.

Когда там намереваются ехать из одного места в другое — особенно же если предстоит длинный путь, — то едут зимним временем, потому что все кругом замерзает и ехать хорошо, если бы только не стужа. И тогда с величайшей легкостью перевозят все, что требуется, на санях. 146 Сани служат там подобно тому, как нам служат повозки, и на местном говоре называются «дровни» или «возы». 147 Летом там не отваживаются ездить слишком далеко по причине величайшей грязи и огромнейшего количества слепней, которые прилетают из многочисленных и обширных тамошних лесов, в большей своей части необитаемых.

Там нет винограда, но одни изготовляют вино из меда, другие варят брагу из проса. И в то и в другое кладут цветы хмеля, которые создают брожение; получается напиток, одуряющий и опьяняющий, как вино.

§ 56. Нельзя обойти молчанием одного предусмотрительного действия упомянутого великого князя: видя, что люди там из-за пьянства бросают работу и многое другое, что было бы им самим полезно, он издал запрещение изготовлять брагу и мед и употреблять цветы хмеля в чем бы то ни было. Таким образом, он обратил их к хорошей жизни.

§ 57. Сейчас прошло, вероятно, лет двадцать пять с тех пор, как русские платили за плавание [по Волге] дань татарскому хану. 148 В настоящее время они подчинили себе город, который называется Казань. 149 На нашем языке это значит «котел». [Город] находится на берегу реки Ледиль по левую руку, 150 если плыть к Бакинскому морю; он удален от Москвы на пять дней [159] пути. Это — торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов,
которые идут в Москву, в Польшу, в Пруссию и во Фландрию. 151 Меха получают с севера и северо-востока, из областей Дзагатаев и из Мордовии. 152
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:00 21.10.2017
от Бранко

Битва при Ландскорне 1300 год. Русско-шведская война за Невский перешеек

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BD...

Svenskarnas nederlag vid Landskrona

http://runeberg.org/erikkron/37.html

«the hiollo j skoghin ekke fierre
hundrada rytza waro j hware "

«tree
marghom rytze giordo»

«THer epter tha ward husit belakt
med rytzana ok mz thera makt
Tha rytzane komo än waro the tha
sextan före men ther aa
rytzane stormado nat ok dagh "

<nobr>и т. д.</nobr>

У Шведов Русь-Рутса, Русские-Рутсане.

---------------------------------------- ----------------------------------------
Хроника Эрика 1285 г.Битва новгородцев за Кексгольм:

http://norse.ulver.com/other/erik/comm.html

"then tha er rytzskerhonom er we" — «тот, кто русский, тому горе"

- ер рутске хоном.

Практические современно -русские.

---------------------------------------- --------------------------------------------
Rytze- land - Baltic parts from Livonia to Novgorod, Russia.
Русская Земля-часть Балтики от Ливонии до Новгорода, Россия.
http://www.badenhausen.net/harz/svava/ThsGlossa...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:02 21.10.2017
МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ
ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ (1517)
DE DUABUS SARMATIIS

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Mehovskij/f...

Глава вторая. О появлении и нашествии татар.

В год господень тысяча двести одиннадцатый, в месяце мае, появилась большая комета, остававшаяся [на небе] восемнадцать дней. Она двигалась над половцами (Роlowczos), Танаисом и Руссией, а хвостом тянулась на запад, предвещая приход татар. 9
Затем, в следующем году татарское племя, дотоле неизвестное, убив будто бы своего царя Давида и разбив много северных народов, пришло от предгорий Индии к половцам. 10
Половцы — это племя, обитавшее по северному берегу Эвксинского моря, за Меотидскими болотами, 11 которое другие называют готтами (Gotthos). Половцы в переводе [48] на русский язык значит охотники или грабители, так как они часто, делая набеги, грабили русских, расхищали их имущество, как в наше время делают татары. 12
Когда, таким образом, татары вступили в землю половцев, 13 те, отправив послов, просили русских князей помочь им всеми силами и войском, так как их, мол, ждет та же опасность и та же гибель, что и половцев.
Вслед затем пришли к русским князьям и татарские послы. Они советовали не вмешиваться в войну на стороне половцев, а вместо этого помочь истреблению их, как врагов Руси.
Русские (Russitae), действуя необдуманно, схватили и убили татарских послов, а потом выступили с войском сухим путем и водой на помощь половцам. 14 В том числе были — Мстислав Романович с киевским воинством, Мстислав Мстиславич — с галицким, а также и другие князья Руссии — Владимир Рюрикович, князья Черниговские и Смоленские. 15
Соединившись с войском половцев, пришли в Протольце, 16 а оттуда, некоторые верхом, 17 добрались двенадцатью переходами до реки Калки (Kalcza), где уже стояли лагерем татары.
Не дав им времени передохнуть, татары обрушились на них: половцы были смяты и разбежались, ряды русских рассеяны и, после большой резни, были взяты в плен два князя — Мстислав Киевский и князь Черниговский. 18 Остальных во время бегства (и сказать отвратительно!) убивали союзники-половцы, через землю которых спасались беглецы: убивали всадников ради коней, убивали и топили в воде пеших ради одежды.
В тот день русские попали в самую злую и ужасную опасность, никогда дотоле неслыханную в русской земле, и это было первое поражение, понесенное русскими от татар.
Князь Галицкий Мстислав Мстиславич добежав до кораблей, переправился через реку, а затем, боясь татарской погони, велел обрубить причалы кораблей 19 и в ужасном смятении бежал в Галич.
Владимир Рюрикович, тоже спасшийся бегством, прибыл в Киев и получил киевский престол. [49]
Вся же остальная масса русских, добежав до кораблей и найдя обрубленные причалы, впала в уныние и, не имея сил переплыть волны, погибла там от голода, за исключением немногих князей и некоторых их воинов, перебравшихся через реку на челноках.
Позднее, в год господень тысяча двести двадцать восьмой, татары, вступив огромной массой в Руссию, опустошили всю Рязанскую (Rzesanska, Rzessensem) землю, убили князя, умертвили стариков и малолетних, массу остальных увели в плен, а замок сожгли. 20
Зимой того же года снова пришли татары — в землю Суздальскую и, всю ее опустошив, убили князя Георгия с сыновьями и многих других суздальских князей, сожгли замок Ростов и вволю захватили пленных и добычи. И в следующем году также они пришли в Смоленскую и Черниговскую области, опустошили их жесточайшей резней, не щадя никакого возраста, сожгли замки и укрепления, откуда в страхе бежали князья и воины, и с массой пленных вернулись в свои земли. 21
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:02 21.10.2017
ДАНИИЛ ПРИНЦ ИЗ БУХОВА
НАЧАЛО И ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКОВИИ (1578)
СОЧИНЕНИЕ ДАНИИЛА ПРИНЦА ИЗ БУХОВА
СОВЕТНИКА Августейших Императоров Максимилиана II и Рудольфа II и дважды бывшего Чрезвычайным Послом у Ивана Васильевича, Великого Князя Московского.

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Buchow/text...

В какое время Сарматы, которые суть Славяне, заняли Россию, не известно; известно, однако же, что древнее жилище их было именно в этих местах. А так как они жили рассеянно в столь великих пустынях этой страны, не имея никакой религии, ни письменности, или законов, вели жизнь по образу диких зверей и не оставили после себя никаких памятников, то с ними случилось то же, что и с другими народами, о которых мы либо не имеем никаких свидетельств, либо имеем баснословные. Я же, вследствие многих догадок, полагаю, что Русские населили эту страну еще до Леха, родоначальника Польского племени; а что говорят о детях и внуках его, от которых Россия получила свое название, то я думаю, что это не имеет никакой достоверности.

Среди такого варварства, которое в те времена обнимало как эти, так я другие, места, люди дикие, живущие рассеянно, собрались оттуда и отсюда в одну толпу и, выстроив близко дома, производили у себя суд по законам природы, вместо произвола. От этого рассеяния Poccия случайно и получила название, как утверждают сами Москвитяне, которые называют свою страну Poccеeй (Rosseiam). И это очень справедливо, потому что она занимает в длину и ширину громаднейшее пространство: от Понта Эвксинского до моря Балтийского и, так называемого, Ледовитого. Новгород и Псков, города самые знаменитые на Севере и расположенные в самых удобных местах, суть и самые древние изо всех. Когда их жители узнали, что соседние [2] племена управляются своими начальниками, то и сами также стали думать об учреждении некоторого порядка. Поэтому правдоподобно, что Гостомысл (Gossomislius), Новгородский гражданин, который, развозя товары в разные места, узнал нравы других людей и превосходил образованностью и благоразумием остальных сограждан, посоветовал им призвать к себе из Варягов (a Varegis), обитавших у Балтийского моря, какого-нибудь Князя, с тем, чтобы он правил ими.

Итак, когда из того же самого племени очень многие поселились также среди Варягов, т. е., прибрежных жителей Балтийского моря, которое Pyccкие называют Варяжским морем (Varegum mare), то Гостомысл убедил призвать к власти или управлению из тех трех братьев, о честности и благоразумии которых было отличное мнение. Это были: Рюрик (Rureck), Синав (Sinauus) и Трувор (Truuor). Происхождение их Pyccкие относят к Кесарю Августу. На сколько это достоверно, пусть судят другие; ибо в их летописях, список которых они, однако, с трудом дают нашим землякам, написано: брат Августа, Прус (Prussus), поселился у Балтийского моря и Вислы и дал имя Пруссии; сообщают также, что он овладел замками Мамбороком (Mamboroc), вероятно Мариенбургом (Marieburgum), называемым Поляками Мальбургом (Malburg), Торунем (Tironium) и Гданском (Gedanum), у реки Немана (Nemon). От Пруса, в четвертой степени или поколении, произошли вот эти братья: имена их не [3] имеют даже следа Римского происхождения; вероятно, хотя у них и были предки Римского происхождения, однако, как часто случается, они уже усвоили себе и нравы и имена тех, с кем жили. Но на это они обращают внимание особенно для того, чтобы Князьям своим, по причине столь знаменитого происхождения их рода, придать больше блеска и достоинства. Итак, они призваны Русскими, по Греческому счислению в 6370 году от сотворения мира, a от Рождества Христова в 862 году, когда у Поляков, по Божескому попущению, по смерти Попела (Popilio) начальствовал Пяст (Piastus), человек простой, призванный с поля к верховной власти. Так как они не отказали в просьбе, то Рюрик сел в Новегороде (Novogardia), Синав занял Псков (Plescoviam), пребывание же имел в одном соседнем замке Изборск (Isbrock), а Трувор сел у Белого озера (ad Album lacum). По смерти бездетных Синава и Трувopa преемствовал им Рюрик, и правление, прежде распадавшееся на три части, теперь сосредоточилось в одних руках, пока наконец Рюрик не умер, оставив после себя сына Игоря (Igor), который, будучи, по причине возраста, еще не способным к управлению, имел опекуном двоюродного брата по матери (sobrinum), Олега (Olechum), пришедшего с ними в эти страны; при пособии его, он совершил великие подвиги и чрезвычайно распространил пределы своего государства. Возросши, он вступил в супружество с Ольгою (Olha), дочерью Псковского гражданина, от которой имел сына Стослава или Святослава (Stoslaum seu Suatoslaum); предприняв поход в Гераклею (Heracleam) и Никомидию (Nicomediam) и, обращенный в бегство, он был убит Малдитом, Древлянским Князем (a Malditto, Dreulianorum principe). Сами Русские утверждают, что было время, когда Ливонцы назывались Древлянами (Dreulianorum nomine) или Древенцами (Drewensium), от множества лесов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:02 21.10.2017
РАССКАЗ ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ СЭРА ДЖЕРОМА ГОРСЕЯ
ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ЕГО ПУТЕШЕСТВИЙ, ЗАНЯТИЙ, СЛУЖБ И ПЕРЕГОВОРОВ В КОТОРЫХ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ИЗ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ, СОБРАННЫЙ И ЗАПИСАННЫЙ СОБСТВЕННОЙ РУКОЙ (1573−1589)
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Gorsej/frame...

Прежде всего после моего посещения и осмотра части Франции и Нидерландов (Low Countries) в их цветущем, но тревожном по причине войны состоянии, я прибыл в Московию 5, обычно называемую Россией (Russia). Хотя я плохой грамматик, но, имея некоторые познания в греческом, я, используя сходство языков, достиг за короткое время понимания и свободного использования их разговорной речи; славянский язык — самый обильный и изящный язык в мире. С небольшими сокращениями и изменениями в произношении он близок польскому, литовскому, языку
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:03 21.10.2017
ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР
О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ (1588)
OF THE RUSSE COMMON WEALTH

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fletcher/fra...

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Описание России, широта и длина ее и название областей

Россия некогда называлась Сарматией 1. Название свое переменила она (по мнению некоторых) от раздробления на разные мелкие, но самостоятельные, области, независимые и неподвластные одна другой, ибо слово «роз» на языке русском значит то же, что и разъединить или разделить. Русские рассказывают, что четыре брата: Трувор, Рюрик, Синеус и Варяг разделили между собой северные части этой страны, между тем как южные находились также в руках других четырех братьев: Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди; каждый из них назвал свою область по своему имени. От этого разделения вся страна получила название Россия 2, около 860 года от Р.Х. Что касается до предположения, найденного мною у некоторых космографов, что русские заимствовали свое имя от Роксоланов и составляли с ними один и тот же народ, то оно не заслуживает вероятия, — как по словопроизводству (которое очень натянуто), так в особенности по месту жительства Роксоланов 3, находившегося (по свидетельству Страбона) между двумя реками, Танаисом и Борисфеном, совершенно в противоположной стороне, чем Россия.

В то время, когда эта земля называлась Сарматией, она разделялась на две главные части: Белую и Черную. Белая Сарматия заключала в себе все пространство, лежащее к северу и со стороны Ливонии 4, как-то: области, называемые теперь Двинской, Важской 5, Устюжской, Вологодской, Каргопольской, Новгородской и проч., коих [16] столицей, или главным городом, был Новгород Великий. Черной Сарматией называлась вся страна, лежащая на юг к морю Евксинскому 6, или Черному, как-то княжества: Владимирское, Московское, Рязанское и проч.

Некоторые полагали, что название Сарматии было первоначально заимствовано от одного Сармата, которого Моисей и Иосиф называют Сармофом, сына Иектанова и племянника Эвера, из поколения Симова; но это, кажется, одна догадка, основанная на сходстве с именем Сармоф, потому что место жительства всего Иектанова потомства, по описанию Моисея, находилось между Мешою, или Маси (горою Амонитской), и Сафиром, близ реки Евфрата. Вот почему невероятно, чтобы Сармоф основал какие-нибудь колонии так далеко в странах северных и северо-западных.

Россия граничит к северу с Лапонией 7 и Северным Океаном; к югу — с землей татар, называемых крымскими; с восточной стороны живут татары нагайские 8, владеющие всем краем на восток от Волги к Каспийскому морю; на западной и юго-западной границе лежат Литва, Ливония и Польша.

Вся страна, находясь теперь под правлением одного Государя, заключает в себе следующие главные княжества, или области: Владимирскую (которая занимает первое место в титуле царей, потому что дом их происходит от князей этой области), Московскую, Нижегородскую, Псковскую, Смоленскую, Новагорода Великого (или Новагорода низовские земли 9)(Это объяснение, очевидно, следует отнести к Новгороду Нижнему, а не Великому (здесь и далее прим, перев.).), Ростовскую, Ярославскую, Белоозерскую, Рязанскую, Двинскую, Каргополъскую, Мещерскую, Важскую, Устюжскую, Галицкую. Это коренные области, принадлежащие России; но они гораздо более и обширнее английских широв, хотя менее населены. Прочие области и земли, завоеванные русскими царями и присоединенные ими недавно к другим владениям, суть следующие: Тверская, Югорская 10, Пермская, Вятская, Болгарская 11, Черниговская, Удорская 12, Обдорская 13, Кондийская 14, со значительной частью Сибири, коих жители [17] хотя и не коренные русские, однако повинуются русскому царю, управляются законами его земли и платят подати и налоги наравне с его собственным народом. Сверх того ему подвластны царства Казанское и Астраханское, недавно завоеванные. Что же касается до всех владений его в Литве (коих до 30-ти значительных городов и более) с Нарвою и Дерптом 15 в Ливонии, то они совсем утрачены, будучи отняты в последние годы королями Польским и Шведским. Все эти княжества или области подведены под четыре управления, называемые Четвертями, то есть тетрархиями или четвертными частями. О них мы будем говорить в главе о провинциях и образе их управления.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:08 21.10.2017
КОНРАД КИБУРГ
ДНЕВНИК ПОСОЛЬСТВА
главного начальника гошпиталей
тевтонского ордена, графа Конрада Кибурга с товарищи (не названы) к великому князю литовскому Витовту, в 1397 г.

….Длинная улица, простирающаяся от рудоминского въезда до замка, делит город на две половины: ближайшая к Вилейке — русская, напротив литовская, где помещаются и немцы. Общая для всех ратуша построена на той же длинной улице, частию из камня, частию из дерева, с обширными лавками. С первого же взгляда отличали мы русских и литовцев, так различны их физиономии, одежда и обычаи. Русины по большей части ниже ростом, цвет волос их красноватый, приближающийся к рыжему, их обычаи и образ жизви, также как и вера, резко отделяют их от литовцев; торговля и некоторые ремесла составляют их исключительное занятие. Литовцы высокого роста, с темными, редко вполне черными волосами; более нравственны, но в высшей степеиии ленивы в своем домашнем обиходе, любят крепкие напитки и потому менее достаточны, чем русины. Язык народа литовский, ветвь прусского.
Пьянство, как и везде, всеобщее. Русины чаще занимаются продажею крепких напитков; их женщины, строго содержимые, менее развратны, литовки же более свободных нравов. Высшая власть не терпит гласных домов разврата, хотя трудно допустить, чтобы такой населенный город мог обойтись без них; об убийстве детей не слышно.
Молодежь, высылаемая в города литовской Руси, где есть при монастырях русские училища, ничему более не выучивается, кроме чтения и письма, она обыкновенно занимает потом канцелярские должности, так как здесь исключительно употребляется только русская письменность; латинский язык составляет достояние духовенства, a по немецки учатся, кажется, в Риге, для дипломации. Литовской письменности нет — если и были литовские письмена, то их забыли, чему много содействовало падение язычества; показывали нам что-то, написанное, как утверждали, литовскими буквами, но мы ничего не могли разобрать.
Потом был разговор о литовском языке; епископ, зная его основательно, превозносил его похвалами, жалел, что пренебрегли литовскою письменностью, так как русские письмена и русский язык были приняты в дипломации и при дворах княжеских с тех пор, как ученые русины, выгнанные татарами из-за Днепра, перенесли свои научные познания в Литву.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:09 21.10.2017
от Гасконец

Августин Майерберг

Русское царство, которое ныне мы называем Московским, некогда простиралось широко по обоим берегам Днепра (Борисфена) Но в начале XI столетия по Христианскому летосчислению, когда, с одной стороны, сперва напали на него Поляки, а потом, с другой стороны, Литовцы, оно сильно уменьшилось в продолжение чуть ли не 400-летней тяжелой войны. Потому что все течение Днепра, от его истоков до устья, с Белою (alba) и Черною (nigra), иначе Красною (rubra), или Малою (parva) Русью и обширнейшею Северскою областью (Severiense dilione), Поляки и литовцы постепенно отняли у русских Князей во многих походах. А Витовт (Vitoldus), Великий Князь Литовский, в 1414 году отнял у них еще и Великий Новгород (Novogardiam) и Псков (Plescoviam). Однако ж, когда Иван Васильевич старший (senior Joannes Basilides) с бесстрашною отвагою свергнул с себя и со своей Московии (Moscovia) Татарское иго, он взял обратно Великий Новгород после семилетнего облежания в 1477 году, в царствование в Польше Казимира III. После того как Северские Князья перешли к нему от зятя его Александра Литовского, он опять привел под свою власть почти всю Северскую область (Severia). Сын же его и преемник Василий возвратил себе в 1509 году Псков, с помощью измены духовенства, а спустя пять лет потом и самый Смоленск (Smolensciam), отнятый у Сигизмунда I перебежчиком Михаилом Глинским (Linckzium).

1661 год
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:10 21.10.2017
от ZOV

Ф.М.Достоевский
Дневник писателя.


«…по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.

Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.

Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, „имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени“.

Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.

У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (…страну по вкусу…) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (…фамилию по вкусу…) согласился наконец принять портфель президента совета министров.

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом
должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство….»

Сентябрь — декабрь 1877 года.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:11 21.10.2017
от charli24

ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКОВИЮ РАФАЭЛЯ БАРБЕРИНИ В 1565 ГОДУ

Некоторые выдержки:

Что же касается до правосудия, то не следуют они Бальдовым или Бартолевым законам, но, как угодно государю, так и решается суд; отчего часто бывает, что один за безделицу предается на съедение медведям, и отнимается все у него имущество, тогда как другой, хотя бы и в чем большем провинился, о том даже и не говорится!…. а поэтому и страх как боится народ своего государя, и гораздо более ему повинуется, чем где-нибудь другие народы своим повелителям. И этот страх так на них действует, что большею частью не смеют они выказывать своего имущества; даже знаю я таких, у которых и довольно есть денег, а одеты всегда чрезвычайно дурно, и деньги свои, письма и другие вещи прячут в доме у кого-нибудь из своих иноземных друзей, не доверяя в том ни матери, ни брату!

Рассказывали мне еще, что будто не раз там случалось: вдруг потребует государь, у кого-нибудь из своих вассалов, известной суммы денег; а тот пусть только вздумает извиняться, что нет у него столько, или как-нибудь в этом роде, — раздраженный отказом, государь повелевает тотчас, отнять у него дом и все что там найдется… потом уже и неслышно ничего, что с ним последует; даже о том и говорить никто не смей. И таким-то образом самопроизвольно управляет он государством.

Сверх того, нашел я в этом крае людей чрезвычайно корыстолюбивыми и бессовестными. Корыстолюбие же их простирается до той степени, что если не подарить им чего-нибудь, нельзя ничего от них получить, ни совершить никакой с ними сделки. Вельможи, как и частные люди, не постыдятся нагло потребовать, чуть что увидят, перстни, или другие вещицы, даже деньги, словом все, что бы то ни было. У самого канцлера принято за правило, что если кто придет к нему и объявит, что желал бы поцеловать государеву руку, за какое-нибудь дело, (потому что прежде всегда надо обратиться к канцлеру) первое его слово: «А принес ли что-нибудь, чтоб удостоиться взглянуть на ясные очи государя?». Это значит, что должно его задарить; и эта алчность к подаркам так заразила частных людей, что за ними водится множество дурного, — хотя за это и достается им от государя, который не редко велит за это сечь, растянув на земле, даже знатнейших из своих бояр. Таким образом нет почти ни одного там из чиновников, который хоть раз на роду своем не был высечен; но они не гоняются за честью, и больше чувствуют побои, чем знают, что такое стыд. Впрочем, не смотря на такое зло, могу сказать, что по всему этому краю пребезопасно разъезжать с товарами и деньгами, и что никогда не случается, чтобы нападали на кого на улице или обижали явно; хоть это происходит, как кажется, больше от боязни [22] и страха, внушаемого им государем. Еще скажу про них, что они не охотники посещать чужие края, как будто не могут расстаться со своим гнездом; да хотя бы и захотелось кому-нибудь из них, государь не дозволяет им отлучаться за границу: и в этом одном они поступают, по мне, преблагоразумно, что слушаются его, если не по доброй воле, по крайней мере со страха. А то очевидно они очень наклонны ко злу. Даже все вообще большие плуты, чуть только могут как-нибудь скрытно сплутовать; и поэтому чрезвычайно как надо остерегаться, в своих сделках с ними. Кто ведет с ними торговые дела, должен быть всегда осторожен и весьма бдителен, в особенности же не доверять им слепо; потому что на словах они довольно хороши, зато на деле предурные, и как нельзя ловчее умеют, добродушной личиною и самыми вкрадчивыми словами, прикрывать свои лукавейшие намерения. Притом, они большие мастера на обман и подделку товаров и с особенным искусством умеют подкрашивать соболей, чтоб продавать за самые лучшие, или покажут вам одну вещь на продажу, а станете с ними торговаться о цене, они тут будто и уйдут и слышать не хотят об уступке за предложенную им цену; а между тем и не заметите, как уже обменяют вещь и возвращаются к вам, уступая ее.

Государь этой страны считает себя величайшим государем в мире, именуя себя повелителем всея Руси, да притом царем казанским и еще астраханским, хотя в письмах, привезенных мною к нему от королевы английской, титулуют его только повелителем всея Руси и великим князем московским.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
23:12 21.10.2017
от charli24

Сигизмунд Гербештейн:

[Положение женщин весьма плачевно.] Они (московиты) не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключенные дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве; все домашние работы считаются делом рабов 313. Всем, что убито руками женщины, будь то курица или другое какое животное, они гнушаются как нечистым. [У тех же, кто победнее, жены исполняют домашние работы и стряпают.] Если они хотят зарезать курицу, а мужа или рабов случайно нет дома, то они становятся у дверей, держа курицу или другое животное и нож, и усердно просят прохожих мужчин, чтобы те зарезали животное.

Весьма редко допускают женщин в храмы, еще реже — на беседы с друзьями, и только в том случае, если эти друзья — совершенные старики и свободны от всякого подозрения.

Все они называют себя холопами (chlopi, Chlopn), т. е. рабами государя

Народ в Москве, говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда общаются с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие.
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 6
    Пользователи:
    Другие форумы
    РОССИКА 2
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия