[b]Неизвестные русские — кто они?[/b]
Малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру своего этноса. Водлозеры, чалдоны, семейские… Они берегут традиционный уклад и свою веру. До последнего оставшегося человека.
1 Водлозеры
В славном городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около 9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди. Сегодня сохранилось лишь пять их деревень, в которых насчитывается не более 560−570 человек. Этнически они русские — это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом. Водлозеры никогда не ладили с соседями. У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы». А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно. Даже сейчас, в XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий. Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей славянской мифологии. Например, в лешего. У них есть свои ежедневные обряды, без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для водлозера, как для нас почистить зубы. Каждый охотник обязательно делает «относ», — оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои священные рощи и камни-жертвенники (сейды). И это, несмотря на то, что все они православные.
2 Семейские
В XVIII веке Екатерина II издала указ — возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой. Вернее сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси. Семейские, самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня составляют половину 5000 населения села Таргабатай в бурятской области. Процесс ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты. Например, это чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный феномен. Семейские деревни — это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века, некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже принять участие в старообрядческой свадьбе.
3 Русскоустьинцы
путешественников <nobr>XVII—XVIII вв.</nobr>ека была поговорка — чем дальше на север едешь по Якутии, тем чаще встречается русский язык. В этом нет ничего удивительного, еще в 1632 году во время освоения Сибири здесь обосновались выходцы из казачества и поморов. Они основали Русское устье и назвали себя индигирщиками, от названия реки Индигирка. Сегодня это уже отдельная субэтническая группа, известная, как русскоустьинцы. Русское Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра и среднегодовая температура 15 градусов. Несмотря на тяжелые условия, с которыми пришлось столкнуться переселенцам, позаимствовав у местных практический опыт, они смогли сохранить свою русскую национальность и культуру. Правда, не в совершенстве. По антропологическим признакам среди них все чаще встречаются метисы, а вместе с православием в почете шаманизм. Диалект у русскоустьинцев тоже своеобразный и чрезвычайно редкий — не «акающий» или «окающий», а «шаркающий», который развивался в условиях совершенной изоляции от русского говора.
4 Чалдоны
«Беглый», «бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» — так прозвали коренные жители Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли, неизвестно. Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь, например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена. Сами чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак. Их домашний уклад, по мнению специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной княжеской власти. Теория не лишена основания — независимость у чалдонов в крови. Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», — что значит, чалдон никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени. Чалдоны — уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян. К сожалению, как и другие малые народы, они вымирают. Сегодня настоящего чалдона можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное, Мальково, Яркуль).
5 Затундренные крестьяне
Среди малых этнографических групп русских известны затундренные крестьяне, которые переселились на Таймыр (Центральная Сибирь) в далекие <nobr>XVI—XVII вв.</nobr>еках. Они шли сюда в поисках лучшей жизни из Центрального и Восточного Поморья, и впоследствии стали основой населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары. В отличие от русскоустьинцев, они охотно вступали в контакт с местным населением и вскоре тесно переплели свою культуру с бытом эвенков и бурят. Вместе они породили в XIX веке новый, долганский этнос, который частично перенял православную культуру, смешав ее с верованиями северных оленеводов. Затундренных крестьян практически не осталось. Согласно Всеросийской переписи 2002 года, всего 8 человек причислили себя к ней. Но их потомки многочисленны — на Таймыре долганов около 8000 человек.
Ученые: 83% россиян оказались друг другу родственниками МОСКВА, 10 фев — РИА Новости. Ученые из медико-генетического центра Genotek проанализировали генетические данные почти двух тысяч жителей России и обнаружили, что 83% из них объединены родственными связями, сообщает пресс-служба компании.
> хорошо знаю Русскоустьинца. > интересный язык у них. quoted1
Интересно была гипотеза Сергея Алексеева, пока не женился не тотемской красе А там узнал о очень значимом искусствоведе Светлане Жарниковой Если без фанатизма, то очень многое интересно!
> Прикольная тема) > Даже подумали сейчас, а не включить ли эти места нам в туры) quoted1
Да, дружище, это насколько мощно можно создать ТУР (великий каньон отдыхает) ТУР где наши предки, чалдоны, русины и поморы двигали свою жизни, не растеряв корней своих и помня таинство родства. Сложно, но ведь это загадка …несмотря на шлак «Восхода» и «Конвента»
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> где наши предки, чалдоны, русины и поморы двигали свою жизни, не растеряв корней своих и помня таинство родства. quoted1
Вот в кои-то веки Вы нормальную тему создали. Реально — интересную. Понятно, что чалдонами и поморами дело не ограничивается. Подобных этно-групп много. Многие из низ связаны со старообрядчеством. именно это позволяло им держаться и сохранять свою самобытности в абсолютно разных условиях. Липоване, молокане, некрасовцы, казаки-семиреченцы. и т. д…. и т. п. XandrL (40893) писал (а) в ответ на сообщение:
> Даже подумали сейчас, а не включить ли эти места нам в туры) > quoted1
Можно и поближе. На Ставрополье есть этно-деревня некрасовцев. Ее в 2013 году открыли.
Казаки-некрасовцы являются потомками донских казаков. В 1708 году они под предводительством Игната Некрасова перешли с Дона на Кубань (в то время она принадлежала Турции) и находились там до 1740 года, уйдя в Румынию в местечко Добруджа. Начиная с 1778 по 1791 года, некрасовцы небольшими группами переселились в Турцию. На турецкой земле, поселившись возле озера Майнос, в 30 километрах от Мраморного моря, основали поселение, которое изначально называлось Старый казак, переименованный в 1929 году в Коджа-Гёль. В Турции казаки прожили 254 года, но при этом сохранили свои национальные русские костюмы, везде присутствует лоскутное шитье. Символично используются цвета в костюмах: желтый означает зерно, зеленый — трава, красный — солнце, синий — вода. С 5 лет девочек обучали шитью, и они могли самостоятельно шить обрядовые куклы. В 15−16 лет молодых девушек сватали, а в 17 уже отдавали замуж. В 1962 году казаки в составе 215 семей (999 человек) зашли на борт советского теплохода «Грузия», где во время однодневного плавания родился 1000 казак — Семен Бабаёв. По прибытию в порт города Новороссийска по железной дороге они добрались до Буденновска (старое название — Прикумск), где в роддоме уже родился 1001 казак Кондрат Шепелеев. В поселке Новокумский поселился 501 казак, остальные 500 — в поселок Бургун-Маджарский. Для каждой семьи были построены домики, в селе появились детские сады, школы. Молодые казаки, отучившись на курсах механизаторов, устраивались на работу трактористами. На сколько они ассимилировались сейчас — трудно сказать. Но ансамбли у них есть
Сегодня к нам родня из Вологды приехала. Сам я больше дальневосточник. Стали спорить, (по песне святой «В Вологде Где В Вологде Где), так Вот, что такое полисад? У нас, не судите строго, я от туда съехал 30 лет назад, полисад это, садик с помидорами, огурцами, малиной и д.т.д.и е. п, а огород это картофан и буряки с капустой не меренно., а в Вологде полисад, это просто забор
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> Вот, что такое полисад? > У нас, не судите строго, я от туда съехал 30 лет назад, полисад это, садик с помидорами, огурцами, малиной и д.т.д.и е. п, а огород это картофан и буряки с капустой не меренно., quoted1
- Это — полисадник. А полисад — это то, что его (полисадник) отгораживает от улицы: С течением времени этот забор потерял свое оборонительно-огораживающее значение и превратился в этакое символическое украшение. Не зря в песне, о которой Вы говорите — полисад — резной. Считалось, что чем красивее полисад и полисадник — тем «справнее» хозяева дома. Ну, а совсем давно — полисад это вообще оборонительное сооружение. Да, полисадник располагался перед домом, и сажали там в основном цветы и кусты, , а огород с овощами - позади него. Там натуральные заборы ставили.
> Да, полисадник располагался перед домом, и сажали там в основном цветы и кусты,, а огород с овощами — позади него. Там натуральные заборы ставили. quoted1
Да! Да, бабка (бабушка) меня туда за ягодой и дозволяла, потому что в другие места я хаживал без дозволения. ( Это Дальний Восток)
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> .но в 1970−74 я жил на Украине, в Бессарабии > quoted1
Держите тогда сюда еще и липован до кучи Липова́не (рум. Lipoveni, филипповцы, филиппоны, дунаки) — старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских. В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество и Буковину. По одной из версий название «липоване» происходит от искажённого слова «филиповцы», по другой — от липовых рощ, где липоване скрывались. Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — игнат-казаков (некрасовцев)В настоящее время в Румынии липован насчитывается 37 тыс. человек по официальным данным и 100 тыс. по неофициальным. В 1990 году в Бухаресте была основана «Община русских-липован», которая издаёт двуязычную газету «Зори-Zorile» и журнал «Китеж-град». В Украине — (Килия, Вилково, Измаил и окрестные сёла (Старая Некрасовка, Новая Некрасовка), липоване проживают также в Молдавии (Кагул), и частично в Болгарии (сёла Казашко и Татарица). Вилково. _Липованская Венеция.