Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Как выживали сибирские крестьяне при сталинизме

поручик Еремин
51 905 08:29 13.09.2017
   Рейтинг темы: +4
  поручик Еремин
40949


Сообщений: 1334
В статье описывается жизнь крестьян Маслянинского района Новосибирской области в 30-е годы ХХ века. На фото: картина Ильи Глазунова "Раскулачивание"


Все старожилы, с кем мне приходилось общаться, говорят то же самое, особенно про 30-е годы: власть по отношению к крестьянству «была слишком строгой», «беспощадной», «жестокой». Кто-то считает, что иначе быть не могло — «такое время было», кто-то обвиняет «перегибы на местах», кто-то видит корень зла в отдельных людях, представлявших власть, в их дурном характере.

Сибирские крестьяне, «достаточные» хозяева, восприняли коллективизацию как большую беду. Их нежелание обрекать себя на новое крепостное право навлекло на них жесточайшие репрессии: уже в начале 1930 года органами ОГПУ было расстреляно в Сибири около тысячи «контрреволюционеров», в первые месяцы 1930 года было арестовано более 10 тысяч «кулаков», а к лету 1930 года — раскулачено более 60 тысяч. Как же крестьяне реагировали на происходящее? Известны восстания целых деревень в Омской области, выступления на Алтае, у нас в селе дважды горел льнозавод — в 1930 и в 1937 годах. Чаще же протест выражался в уничтожении собственного добра. Но уже к середине 30-х годов сопротивление было в основном сломлено. Крестьяне учились «жить по-новому», а точнее сказать, выживать в новых условиях, приспосабливаясь к новой власти.

Надежда Ивановна Сбоева: «Мне было в 1937 году 7 лет. Мать и отец вступили в колхоз сразу же, как только начали туда загонять, — в 1932 году. Я не помню дня, чтоб кто-то из них был с нами. Мы, еще маленькие, никогда не видели их ухода в поле, а вечером не слышали их возвращения. Жили сами по себе. Летом было легче: ели пучки, лебеду, одуванчики, ягоды. Картошки на лето никогда не оставалось, потому что осенью большую часть отдавали на сельхозналог. Драники и те были в радость, как сегодня „Сникерс“ для внуков. Помню леденящий страх, когда приходили требовать уплату недоимок по сельхозналогу. Мать в одну зиму от властей утаила, что растим поросенка, продержали его до лета, а в конце августа решили зарезать. Отец сделал это ночью в сарае, утащил его за деревню, в бурьяне слабенько жгли костер, калили кочергу и ею, раскаленной, чистили шкуру. Сильно-то смолить было нельзя — могли заметить, донести…»

А бояться было чего, об этом свидетельствует и «Разъяснение прокурора» от 16 февраля 1937 года. «В связи с тем, что по району имеются случаи нарушения постановления ВЦИК и СНК о запрещении опаливания и ошпаривания свиных и поросячьих шкур свиней и поросят, павших от незаразных болезней за нарушение частные лица подлежат уголовной ответственности по статье 105 УК РСФСР».

Интересно, что такой способ утайки свиней и их обработки — в лесу, в овраге и т. п. — обнаруживается практически у всех, переживших 30-е годы. Более того, детей надо было еще и одеть, обуть, а потому умудрялись шкуры еще и тайно выделывать. Моя бабушка, Вера Антоновна Сизикова, вспоминает, как мать рассказывала об этой воистину героической операции, которую проделывали и ее родители, и соседи. Ночью шкуру в бочке с раствором из осиновой коры вывозили за скотные колхозные дворы, закапывали в навоз, где она находилась до трех-четырех недель, примерно месяц. Затем, также тайно, под покровом ночи, откапывали и привозили домой, где она пряталась то в огороде, то в темном углу подполья. А ночью, при слабом свете луны или сальника, выделывали — мяли и скоблили. Позже шили детям «обутки» — нечто среднее между ботами и сапогами. Обувь была грубая, растирала ноги. Если высыхала сильно, то с ног снять ее можно было, размочив предварительно в воде. И все же это была обувь на два сезона: защищала ноги от промокания в осенне-весеннее время. Летом вся детвора обходилась без обуви: от года и до «жениховского» возраста ходили босиком до самого снега.

По свидетельствам большинства опрошенных мною бывших колхозников, на территории Елбани основная часть крестьян после «обобществления» фактически не имела личного подсобного хозяйства или же имела минимум: корову, кур. С учетом того, что семьи были большими — 5−6 человек детей — корова не могла обеспечить и самих хозяев. А благодаря свободе толкования любых законов на местах фактически никто не освобождался от налога: отдай обязательные 47 рублей и все виды натурального продукта: мясо, масло, шерсть, яйца, свиную шкуру <nobr>и т. д.</nobr> Если своевременно не сдал — появятся «недоимки», а это влечет за собой не только увеличение долга в два раза, но и уголовное наказание. И вынуждены были колхозники везти на рынок то, что могло им обеспечить хотя бы терпимое существование: картошку, хлеб, заработанные на трудодни. На вырученные деньги закупались те продукты, которые в хозяйстве этой семьи не производились, — и сдавались государству. Сама же семья голодала. У власти были свои цели — выполнить план сельхоззаготовок, спущенный сверху, любой ценой. А сколь высока эта цена — не очень-то волновало власть: ни в Москве, ни на местах. Люди пухли от голода, не знали вкуса мяса и хлеба, а при этом днями работали «на колхоз». Воспринималось это, правда, иначе — старики и сейчас говорят: «работали на государство».

Нежелание вымирать семьями заставляло искать выход. Среди таких крестьянских находок были почти невероятные: умудрялись глубоко в тайге, ночью корчевать пни, возделывать землю, готовя ее под «сокрытый от сельсовета огород». Это ли не героизм? Несколько проще было такое проделывать охотникам, они, в том числе и мой прадед Никифор, находили возможность совмещать выполнение плана по пушнине с работой на себя в своем таежном огороде.

Пожилые земляки помнят случаи, когда за «саботирование» сдачи установленных норм семья высылалась за пределы села. Вокруг Елбани немало мест, которые до сих пор в народе зовутся «Выселки». Одну из таких историй ярко описывает Надежда Ивановна Сбоева: «Мы жили километрах в полутора от выселок. Их домишки, полуземлянки, сделанные наспех, были хорошо видны. Оставшись с детьми без одежды, без живности — все было реквизировано, — люди, там жившие, были обречены на гибель. Так оно и случилось: в зиму 38-го умерли почти все ребятишки, а к весне и большинство взрослых. Мы утром встаем и смотрим: если не дымится у кого труба, значит, там живых нет. Они оказались изгоями. Народ боялся помочь, так как помогать значило сочувствовать врагам. Сочувствие в то время было не в чести. И все же я помню, как одна из женщин по ночам приходила к нам, мать провожала нас на печку и кормила ее картошкой «в мундирах». Нам было смешно наблюдать, как она ела, согнувшись над столом и прикрывшись почему-то руками, было что-то животное в этом… А, провожая ее, мама рассовывала картошку ей по карманам.

Рассказывает прабабушка: «Страшнее и больнее всего мне вспоминать о Полине. Ее вместе с мужем и тремя детьми (3-х, 5 и 7 лет) выслали в Нарым. Сумела она как-то передать две весточки. Писала в первом, как в страшную метель, ледяной холод шел обоз по заснеженной тайге. В санях ехали сопровождающие милиционеры и дети с 3-х до 7 лет. Младших несли родители на руках, следуя пешком за обозом. Коченели, немели озябшие руки, и не было сил удержать дитя. Если ребенок выпадал, матери не давали его поднять — оставался холмиком заснеженным на дороге. А на безумные крики матери был ответ конвоиров: «Не ори, все равно сдохнет». Если кто-то совсем обессиливал — пристреливали. Потому и шли за обозом волки, ожидая очередную жертву и напоминая воем о себе измученным, едва живым людям. Вокруг не было никакого жилья, отдыхали прямо на снегу. Детям давали по кусочку хлеба, взрослым — жмыха. Половина взрослых умерла по пути, а дети — почти все погибли. Остались и Маша и Гаврик лежать на дороге, даже земле не придала, бедных. Верочку довезла до места. Поселились в шалашах, палатках: холодно, голодно. Дождались лета — оно темное здесь, сырое, месяцами солнце не видели. Комары, мошки высасывали всю кровушку. Оставшиеся дети летом умерли один за другим, ушла и старшенькая, Верочка. Умирала — просила молочка, но был только хлеб — кусочек, в нем опилок больше, чем муки, не угрызть ослабшему ребенку. Писала сестра о работе: раскорчевывала пни, лопатами копали вязкую болотистую землю, строили дорогу. Не прожила сестричка и года, осталась навечно в ледяной северной земле вместе с детками».

Рассказывая все это, прабабушка не может удержать слезы. Я плачу вместе с ней, и мне страшно от мысли, что это было не в кино, не в книге — это было в ее судьбе, с родной сестрой, племянниками. За что? В чем провинились перед людьми трехлетняя Маша, пятилетний Гаврик, семилетняя Вера? Каким образом это могло помочь советской державе? А все потому, что для власти народ, а тем более отдельная жизнь человека — ничто по сравнению с грандиозностью планов строительства вселенского "коммунистического счастья". И это пугает — даже по прошествии шестидесяти лет!

Источник: Екатерина Конева «Великая ломка. Сибирская глубинка в 30-е годы (по материалам публикаций газет и воспоминаниям жителей Маслянинского района Новосибирской области.»
http://urokiistorii.ru/node/302

Из истории села Бураново Маслянинского района Новосибирской области.

Главной жертвой сталинских преобразований стали крестьяне, которые в ходе грандиозного аграрного переворота лишились собственности на средства производства. Во многих сёлах района к лету 1930 года были закрыты церкви и молитвенные дома. Коренные местные жители, в большинстве своем крепкие крестьяне, не хотели вступать в колхоз. Первыми колхозниками стали приехавшие осенью 1929 года переселенцы из центральной России – бедняки. 34 бедняцких хозяйства получили лучшие земли. Это вызвало естественное недовольство остального населения. Предел терпения большинства селян наступил после того, как начались посягательства на их церковь. 15 апреля 1930 года в село Бураново прибыл участковый милиционер Дралов, чтобы арестовать священника Теодоровича, как «главаря» контрреволюционной группы. Дралов расположился в сельском совете и потребовал вызвать священника к себе. Подождав какое-то время и убедившись, что священник добровольно не явится, милиционер направился к нему домой. Возможно, вся операция прошла бы успешно, но в тот момент, когда проводился арест, к дому священника пришли две женщины с молоком и подняли шум. На их крики за несколько минут собралась толпа, из домов выскакивали люди, некоторые в нательном белье, накинув на себя какую-нибудь одежонку. С невиданной быстротой толпа на церковной площади увеличивалась. В милиционеров полетели камни, колья. Дралову пришлось оставить затею с арестом священника, а самому быстро убраться из села. Через два дня в Бураново была направлена бригада из райцентра в сопровождении начальника милиции и уполномоченного ГПУ. Возглавлял ее член райкома партии Ведяйкин. Бригада собрала сход граждан и стала убеждать сдать священника в ГПУ. Но получить согласие жителей не удалось.

7 мая в селе появился уже вооруженный отряд из четырнадцати человек, которым руководил работник РИКа Бумай и уполномоченный ГПУ Данилов. Целью его было захватить священника, а с ним четырёх «кулаков», бежавших из томской ссылки, которых объявили едва ли не главными зачинщиками беспорядков. Не поднимая излишнего шума, отряд произвёл арест священника. Но пока арестованный собирал вещи, прощался с родственниками, вновь собралась толпа численностью около 300 человек. Звенел церковный колокол, люди все прибывали. Опасаясь за свою безопасность, отряд вынужден был освободить арестованного, но возмущенные крестьяне продолжали наступать. Лишь после того, как раздались предупредительные выстрелы в воздух, толпа отступила. Отряд ушел ни с чем.

Эта неожиданная победа бурановцев обнаружила на данный момент полное бессилие власти и побудила жителей восстановить прежние порядки в селе: раскулаченным были возвращены дома, была организована охрана. Конечно, эта победа была непрочной. Спустя несколько дней из Новосибирского окружного комитета партии в село прибыла новая группа уполномоченных, которая вернула утраченный контроль над селом. Дело это закончилось печально, 30 человек были привлечены к ответственности. Из них 8 человек было приговорено к высшей мере, 5 человек осуждены к 5 годам строгого режима, трое к трем годам условно.

Следующая операция по «ликвидации кулачества» началась в январе 1931 года, затем в течение весны и лета 1931 года. Результатом сплошной коллективизации было обвальное падение уровня аграрного производства, особенно животноводства, разорение и обнищание деревни и даже голод среди её жителей. Некоторая стабилизация сельского хозяйства началась лишь с 1932 года...

Источник:
История села Бураново http://vk.com/doc-19112295_5248190?dl=28aabb49a...

Дополнительный материал:


Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Затворник
Затворник


Сообщений: 2855
08:35 13.09.2017
Примерно то же самое знаю по рассказам отца 39 г. р. Т. е. и во время войны и после практически было так же. Разве что уже не высылали
Нравится: Совок-б/у
Ссылка Нарушение Цитировать  
  поручик Еремин
40949


Сообщений: 1334
08:46 13.09.2017
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Примерно то же самое знаю по рассказам отца 39 г. р. Т. е. и во время войны и после практически было так же. Разве что уже не высылали
quoted1

Примерно в 1947−48 была повторная волна высылки тех, кто отсидел раньше по 58-й и выжил.
Нравится: Совок-б/у
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Совок-б/у
Alxan


Сообщений: 41157
09:14 13.09.2017
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Примерно то же самое знаю по рассказам отца 39 г. р. Т. е. и во время войны и после практически было так же. Разве что уже не высылали
quoted1

И не только с крестьянами.
Городских жителей, чаще всего по доносу, без проверки фактов, ссылали кого на торфоразработки, кого на лесозаготовки, кого еще на какую каторгу (!) …

Вот такая вот «пролетарская» власть «Советов»…

Если советская философия трактовала коммунизм и национал-социализм как крайние полюсы двухполярной системы развития человеческого общества в эпоху высшей стадии развития капитализма — империализма, то на Западе, а затем и в философских школах стран бывшего СССР стала преобладать точка зрения, что национал-социализм, наряду с коммунизмом, представляет собой одну из основных разновидностей тоталитаризма XX века....
Согласно этой точке зрения, история человечества развивается между двумя полюсами — индивидуалистическое общество (начиная от древних демократий, заканчивая современным капитализмом) и коллективистское общество. К последнему и относятся обе формы радикального коллективистского социализма — национал-социализм и коммунизм. Эти модели различаются методами достижения обещанной цели — построение идеального общества — интернациональный социализм (коммунизм), обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а национальный социализм (национал-социализм) — только для избранной расы за счёт всех остальных.

(Национал-социализм)

Вот коммунисты и создавали себе «рай на земле» за счет организации «ада» для всех прочих…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rayder69
Rayder69


Сообщений: 11488
09:18 13.09.2017


Нравится: Pastor Kaera, Святогор
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Затворник
Затворник


Сообщений: 2855
09:31 13.09.2017
Ну как бы на фото вполне себе обеспеченная семья по советским послевоенным меркам. Отец в малолетстве бегал без портков (штанов по нашему) и без картуза. Хотя был единственным ребенком в полной семье. Деда (его отчима) по старости уже не взяли на фронт, однако трудился на благо Родины и во имя Победы. Награжден медалью. А на портки для единственного ребенка денег не было
Нравится: Совок-б/у
Ссылка Нарушение Цитировать  
  поручик Еремин
40949


Сообщений: 1334
09:39 13.09.2017
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Ну как бы на фото вполне себе обеспеченная семья по советским послевоенным меркам. Отец в малолетстве бегал без портков (штанов по нашему) и без картуза
quoted1

Подтверждаю. В 30-х крестьяне жили натуральным хозяйством: ткали холст, из холста шили любую одежду. Прадед сапожничал, гвозди для подметок делал из березы. Денег не было, ведь на трудодни выплачивали копейки. Любой рабочий, получающий 300 рублей, на фоне колхозника был буржуем.
Нравится: Совок-б/у
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dyrwla4ok
Dyrwla4ok


Сообщений: 3
09:50 13.09.2017
Да, но тут сказано по другому, кому верить? http://emigrant.guru/kak/grazhdanstvo/grazhdans...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  gyrm
gyrm


Сообщений: 4266
10:24 13.09.2017
поручик Еремин (40949) писал (а) в ответ на сообщение:
> Примерно в 1947−48 была повторная волна высылки тех, кто отсидел раньше по 58-й и выжил.
quoted1

… В это время была чистка «лесных братьев», бывших фронтовиков (среди них даже герои были, а с медалями все точно), которые не смогли найти себя в мирной жизни — «как так, я фронтовик орденоносец, а мной в совхозе командует чумазый бригадир !!!» — такие рассуждения были среди фронтовиков, вот и уходили в тайгу, участковый ведь заставлял работать, а подчиняться в. пад…ло было фронтовикам… Некоторые даже грабить и убивать начинали, но в основном просто днём прятались в тайге, а вечером домой, на танцы в клуб, народ их не сдавал, но и не поддерживал, пока в конце сороковых не началась карательная чистка тайги от таких бывших фронтовиков… В каждом районе была своя банда таких «лесных братьев», знаю это из рассказов очевидца, своего деда, жил он в самом центре Сибири, в Кемеровской области… Так что о 58-й статье и разговора быть не может — не политические они были, а уголовники, сломанные войной психически…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  поручик Еремин
40949


Сообщений: 1334
10:34 13.09.2017
gyrm (gyrm) писал (а) в ответ на сообщение:
> Так что о 58-й статье и разговора быть не может — не политические они были, а уголовники, сломанные войной психически…
quoted1

«Нас, арестованных летом 1937 года и выпущенных из тюрем в 1947 году по окончании назначенного нам срока заключения, в 1949 году снова стали арестовывать и высылать на север, на вечное поселение. 16 марта 1949 года меня, начальника БТП цехов 1—3 завода имени 61 коммунара, позвали к начальнику цеха И. Кирееву. Он приказал мне немедленно явиться в отдел кадров завода. Почуялось недоброе: понял, что пришли за мной…
На минуту заводят в канцелярию. „Распишись там, где птичка!“ Мельком читаю: „Постановление О. С. О. о ссылке в Красноярский край“. Разъяснений за что, куда именно и насколько — никаких.»
http://scepsis.net/library/id_1675.html
Нравится: Совок-б/у
Ссылка Нарушение Цитировать  
  gyrm
gyrm


Сообщений: 4266
10:53 13.09.2017
поручик Еремин (40949) писал (а) в ответ на сообщение:
> Денег не было, ведь на трудодни выплачивали копейки.
quoted1

… Оплата за трудодни зависела от урожая, от итогов работы по заготовкам и сдаче продукции государству (смотря чем занимался колхоз), мой дед тоже сослан в это время в Сибирь с Украины (кулак) говорил, что голодали только лодыри, тайга и огород всегда кормили, дичь, рыбалка, грибы, ягоды, кедровые орехи, лесозаготовки — еды не хватало только у тех, кто лодырничал, по трудодням бывала очень хорошая плата даже моему раскулаченному деду, но и руководство, председатель был толковый — а от этого всё и зависит… Так что вы передёргиваете во многом, поручик — тайга и огород всегда кормили сибиряков… И про холст домотканый тоже лишка хватанул — в любом таёжном посёлке была кооперативная лавка — в любом и в этих лавках и обувь продавалась, и одежда, и топоры с косами… В своём огульном прибеднении вы дошли до распространения единичных случаев ленивых поселенцев на всех сибиряков !… Жили нормально, одежда была покупная, сапоги хромовые в моде, косоворотки, деньги у людей были, коровы у всех были в хозяйстве, а через двор и лошадь, в общем жили люди полноценной жизнью, а не ВЫЖИВАЛИ, каков ложный посыл вы делаете в заголовке темы, унылый поручик !…
Нравится: Дружище
Ссылка Нарушение Цитировать  
  gyrm
gyrm


Сообщений: 4266
10:58 13.09.2017
поручик Еремин (40949) писал (а) в ответ на сообщение:
> "Нас, арестованных летом 1937 года и выпущенных из тюрем в 1947 году по окончании назначенного нам срока заключения, в 1949 году снова стали арестовывать и высылать на север, на вечное поселение.
quoted1

… Я не про этих, а про «вторую волну чистки» в Сибири после войны, от «лесных братьев» бывших фронтовиков, повторяю — их было немало, очень много фронтовиков не прижились сразу, не хотели пахать — вот о чём рассказ моего деда… Они были простые уголовники, их только за тунеядство сажать надо было — какая политика на фик…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Совок-б/у
Alxan


Сообщений: 41157
13:59 13.09.2017
gyrm (gyrm) писал (а) в ответ на сообщение:
> Жили нормально, одежда была покупная, сапоги хромовые в моде, косоворотки, деньги у людей были, коровы у всех были в хозяйстве, а через двор и лошадь, в общем жили люди полноценной жизнью
quoted1

И зачем было большевистскую рЭволюцию делать, когда без них жили, а при них стали выживать?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Затворник
Затворник


Сообщений: 2855
15:18 13.09.2017
Совок-б/у (Alxan) писал (а) в ответ на сообщение:
> И зачем было большевистскую рЭволюцию делать, когда без них жили, а при них стали выживать?
quoted1

Да как бы никто и не делал особо. Сопротивлялся как мог.
Те кто делал — стали жить, прочие выживать.
Ибо оказалось, что наверху таки тоже надо работать не меньше.
Ну чтоб страна жила. Тоже
Ссылка Нарушение Цитировать  
  finland
finland


Сообщений: 1580
15:44 13.09.2017
Сообщение нарушает пункт 1.2.16 правил форума. Пользователю вынесено предупреждение!
> Просмотр недоступен

Нравится: Дружище
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Как выживали сибирские крестьяне при сталинизме
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия