В последнее время появилась нездоровая мода требовать у России долги по всяким мыслимым и немыслимым поводам. Что это? Желание урвать хоть какой-нибудь кусок или просто правило «хорошего тона», прививаемое недругами нашей страны? А если мы начнем считать, что тогда? Это чуть ли не всему миру влетит в копеечку.
В последнее время появилась нездоровая мода требовать у России долги по всяким мыслимым и немыслимым поводам. Что это? Желание урвать хоть какой-нибудь кусок или просто правило «хорошего тона», прививаемое недругами нашей страны? А если мы начнем считать, что тогда? Это чуть ли не всему миру влетит в копеечку. Долг платежом?
Берем свежий пример. Молдавская комиссия по изучению коммунистического режима с важным видом заявила, что пребывание в составе СССР нанесло республике ущерб, оцененный в $ 28 миллиардов. Примерно такие подсчеты велись в свое время в Литве и Латвии. Правда, «важные» комиссии прекратили работу в связи с нехваткой средств на их содержание…
Конечно, требовать долги у такой страны, как Россия, это даже престижно. Но воспринимать всерьез подобные заявления уж точно не следует, а комментировать выводы этих ущербных в полном смысле комиссий можно только крутя пальцем у виска. Давайте лучше заглянем в корень вопроса. Тогда выводы станут совсем иными.
Не им, а нам стоит потребовать отдать долги. Литовцы, эстонцы и латыши почему-то забыли, что Петр I купил их со всеми землями, недвижимостью и даже домашними животными у шведской королевы Ульрики Элеоноры. И не только купил, но и дал Прибалтике свободу. Однако, по всей видимости, их до сих пор тянет в конюхи и поломойки к «северным хозяевам».
Любой историк подтвердит, что сделка была заключена 10 сентября 1721 года. За территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию Петр Алексеевич заплатил 2 млн руб. По нынешнему курсу, без набежавших процентов, это около $ 350 млрд. Не хотите ли, уважаемые, бывшие братские республики, заплатить по счетам? А если учесть, что в советский период Россия полностью построила инфраструктуру Прибалтики, восстановила республики из руин после Второй мировой, то сумма будет значительно больше…
Ничуть не чище.
Продолжая листать блокнотик со списком должников, можно натолкнуться и на не менее любопытные факты. Так, неплохо было бы взыскать должок за Аляску. Русская экспедиция Гвоздева и Федорова открыла ее в 1732 году. 30 лет наши первопроходцы осваивали дикий край, но из-за удаленности от России Аляску пришлось продать. Александр II принял предложение американского правительства купить у него Аляску за $ 7,2 млн. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Но под разными предлогами деньги не заплачены до конца и поныне. А по сегодняшнему курсу это три миллиарда «зеленых», кстати. Идем дальше.
Сразу после начала Первой мировой войны пять тонн золотых монет из личной царской казны были тайно помещены в два железнодорожных вагона и доставлены в Норвегию, где они и находятся до сей поры. Причем часть монет продается на нумизматических аукционах.
В 1914 году британским банкам было передано российское золото в слитках на сумму $ 50 млрд. Ими Николай II планировал рассчитаться за поставки военной техники и оружия. Ни одна из них не была выполнена. Оказалось, что британские заводы просто не в состоянии выполнить столь большой заказ. Но золото не вернули. Война, понимаете ли, некогда. А в 17-м году вроде бы стало и некому…
С декабря 1915-го по ноябрь 1916-го Россия поставила в США золота на $ 23 млрд. в качестве предоплаты за оружие и порох. Правительство Соединенных Штатов пустило деньги на собственные военные нужды. Россия не получила ни денег, ни оружия.
Поняв, что Англия и США деньги украли, российское правительство, надеясь получить оружие, зачислило в 1916 году на валютные счета японских банков эквивалент 300 тоннам золота. Перевод и сегодня подтверждают правопреемники тогдашних японских банков. Но ни оружия, ни денег отдавать не собираются.
Временное правительство России в феврале 1917 года отправило в Швецию для закупки военного снаряжения 3,7 тонны золота, сейчас это $ 45 млн. Еще в 1928 году было получено подтверждение, что золото находится в хранилищах шведских банков. Ни одной винтовки, ни одного патрона Россия от Швеции в счет этого золота не получила.
В конце 1919 года 100 тонн золота, изъятого адмиралом Колчаком из казанского банковского хранилища, были переданы на хранение Чехословацкому корпусу с условием вернуть российскому правительству. След золота потерялся в пражских банках в 1925 году.
В 1922 году Ленин отправил в Германию 93,5 тонны золота, которое оказалось в качестве «трофея» в «Банк де Франс» в Париже. В 1963 году статус этого золота был подтвержден соглашением на уровне правительств СССР и Франции. 45 тонн русская сторона согласилась отдать в счет погашения старых российских долгов в пользу Франции. А 48,5 тонны золота нам до сих пор не вернули.
Также в Национальном банке Франции хранятся слитки русского золота на $ 25 млрд., переданные в 1914 году.
По оценкам британской фирмы «Пинкертон», Россия в настоящее время вправе претендовать на свое золото общей стоимостью в $ 100 млрд., а также на недвижимое имущество общей стоимостью $ 300 млрд. Прямо голова идет кругом.
Вряд ли все это добро Россия сможет вернуть. Но когда нам предъявляют какие-либо претензии, неплохо бы напомнить и о том, сколько должны нам. Авось, поубавится пылу.
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> Александр II принял предложение американского правительства купить у него Аляску за $ 7,2 млн. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Но под разными предлогами деньги не заплачены до конца и поныне. quoted1
Чушь собачья. На эти деньги были закуплены в Европе 300 локомотивов, несколько тысяч вагонов, и большое количество железнодорожного оборудования. Остальные сведения по «раздаче золота» тоже сомнительны. Тогда бы надо вспомнить и то, сколько уже советского золота осело в иностранных банках.
Nataly Noimann (10507) писал (а) в ответ на сообщение:
> Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Александр II принял предложение американского правительства купить у него Аляску за $ 7,2 млн. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Но под разными предлогами деньги не заплачены до конца и поныне. quoted2
>Чушь собачья. На эти деньги были закуплены в Европе 300 локомотивов, несколько тысяч вагонов, и большое количество железнодорожного оборудования. Остальные сведения по «раздаче золота» тоже сомнительны. Тогда бы надо вспомнить и то, сколько уже советского золота осело в иностранных банках. quoted1
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> Nataly Noimann (10507) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Александр II принял предложение американского правительства купить у него Аляску за $ 7,2 млн. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Но под разными предлогами деньги не заплачены до конца и поныне. quoted3
>>Чушь собачья. На эти деньги были закуплены в Европе 300 локомотивов, несколько тысяч вагонов, и большое количество железнодорожного оборудования. Остальные сведения по «раздаче золота» тоже сомнительны. Тогда бы надо вспомнить и то, сколько уже советского золота осело в иностранных банках. quoted2
Чего именно не было - железных дорог в России или советского золота? Кстати, такими монетами, что у тебя на фото, советское правительство расплачивалось со странами Запада после того, как они не признали монеты «Сеятель» советской чеканки и перестали ее принимать в качестве оплаты.
Nataly Noimann (10507) писал (а) в ответ на сообщение:
> Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Nataly Noimann (10507) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Александр II принял предложение американского правительства купить у него Аляску за $ 7,2 млн. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Но под разными предлогами деньги не заплачены до конца и поныне. >>> Чушь собачья. На эти деньги были закуплены в Европе 300 локомотивов, несколько тысяч вагонов, и большое количество железнодорожного оборудования. Остальные сведения по «раздаче золота» тоже сомнительны. Тогда бы надо вспомнить и то, сколько уже советского золота осело в иностранных банках. quoted3
Nataly Noimann (10507) писал (а) в ответ на сообщение:
> Кстати, такими монетами, что у тебя на фото, советское правительство расплачивалось со странами Запада после того, как они не признали монеты «Сеятель» советской чеканки и перестали ее принимать в качестве оплаты. quoted1
Это фантазии, что бы оправдать «золотую блокаду» и её последствия. Не принимали золото из-за чеканки! Это что за бред?
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> Какое отношение железные дороги и советское золото имеют к продаже Аляски Россией? quoted1
Советское золото — никакого. Я тебе про него написала в продолжение твоих выдумок про то, как золото из России уходило в иностранные банки. А железные дороги в России к продаже Аляски имеют самое прямое отношение — 300 локомотивов и несколько тысяч вагонов были куплены в странах Евпропы именно на деньги, заплаченные американским правительством за Аляску.
Rayder69 (Rayder69) писал (а) в ответ на сообщение:
> Это фантазии, что бы оправдать «золотую блокаду» и её последствия. > Не принимали золото из-за чеканки! quoted1
Никакой «золотой блокады» вовсе не было. Не принимали «Сеятель» вовсе не из-за чеканки, а из-за советской символики на монете, потому что не признавали Советскую Россию и СССР. Поэтому советскому правительству пришлось чеканить царские монеты образца 1913 года, с приемом которых в странах Запада никаких проблем не было.
> Я прошу извинения, а Россия погасила ссуду на строительство железной дороги транссыбэрыйскей? quoted1
Транссибирская строилась за свой счет.
Согласно официальным данным, к 1903 г. на Сибирскую железную дорогу было истрачено около 540 млн. руб. К этому же времени была закончена и Китайско-Восточная железная дорога, которая обошлась еще примерно в 400 млн. руб. [7]. Разразившаяся в следующем году русско-японская война показала всю техническую слабость магистрали, а следовательно, и необходимость дальнейших вложений. В итоге, в правительственных сводках сообщалось, что на постройку и исправление пути на территории России к 1913 г. было истрачено чуть более миллиарда рублей [7]. Если к этому прибавить стоимость КВЖД, то окажется, что изначально запланированные расходы были превышены почти вчетверо. Витте С.Ю., когда сумма издержек приблизилась к миллиарду, заметил: «Громадность жертвы, принесенной Россией на дело сооружения Сибирского пути, которая в настоящее время очень живо чувствуется, заслоняет от глаз современников будущее значение сооружения и мешает его правильной оценке» [5, с. 190]. Несомненно, ретроспективный взгляд является более объективным. Но необходимо понять, какой ценой жителям страны обходилось строительство в то время, и что они получали взамен — т.е., установить внутрироссийскую, социальную цену магистрали. Кроме того, вопрос источников финансирования строительства Сибирской железной дороги является важным и для установления ее международной цены и оценки места Российской империи в мировой экономики. Известно указание Николая II, что строительство должно вестись «русскими людьми и из русских материалов» [6, с. 148]. Между тем, о «русских деньгах» здесь речи не идет. Действительно, в период планирования магистрали и в первые годы ее возведения правительство внимательно рассматривало все предложения иностранных фирм, готовых вложить свои средства в концессию по постройке. Но стратегическая направленность Транссиб противоречила его передаче частному и тем более иностранному капиталу. Сибирская железная дорога была построена под государственным руководством и на казенные средства. Важным источником их были налоги, многие из которых были введены или повышены в период с конца 1870-х до начала 1890-х гг. Эти шаги позволили бюджету в течение 15 лет получить до 1,5 млрд. руб. [1, с. 97]. Вдобавок к этому уже в первые десять лет строительства Транссиба был введен квартирный налог, увеличен промысловый и подомовый, чрезвычайно усилено обложение спиртовых напитков, усилено обложение сахара, табака, многих привозных товаров, керосина, спичек, усилен гербовый сбор [4, с. 323]. В результате, в 1903 г., в период послекризисной депрессии на заседании Государственного совета Витте С. Ю. был вынужден признать, что «обложение населения прямыми и косвенными налогами достигло крайнего предела своей напряженности… Дальнейшее обременение податных сил явилось бы мерою … едва ли даже вообще допустимою при существующем экономическом положении страны» [1, с. 95].
Гилько М.А. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ДЛЯ КОГО И ЗА ЧЕЙ СЧЕТ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.