Хочу поделиться возникшими у меня вопросами к официальной истории кочевых народов, проживавших на территории нынешнего Башкортостана. Речь пойдет о предках современных башкир, среди которых я имею честь проживать. Сам я не отношусь к ним и потому могу судить об аспектах башкирской истории, культуры и быта только со стороны. Так вот, национальные историки утверждают, что башкиры издревле были кочевниками-скотоводами, пока не осели и не занялись, вдобавок к скотоводству, земледелием. Когда произошел переход к оседлому образу жизни нигде не пишется-видимо, исторической науке это неизвестно (или неинтересно). Но эта самая наука уверяет нас, что традиционным жилищем этих народов всегда была юрта. И это естественно: где еще жить кочевнику как не в юрте?! Так и по сей день живут кочевники-скотоводы Казахстана, Киргизии и некоторых других государств. И мы верим истории, пока не начинаем вникать в суть вещей и разбираться в них с позиции здравого смысла.
А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. Рассмотрим по пунктам:
1. Отопление. Юрта отапливается открытым очагом, дым (и большая часть тепла) от которого выходит через отверстие в крыше. Необходимо сделать полугодовой запас сухих дров, т.к. топиться сушеными отходами конской жизнедеятельности (как, например, это делают в Казахстане, Киргизии или Тибете)-это верная холодная смерть. А значит, вам нельзя удаляться от леса.
2. Питание. Единственным животным, доступным для разведения в кочевых условиях, в этой климатической зоне является лошадь. Только она способна выжить в мороз под открытым небом на скудном подножном корме. Вопрос: где вы станете искать свой табун (чтобы отведать свежего мяса) в чистом поле по колено в снегу? Значит вы должны создать для своей семьи запас продовольствия на всю зиму. А для этого необходимо выкопать рядом с юртой надежный ледник для хранения грибов, ягод, рыбы, вяленого и мороженого мяса, иначе ваши запасы станут легкой добычей для грызунов, лис, волков и медведей-шатунов. И это нелегкий труд, чтобы заниматься им каждый год на новом месте. В пешей доступности должен располагаться источник питьевой воды: ручей или река. Т.к. топленый снег-это дистиллированная вода, малопригодная в пищу.
3. Конструкция. В условиях обильного снегопада велика вероятность того, что свод будет продавлен снежной массой- ведь снег не имеет обыкновения скатываться с шершавой поверхности. Обитатели должны регулярно счищать его. невзирая на холод, ветер и время суток.
Согласитесь-все это мало походит на вольную и беззаботную кочевую жизнь.
К слову: в условиях открытого очага уже через несколько месяцев вся ваша одежда и скарб прокоптятся до неузнаваемости. В этом отношении юрта мало чем отличается от чукотского чума. А потому красочное убранство выставочных башкирских юрт имеет мало общего с жизнью.
Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: юрта, в условиях башкирского климата, является чисто летним жилищем, т.е. мобильным летним домиком. А башкирскую зиму комфортнее и безопаснее проводить в деревянном срубе. И официальная историческая наука нас в этом выводе поддерживает. Читаем везде: от кочевого образа жизни башкиры перешли к полукочевому. Т.е. зиму они проводили в стационарных теплых жилищах, которые удовлетворяли всем, перечисленным выше требованиям, а летом кочевали вслед за своими табунами, перевозя с собой юрту. Да, все правильно, скажет большинство читателей. Нет, все не так-скажу я. Почему? Потому что все эти кочевые и полукочевые термины придуманы людьми, писавшими подобные исторические сказки в теплых кабинетах и никогда не жившими в условиях натурального хозяйства. Нет и не может быть в условиях башкирского климата ни кочевого, ни полукочевого образа жизни, а только оседлый. БАШКИРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ КОЧЕВНИКАМИ! Поясню:
Летом вы пасете свой табун, подсчитываете приплод-все хорошо. Наступает осень, нужно возвращаться на зимние квартиры и делать запасы на зиму. Вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ С ТАБУНОМ?! Ответ неожиданный и единственно возможный: БРОСИТЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ! Без вариантов! Наедине с волками, зимней стужей и бескормицей-лошади ведь не гуси и на юг не улетают. Парадокс? Но вы же кочевник и не занимаетесь заготовкой кормов на зиму. Да и при всем желании сделать это невозможно: у вас нет ни трактора, ни даже косы... Да и металла вы не знаете. А если бы и знали, то речь идет о табуне а не об одной лошади, а это совершенно несоизмеримые масштабы. И где же вам искать свой табун по весне, вернее то, что от него останется? И останется ли... Ведь поголовье волков, с помощью лука и стрел, сократить невозможно, а конокрадство во все времена было легким и доходным криминальным бизнесом. К тому же лошадь-это не домашнее животное и она легко обходится без человека в природе, и по весне к вам сама не вернется. А Башкирия - это не африканский парк Серенгети, где, по окончании зимы, вы пойдете и наловите новый табун.
И что же делать? А нужно вам, уважаемый кочевник, умерить свои аппетиты с табуна до пары свиней, пары коров, десятка куриц или гусей, десятка овец (непонятно лишь, где их взять - ведь в природе не встречаются, ни домашние свиньи, ни коровы, ни овцы, ни курицы и ни гуси?) и одной лошадки. Поселиться в обществе себе подобных (чтобы не так страшно было) в деревянном срубе (если, конечно, у вас есть топор, пусть даже каменный, и силы для его строительства) , поскольку жизнь в землянке человеческому здоровью противопоказана а в юрте холодно, сыро, дымно, темно и небезопасно, на берегу реки, чтобы было где наловить рыбы, вблизи леса, чтобы было куда сходить по грибы, по ягоды и по дрова, и все лето не загорать на солнцепеке, поглядывая на пасущиеся стада, а обильно поливать землю-матушку собственным потом, заготавливая корма для скотины на долгую зиму (хотя, я слабо себе представляю, как это можно сделать без металлической косы). Сажать огород для себя и своей семьи (с деревянной лопатой можно). Заготавливать дрова и дикоросы. А если, не дай бог, вам уже известны злаки, то- пиши пропало: вы уже не человек, а рабочая скотина и закончите свой век в борозде. Потому что такие физические нагрузки, что прописали вам жизнерадостные мужи от исторической науки в своих учебниках, ни один человеческий организм выдержать не в состоянии.
Представьте, ваш покорный слуга жил подобной (с большой натяжкой, конечно) жизнью в глухой забайкальской деревне в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы прокормить зимой 5 голов крупного рогатого скота, 2 свиньи и десяток куриц, мы с отцом все лето махали косами. А еще был огород, а еще бескрайнее картофельное поле. Каждодневный уход за всей этой скотиной-помню, как однажды зимней ночью (-42) помогали разродиться первотелке, вытягивая теленка за передние ноги.... А родители еще работали в совхозе. А коров надо доить в 5 утра, а питьевую воду привезти в двухсотлитровой бочке на телеге (на санях) с реки за несколько километров... А машину дров на зиму привезти за 120 километров, напилить и наколоть их. И т.д и т.п. Непрерывный физический труд, который нельзя отложить на завтра. И это при наличии электричества, техники и цивилизации-поначалу даже работала общественная баня! И хлеб не пекли а покупали в магазине - его привозили из райцентра за 50 километров.+
Выводы:
1. Башкиры никогда не были ни кочевниками, ни полукочевниками-потому что такой образ жизни невозможен в климатических условиях Башкортостана.
2. Юрта не является национальным жилищем башкир, поскольку в ней не было необходимости. У людей попросту не было времени выезжать с юртой на природу и нюхать цветочки-летом их ждал каторжный труд на земле.+
3. Почему башкиры считают себя кочевниками? Думаю, что КТО-ТО (или ЧТО-ТО), ИМЕЮЩИЙ ВЛАСТЬ НАД НАМИ, просто вложил эту мысль в их (и наши) умы.
Тот, кто не согласен с моими выводами, пусть объяснит: почему башкиры вольную, сытую и беззаботную кочевую жизнь вдруг сменили на полную лишений, каторжного труда и нищеты оседлость? НА ЧТО ОНИ ПРОМЕНЯЛИ СВОИ ТАБУНЫ?!
------------- Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. quoted1
Сразу же вопрос возник: а кто именно внушил эвенкам и ненцам, что их "предки были кочевниками"? Уж если башкирам такой труд не по силам - то живущие в более суровых климатических условиях "оленные люди" тем более не могли быть кочевниками! Как-то так, в общем...
> Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
>> А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. quoted2
> > Сразу же вопрос возник: а кто именно внушил эвенкам и ненцам, что их "предки были кочевниками"? Уж если башкирам такой труд не по силам - то живущие в более суровых климатических условиях "оленные люди" тем более не могли быть кочевниками! > Как-то так, в общем... quoted1
(С интересом:) Отчего же вдруг "некорректный"? Если башкирам "невозможно быть кочевниками-скотоводами" именно в силу "суровых природных условий" - то оленеводам Крайнего Севера быть кочевниками невозможно в гораздо большей степени....
>(С интересом:) Отчего же вдруг "некорректный"? > Если башкирам "невозможно быть кочевниками-скотоводами" именно в силу "суровых природных условий" - то оленеводам Крайнего Севера быть кочевниками невозможно в гораздо большей степени.... quoted1
С логикой у вас нелады. Прочтите внимательно еще раз. Башкиры сейчас-оседлый народ, но утверждают, что в прошлом были кочевниками. С северными народами такой метаморфозы не произошло.
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> Башкиры сейчас-оседлый народ, но утверждают, что в прошлом были кочевниками. С северными народами такой метаморфозы не произошло. quoted1
Вопрос - вполне корректный: почему башкиры "не могли быть скотоводами-кочевниками" в прошлом - если в те же времена кочевали со своими стадами (и в гораздо более суровых климатических условиях) жители Крайнего Севера?
> > Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Башкиры сейчас-оседлый народ, но утверждают, что в прошлом были кочевниками. С северными народами такой метаморфозы не произошло. quoted2
>Вопрос - вполне корректный: почему башкиры "не могли быть скотоводами-кочевниками" в прошлом - если в те же времена кочевали со своими стадами (и в гораздо более суровых климатических условиях) жители Крайнего Севера? quoted1
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> А почему северные олени не водятся в Башкирии? quoted1
В Башкирии водятся лошади - они НАМНОГО лучше северных оленей в плане "затраты на содержание/выгода от использования". Ни один разумный человек не будет разводить менее продуктивное в хозяйстве животное в ущерб более продуктивным.
Вопрос остаётся: почему на Крайнем Севере люди могли заниматься кочевым скотоводством и жить в чумах - а в намного более южной Башкирии вдруг "не могли"?
> > Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
>> А почему северные олени не водятся в Башкирии? quoted2
>В Башкирии водятся лошади - они НАМНОГО лучше северных оленей в плане "затраты на содержание/выгода от использования".
> Ни один разумный человек не будет разводить менее продуктивное в хозяйстве животное в ущерб более продуктивным. > > Вопрос остаётся: почему на Крайнем Севере люди могли заниматься кочевым скотоводством и жить в чумах - а в намного более южной Башкирии вдруг "не могли"? quoted1
я в статье все это изложил, мелочи додумайте сами- разные животные, кормовая база, плотность населения и география.
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> я в статье все это изложил, мелочи додумайте сами- разные животные, кормовая база, плотность населения и география. quoted1
Похоже - ты просто не понимаешь смысла моего вопроса...
Перефразирую: почему ненцы могли быть кочевниками-животноводами - а живущим НАМНОГО ЮЖНЕЕ башкирам сей образ жизни "суровые природные условия не позволяют"? Неужели ненецкий чум - удобней башкирской юрты?
> > Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
>> я в статье все это изложил, мелочи додумайте сами- разные животные, кормовая база, плотность населения и география. quoted2
> > Похоже - ты просто не понимаешь смысла моего вопроса...
> > Перефразирую: почему ненцы могли быть кочевниками-животноводами - а живущим НАМНОГО ЮЖНЕЕ башкирам сей образ жизни "суровые природные условия не позволяют"? > Неужели ненецкий чум - удобней башкирской юрты? quoted1
Олени не нуждаются зимой в дополнительных кормах и способны при этом работать. Лошадь же не может работать зимой, питаясь только подножным кормом. Как вы собираетесь следовать за табуном? Пешком по целинному снегу? Разные животные и разная кормовая база.
1. Башкиры не однородны. Часть имеет финно-угорской происхождение. Тюркская часть, такие как напр. Табын, Кыпчак, была кочевой, имеет много общего с казахами. 2. Скотоводство было как отгонным, т.е. высотные перекочевки, как у киргизов. Так и меридиональным, как у казахов. Они пока имели возможность, перемещались очень далеко. Кроме коней держали овец, как и другие кочевники. 3. Весь скот на зиму никогда не оставляли даже южные кочевники. Забой шел осенью, и готовилось вяленое мясо, а летом сыр сушили. Скот, шкуры и шерсть выменивали на муку т .д. 4. Остались документальные свидетельства Русских властей о набегах казахов на башкир, с целью угона табунов. Угоняли лошадей тысячами. 5. Сейчас даже в Тыве чистые кочевники есть, а снега не меньше, чем в Башкирии. Выращивают коней и баранов. В юртах живут.
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> Олени не нуждаются зимой в дополнительных кормах и способны при этом работать. Лошадь же не может работать зимой, питаясь только подножным кормом. Как вы собираетесь следовать за табуном? Пешком по целинному снегу? Разные животные и разная кормовая база. quoted1
Кэп намекает, что и в Якутии лошадь - правда, не всякая - может зимовать на подножном корму. Чё там лошадь - даже мамонт!.. http://www.geokniga.org/books/2757 Рекомендую.
Сергей Морозенко 39164 (39164) писал(а) в ответ на сообщение:
> Олени не нуждаются зимой в дополнительных кормах и способны при этом работать. Лошадь же не может работать зимой, питаясь только подножным кормом. quoted1
Sorry - но в двух фразах вы ошиблись трижды. 1. В дополнительных кормах - зимой животные нуждаются ВСЕ И ВСЕГДА. Олени - не исключение. 2. Лошадь МОЖЕТ "работать зимой, питаясь только подножным кормом" - просто это должна быть нетяжёлая и недолгая работа. 3. Собственно, именно поэтому кочевые животноводы имеют дело с табуном/стадом - чтобы НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ ОДНО животное: поработало немножко - заменили другим, отправив первое пастись к остальным...
> Как вы собираетесь следовать за табуном? Пешком по целинному снегу? quoted1
Хм... а то, что табун в своём движении утопчет снег - тебе это даже представить невозможно?
Угу: в условиях Крайнего Севера ты разрешаешь ненцам кочевать - а для гораздо более южных башкир ты категорически заявляешь "кочевать им было невозможно по причине суровости природных условий"? (С интересом:) Сдвигаемся ещё ближе к экватору - и получаем вообще ПОЛНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НЕВОЗМОЖНОСТЬ кочевого скотоводства в условиях африканских саванн и американских прерий? Сдвигаемся ближе к полюсу - и получаем вообще ИДЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ для кочевого животноводства?