Народы всех трех племен занимались рыболовством. Они рыбачили с помощью рыбных ловушек и сетей. Для охоты на морских обитателей - широко использовали гарпун с веревкой. Для морской охоты - строили лодки-каноэ различных форм и размеров. А для своей охоты на лесных животных - мастерили луки и стрелы, устраивали разнообразные хитрые ловушки: петли. Арканы и ямы. Свои орудия охоты индейцы обычно делали из дерева, а наконечники гарпунов и стрел - из заостренных, отточенных камней или морских ракушек. Свои изделия индейцы украшали, искусно отделывая их удивительными узорами. Жили индейцы этих племен в больших домах, в которых, как в общежитиях, жили всей деревней, традиционно считая всех ее жителей - одной семьей.
Социальные отношения в этих племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную вели по линии матери. Однако, в племенах Тлингит и Хайда были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами. Также у Тлингит существовали кланы, в которых социальные отношения прослеживались от первых легендарных прародителей. Предки прародителей составляли особую аристократию кланов: вождей, старейшин, хозяев и рабов. Однако эти классовые различия постоянно подвергались своего рода переменам и не носили статичного характера.
Каждый клан и каждое племя обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или старейшина. Каждый клан имел свое божество, своего вождя, свое персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали животные, которые служили главной добычей охоты, а также - силы природы, отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородность земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю окружающую природу.
Политическое лидерство достигалось путем соревнований престижа. Если мужчина клана стремился к лидерству, он должен был быть самым удачливым охотником, от которого зависело бы благоденствие всего племени.
В отличие от жителей побережья, которые имели свои богатые природные ресурсы, представители народов языковой группы Атабаски жили в более суровых условиях Арктики и субарктики на севере континента. Это огромное пространство имело чрезвычайно скудные природные условия, и людям приходилось с большим трудом разыскивать и добывать себе пропитание. Для погодных условий этого региона были всегда характерны долгая зима и короткое холодное лето. Индейцы Аттабаски промышляли охотой на лосей, кабаргу, медведя гризли, диких коз и занимались рыболовством.
Атабаски вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.
Варианты построек своих домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска, как Ингалик (Ingalik), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки- "лагеря". Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок. У Атабасков существовали очень простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.
Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени.
У Атабасков существовали традиции и церемониалы, в которых, например, племя встречало и одаривало подарками своих гостей. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени. Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с "бледнолицыми", они стали чаще устраивать обще-племенные трапезы в честь своих новых партнеров, тем самым моделируя отношения и традиции отношения к "бледнолицым" для племен всего северо-западного побережья Американского континента.
Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов - тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года. Атабаски тоже были язычниками. Они жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.
У Атабасков были специальные члены племен, которые проводили религиозные обряды и отвечали за связь индейцев с миром потусторонних сил. Эти люди звались шаманы. Шаманы были хранителями религиозных обрядов и обладали многими знаниями: как излечить больного; как привлечь удачу к охотнику; как предсказать погоду и будущее.
Эскимосская культура развивалась на территориях западной Аляски, поэтому естественно, что языки эскимосов и алеутов так различны между собой. Эскимосы осваивали воды Ледовитого океана и поэтому очень большое внимание уделяли средствам водного передвижения. Традиционные инструменты хозяйства эскимосов - на территории Сибири были в употреблении еще задолго до их появления на землях Аляски. И эта культура и технологии хозяйствования проникли на территорию Северной Америки и за 4 тысячи лет до н.э. распространилась от Аляски до Гренландии.
От берегов северной Аляски до Гренландии эскимосы охотились на морских животных: нерпу, котиков, китов. Какие-то группы эскимосов охотились на оленей и кабаргу. Эти группы эскимосской народности назывались Эскимосы Карибу (Caribou Eskimo) и обитали в Канаде, на западе залива Гудзона. Другие маленькие группки эскимосской народности проживали вдоль рек Колвилл (Colville) и Ноатак (Noatak), а также в дельте рек Юкон и Каскоквим (Kuskokwim).
Однако вопреки разнице в местах обитания, эскимосы имели общую культуру, национальную одежду и традиции. Так получилось потому, что еще за тысячи лет назад дикая, первобытная культура этой народности: собачьи упряжки, лодки-каяки и мн. др. - распространилась через Аляску по всей территории Северной Америки до Гренландии. Социальные отношения в среде эскимосов концентрировались вокруг родовой семьи. Мужчины занимались охотой. Эскимосы Юпик (Yupik Eskimo) имели специальные церемониальные дома, в которых мужчины- эскимосы учили мальчиков искусству охоты, а женщины сидели дома и занимались воспитанием девочек. Большинство эскимосских браков заключалось внутри родовой общины. Эскимосы охотились и занимались рыбной ловлей. Они имели свои табу и запреты: например не смели смешивать в пищу земную и морскую живность. Эскимосы Берингова моря (Bering Sea Eskimo) имели много ритуалов и обрядов, связанных с охотой на животных. А эскимосы, жившие к северу от их территорий, не имели сходных традиций охоты и рыбалки.
Алеуты очень хорошо приспособились к жизни в трудных природных условиях Алеутских островов. Они научились прекрасно использовать для жизни богатые ресурсы моря. Однако их традиции были забыты и поглощены более цивилизованной культурой русского народа, с которым алеуты впервые познакомились в 1740 г. Алеуты строили отдельные землянки, в которых проживали семьями. Иногда алеуты кочевали на северные берега Берингова моря. Это происходило тогда, когда популяции морских животных, мигрировали в другие районы. Тогда алеуты строили сезонные дома и сезонные стойбища.
Общество было разделено на социальные классы: вожаки, простые люди и рабы. Традиции алеутов во многом перекликаются с обычаями племени Тлингит и группами народностей Сибири. Возможно, что изначально алеуты так же исповедовали семейный принцип организации племени. Алеутская община обычно состояла из старейшины-отца и его жены или жен, женатого старшего сына и его семьи, и иногда - младшего брата и его семьи. Маленьких детей обычно отправляли на воспитание к их матерям, которые имели свои собственные дома.
Когда морские воды освобождались ото льда, алеуты выходили в море на охоту. Охотились на котиков, моржей, морских львов и китов. Многие орудия их охоты были сходны с орудиями южных эскимосов: двухместная лодка каяк; костяное и каменное оружие. Алеуты охотились так же и на птиц, 140 видов которых гнездились на Алеутских островах. Для охоты на птиц алеуты использовали боло (веревки, к концам которых привязывались камни - заплетались в косицы и метались в птиц) В рыбалке - использовали сети и гарпуны. Так же, алеуты собирали морских моллюсков и северные ягоды и травы.
В 1654 году русский купец Федот Алексеев отправился с востока сибирского полуострова Колыма по реке Погича со своей экспедицией, желая найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами, кость которых очень ценилась. В этот поход вместе с ним отправился Семен Иванович Дежнев - как представитель власти, облеченный полномочиями установления пошлины на торговлю с местным населением. В этом путешествии Дежнев был первым исследователем, который открыл морской проход с берегов Арктики к океану.
Сейчас этот морской путь назван Берингов пролив, поскольку доклад Дежнева об открытии пролива так и не дошел до правительства. Правивший Россией в то время царь Петр Первый так и не узнал, что Сибирь тесно соседствует с Северо-Американским континентом. Однако, незадолго до своей смерти, Петр Первый отправил исследовать морские берега Сибири капитана Витуса Беринга - датского навигатора, который находился на российской службе.
Петр послал Беринга в экспедицию с целью изучить и описать северо-восточное побережье Сибири. В 1728 г. экспедицией Беринга был вновь открыт пролив, который впервые увидел Семен Дежнев. Однако, из-за тумана Берингу не удалось рассмотреть на горизонте очертания Северо-Американского континента.
В 1733 году Российское правительство вновь назначило Беринга главой новой экспедиции, целью которой было исследование ресурсов Сибири и учреждение торговли с Японией.
В этой своей экспедиции Беринг так же исследовал и американский берег. Экспедиция Витуса Беринга отправилась к берегам Америки из Петропавловска-Камчатского 8 июня 1741 года на двух кораблях: "Святой Петр" (под командованием Беринга) и "Святой Павел" (под командованием Алексея Чирикова). На борту каждого корабля была своя команда ученых и исследователей.
20 июня корабли пошли по разным маршрутам, 15 июля на корабле Чирикова заметили землю. Предположительно, моряки увидели берега острова принца Уэльского. А корабль под управлением Беринга, который двигался севернее, на следующий день вышел к берегам острова Каяк. Беринг еще с моря увидел вершину горы, которую назвал гора Святого Ильи (Saint Elias), поскольку 16 июля - день Святого Ильи. Корабельный врач, немецкий ученый Георг Вильгельм Стеллер, высадился на берег в числе первых, для того, чтобы собрать какие-нибудь лекарственные растения, чтобы помочь экипажу, страдавшему от цинги. Стеллер собрал на берегу так же некоторые образцы ракушек и трав, обнаружил новые виды птиц и животных из чего исследователи заключили, что их корабль достиг нового континента Северная Америка. Корабль Чирикова вернулся 8 октября в Петропавловск-Камчатский, но корабль Беринга занесло течением и ветром на восток Камчатского полуострова - к Командорским островам. У одного из островов корабль потерпел крушение, и его выбросило на берег. Путешественники были вынуждены провести зиму на острове, который теперь носит имя остров Беринга. На этом острове командор умер, не пережив суровую зиму. Весной выжившие члены экипажа построили лодку из обломков разбитого "Святого Петра" и вернулись на Камчатку только в сентябре. Так закончилась первая российская экспедиция, открывшая северо-западное побережье Северо-Американского континента.
Российская императрица Елизавета не имела никакого интереса к землям Северной Америки. Она издала указ, по которому обязала местное население платить пошлину за торговлю, но больше никаких шагов в направлении развития отношений с Аляской не делала. Следующие 50 лет Россия проявляла к этой земле очень мало интереса. Отдельные купцы торговали с алеутами, покупая у них пушнину. Особенно ценился тонкий мех калана - морской выдры. Особенно выгодно российские купцы продавали алеутскую пушнину на рынках Китая.
В 1743 году российские торговцы и охотники за пушниной установили очень тесный контакт с алеутами. Европейские болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были смертельны для туземцев нового континента. Оспа, корь, туберкулез, венерические болезни, пневмония - стали тем оружием, которое почти истребило алеутов. До контакта с европейцами популяция алеутов насчитывала 15- 20 тысяч человек. В 1834 году их осталось всего 2 247, в 1848 - уже 1 400. С 1864 года, когда на островах поселились русские, популяция алеутов снова резко подскочила до 2 005 человек - благодаря смешанным бракам и притоку новой крови. Но к 1890 снова снизилась до 1 702 человек.
Охотники мигрировали к востоку Алеутских островов вслед за животными, на которых они охотились. Поскольку промысел отдалялся от Камчатки - цены на мех поднимались, и маленькие торговые компании разорились. До 1770 года среди купцов- торговцев и заготовителей пушнины на Аляске считались самыми богатыми и известными Григорий Иванович Шелихов, Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин, а так же братья Григорий и Петр Пановы.
В 1762 году правительницей России стала императрица(немка)Екатерина Великая, и правительство снова обратило свое внимание на алеутов. Екатерина издала в 1769 году указ, которым отменила пошлины на торговлю с алеутами, а так же издала указ, которым приказывала озаботить правительство судьбой алеутской народности. К сожалению, указ императрицы остался только указом на бумаге. Без контроля и надзора правительницы за его исполнением.
Испания так же была заинтересована в территориях на Севере Тихого океана. Страх перед Российской экспансией на земли Северной Америки подтолкнул Испанию занять земли Альта Калифорния (сейчас - штат Калифорния) и построить на них свои форты Сан-Диего, Монтерей и другие Калифорнийские поселения.
В 1774, 1777, 1778 и 1790 годах на Аляску посылаются испанские экспедиции. А экспедиция 1790 года уже имеет конкретную цель: исследовать и по возможности завладеть территориями на Аляске. Однако, когда испанские корабли вступили в конфронтацию и кораблями Британской земли Нутка Саунд (сейчас это канадская провинция Британская Колумбия), испанцы были вынуждены признать свое поражение и отказаться от попыток захватить северные территории.
Британия, Франция и Соединенные Штаты исследовали Аляску, но не пытались приобрести ее территорию. В 1778 году Британский капитан Джеймс Кук составил топографические карты побережья Аляски и посетил алеутские земли. На Аляске Кук и члены его экипажа закупили много ценных шкурок калана, которые с большой выгодой продали в Китае, последующий Британский интерес к Аляске был сконцентрирован на торговле. Франция тоже послала к Аляске экспедицию под командованием Жана де Галуп, которая возвратилась из своей экспедиции в 1788 году. Но Французская Революция 1789 года оборвала дальнейшие Французские исследования в этом регионе Северной Америки.
Российским купцам-мехоторговцам досаждали иностранные конкуренты. Особенно англичане, которые предлагали для обмена с местным населением более дешевые товары, чем российские купцы. Русские почувствовали, что необходимо государственное учреждение колонии. В 1784 году купец Шелихов строит и снаряжает собственные корабли и посылает их на остров Кодьяк (Kodiak Island). Постепенно (к 1788 г.) число русских на Алеутских островах и в Северной Америке достигло 500, а к 1794 г. в результате начавшейся деятельности Г.И. Шелихова, оно превысило 800 человек.
Именно благодаря энергии и дальновидности Шелихова в этих новых краях было заложено основание росийских владений. Первое постоянное поселение появилось на острове Кодьяк, в бухте Трех Святых. Шелихов возглавил и первую сельско-хозяйственную колонию "Слава России". Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. При этом Шелихов не был государственным человеком. Он оставался купцом. промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства.
До 1786 года Шелихов был самым успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове - сибирском купце, который приехал в Кодьяк в 1791 году. Вскоре купец из Каргополя 43-летний Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кодьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелихов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: предприимчивость, настойчивость, твёрдость. Вскоре Баранов перенес представительство компании из бухты Трех святых на север острова, в город Павловск, который имел лучшую гавань и был расположен в лесистой местности, что было очень важно для будущего строительства. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный город острова Кодьяк.
Перед лицом нового правителя Александра Баранова стояло множество проблем. Большая часть продовольствия и почти все товары для обмена должны были импортироваться из России, а кораблей было недостаточно. Девизом русской колонии стала поговорка: "трудись, не покладая рук". В колонии постоянно не хватало людей для строительства кораблей, защиты колонии, организации бытовой жизни. На помощь пришли местные алеуты. Они и составили главную рабочую силу колонии, охотились на пушную дичь, пока русские занимались обустройством жительства и заготовкой кож и курок зверей. Алеуты охраняли форт и несли стражу.
Во время пребывания Баранова на посту Правителя Российской Америки владения России расширялись на юг и восток. Баранов основал и построил российские представительства и на Алеутских землях. Самое крупное - Ново-Архангельск (New Archangel), основанный в 1799 году. В 1802 племя Тлингит напало на форт и разрушило его. А в 1804 году Баранов вернулся на эти земли с Российским военным кораблем и разбил Тлингитов. После победы Ново-Архангельск был построен заново. 4 км к югу от этого города, впоследствии вырос знаменитый Аляскинский город Ситка (Sitka). Баранов верно служил Шелихову, а затем и Российско-Американской компании с 1790 по 1818 год, пока не ушёл на покой в возрасте 71 года. При его жизни о нём ходили легенды: он внушал уважение и страх окружавшим его людям. даже самые строгие правительственные ревизору поражались его преданности делу, энергии и самоотверженности.
Со слиянием компаний купцов Г.И. Шелихова, И.И. и М.С. Голиковых и Н.П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в 1799 г. окончательно оформилась единая Российско-Американская компания. Она получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана, призванная представлять и защищать своими средствами интересы России на Тихом океане.
С 1800 г. Главное правление компании, состоявшее из нескольких директоров, располагалось в Петербурге на Мойке у Синего моста. Компания была объявлена находящейся под "высочайшим покровительством". Акционерами компании с 1801 г. стали Александр I и великие князья, крупные государственные деятели.
Шелихов умер в 1795 году. Его зять и законный наследник "Российско-Американской Компании" Николай Петрович Рязанов в 1799 году получил от правителя России императора Павла Первого право на монопольную Американскую пушную торговлю. Это полномочие обязывало компанию занять под свое владение северные территории еще ранее открытые русскими. И учреждать российские представительства не только на них, но и на новых землях, однако, стараясь не вступать в конфликт с другими державами.
В 1812 году Баранов учредил южное представительство компании (на берегу Калифорнийского залива Бодиджа (Bodega) . Представительство это было названо Русское селение (Selenie Ross), сейчас известное как Форт Росс (Fort Ross). Позже, в 1841 г. Форт Росс был продан Джону Саттеру - немецкому промышленнику, попавшему в историю Калифорнии благодаря своей лесопильне в Колома (Coloma), на территории которой в 1848 году была найдена золотая жила, с которой началась знаменитая Калифорнийская Золотая Лихорадка. С поста директора Российско-Американской компании Баранов ушел в 1818 году (на пенсию). Он хотел вернуться домой - в Россию, но в дороге скончался.
К руководству компанией пришли военно-морские офицеры, которые способствовали развитию компании. А в 1821 году в политике компании был оговорен такой момент: отныне руководителями Российско-Американской компании должны были быть только военно-морские офицеры. Флотское руководство компании улучшило ее администрацию, расширило колонии. Однако, в отличие от Баранова, флотское руководство очень мало интересовалось самим торговым бизнесом, и крайне нервно относились к заселению Аляски англичанами и американцами. Руководство компании, именем Российского императора, запретило вторжение всех иностранных кораблей на 160 км акваторию близ Российских колоний на Аляске. Разумеется, такой приказ был немедленно опротестован Великобританией и правительством Соединенных Штатов. Спор с США был урегулирован конвенцией 1824 года, которая определила точные северные и южные границы российской территории на Аляске. В 1825 г. Россия пришла к согласию и с Британией, определив также точные восточные и западные границы. Российская империя дала обеим сторонам (Британии и США) права вести на Аляске торговлю в течение 10 лет, после чего Аляска полностью переходила во владение России.
В 1843 году секретарь правительства США Вильям Марси (William Marcy) и сенатор Вильям Гвин (William M. Gwin) оба - приверженцы политики экспансии - обратились к Российскому послу в США - барону Эдварду Стоклу (Eduard Stoeckl) - с провокационным вопросом: "Правда ли, что Россия выставляет на продажу свою колонию Аляска?" Стокл ответил "Разумеется, нет!" - однако этот вопрос его заинтриговал.
В 1844 году патент Российско-Американской компании на монопольную торговлю был продлен еще на 20 лет. Компания пыталась получить прибыль из новых источников: добыча угля; китобойный промысел и даже экспортировать лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры были не прибыльны.
Продажа Аляски состоялась в 1867 году, спустя недолгое время после того, как появился популярный термин «Русская Америка». Российские владения в Америке были, по сути, не государственной собственностью, а собственностью компаний — сначала нескольких частных российских, а потом, с 1799 года, Российско-Американской... Какого-либо акта о присоединении этих владений у России не было — это были владения российских подданных.
Такого рода собственность была обычным явлением в XVIII — XIX веках (Ост-Индская компания, компания Гудзонова залива и т. п.). Немудрено, что сначала форт Росс, а затем и прочие владения россиян в Америке были уступлены. По сути дела состоялась сделка покровителей РАК — правительства и самого императора — с Америкой.
Таким образом, Россия как бы избавилась в первую очередь от убыточной и постоянно беспокоящей ее проблемами компании. И еще — РАК тяготилась сознанием того, что дивидендов нет и они не предвидятся. Одни долги. Тем более что в это время на освоение новых земель в Приморье требовались крупные вложения.
Но более всего на судьбу Русской Америки повлияла Крымская война (1853-56 гг.), которая привела к оскудению казны и в то же время показала незащищенность территорий в Тихом океане перед британским флотом. К 1866 году РАК задолжала министерству финансов 725 тыс. руб. В правительственных кругах начались разговоры о том, что продажа Русской Америки помогла бы пополнить казну и вместе с тем избавила бы от уязвимой и нерентабельной колонии, которая так или иначе отошла бы к Соединенным Штатам. К тому же продажей Аляски Россия приобрела бы союзника в борьбе против враждебной в то время Англии.
В конце концов Российское правительство приняло решение продать Аляску соединенным Штатам и инструктировало барона Стокла заняться переговорами. 11 марта 1867 года Стокл начал переговоры о продаже Аляски с секретарем правительства США Вильямом Сюардом (William H. Seward).
Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые трудности с получением согласия правительства на такую грандиозную по тем временам покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец, Сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 "за" к 2 "против". Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда - сумасшедшим, но, под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку Аляски.
Подпись и печать Александра II на договоре появилась только 3 мая, но фактически Аляска уже продана. 23 марта редакторы петербургских газет получили через атлантический телеграф сообщение об этом — и отказались поверить. Новость эта преподносилась газетчиками как пустой слух. Знаменитый издатель «Голоса» А. А. Краевский выразил недоумение российского общества по этому вопросу: «Сегодня, вчера и третьего дня мы передаем и передавали получаемые из Нью-Йорка и Лондона телеграммы о продаже владений России в Северной Америке... Мы и теперь, как и тогда, не можем отнестись к подобному невероятному слуху иначе, как к самой злой шутке над легковерием общества».
18 июля Белый Дом официально заявил о своем желании уплатить России сумму, назначенную в торгах за Аляску.
Только 8 октября в газете министерства иностранных дел «Северная почта» был опубликован «Высочайше ратифицированный договор об уступке российских североамериканских колоний». Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября 1867 года в Ситке.
Российская история освоения Аляски продолжалась 126 лет. Однако активность русских на этих землях проходила, по большому счету, в пределах территории Алеутских островов, Кодьяка и архипелага Александра. Какие-то исследования, безусловно, проводились и внутри континента, но они были ограничены очень немногими поселениями. Пик российской популяции на землях Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным вкладом в освоение русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях свои церкви и занимались миссионерством среди местных жителей - Алеутов и Тлингитов. Русская Православная церковь никогда не прекращала своей деятельности. Она служит на землях Аляски и сейчас.
Соединенные Штаты были подготовлены к управлению Аляской ничем не лучше русских. Многие американцы вообще не имели никакой информации об этих землях. Только что закончилась Гражданская война, и лидеры страны были более озабочены вопросами урегулирования бывшего конфликта. Как бы там ни было, но многие американцы все же приехали на новые земли Аляски торговать, заниматься охотой или китобойным промыслом. Кроме того, в 1864 году компания "Вестерн Юнион" (Western Union Company) занялась постройкой телеграфной линии, имевшей цель связать через Аляску Северную Америку с восточной Азией и Европой. Однако это предприятие лопнуло, когда в 1866 году был с блеском завершен проект прокладки трансатлантического кабеля, соединившего Новый Свет со Старым.
Однако усилия, затраченный компанией "Вестерн Юнион" на реализацию своего проекта, не пропали даром и стимулировали интерес американцев к землям Аляски. Были организованы научные экспедиции в эти края. Успешному научному изучению Аляски способствовала также богатая научно-познавательная информация, накопленная Российскими исследователями и щедро предоставленная Америке после ее покупки Аляски.
> > «Пуля прошла через мать и застряла в нем» > > Евгений Халдей – автор знаменитого кадра «Знамя Победы над Рейхстагом». Он же снимал Потсдамскую и Парижскую конференции, был свидетелем на Нюрнбергском процессе. После войны он был уволен отовсюду как еврей, а в 90-х годах потерял свой архив, который вывез в США сын его фронтового товарища. Дочь фотографа Анна Халдей в интервью Jewish.ru рассказала, что на днях ей удалось вернуть работы отца, а также вспомнила, как он пережил погром 1918 года в Донецке и что чувствовал, оставшись за бортом по «пятому пункту». > > > > > > Во время еврейского погрома в марте 1918 года мать вашего отца была убита, а сам он получил пулевое ранение в грудь, будучи годовалым ребёнком. Как это произошло и кто его спас? > > – Они жили в Юзовке – это нынешний Донецк. Семья держала бакалейную лавочку. Это было накануне еврейского Пейсаха – они готовились к празднику. Лавка сообщалась с домом. В первой комнате были мой годовалый отец на руках матери и двое старших детей: сестра Фрида и брат Алексей. Дальше в доме были дед, подруга матери и нянька. А папин отец Ананий находился в лавке. Там же были два покупателя – городские жители, соседи, они купили папиросы и ушли. Он закрыл за ними дверь на щеколду, а через время в неё снова постучали. Он открыл и увидел тех же соседей – один был с обрезом, второй с ножом. Папин отец получил по голове и упал. Это его и спасло. Они перешагнули через него и вошли в дом. Один из убийц выстрелил в мать моего отца. Пуля попала ей в спину, но на выходе прошла в тело маленького отца, задела лёгкое и застряла между рёбер. Старшим детям чудом удалось спрятаться, а всех остальных, кто был в доме, зарезали. Остался дневник папиного отца, где всё это описано. Дед в итоге и выходил моего отца, а через какое-то время женился ещё раз, и у отца появились три сводные сестры. Судьба деда и этих его дочерей сложилась трагически. В самом начале войны жителей Сталино отправили копать окопы. Ананий уже был старым и ждал дочерей с работ, чтобы уехать вместе. К моменту возвращения девочек фашисты заняли город. Их выдал кто-то из соседей как еврейскую семью, и всех забрали прямо из дома. Застрелили и тела сбросили в шахту. > > > > > > Отец в это время был уже в Москве? > > – Да, конечно, его еще в 1936 году 19-летним мальчишкой приняли на работу фотографом в «Союзфото». Все вообще как начиналось. Отец работал с 12 лет – чистил паровозные топки и помогал кормить семью. Изредка он покупал себе «Огонёк» – уже в те годы журнал был хорошо иллюстрирован, и фотографии зачаровывали отца. Рядом с его работой было ателье братьев Клейманов, и отец устроился туда подмастерьем, внештатно, в свободное от основной работы время. Разводил растворы, бегал на посылках, получал подзатыльники и первые уроки мастерства. Свой первый фотоаппарат он сделал сам из картонной коробки, старых очков своей бабушки, зеркал и стеклянных пластинок. Устройство было даже со вспышкой – коробочкой из-под ваксы, куда был засыпан магний. В 1931 году отец снял свою первую фотографию – это был потрясающей красоты Свято-Преображенский собор в Сталино. Второй снимок был сделан совсем скоро, когда тот же собор взорвали. В 1932 году отца взяли работать на Донбасс в агитбригаду – он ездил, снимал, выпускал стенгазету. Стал отправлять свои первые фотографии в «Союзфото», за что ему платили по пять рублей. Тогда он в рассрочку купил себе первый фотоаппарат, по-моему, это был «Фотокор-1». В 1936 году его отметили как мастера и пригласили в Москву. В 1937-1938 годах он служил в Карелии, где продолжил снимать. Оттуда у него есть небольшие серии «Карелия» и «Пограничники Тянь-Шаня». Потом с фотографии, на которой Молотов объявляет о начале войны, началась серия его военных работ. > > > > > > Как отец рассказывал вам об истории съёмки водружения флага над Рейхстагом? > > – Официально героями этого фото были Кантария, Егоров и Самсонов, именно они и подняли знамя над павшим Берлином. Просто никто не заснял их в этот момент для документального подтверждения. Отец рассказывал мне, что флагов на самом деле было много, разных размеров и форм, вплоть до маленьких красных тряпочек – все, кто там находился, начиная от солдат и заканчивая генералами, хотели водрузить свой флаг над Рейхстагом. Но на его знаменитой фотографии всего три солдата. Первый – это киевлянин Алексей Ковалёв, второй – дагестанец Абдул-Хаким Исмаилов, третий – Леонид Горычев из Белоруссии, вот такая интернациональная бригада. Их имена после войны нигде не всплывали. Только в 1995 году, к 50-летию Дня Победы, все участники были найдены. Отец встретился тогда с Ковалевым, и они стали крепко дружить. > > Фотокорреспондент, всю войну прошедший как представитель ТАСС, снявший знаменитое водружение флага над Рейхстагом, Потсдамскую и Парижскую конференции, после войны был уволен с формулировкой о профнепригодности? > > – Пятый пункт. И никакие заслуги не могли на это повлиять. 90 процентов тогдашних фотокорреспондентов были евреями, я знала и помню до сих пор многих из них, всё это были удивительные, уникальные люди. Из «Фотохроники» вместе с ним уволили ещё пять человек. У меня сохранился протокол, где написано, что «у Халдея от успехов закружилась голова, понизился культурный и интеллектуальный уровень» и что «он больше не может представлять фотохронику ТАСС и быть ее корреспондентом». > > > > > > Чем он занимался после увольнения? > > – Были случайные заработки, разные редакции. Он также снимал при клубах художественной самодеятельности. За это время накопилась масса интересных материалов: советская жизнь, колхозы, совхозы, хлопковые поля, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия и другие республики. В 1959 году Константин Симонов, с которым отец познакомился на фронте, помог ему устроиться в «Правду», хотя в 1972-м его снова уволили, и снова по той же причине. Но отец все равно работал в советской культуре, занимался подвижничеством, организовывал различные выставки, позже стал биографом Симонова, они много путешествовали вместе. Он не оставил свою профессию и никому не доверял работать с его материалами: сам все снимал и сам же проявлял плёнки в лаборатории, которая всегда находилась дома. > > > > > > Как архив вашего отца оказался в Америке? > > – У папы был военный товарищ по фамилии Каспиев, они с отцом очень дружили. После смерти Каспиева его сын Калман переехал в Москву, и отец помогал ему устроиться. Он стал близким другом нашей семьи, у нас были практически братские отношения. В конце 70-х годов он эмигрировал в Америку и как-то исчез из нашего поля зрения, а папа тем временем продолжал работать. Наступили 90-е годы – период забвения для всей страны – папа лишился работы, остался с пенсией примерно в 30 долларов, у него случился инфаркт, затем потребовалась операция, денег у нас не было. В 1994 году в Москву приехал немецкий фотограф Эрнст Фоланд и заинтересовался работами отца. Он издал первую книгу об отце в Германии, стал делать выставки по всему миру. И люди начали проявлять интерес, только не у нас, а в Европе: Голландия, Италия, Франция, Германия – везде собирали толпы зрителей. Немцы, нужно отдать им должное, особенно заинтересовались этой темой, снимали фильмы, даже возили отца в Германию. > И где-то в начале 90-х годов объявился тот самый Калман Каспиев. Он прислал письмо с приглашением в США, и папа поехал к нему в гости. Там Каспиев предложил отцу сделать выставку в Америке, так что через два месяца мы снова туда поехали. Выставка из 90 работ была представлена в Колгейтском университете. Отец, человек абсолютно не меркантильный, одним росчерком пера оставил всю выставку в подарок университету. Всех изумил этот поступок, но папа всегда был таким, человеком широкой души, никогда не понимал, как можно зарабатывать на своём творчестве. 10 марта 1997 года ему исполнилось 80 лет, мы в тот момент находились в Нью-Йорке. Мы отметили его день рождения, а на следующий день он вместе с Калманом пошёл к юристу и подписал договор, согласно которому назначил его своим агентом. Договор заключён был на 20 лет – с 80-летним человеком! И с условием, что половина всей прибыли достаётся агенту. Так у Калмана остались отцовские негативы тех работ, что были на выставке. В конце сентября у нас началась выставка в Брюсселе, в Бельгии отца и не стало. Я позвонила Калману, он прилетел и привёз нам взаймы две тысячи долларов, на которые мы и проводили отца в последний путь. Это случилось в октябре, а уже где-то в начале декабря Каспиев позвонил мне и сказал, что хочет возврата всех долгов. Денег не было, поэтому я отобрала 260 фотографий и прилетела с ними в Америку. К счастью, мне хватило ума все их переписать по размерам и содержанию, и Калман расписался на этих пяти листах. Часть фотографий мы продали, какие-то я отдала ему в качестве компенсации долга. Затем я вернулась в Россию, а негативы так и остались у Каспиева. > > > > >
> Почему вам в итоге пришлось отстаивать права на эти негативы в американском суде? > > – В какой-то момент Каспиев стал уходить в подполье. В 1999 году я полетела в Нью-Йорк, чтобы с ним встретиться – уже понимала, что он ведёт себя некорректно. Всю неделю, что я была в Нью-Йорке, он от меня прятался. Из 260 фотографий он привёз в итоге штук 20 и начал врать по поводу остального. Я улетела ни с чем. А через несколько месяцев после этого мне позвонил нью-йоркский адвокат Дэниел Ротштейн – он работал тогда в Москве, каким-то чудом сам достал мой номер телефона и просто сказал: «Вам нужна моя помощь!» В итоге он 15 лет помогал мне отстоять права на архив отца. Только благодаря ему мы и выиграли – он работал абсолютно бескорыстно, исключительно из уважения к памяти отца. Я сама ещё семь раз летала в Америку, присутствовала на всех судебных заседаниях, на перекрестных допросах с синхронными переводчиками, это был ад! Каспиев менял показания, условия, требовал денег, одним словом, вёл себя ужасно. И вот только спустя 20 лет со дня папиного ухода и 15 лет судебных разбирательств архивы вновь оказались в России. Позавчера я прилетела домой с победой, привезла негативы и где-то с десяток фотографий, негативы которых не сохранились. Я теперь разбираю негативы, обнаруживаю кадры, которые считала безвозвратно утраченными, и это большое счастье. Многие из возвращенных фотографий будут на выставке, которую мы устроим в Московском доме фотографии 3 апреля, в честь 100-летия со дня рождения моего отца. quoted1
Svyatoslavkv1 (svyatoslavKV1) писал(а) в ответ на сообщение:
> > И кстате РИ не получила деньги за Аляску и мало того США должна вернуть России Аляску quoted1
Не должна.Вы не внимательно читали.Аляска не была Российской.На Аляске были просто частные конторы которые принадлежали гражданам Российской империи.Была продана не Аляска а фирмы российских граждан.У Российской империи не было никаких документов на владение Аляской.Это все равно что фирмы Абрамовича в Англии.Он их продаст но это не значит что он торгует Англией.