Во время Первой мировой войны евреи массово были поставлены в положение, вынуждавшее их воевать против других евреев.
В Восточной Европе границы воюющих стран разделяли исторически единые общины евреев (польских, литовских, румынских, венгерских).
Набор в армию производился по территориальному признаку, так что в частях, набранных в Украине, Польше и Молдове доля евреев была значительно выше, чем в других местах.
Именно эти части оказались на передовых позициях, противостоя набранным таким же образом частям противной стороны (русские и румынские против австро-венгерских и немецких).
Статистические данные о числе евреев, участвовавших в Первой мировой войне
Страна Число евреев в армии, тыс. человек
Австро-Венгрия 275 Болгария 6 Великобритания 50 Германия 90 Италия 8 Россия 450 США 250 Франция 35 Содружество (британское Содружество наций) 8 Всего: 1172
Евреи России, как и других воюющих стран, приняли участие в Первой мировой войне. Патриотический подъем, охвативший Россию, не оставил в стороне и евреев. В синагогах Киева, Житомира, Одессы молились за победу российского оружия. На торжественном богослужении, посвященном началу войны, кантор и хор одесской синагоги с подъемом исполнили российский гимн, затем по улицам города прошла еврейская патриотическая манифестация. Еврейские общины Одессы, Бердичева, Севастополя выделяли в общинных больницах и богадельнях места для раненых российских солдат.
Мобилизация среди евреев прошла практически без недобора; процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом: в 1914 г. в армии насчитывалось 400,000 евреев, к концу 1916 г. их число возросло до 500,000. Тысячи евреев погибли или были ранены в боях.
Некоторые евреи — выпускники гимназий и университетов, освобожденные от призыва, пошли на фронт добровольцами. В армии было много врачей-евреев и даже отдельные офицеры-евреи.
Тысячи евреев были награждены за участие в войне, некоторые стали полными Георгиевскими кавалерами. Х. Иофин из Киева стал полным георгиевским кавалером, двумя георгиевскими крестами были награждены Л. Брусиловский, И. Идельман, С. Сафьян и Я. Фрейдин из Одессы, Г. Константиновский из Луганска, М. Каплан из Проскурова, Г. Фейгензон из Бердичева.
Февральская революция 1917 г. уравняла евреев в правах с остальными гражданами; впервые в истории русской армии евреи-офицеры не были в ней исключением. Многие евреи поступили в офицерские школы и по окончании их получили звание прапорщиков.
Уже в начале июня 1917 г. в Константиновском военном училище (Киев) был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 г. офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров. Многие евреи, учившиеся в это время в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками.
В отношении бухарских евреев была особая политика. Из них сформировали отдельный батальон под командованием еврейских офицеров; командиром роты в чине штабс-капитана тоже был еврей
Насколько помню, если история с появлением евреев в Хазарии, в какой-то форме правдива, то исход был из Ирана после подавления манихейского, даже не знаю как назвать. скажем так, подавление попытки утвердится в Персии, новой религиозной общины, с попытками уничтожения традиционного зороастрийсва и действий, направленных на истребление старой персидской аристократии, в этой истории заправляли конечно сами иранцы, однако еврейская община вроде поддержала манихеев, если не прав, Пашутка поправит.
Дело происходило так. Через 70 лет после изгнания евреев из Эрец-Исраэль завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернулось лишь около 40 тысяч, которые избежали ассимиляции. Из тех кто не вернулся, впоследствии возникли десятки общин.
Наиболее известные общины, это бухарская и грузинская.
Вернувшиеся из галута в Эрец Исраэль стали восстанавливать Храм. Храм был восстановлен, и весь период, пока он существовал (350 до н. э. – 70 н. э.), называется «эпохой Второго Храма».
Тем не менее с первых дней войны среди высшего командного состава армии и военной администрации прифронтовых районов стали широко распространяться слухи о якобы поголовной поддержке Германии евреями.
Уже в начале августа 1914 г. военный комендант поселка Мышенка близ Лодзи предписал всем евреям (около 2000 человек) немедленно покинуть этот населенный пункт и не отменил свой приказ даже после распоряжения губернатора об их возвращении.
Распространению антиеврейских настроений в начальный период войны во многом способствовало польское население прифронтовых районов. В особенно тяжелом положении оказалось еврейское население Галиции, которая была оккупирована русскими войсками в 1914–15 гг. В августе–ноябре 1914 г. русская армия заняла почти всю Восточную Галицию и Северную Буковину, включая Тернополь, Львов, Галич и Черновицы.
Многие евреи (до 400 тыс. человек) бежали во внутренние районы Австро-Венгрии; оставшиеся подверглись издевательствам, насилию и повальным грабежам, были лишены равных с христианами прав.
Русское армейское командование считало евреев своими главными врагами: в приказах, расклеенных на улицах галицийских городов, говорилось о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии. Русская военная администрация закрыла еврейские учреждения, евреев-служащих увольняли с работы. В Галиции стали обычным явлением издевательства над евреями, избиения погромы, которые особенно часто устраивали казачьи части и в которых приняли участие и местные украинцы. 27 сентября 1914 г. жестокий погром (вошедший в историю как «кровавое воскресенье») произошел во Львове.
Во Львове и в других местах военные власти брали евреев в качестве заложников. После того, как 1 мая 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции, русское командование выслало оттуда всех евреев; их вывозили в товарных вагонах под конвоем.
В русской армии были очень популярны рассказы о поголовном участии еврейского населения в шпионаже в пользу Германии; ходили даже слухи о том, что религиозные евреи прячут в бородах телефоны для передачи немцам секретной информации.
Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов.
Немало евреев было убито без суда или по приговору военно-полевых судов (если дела евреев, обвинявшихся в шпионаже, разбирал гражданский суд с участием защитников, в подавляющем большинстве случаев им выносили оправдательные приговоры).
Военное командование стало брать евреев в заложники и на территории самой России. 24 декабря 1914 г. три заложника-еврея были расстреляны в городе Сохачев. Летом 1915 г. сотни евреев Полтавы, Екатеринослава и других мест были взяты в качестве заложников и брошены в тюрьмы.
Иногда офицеры российской контрразведки подбрасывали евреям компрометирующие их документы и требовали выкуп за прекращение дела.
Только одним контрразведывательным отрядом по сфабрикованным делам были расстреляны 18 евреев.
Наибольшей враждебностью по отношению к еврейскому населению отличалось высшее военное командование — главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и начальник штаба Ставки генерал Н. Янушкевич (поляк, принявший православие).
Безосновательно заявив, что во время одного из боев русская часть была выбита из прифронтовой деревни и понесла большие потери из-за того, что «в подвалах евреями были спрятаны немецкие солдаты». Николай Николаевич и Н. Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний.
В приказе также говорилось, что «... в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками». Высланных отправляли в некоторые районы черты оседлости. В Ковенской губернии выселение было поголовным: из Ковно вывозили больных, раненых солдат, семьи фронтовиков.
Выселение, осуществлявшееся в очень тяжелых для евреев условиях: на сборы давалось 48 часов; часто не разрешали брать самые необходимые вещи; высланные подвергались издевательствам, их перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы».
Это вызвало волну возмущения в России и за границей. Управляющий делами Совета министров А. Яхонтов вспоминал, что «даже непримиримые антисемиты приходили к членам правительства с протестами и жалобами на возмутительное отношение к евреям на фронте».
Особоуполномоченный по гражданскому управлению Прибалтийского края П. Курлов под свою ответственность остановил высылку некоторых категорий еврейского населения — врачей, а также всех тех, кто участвовал в снабжении армии.
На заседании Совета министров министр внутренних дел Н. Щербатов и министр земледелия А. Кривошеий прямо говорили, что Н. Янушкевич пытается свалить на евреев ответственность за неудачи на фронте. После этого военное командование было вынуждено отдать приказ о приостановке выселений (10–11 мая 1915 г.).
Возмущенный этим, Н. Янушкевич писал Совету министров, что он считает «... все принятые в отношении евреев меры весьма слабыми и не остановился бы перед усилением их в более значительной степени».
Антисемитизм российского командования проявлялся и в отношении евреев, служивших в армии. Так, в секретном приказе Управления начальника санитарной части армий Юго-Западного фронта, выпущенном в январе 1915 г., говорилось, что для предотвращения антиправительственной пропаганды, которую якобы ведут евреи-врачи и санитары, следует направлять их не в санитарные поезда и госпитали, а «в такие места, где условия мало благоприятствуют развитию пропаганды, как, например, на передовые позиции, уборку раненых с полей сражений». После того, как 23 августа 1915 г. Николай Николаевич и генерал Н. Янушкевич были смещены с высших командных постов, антиеврейская политика военных властей несколько смягчилась.
Николай Николаевич велел перевести «Протоколы сионских мудрецов» на английский язык и распространить среди союзников; по воспоминаниям Х. Вейцмана, «Протоколы» были популярны у британских офицеров на Ближнем Востоке
В начале 1917 г. в России проживало около 4 млн. евреев, что составляло чуть более 4% ее населения. Значительное еврейское население было оставлено в оккупированной немцами Польше и Прибалтике.
Евреи составляли до 1/3 населения городов и местечек бывшей черты оседлости.
Характерно, что в силу исторических условий, в которых жили русские евреи в течение предшествовавших октябрьскому перевороту 150 лет, более 70% еврейского населения занимались мелкой торговлей и мелким же ремеслом.
Из этого очевидно, что первичное отношение евреев к новой власти (имеется в виду большинства населения) зависело от отношения этой власти к частному городскому хозяйству. Учитывая, что курс на вытеснение частной промышленности и торговли был взят властью с самого начала, понятно то негативное отношение, которое вызвал в еврейской среде приход большевиков к власти.
Важно понимать, что революционеры, связавшие свою судьбу с большевиками, и имевшие еврейское происхождение, происходили всегда из среды не просто ассимилированных евреев, а добровольно порвавших любую связь с еврейством. Подход дореволюционного большевизма к еврейскому вопросу не оставлял им иного шанса.
Что же касается еврейских партий, то только Поалей Цион поддержала большевистский переворот. Не только сионисты, но и еврейские социал-демократы отвернулись от Ленина.
Кроме того, в первое время многие красногвардейцы не брезговали грабежами и насилием. Добавьте к этому еще откровенно атеистическую политику.
Поэтому большинство евреев на первом этапе революции поддержали антибольшевистские силы. Часть из них приняла участие в борьбе с оружием в руках против путчистов, другая – помогала деньгами. Третья – морально поддерживала контрреволюцию.
Среди юнкеров юнкерских училищ и школ прапорщиков, защищавших Временное правительство в Петрограде и Москве, было много евреев. Так, среди защитников Зимнего Дворца – юнкеров Школы прапорщиков инженерных войск встречаются фамилии Гольдман, Шапиро, Шварцман, братья Эпштейн и др.
После победы большевиков в обеих столицах по всей стране стали создаваться различные антибольшевистские центры, руководившие контрреволюционной борьбой. В их создании и деятельности также приняли участие евреи.
Например, в ходе первого антибольшевистского восстания в Петрограде 29-30 октября 1917 г., организованного Комитетом спасения родины и революции, погибло более 50 юнкеров-евреев.
Евреи принимали участие в знаменитом Ледовом походе (1-ый Кубанский поход) добровольцев под командованием Л.Г. Корнилова – первом опыте белого добровольческого выступления.
Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в к.1917 – нач. 1918 гг.
Еврейская буржуазия Ростова-на-Дону приняла активное участие в финансировании белых казачьих отрядов. Атаману А.Каледину было передано еврейской общиной этого города 800 тыс. руб.
В многочисленных декларациях и заявлениях руководителей Добровольческой армии в то время провозглашалась не только цель движения – «восстановление единой и неделимой России», но и признавалась идея самой широкой автономии составных частей Российского государства. При этом А.И. Деникин, например, неоднократно обращался с призывом к своим командирам «не настраивать одну национальность против другой».
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Евреи принимали участие в знаменитом Ледовом походе (1-ый Кубанский поход) добровольцев под командованием Л.Г. Корнилова – первом опыте белого добровольческого выступления. > > Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в к.1917 – нач. 1918 гг. quoted1
Ну это ты, скажем прямо - вискаря лишку хватил... .. Закусывать - не любишь,что ли?...
Основное противостояние между - красноколенными (большевиками) и левоколенными ( эсерами) - было в верхах новой власти, в обеих столицах бывшей Империи...
> Ну это ты, скажем прямо - вискаря лишку хватил... quoted1
Я, дружище, среди недели не пью, пить начинаю только вечером в пятницу. Так уже привык за долгие годы. И второе, главное, я никогда не пишу того, что не могу доказать, поэтому предпочитаю компилировать серьёзных специалистов. Можешь не сомневаться, я отвечаю за каждое написанное мною слово.
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в к.1917 – нач. 1918 гг. quoted1
..То, что евреи были в Добровольческой Армии - вроде бы были такие единичные случаи... Муж Марины Цветаевой , например... ...Но насчет активного участия евреев в казачьих антибольшевистских отрядах - это явный фейк... Может. приведёшь - реальные документы, хотя бы из архивов ДонЧК и ЧК по Кубани?...
> Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Евреи принимали участие в знаменитом Ледовом походе (1-ый Кубанский поход) добровольцев под командованием Л.Г. Корнилова – первом опыте белого добровольческого выступления.
>> >> Они становились активными участниками казачьих партизанских соединений, стихийно боровшихся с большевиками в к.1917 – нач. 1918 гг. quoted2
> > Ну это ты, скажем прямо - вискаря лишку хватил... .. Закусывать - не любишь,что ли?... quoted1
Пашутка прав. Евреи были везде..... Если еврей подбросил в печку даже только одно полено, пока в ней выпекался хлеб, хлеб разрешен и не называется «нееврейским хлебом». Шулхан арух