Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница

Так что же это было? К столетию двух русских революций.

  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
13:11 15.01.2017
К осени 1881 года из двадцати восьми членов И. К. на свободе остались восемь человек.
Остальные, среди которых были все вожди и влиятельные члены, либо уже были казнены, либо осуждены на каторгу, или сидели в Петропавловской крепости в ожидании суда.

Среди находившихся в то время на свободе был и Савелий Златопольский, но он, по словам всех бывших деятелей «Народной Воли», «не был импонирующим и влиятельным человеком».

После 1-го марта в Исполнительный Комитет были приняты шесть новых членов — все не-евреи, и в редакцию «Народной Воли» вошли В. С. Лебедев и., Г. Г. Романенко.

В 1881-1882 годах, в связи с еврейскими погромами, прокатившимися по всему югу России после убийства Александра II, и с отношением к ним официальных органов «Народной Воли», произошел резкий перелом в настроении еврейской радикальной молодежи, сочувствовавшей революционному движению.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
09:40 16.01.2017

Как известно, от имени Исполнительного Комитета «Народной Воли» осенью 1881 года была выпущена антисемитская прокламация. Автором этой прокламации, как это теперь точно установлено, был Романенко, впоследствии редактировавший антисемитскую газету Крушевана «Бессарабец».

Перу Романенко также принадлежит статья «Внутреннее Обозрение» в шестом номере «Народной Воли», в которой он откровенно оправдывал антиеврейские погромы.
«Все внимание обороняющегося народа, — писал он, — сосредоточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщиках, словом на евреях, этой местной «буржуазии», поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабочий люд».

Эта статья, как указано выше, появилась в октябре 1881 года, когда все основатели и почти все выдающиеся деятели «Народной Воли» либо уже погибли, либо томились в каторжных казематах или же, как Вера Фигнер, Анна Корба и другие скрывались в подполье, вдали от столиц.

Авторство антисемитской прокламации долгое время почему то приписывалось Златопольскому. Уже после революции 1917 года Анна Корба в своих воспоминаниях об этом печальном эпизоде рассказала следующее:

В январе 1882 года она была вместе с Савелием Златопольским в Петербурге и встречалась с ним каждый день. Златопольский много беседовал с ней об этой прокламации и всегда говорил о ней с глубоким возмущением и болью в сердце.
Эта прокламация, повторял он, легла черным пятном на Исполнительный Комитет и он никогда не простит ему этого.

Когда прокламация была выпущена, Златопольский находился в Петербурге и всецело был поглощен своей работой, но, узнав о том, что в Москве появилась такая прокламация, тотчас же помчался туда, и там немедленно было решено эту прокламацию уничтожить.
Через некоторое время Корба, которая жила тогда в Тифлисе, получила от Тихомирова шифрованное письмо, в котором он ей писал: «Вы знаете, что мы приняли и И. К. Романенко, и он уже успел натворить нам много вреда и неприятностей.
Он настаивал на том, чтобы Комитет выпустил прокламацию по поводу антиеврейских беспорядков и выклянчил у нас согласие на это.
Если Вы хотите знать мое личное мнение об этой прокламации, то я скажу Вам, что я сильно против нее. Но дело уже сделано».

«Каким образом Романенко получил полномочие, — пишет Корба, — в письме не было сказано.
Позднее мне рассказали, как это случилось, но я теперь не помню подробностей.
По этому я не берусь рассказывать.

В конце 1881 года Романенко был арестован».
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
16:18 16.01.2017
Через два года, однако, в «Приложении» к «Листку Народной Воли», вышедшем в июле 1883 года, когда ни одного из 28 основателей «Народной Воли» и членов первого Исполнительного Комитета уже не было на свободе в России, появилась новая статья «По поводу еврейских беспорядков», в которой погромы истолковывались, как начало всенародного движения, «но не против евреев, как евреев, а против «жидив», т. е. народных эксплуататоров.

«Народ, — читаем мы в этой статье, — отлично понимает, что и начальство поддерживает их вовсе не как евреев, не как угнетенный народ и тем более не как интеллектуальную силу, которую оно жестоко преследует, а только как #####в т. е. людей, помогающих держать народ в кабале, и как людей, делящихся с ним, дающих ему взятки и т. п.

Рабочая фракция «Народной Воли», выпустив по поводу екатеринославского погрома в 1883 году прокламацию, разумела в ней, конечно, не евреев, а именно #####в Против первых она, как и весь русский народ, ничего не имеет, против вторых — имеет много со своей рабочей точки зрения».

К концу статьи автор счел нужным напомнить, что и Великая Французская Революция и началась с избиения евреев и сослался на Карла Маркса,
«который когда то прекрасно объяснил, что евреи воспроизводят, как зеркало (и даже не в обыкновенном, а удлиненном виде), все пороки окружающей среды, все язвы общественного строя, так что, когда начинаются анти-еврейские движения, то можно быть уверенным, что в них таится протест против всего порядка и начинается движение гораздо более глубокое».

Кто был автором этой статьи, до сих пор не установлено. Некоторые полагают, что В. С. Лебедев, но не исключена возможность, что к ней приложил руку Сергей Дегаев, стоявший в то время во главе народовольческих организаций в России и бывший одновременно агентом-провокатором главы петербургской Охраны, подполковника Судейкина.
По словам Якова Стефановича, бывшего в 1881 году после 1-го марта членом Исполнительного Комитета, горячим сторонником той точки зрения, что еврейские погромы являются «чисто народным движением» и «что относиться не только отрицательно, но даже индифферентно к чисто народному движению мы не вправе», был и Лев Тихомиров.

А Г. В. Плеханов подтверждает, что даже осенью 1882 года Тихомиров за границей продолжал отстаивать ту же точку зрения против нападков самого Плеханова, Веры Засулич, Н. Жуковского и Эльсница.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
13:26 17.01.2017
Я хотел бы снова и снова вернуться к основной теме своего экзерсиса.

Вспомните, друзья мои, что ещё в 60-х - 70-х годах еврейские массы не принимали активного участия в российских политических движениях.

Отдельные революционеры, которые участвовали в русском революционном движении, обычно покидали еврейскую среду.
В 70-х годах в Вильно среди учащейся молодёжи возникли политические кружки.
Занятия в них носили, главным образом, просветительский характер.

С третьей четверти 19 века евреи Российской империи начинают активно участвовать в идеологической и организационной деятельности партий.
Это были как правило оппозиционные партии. Было ясно, что в рамках существующего в стране самодержавия улучшения положения евреев добиться невозможно, поэтому большинство активных евреев стремилось сотрудничать с партиями, настроенными на свержение самодержавия.

От русских революционеров они получали некоторое количество литературы социалистического содержания.
Поступала литература и непосредственно из заграницы.

Наиболее известными в то время были кружки, руководимые Зунделевичем, Либерманом, Иохельсоном и Вайнером.
В 1876 г. по инициативе А. Либермана, эмигрировавшего из России, в Лондоне создается Социально-революционное Общество Еврейских Работников.
В то время в Лондон, в поисках лучшей жизни, из России и других стран Восточной Европы эмигрировало до 55 тыс. евреев. Через некоторое время возникают секции этого общества в России (на территории Литвы, Польши, Украины, Бессарабии и Кавказа.)

Среди русского населения России возникает народническое движение.
Евреи также участвовали в нём.
Одним из руководителей организации общества " Земля и воля" был Н. Уткин, приговорённый заочно к смертной казни.

Впоследствии он был секретарём русской секции Первого интернационала.
Среди активных членов общества можно назвать таких известных деятелей как: М. Натансон, О. Аптекман, П. Аксельрод, Л. Дейч, А Бибергаль (приговорённый к каторжным работам), А. Хотинский и др. Некоторые евреи входили в пропагандистский кружок чайковцев (руководил им Н. Чайковский).

Что касается участия их в террористической деятельности, то Лев Дейч, активный участник как Февральской, так и Октябрьской революций, отмечает, что в 70-х - 80-х годах евреев, причастных к террористическим организациям, было не более 12 человек и только Г. Гольденберг был непосредственным исполнителем террористического акта, хотя в подготовке терактов принимали участие несколько евреев.

В проводимых в то время процессах над участниками терактов из 120 человек, привлечённых по этим делам, было всего 10 евреев. Несмотря на это некоторые из этих организаций известны своими юдофобскими настроениями.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
14:51 17.01.2017
Социалистические идеи получили большое распространение в мире в середине 19 и привлекали народы в течение почти всего 20 века.

Они захватили все страны Европы и Америки.
В России они начали возникать в начале 60-х годов 19 века. В этих движениях по мере их развития евреи играли всё большую роль. В деятельности группы "Освобождение труда", наряду с Г.В. Плехановым, ведущую роль играли евреи П. Аксельрод и Л. Дейч.

В других партиях социалистического направления видную роль также играли евреи: Рязанов (Я. Гольдендах), Стеклов (Ю. Нехамкес), Кольцов (Д. Гинзбург), Мартов (Ю. Цедербаум), Дан (Ф. Гурвич), Мартынов (А. Пикер), Гриневич (М. Коган) и др.

До появления и развития теории научного социализма К. Маркса участие евреев в выработке этих идей было незначительным. Видным деятелем этого направления был основатель «Всеобщего германского рабочего союза» Ф. Лассаль.
Тоже этнический еврей.

Довольно активно участвовали представители евреев и в социалистических партиях других стран, но эти партии, не уделяли внимания специфическим еврейским проблемам.
Отношение социалистов к еврейскому вопросу было выражено в постановлении Социалистического конгресса 1891 г.

Конгресс постановил, что «для рабочего населения, говорящего на еврейском языке, нет другого средства освободиться, как только соединившись с рабочими партиями страны, где они живут.»

Не следует забывать, что евреи в Европе стали занимать к тому времени весьма заметное место в интеллектуальной и экономической деятельности.
Это проявилось и в том, что появилось много идеологов, предъявляющих евреям обвинения даже в стремлении к мировому господству.
Еврейский вопрос занимал в то время наиболее известных писателей Германии и других стран. «Евреи, - писал Ницше, - уже теперь смогли бы добиться преобладания и буквального господства во всей Европе.»

Аналогичное положение было и во Франции.
Крайне юдофобская книга «Еврейская Франция» Эдуарда Дрюмона стала главным французским бестселлером второй половины 19 века – сто четырнадцать изданий за один год, не считая сокращённых и продолжений» (Л. Поляков. История антисемитизма.1998.)

Естественно, что культурные слои России были знакомы с этой литературой и в той или иной мере воспринимали её выводы.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
16:46 17.01.2017
Проблема отношения к евреям со стороны руководства оппозиционных партий в 80-х годах 19 в. в России была аналогична той, которая стояла перед советскими руководителями в 60-х - 70-х г.г. нашего столетия.

Они не хотели терять связь с народом, среди которого существовали сильные антисемитские настроения.
Такие настроения культивировались в течение многих веков, господствующим в стране христианством.
Это же поняли и евреи-социалисты, которые увидели, что "громадное большинство русского общества и народа считает евреев особой нацией, все элементы которой - длиннополый ли еврей-пролетарий, мелкий буржуа, ростовщик, обрусевший адвокат и готовящийся к ссылке или каторге социалист - все безразлично quot#####quot безусловно вредные для России, которая должна от них избавиться во что бы то ни стало и каким бы то ни было средствами." ( Аксельрод. "О задачах еврейской социалистической интеллигенции." 1882 г.)

Возникает еврейское социалистическое движение и в русско-еврейской эмиграции.
Л. Цукерман в 1880 г. выпустил прокламацию, в которой говорилось о начале издания социалистической литературы на идиш.
В 1981 г. появляется первая газета на языке идиш, наиболее доступная для широких масс. Этот же год известен как год начала волны погромов в черте оседлости.

Следует отметить, что народники России поддерживали идею еврейских погромов считая, что возбудив вспышку антиеврейских настроений, они смогут впоследствии перебросить их на помещиков. Это видно из некоторых их прокламаций.
Так, в руководящей статье Исполкома Народной Воли от 15 июля 1881 г. написано следующее: " Антиеврейское движение, не нами вызванное и оформленное, тем не менее, является и по сущности и по времени отголоском нашей деятельности."
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
22:40 17.01.2017
Из волны погромов, прокатившейся по Южной России еврейская интеллигенция сделала для себя следующие выводы:

1. Евреи в России испытывают на себе неприязнь почти всего христианского населения, которая при определённых условиях способна переходить в ненависть.

2. Ставка на интернационализм нарождающегося социалистического и освободительного движений не оправдана.

Вот что пишет в 1886 г. в "Вестнике Народной Воли" известный деятель эсеров И.А. Рубанович (псевд. И. Ильяшевич): "Традиционная ненависть трудящихся масс и эгоистическое презрение культурного слоя - вот основа психологии русской нации по отношению к евреям."

Борьба за выживание в условиях бесправия и конкуренции с другими народами приводили еврейский народ к необходимости использовать свои интеллектуальные способности в таких областях как торговля и финансы,
Именно в этих областях деятельности евреи - финансисты и торговцы приходили в соприкосновение с массами христианского населения.
Еврей или погибал, или выходил победителем в этой борьбе.
Это вызывало недовольство.
Почва для взрыва была готова, и этим воспользовались патологические антисемиты из верхних слоёв России.

Несмотря на то, что подавляющее большинство евреев страны были крайне бедны, в глазах христиан, населявших черту оседлости, они все казались эксплуататорами.
Это во многом объяснялось тем, что значительная часть еврейского населения в силу правовых и исторических условий занималась посреднической деятельностью.

Любая посредническая деятельность, будь то в сфере торговли или в сфере финансов, требует определённого уровня интеллектуальных навыков, более высокого, чем у тех, кто к посреднику обращается.
Она ценится выше.
Вследствие этого, даже нищенские условия существования еврейской массы в Восточной Европе были подчас лучше, чем условия существования значительной части христианского населения в России.
Это объясняется и более тесными взаимоотношениями в семье, традиционной взаимопомощью еврейской общины, отсутствием такого бича христианского населения России, как систематическое пьянство.
Не последнюю роль в этом играл и практицизм, свойственный еврею и отмеченный ещё Марксом.

Маркс считал евреев символом капитализма и был уверен, что с падением капитализма исчезнет и еврейский вопрос.
Та искушённость в денежных делах, которую отмечает у евреев Маркс и другие писатели, являлась лишь средством для достаточно культурно развитой нации выжить в тяжёлых условиях гонений и дискриминации.
А когда перед евреями открылись возможности перейти к новым видам деятельности, многие из них, не колеблясь, заняли достойные места в науке, промышленности, искусстве, военном деле, политике без всякого сожаления расставшись с теми традиционными профессиями, которые молва им приписывала.

Это прекрасно иллюстрируется их деятельностью последнего времени.

Требование ассимиляции, которое характерно для большинства видных марксистов (Каутский, Ленин, Троцкий, Сталин и др.) перекликается с аналогичным требованием почти всех известных в истории гонителей еврейского народа догитлеровского периода.
Оно совпадает с политикой царизма в отношении евреев, проводимой при всех русских царях.

Вот слова известного царского министра-юдофоба Плеве, активного сторонника ассимиляции, сказанные при встрече с Теодором Герцлем: "Направление это (имеется в виду сионизм - Пашутка) будучи враждебно ассимиляции евреев с другими народностями ... противоречит началам русской государственной идеи и поэтому не может быть терпимо".
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
07:31 18.01.2017
В 80-х - 90-х годах в крупных городах Черты еврейской оседлости (Минске, Вильно, Варшаве, Гомеле, Рогачёве, Одессе и Кременчуге) возникают просветительные кружки.
Особенную активность проявляла учащаяся молодёжь, собиравшая вокруг себя наиболее образованных ремесленников и рабочих.

Так, в Минске было несколько таких кружков.
Известны кружки Х.Ш. Хургина, насчитывающие к 1885 г. до 160 человек.
В них пропагандировались народнические идеи.

Социал-демократическую пропаганду вели Гурвич и Абрамович. В этих кружках насчитывалось до 130 человек. Одновременно кружковцы обучались русской грамоте.
Ряд аналогичных кружков образовался в Вильно. Там же в 1892 г. было впервые в России отпраздновано 1-е мая.
Многие из активных кружковцев были задержаны полицией и высланы в восточные районы Империи.

В 80-е годы в Вильно создаётся Виленский социал-демократический комитет, состоящий из 9 членов. Существовал печатный орган его на идиш -"Арбайтерштимме".

Первая инициатива в создании Российской социал-демократической партии принадлежала этому комитету.

В докладе на 4-м конгрессе Соц. Интернационала один из первых видных русских марксистов Г.В. Плеханов так отзывается о еврейском рабочем движении:
"... Они обнаружили в борьбе со своими эксплуататорами столько стойкости и столько чуткости в понимании социально - политических задач современного рабочего движения, что их, в некотором отношении, можно считать авангардом рабочей армии в России."


Cоциалистические идеи распространялись и среди сионистов.

В 1898 г. Н. Сыркин опубликовал статью "Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство.", в которой призывал к созданию в Палестине государства с социалистическим общественным строем.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20008
12:46 18.01.2017
В 80-х годах возникает Еврейский социалистический союз "Бунд". Бунд в 90-х годах 19 в. был самой крупной социал-демократической организацией на территории Российской Империи.

Наряду с требованием социального равноправия он выставлял также требования национального равноправия для евреев.
Поскольку деятельность Бунда искажалась советской историографией, а его роль в революционной деятельности в России явно принижалась, это обстоятельство заслуживает того, чтобы быть отмеченным специально.

Без этого невозможно понять тот размах деятельности, который проявили евреи в Русской революции, да и в европейском революционном движении вообще.
Как известно, отвергнутые на 2-м съезде РСДРП требования Бунда о культурной автономии в рамках рабочего движения привели к выходу его из этой партии.

Социалистическое движение в России зародилось и активизировалось именно в западных областях, и значительную роль в нём играли рабочие-евреи.
Это движение с самого начала не ограничивалось экономическими требованиями, а ставило перед собой задачу изменения политического строя невооруженным путём, солидаризируясь с политическими движениями в других местах империи.

Так, еврейские рабочие в ответ на расправу царизма с мирной демонстрацией 9-го января 1905 г. в Петербурге провели ряд стачек. Рабочие евреи приняли деятельное участие в шествии к Зимнему дворцу и среди жертв расстрела были и евреи.

Одним из руководителей подготовки шествия был П. Рутенберг. Свидетель событий в черте оседлости, последовавших за расстрелом демонстрации в Петербурге, Н. Бухбиндер так описывает обстановку тех дней: "В стачках (в черте оседлости – Пашутка.) повсеместно участвовали одни еврейские рабочие.
Русские же рабочие не везде присоединялись. Те же предприятия, где работали исключительно русские рабочие, во многих местах вовсе не примыкали к стачкам.

В целом ряде городов при попытках остановить заводы и фабрики русские рабочие оказывали сильное сопротивление. Так обстояло дело в Минске, Бобруйске, Пинске, Дубровне, Бердичеве, Брест-Литовске." (журнал "Красная летопись" №1, 1922.)

Целый ряд авторов того периода указывают на то, что "именно социал-демократы Западного края, социал-демократы из Гомеля, Витебска, Вильно, Минска разъезжались по русским городам ... приносили туда и уставы своих касс и свой опыт участия в этих кассах, а затем и свой стачечный азарт, и свой конспиративный и вообще организационный опыт и вносили в мирный пропагандистский темп русской работы определённую активную струю, "агитацию", и постепенно содействовали скорейшему переходу к массовой работе в русских городах." ("Очерки по истории РКП". 1926).

Без преувеличения можно сказать, что евреи являлись не только катализатором революционного движения, но и выступали в его авангарде.
В этой связи становится логически объяснимым тот высокий процент, который приходился на долю евреев - активистов левых партий и непосредственных участников революции в России.
В работе канадского историка Эрика Хаберера “Евреи и революция в России 19 в.” приведены данные о евреях, привлечённых к ответственности по политическим мотивам.

Эти данные таковы: 1871 - 1873 гг. Евреи составляли менее 5% народников;
1874 - 1879 гг. - 7%;
1878 - 1879 гг. - 9%;
В начале 80-х годов - 14%.
В 1886 - 1889 гг. Они составляли 35 - 40% всех участников революционного движения.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Так что же это было? К столетию двух русских революций.. К осени 1881 года из двадцати восьми членов И. К. на свободе остались восемь человек. ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия