> Скоро ВОВ станет таким же далёким воспоминанием как война 1812 года quoted1
Замечание - верное, но вот клад Наполеона до сих пор на Березине ищут и Янтарную комнату и ещё много чего, того, что было, но мы к сожалению, из-за своей близорукости и зашоренности ленимся видеть и знать и помнить.
> так что...вы...сидите сегодня на диване...и роетесь в интернете...выискивая чьи-то подвиги...но кто вы...?...где ваши подвиги...?...где ваши победы...?... quoted1
Хочешь поучаствовать во Второй Мировой? Это ведь - пока ещё очень просто сделать! Не веришь? Инструкция нужна? Держи: Арсений осмотрелся на позиции. Пулемет Дегтярева, заботливо отремонтированный и вычищенный, после многолетнего перерыва снова готов к работе. Три запасных диска - хоть Арсений и не рассчитывал истратить весь запас. Взрыв-машинка, рядом провода, до поры воткнутые в землю. Рядом выложены на землю две «лимонки» и штык-нож — на самый крайний случай. До подхода автоколонны с эсэсовцами оставалось еще около пяти-семи минут. Парень в форме рядового РККА отбросил окурок, одернул гимнастерку. Он был одет во все чистое. Обмундирование не выглядело новым, но не было и заношенным. Из-за холмов уже доносились звуки «Хорста Весселя». Арсений поправил солдатский медальон на груди, прилег к пулемету, провел стволом по намеченному сектору огня. Июльское солнышко, неразличимо одинаковое в июле 1941-го и очередном июле XXI века, ласково грело спину. Вот из-за гребня холма показалась «Газель», динамики на ее открытом кузове продолжали извергать из себя нацистские марши. Следом двигался открытый лимузин 40-х годов, принадлежавший одному из активистов городской пронацистской организации. За рулем сидел сам гордый владелец, на заднем сиденье — почетные гости из забугорья, "освобождавшие от eвpeeв и большевиков" эту землю в 1941 году. Боец подключил провода от заранее заложенных мин к подрывной машинке. Четыре самодельных «клеймора» по рецепту «старое ведро, две-три тротиловых шашки и пять кило металлолома», вкопанные в податливый песок придорожных холмов, ждали своего часа на обочинах. Голове празднично горланящей колонны осталось 30 метров до рубежа открытия огня. Большой палец левой руки лег на кнопку подрыва. Пришло время менять историю. Историю будущего. И начинать Арсений решил с уборки в своем доме…
Котанов Федор (Фотис) Евгеньевич - Герой Советского Союза
Родился Котанов Федор Евгеньевич 4 апреля 1914 года в простой крестьянской многодетной семье в селении Нео-Хараба Цалкского р-на Грузии.
Прекрасно знал ромейскую речь - свободно общался в кругу своих соплеменников на понтийском диалекте греческого языка, умел вполне сносно читать и писать на греческом, потому как изучал его в школе (изучение греческого языка в местах компактного проживания греков Советского Союза, греческое образование, было отменено в 1938 г.)
> Продолжение (раскрыть)
После окончания Бакинского пехотного училища в 1933 году, служил командиром взвода, роты, в горно-стрелковом полках в Ленинакане и Баку.
В 1939г. переведён на Черноморский флот. Служил в частях береговой охраны и морской пехоты.
Активный участник битвы за Кавказ. В январе 1943г. назначен начальником штаба десантного отряда морской пехоты под командованием Цезаря Куникова. После тяжёлого ранения командира принял командование отрядом на себя.
С апреля 1943 года — командир 384-го отдельного Краснознаменного Николаевского батальона морской пехоты, в составе которого удостоился звания Героя Советского Союза 71 человек.
В марте 1944 года его батальон принимает активное участие в освобождении г. Николаева. В этих боях морские пехотинцы уничтожили свыше 3000 немецких солдат и офицеров.Зимой 1943/44 гг. его подчиненные совершили ряд разведывательных операций на Днепро-Бугском лимане и взяли 6 «языков», давших ценные сведения для Красной Армии.
21 августа 1944 года батальон морской пехоты Котанова блестяще выполняет задачу по вторжению в Румынию, полностью до подхода частей Красной Армии освобождает города Сулин, Жебрияны и Вилково. Гарнизоны этих городов были пленены, причем батальон имел потери незначительные.
20 апреля 1945 г.(№5890) за эту операцию Указом Президиума Верховного Совета Федору (Фотису) Евгеньевичу Котанову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сотни километров по фронтам Великой Отечественной войны провел свой батальон Федор Котанов и нигде не имел поражения. За проявленные мужество и героизм в боях за Советскую Родину Федор Евгеньевич награжден боевыми орденами: двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова II степени, многими медалями.
На историческом Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади Фотис Котанов командовал сводным батальоном моряков-черноморцев.
В 1948 г. он окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, командовал полком, преподавал в Военно-морской академии. С 1964 г. - полковник запаса ВС СССР. Переезжает в Ленинград, где на протяжении 20 лет работает старшим инженером в институте им.Крылова.
7 сентября 1987 года за большой вклад в освобождение города Мариуполя от немецко-фашистских захватчиков Ф.Е.Котанову присвоено звание «Почетный житель города Мариуполя».
Ушел из жизни 15 сентября 1993 года. Похоронен на Южном кладбище (17-я яблоневая аллея) Санкт-Петербурга.
Хочу рассказать о человеке, который не ходил в атаку, и не подрывал вражеские поезда, Который был абсолютно мирным человеком и который своей мирной профессией, помог Родине победить в Великой Отечественной.
ЕВГЕНИЙ ОСКАРОВИЧ ПАТОН 04 марта 1870 - 12 августа 1953
В 1941—1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков «Т-34» в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка «Т-34» в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.
> Биография (раскрыть)
Отец — Патон Оскар Петрович – был умница и, по словам Е. О. Патона, очень боялся, что дети могут схватить «прилипчивую, отвратительную болезнь, гораздо более опасную, чем все известные хвори,— страсть к наживе, к праздному ничегонеделанию». Он вырастил сына человеком ненасытного трудолюбия.
Получил блестящее домашнее образование. Патон учится за границей — в Штутгарте, Бреславле.
В 1892–1893 годах призывался на службу в Российскую армию, служил в артиллерийских частях Киевского военного округа в звании "фейерверкер".
Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии (1894) по специальности инженер-строитель. В Дрездене студенты косились на русского: он не поклонник дуэлей и охотнее идет на экскурсию в какой-нибудь вонючий фабричный цех, чем в пивной погребок. Тогда немецкий диплом еще не давал инженерного звания в России, и в октябре 1895 года Патон, бывший ассистент кафедры статики сооружений и мостов, автор проекта Дрезденского вокзала и конструкции шоссейного моста, снова превращается в студента, в пятикурсника Петербургского института путей сообщения. За семь месяцев он подготовился к экзаменам по 12 предметам, за четыре месяца сделал пять дипломных проектов. Из института он выходит специалистом по сооружению мостов.
17 лет — беспрерывное творчество, самосовершенствование, изучение, а затем критический разбор общепринятых конструктивных решений, преподавание.
В 1896 – 1907 гг. Патон работал в техническом отделе Николаевской (Петербургско-Московской) железной дороги. В 1907 году он стал начальником технического отдела службы пути Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
С 1896 года одновременно с производственной деятельностью Патон занимался научной и педагогической работой: с 1896 года - в Петербургском институте инженеров путей сообщения, с 1904 года - в Московском училище инженеров путей сообщения. В 1901-1904 годах Патон был профессором кафедры мостов этого училища.
В 1904 году ученый переехал в Киев. В 1904-1912 годах профессор Патон - декан инженерного факультета в Киевском политехническом институте, профессор. в 1905-1929 годах – заведующий кафедрой мостов Киевского политехнического института. Преподавал в институте до 1938 года.
Казалось бы, молодому профессору можно позавидовать: он удачлив, он обеспечен, у него любящие ученики, дом — полная чаша, веселые, в высшей степени приятные люди всегда составят ему компанию за карточным столиком...
И вдруг, неожиданно для всех,— год 1913-й. Он уезжает в Крым, затем во Францию... В Россию он вернулся в 1915-м, его позвала беда родины — война, чувство гражданской ответственности. Через два года свершилась революция. Патон не сразу понял происходящее. Кровь и насилие претили ему; кажется, он готов осудить новый строй, но в то же время сколько новой силы, сколько энергии высвободили большевики, как прекрасен лозунг: «Кто не работает, тот не ест!»
И снова мосты. Сколько мостов построил он? С 1896-го по 1929-й он создал 35 проектов, в том числе Мухранский мост в Тбилиси, шоссейные мосты через реки Сож, Рось, Днепр и ряд железнодорожных мостов. В 1922-1924 годах им был разработан проект восстановления цепного моста имени Евгении Бош через Днепр в Киеве. День рождения моста отмечал весь Киев, шли тысячи людей, оркестры, флаги. «Впервые за пятьдесят лет жизни я видел подобное зрелище...».
В 1921-1931 годах Патон начальник Киевской мостоиспытательной станции.
Патон заложил основы новой отечественной школы мостостроения. За выдающиеся заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук Украинской ССР (1929). Основы школы мостостроения Е.О. Патона - целесообразное проектирование, удешевление проектов и строительства мостов за счет новаций в области конструктивных форм и экономичности использования металла. Академик Патон первым начал разрабатывать проекты стальных разборных мостов оригинальной конструкции. Такие мосты активно использовались русской армией в первой мировой войне под названием "мостов Патона". Автор значительного числа научных исследований в области прочности, устойчивости и динамики мостов.
В 1928 году происходит его первое знакомство с электрической дуговой сваркой.
В 1929 году произошел существенный поворот в научной деятельности академика Патона. Он приступил к разработке проблем электрической сварки металлов. Это связано с началом массовой индустриализации СССР, сразу выявившей недостатки клепки металлов, повсеместно применявшейся в народном хозяйстве. Сварка имела неоспоримые преимущества перед клепкой, но её проблемы в СССР совершенно не были разработаны, в этом отношении страна отставала от Запада на десятилетия. В 1929 году Е.О. Патон основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет в Киеве и был их руководителем с 1929 по 1934 год.
В 1930-е годы Патон опубликовал первые монографии, в которых обобщил основные принципы расчета и проектирования сварных конструкций. Патон занимался различными аспектами, связанными со сварными соединениями и конструкциями, с их прочностью, оптимальной формой, реакцией на различные воздействия, в том числе на статические и динамические нагрузки, свойствами сварочной дуги и сварочного шва, механизацией и автоматизацией сварочных работ и т.д. В 1932 году под его руководством была разработана автоматическая сварочная головка для сварки открытой дугой. Создатель поточного метода сварочных работ, разрабатывал промышленные поточные линии. Автор технологии сварочных работ в особых условиях и особой сложности.
В 1934 году на базе лаборатории и комитета академик Патон организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и был его директором с 1934 по 1953 годы. Институт электросварки быстро превратился в мощную научную школу. Яркой особенностью её была тесная связь с производством: новейшие методы сварки и созданное в Институте оборудование внедрялись в народное хозяйство немедленно, в считанные месяцы. Сам академик в возрасте 70 лет он изобрел новый способ сварки под флюсом (до наших дней это основной способ сварных работ при прокладке газопроводов).
В эти же годы сформировалось научное представление о дуговой сварке как о металлургическом процессе и под руководством Е.О.Патона были развернуты исследования по ее автоматизации. В 1939-1940 годах в институте было завершено создание высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом, и 20 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о внедрении новой технологии на 20 заводах (в производстве вагонов, котлов, балок для мостов и других ответственных конструкций).
В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки по предложению Е.О. Патона был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил, и размещен на Уралвагонзаводе имени Ф.Э. Дзержинского. Здесь уже была внедрена автоматическая сварка в производстве грузовых вагонов из конструкционных низкоуглеродистых сталей. Однако технология дуговой автоматической сварки высокопрочных легированных броневых сталей, из которых в основном изготавливалась военная техника, не была разработана ни в СССР, ни за рубежом.
Многие сотрудники Института электросварки ушли на фронт. Е.О. Патон хорошо понимал, что предстоит малыми силами в условиях эвакуации и трудностей военного времени решить сложную проблему использования автоматической сварки для увеличения выпуска танков, авиабомб и артиллерии. Вместе с тем эта грандиозная задача воодушевляла ученого и коллектив его единомышленников. Для научных сотрудников института лабораториями стали цеха и участки завода. Вскоре на Уралвагонзаводе был размещен и эвакуированный из Харькова танковый завод имени Коминтерна (№ 183), на котором сотрудники института стали внедрять первые образцы специального оборудования и новую технологию.
Круглые сутки, день и ночь, шел монтаж завода. Всю ночь на его территории пылали огни, люди забывали о сне, отдыхе, пище, по 12-14 часов подряд, а иногда и целыми сутками не уходили домой.
На фундаментах еще устанавливали и монтировали оборудование, а тем временем под открытым небом, в лютые морозы рабочие и инженеры собирали узлы первых уральских танков. Прямо с платформ здесь разгружали броневые плиты и тут же их резали, обрабатывали и сваривали.
Работа на новом месте началась с создания собственной производственной базы для изготовления сварочных головок, электрической и флюсовой аппаратуры. Проектное бюро института занялось проектированием установок для автоматической сварки корпусов тяжелых танков KB, средних Т-34 и легких Т-60 и Т-70. Специалисты Института электросварки впервые в мире решили сложнейшие научные и технические задачи, связанные с автоматической сваркой брони, разработали совершенную технологию и необходимое оборудование.
До конца 1941 года были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики. В январе 1942 года на двух установках для автоматической сварки началась сварка бортов корпуса Т-34. Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированный сварщик затрачивал около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа.
В 1942 году Институт электросварки разработал для заводов Наркомата танковой промышленности и Наркомата боеприпасов 20 проектов установок для автоматической сварки танковых корпусов и 8 — для сварки авиационных бомб и боеприпасов. Применение автоматической сварки под флюсом для изготовления танков сразу же показало исключительные преимущества этого способа. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз.
По инициативе Е.О. Патона на заводе № 183 в Нижнем Тагиле была введена в действие первая в мире поточная линия производства бронекорпусов танков, на которой действовало 19 установок для автоматической сварки под флюсом. Это позволило высвободить 280 высококвалифицированных сварщиков (для других работ), которых заменили 57 рабочими более низкой квалификации.
Евгений Оскарович участвовал в монтаже и освоении каждой сварочной установки. И следил за ними до тех пор, пока не изживались все трудности пускового периода. Там, где все шло хорошо, показывался редко, там, где возникали трудности или намечалось отставание, бывал регулярно.
В мае 1942 года советское правительство наградило Е.О. Патона орденом Красной Звезды за внедрение скоростной автоматической сварки на танковых заводах страны. Это была высокая оценка работы не только Е.О. Патона, но и всего коллектива института, которым он руководил.
В январе 1943 года за образцовое выполнение задания правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов Е.О. Патон был награжден орденом Ленина.
При участии сотрудников института Патона новая технология сварки была внедрена на всех ведущих заводах страны. Только на заводах Наркомата танковой промышленности уже работало 50 автосварочных установок. С помощью скоростной автоматической сварки под флюсом было организовано поточное производство фугасных авиабомб, реактивных снарядов для «катюш» и других видов вооружения и боеприпасов.
В марте 1943 года Е.О.Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся научно-технические достижения, которые позволили ускорить производство танков и металлоконструкций.
В июне 1944 года институт возвратился в Киев, где началось восстановление его научной и лабораторной базы. В ознаменование 75-летия со дня рождения Е.О. Патона институту было присвоено его имя. Послевоенный период характерен углублением и расширением теоретических и экспериментальных работ по изучению свариваемости различных классов сталей, по оценке прочности сварных соединений и конструкций, а также по разработке новых систем флюсов, проволок и сварочной аппаратуры.
В 1946-1953 годах Е.О. Патон комплексно разрабатывает проблемы сварного мостостроения, возглавляет работы по проектированию и изготовлению первых цельносварных мостов, в которых широко применена автоматическая сварка. В 1946 году по совету Н.С. Хрущева подает союзному правительству докладную записку о преимуществах сварного мостостроения.
В том же году Совет Министров СССР принимает развернутое постановление с широкой программой применения сварки в строительстве мостов. Патон возглавляет исследовательские, проектные, заводские и монтажные работы, связанные с постройкой крупнейшего в мире цельносварного шоссейного моста через Днепр в Киеве. 5 ноября 1953 года состоялось торжественное его открытие. Постановлением правительства после смерти Патона мосту присвоено его имя.
Евгений Оскарович Патон - автор более 300 научных трудов и нескольких теоретических курсов. Среди по мостостроению и сварке: «Расчет сквозных ферм с жесткими узлами», «Железные мосты» в 4 томах, «Деревянные железнодорожные мосты», «Автоматическая сварка голым электродом под слоем флюса» и другие. Организатор и главный редактор журнала «Автоматическая сварка».
С 1935 года – бессменный член Президиума Академии наук Украинской СССР. С 1945 по 1952 год был вице-президентом Академии наук Украинской СССР. Депутат Верховного Совета СССР в 1946 – 1953 годах.
> "мы потерпели в 1991 году ужасающее поражение..." - Вы защищали СССР от развала...или спокойно ждали...а что будет дальше...?...( про участие в развале...таки не спрашиваю...чтобы не ставить Вас в неловкое положение...если что...)... quoted1
Ну а не получится, я на тот момент чуть-чуть не достиг совершеннолетия. Это выстрел в молоко. Так мы говорим о стране или государстве? Чтобы вам было понятно и Украина страна хорошая, а государство...не могу без мата, потому и не буду.
Штурман 948-го штурмового авиационного полка ( 308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) майор Х. М. Гопник совершил 122 боевых вылета. Уничтожил 12 танков, 26 автомашин, 15 точек зенитной артиллерии, 26 железнодорожных вагонов, 2 паровоза, а также много другого военного имущества и снаряжения врага. В групповых воздушных боях сбил 5 самолётов противника.
> Подробнее (раскрыть)
Родился 5 мая 1917 года в городе Житомире в семье служащего. В 1937 году окончил среднюю школу. С августа 1937 года в рядах Красной Армии, призван по спецнабору Житомирским РВК ( Житомирский район Житомирской области Украинской ССР ). В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.
С 8 июля 1943 года в действующей армии. В составе 135-го и 948-го ШАП сражался на Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Ведомые им группы Ил-2 наносили сокрушительные удары в районе Брянска, Городка, Невеля, Орши, Витебска, Вильнюса, Каунаса, Риги, Кракова.
27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1960 года полковник Х. М. Гопник - в запасе. В том же году сменил имя на Владимир. Работал директором кинотеатра. Жил в городе Львов ( Украина ). Умер 26 ноября 1989 года. Похоронен на Лычаковском кладбище в Львове.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями.
* * * В наше время это может показаться странным, но долгие годы, до Великой Отечественной войны и после неё, Хаскеля Гопника все товарищи звали Володей... Так было принято. После Октябрьской революции сугубо еврейские имена употреблялись исключительно в кругу семьи. Вне дома, среди сослуживцев и друзей, люди часто избегали традиционных имён, переделывая их на русский лад. Очень точно сказал об этом поэт Александр Соболев в стихотворении "К евреям Советского Союза":
"И было срамом и кошмаром Там, где кремлевских звёзд снопы, Или Абрамом или Сарой Явиться посреди толпы." Так Хаскель и стал Владимиром. В 1940 году Гопник окончил Чугуевскую лётную школу. С ним учились многие будущие асы советских ВВС, Герои и дважды Герои Советского Союза. Часть выпускников 1940-го года распределили в качестве лётчиков - инструкторов по различным авиашколам. А менее чем год спустя Чугуевскую авиашколу "эвакуировали" пешим порядком под Воронеж, куда добирались 2 недели. Затем эшелонами - в Баку. Оттуда морем перевезли в Красноводск... И вновь товарные вагоны и дальняя дорога.
На фронт Хаскель Гопник попал весной 1943 года, определили его в 135-й штурмовой авиационный полк 308-й штурмовой авиационной дивизии 3-го штурмового авиационного корпуса. 308-я ШАД прибыла в район боевого базирования в начале мая. Командовал дивизией полковник Г. П. Турыкин. На фронте штурмовиков давно ждали, возлагая на них большие надежды.
Штурмовые авиаполки ежедневно вылетали на боевые задания для уничтожения немецких военных аэродромов, наносили удары по железнодорожным станциям, по автоколоннам войск и техники противника. Для молодых лётчиков, не имевших опыта боевой работы, каждый вылет на такое задание грозил обернуться гибелью. Опытных воздушных бойцов в дивизии было буквально по пальцам сосчитать.
Хаскель Гопник оказался одним из наиболее способных лётчиков. Ему всегда удавалось сохранять своё место в боевом порядке группы, грамотно выполнять маневры. Высокое лётное мастерство, отличное знание материальной части, инициатива и смелость в бою быстро выдвинули старшего лейтенанта Гопника в число лучших лётчиков части.
В небе опасность подстерегала лётчиков повсюду. Так, однажды Хаскель вылетел на задание в составе группы из 8 штурмовиков. На подходе к цели на них свалились барражировавшие в небе "Мессершмитты". В бой с ними вступили "Яки", сопровождавшие группу. Штурмовикам удалось опередить немецких зенитчиков и обработать их позиции реактивными снарядами. Одновременно вторая группа штурмовиков нанесла удар по аэродрому, с которого успели взлететь всего 2 вражеских самолёта. Но далеко уйти им не удалось.
На обратном пути группу вновь атаковали "Мессершмитты", уже поднятые с другого аэродрома. Тактику противника разгадать было просто. Немецкие пилоты нападали двумя группами: одна сковывала боем наши истребители прикрытия, другая набрасывалась на "Илы". В тот раз удалось отбиться.
Вскоре Хаскель Гопник уже сам летал на задания во главе группы. Новый командир дивизии полковник Л. Чумаченко справедливо считал, что все участники удачно проведённых боевых операций должны быть отмечены наградами. Все ведущие лётчики штурмовых полков имели по несколько орденов Красной Звезды, Отечественной войны, Красного Знамени. Командиры эскадрилий, возглавлявшие боевые группы, получили по ордену Александра Невского.
Гопника наградами не обходили. К концу весны 1945 года на его гимнастёрке можно было сосчитать 7 орденов.
Однажды во время штурмовки танковой колонны самолёт Хаскеля попал под огонь зениток. Лётчик едва дотянул до линии фронта ! Глянул на приборы - бензин на исходе. Стал снижаться и ухитрился посадить горящий самолёт в нескольких метрах от минного поля.
Далеко не всегда штурмовики возвращались с выполнения заданий в полном составе. После войны подсчитали, что в среднем, на каждом самолёте Ил-2 удавалось совершить 53,5 боевых вылетов. Для сравнения - живучесть истребителей составляла 104,5 боевых вылетов, а бомбардировщиков - 80.
Непревзойдённым в полку был рекорд Владимира Стрельченко - он совершил 192 боевых вылета. В соседнем 624-м ШАП командир полка майор И. Кухарев летал на боевые задания 163 раза.
Всего в дивизии было 60 лётчиков. Асов знали все, поименно. Лётчики нередко вместе занимались разборами полётов и вместе обмывали награды. Их возраст, в среднем, не превышал 25 лет. В полку Кухарева талантливым лётчиком считали Александра Путина. Он, как и Хаскель Гопник, после месячного пребывания на фронте самостоятельно водил в бой группы штурмовиков и выполнял ответственные боевые задания.
31 августа 1943 года шестёрке "Илов" под командованием Путина была поставлена задача нанести удар по железнодорожным эшелонам на узловой станции Навля, где ожидали разгрузки сразу 3 эшелона. При подходе к станции открыли огонь зенитки. Одна из сброшенных Путиным бомб попала в паровоз. С бреющего полёта лётчики обстреляли из пушек следующий эшелон, а затем заходили на цель ещё 3 раза. Израсходовав боеприпасы, "Илы" легли на обратный курс. В это время на станции Навля грохнул сильнейший взрыв, вызвавший многочисленные пожары...
В течение 9 месяцев лётчики, штурманы, механики и воздушные стрелки 308-й штурмовой авиадивизии летали на работу. Затем их на пару месяцев вывели в тыл, чтобы пополнить материальную часть и личный состав. И снова в бой...
В начале ноября 1944 года войска Красной Армии вели упорные бои в районе Бельско - Бяла ( Польша ). Тяжёлые свинцовые тучи теснились над вершинами продрогших мачтовых сосен.С неба лил густой дождь. Дорога была разбита вконец, и верткий газик сердито фыркая, буксовал в глубоких выбоинах.
Командир 3-го Минского штурмового авиационного корпуса генерал - майор Горлаченко задумчиво смотрел на дождевые капли, густо покрывшие ветровое стекло машины.
- Ну и погода, - вздохнул он тяжко. - А наступать надо...
На армейском КП командир стрелковой дивизии полковник Иванидзе, увидев Горлаченко, просиял.
- Вовремя приехал, кацо ! Выручай, захлёбываемся из-за проклятой высоты.
- Не всё сразу. Расскажи толком.
Они вместе подошли к карте. Полковник Иванидзе обвёл кружком жёлтоватое пятно, усеянное ромбиками.
- Понимаешь, фашисты закопали танки вот здесь, на высоте. А она, как видишь, господствует над местностью. От их огня и головы нельзя поднять. Прошу, пошли своих ребят.
- А погода ? Посмотри сам...
- Да ведь они у тебя соколы, летают и тогда, когда совсем невозможно. Поэтому и просим у командарма Красовского именно твоих джигитов. Он сказал: как ты решишь, так и будет. Кацо, друг, очень прошу...
Подошёл и начальник штаба Ударной армии. Пожал руку комкору Горлаченко.
- Не упрямься. Помоги матушке - пехоте.
Через час генерал Горлаченко с радиостанцией наведения самолётов был снова в дивизии Иванидзе у переднего края. С разбитой колокольни в бинокль он рассмотрел зловещую высоту. Вся она опоясана и перехлестнута траншеями, окопами и дзотами. Действительно для пехоты - крепкий орешек.
"Хорошо, что вызвал звено Ил-2 из 948-го полка и ведущим именно майора Гопника ! Нужна точная работа, - подумал генерал и взглянул на часы. - Уже больше сорока минут группа в воздухе. Должна быть на подходе".
Он взял микрофон, продул и нажал на включатель.
- "Баклан второй", я "Волга", как слышите меня ? Доложите условия полёта.
- "Волга", "Волга", вас слышу хорошо. Высота полёта сто пятьдесят. Видимость только вертикальная. Подхожу к вам.
А дождь всё усиливался, облака всё ниже опускались к земле...
- "Бакланы", вас вижу. Я "Волга". Идёте правильно. По курсу впереди цель. Ориентир - развалина кирпичного здания на развилке дорог. Доверните правее, ещё правее. "Бакланы", так держать. Работайте !
Генерал смахнул тыльной стороной ладони капли дождя, заливавшие глаза.
- "Волга, вас понял. Цель вижу, - ответил майор Гопник.
Группа "Илов" набирала высоту.
- "Бакланы", приготовиться, - слышит команду ведущего генерала. И через минуту снова команда: - Залп... Огонь !
Земля вздрогнула. Фонтаны земли заметались по траншеям и ходам на высоте. Противник ощетинился заградительным зенитным огнём, но поздно.
Генерал Горлаченко припал к биноклю. Полковник Иванидзе был в восторге.
- Ювелирная работа, дорогой. Лучше и не надо !
Горлаченко, улыбнувшись, передал в эфир:
- "Бакланы", молодцы ! По цели сработано точно.
Вскоре снова послышался голос ведущего группы майора Гопника.
- "Волга", "Волга". На подходе к переднему краю вижу колонну автомашин противника. Разрешите покомандовать парадом ?
- Разрешаю. Да по-настоящему ! - одобрил комкор.
На армейском КП генерала Горлаченко встретил командующий Ударной армией.
- Ну, сокол, поздравляю ! Настоящие боги твои ребята ! Десять автомашин расколошматили и четыре танка. От имени всей Гвардии жму руку !
- Спасибо, товарищ командующий. Жаль, виновнику торжества майору Гопнику не смогу пока пожать руку !
- А что случилось ? Сбили ?
- Подбили. Сел на нейтральной. Как доложил Иванидзе, плюхнулся на заминированном участке.
Неужели взорвался ?
- Нет, повезло.
- Коли так, считай, что всё в порядке. Гвардейцы Иванидзе вынесут на руках и твоего лётчика и его самолёт !
С 14 ноября 1944 года и до 11 мая 1945 года лётчики постоянно поддерживали действия наземных войск, подавляя сопротивление противника ударами с воздуха. В ту пору чуть ли не каждую неделю штурмовиков перебрасывали с одного участка фронта на другой. Тут уж было не до встреч и застолий. Победу лётчики также отмечали в разных местах и в разное время. На территории Чехословакии немецкие войска капитулировали только 12 мая.
В последних числах июня из штаба корпуса командир дивизии получил сообщение о присвоении звания Герой Советского Союза группе лётчиков и штурманов 308-й дивизии. В их числе были командир полка майор И. М. Кухарев, штурман полка майор Х. М. Гопник, штурман капитан Максимов, командир эскадрильи старший лейтенант Маркин, командир эскадрильи старший лейтенант А. Д. Путин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками штурман 948-го штурмового авиационного полка Гопник Хаскель Моисеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 8035 ).
Дальнейшие судьбы героев штурмовой авиации сложились по-разному. Большинство из них разъехались по домам. Майора Гопника командир дивизии полковник Л. К. Чумаченко направили учиться на высшие курсы ВВС. А. Д. Путин после демобилизации уехал в Рязань. Стрельченко вышел в отставку в 1957 году.
Дольше всех находился в строю полковник Х. М. Гопник. Он снял погоны в 1960 году. Ему ещё не было 50 лет и он решил поработать на гражданке. Дело было на Украине, в городе Львове. Вероятно, по рекомендации местного руководства он сменил своё имя и уже официально стал Владимиром.
Владимир Моисеевич Гопник несколько лет работал директором кинотеатра в Львове. Скончался 26 ноября 1989 года. Похоронен там же, на знаменитом Лычаковском кладбище.
Надгробие на могиле Героя установили на свои средства его близкие. По всей вероятности, зная отношение местных жителей к советским офицерам, на памятнике не указали, что здесь покоится Герой Советского Союза.
Старший сержант Иван Степанович Трубин был командиром танка Т-70 288-го танкового батальона 97-й танковой бригады. В ходе оборонительного периода курской битвы бригада успешно отражала атаки немецких танков, а после приняла участие в Орловской наступательной операции. 19 июля 1943 года в боях за деревню Изотово на подступах к станции Золотарёво Трубин меткими выстрелами уничтожил два противотанковых орудия и подавил миномётную батарею противника. Миновав село на реке Олешне два танка Т-70 неожиданно встретились с выдвинувшимися из-за холма тремя Тиграми. Используя эффект неожиданности, головной немецкий танк подбил один из наших Т-70. Однако танк Трубина оказался порасторопнее – он сумел обойти Тигр с тыла и всадить ему в борт с близкого расстояния бронебойный снаряд Головной Тигр тут же занялся пламенем, а экипаж начал покидать машину, Вынося на руках раненого командира. Тем временем Трубин начал заходить в тыл уже другому Тигру. Не желая повторить судьбу головной машины, Тигры начали отступать.
В феврале 1944 г. легкий танк Т-70, заметив два приближающихся немецких танка PzKpfw V «Пантера», замаскировался в кустарнике и взял их на прицел. После того как «Пантеры» приблизились на 150-200 метров и подставили под удар борта, Т-70 внезапно из засады открыл огонь и уничтожил «Пантеры» быстрее, чем те смогли его обнаружить. Экипажи выбраться из «Пантер» не смогли. Командир Т-70 младший лейтенант А. Пегов был представлен к званию Героя Советского Союза.
>> Подвиг экипажа танка КВ-1 в первые дни войны - малоизвестный факт для широкой публики, тем паче, что подвиг произошёл на территории Литвы, так ностальгически трепетно собирающей каждый факт о своих освободителях от коммунистической оккупации, так усиленно обеляющей коричневое и замазывающей черной краской светлое... >> >> > *экипаж КВ-1 (раскрыть)24 июня 1941 года советский танк КВ-1 оказался в тылу врага неподалеку от захваченного немцами литовского города Расейняй. Немецкой танковой дивизией, которая вела наступление на территории Прибалтики, командовал полковник Эрхард Раус. >> >> В то раннее утро 24 июня 1941 года экипаж танка КВ-1 из шести человек противостоял огромной вражеской силе. Советский танк КВ-1, оказавшись со всех сторон окруженным немцами, разгромил несколько противотанковых пушек и танков, зенитное оружие и более десятка грузовиков, уничтожил и нанес тяжелые ранения более сотне немецких солдат. >> >> Историки ВОВ считают этот подвиг экипажа советского танка КВ-1 уникальным еще и с той точки зрения, что на протяжении всей войны наши танковые войска несли значительно большие потери, чем противник. >> >> Отважная оборона, сопротивление всего единственного советского танка КВ-1 24-25 июня фактически затормозила стремительный план фашистских захватчиков «Барбаросса», задачей которого было молниеносно нанести удар по советской армии и, вторгнувшись вглубь страны, разъединить и ослабить силы РККА. >> >> Экипаж танка КВ-1, который принадлежал ко 2-й советской танковой дивизии, создал для немцев столько проблем, сколько не создала целая дивизия. >> >> Под палящим солнцем июня, внутри раскаленного железа, ценой собственной жизни экипаж танка К-1 двое суток мужественно оборонял занятую позицию и остановил наступление врага на этом участке фронта на целых два дня. >> >> В первые сутки экипаж еще надеялся на приход «своих», но по истечении 24 часов стало ясно, что экипажу предстоят последние часы их жизни. Своей задачей они избрали единственно возможную — продержаться пока есть силы и уничтожить как можно больше вражеской техники и солдат. >> >> Полковник танковой дивизии, которая двое суток не могла справиться с одним советским танком, был впечатлен выдержкой и умением советского экипажа КВ-1. В своих воспоминаниях он подробно описал все этапы и попытки уничтожить танк, называя его «чудовищем», «огромным монстром», «русским гигантом». >> >> Более всего полковника поражало, что экипаж К-1 всякий раз бил без промаха из своего танкового орудия. >> >> В итоге, не справилась немецкая артиллерия, было принято решение подорвать танк ночью. Попытки немецких саперов также не увенчались успехом, под огненным шквалом пуль экипажа советского танка КВ-1 немцы сумели лишь едва повредить одну гусеницу. Тогда запросили помощь авиации, но в этом «резонно» было отказано — немыслимо не справиться на месте с одним танком. >> >> По истечении вторых суток, советский танк КВ-1 был расстрелян немцами с помощью шести выпущенных бронебойных зарядов из зенитного орудия. >> >> Этот «бой местного значения» долгое время оказывался в тени на фоне общих великих побед РККА во время ВОВ. И лишь записки немецкого полковника, ставшие достоянием общественности спустя годы отразили беспрецедентное мужество, подвиг экипажа советского танка КВ-1, принявших неравный бой в самом начале войны. >> >> Полковник Раус описывал, что немцы были настолько потрясены мужеством советских воинов, что похоронили их со всеми воинскими почестями. >>
>> Имена отважных танкистов легендарного танка КВ-1: Ершов Е. П., Смирнов В. А. и еще трое неизвестных бойцов и танкист, при котором были найдены инициалы Ш. Н. А.