Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Оборона Диксона 1942. Моральная победа.

Levenguk
32 4654 05:42 12.09.2015
   Рейтинг темы: +6
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
К началу Великой Отечественной войны уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике. По всему маршруту была создана сеть из 18 полярных станций. Эти научные базы занимались сбором геофизических сведений для обслуживания морских и воздушных транспортных операций и исследовательских работ. Прямого военного значения полярные станции не имели.
На территории Таймырского национального округа находились два морских порта — Дудинка и Диксон. Первый активно обустраивался. Велись дноуглубительные работы, возводился угольный причал, склады, появлялись подъездные дороги. В 1937 году Дудинку связала с Норильском 114-километровая железная дорога. Тем самым было положено начало вывозу через порт по Северному морскому пути стратегически важных для страны цветных металлов.
Не менее важную роль играл и остров Диксон. На нем еще со времен Первой мировой войны работали арктическая радиостанция и гидрометеорологическая станции, на базе которых в 1930-х годах были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория. IА в 1941 году был построен главный причал морского порта Диксон.
Диксон — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка. Площадь около 25 кв. км

Советский полярный Север в планах нацистской Германии
Германия начала проявлять интерес к Северному морскому пути задолго до начала войны с Советским Союзом. Главнокомандующий Военно-морских сил Германии («Кригсмарине» — нем.) дважды докладывал Адольфу Гитлеру о возможности установления морского сообщения между нацистским рейхом и Японией через СМП. В 1940 году по полярной трассе прошел немецкий вспомогательный крейсер «Комет». Несмотря на видимость радушного приема, немецкие моряки и разведчики не получили достаточного количества достоверных данных о состоянии пути, а также о портах и военных объектах СМП.
В мае 1942 года последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Документ был готов к 1 июля. В нем немцы предусмотрели, что главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические условия Заполярья. Поэтому решили сделать ставку на внезапность и на максимальное использование средств разведки, в том числе авиационной. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП как минимум до 1943 года.
Еще одну цель подсказала союзник Германии — Япония. Из Токио поступила информация, что через Берингов пролив на запад по Севморпути прошел караван в 23 корабля, в числе которых значились и четыре ледокола. Такой арктический конвой действительно был. Он носил название ЭОН -18 (экспедиция особого назначения). В его составе на самом деле было два ледокола, шесть транспортных судов и боевые корабли Тихоокеанского флота — лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Их перегоняли на Северный флот. По расчетам нацистского командования, ЭОН-18 должен был подойти к проливу Вилькицкого в 20-х числах августа.
Операция "Страна чудес"
Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland — «Страна чудес» — и началась 8 августа. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U 601, она должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый — Диксон проследовала U 251. Еще две подлодки — U 209 и U 456 — действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ).
Для успешного проведения операции немцы сосредоточились на ее метеорологическом обеспечении. На острове Шпицберген была высажена партия метеорологов, использовались самолеты-разведчики. Правда, два из них были выведены из строя — на одном сломались моторы, а другой разбился у берегов Норвегии.

Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U 601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.

К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U 601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания — ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.

21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя — восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс — разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться караван в районе «Банки Ермака», но напрасно — ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан Меендсен-Болькен«Адмирала Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено — конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русский ледокол «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», — вспоминал один из немецких моряков.



Помогла кораблю только перемена ветра — капитан Меендсен-Болькен смог вывести его на рыхлый лед и даже продолжил преследование советского конвоя. Однако сколь либо значимой скорости достигнуть не получилось — иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего два километра.
Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил «дальнее зрение» - вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит.



«Адмирал Шеер» принадлежал к серии германских кораблей, получивших название «карманных» линкоров. По официальной классификации, это был тяжелый крейсер. Германия планировала использовать такие корабли в качестве рейдеров (рейд, набег). «Адмирал Шеер» имел полное водоизмещение 13 700 тонн. Численность экипажа 926 человек.
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 11 550 т,
полное— 15 180 т
Длина 186 м
Ширина 21,34 м
Осадка 7,4 м
Бронирование пояс — 50…80 мм, нос — 17 мм, корма — 40 мм, продольная переборка — 40 мм, палуба — 18+40…20 мм, траверзы — 50 мм, башни — 140…85 мм, барбеты — 125 мм, рубка — 150…50 мм, ПТП — 40 мм
Двигатели 8 дизелей MAN
Мощность 56 800 л. с. (41,8 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 28 узлов (51,9 км/ч)
Дальность плавания 16 300 морских миль на ходу 18 узлов
Экипаж 1150 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 3 — 283-мм/52,
8 × 1 — 150-мм/55
Зенитная артиллерия 3 × 2 — 88-мм/78 ,
4 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта Arado Ar 196[1]


Бой «Сибирякова»

Ледокол «А. Сибиряков» был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался «Беллавенчур» (Bellaventure — англ.). В 1916 году судно приобретено Россией у Канады, переименовано в честь русского золотопромышленника и исследователя Сибири Александра Михайловича Сибирякова.



«Александр Сибиряков» в начале войны был усилен двумя 45-, двумя 76-миллиметровыми орудиями и двумя спаренными пулеметами. Командир парахода «Александр Сибиряков», Вооружение это выглядело смехотворным по сравнению с вооружением «Шеера» — шесть 280 мм, восемь 150 мм и шесть 105 мм орудий (к тому же имеющим самые современные средства автоматического управления стрельбой). Да еще броня 76—102 мм и скорость 26 узлов.
24 августа пароход «Александр Сибиряков» вышел из порта Диксон с 349 тоннами груза для полярных станций на Северной Земле и сооружения новой станции на мысе Молотова. На его борту было больше 100 человек, в том числе команда, артиллеристы и полярники.
Произошедшее в 13 часов 17 минут 25 августа могло показаться капитану Качараве миражом. А для Меендсен-Болькена встреча была редкой удачей.



Исход поединка у немецкого капитана сомнений не вызывал. На русском судне команда «Адмирала Шеера» планировала захватить данные о ледовой обстановке и движении конвоев. А для того, чтобы экипаж «Сибирякова» не уничтожил документы, немцы решили пойти на хитрость — крейсер развернулся на противника носом, чтобы скрыть характерный «профиль», и поднял флаг США. Затем, после взаимного обнаружения, с борта рейдера сигналом прожектора был сделан первый запрос, причем по-русски: «Кто вы? Куда вы направляетесь? Подойдите ближе».
На «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними вражеский крейсер, — на это потребовалось около получаса. Немцы пытались «замаскироваться» под американский корабль, но их выдало плохое знание русского языка и вопросы о состоянии льдов. Так, по данным военного историка и писателя, кандидата исторических наук Мирослава Морозова, «в 13:38, когда с парохода запросили название встреченного корабля, в ответ вместо просигналенного «Тускалуза» (немцы знали о нахождении этого американского крейсера в Баренцевом море из данных радиоперехвата) на «Сиби-рякове» удалось разобрать «Сисиама». Корабль под американским флагом с японским названием не мог не насторожить советского человека, воспитанного в духе бдительности».
Капитан Качарава приказал экипажу дать полный ход и повернуть к берегу — острову Белуха, до которого было примерно 10 морских миль. В эфир в адрес Диксона была выпущена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». На «Адмирале Шеере» начали ставить помехи и просигналили требование прекратить радиопередачу и заглушить двигатель. Никакого ответа не последовало. На крейсере взвился боевой флаг «Кригсмарине». Это послужило поводом к началу морского боя.
Из воспоминаний капитана Анатолия Качаравы (записано Константином Бадигиным):

— Неизвестный корабль быстро приближался, рос на глазах. Его скорость больше нашей раза в три. В пяти милях он дал предупредительный выстрел. Яркими вспышками прожектора запросил по-русски: «Кто вы, куда следуете? Подойдите ближе». Я немедленно дал радиограмму на Диксон, что в районе Белухи обнаружен крейсер неизвестной национальности, запрашивает, кто мы, куда идем. Наши радисты превосходно держали связь. Ответ пришел почти мгновенно: «Не сообщать. Минеев». Конечно, я и сам знал, что сообщать не следует. Радист Шаршавин, принеся телеграмму, сказал: «Нас забивает этот корабль, он, наверное, вражеский».— «Переходите на другую волну». И семафором запросил корабль: «Кто вы такой, ваша национальность?» На крейсере снова вспыхнул прожектор: «Сисияма». И приказ: «Прекратите работать радиостанцией, остановите машину, сдавайтесь». «Сисияма»?.. Но крейсер поднял фашистский флаг и дал второй выстрел — перелет.

В 14 часов 5 минут «Сибиряков» отправил в Диксон последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». К этому моменту капитан Качарава был тяжело ранен, как и многие другие из экипажа судна. «Адмирал Шеер» прекратил огонь в половине третьего, выпустив по советскому пароходу 27 снарядов, из которых четыре попали в цель. Все это время кормовая пушка ледокола продолжала огонь!

«Сибиряков» — «полярный «Варяг» — ушел на дно в районе 15 часов. Последние минуты жизни корабля сфотографировали моряки «Адмирала Шеера». На снимках видно, как корабль, продолжая гореть, опускается в пучину моря.



Оставшиеся в живых члены экипажа «Сибирякова» вместе с полярниками до конца оставались на судне, лишь немногие оказались в единственной уцелевшей шлюпке. Немцы отправили за ними катер. Всего удалось подобрать 22 из 104 человек, находившихся на борту ледокола. Капитан Качарава был также подобран — раненый, он потерял сознание и попал в плен. Он выжил и вернулся оттуда в 1945 году. Его подвиг много позже был скупо оценен орденом Красной Звезды.
Несмотря на потерю «Сибирякова», героический экипаж корабля сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море, на Северном морском пути. Информация о рейдере была разослана по всем военным базам, на все суда, находившиеся в Арктике. Тем самым были спасены тысячи человеческих жизней, ценные грузы, подготовлена оборона советских портов.
Самое удивительное в этой истории то, что на «Адмирале Шеере», потопив слабо вооруженный пароход, взяв в плен капитана, радиста, инженера и метеоролога, не узнали практически ничего нового о Севморпути. Спасенные моряки либо не располагали необходимой информацией, либо отказывались от всякого сотрудничества с противником.

Оборона Диксона
Пока советские руководители выясняли, что делать с пиратствующим крейсером в Карском море, на Диксоне началось восстановление ранее демонтированных береговых батарей. Такой приказ отдал командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Георгий Степанов. Расформировали батареи еще в середине августа — за ненадобностью. Орудия планировалось перевезти на новую Новоземельскую военно-морскую базу (как следует из названия — на архипелаге Новая Земля).

Пушки на Диксоне появились летом 1941 года — это были батареи 130-миллиметровых и 45-миллиметровых орудий. В каждой было по два орудия. К зиме 1941 года со складов Архангельска привезли две полевые гаубицы калибра 152 миллиметра, составившие батарею № 569.
Усилению огневой мощи порта помогло и прибытие в Диксон сторожевого корабля «СКР-19», ранее носившего имя «Дежнев». Он имел на вооружении восемь пушек и пулеметы. Еще два орудия и четыре зенитки стояли на корабле Главного управления СМП «Революционер», который зашел в порт вечером 26 августа. Была и взрывчатка — более 200 тонн аммонала на борту невооруженного транспорта «Кара».
Немцы даже на такие силы не рассчитывали — по их данным крейсеру должны были противостоять около полусотни бойцов войск НКВД. Чтобы нейтрализовать солдат, с «Адмирала Шеера» готовились высадить десант в 180 моряков. Для этого крейсеру надо было подойти к берегу на максимально близкое расстояние. Капитан Вильгельм Меендсен-Болькен планировал захватить и остров, и порт Диксон.

На батареях Диксона между тем весь вечер 26 августа шла лихорадочная подготовка к возможному появлению кораблей противника. Выгружались снаряды, уже размещенные на бывшем «Дежневе», набирались орудийные команды — их формировали в том числе и из местных жителей. Были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру.

27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил темный силуэт германского корабля. «Адмирал Шеер» шел медленно, опасаясь подводных камней. Крейсер обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. В это время в эфир ушло сообщение о появлении корабля противника, в порту объявили боевую тревогу. Ополченцы направили винтовки в сторону берега, откуда мог появиться морской десант. Навстречу немцам направился СКР-19. Моряки рассчитывали не допустить прорыва «Шеера» в бухту и в случае необходимости затопить свой корабль, перерезав крейсеру подходы к портовым сооружениям Диксона.

В 1:37 на «Адмирале Шеере» заметили СКР-19 и «Революционер». На этот раз немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. Ответ не заставил себя ждать — заработали 76-миллиметровые пушки СКР-19. Кораблем руководил старший помощник капитана старший лейтенант Сергей Кротов. Под его командованием СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко сторожевик уйти не смог — немцы в течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-миллиметровыми снарядами. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение (один вскоре умер). В 01:46 сторожевой корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. Тем самым СКР-19 вышел из сражения. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли.



Командир «СКР-19» («Дежнев») старший лейтенант А.С. Гидулянов
Около 1:50 «Шеер» перенес огонь на «Революционера ». Пароход, несмотря на дымовую завесу, получил два прямых попадания. На палубе вспыхнул пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Судно так и не снялось с якоря, а значит, не могло уйти в спасительную Самолетную бухту. В этот момент заговорила береговая батарея № 569. «К немалому удивлению, внезапно открыла огонь береговая батарея 150-миллиметровых пушек. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться», — писал впоследствии капитан немецкого корабля.

152-миллиметровые орудия били достаточно точно — несмотря на большое расстояние и плохую видимость. Некоторые снаряды падали всего в полукилометре от немецкого крейсера. Если бы «Адмирал Шеер» двигался в направлении портовой гавани и дальше, артиллеристы имели бы шансы нанести противнику существенный урон. Тем более что место расположения батареи враг определить так и не смог. Взвесив все за и против, капитан Меендсен-Болькен приказал прекратить огонь и отойти назад, около двух часов ночи «Шеер» исчез за полуостровом Наковальня. Всего крейсер выпустил по советским судам 78 снарядов.



На этом бой, однако, закончен не был. Сорвав злость на станции наблюдения за туманами (остров Большой Медвежий) и северном побережье острова Диксон, выпустив по ним более 300 снарядов, Меендсен-Болькен в 2 часа 31 минуту начал главную атаку. Обходя остров Новый Диксон, крейсер нанес удар 280-миллиметровыми орудиями по порту Диксон и радиоцентру. Врагу отвечали СКР-19 и батарея № 569. В 2:48 «Шеер» обстрелял жилой городок Диксона. Благодаря заранее проведенной эвакуации жертв удалось избежать. Выпустив еще около 80 снарядов, рейдер прекратил огонь.
Немцы посчитали советскую базу в Карском море разгромленной. Мачты радиоцентра были уничтожены, горели хранилища дизельного топлива, электроподстанция, разрушены были и жилые дома. Посчитав задачу выполненной, тяжелый корабль ушел на северо-запад. Однако от десанта на «Шеере» отказались. Более того, немцам не удалось потопить ни одного судна, а СКР-19 и «Революционер» ремонтировались всего несколько дней. Через пару суток заработала и радиостанция Диксона.
Остается отдать должное подвигу батареи № 569 старшего лейтенанта Н.М. Корнякова — она заставила немцев уважать себя, притом что команда орудий была плохо обучена, не было связи и даже необходимого дальномера. Фактически артиллеристы били по врагу вслепую. Но свою задачу они выполнили на 100 процентов — «Адмирал Шеер» вынужден был отказаться от выброски десанта, а Диксон был спасен от разрушения.

В 2 часа 57 минут нацистский крейсер выставил дымовую завесу и исчез в объятиях Карского моря. Сражение за Диксон завершилось. Несмотря на то что потерь немцы не понесли, его итогом была безоговорочная победа защитников порта — моряков, красноармейцев, бойцов НКВД и гражданских ополченцев.

Утром 28 августа, отойдя к району Земли Франца Иосифа, крейсер получил радиограмму из немецкого штаба «Адмирала Арктики». В ней предписывалось начать отступление на базу в Норвегии 29 августа, но при этом совершить еще один рейд в Карское море — в направлении острова Белый.

Капитан Меендсен-Болькен считал, что в штабе не понимают ситуации и операцию надо прекратить. В конечном счете его доводы были восприняты, и к вечеру 28 августа крейсер начал отход. Советские корабли и самолеты не преследовали противника. 29 августа «Адмирала Шеера» встретили три немецких эсминца, в сопровождении которых он и вернулся на базу.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
05:46 12.09.2015



152-мм орудия образца 1910/1930 гг. береговой батареи №569. Именно их огонь вынудил немцев отойти, отказавшись от высадки десанта и разгрома советской базы








Памятник защитникам Диксона

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
09:53 12.09.2015
Если бы немцы пошли на атаку Диксона сразу после потопления «Александра Сибирякова», не тратя 24 часа, то вся операция «Вундерланд» могла бы иметь другие результаты.

Орудия батарей № 226 и № 246 вместе с боеприпасами уже были загружены на баржу и только два тяжёлых орудия батареи № 569 стояли на открытом грузовом терминале.

....лейтенант Николай Корняков, командир батареи № 569, действуя по собственной инициативе, приказал разгружать снаряды для его 152-мм орудий с баржи обратно на пирс и из местных грузчиков выбрал добровольцев для орудийных расчётов.

....В этот критический момент всей операции «Вундерланд», лейтенант Николай Корняковоткрыл огонь из 152-мм орудий. Нет, прямых попаданий зарегистрировано не было, но немцы классифицировали их как 130-мм корабельные орудия, не 76-мм пушки, и высокие фонтаны морской воды поднялись в воздух слишком близко, некоторые менее 600 метров от крейсера. Н. Корняков установил свои пушки не на пирсе, где бы они были хорошо видны на светлом фоне воды, а рядом с тем местом, где пирс соединяется с берегом, на тёмном фоне чёрных скал, и это сделало орудия гораздо менее заметными.
Из-за этой позиции и дымовой завесы «Семёна Дежнёва», немцам не удалось сразу обнаружить орудия, и они решили, что для продолжения перестрелки риск был слишком велик.Они не знали сколько орудий русские имели в своём распоряжении и где они находились. Возможно, это было только начало, но что произойдет, когда артиллеристы закончат пристреливаться к цели?

Не было не какого смысла начинать лобовое сражение между одиноким, никем не поддерживаемым крейсером, за тысячу миль от Нарвика и береговыми батареями, скорее всего, сильно замаскированными, защищёнными бронёй плит и спрятанных где-то в скалах. Таким образом, в долю секунды, всё взвесив, Меендсен-Болькен решил, что настало время уходить.Если бы немцы знали, что имеют дело с двумя старинными осадными орудиями первой мировой войны, не защищёнными какой-либо бронёй и не спрятанными в башнях в непроходимых скалах, а стоящими под открытым небом, без какого-либо камуфляжа, стреляющими вслепую, сквозь дым и туман, без дальномеров и наблюдательных постов, обслуживаемыми необученными расчётами, состоящими из энтузиастов добровольцев, под командованием неопытного лейтенанта. Если бы немцы решили продолжить маневрирование ещё минут пять-десять, пока развеялась дымовая завеса, то они были бы в состоянии определить местонахождение батареи, и заставили бы её замолчать одним-двумя точными залпами.

Он решил, что если «Шеер» попытается приблизиться, то рано или поздно он может пострадать от неизвестных береговых батарей или иных повреждений, даже незначительные из которых, в середине негостеприимной Арктики, могут оказаться в итоге фатальными.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
16:26 12.09.2015
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Если бы немцы пошли на атаку Диксона сразу после потопления «Александра Сибирякова», не тратя 24 часа, то вся операция «Вундерланд» могла бы иметь другие результаты.
>
quoted1
Часом раньше, часом позже... Тут ведь главное - решимость советских людей дать отпор врагу. Отпор давали всегда и везде, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах (сопротивление "Сибирякова" еще один тому пример). Цель операции "Вунлерланд" как минимум - получить метеорологические данные и данные ледовой разведки, без которых плавание в Арктике невозможно, а как максимум - установить свой контроль над Северным морским путем или хотя бы воспрепятствовать движению по нему советских судов. Ничего они не получили и ушли несолоно хлебавши.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
18:11 12.09.2015
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Если бы немцы пошли на атаку Диксона сразу после потопления «Александра Сибирякова», не тратя 24 часа, то вся операция «Вундерланд» могла бы иметь другие результаты.
>>
quoted2
>Часом раньше, часом позже... Тут ведь главное - решимость советских людей дать отпор врагу. Отпор давали всегда и везде, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах (сопротивление "Сибирякова" еще один тому пример). Цель операции "Вунлерланд" как минимум - получить метеорологические данные и данные ледовой разведки, без которых плавание в Арктике невозможно, а как максимум - установить свой контроль над Северным морским путем или хотя бы воспрепятствовать движению по нему советских судов. Ничего они не получили и ушли несолоно хлебавши.
quoted1

Цель была высадить десант и рагромить Диксон... и она бы удалась, не будь наготове у нас 152-мм орудий..которые вернули лишь в последний момент на позиции..они и напугали Шеер в конечном итоге...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Торульф
Торульф


Сообщений: 19426
18:25 12.09.2015
Столько топлива впустую сожрал этот Шеер и те кто его обслуживал, а выход реально никакой, одно потопленное судно, какой-то мат ущерб, потери нанесли даже не войскам, интересно, теме плюс.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
18:35 12.09.2015
Торульф (Торульф) писал(а) в ответ на сообщение:
> Столько топлива впустую сожрал этот Шеер и те кто его обслуживал, а выход реально никакой, одно потопленное судно,какой-то мат ущерб, потери нанесли даже не войскам, интересно, теме плюс.
quoted1

И все же нанесенный ущерб больше израсходованного топлива...
Помимо Сибирякова..
2 судна были сильно повреждены, одно с посадкой на мель, были уничтожены портовые сооружения, нефтяной терминал в Новом Диксоне, радиоузел и метеостанция на острове Медвежий. Радиостанция Диксона молчала.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Торульф
Торульф


Сообщений: 19426
18:53 12.09.2015
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> И все же нанесенный ущерб больше израсходованного топлива...
> Помимо Сибирякова..
quoted1
Ты представляешь сколько жрёт линкор? Залп же с него равен стоимости трактора, ты по сухопутному не мерь, прикинь дойти до Диксона и потм вернуться, а медленное продвижение во льдах сколько съело, в час по два км? А суда дешёвые и дома не очень дорогие, самое ценное электростанция да топливное хранилище.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
19:50 12.09.2015
Торульф (Торульф) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> И все же нанесенный ущерб больше израсходованного топлива...
>> Помимо Сибирякова..
quoted2
>Ты представляешь сколько жрёт линкор? Залп же с него равен стоимости трактора, ты по сухопутному не мерь, прикинь дойти до Диксона и потм вернуться, а медленное продвижение во льдах сколько съело, в час по два км? А суда дешёвые и дома не очень дорогие, самое ценное электростанция да топливное хранилище.
quoted1

Спецом порылся в инфе... нашел, что дизель стоил около 13 долл. тонна в то время.. (авиабензин 31,6 долл.за тонну к примеру)
Запас топлива на Шеере в районе 2-2,5 тыс. т... итого не более 32,5 тыс. долл. выходит... Это много меньше стоимости ОДНОГО танка Шерман...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Никитин
Никитин


Сообщений: 18664
19:56 12.09.2015
Торульф (Торульф) писал(а) в ответ на сообщение:
> Ты представляешь сколько жрёт линкор? Залп же с него равен стоимости трактора, ты по сухопутному не мерь, прикинь дойти до Диксона и потм вернуться, а медленное продвижение во льдах сколько съело, в час по два км? А суда дешёвые и дома не очень дорогие, самое ценное электростанция да топливное хранилище.
quoted1

Как полагаете, можно ли считать, что описанная в теме операция не просто не удалась, но принесла больший ущерб Германии, чем России?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
20:14 12.09.2015
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Спецом порылся в инфе... нашел, что дизель стоил около 13 долл. тонна в то время.. (авиабензин 31,6 долл.за тонну к примеру)
> Запас топлива на Шеере в районе 2-2,5 тыс. т... итого не более 32,5 тыс. долл. выходит... Это много меньше стоимости ОДНОГО танка Шерман...
quoted1
Так может стоит еще порыться и выяснить, сколько стоил сам доллар в 1942-м?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
20:18 12.09.2015
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Спецом порылся в инфе... нашел, что дизель стоил около 13 долл. тонна в то время.. (авиабензин 31,6 долл.за тонну к примеру)
>> Запас топлива на Шеере в районе 2-2,5 тыс. т... итого не более 32,5 тыс. долл. выходит... Это много меньше стоимости ОДНОГО танка Шерман...
quoted2
>Так может стоит еще порыться и выяснить, сколько стоил сам доллар в 1942-м?
quoted1

Доллар стоил 5,3 советских рубля, 0,25 примерно фунта стерлингов... и 0,9 г. золота примерно...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
20:20 12.09.2015
Никитин (Никитин) писал(а) в ответ на сообщение:
> Как полагаете, можно ли считать, что описанная в теме операция не просто не удалась, но принесла больший ущерб Германии, чем России?
quoted1

А в чём ущерб Германии? Ведь потерь нет в принципе....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Никитин
Никитин


Сообщений: 18664
20:30 12.09.2015
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> А в чём ущерб Германии? Ведь потерь нет в принципе....
quoted1

Расходы на операцию со стороны Германии могут превышать потери СССР в технике.
Мне эти данные не известны. Посему задал вопрос.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
20:39 12.09.2015
Никитин (Никитин) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> А в чём ущерб Германии? Ведь потерь нет в принципе....
quoted2
>
> Расходы на операцию со стороны Германии могут превышать потери СССР в технике.
> Мне эти данные не известны. Посему задал вопрос.
quoted1

Ну не знаю... у нас ледокол потоплен...два корабля несколько попаданий получили и повреждены существенно... склад ГСМ сгорел... другие повреждения разные...
Но, конечно, реально "Шеер" ничего не добился... Диксон через несколько дней работал в прежнем режиме...
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Оборона Диксона 1942. Моральная победа.
    Defence Dickson 1942. moral victory.. By the beginning of the Great Patriotic War it was already considerable experience sailing ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия