Противотанковый еж, так хорошо известный по документальным кинокадрам и фотоснимкам начального периода Великой Отечественной войны был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона и одновременно начальником Киевского танко-технического училища генерал-майором технических войск Гориккером М.Л. Михаил Львович Го́риккер - советский военный деятель, бригадный инженер, генерал-майор технических войск (1940). Вошёл в историю войн XX века как изобретатель невзрывного инженерного заграждения «противотанковый ёж», известного также как «рогатки» или «звёздочки Гориккера». Данное заграждение было принято на вооружение 3 июля 1941 года и сыграло заметную роль в обороне Киева, Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, других сражениях Великой Отечественной войны. Родился Михаил Львович в 1895 году в городе Берислав Херсонской губернии. Окончил педагогическое училище (1912), работал учителем. Участник Первой мировой войны. С 1918 года - в Красной Армии, участник Гражданской войны. Занимал посты комиссара полевых госпиталей Юго-Западного фронта, затем - комиссар командных курсов тяжёлой артиллерии и - позже - комиссар пехотных командных курсов. Окончил пехотную командную школу (1923), после окончания войны - главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. В 1929-1933 годах - слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА им.Сталина. После окончания - военный инженер мотомехвойск РККА. В 1933-1937 годах командовал опытными танковыми частями. Одновременно в 1933-1938 годах - начальник Московского танко-технического училища. В 1938 году училище переведено в Киев c переименованием в Киевское танко-техническое училище имени Тимошенко. В 1940 году одним из первых получил звание генерал-майора технических войск. Участник войны с первых её дней. В июне-июле 1941 года, будучи начальником Киевского танко-технического училища, назначен начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева. В 1942-1943 годах - генеральный инспектор Главного автомобильного управления Красной Армии. В 1943-1945 годах - начальник автомобильного управления Ленинградского фронта. В 1946-1951 годах - начальник Рязанского, затем Орджоникидзевского военно-автомобильного училища. С 1951 года - в отставке. М.Л. Гориккер скончался 19 октября 1955 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Награды. За Первую мировую войну: - солдатский Георгиевский крест 4 степени, - солдатский Георгиевский крест 3 степени. За Вторую мировую войну: - орден Ленина, - два ордена Красного Знамени, - орден Отечественной войны I степени, - орден Красной Звезды, - орден Знак Почета, - медаль «За оборону Москвы», - медаль «За оборону Ленинграда», - медаль «За оборону Сталинграда», - медаль «За победу над Германией», - медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» и др. Копия акта испытания. «Лагерь КТТУ - Сырец 3 июля 1941 года. АКТ ИСПЫТАНИЯ. 1-3 июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машиностроению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, начальника Киевского гарнизона генерал-майора тов.ГОРИККЕРА, директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 - тов. МАКСИМОВА, Ленкузня - тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ: полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-конечная звездочка, изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов.Гориккера. Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме- грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделено от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 м., по фронту 2-2,5 м. Легкий танк Т-26 при первом заезде на препятствие был выведен из строя - сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие трубки, в результате чего масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машины. Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал, имея в результате этого дефекты в виде помятости днища танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов, танку понадобился двухчасовой ремонт. Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте следующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 м, 2-я линия заграждений через 4 м, 3-я линия заграждений через 2 м, 4-я и последняя линия заграждений. Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1,5 м, 2-я и последующие линии 2-2,5 м - дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии - уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи из вне не дает возможность продолжать движение и отбуксировать танк после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комиссия считает, что противотанковые препятствия - шестиконечные звездочки - являются эффективным противотанковым заграждением, этот вид заграждения можно широко применять в районе особо важных направлений. Количество препятствий "звездочек" на 1 км - до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кг. Размеры - брусья по длине 1,9- 2 м. всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей. Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кг. Конструкции перевозятся на автомашинах и на железнодорожном транспорте в готовом виде к месту применения. Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве. ПОДПИСАЛИ: СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/ ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/ ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/ ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/ ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/ -"- 225 /МАКСИМОВ/ -"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/ Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА /ДВОРНИКОВ/
Ежей только под Москвой было установлено более 37 тысяч 500 штук. И это не считая самих улиц столицы. Приближаясь к ежу, танкист пребывает в уверенности, что танк просто подомнет его под себя, либо сдвинет. Но еж податлив и под ударом лобовой брони начинает перекатываться, уходя под днище. При этом его высота увеличивается, поскольку одна из трех балок поднимается в вертикальное положение. Танк уходит на еже вверх, сцепление гусениц с грунтом резко уменьшается и машина повисает, словно жук на булавке. Инерция движения танка заставляет ежа перекатиться вновь, он возвращается на все три точки опоры, принимая устойчивое положение. Все. Танк завис и теперь не имеет достаточного сцепления с грунтом. Попытки слезть с ежа приводят только к тому, что гусеницы все больше и больше выбрасывают из-под себя землю. При этом нередко рога попадают между гусеничной лентой и катками, пробивают днище. Еж начинает уродовать ходовую часть танка, рвет гусеницу. Итак, еж сделал свое дело. Танк неподвижен и представляет собой отличную мишень для противотанковой артиллерии. В этом-то и состоит предназначение данного препятствия. Становится понятным, почему, после того как немецкие танкисты познакомились с ежами, они отказывались от атаки, только увидев впереди грозную конструкцию. Отходящие от Москвы немцы, бросая вышедшие из строя пушки, танки, автомобили, хозяйственно увозили с собой попавшие в их руки ежи. Велико же было удивление красноармейцев, когда, ворвавшись в Германию, они встретили своих старых знакомых: своё противотанковое препятствие - бетонные надолбы, называемые хвастливо "зубы дракона", немцы дополняли противотанковыми ежами. А генерал М.Л.Гориккер продолжал выполнять свои обязанности, не требуя за это ни наград, ни славы. В годы войны и после занимал командные должности на фронтах и в центральном аппарате Министерства обороны. В 1951 году ушел в отставку. По здоровью. Из-за многочисленных ран, полученных во всех войнах, из-за трех инфарктов, из-за постоянных волнений и стрессов. Человек проявляется не только в масштабных, судьбоносных делах, но подчас в самых обыденных, казалось бы, неприметных. Оказавшись "вне дел", Михаил Львович не смог сидеть сложа руки. Огромные многометровые липы, тополя, клены, создающие сегодня во дворе дома, где он жил, приятную прохладную тень, парковую тишину и уют, 65 лет назад, еще маленькими саженцами, были посажены его руками. Когда в скорбный октябрьский день 1955 года Министерство обороны предоставило автобусы для желающих проводить генерала в последний путь, не хватило машин. Сотни простых людей, подчас бедных стариков и старушек, живущих по соседству, пришли проститься с очень добрым человеком. Оказалось, многим из них он помогал, доставал дефицитные лекарства, просто делился, чем мог с совершенно незнакомыми людьми.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Маленькая поправка М.Л.Гориккер он не создал противотанковый ёж, а до усовершенствовал его, был разработан в Чехии. ====== У меня вопрос форумчанам, кто помнит/знает фамилию конструктора противотанкового ежа?
> не создал противотанковый ёж, а до усовершенствовал его,
Как можно до усовершенствовать ,скажем молоток?Или гвоздь? Или как этот деятель http://www.compromat.ru/page_16371.htm вам?То же полным ходом.пирожки совершенствовал и бабки за это получал...
Окончил педагогическое училище (1912), работал учителем. Участник Первой мировой войны. С 1918 года - в Красной Армии, участник Гражданской войны. Занимал посты комиссара полевых госпиталей Юго-Западного фронта(не фига себе,так сразу), затем - комиссар командных курсов тяжёлой артиллерии и - позже - комиссар пехотных командных курсов. Окончил пехотную командную школу (1923), после окончания войны - главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. В 1929-1933 годах - слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА им.Сталина. После окончания - военный инженер мотомехвойск РККА.
Даже кухарка,если ее хорошо подучить,способна изобретать противотанковые ежи !!!
> Как можно до усовершенствовать ,скажем молоток?Или гвоздь? Или как этот деятель http://www.compromat.ru/page_16371.htm вам?То же полным ходом.пирожки совершенствовал и бабки за это получал... quoted1
Например Танки тоже доусовершествовали Т-34 Значит можно!!
Рогатки — заграждения против пехоты и конницы — были известны ещё со времён Древнего Рима. С появлением колючей проволоки рогатки стали оплетать ею, что привело к позиционной войне — для успеха атаки атакующие силы должны были в несколько раз превосходить обороняющиеся. Впрочем, танк был изобретён как раз для того, чтобы эффективно преодолевать такие заграждения.
Попытка использовать данное заграждение против танков была впервые предпринята в Чехословакии (отсюда английское название ежа — Czech hedgehog, «чешский ёж»). Чешская конструкция повторяла принцип действия древних рогаток, так как предполагалось, что заграждение должно быть массивным и абсолютно неподвижным. Препятствие было несовершенным ещё и потому, что его производство требовало значительного времени и средств, так как конструкция изготавливалась из железобетона.
От ежей отказались по банальной причине - рост массы танка. Современный танк масса которого составляет от 40 до 60 тонн просто раздавит ежа и не заметит. Потому в Новороссии их и не применяют, а не потому, что глупые.
Пока масса танка была 10-15 тонн со слабо бронированным днищем, то была вероятность, что танк либо застрянет на еже, либо балка ежа пропорет днище танка. Но уже в первом периоде ВОВ выяснилось, что немецкие танки массой 20-25 тонн просто давят ежи массой. Не говоря уже о более тяжелых машинах. Памятная доска изобретателю ежей. Да так сделана, будто этот инженер космический корабль изобрел. Ведь действительно, хотя еж и стал неким символом, но оказался не особо гениальной конструкцией и увековечивание памяти изобретатели именно по этому поводу видится натянутым и даже несерьезным, однако вот извольте:
Пока танки были достаточно лёгкими. финны поступали ещё гениальнее, просто натягивали стальной трос между деревьев и у советского танка сносило башню