Многие, очевидно, читали рассказ Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева», в котором говорится о побеге из колымского лагеря и трагической гибели двенадцати бывших советских офицеров, осуждённых, судя по рассказу, только за то, что они попали в плен к врагу.
По рассказу был даже снят фильм (2005 г.) под тем же названием (режиссер фильма В. Фатьянов), показ которого был специально приурочен к очередному празднованию Дня Победы.
Случай группового побега из колымского лагеря, оказывается, был и на самом деле. Магаданский историк и краевед Александр Михайлович Бирюков потратил немало сил, энергии и времени, чтобы выяснить, как всё это было.
Ему удалось разыскать в местном архиве МВД дело о побеге в июле 1948 года 12-ти заключённых с прииска имени А.М. Горького на Колыме. По материалам своего исследования он написал книгу.
Групповой побег для Колымы был случаем довольно редкостным, можно сказать, уникальным. Как отмечал А. М. Бирюков: «Побег двенадцати каторжников породил тогда же и вскоре после себя обильные слухи, он стал мифом лагерной Колымы конца сороковых годов и сохранился в памяти бывших заключенных до конца их дней».
Но как фильм мало совпадал с рассказом, так, в свою очередь, и рассказ В. Шаламова очень сильно искажал реальность. Бежали не бывшие офицеры- военнопленные (по В. Шаламову – 3 лётчика, 2 танкиста, военврач и др.) а бывшие ОУНовцы и полицаи, отбывающие наказания за совершенные ими преступления.
«Восемь из двенадцати никогда не служили в Красной Армии. Трое воевали непродолжительное время. Военнопленными были лишь двое. Кадровым военным, офицером, был только Солдатов. По составам преступления: один убийца, двое служащих немецкой полиции, девять – участников украинских националистических формирований». (Бирюков А.М. Колымские истории: очерки». Новосибирск, 2004. С.268).
«Десять из двенадцати беглецов принадлежали к лагерной обслуге – придурне по блатной терминологии: бригадир, бригадир, дневальный, повар, хлеборез, портной, сапожник, парикмахер, художник, водонос». (Там же, с.271).
Группа беглецов состояла в основном из выходцев с Западной Украины. Кадровым военным из всей группы был один только старший лейтенант Солдатов, который на самом деле в плену у немцев, конечно же, не был. А осуждён был за то, что в пьяном виде застрелил милиционера.
Беглецы, как писал А.М. Бирюков в своей книге со ссылкой на материалы дела: «…совершили групповое нападение на вооруженную охрану лаг. пункта № 3 ОЛП Н.Ат-Урях и убили: ст. надзирателя Васильева, дежурного по взводу Рогова, дежурного по вахте Перегудова, связали жену Перегудова Сироткину, проводника служебных собак Грызункина, забрав 7 автоматов, 1 пулемет ручной, винтовки, револьверы, патрон свыше 1000 штук и скрылись». (Там же, с. 250-251).
Главарь группы побега Тонконогов майором тоже не был. Еще до войны он был дважды судим по уголовным статьям, а с приходом немцев добровольно вступил в полицию.
Как отметил А.М. Бирюков: «Он был ловким, хитрым человеком, умевшим войти в доверие к людям, прежде всего — вышестоящим. И наконец, он был жестоким человеком. В лагере не стеснялся поддерживать свой авторитет зуботычиной, дрыном — большего не требовалось. В побеге не остановился перед убийством раненого товарища. Об убийстве охранников я уже не говорю».
В ходе погони 9 бандитов были убиты, трое – Солдатов, Гой и Демьянюк – взяты живьём. Как пишет Шаламов: «Солдатова долго лечили, – чтобы расстрелять». Но и здесь Шаламов говорит неправду.
Как отметил историк Игорь Пыхалов: «На самом деле – и Шаламов об этом прекрасно знал – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года смертная казнь в нашей стране была отменена. Невзирая на убийство троих охранников при побеге и ещё троих бойцов в перестрелках, пойманные беглецы остались живы и были осуждены 1 ноября 1948 года на 25 лет лишения свободы.
Отсидели же они гораздо меньше. Первым 29 мая 1957 года был освобождён Николай Солдатов. В июне 1963 года вышел на волю Иван Гой, в октябре 1964 года – Дмитрий Демьянюк.
Как сложилась дальнейшая судьба шаламовских «героев» мне неизвестна. Если учесть, что к моменту освобождения Солдатову было 45 лет, Гою – 44, Демьянюку – 43 года, эти «невинные жертвы сталинских репрессий» вполне могли дожить до горбачёвской «перестройки», рассказывая внукам, как безвинно страдали в годы «культа личности». (Пыхалов И.В. «Великий оболганный вождь. Ложь и правда о Сталине». М.: Яуза-пресс, 2010. С. 416-426).
Вот, примерно так, на волне хрущевской негативной мифологии (антисталинской) стали появляться множество творений мастеров пера, в которых историческая реальность талантливо подменялась вымыслом и фантазиями.
Конечно, рассказ Шаламова – это художественное произведение, а потому, как каждый художник, автор имеет право на творческую фантазию. Тем более, что достоверной информации он не имел, а использовал одни только лагерные слухи, да и те довольно искажённые.
Как отметил А.М. Бирюков: «Шаламов получил эти сведения лишь из вторых-третьих-четвертых рук». А потому рассказ В. Шаламова не следует воспринимать как исторический документ.
Но огромные массы людей обычно воспринимают художественные произведения на исторические темы как документальную правду.
А потому такие произведения (книги, кино, ТВ передачи и т.п.) широко использовались в перестройку, а также до неё и после, как эффективное средство в информационной идеологической войне против СССР.
И можно с уверенностью говорить, что творения В. Шаламова и других авторов подобного рода сыграли разрушительную роль в дезорганизацию массового сознания людей страны, внося в их головы сумятицу и хаос, создавая тем самым почву для развала страны.
Источники: 1. Бирюков А.М. «Колымские истории: очерки». Новосибирск, 2004. 2. Бирюков А.М. «Побег двенадцати каторжников» на сайте: http://www.booksite.ru/varlam/creature_24.htm 3. Пыхалов И.В. «Великий оболганный вождь. Ложь и правда о Сталине». М.: Яуза-пресс, 2010.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> А потому такие произведения (книги, кино, ТВ передачи и т.п.) широко использовались в перестройку, а также до неё и после, как эффективное средство в информационной идеологической войне против СССР. quoted1
А СССР в идеологической войне использовал другие средства?
> Групповой побег - не был случай исключительный. Просто обычно тех кто убегал - уничтожали довольно быстро и в отчеты они не шли. А вот эти - попали. quoted1
> Colonel Armstrong писал(а) в ответ на сообщение:
>> Групповой побег - не был случай исключительный. Просто обычно тех кто убегал - уничтожали довольно быстро и в отчеты они не шли. А вот эти - попали. quoted2
> Групповой побег - не был случай исключительный. Просто обычно тех кто убегал - уничтожали довольно быстро и в отчеты они не шли. > А вот эти - попали. quoted1
1. Мы, это те кто, обсуждает тему. 2. Слово, оно может иногда и хорошо, а факты - лучше. И с указанием бы источника, чтобы проверить факты и убедиться.
3. Вот мнение В.Шаламова, который места те знал не понаслышке: «Бежать с Колымы нельзя. Место для лагерей было выбрано гениально», - писал Шаламов в очерке «Зеленый прокурор».
4. А вот и ещё один случай группового побега из тех мест: "...известный магаданский историк А.Козлов недавно обнаружил дело об еще одном групповом вооруженном побеге. <...> Дело происходило на прииске «Днепровский» в сентябре 1949 г. Бежали, разоружив охрану на месте работы, в лесу, шесть человек разных национальностей, среди них был даже один венгр.
Остальные заключенные из бригады – 21 человек – остались на месте.
Среди бежавших тоже не было вчерашних военнослужащих – все осуждены за «контрреволюционную деятельность», по разным пунктам статьи 58-й.
Но исследователь замечает, что беглецы были скорее всего не «политиками», а уголовниками, т.к. побег отличался еще большей дерзостью и жестокостью: беглецы убивали в пути не только своих проводников, но и друг друга, а пищу добывали налетами на таежные «командировки». Источник: http://www.shalamov.ru/research/25/
Как видим и здесь нет военных, побывавших в плену у гитлеровцев. И групповые побеги с тех мест и в самом деле наперечёт, хотя побегов одиночек, двоек было достаточно много. Так что, сказки не подтверждаются фактами.
Провинциальный юноша, восторженный и романтичный, начитавшийся книг о героике революционеров, о высоких материях типа возможности создания на планете идеального общества, где все люди братья и нет никакого насилия, вот такой юноша приехал из Вологды в Москву учиться.
Ну и учился бы себе. Так нет, натура восторженного борца за неземные идеалы, позвала его на борьбу за мировую революцию, которую как ему объяснили столичные ребята предал Сталин.
Который по словам Бухарина, начал "строить келью под елью", то есть вместо курса троцкисто-бухаринцев на мировую революцию, сосредоточил усилия на воззрождении Российского государства. А значит, по их мнению, предал идеалы мировой революции, свалившись с революционного пути на продолжение монархической традиционной политики.
И с усердием описанным Сервантесом в известном романе о дон Кихоте юноша Шаламов ввязался в политическую борьбу на стороне троцкистов, то есть тех, кто, как известно, проиграли свою борьбу. А участь проигравших политическую борьбу, во все времена, везде и всюду была очень трагичной.
Конечно, жаль несомненно талантливого человека, но сидел по делу, за антиправительственную деятельность. А, по сути своей, за утопии , за химеры идеального общества, за несбываеые в реальной жизни мечтания. Ну а потом, неприятие и даже ненависть к режиму наложилось на всё это. Оно и понятно. Об этом пишет подробно и детально Сиротинская И.П. - поклонница и почитательница таланта В. Шаламова.