У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай – по форме тоже напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое этимологически связано со словом "корова". В древности каравай приготовляли жрецы с помощью различных ритуалов и специальных архаических орудий, как, например, обрядовые жернова для приготовления муки.
Убираясь в канун праздника, девушки тщательно выметали мусор из-под стола – ведь если им попадалось хлебное зерно, то оно сулило замужество в будущем году.
Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые "колядки" - магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. "Колядование" часто сопровождалось "ряженьем" в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.
Издревле на Руси верили, что события новогодней ночи будут проецироваться на предстоящие 12 месяцев. Так что не рекомендовалось, например, выполнять тяжелую и грязную работу, иначе весь год пройдет в тяжком труде без отдыха. А чтобы весь год радоваться обновкам, в Новый год надевали все самое красивое, новое и даже старались несколько раз переодеться. Хороший обычай для модниц и кокеток!
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово "навруз" переводится с персидского как "новый день". Это первый день месяца "фарвадин" по иранскому календарю. За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.
В канун праздника все мирились, наполняли все кувшины зерном, ключевой водой или молоком – в надежде на щедрый урожай, благодатные дожди и богатые надои. В утро Навруза нужно было завершить приготовление еды, уборку, украшение дома гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. После этого накрывали "достархан" - скатерть со множеством национальных блюд, сладостей и напитков. И устраивали праздничный пир.
Оказывается в Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году - 22 июня.
Греческий год в то время делился на 12 лунных месяцев, которые включали в себя, поочередно, то 30, то 29 дней. В итоге лунный год насчитывал 354 дня, то есть он был на 11 дней меньше солнечного года. Чтобы убрать возникшую разницу, афиняне каждые 8 лет добавляли дни (до 30) в 3 месяц каждого третьего, пятого и восьмого года. Но, поскольку и этого было недостаточно, через каждые 16 лет они вводили ещё 3 дополнительных дня.
Интересно, что в Афинах, к примеру, год начинался в летнее солнцестояние (21 июня.); на острове Делос - в зимнее солнцестояние (21 декабря), а в Беотии и на острове Родос - осенью. Причём первоначально год у древних греков делился только на зиму и лето и, наверное, не случайно, потому что даже в современной Греции ярко выражены именно эти два времени года.
Уже позже древние греки стали делить год на зиму, лето и весну. И только потом появилась осень, наступавшая в эпоху завершения жаркого времени и сбора урожая, когда на небе светила звезда Арктур (Медведица).
Так часто проводимые реформы календаря дезорганизовывали весь распорядок праздников в течение года, поскольку религиозные обряды, связанные с определённым временем года, подчас не совпадали с соответствующими природными явлениями и процессами. Как раз об этом говорит Аристофан в своей комедии «Облака», где богиня Луны - Селена - выражает свое недовольство эллинами, которые так вольно обращаются с лунным календарём:
Сердится на вас богиня: вы обидели её. Хоть не на словах - на деле помогает вам она. Мало ль драхм вам каждый месяц сберегает лунный свет?
Возможно, в связи с этим каждый год в каждом греческом полисе назывался по имени стоящего в этом году у власти должностного лица. Так, древние греки говорили: в архонтство Каллиада, в архонтство Евфина, в архонство Херонда… Безусловно, для современного человека - это просто слова, для древних же греков это были три значимые даты: победа в битве при Саламине, начало Пелопонесской войны и Херонейское поражение. Вот так-то!
Древние греки понимали, что цепочка времени в последующие эпохи может выглядеть совсем иначе, поскольку никто никогда не знает, в какой исторический период живёт. Это могут определить только будущие поколения. Но вот определение времени по периоду правления того или иного должностного лица точно даст прожитому кусочку жизни право на память и незабвенность!
4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.
Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…
Дольше абсолютно всех на рождественских праздничках прогуливали исторические египтяне. Новый год справляли на протяжении разлива Нила, когда взбирала святая звездочка Звезда, и приступался первоначальный сезон древнеегипетского года — «ахет». Разлив Нила именовался приходом Бог — господа Верхнего и Нижнего Нила. Было это святое время для Египта, а засуха ставила бы под опасность само наличие данного аграрного страны. По этой причине с восходом Сириуса начинался новоиспеченный период жизни древнейших египтян, какие к этому времени заканчивали засев.
Как праздновали Новый год в Древнем Египте?
Подготовка к встрече Новогодних праздников затеиваться задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали подвижнических быков и птиц, припасали масла и надоедалы. И бедняки пытались сброшюровать новоиспеченное платьице и фартуки к народным праздничкам. Жрецы полагать сутки прибытия вода, и в преддверье выделенной даты люд толкаться на больверкской, нетерпеливо ждя разлива. Люд бурно поздравил прибывающие валы, которые шли с юга, пахали речку и ретировались на север. Спереди торчать жрецы храмов. На порогах неимущих хижин и на матово-белых ступеньках замков — всюду люди отрадно пересекали целебные вода. В день разлива Нила приводили потерпевшие Бог, в реку кидали свитки папируса с нацарапанным на их списком подарков. Скульптуры бога Амона (с каким временами идентифицировали Бог), его супруги и отпрыска устанавливали в ладью. Лодочка каботажничала по Нилу луна, что было сопровождаемым пением, плясками и развлечением. Потом скульптуры записывали назад в церковь.
При праздновании Нового года около египтян был обычай заполнять особые сосуды «непорочный водичкой» из разливающегося Нила, влага какого в это время числилась чудотворной. Кроме всего этого, выпростанные от работы, египтяне наведывали в это время приятелей и родственников, вместе с ними припоминали предков и гремели богов.
Древнеегипетский Новый год был сопряжен еще с одним культом — богини любви и музыки Богиня, дочке ясный бога Волга. За 2 ночи до Нового года высший жрец с ассистентами коротал церемониальное вылущение статуи богини в храме Богиня в Дендере. Ну а в ночь заранее Нового года — «ночь Волга», когда выходила бой бога небесного светила с всевышними тьмы — велось праздничное путешествие, в котором вровень со жрецами участвовали фараон и его супруга. Скульптуру Хатхор несли на святой ладье и ставили в беседке с 12 колоннами, олицетворявшими месяцы года, на кровле храма. С появлением первоначального луча солнца в новоиспеченном году занавески раскрывались, и на богиню проливался ясный свет — тайное благословенье господом Ра дочери Хатхор, храма и целого мира.