Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница

Евреи и русское революционное движение.

  Siberss
Siberss


Сообщений: 979
11:20 13.07.2017
И в дополнение подобный материал.

Откуда родом партия ВКП (б).Товарищам на заметку.

Бунд — партия еврейских рабочих. Автор — Александр Вишневецкий

Статья напечатана 28 февраля 2008 года в газете «Новости недели» приложении «Время НН» в сокращении.

Еврейское население в 19 столетии жило, в основном, в местечках черты оседлости. В экономическом и демографическом плане черта оседлости, была вроде огромного гетто — здесь находилось около 5 — 6 миллионов евреев, и с 1850−60 годов, когда началась индустриализация в России, евреи стали уезжать в города. Создавались фабрики, мастерские и даже заводы, и многие евреи стали зарабатывать на жизнь на промышленных производствах тяжелой работой по двенадцать, а порой даже по шестнадцать часов в день. Еврейский рабочий получал нищенскую зарплату и имел многодетную семью (иногда до 10 — 12 детей), что объясняет ускоренную демографию среди евреев того времени. Существенная часть мирового еврейства находилась тогда в царской России, в этой «тюрьме народов», где евреи были наиболее угнетаемым народом, не имевшим никаких прав на забастовки, на профсоюзные организации, на свободу печати. По мере развития промышленного производства, формировался еврейский пролетариат. Условия жизни, многочисленность еврейских рабочих и их совместный труд способствовали развитию классового сознания и вынудили их объединиться и основать автономную еврейскую партию. П очти одновременно в 1897 году появляются два новых политических движения у евреев — сионистов и бундовцев, которые существенно повлияли на дальнейшую судьбу евреев. Они начинают организованную борьбу с той безысходной ситуацией, в которой жили евреи.

Бунд (союз, в переводе с идиш) — Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России — партия промышленных рабочих и ремесленников была создана на учредительном съезде, проходившем с 7 октября (25−27 сентября по старому летоисчислению) 1897 года в Вильно (Вильнюсе). На съезде было 13 делегатов, представляющих 3500 рабочих и ремесленников. Бунд возглавил экономическую борьбу еврейских рабочих и придерживался лозунга национально-культурной автономии. Он стал впоследствии еврейским революционным массовым политическим движением в черте оседлости в конце XIX — начале XX века. Этот период соответствует также развитию марксистских идей и созданию марксистских организаций в Российской империи. Польская социалистическая партия была создана в 1892 году, российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) создана на год позднее Бунда и благодаря ему.

Центральными органами «Бунда» того времени на языке идиш: были: «Арбетер штиме» («Голос рабочего», издавался нелегально в России) и журнал «Идишер Арбетер» («Еврейский рабочий «, издавался в Женеве заграничным комитетом Бунда). Бунд взаимодействовал с русскими революционерами, чтобы достичь демократии и социализма в России. В пределах новой России, надеялись бундовцы, евреи достигнут признания как нации с законным статусом меньшинства. Бунд был социалистической партией, и находился в оппозиции к той традиционной еврейской жизни в России, которая была связана с еврейской религией. Бундовцы выступали также против сионизма, утверждая, что эмиграция в Палестину нанесет ущерб еврейству. Они агитировали за употребление языка идиш, как национального языка и выступали против сионистского проекта оживления иврита.
Тем не менее, много бундовцев было сторонниками сионизма, и Бунд терял многих активистов, совершающих алию.

Бунд вошел в состав РСДРП в 1898 году на первом съезде этой партии в качестве организации, автономной в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Бунд получил в РСДРП полную самостоятельность в своих действиях среди еврейских народных масс.


Эта свобода действия была у него оспорена в 1903 году Лениным, Троцким и Мартовым. Бунд выступал за партийную федерацию, а Ленин и его сторонники считали, что нужен принцип централизма в партии. В 1903 году, когда в партии РСДРП был введен централизм, Бунд вышел из состава этой партии. Вторично он вошел в нее лишь в 1906 году на объединительном съезде в Стокгольме, где находился до 1912 года, когда на шестой Пражской конференции был исключен из партии РСДРП и перешел на меньшевистские позиции. Бунд издавал большое количество литературы на идиш, русском и польском языках. В 1898—1903 и 1906−1917 годах имел место спад в деятельности Бунда из-за многочисленных арестов и преследований ее членов. Во время революции 1905 года бунд создавал отряды самообороны, что было воспринято с благодарностью еврейским населением, не имевшим до этого в царской России никакой защиты, действия Бунда вызывали озлобление и страх среди погромщиков и поддерживающих их властей. Бундовские отряды самообороны насчитывали несколько тысяч человек, плохо вооруженных, но это была организованная сила. Но революция потерпела неудачу, с 1906 по 1914 год идут преследования и аресты бундовцев и спад и во всем рабочем движении. Вскоре после февральской революции 1917 года партия Бунд впервые вышла из подполья. Бунд, в течение ряда лет был самой многочисленной революционной партией в России. Так, летом 1904 года Бунд насчитывал около 23 000 членов, в 1905—1907 годах — около 34 000, в 1908—1910 годы, когда революционные настроения резко пошли на спад, около 2000 членов. В то же время, вся Российская социал-демократическая рабочая партия в начале 1905 года насчитывала приблизительно 8400 членов.

В 1917 году, ко времени Октябрьской Революции, организации Бунда объединяли около 40 000 членов из 400 городов. По отношению к 5−6 миллионному еврейскому населению эти цифры членов партии Бунд не превышали 0,6 -0,8%.
В годы революции 1917 года периодическими изданиями Бунда были — «Ди арбайтер штиме» (Голос рабочего, 1917 г., Петроград, на еврейском языке), «Голос Бунда» (1917 г. Петроград), «Дер Векер» (Будильник, май 1917 г. — 1925 г., Минск, на еврейском языке).

С 1917 года, когда меньшевики окончательно оформились в самостоятельную партию, Бунд вошел эту партию, сохраняя автономный статус. Бунд приветствовал Февральскую революцию в 1917, которая приводила к власти правительство, требовавшее ликвидации государственного антисемитизма и добивавшееся демократии. Но октябрьская революция в 1917 года привела к власти большевиков, которые выступили против еврейского национализма и рассматривали Бунд, как своего врага. К 1921 году Бунд был практически ликвидирован в Советском Союзе, после чего многие его члены эмигрировали в Западную Европу. Так закончился российский период истории Бунда. Некоторые из его членов присоединились к партии большевиков. Часть эмигрировавших бундовцев стала членами Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей — Цион (переименованной в 1923 году в Еврейскую коммунистическую партию). Много бывших бундовцев погибли во время сталинских чисток тридцатых годов двадцатого столетия.

С момента создания сионистского движения и партии Бунда их позиции по многим вопросам были отличными, что было в первую очередь связано с теми слоями населения, на которые они опирались. Бунд опирался на ашкеназийское еврейство и в первую очередь на еврейских рабочих и ремесленников, в то время как сионисты пытались охватить евреев всего мира. Бунд, главным образом, представлял социалистическое движение, в то время как сионизм — движение, которое охватывает все националистские организации и движения от левых до крайне правых. Бунд отрицал существование единой всемирной еврейской нации и считал только ашкеназских евреев полноценным национальным образованием. Эта позиция Бунда были ошибочной. В концепции Бунда одним из основных было понятие «Доикайт», в переводе с идиш это имеет смысл «находиться здесь». Бундовцы считали, что р одина евреев там, где они живут, и там они должны бороться за свои социальные и национальные интересы. Сионисты видели будущее евреев в стране своих предков, и хотели эмигрировать в Палестину и основать там государство, что удалось сделать через пятьдесят лет. Особая статья в истории Бунда — его отношение к сионизму. Бунд считал сионизм утопией. К тому же Бунд справедливо критиковал сионизм за его желание порвать с традиционными культурными и нравственными ценностями еврейского народа, как наследием «позорного галута». Как следствие этого был и языковый подход, у бундовцев опора на идиш, а у сионистов на древний язык еврейского народа — иврит. У сионизма было больше шансов на успех, потому что он объединял народ в целом, в то время как Бунд вовлекал в свою организацию только еврейских рабочих — ашкеназийцев. Начиная с 1897 года движение Бунд одновременно было политическим и культурным, оно боролось за ликвидацию еврейского бесправия в местах их расселения, защиту интересов еврейских рабочих, за свержение царизма в Российской империи и противостояло погромам, выступало за признание идиша в качестве национального языка и развитие культуры на языке идиш. Бунд добивался исключения из компетенции государства и органов местного самоуправления функций, связанных с вопросами еврейского образования и культуры и передачу их национальным органам, местным и центральным, избираемым ее членами. Организации Бунда объединяли рабочих и ремесленников черты еврейской оседлости, руководили рабочим движением в этих районах, опираясь на ассоциированные с Бундом нелегальные профессиональные союзы.

В Восточной Европе, вне СССР, с оттоком бундовцев с политической сцены, они придают все большее значение развитию образования и культуры на языке идиш, на котором тогда говорили миллионы людей. Борьба с неграмотностью сопровождалась изданием литературы, газет, основанием начальных школ. И в этом была не только необходимость, но это было действительно правильно выбранное направление действий Бунда, на котором они сумели завоевать доверие населения.



Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Евреи и русское революционное движение.. И в дополнение подобный материал. Откуда родом партия ВКП (б).Товарищам на заметку. ...
    The Jews and the Russian revolutionary movement..
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия