25 февраля не причислен к списку «дней воинской славы России». Но хочется напомнить, что ровно 25 лет назад моряки Черноморского флота совершили выдающийся подвиг, оставшийся в то время практически незамеченным: в 1988 году граждан СССР должны были волновать проблемы перестройки и ускорения. Да и с политикой гласности были свои тонкости: как и всякая политика, она имела свои особенности. На радость бывшим, как казалось, «вероятным противникам» СМИ соревновались, кто громче и эффективнее обгадит прошлое своей страны. Тут не до героев.
25 февраля 1988 года в 10:45 морскую границу СССР в Чёрном море нарушили крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» ВМФ США. Нарушение границы пресекли советские сторожевики «Беззаветный» и «СКР-6»: когда американцы демонстративно отказались выполнять требование о перемене курса, наши корабли, избегая применения оружия, бесстрашно таранили американцев навалом. Не обращая внимания на то, что «Беззаветный» имел втрое меньшее водоизмещение, чем «Йорктаун», а «СКР-6» — вшестеро меньшее, чем «Кэрон». Включив по громкой трансляции для самоуспокоения и поддержки духа «Born in the USA», американцы ретировались из территориальных вод СССР. Говорят, в результате одному только «Йорктауну» был причинён ущерб на три миллиона долларов.
Удар пришелся в район вертолетной площадки, — высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", — казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
СКР-6 разделали на металлолом через год, на момент инциндента скорлупке было 25 лет. Йорктаун списали в 2004м, Кэрон списали в 2001м, в 2002м расстреляли как плавучую мишень на учениях.
Моряки, конечно, герои.. Но тут не нужно забывать, что данный инцидент произошел вовсе не сам по себе, а по приказу тогдашнего героического верховного главнокомандуещего, ныне здравствующего Горбачева М. С. .. )))
На основе этого плана маршал Соколов летом 1986 г. сделал специальный доклад в ЦК КПСС, подробно рассказав «о мерах в случае очередных нарушений американскими кораблями территориальных вод на Черном море». В докладе предлагалось активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны. После этого адмирала Чернавина пригласили на Совет обороны страны, проводившийся под председательством Михаила Горбачёва. В присутствии Горбачева, председателя КГБ Чебрикова, министра иностранных дел Шеварднадзе, премьера Рыжкова, министра обороны, начальника Генштаба и главкомов всех родов войск, адмирал подробно рассказал о существе проблемы и о своей идее навала, приведя пример с танками, более понятный сухопутным военачальникам. Горбачёв одобрил идею, заодно порекомендовав при этом «подобрать корабли покрепче»[1]. Он также попросил Чернавина заранее предусмотреть все меры, исключающие жертвы среди личного состава кораблей.
Прямым следствием этого совещания стала специальная директива Главнокомандующего ВМФ командующим флотами на Севере, Тихом океане и на Черном море на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей. http://ru.wikipedia.org/wiki/Столкновение_кораб...