теща.она большей частью работала ночью дежурной медсестрой в детском ТБЦ санатории.Вечером после ужина я выгуливал Леню по микрорайону час-два,в зависимости от погодных условий,ну а потом час-два чтение ему книжек и показ диафи -льмов.Я часто ездил от завода по командировкам и каждый раз привозил из "Детского мира" Москвы 3-4 новых фильма на ленте для диапроектора.Книжки мы покупали в Мо-скве и в Баку-вначале на улице Басина 72 в магазинчике в растворе дома-книжки -раскладушки на картоне.но и они крепкие тоже у детей рвутся по тому что бывает в день приходится их перечитывать по нескольку раз.потому что не информация о том что прочитано,а мелодия стиха или рассказа вызывает желание еще и еще раз услышать эту крошечку-хаврошечку или другой стих,да и по всей видимости у них начинается вырабатываться механизм запоминания того что им читают,так Света рассказывала,что когда они с тещей в 1950 году переехали на Басина,то 3х летняя соседка Рита предложила ей почитать какой-то стих и взяв в руки книжку вверх ногами она бодро шпарила стишок наизусть,заученный на слух когда ей читали взрослые.Покупали книжки
и в книжном пассаже,от частого чтения я тоже как и Света знали тексты наизусть и бывало что текст уже не читался а декламировался наизусть.В конце сентября одного зам. начальника цеха командировали в Омск на шинный завод на совещание по механизации и автоматизации производства.этот зам начальника цеха ехать отказался за сутки до начала совещания,то приняв предложение поехать часов в 12 дня я позвонил теще которая была дома и попросил ее чтобы она привезла мне чемоданчик с бельем в аэропорт,потому как я не успевал до 14 часов времени вылета самолета съездить в микрорайон,получив командировочные меня на заводской машине отвезли в аэропорт,где я купил билет Баку-Омск через Минводы,т.к. через Москву я уже опаздывал, Теща подвезла на такси чемоданчик и через 10 минут я пошел на регистрацию.Из баку в Минводы долетели днем быстро и комфртно а до Омска ночной полет на самолете АН 4х моторном следующим по маршруту Минводы-Новосибирск с посадкой в Омске вытряс всю душу и забил своим натужным гулом всю слуховую систему.Утром в 10 я присутствов-ал на открытии совещания,где с приветственным словом обратились второй секретарь
обкома КПСС и зам министра Миннефтехимпрома СССР.В этот год директором Омско-го шинного завода стал полковник в отставке,который поставил цель реконструировать и модернизировать производство,основанного на эвакуированной части Московского шинного завода в 1941 году и пущенного в 1943 году.На Омском шинном заводе и в новом институте НИИКТИШП(научно-исследовательский конструкторско-технологичес -кий институт шинной промышленности) было много нового по механизации и автоматизации производства,часть материалов по этой новизне я привез в Баку на завод,но внедрить эти материалы не удалось-спецмастерской для внедрения не было,а службы главного механика и энергетика утопали в починке часто ломающегося оборудо-вания.Ночевал я у родителей в Исилькуле в уже перестроенном доме на улице Водопроводной,куда приезжал к 8-9 часам вечера и уезжал электричкой в 6 утра.так что никого из родственников и одноклассников я посетить не мог..Однажды я ехал в Исилькуль днем в сетлое время и увидел родное Пучково,немцы остались верны своей природе-в деревне где скот кормили сеном и силосом из траншеи,возвышались 4 сена
жных башни-экономия и прогресс хрущевской оттепели давали снова результат в европейски работающей деревне Пучково-естественно это был результат партийной политики СССр.но ввел эту политику для народа Н.С.Хрущев.Возвращался я через Москву,снова заехал к родственникам Светы-семье двоюродной ее сестры Вероники Александровны,состоявшей из мужа Алексея и 4х летней дочки Наташи.В прошдый мой приезд в Москву с Дальнего востока в Баку они жили в шоферском общежитии семейном где каждая семья в составе-муж-жена спали на однойполутораспальной кровати а они еще и с полугодовалой Наташей,а семья от семьи отделялись ситцевой занавесочкой таких семей в комнате было 5 и еще один холостяк на кровати которого я спал одну ночь,холостяк был в командировке,конечно я был наглецом обременяя их.Сейчас они жили в новом доме в однокомнатной квартире.правда угловой,но большой и светлой в районе Мрьиной рощи.Леша сейчас работал на легковой "Шкоде" возилкакого-то главбуха.Его мучила астма которая осложнялась выхлопными газами висевшими на улицах Москвы.Через 6 дней я снова был дома в Баку.работы конструкторам хватало
меня перевели из технико в инженер-конструкора,приходилось конструировать не только узлы и механизмы оборудования,но и штампы,конвейры и транспортеры,привя -зывал и рассчитывал вентиляторы,теплообменники,кондиционеры. Октябрь 1964 года ознаменовался дворцовым переворотом в СССР,вместо Хрущева пришел царь Брежнев а в Америке якобы самой демократической стране в мире грохнули самого президента. Вот вчера 1телеканал России раздул кадило алилуя 400 летию Романовых,говоря что в 1917 году был дворцовый переворот- что же младых вводите в заблуждение-Николай 2 сам написал отречение а в октябре 1917 года воасть взала беднота у богачей с помощью команды (как сейчас говорят) большевиков под руководством Ленина..Ну а взятый курс Хрущевым на ускорение развтия промышленности и сельского хозяйства продолжал раскручиваться.Уже началось строительство Бобруйского шинного завода,готовился план реконструкции Омского,Московского,Кировского,Воронежск ого шинных заводов и сторительство ряда новых заводов РТИ.Наш директор начал пробивать реконструкцию и расширение Бакинского шинного завода,желая развить
захваченный плацдарм и закрепить надолго свою власть на этом богато финансируем заводе.Для этого писались письма в ЦК КП Азербайджана и в Миннефтехимпром СССР.Год 1964 явился для меня годом оплаты моих внедренных рацпредложений,кото-рые сами рождались как грибы при ежедневном посещении цехов по работе.Примерно месяц мы с Изей Израиловым-руководителем группы нашего ПКО ходили каждый день в подготовительный цех,чтобы обмерить размеры по месту и привязать новый 4х маши-нный агрегат вальцев взамен 2х машинного под эстакадой резиносмесителя.а с учетом ,что конструкция проезда и строительных элементов колоны-башмаков,прездов в стене,отделяющих участок изготовления резиновых смесей отучастка шприцевания протекторов,то нам пришлось делать объемный макет основания вальцев с фундамент-ными болтами и самим фундаментом,который надо было усекать.Для расчета и конструирования этого фундамента был привлечен работающий с Яррезинопроектом припроетировании БШз главный конструктор-строитель бакинского института Гипроаз-нефть Сергей Григорьевич Тер_Исраильян,который и потом долгие годы помогал
нам в решении сложных проектно-конструкторских работ по строительству,хотя у нас в отделе уже работали чередуясь инженеры строители Валя Чеботарева,дружившая с художником Петром в рядом по коридору расположенной комнате и Фаик Зейналов-грамотный и быстрый в работе.Услугами Сергея Григорьевича пользовались Резинопроекты Московский и Ленинградский-консультировались с ним и просили иполнить ту или иную часть строительной конструкции,хотя имели у себя целые архитектурные отделы.В сжатые сроки 4х машинный агрегат вальцев был смотирован и запущен под непрерывным давлением на всех главных специалистов со стороны директора Фридуна Абдуловича.Причиной же выхода из строя 2х машинных вальцев поэ-эстакадных явилась простая бездарщина,лень и безответственностть слесарей и в целом службы главного механика-масло из кожухов приводных и фрикционных шестерен текло рекой,главный механик Перевезенцев и начальник снабжения Аванесян грызлись на диспетчерских совещаниях по поводу расхода масла,насосов для откачивания масла из приемников под вальцами,что и послужило причиной гибели фундаментов вальцев
Вобщем опыт конструктора у меня набрался быстро,благодаря слабым знаниям,ленности и безответственности всех работников завода,начиная от слесарей и кончая главным механиком-Валентином Федоровичем Перевезенцевым.который больше разбирался в футболе,т.к. в молодости играл в футбольной команде.И когда дело дошло до пуска вальцев тогда еще работавших агрегатом без редуктра от тихоходного синхроного двигателя высотой 5 м,то оказалось ,что на заводе нет специалистов для регулировки подшипников с цельюдостичь соосности привода с валами трансмиссии длиной 30 м.Наш начальник Артавазд Мкртычевич принес нам с Изей"Справочник Монтажника" и мы начали по нему эту регулировку,к нам был приставлен зам гл.механика Герасим Тигранович,который прработав 30 лет на разных предприятиях механиком и этим гордившиися тк особенно и не приобрел знаний по монтажу и наладке кинематики.Техучебу на заводе вел как и технику безопасности прие-зжий инженер из Ярославля.но сприходом нового директора он уехал на Днепропетровский шинный завод,а технику безопасности стал вести Васиф Тагиевич
Абдулрагимов,а потом украинка,она была замужем за азербайджанцем,работавшим на хлебной должности-приемщиком в шиноремонтном цехе.Завод наш не выпускал легковых шин,а только ремонтировал шины легковые наложением протектора и живые деньги с приходом Фридуна Абдуловича потекли через ШРЦ быстрее,как и увеличилось там количество прессов вулканизации.Вообщем обучением грамотно и квалифицирова-но ни рабочих ни ИТР особенно на заводе не занималиь,из ИТР кто хотел повысить свой уровень знаний,мог повысить его за счет технической литературы и периодики,постоян-но поступавшей на завод и с помощью командировок на другие заводы..Летом Света еще раз съездила в санаторий Бильгя,теща с Леней в Кисловодск.Микрорайон наш был уже весь построен,сотрудников с завода,получивших в микрорайне два дома 4х блочных,выделенных заводу от Миннефтехимпрома в которых жили и не работавшие на заводе.Нас работающих в дневную смену набралось уже 20 человек и мы договорились с одним водителем "Алабаш"-дословно-"собачь я голова"-ГАЗ-53-тентованный,ежеднев- но экономили до 30 минут при поехдке на работу,платя те же 10 копеек,что и в двух
автобусах от микрорайона до поселка П.Монтина,а оттуда на автобусе №37(обычно битком набитом) к кусту заводов БШЗ.БЭМЗ,камвольной фабрике.ЭЛЕКТРОЦЕНТРОЛИТ и АЗИНМАШ.Где то вначале осени начальника конструкторского одела по шинам перевели в начальники подготовительного цеха-вместо него Месропова Юрия Джеваншировича поставили его заместителя -Байкову Элеонору Александровну,а на ее место поставили Каспарова Армо Рубеновича-начальника испытательной станции шин.Каспаров был родной по матери дядя Гарри Каспарова,тогда еще мало известного гроссмейстера по шахматам.С приходом к нам в начальники Мнацаканова обновился состав конструкторов-ушли в проектные институты Бабаев,Рашидов,а Фамиль Аликперов ушел педагогом в Политехнический институт,с которым я жил в 3м м-не и один раз заговорив за жизньон выложил мысль" Да Азербайджан и без России может хорошо жить,все у него есть вплоть до зерна.который может выращивать,если сократить посевы хлопка" Естественно эта была мысль политической элиты Азербайджана в том 1964 году за 23 года до Сумгаитских событий и последующего развала СССР,конечно
начальник КГБ тогдашний Алиев Гейдар Мамедович знал все эту пену антисоветскуюи антирусскую,но сделать особо ничего не мог,как человек с даже с командой КГБ Азербайджана потому что все это было и в других республиках.Ушел из ПКО грамотный и честолюбивый конструктор Дадаш Аскеров в зам.начальника РМЦ.Это были шаги нового директора,напрвленные на улучшение работы службы главного механика..Конечно за 2 года проживания в Баку я уже почувствовал холодок национальной непрязни,сквозивш-ей еще в неподдельной дружбе бакинского населения в особенности в заводских коллек-тивах Но тем не менее пословицы,а то и всамоделишные высказывания "Езжай свой Тамбо" со стороны азербайджанцев в адрес русских или "Кянчишка" в адрес азербайд=жанцев со стороны армян,хотя последние оценки-"деревенщина" жителей Баку из азербайджанских сел давали и городские азербайджанцы.Или " где армяне там евреям делать нечего" или "ашши" при слове совесть сказанного продавцу на рынке.пытавшемуся всучить тебе неспелый арбуз,а то и "гетваран",когда вернешь ему пару подгнивших яблок.Но все это были сквозняки,которык принимали виды,типа
убийства мужа нашей копировщицы Нины Мануйловой-Анатолия.когда они после прогулки воскресной по Баку шли на электричку чтобы поехать к себе в Кишлы поднимались по лестнице Сабунчинского вокзала чтобы выйти на платформу электрич-ек,навстречу им катилась вниз гурьбой стая молодых обкурившихся анашой и без всякого конфликта один из них сунул печень Анатолия нож от чего он до приезда скорой скончался.Аналогичный случай произошел с зятем Семы и Жоры Бадаловых наших сотрудников по БШЗ-Женей Дорониным-здоровый крепкий мужик-педагог по образованию,но рукастый-сам собрал себе авто из запчастей и кузова из пластика,на котором он привез жениха и невесту из семьи своего друга во дворец бракосочетания и там на крыльце этого дворца когда все спускались после бракосочетания один обкурившийся мужичок -азербайджанец тоже пырнул его ножом без видимой причины.Конечно потом в 1972 году когда я лежал на операции по удалению аппендици-та в больнице скорой помощи им.Семашко в больницу поступил инспектор над автоинспекторами с проткнутым жезлом гаишника в живот ,из-за того что не разошлись
в цене отката даш-баш.Но с 1965 по 1985 годы о национальной вражде в городе Баку речь не шла,Так подтрунивали по поводу национальных привычек,у русских пить водку,у армян есть крепкосоленные острые овощи,у азербайджанцев некоторые половые привычки и т.д,но это было на уровне эстрады,а коллективы.чем они были образованы, тем дружнее жили и вместе с советскими праздниками отмечали все национальные праздники,начиная от 3х пасок-русской,армянской и еврейской и кончая "Новруз-Байрамом"-новым годом по мусульманскому календарю 23 марта,при этом все уплета-ли от куличей до пахлавы и шакер-бура и шакер-чурек-так любимого мной печеного.На бытовом уровне в мальчишеских стычках во дворах звенело-"ишак","ишак карабахский2 и прочие звонкие словечки всех народов,населявших Баку.Но перерастать в перепалки взрослых-это было не в привычке.Наоборот,часто шуткой гасилась злобав этом преуспевали больше всего армяне,может потому что их в моем окружении было больше ,чем азербайджанцев и русских и они были похитрее.Конечно было у азербайджанцев желание некоторого превосходства,вроде -эта наша земля и нас больше,а вы тут залет-
ные,во всяком случае некоторую второсортнось себя я чувствовал.Были конечно товарищи -друзья азербайджанцы которые общались с русскими и армянами забывая об их национадьности.К таким бы яотнес сейчас Фаика Мамедова-нашего конструктора по строительству,Тарика Исмаилова,у него мама была немка,а он был моим вторым руководителем диссертации и Рамиза Сафарова,мать у которого была русская.С Рамизом мы подружились на БШЗ в 1966 году,когда работали над проектом реконструкции завода и внедрением вакуумной сажеподачи,Я был ведущим конструктором и внедряющим этих двух тем,а он зам начальника электроцеха,так что 8ми-10 часовые бдения на испытаниях сажеподачи с упреждением пожеланий как быстро и хорошо это сделать привело нас к дружбе.Потом он ушел в Азинефтехим делать кандидатскую диссертацию,а я занялся тоже диссертацией работая в ПКО БШЗ В 1987 году мы организовали с ним кооператив по его иниициативе по разработкам в Птицепроме Азербайджана,куда он вышел через своих друзей дантистов занимаясь с ними проблемами крови.Птицепром в то время осваивал массовое производство
мяса птицы и яиц. Осенью 1965 года наш директор Фридун Абдулович из НИИ по переработке нефти мужа подруги своей молодой жены армянки после умершей уже первой жены еврейки.он был талантлив во всем и в женщинах тоже,имея под боком молодую жену он каждый день приходил к нашей библиотекарше Люси с которой имел любовь имея ее маму в любовницах еще в Сумгаите.Так вот этот муж подруги его жены -Авшаров Эдик,чем-то напоминал Путина 2000года,но более веселого и общительного. Его назначили зам главного инженера по новой технике и в первую очередь он занялся внедрением проекта вакумной сажеподачи разработанной им еще в институте откуда он пришел.Фридун Абдулович был мастак не только в амурных делах,но и втехнике и в экономике,тогда оклад директора был 300-400 рублей и вулканизатощики иногда зарабатывли 200-250 рублей вот ему и хотелось сколотить капиталец поднимая производство на заводе,как потом оказалось приписывая зарплаты и наживаясь на взятках распределяемых бесплатных квартир.К этому времени,меня старшего инженера-конструктора направляли все чаще для ускоренного решения того или иного технического вопроса,я никогда не отказывался