Плата за обучение в старших классах средних школ и вузах СССР была отменена постановлением правительства 10 мая 1956 года. А введена – в октябре 1940 года. Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности, а рабочие и крестьяне лишились «социальной лестницы».
26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение и с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 – в других городах.
Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся в то время: в 1940 году она составила 338 рублей в месяц.
Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.
В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Стране нужны были люди у станка. И этого добивались мерами экономического характера: за учебу устанавливалась плата.
Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности. Те же крестьяне не могли «выбиться в люди» даже через учёбу в техникуме, а рабочие – через вуз. Напомним, что в семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 – у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей.
Тогда же, в конце 1940-го появилось положение «О государственных трудовых резервах СССР». Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.
(На фото: передовая группа учеников – плотников школы ФЗО №7 г. Ленинграда)
Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища – обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии – работа в НКВД.
Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.
На фоне сталинского крепостничества и сословности, «экспериментов» со школьным образованием Хрущёва и нынешних путиных, брежневское время для россиян должно казаться Раем. Однако, как ни удивительно, страна до сих пор наводнена как фанатами Сталина, так и плодами его жизнедеятельности – путинистами. Про Брежнева же никто и не вспоминает.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
От слухов о реформе образования граждане, конечно, сильно напряглись. Я и сам напрягся, хотя понимал, что рано или поздно такое случится: нефиг при переферийном капитализме столько образованных иметь. Однако часть граждан, из числа не товарищей, само собой, начала искать способы доказательств, что, дескать, это не плохо, а даже и хорошо. Или, по крайней мере, не хуже, чем раньше. Причём, под «раньше» желательно бы понимать СССР. Ибо подсознание-то подсказывает: если с колбасой в СССР, быть может, не всё шоколадно было, простите за каламбур, то с образованием-то…
В общем, надо срочно доказать, что в СССР как раз с образованием было всё хреново. Чтобы реформа по крайней мере не выглядела беспрецедентным сливом всего и вся. Ну и тут, как не вспомнить: при Сталине тоже было платное образование!!! Ну, типа, «ваш любимый Сталин-то ещё хуже, да». Ну или, как вариант, «а это они по стопам вашего любимого Сталина идут».
Кое-кто даже разыскал соответствующее постановление и радостно его выложил. С идиотскими, как водится, комментариями. Вида: а это специально быдло от образования отсекли. Не вполне ясно, правда, как же это отсечённые от образования граждане в регулярном порядке перетекали из деревни в города на заводы, и откуда бралось такое количество учёных и инженеров — быть может, меньшее, чем в нескольких самых развитых странах мира, но заведомо большее, чем в Российской Империи. Хотя такие вопросы не должны беспокоить свободомыслящих. Противоречия только подтверждают верность тезисов.
Например, нацисты в регулярном доказывают коммунистам, что Октябрьская Революция была ####вской Либералы при этом доказывают коммунистам, будто большевики специально занимались истреблением евреев и вообще разводили безудержный антисемитизм. Казалось бы, чего вы нам-то доказываете? У вас друг с другом явное противоречие: развёрнутые на сто восемьдесят градусов тезисы. Но нет, нацисты и либералы между собой по данной теме не спорят. Это строго для спора с коммунистами.
Так вот, соответствующее постановление. Его, значит, выкладывают. Оно, значит, есть. В свободном, значит, доступе. Давайте зачтём?
№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238). стр. 236-237 «Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.»
Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: 1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, – 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, – 300 рублей в год…
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.
Перво-наперво с удивлением выясняем, что это не Сталин, это Молотов. Но не суть, всем же ясно, что Сталин лично ведал всеми вопросами в стране, а Молотов — это его шестёрка. Однако вскрываются и другие удивительные вещи. Оказывается, платное образование вводилось, но при этом не всё образование становилось платным. Средняя-то школа, как была бесплатной, так и оставалась. Причём, для всего населения СССР. Причём, таковой школы до большевиков просто не было. До большевиков из доступного для всех образования имелись только церковно-приходские школы и учили там чтению, письму, простейшей арифметике и закону божьему. При этом примерно каждый второй по результатам не имел даже таких навыков.
При большевиках положение изменилось радикально и к пресловутому 40-му неграмотных было менее десяти процентов от населения. При этом значительная часть грамотных не просто умела читать и писать, а обладала средним или высшим образованием.
Уже поэтому никак нельзя сказать «а вот Сталин так же делал». Нет, собирательный «Сталин» вывел катастрофически безграмотное население на уровень грамотности ведущих государств мира.
Но всё же как быть с платой? Это же серьёзно — сделать бесплатное обучение платным!
Тут тонкость. Как уже говорилось, «Сталин» сделал платным обучение, которое сам же и создал. Причём, создал недавно — нынешним же реформаторам досталась система, в рамках которой высшее бесплатное образование существовало уже полвека.
Поголовное начальное образование удалось наладить к концу двадцатых. Поголовное среднее — к середине тридцатых. Из чего, как легко догадаться, следует: подготовительное к высшим учебным заведениям образование (те самые три старших класса) в 1940-м было только ещё на стадии становления. Его никак нельзя счесть давно существующим, которое неожиданно вдруг сделали платным. Собственно, тридцатые были периодом становления школы, причём, весьма быстрого становления. И введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо банально не смогли с наскока осилить. Ведь, надо помнить, в конце тридцатых стало вполне очевидно: будет война. Страна усиленно занялась подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить.
После войны и восстановительного периода высшее образование тоже стало бесплатным.
В постановлении оговаривается, кроме всего, размер оплаты. За старшие классы 200 рублей за год в столицах и 150 в остальных местах. За вузы 400 рублей за год в столицах и 300 вне их. Много это или мало?
Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350-и рублей. За месяц. Не за год. В месяц за обучение одного ребёнка в старшей школе, таким образом, рабочий отдавал 200/(350 * 12) = 1/21 средней зарплаты . То есть, по нынешним меркам это — 850 рублей. За обучение в институте — одну десятую. Много это или мало? Тут есть нюансы. Сейчас это много. Тогда это — мало. Почему так? Потому что важен ещё и уровень обязательных ежемесячных трат — квартплата, медицина и т.п. Именно они определяют, какой процент зарплаты является «свободными деньгами» — теми, трату которых можно варьировать.
Что характерно, все понимают: сейчас в качестве оплаты будут брать совсем не 850 рублей. 850 рублей сейчас — один визит ко врачу в платной клинике. К терапевту — не специалисту.
Так что, да, сравните собирательного «Сталина», отстроившего систему образования чуть не с нуля и предложившего временно оплачивать самый верхний её фрагмент на довольно мягких условиях и то только в преддверии большой войны, с современными реформаторами, грезящими об оплате даже начального образования, выходящего за рамки церковно-приходской школы, которым вся система образования досталась в уже пятьдесят лет как готовом виде. http://www.pravda.info/economics/76382.html
Можно долго и нудно рассуждать Но хотя бы наличие лозунга" Всё для человека ,в сё во имя человека" делает социализм куда более привлекательным и удобоваримым в повседнесной жизни для огромного подавляющего большинства граждан ,чем всякие патр иотические бредни и бред о вяличиии Родины .На поверку это оказывается" шиш рабочему человеку" И надо признать ,что этот лозунг социализма- худо -бедно ,но работал .В отличие от нынешних" для очень ограниченного числа людей всё это сранное величие и роскошь"
> отсечённые от образования граждане в регулярном порядке перетекали из деревни в города на заводы quoted1
На заводы как раз перетекали не имеющие высшего образования. Чтобы его получить надо как минимум 5 лет прожить в городе, в деревнях обычно ВУЗов не имеется, и дистанционного обучения по интернету тогда не было.
> Казалось бы, чего вы нам-то доказываете? У вас друг с другом явное противоречие quoted1
Ну вот, собрали в одну кучу националистов и либералов, а потом спрашивают, а почему у вас противоречия? Офигенная постановка вопроса. Геи против Путина, коммунисты против путина, одни считают что под хвост баловаться плохо ( по крайней мере большинство я так надеюсь ) другие - прекрасно. Откуда у вас такие противоречия?
> имелись только церковно-приходские школы и учили там чтению, письму, простейшей арифметике и закону божьему. quoted1
То есть аффтор не слышал о бесплатных земских школах коих в 1914м году было аж 80811 штук , а также образцовых заводских министерских и реальных училищах чье финансирование тоже осуществлялось за счет земств и бюджета.
> В постановлении оговаривается, кроме всего, размер оплаты. За старшие классы 200 рублей за год в столицах и 150 в остальных местах. За вузы 400 рублей за год в столицах и 300 вне их. Много это или мало? > > Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350-и рублей. За месяц quoted1
Угу, а вы не забудьте цены, семьи где не один, а 4-5 детей ( тогда это еще встречалось повсеместно ) ну и такую мелочь как колхозники, с их в лучшем случае 50 рублями в месяц живых денег, или им образование не полагается? А приплюсовать налоги, добровольные займы, обложения и самообложения что выйдет ? В общем опять опять аргументы от человека абсолютно не знающего историю.
> На заводы как раз перетекали не имеющие высшего образования. Чтобы его получить надо как минимум 5 лет прожить в городе, в деревнях обычно ВУЗов не имеется, и дистанционного обучения по интернету тогда не было quoted1
Автор статьи не говорит о том,что в города перетекали люди имеющие высшее образование! Напомню gall22 писал(а) в ответ на сообщение:
> Не вполне ясно, правда, как же это отсечённые от образования граждане в регулярном порядке перетекали из деревни в города на заводы, и откуда бралось такое количество учёных и инженеров — быть может, меньшее, чем в нескольких самых развитых странах мира, но заведомо большее, чем в Российской Империи quoted1
Действительно, крестьянин не умеющий читать и писать вряд ли встанет у станка или с годами смог бы преобрести какую либо квалификацию!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> То есть вы считаете что в городах народа не хватало, а тем более в партии родной ? quoted1
В городах действительно не хватало рабочих рук,если говорить об индустриализации! Про партию не скажу,не знаю,но вступить в нее тогда,уверен, было сложней, чем в 70ые или 80ые годы! Вы,кстати, не из бывших членов КПСС? Просто особо сильно ее ненавидят как раз некоторые партийцы в прошлом! Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> В РИ количество инженеров было не меньше, а то и превышало показатели других стран. А уж их качество не сравнить с советскими. quoted1
Серьезно!? Ну про количество не скажу, вполне возможно, что их было столько же сколько в Швейцарии или Австро-Венгрии, допускаю даже, что сопоставимо с Германией! Да и с СССР, наверняка, можно сравнить конца 20ых начала 30ых годов, но качество! Считаете,что царские инженеры превосходили советских инженеров 50ых,60ых, 70ых годов? Тех самых,кстати, что получили сталинское образование!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> А чего должны беспокоить передергивания и откровенная ложь? Это лишь доказывает слабость аргументации. quoted1
Попробуйте опровергнуть автора! Во всяком случае достаточно просто сравнить количество промышленных предприятий в СССР и в РИ, что бы понять, где было больше инженеров! Посмотреть сколько создано было в СССР своей техники, а сколько в РИ, что бы понять, где же были лучше ученые и конструкторы,а так же техперсонал и рабочие,освоившие выпуск, созданного в своей стране и понять где ложь и передергивания! Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Ну вот, собрали в одну кучу националистов и либералов, а потом спрашивают, а почему у вас противоречия? Офигенная постановка вопроса. Геи против Путина, коммунисты против путина, одни считают что под хвост баловаться плохо ( по крайней мере большинство я так надеюсь ) другие - прекрасно. Откуда у вас такие противоречия? quoted1
У коммунистов мало общего с геями,вы правы, скорее это ваша епархия, либеральная! Один Канцлер чего стоит! Но у автора недоумение по другому поводу и это можно разобрать здесь, на форуме! Будет желание, создам тему,но сейчас другой вопрос! Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Ага, а сейчас постановления правительства будет подписывать Медведев, а не Путин, наверное тайком от него и против его воли quoted1
Будьте внимательней gall22 писал(а) в ответ на сообщение:
> Перво-наперво с удивлением выясняем, что это не Сталин, это Молотов. Но не суть, всем же ясно, что Сталин лично ведал всеми вопросами в стране, а Молотов — это его шестёрка quoted1
Все же ясно! Как и с ВВП и ДАМ!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> кроме 9 и десятого класса. Хочешь идти в ВУЗ - плати за два последних года обучения, не хочешь - иди коровам хвосты крути quoted1
Именно так! И это было плохо! Но лучше то ведь ни у кого не было! При царе-батюшке 4 класса ЦПШ и усе! И то далеко не везде! Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> То есть аффтор не слышал о бесплатных земских школах коих в 1914м году было аж 80811 штук , а также образцовых заводских министерских и реальных училищах чье финансирование тоже осуществлялось за счет земств и бюджета. quoted1
Уверен аффтор слышал об этом, как и о том, что вплоть до 1907г львиная доля расходов лежала не на государстве! Да и то, что с советским общим обязательным образованием не сравнить-тоже!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Угу, а должно быть без коммунистов и войны к 21ому. quoted1
Ага(далее бородатая шутка про бабку, которая могла бы стать дедом)! В РИ не было даже закона о всеобщем обязательном начальном образовании,не приняли, зато поди ж ты, безграмотность победили бы! Гимназисты с букварями по деревням бы ходили, как же! А комсомольцы ходили!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Источник - БСЭ (1929-30гг)Вот думаю, кто врет, автор или Большая Советская Энциклопедия ? quoted1
А вы не пробовали задуматься о критериях по которым определялся грамотный человек или нет? В РИ если умел писать свою фамилию и читать "Отче наш" считался грамотным! По статистике были даже такие, которые считались, как утерявшие грамотность за ненадобностью! Такое вот образование было!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Да, Сталин всё создал, а в первую очередь безграмотных зомбей ему поклоняющихсяю quoted1
Ну да,как народ перстал считать царя за наместника Бога на Земле!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
А какое это имеет отношение к заявленной теме? То что там творилось я, как минимум,знаю не хуже вас! И преступления тех времен не отрицал никогда!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> Угу, а вы не забудьте цены, семьи где не один, а 4-5 детей ( тогда это еще встречалось повсеместно ) ну и такую мелочь как колхозники, с их в лучшем случае 50 рублями в месяц живых денег, или им образование не полагается? А приплюсовать налоги, добровольные займы, обложения и самообложения что выйдет ? quoted1
Дык я и говорю, что это плохо! Но и РИ в этом вопросе не пример для подражания! Рожали не меньше, а оплачивать надо было все образование после начальных классов!Alex_32 писал(а) в ответ на сообщение:
> В общем опять опять аргументы от человека абсолютно не знающего историю quoted1
Не рубите сплеча! Обычно это аргумент тех, у кого других нет!
Нет, даже из комсомола выгнали, за то что пришел в 88м на демонстрацию 1 мая в компании с триколором и песней группы Монгол Шуудан про Махно и комиссаров и на разбирательстве этого антиобщественного поступка обозвал весь комитет тупыми чудаками.
> Считаете,что царские инженеры превосходили советских инженеров 50ых,60ых, 70ых годов? Тех самых,кстати, что получили сталинское образование! quoted1
Естественно, на 3-4 головы. Вся наука в СССР держалась на людях получивших образование до революции либо на их учениках. А как они кончились - деградировала и наука.
> Во всяком случае достаточно просто сравнить количество промышленных предприятий в СССР и в РИ, что бы понять, где было больше инженеров! quoted1
Только вот в СССР в отличии от РИ до конца своего существования не мог создавать высокотехнологичные предприятия. Только закупать за рубежом. А мерить все количеством это типично советская черта. в Китае инженеров гораздо больше чем в Японии, только вот они максимум что могут- копировать японские технологии обычно в худшем качестве.
> У коммунистов мало общего с геями,вы правы, скорее это ваша епархия, либеральная! quoted1
А вы кроме коммунистов и либералов никаких больше течений политической мысли не знаете? Это говорит всего лишь о вашем узком кругозоре. Хотя в том что мало - не уверен - коммунисты после прихода к власти первым делом отменили царские законы предполагающие 5 лет каторги за мужеложество, а первым наркомом просвещения стал гомосексуалист Луначарский.
> Но лучше то ведь ни у кого не было! При царе-батюшке 4 класса ЦПШ и усе! И то далеко не везде! quoted1
Угу, то-то мой прадед окончил земскую школу и реальное училище, которых по мнению аффтора не существовало. Да и я сам в ней учился 2 года, новую поставили только в 1990х.
> Уверен аффтор слышал об этом, как и о том quoted1
Угу, то есть автор слышал, но намеренно умолчал для того чтобы обмануть читателей? Рассуждать об образовании в РИ не упомянув земские школы это как рассуждать об СССР не упомянув строительство коммунизма.
> В РИ не было даже закона о всеобщем обязательном начальном образовании,не приняли, зато поди ж ты, безграмотность победили бы! quoted1
Так это, в 1920 году уже 86% подростков от 12 до 16 лет умели читать и писать, понятно что не во время революции они этому учились. Вот так и бывает, закона не было, а образование было. А в СССР за 90% грамотность перешагнула только в 50х годах.
> Гимназисты с букварями по деревням бы ходили, как же! quoted1
Вы даже что такое гимназия не знаете. Подсказка , там букварей вообще не было, это высшее учебное заведение. Вот с таким багажом знаний вы пытаетесь спорить, поучите матчасть, мой вам совет.
> А вы не пробовали задуматься о критериях по которым определялся грамотный человек или нет? В РИ если умел писать свою фамилию и читать "Отче наш" считался грамотным! quoted1
> Ну да,как народ перстал считать царя за наместника Бога на Земле quoted1
И начал считать Сталина ? Вообще советский вариант социализма это калька с религии. Есть и пророки ( маркс с энгельсом ) и господь в мавзолее , и его наместник на земле - генсек, и ангелы со святыми - герои революции, и ангелы отступники - троцкий бухарин итп, и рай - коммунизм и ад - капитализм, и святое писание - ПСС Ленина, и целая наука его толкования с профессиональными толкователями - политэкономия, и еретики ( правый уклон левый уклон ) ....
> В армии не были еще, не научили, что к пустой голове руку не прикладывают. quoted1
Я намекаю на то как это похоже на жесты гитлера.Учитывая то,что они еще совсем дети,а уже отточены навыки символики идеологии.ЭТО называется зомбирование с пеленок.На фото видно как этих детей заставляют для показухи делать,объясняя что Сталин великий иисус который старался ради вас.Они знают что он идол,но не могут это осмыслить по причине прививания понятий и мировозрения,которое им навязывает уже не государство о промытое общество.В Германии в эпоху фашизма дети тоже с пеленок знали что они избранная раса,но осмыслить почему не могли.Знать и понимать разные вещи.Вы мне написали свою догму про армию.Утверждая что это так надо и больше никак.Сразу видно осмысление для вас враг.
Тут необходимо понимать, о чём, собственно, речь, о грамотности или образованности. Всё-таки, в РИ человек умеющий читать-писать считался грамотным, а эти навыки достаточными для благоустройства жизни. При Сталине (30-е - 50-е годы) этот минимальный набор навыков был уже недостаточен, что бы считаться хотя бы минимально образованным человеком.
> Да, Сталин всё создал, а в первую очередь безграмотных зомбей ему поклоняющихсяю quoted1
Ну, вообще-то, "поклоняющихся зомбей" создавали и создают из своих граждан любое государство мира с различными успехами. А вот на счёт "необразованных зомбей" я не уверен. Всё-таки, промышленность при Сталине произвела очевидный скачёк, который был бы невозможен в среде "необразованных зомбей".
> А как они кончились - деградировала и наука. quoted1
А они кончиличь? Почему у учеников учеников не могут быть свои ученики? Вообще, наука деградирует не из-за "кончины" учеников, а, как правило, из-за недостаточности внимания со стороны государства.
Вся наука в СССР держалась на людях получивших образование до революции либо на их учениках. А как они кончились - деградировала и наука." Во-первых нау а и промышленность - вещи разные. Во-вторых примеры деградации в студию.
> "Только вот в СССР в отличии от РИ до конца своего существования не мог создавать высокотехнологичные предприятия. Только закупать за рубежом" quoted1
Примеры высокотехнологических предприятий, созданных РИ своими силами с нуля. Заодно не прочь узнать у кого СССР закупал технологии ну хотя бы ракетостроения.
> "Так это, в 1920 году уже 86% подростков от 12 до 16 лет умели читать и писать, понятно что не во время революции они этому учились. Вот так и бывает, закона не было, а образование было. А в СССР за 90% грамотность перешагнула только в 50х годах" quoted1
так это, население СССР или как оно тогда назы алось в 20 составляли лишь подростки 12 лет? Админ, вы меня пугаете. не смотря на вашу любовь к курбатову, не стоит таК уж явно брать его методы передергивания.
>"Это не закупалось.Это отбиралось у побежденной Германии, и заставлялось делать, пленным немецким инженерам"
ну во-первых сша отобрало не меньше. Вернер фон Браун - может слыхали? Во-вторых промышленный потенциал рейха превосходил даже потенциал США (гугль в помощь) В-третьих ваще-то в заимствовании идей на первом этапе не вижу дурного. Все этим занимаются. А в демократиях промышленный шпионаж... Ну и наконец-то пусть первые кирпичики были заимствованые. Дальше-то пошло свое развитие.