Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Кто такие казаки и откуда они

  zaperenos
zaperenos


Сообщений: 8454
14:31 22.03.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
> Аланы и по сей день христиане.
quoted1
Как знать,если бы русские князья не разоряли тогда их поселения,христианами бы сейчас были потомки тех,кто сейчас называются вайнахи..
Ссылка Нарушение Цитировать  
14:42 22.03.2012
zaperenos писал(а) в ответ на сообщение:
> Как знать,если бы русские князья не разоряли тогда их поселения,христианами бы сейчас были потомки тех,кто сейчас называются вайнахи.
quoted1

Пожалуй нет. Корни муслимства чеченцев в Османии,, а православие осетинов сохранилось благодаря Грузии. То же самое в Абхазии. Там пополам христиане и муслимы. Христиане-грузинской епархии, муслимы-от турецкого владычества.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  zaperenos
zaperenos


Сообщений: 8454
14:55 22.03.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
> Корни муслимства чеченцев в Османии,,
quoted1
Посмотрите на карту.Из Турции надо идти через Осетию.Была бы она тогда по-сильней и по-богаче, то и до гор Чечни их проповедники бы не добрались,а на деньги осетин церкви бы строились...На момент войн по покорению Дедякова,мусульман в их поселениях не было!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Пушкарррь
Пушкарррь


Сообщений: 1935
15:44 22.03.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
>Пушкарррь писал(а) в ответ на сообщение:
>> казаки = это полицейские части, сформированные ханом Золотой орды из завоёванных народов. В данном случае в основном из жителей Владимирской Руси. ( отсюда и русский язык)
>
> Нет. Известен список Белгородских казаков( Белгород черноморский)
quoted1

Так это украинские казаки. У них основа Тюрская пришлая.

Их легендарный казак = Мамай.



Ссылка Нарушение Цитировать  
15:50 22.03.2012
zaperenos писал(а) в ответ на сообщение:
> Посмотрите на карту.Из Турции надо идти через Осетию.
quoted1

Не обязательно. Можно и черз Абхазию, как и ходили.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Пушкарррь
Пушкарррь


Сообщений: 1935
15:50 22.03.2012
Moren писал(а) в ответ на сообщение:
> Я тоже так считаю... Наиболее вероятная версия...
> Правда "полицейские части" не понимаю к чему такое уточнение...
quoted1
А патамушта их использовали, как немцы полицаев.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  ruzana ogurzaeva 13603
13603


Сообщений: 18
01:16 23.03.2012
О происхождении казаков. Многие древние историки не различают черкесов и казаков как разные народы.
Донские казаки, с первых упоминаний о них, считали себя потомками черкесов. Черкесы тоже считают казаков своим родственным народом. Образ жизни единый, одежда единая, народ войны, много общих слов, черкесы и казаки щипилявят. Язык стал разный по ряду многих причин (смешивались с татарами, славянами). Запорожская сечь образована черкесами, генетический они (черкесы и запорожцы) один народ. Пучок волос на голове. Имело особое значение у черкесов. Черкесы, погибших в сражениях своих соплеменников, забирали с поля битвы и хоронили у себя на родине. Если не было возможности забрать тело, забирали головы и хоронили только головы. Головы связывались оставленными пучками волос, и когда набиралось до 10 голов, одного из воинов отправляли на родину для захоронений. Оставлять соплеменников на боле битвы считалось большим позором. Выделять пучок волос на голове перинято ими от хаттов (предки черкесов). Слово казак пытаются перевести с разных языков, и с татарского, и с персидского и т. п.
А КАЗАК с черкесского значит один сын. Когда призывали на войну, черкесы отпускали одного из сыновей, их и называли КАЗАК (къуазакъу). Если в семье был только один сын, его на войну не призывали. На русском языке произнести кроме как КАЗАК не получится.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  ruzana ogurzaeva 13603
13603


Сообщений: 18
01:22 23.03.2012
В 1282 году Баксак татарской Курского княжества, призвав черкесов из Бештау, или Пятигория, населил ими слободу под именем казаков. Разбои и грабежи, ими причиняемые, произвели многия на них жалобы, для коих, наконец, Олег, князь курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались. Сии, совокупясь с русскими беглецами, долгое время чинили всюду разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к Баксаку, который назначил им место к пребыванию ниже Днепру. тут построили они себе городок и назвали его Черкасск, по причине, что большая часть из них были породою черкасы, составя разбойничую республику, которая прославилась потом под именем запорожских казаков".
Семен Броневски
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Steppenwolf
Steppenwolf


Сообщений: 4110
05:20 23.03.2012
Пушкарррь писал(а) в ответ на сообщение:
>Так это украинские казаки. У них основа Тюрская пришлая.Их легендарный казак = Мамай.
Только не надо думать, что у Украинских казаков другое происхождение от Российских

На самом деле, происхождение козаков прекрасно известно и по Польской, и по Литовской хронике. Просто оно не вписывалось не в старые советские, ни в современные Украинские представления ни о происхождении казаков, ни о их национальности, ни о козаках как беззаветных защитниках руских-украински земель от злых врагов, поэтому и историки и пытались навести тень на этот вопрос, прикрыться какой-то таинственностью.

Основателем козачества является Богдан Глинський.
Он потомок древнего половецкого рода Киятов и монгольских Чингизитов. Наиболее известный его предок - Мамай, человек бывший какое-то время фактическим правителем Зололтой Орды, и менявший ханов как перчатки.
Сын Мамая - Мансур Киятович Мамай человек, к сожалению, сейчас известный далеко не всем, сыгравший огромную роль в становлении нашей страны Украины. (и это ему по моему мнению должны у нас стоять памятники в каждом городе, вместо Ленина и Шевченко)
После убийства отца Мансура Киятовича в Крыму (Мамая Кията) в 1381 году Мансур Киятович Мамай, ушёл в родные для него половецкие земли (северная часть Причерноморья и Приазовщина) и позже на территории современной Полтавской области Мансур Мамай основал несколько городов - Глинск, Глинница и Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от всех соседних государств. Позже владения князей Мамаев расширились и включали в себя также на севере южные части Черниговской и Сумской обл (укр), на востоке современные Курскую, Белгородскую (рос.) и Харьковскую области (Укр), на западе левобережье Черкасской обл (укр)
Князь Мансур Киятович Мамай не стал навязывать местному населению феодальную систему управления: захватывать уже используемые земли, вводить какие-либо налоги, назначать своих начальников. Единственным нововведением было объединение в единое политическое целое местные этнические общины, обязанностью которых стало совместное выступление под командованием князя Мамая против общего врага. Система местного управления сохранялась прежней — главы местных общин и их командиры выбирались самим населением. Военный поход объявлялся Мансуром Мамаем только после всеобщего одобрения. (Позже у запорожских казаков стал выбираться гетман, но у украинских реестровых казаков система взаимоотношений с польским королем сохранилась почти идентичная с политической системой Мансура).
В 1392 г. сын Мансура Мамая Алекса, формально признаёт над собой власть литовского князя Витовта. После присоединения к Литве внутренняя система управления вотчины князей Мамаев не изменилась, оставаясь до 1508 г. полностью автономным княжеством внутри Великого княжества Литовского. Витовт передал им в полное управление фактически все левобережье Украины. Взамен князь Александр Мансурович Мамай и его потомки должны были защищать эти земли от врагов и участвовать в войнах литовских князей.
В XV веке князей Мамаевых в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция.
Богдан Федорович Глинский, воевода г. Черкасс (1488-95), тоже использовал имя Мамай. Именно он организовал первые черкасские "пограничные" войска, которые вскоре после этого стали называться козаками.
Собственно говоря весь этот сброд (Касоги, Бродники, Кипчаки, Славяне) и до Богдана Федоровича представляли собой организованную силу на службе Мамаев, и не раз участвовали в сражениях, например при его отце Фёдоре. Но собственно казаками (от тюрского племени Касогов, бывшими только их частью) или черкасами их стали называть после того как от обороны они перешли к нападениям на соседей (грабежам фактически).
Беглые крестьяне С Литвы, Польши, Московии лишь пополняли, но не были корнем возникновения этих войск. Козаки считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками или украинцами-русскими. (Вообще слово "мужик" у козаков было оскорблением, что-то вроде современного форумного "быдло, колхозник, второй сорт". Как совковой тюрьме блатной изобьёт если назвать его мужиком, то и козак тогда за это саблей рубанул-бы не задумываясь. Козак не мог-быть мужиком, мужиками были рабы на севере.)
Постепенно славянские народности стали преобладать на тюрскими среди казаков, но ещё довольно долго козачество возглавляли только из рода Мамая.
Из первых крупных нападений казаков самые известные это захват и разграбления Очакова в 1493, и участие в походе на Московию где в Битве над Ведрошею 1500 Богдан Федорович попал в плен московским войскам.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Steppenwolf
Steppenwolf


Сообщений: 4110
05:50 23.03.2012
Вот на этой карте (Великого Княжества Литовского) жёлтым, и часть с жёлтыми полосками - территория Княжества Мамая, место зарождения козачества
( Сорри, пишу то козак, то казак. Козак это по украински, лень исправлять)




Вот лучше качество, слева вверх на картинке можно выбрать хорошее качество карты
http://piccy.info/view3/2788975/39b2636ecc778c1...
Богдан Глинський (вот этот - http://uk.wikipedia.org/wiki/Глинський_Богдан_Ф... )- основатель казачества, а основы заложены его предком- Мансур Киятовичем Мамаем.
Ссылка Нарушение Цитировать  
10:05 23.03.2012
ruzana ogurzaeva 13603 писал(а) в ответ на сообщение:
> О происхождении казаков. Многие древние историки не различают черкесов и казаков как разные народы.
> Донские казаки, с первых упоминаний о них, считали себя потомками черкесов. Черкесы тоже считают казаков своим родственным народом.
quoted1

При Золотой Орде, Ханом Причерноморского улуса был Черкес-бей. Есть мнение, что его подчиненыные прозваися по имени правителя, как в случае с буденоцами или Чапаевцами.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80...
Ссылка Нарушение Цитировать  
10:11 23.03.2012
Steppenwolf писал(а) в ответ на сообщение:
> Из первых крупных нападений казаков самые известные это захват и разграбления Очакова в 1493, и участие в походе на Московию где в Битве над Ведрошею 1500 Богдан Федорович попал в плен московским войскам.
quoted1

1521 год, осада Рязани совместного войска украинских казаков под предводительством черкасского атамана Дашкевича и крымского хана Менгли-Гирея.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  ruzana ogurzaeva 13603
13603


Сообщений: 18
13:31 23.03.2012
религию к власти нельза допускать как и христианскую так мусульманскую история паказала результат их власти она должна быть свабодной для любого гражданина . грузия и армения вмести с аситинами стали хрестианоми по той причине что находилис на територи заваеваной римом и после таго как рим принял религию христианскую то вся заваеваная часть стала христианской а кто не желал тот погибал масовое распрастранение происходило до принятия канстантином ибо запретное всегда было для людей интересной и сладкой для качевых народов болше подходил мусульманская это факт по одной причине что образ жизне не менялось так и одежда не нужно всяких свеч палок в виде креста одеания как у свешенослужителя обед безбрачия живши из пакон и мевших несколько жен а иные сотни как примеру хан гери 300 жен зачем народам отказыватса от такой религи где вес уклад жизни остается без изменения где мусульманен становится воином как любой его предвадитель .
Ссылка Нарушение Цитировать  
  zaperenos
zaperenos


Сообщений: 8454
15:53 23.03.2012
капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
> При Золотой Орде, Ханом Причерноморского улуса был Черкес-бей. Есть мнение, что его подчиненыные прозваися по имени правителя, как в случае с буденоцами или Чапаевцами
quoted1
Не так.Все значительно сложнее.Скорее наоборот, он назвался по имени своих подчиненных. Слово черкес ~ черкас является фонетическим вариантом тюркской синтагмы qır qaz, букв. ‘степные, дикие гуси’ – так назывались воинственные роды разного происхождения, вольно кочующие в степях и на предгорных равнинах. Это слово в тюркских языках получило закономерные звуковые формы: qırqız ~ qırğız ~ hırhıs; кроме того, отмечается многообразие в письменном отражении этнонима в иных языках: quirquez, circassien, cercass, chirkass, chircase, kirghiz ~ kirghis, chergis ~ cherkis, kerges, herhis, hirgis, hirhiz, hirkis, hirtis, girtis, черкас ~ черкес, çerkez ~ çerkes, tarquas ~ tarcas, tergiss, киргиз ~ кыргыз и т.д. Под этим прозванием среди крымских, поволжских татар и башкир были известны кочевые племена северо-западного Казахстана, представлявшие собой боевую мощь Золотой, а затем и Большой Орды. Второй компонент словосочетания qaz ‘гусь’, к которому был добавлен суффикс -aq , образовал новое слово qazaq - КАЗАК и значение, прежде бывшее метафорическим, стало прямым – ‘удалец; вольный степняк, жизнь которого проходит в военных походах и битвах’, его исходное лексическое значение сохранилось в крымско-татарском языке ‘вольный степняк’ (öz erki’ne çöl’de yaşağan adam). В казахской литературе встречается мнение о первоначальном использовании слова qazaq в качестве социального термина со значением ‘вольный, бродяга, холостой’ (qazaq degen söz’ding mağınası yerki’menen jürgen boydaqtar degen-dür). Литературные источники свидетельствуют, что в 50-х годах XV века из Приаральских степей в Семиречье (западная область Могулистана) переселилась часть кочевников. Мусульман¬ский историк Махмуд бен эмир Вали писал следующее: “Особенно после смерти Абул-Хайр-хана, когда в областях Дашт-и Кипчака возникли беспорядки, большая часть узбекских воинов собралась под сенью знамени могущества царевичей. Так как в начале прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов, и грабежах, и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”.
Со временем семантический объем лексемы казак в русском языке увеличился, слово приобрело несколько значений:
1. Представитель военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства.
2. Крестьянин, потомок этих поселенцев (на Дону, Кубани, Тереке и в некоторых других местностях).
3. Боец воинской части из этих крестьян.
4. Нижний полицейский чин (архаровец). 5. Вольнонаемный батрак (на севере Руси). Российские уголовники используют это слово в значении ‘конный милиционер; контролер, охранник в исправительно-трудовых учреждениях’. В дореволюционное время некоторые казачьи кавалерийские части использовались как полицейская сила. В старину на уральских приисках казаки выполняли специально полицейские функции по охране добываемого золота, поимке преступников. Прямо противоположное и более старое значение имеют глагол и прилагательное, образованные в “блатном” жаргоне от рассматриваемой лексемы: казачить ‘раздевать, грабить’, казачий атас ‘грабеж’, казачье солнышко ‘луна’.

В алтайском и хакасском языках слова казак и хазах имеют значение ‘русский’, потому что раньше всех из России в Сибири появились казаки. В персидском языке qäzzaq: 1. Казак. 2. Кавалерист особой бригады, в которой служили русские офицеры во время царствования в Иране тюркской династии Каджаров.


Термин казак был широко распространен на протяжении от Днепра, Крыма и Кавказа до Сибири и от Казани до Туркестана, обозначая определенную боеспособную категорию населения. В северо-западной части Азербайджана находится город Казах, на территории Чечни в районе былого проживания небольшой народности кара-булаки (qara bulaq) в XIX веке было известно селение Казах-Кечу, букв. ‘Казахский брод’. Объяснения этим названиям мы встречаем в письменном исследовании П. Буткова, который сообщает интересный факт: “Кочующий в Грузии на пределах ее с 1480 года народ тюркского происхождения доселе известен под именем казахов”. В ученом труде, написанном Вельяминовым-Зерновым, сказано о том, что в XV – XVI веках “простые татары казанские, крымские и прочие обыкновенно звались казаками и сами они называли себя казаками”. Казаками назывались и ногайцы, кочевавшие в междуречье Идиля и Яика, т.е. Волги и Урала, в степи севернее Кавказа и в Причерноморье. В стихах поэта Казтугана, жившего в XV веке, встречается выражение “ногайские казаки” в таких словосочетаниях, как: noğaylı-qazaq jurtım’nıng, noğaylı-qazaq yelim’nen. Автор Устюжской летописи 1481 года упоминает казаков царя Ивака в Ногайской Орде. Новгородская четвертая летопись сообщает, что в 1491 году из Казани на помощь московскому войску, выступившему в поход на земли Большой Орды, “царь Махмет Еминъ послал же на поле своих воевод да казаков”. 21 июня 1491 г. великий князь Иван III писал своему крымскому союзнику Менгли-Гирею: “Саталгана царевича на поле послал с уланы и со князьми и с казаки, да и русских есми воевод с русскою ратью с ними послал…”.

Русский историк Н.М. Карамзин, перечисляя козаков ординских, азовских, ногайских и других, высказал мнение, что “сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцев, но не разбойников” . См. ногайское слово qazaqlıq ‘жизнь в боевых походах’ (Qazaqlıq’ta birge yürgen yan yoldas ‘Друг, что в походы ходит вместе с тобой’), встречающееся в казачьих песнях qazaq yırları ногайцев и кумыков.
В статье Л.Н. Плотникова “Мое знакомство с Валихановым” мы встречаем названия ряда должностей и чинов, существовавших среди местного казахского населения, аналогичных офицерским чинам в казачьих войсках:

В 1860 году отправлена в Петербург четвертая депутация. В составе ее были:
от области оренбургских киргизов,
- восточной ее части: султан-правитель ее, есаул султан Мухаммед Джантюрин и бий
Джугары-Чиктинского отделения Аргынского рода, зауряд-сотник Беримжан Чегенов;
- средней части: управляющий Чумекеевским родом, войсковой старшина султан
Ермухаммед (Илекей) Касымов и Чиклинский бий Кабакова отделения Азберген Мунайтпасов;
- западной части: султан-правитель ее, подполковник султан Мухаммед-Гали Тяукин и управляющий Асановым отделением
Чумичли-Табынского рода бий Алдаш Байганин;
от сыр-дарьинских киргизов,
- управляющие: Алчинским родом бий Амангулова отделения Исет Тулепов и Каракуйлыевым отделением Дюрткаринского
рода зауряд Сердали Бекчурин;
от Внутренней орды:
- советник тамошнего временного совета, хорунжий ходжа Мухаммед-Салих Бабаджанов и депутат на Внутренней
уральской линии, тархан Губайдулла Исенбаев.


В более поздние времена сближение казачества с русским народом происходило в силу ряда причин: усиление политического влияния и материальная поддержка со стороны московских властей, оказываемая за охрану южных границ государства, религиозная принадлежность большей части казачества к христианству, пополнение общин лицами славянского происхождения, постепенная утрата родного тюркского языка и переход через фазу двуязычия на русскую речь.

Казаки, основавшие в низовьях Дона самые ранние поселения, так называемые низовые, по внешнему облику и психологическому складу были близки тюркским народам региона. В начале XVII века московское правительство писало грамоты волжским казакам на татарском языке; умение говорить по-тюркски у донских старшин, жителей терских станиц, яицких казаков конца XVIII – начала XIX века все еще оставалось характерным признаком казачьей культуры. В русской литературе мы встречаем тому свидетельства: “Казаки эти отличаются от горцев только небритой головою: оружие, одежда, сбруя, ухватки – все горские … Почти все они говорят по-татарски, водят с горцами дружбу, даже родство по похищенным взаимно женам, но в поле враги неумолимые”, “Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу... Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски”. М.Ю. Лермонтов в своем послании из Тифлиса, адресованном С.А. Раевскому, сообщал: “Начал учиться по-татарски, язык, который здесь и вообще в Азии необходим, как французский в Европе”.

В результате политической зависимости, христианизации, культурного и экономического сближения и этнической ассимиляции казаки вошли в состав русского и украинского народов как субэтносы. На Украине численность казаков была сокращена административным путем: специальные права и льготы сохранились лишь за теми из них, кто был включен в специальный реестр (реестровые казаки), остальных причислили к социальной категории мужиков с утратой прежнего статуса. В более поздние времена российское правительство переселило часть запорожских казаков (черкасов), образовавших Черноморское казачье войско в пограничном районе у Южного Буга, на завоеванные земли близ реки Кубань.
Яицкий атаман Ф. Михайлов в “распросных сказках” (показаниях) поведал, что в свое время их предки были “людьми вольными .., жили они ... немалое время своевольно, ни под чьею державою”.

В 1523 году русский посол в Стамбуле И. Морозов говорил султану: “Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и продают” . В ответ на претензии крымского хана и турецкого султана в связи с казачьими разбойными набегами на их владения из Москвы писали: “Казаки донские и волжские не наши – люди вольные, живут и ходят без нашего ведома”.

Однако времена казачьей вольности минули. Со второй половины XVII века царская власть, постепенно усиливая свое влияние на казаков, урезала их права и отнимала прежние привилегии. Опасаясь объединения и противодействия местных народов, русская администрация стравливала калмыков с казахами и казаками, казаков с ногайцами и казахами, башкиров с казахами, мишарей и типтярей с башкирами. Среди яицких казаков появлялись идеи о бегстве на Кубань во владения турецкие (где нашли убежище казаки-некрасовцы), в персидский город Астрабад или в Азербайджан на реку Кура . Запорожские и донские казаки вместе с польским войском участвовали в походе Лже-Дмитрия (Григория Отрепьева), мнимого сына царя Иоанна IV, на Москву. Неоднократно в XVII – XVIII веках на окраинах Московского государства казаки, подобно другим притесняемым инородцам, восставали против русского правительства. “Не одно столетие назад, – писал М. Шолохов, – заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев – русских, украинцев”.

Посланник эмира Тимура архиепископ Иоанн де Галонифонтибус в сообщении о народах Кавказа упоминал “белых” и “черных” tarcasi, обитавших в стране, называемой Ziquia sive Tarquasia ‘Зихия ~ Джихия (грузинск. Джикетия), то есть Черкесия (абхазск. Черкезия)’. Он отметил, что “черные” черкесы – жители гор “имеют свой собственный язык и свою письменность. Что касается их религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам” . Итальянский историк XVII века А. Ламберти, перечисляя в своем сочинении народы западного и центрального Кавказа, приводит следующие сведения: “Ближайшие к Мингрелии сванеты, далее: абхазцы, аланы, черкесы, зихи и карачоли. Карачоли живут также на севере Кавказа. Иные называют их Кара-киркез (Caraquirquez), т.е. черные черкесы... Говорят они по-турецки, но так скоро, что трудно их расслышать” . В несколько измененной форме слова – caracholi А. Ламберти воспроизвел самоназвание карачаевцев – qaraçaylı, букв. ‘жители Карачая’. Относительно имени кара-киркез можно привести лексико-семантическую параллель – вспомнить название северной части другого тюркского народа, обитателей Алатауских гор кара-киргизов (qara qırğız). В приведенном перечне народов именем сванеты названы сваны, зихами – предки адыгейцев и абазин, аланами – балкарцы, черкесами же названы кабардинцы . В “Записках” И.А. Желябужского при описании осады русскими войсками города Азова упомянуты воюющие на стороне русского царя черкасы запорожские (запорожские казаки) и их противники черные черкасы, вместе с крымскими и кубанскими татарами, ногайской конницей поддерживавшие азовских татар и турецких янычар . Таким образом, тюркоязычный народ карачаевцы были известны как саrа quirquez, букв. ‘черные, т.е. северные либо западные, черкесы’, близкородственные им балкарцы – как chirkassi petigorski ‘бештауские черкасы’ (см. карту, составленную в 1562 г. английским путешественником А. Дженкинсоном).

Разнообразие в фонетической передаче исходной формы qır qaz соответствует известным в языкознании законам корреляции звуков речи. Звуковые процессы, изменяющие облик слова, могут быть связаны с акустическими, артикуляционными либо фонологическими факторами. В результате фонетической субституции специфическая фонема [q] в некоторых тюркских языках заменяется звуком [h]: qırqız > hırhıs. В сильной позиции, т.е. перед гласным, он становится звонким [ğ]: qırqız > qırğız. Для тюркских языков в диахронии мы наблюдаем некоторую редукцию гласных в конечных сегментах слов: tutqan ‘схвативший; схваченный’ ~ tutqın ‘полоненный; узник’, qaçqan ‘убежавший’ ~ qaçqın ‘беглец’, taşlaq ‘местность, где много камней; каменистое место’ ~ taşlıq ‘каменистый; нечто, имеющее отношение к камням’, arqalı ‘по внешней стороне’ ~ arqılı ‘через, посредством’. Это же явление характерно для этнонима qırqaz > qırqız. Во многих тюркских языках звонкие согласные в конце слов оглушаются, например: qız > qıs ‘девушка; дочь’, qırqız > hırhıs ‘киргиз’.

В иных языках, где отсутствует заднеязычный звук [q], в начале слова он был заменен обычной фонемой [k]: kirghiz ~ kirghis, либо акустически близкой [t]: tergiss, tarquas ~ tarcas; ср. в русских диалектах аналогичное чередование звуков: руки > рути, казакский > казатский > казацкий, Колчак > Толчак , в “Слове о полку Игореве”: тюркск. qıpçaq > капчак > топчак . Чередование звуков [k] и [t] встречается, например, в башкирских диалектах: kerpe ~ terpe ‘ёж’, в галицком диалекте караимского языка: tiz ~ kiz ‘осень’, til ~ kil ‘язык’, в мишарском диалекте татарского языка: telä- > kelä- ‘желать’, в одном из говоров казахского языка: jay-küy > jay-tüy ‘положение’.

Для ряда неродственных языков мира характерным является переход фонемы [k] в позиции перед гласными переднего ряда в звук [ç]. См., например, историческое чередование звуков в русском языке: *kelnъ > член, пеку > печёшь, казак + ий > казачий, кипчак > чипчак (у поэта Г.Р. Державина) ; в итальянском языке: cinquecento – чинквеченто (в истории итальянской культуры название XVI века), cembalo [чембало] – вид музыкального инструмента, cicerone [чичероне] – гид, проводник; в монгольском языке: кинжал > чинжал хутга; та же мена согласных встречается и в тюркских языках: уйгурское местоимение kim ‘кто?’ имеет диалектную форму произношения – çim, азербайджанское слово uruq ‘семя, косточка плода’ иногда звучит как uruç.

Для адыгских языках характерна субституция фонемы [k] в виде замены ее вариантом [ç] в разных позициях: тюркск. kebenek ~ kebene ‘кобеняк, верхняя одежда из тонкого войлока для защиты от холода и дождя, носимая пастухами и воинами’ > кабардинск. gubaneç ‘подкольчужная рубашка’; тюркск. имя собственное Kazbek > Kazbeç ~ Kazbiç ‘Казбек’; карачаево-балкарск. Terk, грузинск. Terg, старорусск. Терк (от тюркск. terk ‘быстрый’) > кабардинск. Terç – река Терек; тюркск. bereket ‘благо; изобилие’ (из арабск. bäräkät ‘изобилие; благоденствие; благодать’) > кабардинск. berçet ‘изобилие’; тюркск. kirt ‘местожительство’, в переносном значении, видимо, ‘оплот; люди, проживающие в определенном месте’ > встречающиеся в нартовском эпосе варианты слова Kirt ~ Çirt ~ Kit ~ Çit.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Глоток Кофе
Algvazil


Сообщений: 17304
15:55 23.03.2012
zaperenos писал(а) в ответ на сообщение:
>капитан Себастьян Перейра ... писал(а) в ответ на сообщение:
>> Корни муслимства чеченцев в Османии,,
> Посмотрите на карту.Из Турции надо идти через Осетию.Была бы она тогда по-сильней и по-богаче, то и до гор Чечни их проповедники бы не добрались,а на деньги осетин церкви бы строились...На момент войн по покорению Дедякова,мусульман в их поселениях не было!
quoted1
А то, что ислам мог проникнуть в Чечню через Дагестан и Азербайджан - вам такое никогда не приходило в голову ?
И Осетия тут совсем не при чём, которая стала православной лишь в XIX веке, а до этого все северокавказские племена исповедовали огнепоклонничество и разного рода древние языческие культы
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 2
  • ZZTop
  • vofvan
Страны и регионы

Внутренняя политика

Внешняя политика

Украина

Сирия

Крым

Беларусь

США
Европейский союз

В мире

Тематические форумы

Экономика

Вооружённые силы
Страницы истории
Культура и наука
Религия
Медицина
Семейные финансы
Образование
Туризм и Отдых
Все обо всем
Вне политики
Повторение пройденного
Групповые форумы
Конвент
Восход
Слава Украине
Народный Альянс
Английские форумы
English forum
Рус/Англ форум
Сейчас на форуме
Другие форумы
Кто такие казаки и откуда они. Как знать,если бы русские князья не разоряли тогда их поселения,христианами бы сейчас были ...
Who are they and where Cossacks. How to know if Russian princes then ruined their settlements, Christians today would have been ...
© PolitForums.net 2019 | Пишите нам:
Мобильная версия