Колёсный пароход «Н. В. Гоголь»- единственное судно дореволюционной постройки, по-прежнему работающее на Северной Двине.
Пароход "Н.В. Гоголь". Вид на корму.
В 1909 г. Сормовский завод по заказу северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман» построил пароход "Михаил Криличевский", а год спустя, в 1910 г., были заложены еще два таких же судна, стоимостью каждый по 140 тыс.руб. Будущее название заложенных пароходов были: "Н.В. Гоголь" и "Генерал Кондратенко". Пароходы были построены по последнему слову техники того времени.
Основные характеристики парохода «Н.В.Гоголь» в 1911/1992 гг.: Число и тип паровых котлов: Два огнетрубных пролетных котла; Род топлива, расход: дрова 40 куб.м./сут / мазут, 62 т на 6 ходовых суток; Тип, мощность паровой машины: одна наклонная, тройного расширения, 360/380; Длина, м 66,5/70,7; Ширина по обносу, м: 16/14; Осадка в грузу, м: -/1,4; Скорость, км/ч: -/18; Кол-во пассажиров: 695/140;
Сормовский завод Нижнего Новгорода. Спуск парохода на воду.
Первая навигация для «Н.В. Гоголя» началась в 1911 г. на линии "Вологда — Архангельск"; после 1 июля по мере спада воды он работал на линии "Устюг—Котлас — Архангельск". Навигация заканчивалась обычно 1 октября, но за более высокую оплату проезда несколько позднее. Расстояние от Вологды до Архангельска пароход преодолевал за трое суток десять часов, а вверх по течению до Вологды— за четверо суток девятнадцать часов. Пассажиров привлекала хорошая библиотека, буфет с большим ассортиментом блюд. (свыше 150 наименований ) и богатый выбор напитков.
После тяжёлой полувековой службы (корабль перенёс нескольких капитальных ремонтов), пароход "Н.В. Гоголь" приобрело в 1972 г. машиностроительное предприятие "Звездочка" (г. Северодвинск), вследствие чего он избежал участь многих других пароходов, сданных на слом. В качестве компенсации за переданный пароход предприятие должно было возместить Северному речному пароходству металлом в количестве 100 тонн. Именно столько его могли бы получить речники, если бы действительно сдали корпус судна на переплавку. Еще в 16 тыс.руб. было оценено имущество, которое передавалось вместе с пароходом: мебель, пианино, старинная посуда. Пароход до сих пор находится в собственности предприятия (в 2011 г. должна была производиться очередная реконструкция) и совершает рейсы по Северной Двине....
Интерьер
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
>Вообще не похож, это наша гордость, действующий пароход. таких больше нет
Спасательное судно подводных лодок «ВОЛХОВЪ» (переименованный в 1922 году в "Коммуну") - последний корабль Императорского флота, который до сих пор находится в составе российского ВМФ и активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.
При изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой после революции был утерян. Состояние корпуса "Коммуны", изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время. При доковании в 1990 г. было проверено состояние обшивки корпуса и клепки: износ составил от 3 до 18%, прочностные характеристики не ухудшились, течи в заклепочных соединениях не было. Коррозировали лишь стальные конструкции, установленные при «современных» модернизациях и ремонтах. В мае 1995 г. результаты осмотра остались прежними.
Из истории: Решение о строительстве в России судна-спасателя подводных лодок было принято в 1909 году в комплексе с разработкой проектов субмарин для Балтийского моря. К 6 апреля 1911 года Морской технический комитет разослал спецификации и технические условия проекта на четыре завода: петербургские Металлический, Невский, Путиловский и рижский завод «Ланге и сын». К сентябрю того же года все заводы представили комитету свои проекты.
Проект Путиловского завода оказался лучшим. Ему и был выдан наряд Главного управления кораблестроения на строительство спасателя 30 декабря 1911 года.
Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. Контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов 5 мая 1912 года. Утверждение "общих чертежей" состоялось 4 октября, а уже 12 ноября началась сборка корпуса судна на стапеле.
Спуск «Волхова» на воду состоялся 17 ноября 1913 года. С началом Первой мировой войны достройка замедлилась и к 1 октября 1914 года составляла лишь 74%. Акт о приемке спасательного судна «Волховъ» «в казну» был подписан комиссией 1 июля 1915 года.