Кто говорит о «мусульманском заимствовании москалей», скорее всего, плохо знают не только культуру «москалей», но прежде всего культуру и зодчество самих мусульман.
Однако, прискорбнее всего то, что пламенные патриоты, истово борющиеся за чистоту украинской культуры, совершенно не знают историю и культуру Древней Руси. Надеюсь, мой нижеследующий небольшой искусствоведческий обзор позволит им заполнить пробелы в своих знаниях и в следующий раз быть менее категоричными в своих утверждениях.
Впервые на след луковичного купола мы нападаем в в галицко-волынских миниатюрах 1164 года.
Это уже не «москали» и не мусульмане.
Проф. Заграевский пишет:
«Вопросы генезиса луковичных глав были изучены крайне слабо даже в рамках стереотипа, относящегося к их появлению на рубеже XVI и XVII веков. Теперь же, мы показали, что уже в конце XIII века такие главы были на Руси повсеместно распространены.
Что касается 15 века, то есть великолепное место, где время донесло до нас свидетельства старины – это часовня Святой Троицы в Люблинском замке. Росписи в ней выполнены выходцем из белорусских земель мастером Андреем по фундации польского короля Ягайло (напомню, что его мать и вторая жена София Гольшанская были православными). Мастер Андрей на нескольких своих фресках изобразил церкви именно с луковичным куполом, наглядно демонстрируя, каким был храм в представлении жителя Великого княжества Литовского начала 14 века.
15 век – миниатюра Радивиловской летописи и, в частности, миниатюра, на которой изображён полоцкий князь Всеслав во время освящения Софийского собора. Центральный купол полоцкой Софии здесь имеет ярко выраженное луковичное завершение:
15 веке – это миниатюры Радивиловской летописи и, в частности, миниатюра, на которой изображён полоцкий князь Всеслав во время освящения Софийского собора. Центральный купол полоцкой Софии здесь имеет ярко выраженное лукоичное навершие:
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Между прочим, академик Б.А. Рыбаков высказывал предположение, что миниатюры Радивилловской летописи являются копиями изображений 13 века, а значит, возможно, что луковка над Софийским собором могла появиться и раньше. То, что центральный купол Софийского собора имел подобное завершение, подтверждает и более позднее его изображение 1579 г. на рисунке С. Похоловицкого
Ещё более богатым и наглядным источником середины 16 века (1568-1572 гг.), на котором изображены луковичные купола православных церквей литовского города, является гравюра города Гродно, выполненная Г. Альденхаузером. На ней внимательный исследователь может найти десяток куполов с луковичными завершениями. Приведу лишь один фрагмент:
Более того, луковичные формы куполов использовал даже князь Стефан Баторий при строительстве в Гродно своего дворца.
Приведённых свидетельств вполне достаточно, чтобы сделать вполне определенные выводы:
Весело над украми глумимся.
А все потому что они не знают древнерусской культуры, былин, летописей традиций.
Церковь Рождества Богородицы из села Передки 1531 года – старейшая из перевезённых в музей построек и самая древняя из сохранившихся деревянных ШАТРОВЫХ церквей на севере России
За 50 лет до рождения Ивана Грознаго и его Собора Василия Блаженного.
храм Спаса Преображения в подмосковном великокняжеском селе Остров был построен в 1520-е годы, во времена Василия III, и являлся ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ знаменитого храма Вознесения в Коломенском
>Вы чё укри сделали с Древнерусским Храмом Софийским Собором? Это же Православная Церковь, а не Синагога!
а уж как вы меня веселите, кода свои изыски постите... это что ж получается софия киевская не синагога, а типичная православная церковь? двоемыслие однако у вас рулит