Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Киевская Русь: начало.

Яков Лев
156 7676 16:37 07.05.2010
   Рейтинг темы: +8
  Яков Лев
1357531


Сообщений: 810
Наиболее подробные данные о Киевской Руси содержатся в так называемой \"Повести временных лет\" (ПВЛ). Оставляя за скобками большую часть не датированной части, обратимся к первым датам. Уже там возникает драматизм формирования будущего государства. Но ещё более драматичен факт разночтения текста.
859 Имаху дань Варязи из заморья на Чуди и на Словене на Мери и на всех Кривичех а Козари имаху на Поляне и на Севере и на Вятичех имаху по белеи о дыма
Уже по этой фразе ведутся споры между сторонниками нарманнистской и антинорманнистской теорий - что подразумевалось под данью.
Варианты:
1. Может быть откуп, за ненападение.
2. Может быть плата за охрану границ от других агрессоров (крышевание - по нашему, по цивильному)
3. Может оплата за административное управление и межплеменной суд.
Другой не менее важный вопрос - существовала ли разница между данью Хазарам и Варягам.
И ещё один вопрос - что означает фраза \"имаху по белеи о дыма\". Делаются попытки перевести её иначе чем знаменитый автор перевода академик Лихачёв, который перевёл отрывок так:
Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
Упоминание о серебряной монете в Лаврентьевской версии отсутствует. Лихачёв извлёк это упоминание из другого списка.
Может быть кто-то подскажет - из какого?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Отец Онуфрий
старовер


Сообщений: 3595
18:43 07.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> И ещё один вопрос - что означает фраза \"имаху по белеи о дыма\".
quoted1
То есть номинальное подчинение, белка с дыма -то есть с семьи, это просто меньше взять нельзя, про серебряную монету - не знаю откуда.
> 1. Может быть откуп, за ненападение.
> 2. Может быть плата за охрану границ от других агрессоров (крышевание - по нашему, по цивильному)
> 3. Может оплата за административное управление и межплеменной суд
quoted1
Скорее всего за все сразу
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Инхуматак
Инхуматак


Сообщений: 4332
20:07 07.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
> Упоминание о серебряной монете в Лаврентьевской версии отсутствует. Лихачёв извлёк это упоминание из другого списка.
quoted1


Въ Б лѣт . ҂s҃ . т . ѯ҃ . з҃ ჻ [859] [И]маху В дань Варѧзи изъ 3 заморьӕ . на 4 Чюди и 5 на Словѣнех . на Мери 6. и на всѣхъ Кривичѣхъ Г. а Козари имаху на Полѧнѣх̑ 7. и на Сѣверѣ 8 и на Вятичѣхъ 9. имаху по бѣлѣи вѣверицѣ 10 ѿ дъıма ❙

ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ

Серебряная монета, возможно, от Б.Д. Грекова из \"Киевской Руси\".
\"Платеж дани мехами, конечно, говорит только о наличии мехов и об их ценности, и больше ни о чем.2 Необходимо, наконец, пересмотреть и обычное понимание некоторых слишком хорошо знакомых и традиционно толкуемых мест летописи. К числу их относится и известное место под 859 г. о том, что «козари имаху на полянех и на северех и на вятичех, имаху по белей веверице от дыма». Но не правильнее ли будет читать «по беле и веверице», где «бель» будет серебряная монета? Тогда наше представление об этих племенах и характере их обложения представятся нам в другом свете.\"

Возможно и от Соловьева, который приводил:
\"Имаху дань варязи из-заморья на Чуди и на Словенех, на Мери и на всех Кривичех; а Козари имаху на Полянех, и на Северех, и на Вятичех, имаху по беле и веверице от дыма\".
http://wordweb.ru/history/solv03p1.htm
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Инхуматак
Инхуматак


Сообщений: 4332
20:11 07.05.2010
Тема интересная.

От Telemine: тогда проголосуйте в \"Рейтинг темы\". Со временем, глядишь, найдем применение этим рейтингам.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Яков Лев
1357531


Сообщений: 810
00:23 08.05.2010
Отец Онуфрий писал(а) в ответ на сообщение:
>> 1. Может быть откуп, за ненападение.
>> 2. Может быть плата за охрану границ от других агрессоров (крышевание - по нашему, по цивильному)
>> 3. Может оплата за административное управление и межплеменной суд
quoted2
>Скорее всего за все сразу
quoted1
Но если \"всё сразу\", то можно найти противоречия. Или действительно могло быть за всё сразу? Тогда как объяснить, фразу из следующей датировки:
Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами в собѣ володѣти . и не бѣ в нихъ правдъı . и въста родъ на родъ . [и] бъıша в них̑ усобицѣ . и воєвати почаша сами на сѧ
Изъгнаша - трактовка однозначная - изгнав (прогнав). За обещание не нападать не выгоняют. Могут выгнать или как плохую охранную службу или как административный орган.
Я - за третий пункт, т.е. \"административное управление\", так как, судя по близости датировок (в 860 - платят, а в 862 - уже нет) сразу начались разборки и распальцовки между собой, но не долго, так как в этом же 862 году было принято компромиссное решение.
Очень интересует оборот \"воєвати почаша сами на сѧ\" (воевати сами на ся) - сами с собой. Значит ли, что это уже был некий ареал с устоявшимися связями?
Инхуматак писал(а) в ответ на сообщение:
> Но не правильнее ли будет читать «по беле и веверице», где «бель» будет серебряная монета?
quoted1
Отличная мысль.. Тем более в тексте ещё попадаются слитные части разных слов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Отец Онуфрий
старовер


Сообщений: 3595
09:27 08.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> Но если \"всё сразу\", то можно найти противоречия. Или действительно могло быть за всё сразу?
quoted1
Особых противоречий нет, например такой вариант - приходит какой-то чужой отряд, местные откупаються м затем с ним договариваются, нанимают для охраны и плюс дают право быть арбитром в спорах, как незаинтересованную сторону. Когда пришельцы начинают себя плохо вести их прогоняют. Насчет датировок, думаю они все условные, раньше-позже,
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Инхуматак
Инхуматак


Сообщений: 4332
14:19 08.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
>859 Имаху дань Варязи из заморья на Чуди и на Словене на Мери и на всех Кривичех а Козари имаху на Поляне и на Севере и на Вятичех имаху по белеи о дыма
Развернуть начало сообщения


> 1. Может быть откуп, за ненападение.
> 2. Может быть плата за охрану границ от других агрессоров (крышевание - по нашему, по цивильному)
> 3. Может оплата за административное управление и межплеменной суд.
quoted1

В качестве предложения.
Разновидность 1 варианта или вариант 4 .
Откуп не от случая к случаю, возможно от разных варягов. А на постоянной основе. За ненападение, возможную оборону. Без вмешательсва в административное управление и межплеменной суд. Постоянная выплата дани могла восприниматься, как \"володение\" со стороны варягов.
Потом дани не дали и изгнали при появлении.
Наступившие междуусобицы не есть результат изгнания.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Инхуматак
Инхуматак


Сообщений: 4332
17:46 08.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> Очень интересует оборот \"воєвати почаша сами на сѧ\" (воевати сами на ся) - сами с собой. Значит ли, что это уже был некий ареал с устоявшимися связями?
quoted1


Может быть, формулировка летописца, который воспринимал их уже как части единого целого?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Яков Лев
1357531


Сообщений: 810
19:04 08.05.2010
Отец Онуфрий писал(а) в ответ на сообщение:
> вариант - приходит какой-то чужой отряд, местные откупаються
quoted1
А отряд чужаков приходит с агрессивными намерениями. Значит воевать против них нет сил. Но через два года есть - ведь изгоняют. Как это можно объяснить? Тянут время до подходящего момента, что бы изгнать? Не предполагали, что потом снова придётся искать охрану (или может быть полицию)?
Отец Онуфрий писал(а) в ответ на сообщение:
> Когда пришельцы начинают себя плохо вести их прогоняют.
quoted1
Значит ли это, что с пришельцами лень было связываться? Мол - вы ребята, чего припёрлись?
- Пограбить вас хотим.
- А может иначе договоримся? У нас никто не хочет в ночной патруль ходить. Может подпишетесь? Заплатим. Но если будете плохо работать, то прогоним нах.
- Ну, ладно. По рукам.
Я никак не могу связать агрессивные намерения и договор о найме.
Отец Онуфрий писал(а) в ответ на сообщение:
> Насчет датировок, думаю они все условные, раньше-позже,
quoted1
Это не понятно. Какой размах условности Вы предполагаете?
Инхуматак писал(а) в ответ на сообщение:
> Разновидность 1 варианта или вариант 4 .
quoted1
Предложенный Вами вариант №4 мне напоминает вариант №2.
Инхуматак писал(а) в ответ на сообщение:
> Постоянная выплата дани могла восприниматься, как \"володение\" со стороны варягов.
quoted1
То есть, полагаете, что это просто варяги \"не так поняли\" местных?
Инхуматак писал(а) в ответ на сообщение:
> Может быть, формулировка летописца, который воспринимал их уже как части единого целого?
quoted1
ИМХО, допустимо. Но пока не доказуемо. Возможно, если эта фраза внесена только в 10 веке (а предполагается, что была некая более древняя исходная часть).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Инхуматак
Инхуматак


Сообщений: 4332
19:15 08.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> Инхуматак писал(а) в ответ на сообщение:
>
>> Постоянная выплата дани могла восприниматься, как \"володение\" со стороны варягов.
quoted2
>
> То есть, полагаете, что это просто варяги \"не так поняли\" местных?
quoted1

Моя неудачная формулировка. Я хотел написать, что постоянная выплата дани могла восприниматься местными как свидетельство подчинения варягам, нахождения во власти варягов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
19:43 08.05.2010
Яков Лев писал(а) в ответ на сообщение:
> Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
quoted1

Варяги из-заморья имелось ввиду озеро Ильмень и Ладога. Там жили варяги. Это тоже славянские племена,как и остальные перечисленные,ну кроме хазар.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
19:45 08.05.2010
Размышления о правителях Руси, начиная с князя Кия .Кожинов Вадим.

\"В предыдущей главе я стремился обрисовать ту историческую ситуацию, то \"состояние мира\", в огромных масштабах которого складывалась Русь, и в меньшей степени речь шла о самом движении истории в первые века Руси. А для полноценного познания этого движения поистине необходимо как можно более ясное представление о судьбах, деяниях и намерениях важнейших деятелей русского государства и Церкви, полководцев и наиболее выдающихся творцов национальной культуры.

Говоря об этом, я вовсе не имею в виду особенную и сложнейшую проблему роли личности в истории; речь идет совсем о другом,— о том, что только в воссоздании судеб, поведения, сознания исторических личностей возможно представить ход истории во всей его многосторонней цельности. Ведь этот ход в любых самых различных его проявлениях — от сдвигов в экономике до обретения новой религии — воплощается ни в чем ином, как в действиях людей, хотя это еще отнюдь не значит, что отдельные люди, личности действуют всецело сознательно и целенаправленно; в конце концов, они просто живут— притом совместно, в единстве с множеством своих современников....\"

http://fidel-kastro.ru/history/rossia/Sl/index....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
19:46 08.05.2010
Сведения о первых правителях Руси черпаются, в основном, из летописей. Но поскольку самый ранний из дошедших до нас летописных сводов, \"Повесть временных лет\", был составлен в 1110-х годах, представления о личностях, находившихся во главе исторического движения Руси в IX — начале Х века (то есть двумя и — тем более — тремя веками ранее создания этого свода) во многом туманны и нередко противоречивы. Более или менее, общепризнанно, правда, что \"Древнейший свод\" летописи начал составляться еще в 1037 году, при Ярославе Мудром (имеющаяся гипотеза об еще более раннем, конца Х века, \"зародыше\" летописи едва ли основательна). Но и при этом условии летописные сведения о людях, живших в IX — начале Х вв., основывались на прошедших через пять — восемь человеческих поколений устных преданиях.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
19:46 08.05.2010
Правители Руси.

В высшей степени показательно, что в самых ранних произведениях нашей письменности -- \"Слове о законе и Благодати\" митрополита Илариона (1038, или, в крайнем случае, 1049 год) и \"Памяти и похвале князю русскому Владимиру\" Иакова мниха (некоторые элементы этого сочинения восходят к 1060 — началу 1070-х годов) родословная русских князей не углубляется далее прадеда Ярослава — князя Игоря, погибшего на рубеже 944—945 годов (то есть примерно за сто лет до создания \"Слова...\" Илариона). Естественно полагать, что память о предшественнике Игоря — и, тем более, о предшественниках этого князя — была к середине XI века недостаточно ясной и уверенной, и Иларион, а позднее Иаков не сочли возможным продолжить генеалогию Ярослава в глубь времен. Вместе с тем у нас нет оснований сомневаться, что ко времени Ярослава в устных преданиях сохранялись сведения о предшествовавших Игорю правителях — Олеге, Аскольде, Рюрике и, наконец, самом \"первом\" — Кие, и эти сведения все-таки были запечатлены письменно — в летописи.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
19:47 08.05.2010
Историография XVIII—XX веков на разных этапах своего развития оценивала сведения о древнейших правителях существенно различным образом: историки то воспринимали летописные сведения о них как вполне — или хотя бы в основном — достоверные, то, напротив, объявляли их чисто легендарными (так, в многократно переиздававшемся в 1930—1950-х годах труде влиятельнейшего тогда историка Б. Д. Грекова \"Киевская Русь\" читаем: \"Предание о Кие, конечно, легенда...\"^1г). Кроме того, сведения об этих правителях нередко рассматривались как произвольные вымыслы составителей поздних — XV—XVII веков — летописных сводов, стремившихся, мол, как-то \"заполнить\" их начальные страницы.

Однако в последнее время, по мере все более тщательного изучения древнейшего периода истории Руси, все большая часть историков признает достоверность (несмотря на элементы легенды) сведений и о правителе Северной Руси Рюрике, и о его современнике Аскольде, правившем в Южной Руси, и даже об их предшественниках — Кие (на юге) и Гостомысле (на севере)....
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Киевская Русь: начало.
    Kievan Rus: beginning.. Most details of Kievan Rus contained in the so-called\\\\ Tale of Bygone Years \\\\ ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия