Станция ЗЯБКИ, год 1920-й: ПЕРВЫЙ БОЙ СОВЕТСКИХ ТАНКИСТОВ.
Все начиналось на белорусской земле, у населенного пункта с непритязательным названием Зябки. Именно здесь пошли в первую атаку красноармейские танки, именно здесь родились советские танковые войска. В 1920 году, крошечная станция на железной дороге Полоцк – Молодечно: несколько жалкого вида станционных строений, а над ними – круглая кирпичная «голова» водокачки. На запад, между озерами Свядово и Долгое, рассекая советские и польские окопы, пролегала линия железнодорожного полотна. Именно здесь, между Полоцком и Молодечно, в 1920 году завязло майское наступление нашей 15-й армии Западного фронта. Польские войска, предусмотрительно взорвав железнодорожный мост, хорошо укрепились: подготовили три полосы окопов полного профиля, опорные пункты, оснащенные огневыми средствами (одних станковых пулеметов – 50 штук!) и прикрытые 12 рядами колючей проволоки и минными полями. В межозерном дефиле, шириною в версту, перед самыми траншеями несла свои воды речонка Аута, а за нею – проволочные заграждения в 2 – 3 кола. Для участия в прорыве польского фронта в Полоцк были доставлены три танка 2-го танкового отряда. Они были отбиты у деникинцев и прошли основательный ремонт на Путиловском заводе в Петрограде: «большой» Mk V («Рикардо») и два «малых» FT17 «Рено». Чтобы перевезти их на левый берег Западной Двины, спешно был сооружен большой паром. Танки двинулись к Зябкам. Кроме танков 2-го танкового отряда и пехоты 33-й Кубанской стрелковой дивизии, которые после артиллерийской подготовки должны были пойти на прорыв обороны противника, в бой вводились бронемашины 14-го бронеотряда и бронепоезд № 8 «Раскольников» (командир К. Калиновский), который поддерживал атаку мощным артиллерийским огнем. Пожалуй, впервые за годы Гражданской войны и иностранной интервенции в одном бою задействовалось столько тяжелого вооружения. В 6 часов утра 4 июля 1920 года под аккомпанемент пушек 33-й Кубанской дивизии танки начали выдвигаться на исходный рубеж. Поляки ответили огнем практически тотчас. Под прикрытием тумана бронепоезд № 8 вышел из-за станционных построек и двинулся от Зябков к взорванному мосту через Ауту. Поляки тут же сосредоточили на нем огонь всех своих батарей. Части 17-й пехотной дивизии генерала Енджеевского в беспорядке откатились на 15 верст к местечку Плисса. Польский фронт у Зябков был прорван. Вполне вероятен был и первый в нашей истории встречный танковый бой. Как отмечал впоследствии командир бронепоезда № 8 К. Калиновский, сразу и навсегда влюбившийся в «сухопутные дредноуты», в бою у станции Зябки команды танков вели себя мужественно, хотя и небезошибочно. Но вместе с тем бой под Зябками наглядно показал, что за этими боевыми машинами большое будущее – одно внезапное появление всего трех танков повергло врага в замешательство и обратило его в бегство. Опыт боя под Зябками был оперативно проанализирован на самом верху. …В окрестностях Зябков люди селились издавна, о чем свидетельствуют курганы на берегу озера Долгое. При их раскопках были найдены предметы, относящиеся к XVI веку. Будущее Зябков сегодня во многом видится за туризмом. Рядом с Зябками находится самое глубокое озеро Беларуси – Долгое, которое облюбовали дайверы. Неподалеку – Голубицкая пуща и озеро Шо – географический центр Европы. В пяти километрах от Зябков, в Прозороцкой школе, размещается музей Игната Буйницкого – отца белорусского театра. В 14 километрах от Зябков – малая родина народного писателя Беларуси Василя Быкова – деревня Бычки. И думается, что памятный знак первым советским танкистам, как и памятник Константину Калиновскому – герою того памятного боя под Зябками, ставшему одним из создателей танковых войск как самостоятельного рода Сухопутных войск РККА, были бы здесь весьма кстати. Они зримо напоминали бы нынешнему поколению о том, что именно под Зябками состоялось боевое крещение наших танковых частей, добавляя этому живописному уголку Беларуси исторической ценности и привлекательности http://zjabki-dolgoe.narod.ru/
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!