Начало царствования Александра II, как и при воцарении Николая I (он получил в наследие от старшего брата «велижское дело»), совпало с возникшим в 1853 г саратовским процессом. Этот процесс (ритуальное убийство евреями христианского мальчика), как и предыдущий, в силу отсутствия в России общественной самодеятельности, строжайшей цензуры, не получил какой-либо огласки в среде тогдашнего общества и нашел свое разрешение в высших структурах государства. Председатель комиссии, специально образованной при департаменте духовных дел А. Гирс, ссылаясь на опыт западно-европейских государств, заявил, что лучшим средством борьбы с подобными изуверствами является предоставление евреям гражданских прав наравне с прочими подданными и распространения среди них просвещения. К его мнению присоединился министр внутренних дел П.А. Валуев и некоторые другие. (Записка о правах жительства и передвижения евреев. Составлена Департаментом Общих Дел Министерства Внутренних Дел в сентябре 1906 г. – СПб., 1906. С. 33) Губернаторы всех губерний черты оседлости отмечали высокий естественный прирост евреев. Еврейство, в массе живущее за счет посредничества и ремесла, при беспрерывном естественном приросте, все менее и менее могло находить себе средства для пропитания и впадало в крайнюю нищету. Экономический кризис ставил перед правительством труднейшую задачу решать экономические проблемы вкупе с социальными и национальными. После ходатайства группы еврейских купцов (июнь 1856 г) о даровании льгот не всему еврейскому населению, а лишь отдельным категориям, правительство решило не подвергать каким бы то ни было сверхограничениям «бесполезных» евреев, а занимавшимся производительной деятельностью предоставить льготы. Кроме того, для всего еврейского населения черты оседлости прекращались существовавшие до того стеснения. По сути дела положение вещей осталось прежним. Еврейство продолжало проживать в уездах, промышляя посредничеством, ростовщичеством и арендой помещичьих и крестьянских земель. Отличием было только то, что при Александре II отказались от попыток выселения евреев из сел и деревень, а также 50-верстной пограничной полосы. Запрет аренды земель на практике во всех губерниях черты оседлости не соблюдался. (Труды Виленской комиссии// Труды губернских комиссий по еврейскому вопросу. – СПб., 1884. Ч.1. С. 64; Труды Гродненской комиссии// Труды губернских комиссий по еврейскому вопросу. – СПб., 1884. Ч.1. С. 8) Именно в 60-е годы 19 века начинается карьера знаменитых еврейских магнатов Гинцбургов, Поляковых, Варшавского, Блиоха и других, разбогатевших на винных откупах, железнодорожном строительстве и военных заказах. Е. Гинцбург «прекрасно заработал» в годы Крымской войны в Севастополе, где держал откуп во время осады. (Скальковский К. Воспоминания молодости: 1843-1869. – СПб., 1906. С. 109) Имея значительный финансовый вес, Гинцбурги пытались влиять на политику правительства в отношении евреев. (Записка, предоставленная почетным гражданином – Гинцбургом, по вопросу о постепенной эмансипации русского еврейского населения// Материалы Комиссии по устройству быта евреев (по Империи). Часть 1. – СПб., 1879. С.1-6) Покровительство министра почт и телеграфа графа И.М. Толстого помогло выбиться в крупные подрядчики С.С. Полякову, положившему в основу своего состояния доходы от заказов на железнодорожное строительство. Огромные средства наживались Поляковым за счет казны, не только гарантировавшей, но и субсидировавшей на льготных условиях строительство железных дорог (помните Некрасова «а по краям-то все косточки русские…»). В начале 70-х гг Поляков становится фактическим хозяином железнодорожной сети. (Дельвиг А.И. Полвека русской жизни. – М.-Л. 1930. С. 310, 312, 570) Изменения в законодательстве позволили капиталистам-евреем распространить свою деятельность за черту оседлости. Один Петербургский еврей-сторожил рассуждал так: «Что тогда был Петербург? Пустыня, теперь же ведь это Бердичев!» (Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914: Очерки частного предпринимательства. – Л. 1991. С. 105) Одновременно с ростом хозяйственного значения еврейства в экономике, либеральные реформы самоуправления обусловили расширение их общественной роли. Все больше они занимали положение во властных структурах. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.2 С. 168; Дубнов С.М. Евреи в России и Западной Европе в эпоху антисемитской реакции. – М.-Пг., 1923. Кн. 1 С. 124) В 1866 г Виленским генерал-губернатором фон-Кауфманом была образована специальная комиссия по исследованию и улучшению быта евреев. Собранные сведения констатировали возникшее в христианском обществе раздражения против евреев. Циркуляр отмечая обособленность евреев от окружающего населения, указывал на «эксплуатацию евреями труда земледельцев из христиан». (Материалы Комиссии по устройству быта евреев (по Империи). Часть 1. – СПб., 1879. С. 34)В значительной степени на мнение об угрозе от еврейских общин повлияла книга крестившегося еврея Я. Брафмана «Книга кагала» (1869 г), возвещавшая о вредоносной силе еврейского самоуправления, охватывающего еврейский народ во всем мире. (Брафман Я. Книга Кагала. – Спб., 1888. С.348) В конце марта 1871 г в Одессе, в дни Святой Пасхи, обычное для этого города столкновение между христианами (преимущественно греками) и евреями, неожиданно вылилось в крупные беспорядки. 29 марта обыкновенная драка перерастает в погром (повод: поругание евреями христианских святынь). 31 марта беспорядки охватили предместья. Лишь 2 апреля вызванные войска прекратили погром. (Общая записка Высшей Комиссии для пересмотра действующих о евреях в Империи законов. (1883-1888). – СПб., 1889. С. 58-60) Под впечатлением донесений с мест, а также в связи с общим поправением курса, правительство в начале 70-х гг начинает испытывать сомнения в правильности своей еврейской политики – в законодательстве все чаще начинают звучать мотивы защиты интересов христианского населения. Устав 1874 г о воинской повинности не имел каких-либо особых стеснительных установлений для евреев, однако, уже со второго призыва возникают сложности в отбывании евреями воинской повинности – отмечается повсеместное от нее уклонение. (Мар-бад. Воинская повинность и евреи// Известия Общества распространения правильных сведений о евреях и еврействе (сборник статей). Выпуск 1. – М., 1912. С. 176) В 1874 г Наказной Атаман Области войска Донского указал на вредное влияние евреев, которые, «появившись под видом ремесленников, начинали заниматься продажей питей, арендой станции земской почты, скупкой земель у крестьян, ростовщичеством и т.д.» Несмотря на возникшие сомнения, правительство продолжало прежний курс эмансипации еврейства. (Записка о правах жительства и передвижения евреев. Составлена Департаментом Общих Дел Министерства Внутренних Дел в сентябре 1906 г. – СПб., 1906. С. 39) Закон 1879 г сыграл заметную культурную роль в среде еврейства. С того времени отмечается широкий наплыв евреев в высшую школу, вызывалось уставом о воинской повинности, предоставлявшим льготы по службе лицам с образованием. (2ПСЗ. Т.54. Отд. 1. №59236 СПб., 1881. С.26-27) Весной 1881 г по Южным губерниям России прокатились угрожающие по своим масштабам еврейские погромы, которые пошли на убыль лишь в конце июля. (Записка о правах жительства и передвижения евреев. Составлена Департаментом Общих Дел Министерства Внутренних Дел в сентябре 1906 г. – СПб., 1906. С. 53) В обществе и прессе объясняли происхождение погромов племенной и религиозной ненавистью к евреям, деятельностью революционеров социалистов, но большинство считало, что погромы возникли на экономической почве. Верхи еврейства основную причину видели в действующем законодательстве о евреях. Непосредственная инициатива в погромах приписывалась ими торговым классам коренного населения на почве конкуренции и социалистической партии. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.2 С. 218; Записка по еврейскому вопросу, поданная Министру Внутренних Дел во исполнение Высочайшей воли Государя Императора всемилостивейше выраженной при приеме депутации от евреев 11 мая 1881 года. – СПб., 1881. С.II, X-XI; Мнение эксперта из евреев Т.С. С.С. Полякова о правильной постановке еврейского вопроса в России. – СПб., 1889. С.6) Для некоторых органов еврейской специальной печати, издающейся на русском, еврейском и жаргонно-немецком языках, развившейся с особенной силой в самое смутное для России время, характерны были вызывающая задорливость, самовосхваление, неумеренное пользование статьями враждебной России заграничной печати, резкие нападки на администрацию и на часть русской печати, что отмечали даже евреи реформаторы. (Хволес Д. Патологическая сторона еврейского вопроса. – СПб., 1882. С. 10) Командированный в 1881 г по Высочайшему повелению для исследования причин происшедших событий свиты Его Величества генерал-майор граф Кутайсов в записках министру внутренних дел докладывал по поводу погромов об эксплуатации евреями крестьянского населения и сплоченности кагальной организации. Резкое усиление неприязни к евреям Кутайсов связывал с резким и быстрым обогащением, когда они «на глазах одного поколения, обращались из простых факторов – в миллионеров, фабрикантов и земельных собственников и, вместе с тем, становились все более и более нахальными, требуя, чтобы коренное население относилось с уважением и почетом к денежной аристократии». Он отвергал участие революционных партий, но указывал на роль периодической печати в разжигании страстей. В отношении Таврической губернии графом Кутайсовым приводился примечательный факт отсутствия столкновений христиан и караимов, которые проживали здесь в значительном количестве, также исповедовали закон Моисея, занимались торговлей и находились в постоянных сношениях с христианским населением. (Общая записка Высшей Комиссии для пересмотра действующих о евреях в Империи законов (1883-1888). СПб., 1889. С. 85, 90-91) В отчетах всех губернских комиссий указывалось на вредное влияние евреев, происходящее от эксплуатации народной массы, захват торговли, промышленности и земельной собственности, уклонения от воинской повинности, ростовщичества, обособленности и сплоченности. (Гессен Юлий. История еврейского народа в России. - М., 1993. Т.2 С. 219-220) Комитет сенатора Готовцева Д.В. предложил воспретить оседлость, водворение и жительство евреев вне городов и местечек черты оседлости, приобретать вне городов существующие уже постройки, возводить новые, владеть ими, винную торговлю, а также предоставить право сельским обществам высылать евреев, проживающих в селениях и во владельческих землях. 4 марта 1882 г министр внутренних дел граф Игнатьев дополнил его положениями, дозволяющими приезд и жительство евреям-ремесленникам вне черты лишь в городах и запрещающими еврейскую торговлю в воскресные и двунадесятые праздники. (Гинцбург, барон. Еврейский вопрос и анти-еврейское движение в России в 1881 и 1882 гг// Панчуладзев С.А. Доклад о еврейском вопросе. – СПб., 1911. С. 100) Главный противник предложенного графом Игнатьевым Н.П. плана министр финансов Н.Х. Бунге подчеркнул, что преследование евреев сказалось на кредите России. «Как известно, - говорил Бунге, - Ротшильд объявил недавно во всеуслышание, что он не покупает русских государственных бумаг, такие слова Ротшильда имеют на всех европейских биржах чрезвычайный вес, и последствием их был необыкновенный упадок как бумаг наших, так и самого курса». Министра финансов поддержал председатель Комитета Министров М.Х. Рейтерн, усмотревший в антиеврейском движении развитие в недалеком будущем «самого ужасного социализма». (Дневник Е.А. Перетца. – М.-Л., 1927. С.130-133) Под давлением Комитета Министров граф Игнатьев вынужден был отказаться от общего выселения евреев из сел и деревень. Причины вновь прокатившихся в юго-западном крае погромов были те же, что и год назад, но более выпукло прослеживалось участие революционной партии. В юго-западном крае распространялись в народе прокламации «по-хохлацки» с требованием конституции, земли и прочее, в которых для начала предлагалось бить евреев. (Гражданин. – 1882. – 25 апреля. - №33. – С.5-6) Бюрократический характер проведенных еврейских реформ не предполагал какого-либо предварительного изучения проблемы. Их история была борьбой мнений отдельных государственных деятелей. В спорах участвовали не столько юдофилы и антисемиты, сколько либералы и консерваторы, отсутствовала серьезная исследовательская база. Неустойчивость в отношении еврейской проблемы проявил русский торгово-промышленный класс. 5 мая 1882 г в «Московских Ведомостях» было опубликовано обращение к министру финансов Рябова П.И. (глава известной фирмы) и директора Даниловской мануфактуры Н.И. Щукина за подписью 50-ти значительных московских фирм. В обращении говорилось о вредных последствиях для московской торговли от излишнего стеснения евреев. (Гражданин. – 1882. – 13 мая. - №38. С.15-16) На переданную в Министерство Внутренних Дел записку гр. Н.П. Игнатьев отвечал: «Я не придаю выдающегося значения подобным заявлениям со многими подписями, т.к. хорошо известны у нас способы какими при этом подписи собираются». 10 мая 1882 г под председательством Н.А. Найденова состоялось заседание 53-х выборных Московского биржевого комитета, заявивших, что обращение Рябова и иже с ним не составляет выражения мнения Московского биржевого общества. (Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914: Очерки истории частного предпринимательства. – Л., 1991. С.40) Неудачи прежних усилий по приобщению еврейства к общероссийской жизни (евреи продолжали оставаться замкнутой национально-религиозной группой в составе государства), резкое усиление (в результате либерального курса реформ и еврейского законодательства) их роли и влияния в губерниях черты оседлости способствовали оформлению запретительной политики. Набиравшее силу ограничительное движение, как реакция на политическую нестабильность в стране, отводило свое место и евреям – появляется новый мотив запретительного духа в законодательстве – широкое участие в политическом движении.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Я вспоменаю разсказ моей тёщи как её дед служил в царской армии и получил землю за хорошую службу ---кстати был Еврей.После революции лишился как и все другие. Да Еврей Поляков вкладывал свои деньги в строительство первых железных дорог России.
prank, у евреев черта оседлости ныне - вся планета. И шо ? Это что-то поменяло ? Посмотри, где русские сегодня, а где шведы какие-нибудь.. Мне кажется, ты на пару с Инженером стонешь под игом мирового иудаизма