Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Византия: империя комфорта

Kref
13 646 14:24 21.12.2008
   Рейтинг темы: +0
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
Часто приходится слышать, будто религия протестантизма ориентирует человека на бизнес-активность и благосостояние, в то время как православие противопоставляет богатство и святость, рассматривая их как взаимоисключающие ценности, заставляет относиться к быту как к бездуховной суете. Вот почему, якобы, Россия была и остаётся преимущественно страной бедняков, а в странах Запада накопился капитал, ставший основой их современного процветания. Один известный телеведущий как-то заявил даже, что «православие было тормозом развития страны». К сожалению, тех, кто готов верить подобным домыслам, гораздо больше, чем людей знающих историю.

Самой богатой и комфортабельной для жизни страной мира в течении целого тысячелетия была Византия. И стала она такой не вопреки, а благодаря православию. Ромейская империя не просто ограждала весь цивилизованный мир от полчищ кочевников, но и неуклонно повышала качество жизни своих граждан. В то время, как европейцы Запада влачили полуварварское существование, на православном Востоке возводилась Айя-София и составлялся кодекс Юстиниана, централизованно открывались лечебницы и принимал абитуриентов Магнаврийский университет. Богатство византийских городов продолжало поражать даже в состоянии их запустения и воспето арабами в сказаниях «Тысячи и одной ночи». Без византийского искусства, философии, механики никогда не начались бы эпохи Ренессанса и научно-технического прогресса...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:25 21.12.2008
Секрет, действительно, в православном мировоззрении, которое предполагает за Богом и всем тем, что служит проводником его влияния, качество благодати, которому в светском лексиконе соответствует понятие избытка. Избыток справедливости – милосердие и долготерпение, избыток порядка – божественное вездеприсутствие. В протестантстве, невзирая на всю мнимую свободу, принцип избытка (благодати) стоит далеко не на первом месте, уступая регламентации, жёсткой причинно-следственной связи. Ведь избыток средств даётся тому, кто внутренне к ним не привязан, следовательно может в высшей степени разумно распоряжаться ими. Именно поэтому культура Византии постоянно порождала новые смыслы бытия (антропоцентризм, синтез противоположностей, образность), в то время как западноевропейская мысль лишь регенерировала прежние смыслы или перелицовывала их. На предметном уровне избыточность порождает роскошь.

Роскошь повседневного уклада – своеобразное (наряду с другими, – вероисповеданием, политическими задачами и т. п.) доказательство преемства между православными империями, Византией и Россией. Конечно, роскошь можно было отыскать и на Востоке и в Западной Европе, но всегда как атрибут ограниченного класса людей. В России XV-XVII веков иностранцам бросалась в глаза тотальная избыточность жизни, для самих русских незаметная.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:25 21.12.2008
«Красивая жизнь» в Москве

Обычно в связи с этим перечисляется «джентльменский набор», обобщённый в 1661 г. Августином Мейербергом: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире, хоть бы и с лучшим климатом, с плодороднейшими пашнями, обильными земными недрами или с более промышленным духом жителей. Потому что, хоть она лежит весьма далеко от всех морей, но благодаря множеству рек имеет торговые сношения с самыми отдаленными областями».

Хрестоматийно раздолье речной рыбы и икры, о коем Европа никогда не смела мечтать. Сюда следует добавить, что в Москве, гораздо легче и дешевле, чем в протестантских странах покупались южные фрукты или семена пряностей. О мехах не говорим – о них всё сказано. Океан меха. Причём носили его даже такие категории населения, которых современная статистика именует «находящимися за чертой бедности». Изощрённая банная культура с удивительными травяными настоями, лечебными притираниями, прохладительными напитками также пункт весьма известный. О более высоких гигиенических нормах русской жизни лучше умолчим, а то, как говаривал старец Амвросий Оптинский, иноземцы «могут обидеться»...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:27 21.12.2008
Но одну область, считающуюся ныне коренной вотчиной французов и немцев, грех не упомянуть. Парфюмерия! Московитянки, да и вообще русские женщины, гораздо раньше, чем жительницы Западной Европы начали её активно и многопланово использовать. Их густой макияж вызывал у чопорных европейцев не менее пунцовый румянец: эх, как хотелось бы им, чтобы и их прекрасные половинки выглядели столь же нарядно-сверкающе как рождественские ёлочки. Да, вот, поди ж ты – мораль бюргерская: наложенные румяна она толковала однозначно и скабрезно... В России обычай наносить краску на лицо вменялся дамам в обязанность и рассматривался социумом как добродетель.

Избыток пространства и города-сады

Однако, если заглянуть глубже, то главным богатством России был и остаётся избыток пространства. Традиционный русский город резко контрастировал с западной урбанистической застройкой. В Лондоне, Париже, Мадриде, даже Праге, абсолютно непредставимы сады вокруг домов обычных горожан (дворцы иное дело). В Москве XVII века такой подход был нормой. «При каждом доме есть непременно сад и широкий двор; оттого говорят, что Москва обширнее Константинополя и более открыта, чем он», – писал Павел Алеппский. Весной город утопал то в яблоневом, то в вишнёвом цвету, а затем его накрывала волна сирени, особенно любимой москвичами. Задолго до того, как в Европе стали разбивать общедоступные парки, в Москве отводились громадные площади под увеселительные сады и луга.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:27 21.12.2008
Сады воплощали не только потребность людей в совместном времяпровождении, но и не менее важную психологическую нужду в уединении. Столичный боярин XVI-XVII вв. стремился обеспечить своей жене отдельный храм рядом со двором. Традиция иметь часовню в садике для благочестивых женщин поддерживалась не только среди высшего сословия и не только в допетровский период. Так, в некоторых деревнях средней полосы России ещё в середине XX столетия обычным явлением была маленькая часовенка на приусадебном участке, где молилась «черничка» (оставшаяся в родительском доме дочь, принявшая решение не выходить замуж и посвятить себя Богу).

Многолюдные соборы чужды древнерусской религиозности, потому что создавали психологический дискомфорт и неэкономичны, особенно для отопления в зимнее время. Более-менее состоятельный горожанин при первой возможности предпочитал строить домовую церковь. Самые именитые старались обзавестись несколькими – с различными посвящениями, чтобы эксклюзивно отмечать Господские и Богородичные праздники, дни святых покровителей семьи, рода. А вот люди победнее могли позволить себе лишь собственную икону в храме своего села или слободы. Да, да – никакого коммунизма: в традиционной русской церкви верующие молились перед личными иконами, которые стояли, тем не менее, в общественном храме.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:28 21.12.2008
Для большинства современных христиан церковь – своеобразный аналог больницы, куда приходишь на процедуры и покидаешь, не вникая во внутреннее функционирование. В Древней Руси всё было иначе. Распорядителями приходских храмов являлись сами прихожане, а не безлико-далёкое синодальное начальство. Кандидатура приходского священника церковной администрацией не навязывалась, а лишь утверждалась правящим архиереем. Хозяева храма, – приход, – сами (и отнюдь не формально) определяли какому батюшке служить у них и какое жалованье ему выделить.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:29 21.12.2008
Службы безопасности в русских городах

Кстати, о городских концах. Кто обеспечивал безопасность проживания в русских городах? Какие организации служили аналогами ОМОНов, РУБОПов, ГИБДД, всего того нарастающего кома силовых структур, которые честно, но не слишком эффективно борются с нарушениями и криминалитетом? Совершенно очевидно, что никакая структура не в силах узнать лучше самого человека какими способами обеспечить ему безопасность. И древнерусские горожане эту истину прекрасно понимали.

Хотя существовали общегородские службы охраны, караульную стражу несло согласно внутреннему графику всё правоспособное мужское население. Каждый квартал города на ночь запирался специальными воротами, заграждался рогатками. Древнерусский правопорядок был ориентирован не на карательные меры, а на профилактику преступлений. И здесь важнейшим фактором являлось всеобщее право ношения оружия. Никакая уважающая себя женщина не отправлялась в путь, если при ней не было двух ножей: один для бытовых нужд, второй – для обороны. О мужчинах упоминать излишне.

Старинные фонари, которые можно видеть за витринами музеев – не праздная забава. Всякий житель русского города с наступлением сумерек обязан был зажигать осветительный прибор, с ним ездить или ходить. Без фонаря перемещались лишь те, кому было зачем скрываться. Поэтому ночной дозор имел право арестовывать всех, кто выходил на улицу без огня. Встречный путник был источником света и, конечно, порождал совсем другие чувства, чем бездушный встречный фонарь.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:30 21.12.2008
Другое понятие скорости

Современный человек уделяет внимание подчас кардинально иным вещам, чем люди традиционного уклада. Иногда может показаться, что последний является чем-то примитивным по сравнению с технической фазой развития цивилизации. На самом деле всё обстоит с точностью до наоборот. Приблизительно до XV-XVII века жизнь европейских стран и России мало чем принципиально отличалась от древнеримской, греческой или даже шумерской. Те же лошади и паруса в виде транспорта, колющее-режущее оружие, средства связи, уровень научных знаний, энергетические источники... Однако, именно это постоянство базового инструментария цивилизованной жизни привело к его своеобразному совершенству и органическому единству с основами культуры. Обращаясь к мельчайшим сторонам традиционного русского быта можно поражаться тому единству формы и содержания, которым он обладал. В этом отношении наш современный быт выглядит гораздо менее совершенным, мы находимся лишь в самом начале выработки тех инструментов культуры, которые предоставило нам бурное развитие технологий.

Одним из лейтмотивов современного быта является неослабевающий дефицит времени. На техническом уровне он подпитывается соревнованием транспортных средств и линий коммуникации. Многие убеждены, что увеличение скорости передвижения и эффективность связи помогают разрешать какие-то проблемы. Правда, до конца проблемы всё равно не исчезают, ибо их разрешение изначально расположено в иной плоскости. Человеческие дела, – личные ли, экономические, политические, – зависят не столько от физических показателей, сколько от психофизиологии. А она за несколько столетий, истекших с начала научно-технической революции, не претерпела серьёзных изменений. Вот почему традиционный уклад был нацелен не на количественные, внешние показатели, а на внутренний мир человека, качество его повседневного существования.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:31 21.12.2008
В доиндустриальной России никто не гонялся за скоростью. Люди вели себя так, будто полностью овладели ей и, возможно, были гораздо ближе к истине. Путешествия сокращались или удлинялись в зависимости от характера дела или желания путешественников. Отправляясь куда-нибудь на несколько дней или даже месяцев, они рассматривали время, проведённое в дороге не как досужее, потраченное впустую или наполовину, тщательно выверяя маршрут, не смущаясь делать продолжительные остановки около святынь или других, представляющих интерес, объектов.

Ярким примером служит царский путь богомолья из Москвы до Соловков, в котором первые Романовы проводили несколько месяцев. Богомолье пролегало через крупнейшие монастыри и города, хотя, варьируясь год от года, включало за определённый период все более менее значимые пункты, располагавшиеся на трассе. Паломничество сочеталось с решением местных, региональных проблем, текущими делами. Вместе с царским поездом передвигалась канцелярия, туда прибывали гонцы и послы. Передвижная резиденция превращала даже самую маленькую ставку в столицу, потому что столица – не город, а полнота власти.

Удобства во время санных поездок превращали полость, в которой находился пассажир в мини-салон: «Сани выстилаются внутри медведем, у богатых – белым, у других – чёрным. О коврах – не спрашивай!» – делился своими впечатлениями поляк Маскевич, посещавший Россию в качестве агрессора, в далеко не лучший период её истории.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:31 21.12.2008
Уметь радоваться, уметь скорбеть

Технолого-экономический взрыв лишил многие стороны жизни современного человека отточенного совершенства традиции, в чём-то низведя до нового варварства. Взять хотя бы бракосочетание. Этот момент относится к числу объективно-инициатических, реально переводит жениха и невесту на более высокий социальный уровень, меняет психосоматику. Происходит тончайшая перенастройка организмов, неразрывно взаимосвязанная с психикой брачующихся. И если в современном обществе эти процессы протекают по большей части спонтанно, либо руководствуясь тем, что в перерыве между любовными переживаниями молодые люди успели почерпнуть из популярной литературы, то в прежние времена все стадии свадебного цикла, длившегося несколько дней, были чётко определены.

Сценарная канва способствовала постепенному усвоению брачующимися новых ролей, предупреждая и минимизируя возможные психологические травмы. Всё было продумано: от одежды, до обстановки и угощений. Если обратиться к «Чину свадебному» середины XVI века, ориентированному, в целом, на преуспевающий слой, то мы увидим в свадебном антураже не пускание пыли в глаза, не желание поразить во что бы то ни стало, а скрупулёзно продуманную инструкцию, которая учитывает меняющийся по ходу действа эмоциональный фон. Так, угощение начинаясь с пригубливания вина и калачей, постепенно включало пироги и сыры. Кульминацией была подача лебедя (символа мудрости) после венчания, которого должен был разделывать жених самолично. Символизм угощений дополнительно высвечивал оттенки свадебного таинства.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:32 21.12.2008
Праздники и ритуалы – область, где современная культура не достигла и сотой доли эффективности традиционной. Слом прежней религиозности лишил праздники идейной базы, универсально охватывающей существо человека. Пройдёт не одна сотня лет, прежде, чем сформируется праздничная культура технологической цивилизации.

Современные люди так кичащиеся своими достижениями в области равенства и политических свобод, лишены целого набора качеств личного бытия, которые обязательно присутствовали в традиционном укладе. Самое опасное, в прямом смысле (т. к. это опасно для здоровья) – современная мораль накладывает строгое табу на проявление негативных чувств. Открытое выражение гнева, скорби, печали считается неприличным, тем более никто не учит как правильно это делать. Между тем, как минимум половина эмоций, которые ежедневно испытывает человек негативно окрашены и сколько их не маскируй – реализовывать всё равно придётся.

Так, универсальным способом разрядки эмоционального и физиологического напряжения является плач. Смех, поощряемый современной культурой заменяет его лишь частично, поскольку у смеющегося человека (если только это не специальная практика ритуального смеха) расслабляется гораздо меньше мышц, чем у плачущего. Никакой продолжительный траур не в силах уменьшить скорбь, если он не сопровождается продолжительными и глубокими рыданиями. Для переживающего утрату (близких, любви, надежд) плач является чуть ли не единственным способом прийти в успокоенное состояние, расслабиться, чтобы восстановить энергию. В традиционной русской культуре плач был абсолютно легитимизирован и предусмотрен во многих случаях жизни, даже там, где должна преобладать радость и положительный настрой (например, во время церковных служб или свадьбы), что уж говорить о похоронно-поминальном цикле, где большое место отведено причитаниям. Некоторые северорусские причеты рассчитаны на многочасовое исполнение и изначально они должны были произносится не специально нанятыми плакальщицами (это искажение традиции), а самими близкими женщинами покойного.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
14:33 21.12.2008
Ритмика причетов построена таким образом, чтобы соответствовать всхлипываниям и удобно для организма структурировать дыхание. Пульсация плача зарождается внизу живота, поднимаясь к грудной клетке и горлу, а затем высвобождается вместе со звуками. Слова причета проговариваются на выдохе и это совершенно невозможно, если сдерживать дыхание. У людей, пытающихся скрыть свою скорбь блокированы челюсти и горло. Причитание поневоле снимает эти напряжения, высвобождая грудную клетку, облегчая дыхание. Свобода в выражении негатива – главное объяснение мизерной доли сердечных и раковых заболеваний в средние века.

Роман Багдасаров
http://www.win.ru/civil/865.phtml?PHPSESSID=8cf...

Ещё раз ссылка к док.фильму о гибели Византийской империи.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080212120041
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Kref
Kref


Сообщений: 38411
15:39 22.12.2008
А красиво описано! Уютненько так...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  КИН
КИН


Сообщений: 119429
15:52 22.12.2008
Неплохо.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 8
    Пользователи:
    Другие форумы
    Византия: империя комфорта
    Byzantium: The Empire of comfort. We often hear, as if religion Protestantism orients man on business activity and well-being, ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия