> > Колитесь Мгели что там грузинские сказочники в 4 веке раскопали. Я до сих пор считал что самое древнее у грузин это «Мученичество Шушаник» 5 века, найденное в 1888 году прямо к открытию церковно-археологического музея в Тбилиси – редкая удача найти такой подарок к открытию музея. quoted1
я тут с вами про отделные произвидения дискутироват не собираюсь
странно однако вы вроде кое что знаете а пропускайте целые эпохи с лёгкостю
прошлый раз например когда вы всем про историю грузии лапшу на уши вешали, вы перепрыгнули эпоху от царя давида 4-го (величайшего в истории грузии) до царицы тамар
а сейчас говорите что не было ни шио мгвимели (6 в) ни иоане сабанисдзе (8век) ни езра , иоане зосиме,иоане конкосисдзе, куданаи, микаел модрекили, иоане мтбевари, гиорги мерчуле, (10век), ни езра атонели, сумбат давитисдзе, епрем мцире, леонти мровели,антон тбели(11век) ..... а руставели оказывается с персицкого переводил, вот чёта я про оригинал не знаю ничего
а грузинская писменность сама собой прошла 3 стадии развитиа Асомтаврули, Нусха-хуцури и Мхедрули
ну думаю я знаю вчем причина вашего склероза
а втом что великая руская нация ничего подобного представить не сможет
> Вот уж что, а хвастаться грузины умеют – первый раз грузинская письменность возникла в 3 веке до н.э., во второй раз армяне им напомнили о ней в 5 веке нашей эры, при чем кой чего пришлось на камешках накарябать что бы не было провалов в памяти длинной в 800 лет, грузины учили свою письменность еще 700 лет и только в 12 веке кой чего перевели с персидского, потом снова амнезия до 17 века и снова переводы с персидского. > quoted1
Из вашего повествования не все усматривается, но знаю одно: армяне любят работать с камнем - это их хлеб (бизнес, короче). Он включает в себя и памятники, как вид ритуальных услуг. Кстати, \"каменным\" ремеслом армяне не просто хвастаются, а гордятся. Так вот, мне представляется, что у упомянутых вами \"накарябанных камешках\" был заказчик - потомкам оставить. Не могли бы прояснить?
> > Из вашего повествования не все усматривается, но знаю одно: армяне любят работать с камнем - это их хлеб (бизнес, короче). Он включает в себя и памятники, как вид ритуальных услуг. Кстати, \"каменным\" ремеслом армяне не просто хвастаются, а гордятся. Так вот, мне представляется, что у упомянутых вами \"накарябанных камешках\" был заказчик - потомкам оставить. Не могли бы прояснить? quoted1
да особенно в одном армяне мастера: вынимать камни с грузинской надписью из стен церквей и всавлять на их место камни с армянскими надписями
ещё иля чавчавадзе писал об этом в \"мольбе камней\"
> > Из вашего повествования не все усматривается, но знаю одно: армяне любят работать с камнем - это их хлеб (бизнес, короче). Он включает в себя и памятники, как вид ритуальных услуг. Кстати, \"каменным\" ремеслом армяне не просто хвастаются, а гордятся. Так вот, мне представляется, что у упомянутых вами \"накарябанных камешках\" был заказчик - потомкам оставить. Не могли бы прояснить? quoted1
Все проще. Первые обнаруженные надписи на армянском и грузинском Асомтаврули (он же Мргловани) выполнены резчиками по камню в 5 веке нашей эры. Начертания букв у тех и других практически однотипны, хотя за основу алфавита взяты разные источники - у армян греко-сирийское, у грузин греческое письмо. Автором армянской письменности признан Месроп Маштоц и существует гипотеза что грузинский Асомтаврули создал ну если не сам Маштоц, то кто нибудь из его последователей. Но так как грузины в исследования своей письменности уносятся все дальше и дальше в прошлое, то и получается, что армянский алфавит Маштоц срисовал с грузинского.
> да особенно в одном армяне мастера: > вынимать камни с грузинской надписью из стен церквей и всавлять на их место камни с армянскими надписями > ещё иля чавчавадзе писал об этом в \"мольбе камней\" quoted1
Ну, если быть точным, то в \"вопиющих камнях\". Читал как-то, сплошное нытьё гордого князя о нелюбви дремучих армян к цивилизованным грузинам, ну и вообще о самой униженной нации в мире. Особенно прикольно, если учесть, что сам князь получал образование в ...Санкт-Петербурге.
Никогда не сравнивала грузинские и армянские буквы, хотя видела, а по-грузински так вообще писать могу. Был бы сигнал устойчивый, поискать армянское письмо, но увы... Никто не сбросит хоть кусочек на армянском? Очень стало интересно.
> Никогда не сравнивала грузинские и армянские буквы, хотя видела, а по-грузински так вообще писать могу. Был бы сигнал устойчивый, поискать армянское письмо, но увы... Никто не сбросит хоть кусочек на армянском? Очень стало интересно. quoted1
>Никогда не сравнивала грузинские и армянские буквы, хотя видела, а по-грузински так вообще писать могу. Был бы сигнал устойчивый, поискать армянское письмо, но увы... Никто не сбросит хоть кусочек на армянском? Очень стало интересно.
Сходства не найдете. Грузины в отличие от армян несколько раз меняли свой алфавит.
Начертания армянских, древних и современных грузинских алфавитов можете посмотреть здесь.
> > по вашеи логике получается так: > вспомнили грузины лет через 800 что у них есть писменност ... > и решили поменять > и поменяли с АсомТаврули(мргвловани) на нусха-хуцури.. > да и пару переводов сделали с персицкого > и опять забыли
> потом лет через 500 опять вспомнили > и опять поменяли на мхедрули > логика у вас ... ..железная quoted1
Рад что у вас Мгели хорошее настроение от моей писанины. Оставлю исследование метаморфоз вашей письменности вашим историкам-сказочникам. Повторю что оригинальных сюжетов у грузин не было до конца 18 века. Все грузинские писатели что вы перечисляли либо переводили на грузинский священное писание находясь где ни будь на Афоне, либо в персидском стиле ваяли панегирики своим царям.
>Рад что у вас Мгели хорошее настроение от моей писанины. Оставлю исследование метаморфоз вашей письменности вашим историкам-сказочникам.
однако у этих сказочников доводы стоят куда ближе к логике чем у вас например о том как развивалась грузинская писменность соображения очень логичны, можно сказать даже баналны да по мере потребности шрифтов.
первый шрифт Асомтаврули был больше преспособлен к вырезке на камни Нусха-Хузури (монашеский груз.) исползовали соответствено монахи а мхедрули (воинский груз.) образовался при широком распостранении в светском обшестве
так что если кто тут бред несёт это извините вы
да и с образованием писменности дела обстоят просто в мире сушествуют 14 живых писменностей и примерно столько же мёртвых закономерность их происхождения однa развиваласъ цивилизация и появлялась потребность в писменности появлялась и писменность
имели место обратные процесы писменность терялась так например не многие знают что не два(армяне и грузины) а три народа на територии ссср имели собственную писменность третим были албанцы на територии сегодевшего азербайджана но из за нашествии турков они потеряли не только христянство но и писменность а их язык стал скорее турецким диалектом нежели кавказским языком
>Повторю что оригинальных сюжетов у грузин не было до конца 18 века. Все грузинские писатели что вы перечисляли либо переводили на грузинский священное писание находясь где ни будь на Афоне, либо в персидском стиле ваяли панегирики своим царям.
опять продолжаете лапшу нам на уши вешать начнем по порядку: иоане сабанисдзе (8век) описывает мученъе святого або и эта история сама оригинальность по своей сути дело в том что тогда восточная грузия была под арабами которые пытались исламизировать грузию и в это бремя араб або принимает христянство да ещё и не отекается от неё несмотря пыток и погибает мученческой смертью
иоане зосиме (Х век) и её произвидение \"qебаи да дидебаи qарТулиса енисаи\" то есть хвала и воспевание грузинскому языку по вашему наверное из библии списал
или жизнь григола ханзТели правда и это произвидение агиографическое но сохранение христянства в те времена означало для грузии сохранения самобытности (вспомним ещё раз про кавказких албанцев)
амирандареджаниани от мосе хонели основывается на древнейшую грузинскую сказку про амирани хотя значительно отличается от неё. кстате на эту сказку основывается и известный миф про промефея.
и еще не могу не сказать пару слов о витязе в тигровой шкуре хуго хуперт например считал эту поему величайшим шедевром мировой литературы всех времён вы конечно имеете право быть крайне протвоположенного мнения. я не филолог но тот факт что поэма переведина на множество языков говорит о многом.
Mgeli2001, с одной стороны, христианство помогло сохранить самобытность картли-кахетинцев (или говорить о Колхиде?), с другой стороны, христианство реакционно, и уничтожает все \"языческое\"? Нет худа без добра,да? То, что албанцы, бывшие христиане, - для меня открытие, честно.