Форум группы Будущее

Log in | Registration
Next page →Go to the last message

О Данииле Андрееве, русской традиции и небесной Руси

IVK
35 289 12:08 24.02.2021
   Thread rating +3
  IVK
IVK


Messages: 2391
В какой мере воззрения Даниила Андреева вытекают из ранее существовавших русских представлений о мире? Иначе говоря, развивал ли автор «Розы Мира» русскую традицию или же без опоры на неё создал нечто вовсе новое? Попробую рассмотреть хотя бы одну из сторон этого вопроса, а именно: стыкуется ли с русской традицией данное Андреевым описание небесной Руси?

То, что земная Русь находится под покровительством Руси небесной, — вплоть до распространения атеизма считалось само собой разумеющимся. Но небесный Синклит России, демиург Яросвет, Соборная Душа Навна превращают небесную Русь в хорошо организованную силу, целенаправленно руководящую всем развитием русской цивилизации. До Андреева никто не говорил о подобном с такой определённостью. А менее определённо? Может быть, наши предки были склонны считать небесную Русь такой организованной силой, но просто не могли уверенно разглядеть Яросвета, Навну и Синклит? Если так, то Андреев всего лишь ясно поведал о том, что до него виделось более смутно. Иначе говоря — образами демиурга, Соборной Души, Синклита Андреев заполнил имевшиеся в русской традиции пустоты — что отнюдь не означает конфликта с ней.
На мой взгляд, так оно и есть. Причём это гораздо очевиднее, если рассматривать русское мировоззрение в том виде, в каком то пребывало до утверждения самодержавия. Именно тогда оно сравнительно близко подходило к осознанию существования и Синклита, и демиурга, и Соборной Души.

Начнём с Яросвета.
Конечно, чёткое представление о небесном вожде, направляющем развитие русской цивилизации, в домонгольской Руси отсутствовало — но большой шаг к нему был совершён. Имею в виду культ самых первых русских святых — братьев Бориса и Глеба.
Суть в следующем. С XI века на Руси вся власть (главное — контроль над всеми вооружёнными силами) была сосредоточена в руках княжеского рода, а потому от его единства в громадной степени зависело благополучие страны. Иначе говоря, нормальные личные отношения между князьями были залогом благополучия страны. А отношения эти строились на принципе «старшие заботятся о младших, младшие слушаются старших». Борис и Глеб являлись олицетворением этого принципа, поскольку предпочли принять смерть от старшего брата, нежели выступить против него. Считалось, что святые братья с небес помогают тем князьям, которые следуют их примеру, — и карают тех, кто уклоняется на путь Святополка Окаянного.
Фактически получалось, что именно Борис и Глеб с небес управляют Русью, поддерживая отношения внутри княжеского рода в должном состоянии и благодаря этому обеспечивая относительный мир на Руси. В таком смысле образ Бориса и Глеба — как бы отражение образа Яросвета. Люди верили, что есть на небесах кто-то, незримо руководящий Русью. Чего не хватало, чтобы разглядеть самого демиурга? Прежде всего — идеи развития страны. Средневековое общество, как известно, было ориентировано на сохранение того, что есть, на стабильность, вот её князья и поддерживали, и борисоглебский культ служил ей, был нацелен на подержание мира.
Но чем надёжнее обеспечена безопасность страны, тем больше внимание переключается с этой задачи на всестороннее развитие — и когда мысли людей по-настоящему сосредоточатся именно на этом, тогда уже можно будет над Борисом и Глебом различить самого демиурга. К тому дело и шло. Борисоглебский культ — ступень, с которой можно было в перспективе подняться к пониманию Яросвета.

Теперь о русском Синклите.
Некоторым подобием представления о нём являлась совокупность культов русских святых. Считалось, что люди, праведно прошедшие земной путь, и из мира иного помогают людям — и всей Руси. Сходство о описанным в «Розе Мира» Синклитом очевидно. Но есть и существенные отличия. Синклит — организованная сила, целенаправленно поддерживающая на Руси добро против зла, а русские святые всё-таки не воспринимались столь определённо как такая небесная дружина, опекающая именно Русь. И притом в Синклит лучшие люди Руси попадают разными путями (не обязательно путём христианской святости) и кто в него действительно войдёт — решается на небесах. А к лику святых человека причисляет церковь, находящаяся всё-таки в земном мире, причём решение о канонизации принимается на основании церковных правил, которые едва ли можно полностью отождествить с предполагаемыми правилами приёма в Синклит. А значит, не может быть и речи о полном соответствии действительного состава тогдашнего русского Синклита тогдашнему списку русских святых.
Но хотя бы частичное соответствие, несомненно, было (едва ли можно предположить, к примеру, что Сергий Радонежский или Феодосий Печерский не были допущены в Синклит). Так что учреждённый в XVI веке праздник в честь всех святых, в земле Русской просиявших, в определённом смысле можно рассматривать как праздник Синклита России.
А дальше — то же, о чём говорилось выше, в случае с Яросветом. Всестороннее развитие страны естественно вело и к осознанию того, что истинное служение Богу и Руси возможно отнюдь не только на религиозной стезе, что великие поэты или художники могут занять в небесной Руси не менее высокое место, чем христианские подвижники, а следовательно, русские святые — лишь часть небесных защитников Руси. И тогда уже можно разглядеть и сам Синклит, состоящий из людей, в земной жизни творивших добро совершенно разными способами, в том числе не замечаемыми церковью. Вот так от Собора всех святых можно было выйти к осознанию Синклита России.

И о Навне.
К осознанию реальности русской Соборной Души ближе всего подошли, несомненно, новгородцы. Культ святой Софии, игравший колоссальную роль в Новгороде, не сводится к почитанию Софии Премудрости Божьей или новгородского собора в её честь. София Премудрость Божья — понятие вселенское, её невозможно по-настоящему привязать к Новгороду, а храм как таковой — просто сооружение. Тогда как в сознании новгородцев София — воистину богиня, оберегающая их город. Вот хотя бы для наглядности такая легенда об Иване Гостевом сыне.... Тут София, можно сказать, выступает как Соборная Душа Новгорода.
Но точно ли только Новгорода? Да, существуй подобные поверья в каком-то ином городе, они имели бы лишь локальное значение. Однако Новгородская земля — изначальная Русь, там сохранялись многие исконные, ещё языческие общерусские представления. Иначе говоря, София Новгородская — отображение самой русской Соборной Души. Разумеется, отображение неточное. Привязка её, с одной стороны, к единственному городу, а с другой — к вселенской Софии, искажает картину; всё-таки Навна должна быть связана именно с Русью — и со всей Русью. Картина та же, что и с Яросветом и с Синклитом: новгородский культ Софии — это не прямое почитание Навны, но нечто, подводящее к тому. Если бы новгородские порядки распространились (в адаптированном виде, конечно) на всю Русь, то культ Новгородской Софии послужил бы ступенью к осознанию существования Соборной Души Руси — Навны.

Такая складывалась ситуация. И Яросвет, и Навна, и Синклит уже маячили перед взором земного русского народа, но ещё нечётко, Русь не дозрела до их настоящего осознания. Чтобы то произошло, требовался сдвиг в сторону большей свободы мысли, для чего нужна большая свобода самой жизни, смягчение государственной иерархии. В реальности после монгольского нашествия сдвиг произошёл в противоположную сторону — к ужесточению власти, становлению самодержавия. В результате образы Яросвета, Навны, Синклита не только не прояснялись, а наоборот — всё более затуманивались, уходили от взора земных людей.
Культ Новгородской Софии утратил даже местное значение с падением независимости Новгорода — ни о каком развитии и распространении на всю Русь уже и речи идти не могло. Культ Бориса и Глеба тоже потерял силу, поскольку внушаемая им идея братства князей не ко двору при самодержавии. И с Синклитом нечто подобное; постепенное угасание (связанное с никонианской реформой, а если глубже смотреть — опять же с укреплением самодержавия) праздника всех русских святых— как бы показатель выпадения Синклита из поля зрения народа.
Сама идея небесной Руси как организованной силы, ведущей за собой Русь земную, не стыковалась с самодержавием, глава которого находится именно в земном мире. Царь возводился на роль главы всей Руси — земной и небесной; это прямо не декларировалось, но фактически царская власть старалась, насколько то вообще возможно, подчинить себе и Русь небесную. В сущности, образ царя-батюшки заслонил Яросвета, а заодно и Навну и Синклит. Земная русская иерархия — весомая, грубая, зримая, — задвигала в тень иерархию небесную.

Получается, Даниил Андреев, принеся в земной мир образы Яросвета, Навны, Синклита, продолжал скорее ту русскую традицию, которая существовала до утверждения самодержавия, чем более позднюю.
Link Complain Quote  
  Mihail Rybakov
56553


Messages: 299
12:58 24.02.2021
Статья мне очень нравится! Здорово!

ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> Но хотя бы частичное соответствие, несомненно, было (едва ли можно предположить, к примеру, что Сергий Радонежский или Феодосий Печерский не были допущены в Синклит).
quoted1


Про Сергея Радонежского и Феодосия Печёрского Андреев написал.

«За всё время существования русского затомиса через него в Синклит Мира поднялось несколько десятков человек, из которых мне известны следующие имена: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Антоний и Феодосии Печёрские, летописец Нестор, дружинник Сергий — автор „Слова о полку Игореве“, Александр Невский, Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Нил Сорский, Ломоносов, Александр Благословенный, Амвросий Оптинский, Серафим Саровский.»

У Андреева очень много про Синклит — и конкретные имена людей известных и про людей неизвестных из разных сословий.

Плюс про многих людей подробнее их судьба посмертная, кто перед Синклитом сначала попал в чистилища… что как я понимаю может указывать на меньшую однозначность положительности жизненного наследия этих людей:

«Очень немногие из имён тех, кто вступил в синклит после кратковременного пребывания в верхних чистилищах: Фет, Л. Андреев, Александр Блок, Шаляпин, Александр II, Константин Романов, академик Павлов.»

Про Блока у Андреева подробнее есть, целая глава «Падение вестника». Соответственно, к творческому наследию падшего вестника следует относится весьма аккуратно, не всё из этого полезно к изучению, я так понимаю.

И ещё много у Андреева вижу наводок на то каков мог бы быть улучшенный курс русской литературы, в том числе и в школе. На мой взгляд в него стоит включить и религиозных авторов, которых Андреев назвал в главе «Затомисы», включая Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Ну или это как отдельный предмет, «основы православной культуры» или что-то такое. На мой взгляд это не менее актуально чем изучение русской классики (особенно в части тех авторов которых Андреев не называет вестниками).
Link Complain Quote  
  Mihail Rybakov
56553


Messages: 299
13:16 24.02.2021
Про культ Софии — настоящее открытие для меня! Здорово как!
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
15:57 24.02.2021
Михаил Рыбаков (56553) писал (а) в ответ на post:
> Про культ Софии — настоящее открытие для меня! Здорово как!
quoted1
Меня чрезвычайно интересует первоначальное содержание этого культа. Для этого надо уяснить, в каких направлениях он трансформировался. Два направления совершенно очевидны:
1. В связи с христианизацией первоначальный языческий культ то ли обретал христианскую окраску, то ли маскировался под что-то христианское.
2. В связи с превращением Новгорода из центра Руси в периферию этот культ из общерусского становился локальным новгородским.
Следовательно, изначально на месте Новгородской Софии была общерусская богиня, с христианством не связанная. А это Навна - под тем или иным именем, более или менее соответствующая Навне реальной. Вот к чему выводит логика. Просто в этом направлении вроде никто ещё всерьёз не работал: всё-таки историки - сами по себе, а читатели Андреева - сами по себе.
Link Complain Quote  
  Seraphima
Seraphima


Messages: 253
09:51 27.02.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> Следовательно, изначально на месте Новгородской Софии была общерусская богиня, с христианством не связанная. А это Навна - под тем или иным именем,
quoted1

Наверное, можно сказать
"а это Соборная Душа русского народа под тем или иным именем"
Фактически так, думаю, будет точнее.
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
13:45 27.02.2021
Seraphima (Seraphima) писал (а) в ответ на post:
> Наверное, можно сказать
> "а это Соборная Душа русского народа под тем или иным именем"
> Фактически так, думаю, будет точнее.
quoted1
По-моему, это ничего не меняет, поскольку Навна - имя всё равно условное, а никакой альтернативы ему никто и не предлагает.
Link Complain Quote  
  Ptica-sinica
Ptica-sinica


Messages: 327
15:21 01.03.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> изначально на месте Новгородской Софии была общерусская богиня, с христианством не связанная. А это Навна - под тем или иным именем, более или менее соответствующая Навне реальной. Вот к чему выводит логика. Просто в этом направлении вроде никто ещё всерьёз не работал: всё-таки историки - сами по себе, а читатели Андреева - сами по себе.
quoted1

Надо же как интересно). А софиология, изложенная Владимиром Соловьевым , Сергеем Булгаковым, Флоренским - может быть как-то связана с соборной душой? Этих философов относят к русским космистам) - в теологической его части.
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
19:10 01.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Надо же как интересно). А софиология, изложенная Владимиром Соловьевым , Сергеем Булгаковым, Флоренским - может быть как-то связана с соборной душой? Этих философов относят к русским космистам) - в теологической его части.
quoted1
Культ Софии Премудрости с седой древности связан с культом Матери-Земли. И это логично. Почитание Земли неизбежно выводило к представлению о неком божестве, выражающем в себе само единство Земли, её идеальную сущность (у меня в «Полёте на Жругре» это — Соборная Душа Земли или, иначе, богиня Земля). Жить в согласии с этой богиней, понимать её — значит понимать весь мир, в котором мы живём, уметь действовать в нём оптимальным образом, то есть — обладать высшей мудростью. Думаю, именно по такой причине переплетаются идеи Матери-Земли и Премудрости: ясное понимание нашего мира как целого, его внутренних взаимосвязей, — это Премудрость и есть. Всё это и выразилось в культе Софии Премудрости Божьей — дохристианском по своей сути, но затем вписанном также в христианство. В средневековом Новгороде он выражался по-своему (там в основном — древние традиции, а не что-то личное и новое), у космистов — по-своему (тут уже больше индивидуальные размышления и озарения), но основа та же — стремление к познанию мира как целого, достижению гармонии с ним.
А какое отношение имеет к этому Навна? Вот такое
Навна ведь приручает Жругра отнюдь не только потому, что сама желает с его помощью защитить славян от внешних врагов. Одновременно она выполняет приказание Земли — та тоже давно мечтает, чтобы кто-нибудь приручил наконец Жругра и посредством его навёл в Восточной Европе хоть какой-то порядок; вот почему она так рада, когда Навна прилетела-таки к ней на послушном уже Жругре. Богиня Земля и Навна действуют в полном согласии между собой, отчего их образы могут в человеческом восприятии сливаться. И действительно слились в образе Новгородской Софии.
Это я в самом общем виде попробовал объяснить — как сумел; вообще весьма сложная тема.
Link Complain Quote  
  Seraphima
Seraphima


Messages: 253
23:05 08.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Надо же как интересно). А софиология, изложенная Владимиром Соловьевым , Сергеем Булгаковым, Флоренским - может быть как-то связана с соборной душой?
quoted1

Если говорить о Навне Андреева, то этот образ связан с Софией Соловьева очень сильно. Андреев много взял у Соловьева, в том числе образ Мировой Женственности.

Правда, Навну он наделил чертами женского божества, понятными людям родового сообщества.
А вот возможную её дочь - Звенту Свентану - уже связал с возникновением принципиально новой религии, в которой будет больше Любви и вообще иные моральные нормы отношений между людьми, между народами, иные принципы взаимодействия людей и природы (у Андреева Стихиалей).

ИВК о последней умалчивает ;)
Потому что боится, что её религия будет религией глобализации. На самом деле - просто мировой религией, объединяющий народы земли на принципах культурного взаимодействия.
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
00:17 09.03.2021
Seraphima (Seraphima) писал (а) в ответ на post:
> Правда, Навну он наделил чертами женского божества, понятными людям родового сообщества.
quoted1
Цитирую "Розу Мира":
Кто она, Навна? То, что объединяет русских в единую нацию; то, что зовет и тянет отдельные русские души ввысь и ввысь; то, что овевает искусство России неповторимым благоуханием; то, что надстоит над чистейшими и высочайшими женскими образами русских сказаний, литературы и музыки; то, что рождает в русских сердцах тоску о высоком, особенном, лишь России предназначенном долженствовании, - все это Навна. Соборность же ее заключается в том, что нечто от каждой русской души поднимается к Навне, входит в нее, оберегается в ней и сливается с ее собственным Я. Можно сказать и так: некоторого рода духо-энергия, имеющаяся у каждого человека, входящего в организм нации, пребывает в Навне.

Это, по-твоему, "божество с чертами, понятными людям родового сообщества"? Это Соборная Душа народа, а не нечто примитивное.

Seraphima (Seraphima) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


>
> ИВК о последней умалчивает ;)
> Потому что боится, что её религия будет религией глобализации.
quoted1
Нет, я умалчиваю о ней потому, что она в мою картину не вписывается. По Андрееву, Навна сидит в тюрьме и только готовится к настоящей жизни, которая наступит после освобождения из тюрьмы и будет связана с рождением Звенты-Свентаны. А я считаю, что Навна уже давным-давно полноценно живёт, ни в какой тюрьме отродясь не сидела и освобождаться ей неоткуда.
Link Complain Quote  
  Ptica-sinica
Ptica-sinica


Messages: 327
16:23 11.03.2021
Seraphima (Seraphima) писал (а) в ответ на post:
> Правда, Навну он наделил чертами женского божества, понятными людям родового сообщества.
> А вот возможную её дочь — Звенту Свентану — уже связал с возникновением принципиально новой религии, в которой будет больше Любви и вообще иные моральные нормы отношений между людьми, между народами, иные принципы взаимодействия людей и природы (у Андреева Стихиалей).
quoted1
Понятно, спасибо вам Серафима. А я-то гадала, почему сотрудники Фёдоровской библиотеки отнесли философа Соловьева к космистам. А там есть взаимосвязь.

ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> По Андрееву, Навна сидит в тюрьме и только готовится к настоящей жизни, которая наступит после освобождения из тюрьмы и будет связана с рождением Звенты-Свентаны.
quoted1

В этом вопросе я согласна с ИВК, что соборная душа русского народа вполне себе полноценно живет и развивается в сотрудничестве с государством (всех существовавших типов власти).
Дочь Навны, как светоч будущего — это прекрасно, это мечта и чаяние, мне не хотелось бы говорить о религиях — к ним меня отношение довольно своеобразное, особенно к их ритуальной части.
Я вижу некоторое сходство в понятиях «царствие небесное», «светлое будущее» и вот «Свентана, как будущая религия любви» - это все о будущем души и для души, да -а что сегодня, здесь и сейчас? Чем утешаться? Надеждой на благо в будущем для потомков? Есть здесь какая-то ошибка системная.
Liked: ИВК
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
21:29 11.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Дочь Навны, как светоч будущего — это прекрасно
quoted1
Прекрасно, если не воспринимать Звенту-Свентану как символ слияния всех народов в однообразную массу общечеловечества - а между тем такая ересь весьма распространена среди читателей Даниила Андреева

Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Я вижу некоторое сходство в понятиях «царствие небесное», «светлое будущее» и вот «Свентана, как будущая религия любви» - это все о будущем души и для души, да -а что сегодня, здесь и сейчас? Чем утешаться? Надеждой на благо в будущем для потомков? Есть здесь какая-то ошибка системная.
quoted1
У сторонников Розы Мира (и других подобных концепций) страшный перекос в сторону именно будущего, непонимание того, что будущее строится на прошлом и настоящем - и никак иначе . А чтобы такое непонимание преодолеть, нужно как минимум осознать, что прошлое и настоящее совсем не так плохи, чтобы их отбрасывать.
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
23:48 11.03.2021
А чтобы понимать, что наше прошлое и настоящее совсем не так плохи, как некоторым кажется, следует критичнее глядеть на себя самих и почаще задаваться вопросом: а мы вообще заслуживаем лучшего? К примеру, что касается именно нашего прошлого, то есть русской истории, то она по сравнению с историей других народов просто прекрасна, а если даже в ней много всякой грязи, так это за грехи наши (а кто осмелится сказать, что их мало?) - и обижаться не на что
Link Complain Quote  
  Ptica-sinica
Ptica-sinica


Messages: 327
11:32 12.03.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> если не воспринимать Звенту-Свентану как символ слияния всех народов в однообразную массу общечеловечества
quoted1

Это - "подводный камень" мечты), я имею в виду, что любое событие-идею хорошо бы рассматривать со всех сторон , диалектически, так сказать. "больше Любви и вообще иные моральные нормы отношений между людьми, между народами, иные принципы взаимодействия людей и природы", как я понимаю речь идет о любви (возлюби ближнего своего) и взаимопомощи, а не о конкуренции и взаимном уничтожении.
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> что наше прошлое и настоящее совсем не так плохи, как некоторым кажется, следует критичнее глядеть на себя самих и почаще задаваться вопросом: а мы вообще заслуживаем лучшего?
quoted1
Да, есть такое . Перекладывание ответственности с себя на то, что Навна сидит в темнице, и значит, "обездвижена" в своих действиях и надеждах. Вот появится у нее дочь , свободная и прекрасная, тогда-то мы и ..
Liked: ИВК
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2391
12:11 12.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Да, есть такое . Перекладывание ответственности с себя на то, что Навна сидит в темнице, и значит, "обездвижена" в своих действиях и надеждах. Вот появится у нее дочь , свободная и прекрасная, тогда-то мы и ..
quoted1
Да, перекладывание ответственности. Андреев увидел стену между русской Соборной Душой и русским народом - не выдумал, а именно увидел действительно существующую (хоть и обычным зрением не видимую) стену. Но принял её за стену тюрьмы, сооружённой сатанинскими силами, переложил ответственность на них, хотя на деле это стена непонимания между Навной и народом. Стена эта в той или иной мере преодолевается просвещением (в самом широком смысле, духовное просвещение тут важнее всего) народа, а вовсе не борьбой с якобы сатанинской государственностью - такая борьба ведёт только к развалу всего и вся, хаосу и, как следствие, ещё большему увеличению и упрочению стены между Навной и народом.
Сказанное не только к русскому народу относится; у других народов нечто подобное.
Link Complain Quote  
Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Внимание! В этом форуме модерация осуществляется группой Будущее. В случае нарушения правил сообщение будут оценивать модераторы ИВК

Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
О Данииле Андрееве, русской традиции и небесной Руси
.
© PolitForums.net 2021 | Our e-mail:
Mobile version