Форум группы Будущее

Log in | Registration
Go to the first message← Previous page

Русский космизм. Обсуждение.

  IVK
IVK


Messages: 2679
23:09 17.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Не через Новгород он ее провел почему-то
quoted1
Тут уж вопрос о том, где видеть первоначальную Русь Андреев видел её, судя по всему, в Киеве, а я - на Ильмене
Link Complain Quote  
  Ptica-sinica
Ptica-sinica


Messages: 343
15:38 18.03.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> Андреев видел её, судя по всему, в Киеве, а я — на Ильмене
quoted1
Там речь о Византии, я решила, что о том портале.


Поиск мой привел к тому, что связывает Софию именно с Софией Новгородской Павел Флоренский, в работе «Столпы и утверждение истины», диссертация,(10 глава София). Любопытно, что эту главу он изъял из диссертации при защите.

Во всех работах речь идет о православии, никаких языческих богинь не упоминается. Искали философы связь между Богом и людьми, как я поняла.
«Потому что не только Соловьев, но и Шеллинг говорил о том, что идеальный мир отпал от Бога, сопрягся с материей, и вот мир теперь находится в этом разобщенном, разрозненном состоянии, и наша задача — собрать его и привести к идеалу. Привести к Богу.» © Из «Столпов»:

«София есть Великий Корень целокупной твари [ср. πάσα ἡ κτίσις (Рим.8:22), т. е. все-целостная тварь, а не просто вся], которым тварь уходит во внутри-Троичную жизнь и через который она получает себе Жизнь Вечную от Единого Источника Жизни; София есть первозданное естество твари, 560творческая Любовь Божия, „которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам“ (Рим.5:5); поэтому-то истинным Я обоженного, „сердцем“ его является именно Любовь Божия, подобно как и Сущность Божества — внутри-Троичная Любовь. Ведь все — лишь постольку истинно существует, поскольку приобщается Божества-Любви, Источника бытия и истины. Если тварь отрывается от корня своего, то ее ждет неминуемая смерть: „Нашедший Меня, — говорит сама Премудрость, — нашел жизнь и получит благоволение от Господа; но согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть“ (Притч. 8:35−36).
В отношении к твари София есть Ангел-Хранитель твари, Идеальная личность мира. Образующий разум в отношении к твари, она — образуемое содержание Бога-Разума, „психическое содержание“ Его, вечно творимое Отцом через Сына и завершаемое в Духе Святом: Бог мыслит вещами. 561
Поэтому, существовать — это и значит быть мыслимым, быть памятуемым или, наконец, быть познаваемым Богом.»


«Но вернемся к вопросу о Софии.
Вечная Невеста Слова Божия, вне Его и независимо от Него она не имеет бытия и рассыпается в дробность идей о твари; в Нем же — получает творческую силу. Единая в Боге, она множественна в твари и тут воспринимается в своих конкретных явлениях как идеальная личность человека, как Ангел-Хранитель его, т. е. как проблеск вечного достоинства личности и как образ Божий в человеке.»

«икона Софии, если не по списку, то по составу, — одна из древнейших русских икон. Содержание этой заветной святыни Великого Новгорода таково: Центральною фигурою композиции является ангелообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волоса ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее — огненного цвета, за спиною — два большие огневидные крыла, на голове — золотой венец в виде зубчатой стены. В правой руке ее — золотой кадуцей, в левой — закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы — золотой нимб, над ушами — то́роки или „слухи“. Это и есть София. Она представлена сидящею на двойной мутаке, которая лежит на пышном золотом престоле о четырех ножках и подпираемом семью огневидными столпами. Ноги Софии покоятся на большом камне. Весь престол находится в золотой осьмиконечной звезде, расположенной на фоне голубых или зеленоватыхконцентрических колец, испещренных золотыми же звездочками. Иногда, впрочем, осьмиконечной звезды нет вовсе. По сторонам Софии, на отдельных подножиях, благоговейно предстоят: справа — Божия Матерь, слева — Иоанн Предтеча. Иногда (- например, на алтарной наружной стенописи Московского Успенского собора -) они, по аттракции атрибутов, тоже изображаются крылатыми. Оба они — в нимбах, но уже не золотых (по крайней мере — иногда), а зеленовато-голубых. Божия Матерь поддерживает руками (иногда же — имеет в лоне) как бы зеленоватую сферу со звездами, в которой находится Младенец-Спаситель, окруженный шестиугольною звездою. В левой руке Спаситель держит свиток, а правою делает ораторский жест, — то, что ранее принимали за именословное благословение.»
https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stol...
Liked: ИВК
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2679
16:08 18.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> Поиск мой привел к тому, что связывает Софию именно с Софией Новгородской Павел Флоренский
quoted1
Прямую связь между Софией Новгородской и Софией космистов найти очень сложно. Тут связь глубинная, и суть её, по-моему, в идее свободы - причём свободы для всех, не переходящей в хаос . В самом деле, в чём заключалось характернейшее отличие Новгородской земли от остальной средневековой Руси? В гораздо большей свободе, в смягчённости государственной власти. Вот что олицетворяла София для новгородцев. Когда (как то часто говорится в летописях) они выходили на войну, заявляя о готовности умереть за Святую Софию, то это означало, в сущности, готовность умереть, но свой свободный образ жизни отстоять. Вот и русские мыслители потом связывали с идеей Софии Премудрости мечту о разумно устроенном мире, в котором сочетаются свобода и порядок, - а не таком, где свобода тут же оборачивается хаосом, обуздать который можно лишь тиранией. Поддерживать мир и порядок с помощью разума, олицетворённого в Софии Премудрости, а не с помощью "железной руки", - вот общая идея для прежнего Новгорода и для космистов, по-моему.
Link Complain Quote  
  Ptica-sinica
Ptica-sinica


Messages: 343
17:33 18.03.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> Прямую связь между Софией Новгородской и Софией космистов найти очень сложно. Тут связь глубинная, и суть её, по-моему, в идее свободы - причём свободы для всех, не переходящей в хаос . В самом деле, в чём заключалось характернейшее отличие Новгородской земли от остальной средневековой Руси? В гораздо большей свободе, в смягчённости государственной власти.
quoted1

И в большом каменном храме, который был первым каменным и спасал от набегов врагов, вероятно)) , или просто не горел, был надежным.
А если перевести Софию на язык ученых-естественников , получится Ноосфера .
Не очень понятно, как оно соотносится с соборной душой русского народа. Хотя..
Liked: ИВК
Link Complain Quote  
  IVK
IVK


Messages: 2679
17:42 18.03.2021
Птица-синица (Птица-синица) писал (а) в ответ на post:
> А если перевести Софию на язык ученых-естественников , получится Ноосфера .
> Не очень понятно, как оно соотносится с соборной душой русского народа. Хотя..
quoted1
А тут опять то же: есть народ Навны - и есть народ Жругра. Если народ Навны таков, что у него свобода превращается в дикую анархию, то порядок наводит Жругр - и народ Навны как бы подмят народом Жругра. А вот если торжествует София Премудрость, если народ Навны сам разумно устраивает своё бытие, не нуждается в "железной руке" для поддержания порядка, то и Жругр уже не слишком нужен - разве что так, "для особых поручений и чрезвычайных ситуаций". Словом, тут Навна как Соборная Душа и София как олицетворение мудрости действуют рука об руку - и в сознании людей вполне могут сливаться.
Link Complain Quote  
  Mihail Rybakov
56553


Messages: 307
19:03 18.03.2021
ИВК (IVK) писал (а) в ответ на post:
> Тема космизма необъятна, но попробую выделить самую суть. На мой взгляд, суть в идее гармонии человечества (и отдельного человека) с родной планетой. А такая гармония предполагает понимание Земли как живого развивающегося организма, в котором человек — носитель разума — занимает очень важное место. Человек должен не подчиняться природе, но и не перекраивать её по собственному произволу; он должен разглядеть путь естественного развития Земли — и расчищать этот путь. Словом, нужен диалог между человечеством и Землёй, взаимопонимание. А необходимость такого диалога люди до сих пор осознают очень слабо, отсюда война с природой в самых разных формах (та же пандемия ковида — очередной пример взбучки, полученной зазнавшимся человечеством от природы).
quoted1




Есть даже и методика написанная довольно чётко.

> ********* (expand)
Link Complain Quote  
Go to the first message← Previous page

Return to the list of threads


Внимание! В этом форуме модерация осуществляется группой Будущее. В случае нарушения правил сообщение будут оценивать модераторы ИВК

Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Русский космизм. Обсуждение.. Тут уж вопрос о том, где видеть первоначальную Русь Андреев видел её, судя по всему, в Киеве, а ...
.
© PolitForums.net 2021 | Our e-mail:
Mobile version