Правила форума | ЧаВо | Группы

Внешняя политика России

Войти | Регистрация

Януш против Ивана: Великая битва в деревне, или У кого интернет лучше по дороге в «удобства»?

GNSO33
14 139 11:53 02.07.2025
   Рейтинг темы: +0
  GNSO33
Tygrys


Сообщений: 44292
На основе предоставленного, смертельно серьезного отчета, мы решили проверить, как на самом деле выглядит жизнь в деревне в Польше и в России. В левом углу ринга: Януш, 45 лет, новоиспеченный житель пригородной деревни, сбежавший из корпорации, чтобы «жить в гармонии с природой» (с ноутбуком на коленях). В правом углу: Иван, 45 лет, коренной житель русской деревни, который знает о природе все, особенно то, что она иногда пытается его съесть. Начинаем!


Януш против Ивана: Великая битва в деревне, или У кого интернет лучше по дороге в «удобства»?
На основе предоставленного, смертельно серьезного отчета, мы решили проверить, как на самом деле выглядит жизнь в деревне в Польше и в России. В левом углу ринга: Януш, 45 лет, новоиспеченный житель пригородной деревни, сбежавший из корпорации, чтобы «жить в гармонии с природой» (с ноутбуком на коленях). В правом углу: Иван, 45 лет, коренной житель русской деревни, который знает о природе все, особенно то, что она иногда пытается его съесть. Начинаем!

Раунд Война за трон и связь с миром
Инфраструктура у Януша: Януш только что получил СМС от своей умной, домашней системы очистки сточных вод о том, что пора проводить техосмотр. Это стоит целое состояние, но зато его газон — самый экологичный во всей гмине. В доме у него есть доступ к водопроводу (у 97,8% поляков он есть!), а его самая большая проблема — потянет ли оптоволоконный интернет со скоростью 1 Гбит/с последнюю игру сына и сериал на Netflix, который одновременно смотрит жена.

Инфраструктура у Ивана: У Ивана тоже есть доступ к воде. Иногда. Когда колодец не замерзает. Что касается канализации, Иван — традиционалист. Его «трон» — это солидная деревянная конструкция с вырезанным сердечком, обеспечивающая «полную вентиляцию» и «несравненную близость к природе». Примерно у 66% его сельских соотечественников дела обстоят так же. Интернет? Конечно! Иван берет свой USB-модем, прикрепляет его к длинной палке и залезает на самую высокую березу за сараем. Если ветер дует в нужную сторону, ему удастся скачать одно электронное письмо.

Вердикт: Януш побеждает в категории комфорта. Иван — в категории физической подготовки и морозоустойчивости.

Раунд Дизельный «Пассат» против автобуса-призрака
Транспорт у Януша: Польская деревня — это царство индивидуального автотранспорта. На 1000 жителей здесь приходится больше машин, чем во многих западных странах. Почему? Потому что последний автобус уехал отсюда в 2003 году. Теперь у каждой семьи должно быть как минимум две машины (желательно 15-летние «Пассаты»), чтобы доехать до работы, школы и врача. Эффект? Сельские дороги в час пик выглядят как парковка у супермаркета в субботу.

Транспорт у Ивана: У Ивана на 1000 жителей приходится значительно меньше машин. Владение собственным УАЗом — это символ статуса и доказательство наличия механических способностей, достойных инженера НАСА. Но не волнуйтесь, государство заботится о гражданах! В деревне Ивана есть прекрасная бетонная автобусная остановка. Правда, последний автобус здесь видели во времена, когда президентом был Ельцин, но формально общественный транспорт существует. По крайней мере, четыре раза в неделю. В теории.

Вердикт: Януш стоит в пробке, но доедет. У Ивана много времени на размышления в ожидании транспорта-призрака. Ничья с преимуществом в пользу автомехаников.

[Изображение переполненной сельской дороги в Польше]

Раунд Дом культуры против универсама
Свободное время у Януша: Польская деревня — это культурный центр! Дети Януша после школы бегут в сельский клуб (один из более чем 2400 в польских деревнях!) на кружок гончарного дела, занятия по робототехнике и мастер-классы по авангардному театру. Вечером сам Януш идет на встречу клуба для пенсионеров, хотя до пенсии ему еще далеко. В выходные вся деревня веселится на празднике, организованном местным домом культуры.

Свободное время у Ивана: Центр культурной жизни в деревне Ивана один: магазин. Здесь находятся почта, аптечный пункт, бар и важнейшее в мире информационное агентство. Главное культурное событие недели — привоз свежего хлеба. По вечерам интеллектуальная элита деревни собирается в магазине, чтобы вести оживленные дискуссии о превосходстве самогона из картошки над самогоном из свеклы.

Вердикт: У Януша организованный досуг. У Ивана — общественная жизнь, более органичная и... высокоградусная.

Раунд Злотый с «удалёнки» против рубля с земли
Экономика у Януша: Януш, работая удаленно на варшавскую компанию, зарабатывает почти столько же, сколько его коллеги в городе. Разница в доходах между городом и деревней в Польше постепенно стирается. Самая большая экономическая проблема Януша — это то, что цены на экологически чистую рукколу на местном рынке снова выросли, что может поставить под угрозу его планы по покупке третьей машины.

Экономика у Ивана: Разница в доходах между Москвой и деревней Ивана — как Большой каньон: ее видно из космоса. Иван считает, что месяц удался, если трактор завелся, картошка не сгнила, а за молоко заплатили вовремя. Его покупательная способность такова, что на минимальную продуктовую корзину он должен потратить более трети своих доходов.

Вердикт: Януш беспокоится о качестве жизни. Иван беспокоится о жизни. Уверенная победа злотого.

Финальная битва: Кто побеждает?
После четырех изнурительных раундов вердикт ясен. С точки зрения комфорта, инфраструктуры и доступа к благам, Януш из польской деревни побеждает техническим нокаутом. У него есть горячая вода, быстрый интернет и широкий выбор внеклассных занятий для своих детей.

Однако Иван завоевывает титул чемпиона в категории находчивости, психологической устойчивости и наличия историй, которые внуки Януша будут слушать с открытыми ртами на YouTube.

В конечном счете, обе деревни, польская и русская, показывают два разных пути развития. Одна становится спальным районом для городов, со всеми удобствами и проблемами среднего класса. Другая ведет героическую борьбу за выживание, где самая большая роскошь — это стабильная связь и исправный автобус. А настоящий победитель — это каждый, кому не нужно лезть на дерево, чтобы проверить прогноз погоды.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  baziliokot1
baziliokot1


Сообщений: 19707
12:08 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> Януш
quoted1

со своей кучей комплексов неполноценности ...пусть к психиатру обратиться
Ссылка Нарушение Цитировать  
  WillWin
WillWin


Сообщений: 1038
12:12 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> В конечном счете, обе деревни, польская и русская, показывают два разных пути развития. Одна становится спальным районом для городов, со всеми удобствами и проблемами среднего класса. Другая ведет героическую борьбу за выживание, где самая большая роскошь — это стабильная связь и исправный автобус.
quoted1

А вы давно были в пригороде крупного города в России? Какие то у вас совсем устаревшие представления, такое впечатление, уехали более 20 лет назад и думаете, что жизнь там остановилось. Скажу вам по секрету, что в например, в Подмосковье, а это расстояние более 100 км от Москвы найти населенный пункт где нет высокоскоростного интернета уже надо постараться, а что бы не было хотя бы мобильного интернета, что бы надо за ним залезать на березу, уже экзотика. Ради прикола поищите в интернете фото домов в Подмосковье, будете удивлены.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  GNSO33
Tygrys


Сообщений: 44292
12:27 02.07.2025
Сравнительный анализ доступности социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности Польши и РоссииВведение: Контекст и Масштаб — Сравнительная Призма для Сельских Территорий Польши и РоссииОбеспечение равного доступа к базовым услугам, таким как здравоохранение, образование, розничная торговля и качественные дороги, является краеугольным камнем национальной политики, направленной на экономическое развитие, социальную сплоченность и территориальное равенство. Сравнительный анализ инфраструктурного обеспечения сельских территорий Польши и России представляет собой не соревнование, а исследование двух различных стратегических подходов, сформированных под влиянием уникальных географических, демографических и исторических контекстов. Данный отчет ставит целью провести глубокий, основанный на данных анализ этих подходов, выявляя не только количественные показатели, но и лежащие в их основе политические философии и долгосрочные последствия.Фундаментальные асимметрии между двумя странами являются ключевым фактором, определяющим все последующие различия. География и демография создают совершенно разные условия для развития инфраструктуры. Польша, с территорией около 312 000 км² и плотностью населения примерно 122 человека на км², сталкивается с проблемами оптимизации уже существующей, относительно плотной сети. Россия, занимающая площадь около 17 100 000 км² с плотностью населения около 8.5 человека на км², решает задачи преодоления огромных расстояний и низкой концентрации населения.Эти различия усугубляются противоположными демографическими тенденциями. В Польше сельская местность, где проживает 40% населения, переживает процесс субурбанизации: она становится привлекательным местом для жизни, привлекая жителей городов, что подтверждается положительным сальдо миграции.1 В то же время многие сельские регионы России страдают от интенсивной депопуляции, что приводит к «инфраструктурному опустыниванию» и закрытию базовых учреждений.4 Таким образом, анализ инфраструктуры — это, по сути, анализ двух расходящихся траекторий: польской модели, ориентированной на обслуживание растущего или стабильного сельского населения, и российской модели, пытающейся адаптироваться к демографическому сжатию.Раздел 1. Доступ к Медицинскому Обслуживанию: Сравнительный Анализ Систем Здравоохранения на СелеДоступность качественной медицинской помощи является одним из наиболее чувствительных индикаторов уровня жизни на селе. Польша и Россия, обладая принципиально разной плотностью населения и организационной структурой, выработали кардинально отличающиеся модели сельского здравоохранения, которые отражают их национальные приоритеты и ограничения.1.1. Польская Модель: Плотность Сети и Вызовы ДоступностиСистема здравоохранения в сельской местности Польши основана на разветвленной сети амбулаторных учреждений, включающей поликлиники (przychodnie) и частные врачебные практики (praktyki lekarskie), большинство из которых работают в рамках Национального фонда здравоохранения (NFZ). По данным на 2024 год, на сельских территориях действовало 5 436 таких учреждений по сравнению с 21 829 в городах.6 Данные за 2022 год показывают схожую картину: 5 500 сельских учреждений против 20 600 городских.7 Эта статистика сразу указывает на количественное преобладание городской инфраструктуры, однако сама по себе сеть на селе остается достаточно плотной.В среднем по стране на одно амбулаторное учреждение в 2024 году приходилось 1 375 человек, что является улучшением по сравнению с 2022 годом (1 448 человек).6 Однако этот показатель сильно варьируется в зависимости от воеводства: от 1 158 человек в Подляском до 1 624 в Поморском воеводстве.6 Другие отчеты показывают, что плотность поликлиник на селе составляет около 3 на 10 000 жителей, в то время как в городах этот показатель достигает 6.5.8Ключевой проблемой для сельских жителей является физическое расстояние до медицинских учреждений. Среднее расстояние до ближайшего центра здоровья в польской деревне составляет 3.4 км, в то время как в городах — всего 800 метров. Более 30% сельских жителей проживают на расстоянии не менее 4 км от поликлиники, а для 13% это расстояние превышает 6 км.9 Эти цифры наглядно демонстрируют проблему «последней мили» в польском здравоохранении. В качестве современного ответа на этот вызов активно развивается телемедицина. В 2024 году на долю телеконсультаций пришлось 8.6% всех обращений в рамках первичной медико-санитарной помощи (POZ), что составило 16.1 млн консультаций.6Несмотря на общую привлекательность сельской жизни, наблюдаются и негативные тенденции. В период с 2015 по 2022 год количество поликлиник в сельской местности сократилось на 1.9%.1 Это свидетельствует о процессах консолидации и давлении на небольшие учреждения даже в рамках относительно плотной польской модели.1.2. Российская Модель: ФАПы как Основа и Проблема СокращенияОсновой сельского здравоохранения в России является система фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), укомплектованных не врачами, а средним медицинским персоналом — фельдшерами и акушерками. Это фундаментальное отличие от польской модели, где первичный прием, как правило, ведет врач.В 2018 году средний показатель по стране составлял 9.5 ФАПов на 10 000 сельского населения.10 Согласно официальным нормативам, один ФАП должен обслуживать от 300 до 700 человек.10 Однако фактическая средняя нагрузка в 2018 году составляла всего 228 человек, что подчеркивает необходимость таких пунктов в крайне малонаселенных районах.10 Штатное расписание ФАПов минимально: зачастую это один фельдшер и один санитар на населенный пункт с численностью до 900 жителей.11Критически важной тенденцией является закрытие ФАПов, вызванное депопуляцией. Этот процесс можно охарактеризовать как «демографическую смертельную спираль». Например, только в Омской области за полтора года было закрыто 18 ФАПов, поскольку численность населения в обслуживаемых ими деревнях упала ниже 100 человек — порога, при котором стационарный пункт считается необязательным.4 Это создает порочный круг: отток населения ведет к закрытию медучреждения, что, в свою очередь, делает территорию еще менее пригодной для жизни и ускоряет дальнейшую депопуляцию.Ответом государства на закрытие ФАПов становится не их восстановление, а переход на логистические решения: использование выездных мобильных бригад и, в экстренных случаях, санитарной авиации.4 Это означает стратегический отказ от модели стационарной инфраструктуры в пользу сервисной модели. Дополнительное давление на систему оказывает отвлечение медицинских кадров. За два года военных действий в Украине не менее 2 500 врачей были направлены на оккупированные территории, что негативно сказалось на качестве медицинской помощи внутри самой России.121.3. Сравнительные Выводы и Глубинные РазличияАнализ двух систем выявляет не просто количественные, а качественные, философские различия в подходах к организации сельского здравоохранения.Во-первых, это расходящиеся философии первичной помощи: врачебно-ориентированная против фельдшерско-ориентированной. Польша, благодаря своей плотности населения и развитой инфраструктуре, стремится обеспечить врачебную первичную помощь (POZ) в качестве стандарта даже в сельской местности.13 Российская модель, опирающаяся на фельдшеров в ФАПах 11, является прагматичной адаптацией к огромным масштабам и кадровым ограничениям. Это различие определяет качество и объем помощи на первом этапе контакта с системой. Польский пациент с большей вероятностью получит первичный диагноз от врача, в то время как российский пациент обращается к фельдшеру, чья основная задача — оказание базовой помощи, стабилизация состояния и направление к узкому специалисту. Это перекладывает на российского пациента значительно большее бремя, связанное с необходимостью поездок для получения любой помощи, выходящей за рамки базовой.Во-вторых, это разные модели инфраструктурного развития: уплотнение сети против логистической компенсации. Проблема Польши — это оптимизация существующей плотной сети. Задача состоит в сокращении среднего расстояния в 3.4 км 9 и предотвращении закрытия клиник.1 Решения носят инкрементальный характер, например, внедрение телемедицины.6 Проблема России — это преодоление огромных, пустых пространств. В условиях, когда ФАПы закрываются из-за депопуляции 4, государство во многих регионах отказывается от модели стационарных пунктов и заменяет ее логистической моделью выездных бригад. Это парадигмальный сдвиг от «доступа к месту» к «доступу через услугу» — системе, которая является гораздо более хрупкой и менее надежной для конечного пользователя.В-третьих, существует скрытая цена централизации. Закрытие российского ФАПа 4 или польской сельской поликлиники 1 — это не просто потеря здания. Это эрозия жизнеспособности местного сообщества. Все временные и финансовые издержки, связанные с поездками, полностью перекладываются на пациента, который часто является пожилым и менее мобильным. Официальный ответ российских властей о «визитах выездных бригад дважды в год» 4 является суровым признанием того, что рутинная, доступная первичная помощь заменяется спорадическими, нормированными контактами, что неизбежно приведет к ухудшению долгосрочных показателей здоровья населения.Таблица Ключевые показатели доступа к здравоохранению в сельской местности Польши и РоссииМетрикаПольшаРоссияИсточник(и)Осно вная единица сельского здравоохраненияПоликлиника / Врачебная практика (POZ)Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)6Ведущий медицинский специалистВрач общей практикиФельдшер / Акушерка11Учреждений на 10 000 сельского населения~3.09.5 (на 2018 г.)8Среднее расстояние до учреждения первичной помощи3.4 кмНет данных / Крайне вариативно9Ключевой тренд в политикеКонсолидация / ТелемедицинаЗакрытие / Переход к мобильным бригадам1Раздел 2. Инфраструктура Образования: Обеспечение Доступа к ШколамДоступ к качественному образованию является фундаментальным правом и ключевым фактором развития человеческого капитала. В сельской местности школа часто выполняет не только образовательную, но и важную социальную функцию, являясь центром местного сообщества. Подходы Польши и России к организации сельского школьного образования демонстрируют различные стратегии балансирования между доступностью, качеством и экономической эффективностью.2.1. Школьная Сеть в Сельской Местности Польши: Закон и РеальностьШкольная сеть Польши характеризуется значительным присутствием в сельской местности. В 2023/2024 учебном году в стране насчитывалось 14 000 начальных школ, из которых 8 100 (58%) были расположены в сельской местности. В этих сельских школах обучалось 1.1 млн учеников, что составляет 36% от общего числа школьников в стране.14Важной особенностью польских сельских школ является меньший размер классов. В среднем в сельской школе на один класс приходится 15 учеников, в то время как в городских школах этот показатель составляет 21 ученик.14 Это можно рассматривать как потенциальное качественное преимущество, обеспечивающее возможность более индивидуального подхода к обучению.Ключевым элементом, гарантирующим доступ к образованию, является четко прописанное в законодательстве обязательство по организации транспорта для учащихся. Согласно закону, муниципалитет (gmina) обязан предоставить бесплатный транспорт, если расстояние от дома до школы превышает 3 км для учеников младших классов (I–IV) или 4 км для учеников старших классов начальной школы.15 Это создает юридическое право на доступ. Муниципалитет должен либо организовать специальный транспорт, либо возместить расходы на проезд общественным транспортом.15 Эта норма является краеугольным камнем системы, обеспечивающей физическую доступность школ.2.2. Российский Подход: Программа "Школьный Автобус" как Стратегический ИнструментВ России сельские школы составляют большинство от общего числа школ в стране (по разным оценкам, от 64% до 70%) 17, однако в них обучается значительно меньшая доля учеников — около 28% детей школьного возраста.5 Средняя сельская школа в России намного меньше городской: 166 учеников против 700.5 За последние 20 лет сеть сельских школ в России сократилась почти вдвое, что связано с масштабными реформами и демографическими процессами.5Основным ответом государства на эту консолидацию стала федеральная программа «Школьный автобус». Ее заявленная цель — организация подвоза учащихся из сельской местности в более крупные, лучше оснащенные школы.19 Эта программа позиционируется как инструмент повышения качества образования и эффективности использования бюджетных средств, обеспечивающий равный доступ к образованию даже для жителей отдаленных районов.192.3. Сравнительный Анализ и Глубинные РазличияСравнение двух подходов выявляет фундаментальные различия в целях государственной политики.Во-первых, это расходящиеся цели политики: сохранение близости против управления консолидацией. Польское законодательство 15 направлено на решение проблемы «последней мили» для учеников в рамках относительно стабильной сети. Оно защищает принцип существования местной школы, делая транспорт обязательным только тогда, когда расстояние становится барьером. Российская программа «Школьный автобус» 19 служит другой цели. Это логистический инструмент, который способствует закрытию малых, «неэффективных» сельских школ и консолидации учеников в более крупных «опорных» школах. Одна политика направлена на поддержание распределенной сети, другая — на управление ее стратегическим сокращением и централизацией.Во-вторых, это разное понимание социальной роли школы. Сокращение школьной сети в России 5 имеет последствия, выходящие за рамки образования. В маленькой деревне школа часто является последним оставшимся общественным институтом и центром социальной жизни. Ее закрытие, которому способствует программа школьных автобусов, может стать последним ударом по социальной ткани деревни, ускоряя ту самую депопуляцию, с которой пытаются бороться власти. Польская модель, создавая правовую базу, которая косвенно поддерживает существование местных школ, помогает сохранить этот социальный якорь, даже если это не является ее основной целью.В-третьих, это дилемма «качество против доступа». Россия представляет свою политику консолидации как компромисс: жертвуя близостью ради более высокого качества образования в крупных школах.19 Однако этот подход упускает из виду издержки для ученика: более длительное время в пути, отрыв от местного сообщества и потенциальная переполненность в «опорных» школах. Польская модель с меньшими размерами классов в сельской местности 14 предполагает, что малые местные школы могут предлагать свои собственные качественные преимущества (например, больше индивидуального внимания), что ставит под сомнение российский нарратив о том, что «больше — всегда лучше».Таблица Сравнительная статистика сельского школьного образованияМетрикаПольшаРоссияИсточник(и )% начальных/общих школ в сельской местности~58%~64-70%14% всех учащихся в сельских школах~36%~28%5Средний размер сельской школы (учеников)Нет точных данных, но подразумевается меньший размер1665Средний размер класса в сельской школе15Нет данных14Основная политика обеспечения доступаОбязательный транспорт при расстоянии >3-4 кмФедеральная программа «Школьный автобус» для консолидации15Раздел 3. Транспортная Связность: Состояние и Доступность Дорожной СетиКачество и доступность дорожной сети являются основополагающим фактором, определяющим жизнеспособность сельских территорий. Дороги — это артерии, по которым движутся школьные автобусы, машины скорой помощи, осуществляется доставка товаров и обеспечивается мобильность населения. Состояние дорог напрямую влияет на эффективность всех остальных секторов инфраструктуры.3.1. Дорожная Инфраструктура Польши: Плотность и Проблема "Последней Мили"Польша обладает достаточно густой сетью дорог общего пользования, общая протяженность которой составляет почти 420 000 км.21 Плотность дорожной сети относительно высока, но неравномерна: наибольшие показатели наблюдаются в Силезии и Малопольше, а наименьшие — в Подляском воеводстве и на Вармии и Мазурах.23Несмотря на общую плотность, ключевой проблемой является доступность дорог с твердым покрытием для части сельского населения. Данные Главного управления статистики (GUS) показывают, что в некоторых регионах значительная доля сельских жителей проживает на расстоянии более 2 км от дороги, доступной круглый год.24 Наиболее острая ситуация сложилась в Бродницком повяте, где почти 50% сельского населения сталкивается с этой проблемой.24 На уровне воеводств больше всего затронуто Подляское, где более 10% сельских жителей живут «вдали от шоссе».24 Это создает серьезный барьер для мобильности и интеграции.Помимо проблемы доступа, остро стоит вопрос качества местных дорог (гминных и повятовых). Значительная часть этих дорог, составляющих основу сельской сети, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Муниципалитеты часто не имеют средств на их надлежащее обслуживание после строительства.27 По состоянию на 2020 год, более 107 000 км гминных дорог все еще не имели твердого покрытия (были грунтовыми).273.2. Вызовы Дорожной Сети России: Масштаб, Качество и "Нормативное Состояние"Дорожная сеть России огромна по своей протяженности, но ее плотность крайне низка. В 2019 году средний показатель составлял 64 км на 1000 км².29 Эта цифра сильно искажена высокой плотностью в Москве и Московской области 29 и падает почти до нуля в таких регионах, как Чукотский АО (1.2 км).30 Протяженность так называемой «опорной сети» составляет около 140 500 км.31Самым критическим показателем является состояние дорог местного значения. По данным на 2016 год, 43.1% из 912 200 км дорог местного значения в России не имели твердого покрытия.32 Это означает, что более 390 000 км местных дорог были грунтовыми, что представляет собой фундаментальный дефицит инфраструктуры.Правительство решает эту проблему в рамках национальных проектов, таких как «Безопасные качественные дороги», целью которых является приведение дорог в «нормативное состояние».33 Это «нормативное состояние» определяется стандартами ГОСТ, касающимися ровности и чистоты покрытия.363.3. Сравнительная Оценка и Глубинные РазличияСравнение дорожной инфраструктуры двух стран выявляет не просто количественные, а качественные различия в характере проблем.Во-первых, это качественное различие в понятии «плохая дорога». В обеих странах есть «плохие» сельские дороги. Однако в Польше проблема чаще всего заключается в плохом обслуживании уже существующих асфальтированных дорог (выбоины, трещины) или в наличии «последней мили» в виде грунтовой дороги.24 В России проблема носит более фундаментальный характер: это полное отсутствие твердого покрытия почти на половине сети дорог местного значения.32 Российская грунтовка, подверженная сезонной распутице или глубоким зимним снегам, представляет собой гораздо более абсолютный барьер для передвижения, чем польская асфальтовая дорога с выбоинами. Это качественное различие имеет огромные последствия для надежности работы школьных автобусов, скорой помощи и логистических цепочек.Во-вторых, инфраструктура дорог является предварительным условием для оказания других услуг. Состояние дорожной сети — это фактор, который определяет успех или провал всех остальных обсуждаемых услуг. Российская политика замены ФАПов на мобильные бригады 4 или местных школ на автобусные маршруты 19 полностью зависит от дорожной сети. Тот факт, что 43.1% местных дорог не имеют твердого покрытия 32, делает эти логистические решения по своей сути ненадежными, дорогостоящими, а иногда и просто невозможными. Более плотная и в большей степени асфальтированная сеть Польши делает ее сервисные модели более жизнеспособными, несмотря на их собственные проблемы. Дорога — это не просто инфраструктура; это кровеносная система, которая либо обеспечивает, либо парализует всю государственную политику в сельской местности.Таблица Сравнение дорожной инфраструктурыМетрикаПольшаРоссияИсточни к(и)Общая протяженность дорог общего пользования~420 000 км~1 500 000 км (на 2016 г.)22Плотность дорог (км на 100 км²)~87.6 (с твердым покрытием)~6.4 (в среднем по стране)29% местных/муниципальных дорог без твердого покрытия~42% (гминных дорог, 2020 г.)43.1% (местного значения, 2016 г.)27Ключевой вызовКачество покрытия / Доступ «последней мили»Отсутствие твердого покрытия / Огромные расстояния27Раздел 4. Доступ к Торговым Услугам: Ландшафт Сельской РозницыДоступ к магазинам, особенно продовольственным, является базовой потребностью и важным элементом качества жизни. Ландшафт розничной торговли в сельской местности Польши и России формируется под влиянием разных факторов: рыночной конкуренции и цифровизации в первом случае и географической детерминированности во втором.4.1. Розничная Торговля в Сельской Польше: Динамика Рынка и Роль E-commerceРозничный рынок Польши характеризуется стабильным общим числом магазинов, но со структурными изменениями: сокращается количество малых независимых магазинов на фоне роста дисконтных сетей и электронной коммерции.38 Крупнейшими категориями остаются продовольственные и смешанные магазины.38Значимой тенденцией является рост онлайн-торговли. В 2024 году 67.4% поляков в возрасте 16–74 лет совершали покупки через интернет.39 Однако здесь сохраняется и даже увеличивается разрыв между городом и селом: за последний год он вырос с 9.3 до 11.1 процентных пункта.39 Это показывает, что, хотя электронная коммерция и является решением, она не является одинаково доступной для всех.Хотя систематических данных о среднем расстоянии до магазинов мало, неофициальные данные с форумов свидетельствуют о том, что в сельской местности или небольших городах расстояние до супермаркета может составлять 5–10 км.40 Это делает наличие небольшого местного магазина критически важным для повседневных нужд.4.2. Обеспечение Товарами в Сельской России: Вызовы Расстояния и "Продовольственные Пустыни"Основной проблемой в России является физическое расстояние. Иллюстративные примеры из бизнес-планов показывают, что деревня с населением 1 500 человек может находиться в 20 км от ближайшего супермаркета.41 Это создает так называемые «продовольственные пустыни», где доступ к свежим, разнообразным и доступным по цене продуктам питания серьезно ограничен.В этом контексте небольшой местный магазин, если он существует, является не просто удобством, а жизненно важным объектом, особенно для немобильных групп населения (пожилых, людей без личного транспорта). Однако открытие и поддержание такого магазина сопряжено с огромными трудностями из-за сложной логистики и низкой плотности населения.В качестве возможной альтернативы чисто рыночным моделям, которые не работают в малонаселенных регионах России, можно рассмотреть опыт Беларуси. Система потребительской кооперации (Белкоопсоюз), где почти 70% магазинов расположены в сельской местности и многие из них обслуживают населенные пункты с численностью менее 200 человек 42, представляет собой модель с государственной поддержкой, которая могла бы обеспечить базовый доступ к товарам в отдаленных российских деревнях.4.3. Сравнительная Перспектива и Глубинные РазличияАнализ показывает, что доступ к розничной торговле в двух странах определяется разными доминирующими силами.Во-первых, это противопоставление рыночной динамики и географического детерминизма. В Польше доступ к розничной торговле в первую очередь формируется рыночными силами.38 Проблема заключается в экономической выживаемости малых магазинов в конкуренции с крупными сетями и в цифровом разрыве в сфере электронной коммерции.39 Политические решения могут включать субсидии для малого бизнеса или программы повышения цифровой грамотности. В России проблема носит более фундаментальный характер — это проблема географического детерминизма. Огромные расстояния и низкая плотность населения делают рыночную модель нежизнеспособной во многих районах.41 Проблема не только в том, что магазин нерентабелен, но и в том, что логистика непомерно дорога. Это говорит о том, что модель с государственной поддержкой или кооперативная модель 42 может быть единственным реальным способом обеспечить базовый доступ к розничной торговле в отдаленных российских деревнях.Во-вторых, электронная коммерция выступает как обоюдоострый меч. На первый взгляд, e-commerce кажется современным решением проблемы сельского доступа. В Польше она активно используется, но увеличивающийся разрыв между городом и селом 39 показывает, что она также может усугублять неравенство. Доступ к онлайн-торговле зависит от надежного интернета, цифровой грамотности и логистической сети, способной доставлять товары в отдаленные места — все эти компоненты слабее развиты в сельской местности. Для России, с ее огромными расстояниями и плохой дорожной сетью «последней мили» 32, широкое распространение электронной коммерции для доставки продуктов питания является еще более сложной задачей и, скорее всего, будет ограничено районами, близкими к логистическим узлам, оставляя самые отдаленные населенные пункты за бортом.Заключение: Синтез, Выводы и Два Национальных ПутиПроведенный сравнительный анализ доступности ключевых элементов инфраструктуры в сельской местности Польши и России выявляет два принципиально разных национальных подхода, сформированных под давлением уникальных географических, демографических и экономических реалий. Эти подходы можно определить как «польскую модель уплотнения и оптимизации» и «российскую модель логистической компенсации».Польская модель уплотнения и оптимизации характеризуется стратегией поддержания относительно плотной физической сети услуг (поликлиник, школ). Государство использует законодательные мандаты (например, обязательный школьный транспорт) и поощряет рыночные и технологические решения (электронная коммерция, телемедицина) для оптимизации доступа в рамках этой сети. Основные вызовы здесь — это управление региональными диспропорциями, борьба с рыночным давлением на малые учреждения и преодоление проблемы «последней мили» для части населения. Система направлена на улучшение и модернизацию существующей, в целом функциональной, инфраструктуры.Российская модель логистической компенсации, напротив, представляет собой стратегическое отступление от стационарной инфраструктуры в депопулирующих районах. Она основана на переходе к логистическим решениям (школьные автобусы, мобильные медицинские бригады) для компенсации огромных расстояний и демографического сжатия. Основные вызовы этой модели — преодоление фундаментального дефицита базовой инфраструктуры (дороги без твердого покрытия) и управление последствиями демографического упадка. Эта модель не столько улучшает существующую систему, сколько пытается заменить ее более гибкими, но менее надежными и стабильными сервисными решениями.В конечном счете, самым мощным фактором, формирующим сельскую инфраструктуру в обеих странах, является демография. Относительно стабильное и местами растущее сельское население Польши поддерживает ее модель уплотнения сети. Депопуляция сельских районов России является главным драйвером ее перехода к менее стабильной, логистической модели. Различные ответы на эти демографические тенденции определяют расходящиеся пути развития сельских территорий в двух странах, формируя совершенно разный опыт и качество жизни для их жителей.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бармалей
shuravi


Сообщений: 37392
12:30 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> Вердикт: Януш побеждает в категории комфорта. Иван — в категории физической подготовки и морозоустойчивости.
quoted1

Случаи они разные бывают! может возьмём Российскую деревню близ Москвы вроде деревни "Саларьево" в которую проложено метро? и есть одноимённая станция метро.

В России имеется тенденция - людей переселяют поближе к городам или как вариант на тот свет. Короче жить некомпактно - россыпью по всей Россеи признано нецелесообразным. Для нежелающих переезжать придумано добровольное СВО. Случайно родившихся деток сразу приучают к мобильности - везут с малой Родины в далёкую городскую школу автобусами прививая вкус к вахтовой взрослой жизни..
Возможно на месте незанятых пространств России предполагается устроить самый крупный в Мире заповедник живой природы...

Однако давайте вернёмся к сравнению - строится гигантская агломерация (и судя по всему это будет отдельная страна) называется пока невзрачно "ЦТУ" Центральный Транспортный Узел вокруг Москвы - включает 33 миллиона человек и наземное метро во все концы (МЦД) с утра и на работу в центр. Там уже другой тип благосостояния, комфорта и воспитания...

"А кто не спрятался я не виноват!" (то есть те кто не попал в эту замечательную страну размером с Польшу по населению или не оказался в крупном городе) - тому не позавидуешь! Но идея переселения озвучена и границы комфорта объявлены - кто не в ЦТУ тот выбрал экстрим... Жёсткая правда.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  GNSO33
Tygrys


Сообщений: 44292
12:44 02.07.2025
Бармалей (shuravi), Польская деревня против российской глуши: эпическая битва за достоинство и асфальт
В мире, где аналитики в стерильных офисах строчат отчёты, появился документ, сравнивающий польскую и российскую деревню. Начинание столь же амбициозное, как попытка сравнить дворовый турник с чёрной дырой. С одной стороны, у нас Польша: страна настолько компактная, что с горы Гевонт в хорошую погоду видно Балтийское море (по крайней мере, так утверждает каждый уважающий себя горец). Это край, где величайшая экзистенциальная драма — это выбор между тротуарной плиткой одного производителя и другого, а спор о прокладке муниципальной дороги способен разделить семьи на поколения.

С другой стороны — матушка Россия: бескрайняя земля, где компас теряет смысл, а на картах есть белые пятна с пометкой «Здесь, вероятно, медведи и отчаяние». Это место, где плотность населения настолько низка, что можно умереть от одиночества, имея соседа всего в ста километрах.

Итак, пристегнём ремни в нашем УАЗе (или, в польской версии, в Passat B5 на дизеле) и погрузимся в это противостояние двух философий сельской жизни: польской «оптимизации неудобств до абсурда» и российской «логистического управления бесконечной пустотой с помощью импровизации и фатализма».

Глава Здравоохранение – Семь минут ужаса или визит раз в пятилетку?
В Польше: Драма. Настоящая трагедия Софокла, разыгрываемая на подмостках сельской поликлиники. Среднее расстояние до врача — ЦЕЛЫХ 3,4 километра! Это дистанция, которая заставляет принять стратегическое решение: ехать на велосипеде и рисковать одышкой или заводить машину и сжигать драгоценное топливо? Более 13% жителей живут дальше 6 км от поликлиники, что является вопиющим нарушением прав человека и темой для репортажа в программе «Человек и закон». Как жить, когда визит к терапевту требует семиминутной поездки, во время которой можно потерять сигнал сотовой связи и пропустить новый пост старосты в Facebook?

Скандал ещё и в том, что в 2015-2022 годах количество сельских поликлиник сократилось на целых 1,9%! Это демографическое цунами, инфраструктурный апокалипсис! Уже создаются Комитеты Обороны Местных Центров Здоровья, а петиции о строительстве нового процедурного кабинета собирают больше подписей, чем списки на выборах. Польская деревня борется за выживание, за каждый рецепт, за каждый градусник.

В России: Проблема несколько более... фундаментальна. Местный фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) только что закрыли, потому что число жителей деревни упало с критической отметки в 101 до катастрофической в 99 душ. Но спокойно, у государства есть решение! И это не новое здание. Это «мобильная медицинская бригада», которая появляется два раза в год. Её приезд — это местный праздник, нечто среднее между ярмаркой и высадкой инопланетян. Люди собираются с утра, одетые в лучшие спортивные костюмы, чтобы своими глазами увидеть мифического персонажа по имени «врач».

Главное действующее лицо системы — Фельдшер Иван, который не медработник, а полубог. Он передвигается на старом УАЗе, который заводится только после окропления святой водой и крепкого пинка по бамперу. Его визит настолько редок, что люди записываются на него за год вперёд, а очередь передаётся из поколения в поколение по завещанию. Хочешь сдать анализ крови? Пожалуйста, ближайшая свободная запись — в следующей пятилетке, сразу после техосмотра атомного реактора на соседней АЭС. Российский пациент не беспокоится об очереди. Он беспокоится о том, есть ли его деревня ещё на карте, которой пользуется санитарный вертолёт.

Вывод: Польская проблема — это трагедия «первой мили». Российская проблема — это трагедия «первого визита за десятилетие».

[Изображение сельской поликлиники в Польше с ухоженным газоном и ровно подстриженными туями]

Глава Образование – Школьный автобус-триумфатор или автобус-призрак?
В Польше: Закон. Священный и нерушимый. Если маленькому Вовочке до школы дальше 3 километров, гмина обязана организовать бесплатный транспорт в виде легендарного школьного автобуса. Спор о том, составляет ли маршрут 2,9 км или 3,1 км, может стать предметом многомесячных юридических баталий с привлечением геодезистов, юристов и экстрасенсов. Более того, классы в деревнях настолько малы (в среднем 15 учеников!), что учитель знает не только имена детей, но и клички их собак, кошек и историю болезней хомячка. Эта роскошь порождает новые проблемы: что делать с избытком свободного времени на уроке? Может, дополнительный кружок по гончарному искусству?

В России: Программа «Школьный автобус» — это инструмент стратегического значения, сродни межконтинентальной баллистической ракете, только жёлтого цвета. Его цель — не довезти детей до местной школы. Его цель — дать возможность закрыть эту школу, потому что она «нерентабельна». Автобус, ласково называемый «Жёлтый Таран Надежды», не преодолевает несколько километров по асфальту. Он ежедневно отправляется в эпическое путешествие через тайгу, форсируя реки и преодолевая грязевые пропасти. В стандартную комплектацию входят лебёдка, запасные шины и водитель, который одновременно является механиком, охотником и психологом. Учебный день маленького Димы выглядит так: четыре часа дороги в одну сторону, два часа уроков (если учитель доехал) и четыре часа дороги обратно. Ребёнок больше времени проводит, любуясь грязью за окном, чем изучая таблицу умножения. Закрытие школы — это гвоздь в крышку гроба деревни, а школьный автобус — это элегантный, выкрашенный в жёлтый цвет катафалк, который с достоинством осуществляет этот процесс.

Вывод: В Польше школьный автобус — это услуга. В России — это инструмент управления демографическим апокалипсисом и последнее работающее транспортное средство в радиусе 200 км.

Глава Дороги – Слалом между ямами или плавание по грязи?
В Польше: Национальная трагедия, тема, о которой написано больше поэм, чем о любви. Состояние муниципальных и уездных дорог. Ямы, трещины, колеи. Тот факт, что 100 000 км дорог всё ещё являются грунтовыми, — это рана на чести нации. «Плохая дорога» в Польше — это та, на которой нужно сбросить скорость до 30 км/ч, чтобы не оторвать подвеску на новом внедорожнике, купленном на дотации Евросоюза. Спор о том, чья яма больше и больше заслуживает латания, — главный двигатель местной политики. Появился даже новый национальный вид спорта: скоростной слалом между ямами.

В России: Понятия «плохая дорога» не существует, потому что для того, чтобы что-то было плохим, оно должно сначала существовать. В Польше у плохой дороги есть ямы. В России плохая дорога и есть одна большая, бескрайняя яма под названием распутица. Это не погодное явление, это состояние ума, почти религия. Почти половина дорог местного значения не имеет твёрдого покрытия. Цель правительства — не залить всё асфальтом (это было бы слишком просто и скучно), а привести дороги в «нормативное состояние». Речь идёт о сертифицированной институтом танкостроения консистенции грязи, которая обездвижит вражескую технику, но позволит (теоретически) проехать родной «Ладе». Навигация основана не на GPS, а на подсчёте остовов машин по пути. «За третьей утонувшей „Волгой“ поверни налево, в сторону болота побольше».

Вывод: Поляк жалуется на качество асфальта. Русский рассказывает внукам легенды о том, что асфальт действительно существует.

[Изображение грязной дороги в России, на которой застрял танк, а рядом пытается проехать «Лада»]

Глава Покупки – Война за лояльность или охота на хлеб?
В Польше: Потребительский кризис. Закрываются маленькие семейные магазинчики, потому что не выдерживают конкуренции с «Пятёрочкой» и «Магнитом». Житель деревни стоит перед трагическим выбором: копить баллы на карту «Выручай-карта» или собирать наклейки на новую сковородку? Это дилеммы, которые разрывают сердце. Что ещё хуже, «цифровой разрыв» приводит к тому, что деревня отстаёт от города в онлайн-покупках! Необходимость ехать 5-10 км до супермаркета воспринимается как посягательство на свободу и ненужная трата времени, которое можно было бы посвятить стрижке газона.

В России: Проблема называется «продовольственная пустыня». Ближайший супермаркет находится в 20 км, за рекой грязи в «нормативном состоянии». Местный магазинчик, именуемый «Последняя Надежда», держит герой, который снабжает его, провозя товар контрабандой, словно Хан Соло через блокаду Империи. В ассортименте: соль, спички, макароны и хлеб недельной давности, твёрдый как кирпич, но всё ещё съедобный. Приезд автолавки — это событие, которого ждут неделями. Люди выстраиваются в очередь с рассвета, чтобы купить дефицитный товар, вроде колбасы или туалетной бумаги. Электронная коммерция? Конечно. Ты заказываешь что-то в интернете, а посылку получают твои правнуки, если археологи откопают её из вечной мерзлоты.

Вывод: В Польше проблема — это выбор между «Пятёрочкой» и «Магнитом». В России проблема — это выбор между голодом и поеданием зимних запасов уже в октябре.

Итог: Два мира, одна планета (наверное)
Анализ показывает, что Польша и Россия — это две разные вселенные. Польша — это модель «оптимизации и вечного недовольства». Система в целом работает, но всегда можно что-то улучшить, раскритиковать и написать об этом проект в рамках гражданского бюджета. Россия — это модель «логистической компенсации и стоического спокойствия». Инфраструктуру не чинят — её заменяют вертолётом, танком и верой в то, что как-нибудь обойдётся.

В конечном счёте, всё сводится к точке зрения. Поляк нервничает, что ему нужно ехать 3 км к врачу по новой, но ухабистой дороге. Русский радуется, что в этом году он вообще увидел человека, который не является его родственником. И так потихоньку течёт жизнь в деревне, в двух разных измерениях одной и той же реальности.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бармалей
shuravi


Сообщений: 37392
12:54 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> И так потихоньку течёт жизнь в деревне, в двух разных измерениях одной и той же реальности.
quoted1

В России ускоренно сокращают деревни. Число населения на такие просторы не рассчитано. Должно было быть полмиллиарда но не сложилось.
По сути "временные деревни" в РФ следует исключить из сравнения. Там живут выбравшие экстрим вместо эвакуации в город. Российские деревни и мелкие городки на 10 тыс. жителей это временное явление - по ним практически едут катком или бульдозером. Ещё лет 10 и такого понятия не будет.
Увы, но русский народ не потянул такую большую страну. Приходится сосредотачиваться на островках жизни.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Andrey72
Andrey72


Сообщений: 11122
13:48 02.07.2025
В России два интернета.
Один быстрый, но суверенный.
С блокировкой всего и вся, что не укладывается в скрепы Путина.
И второй через бесплатные VPN, который как черепаха.
Платные VPN нет никакого смысла использовать, поскольку они периодически блокируются, и приходится перескакивать на другие сервисы.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вовка Вовкович
Dvu


Сообщений: 6937
15:21 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> Януш только что получил СМС от своей умной
quoted1
СМС — это лет десять как назад. Да и на кой оповещение, если можно крышку открыть и глянуть. А кстати унитаз к него с вайфаем имеется?
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> В выходные вся деревня веселится на празднике, организованном местным домом культуры.
>
quoted1
Вот уж этого не надо! В выходные хочется отдохнуть от шума и позаниматься на улице кучей дел. У поляков что, кроме посиделок нечем заняться?

А вообще, зачем я это все читал?
Там же нет ни грамма понимания того, что на самом деле беспокоит за город в РФ.
А это — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Оно вроде есть, но вот на соплях.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вовка Вовкович
Dvu


Сообщений: 6937
15:28 02.07.2025
GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
> Русский радуется, что в этом году он вообще увидел человека, который не является его родственником
quoted1
Ясно.
Медведи, балалайка, водка.
Ничего нового.
Скучно и примитивно.

Мне - надоело время тратить на глупость
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Анатолий Карпов 51622
51622


Сообщений: 4204
17:24 02.07.2025
Не не точно этот поляк себя убеждает "а вот в Польше лучше, я не обосрался"
Ссылка Нарушение Цитировать  
  RINGO
albergs


Сообщений: 6901
19:35 02.07.2025
дайте поляку краковской……
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Серёга_RU
4649090


Сообщений: 16400
21:39 02.07.2025
Сегодня возвращался с дачи, отпуск закончился.
Вызвал яндекс такси, доехал до ж/д станции и понял, что забыл бумажник.
Дача, примерно, 100 км. от дома.
По QR коду купил билет на электричку, потом карточку на метро.
Так же, по СБП купил пива и беляш.
Кто в Польше сможет без денег 100 км. проехать?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FNM
FNM


Сообщений: 5596
11:27 03.07.2025
Серёга_RU (4649090) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> По QR коду купил билет на электричку, потом карточку на метро.
> Так же, по СБП купил пива и беляш.
> Кто в Польше сможет без денег 100 км. проехать?
quoted1

Ууууу, СБП какие то. Вчерашний день. Ты ему только не рассказывай ещё, что в России платить можно с помощью собственной улыбки, вообще не имея при себе ни карты, ни телефона.

Вообще поляк очень напоминает жителя какой то очень глухой Жопы Мира, который вылез в местный районный центр, который по сути тот же Жопомир. И рассказывает, какое там диво дивное, которое в других местах уже давно и везде, и на это даже внимание никто не обращает
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Серёга_RU
4649090


Сообщений: 16400
14:38 03.07.2025
FNM (FNM) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Ууууу, СБП какие то. Вчерашний день. Ты ему только не рассказывай ещё, что в России платить можно с помощью собственной улыбки, вообще не имея при себе ни карты, ни телефона.
>
> Вообще поляк очень напоминает жителя какой то очень глухой Жопы Мира, который вылез в местный районный центр, который по сути тот же Жопомир. И рассказывает, какое там диво дивное, которое в других местах уже давно и везде, и на это даже внимание никто не обращает
quoted1
Ну не убивать же его вообще.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 56
    Пользователи:
    Другие форумы
    Януш против Ивана: Великая битва в деревне, или У кого интернет лучше по дороге в «удобства»?
    .
    © PolitForums.net 2025 | Пишите нам:
    Мобильная версия