В рамках отчета рассматриваются следующие параметры:
Общее количество высших учебных заведений (государственных, частных, включая филиалы).
Общая численность студентов и плотность студенческого населения (количество студентов на 1000 жителей).
Доступность бесплатного высшего образования (процент студентов, обучающихся бесплатно).
Средняя годовая стоимость платного обучения (размер платы за обучение).
Средние размеры студенческих стипендий (социальных и академических/за успехи в учебе) в национальных валютах (польский злотый – PLN, российский рубль – RUB).
Численность студентов и их доля в общей популяции являются важными индикаторами охвата населения высшим образованием.
Польша: В 2023/2024 учебном году общая численность студентов (studenci) в Польше составила 1 245 200 человек. Этот показатель демонстрирует небольшой рост (на 1,8% или 21,5 тыс. человек) по сравнению с предыдущим годом , что стало заметным изменением после многолетнего периода спада, наблюдавшегося с середины 2000-х годов. Население Польши на конец 2023 года оценивалось примерно в 37,63 миллиона человек. Исходя из этих данных, плотность студенческого населения составляет приблизительно 33,1 студента на 1000 жителей (1 245 200 / 37 630).
Россия: Общая численность студентов (студенты), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2023/2024 учебном году, достигла 4 325 300 человек. Как и в Польше, в последние годы наметился некоторый рост численности студентов после длительного спада. Население России на начало 2024 года оценивалось примерно в 146,15 миллиона человек. Таким образом, плотность студенческого населения в России составляет около 29,6 студента на 1000 жителей (4 325 300 / 146 150). Стоит отметить, что исторически этот показатель в России был значительно выше (например, около 70 на 1000 жителей в 2006-2008 годах ), что указывает на существенное снижение охвата высшим образованием за последние 15 лет, несмотря на недавний небольшой рост.
Сравнительный анализ: Абсолютное число студентов в России почти в 3,5 раза превышает показатель Польши. Однако, при расчете на душу населения, картина меняется: в Польше плотность студентов выше (33,1 на 1000 жителей против 29,6 в России). Это говорит о том, что высшее образование в Польше, пропорционально общей численности населения, является более распространенным явлением, чем в России. Такой вывод контрастирует с первым впечатлением, основанным только на абсолютных цифрах.
Обе страны пережили значительное сокращение числа студентов по сравнению с пиковыми значениями середины 2000-х годов, что во многом объясняется демографическим спадом ("демографической ямой"). Однако в последние годы наблюдается стабилизация и даже небольшой рост студенческого контингента. Это свидетельствует о том, что системы высшего образования обеих стран, вероятно, адаптировались к демографическим вызовам, возможно, за счет привлечения иностранных студентов или изменения структуры образовательных программ. Историческое падение плотности студентов в России выглядит особенно резким по сравнению с польской динамикой.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Доступ к бесплатному образованию Возможность получения высшего образования без внесения платы за обучение является важным фактором социальной мобильности и доступности знаний. Механизмы предоставления бесплатного образования в Польше и России имеют свои особенности.
Польша: В Польше обучение на дневной (стационарной, stacjonarne) форме в государственных университетах по общему правилу является бесплатным для граждан Польши, а также для определенных категорий иностранцев. К ним относятся граждане стран ЕС/ЕЭЗ и Швейцарии, обладатели Карты Поляка, лица с постоянным видом на жительство, беженцы, лица, подтвердившие знание польского языка на уровне C1, и некоторые члены семей польских граждан. Заочное (niestacjonarne) обучение в государственных вузах, а также любое обучение в частных вузах, как правило, является платным. По данным GUS за 2023/24 учебный год, на дневной форме в государственных вузах обучалось 645 656 студентов. Это составляет примерно 51,8% от общей численности студентов (1 245 200). Следует учитывать, что это верхняя граница доли бесплатно обучающихся, так как некоторые иностранные студенты на этих программах могут вносить плату, если не соответствуют критериям освобождения. Другие источники дают схожие оценки: около 2/3 студентов учатся бесплатно или около 60%.
Россия: В России бесплатное образование реализуется через систему "бюджетных мест", финансируемых государством. Эти места распределяются на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (в первую очередь, Единого государственного экзамена - ЕГЭ) и других критериев в государственных вузах. Студенты, не прошедшие на бюджетные места, могут обучаться на платной (контрактной) основе. Оценочно, около 2 миллионов студентов (почти половина от общего числа) обучаются за счет бюджета. В соотношении с общим числом студентов (4,33 млн ), это составляет примерно 46,2%. Эта цифра хорошо согласуется с данными по приему на первый курс, где доля бюджетных мест в 2023/24 году составила около 44-45%. Упоминания о том, что более 64% выпускников школ могут претендовать на бюджетные места , относятся к доступности подачи заявлений, а не к фактической доле зачисленных на бюджет.
Сравнительный анализ: Доля студентов, потенциально обучающихся бесплатно, в Польше несколько выше (около 52%), чем в России (около 46%). Это означает, что пропорционально большее число студентов в Польше имеет доступ к бесплатному высшему образованию.
Важно отметить и различие в самой философии предоставления бесплатного образования. В Польше оно рассматривается как право для определенных категорий граждан (и приравненных к ним лиц) при обучении в конкретном формате (государственный вуз, дневная форма). В России же бесплатное образование предоставляется через конкурсный отбор на ограниченное число финансируемых государством мест. Этот merit-based подход, в отличие от условно right-based польского, создает иную динамику конкуренции и восприятия доступности бесплатного высшего образования.
Стоимость платного обучения (Czesne/Tuition) Для значительной части студентов в обеих странах высшее образование является платным.
Польша: Платное обучение (czesne) взимается в негосударственных (частных) вузах, на заочной (niestacjonarne – вечерней или выходного дня) форме обучения в государственных вузах, а также с иностранных студентов, не подпадающих под категории, освобожденные от оплаты. Стоимость обучения варьируется в широких пределах. В 2023/2024 году годовая плата в частных вузах начиналась от 4600 PLN и могла превышать 17 400 PLN в наиболее престижных заведениях. Примеры из конкретных вузов показывают диапазоны от 3900 PLN до 7700 PLN и выше для отдельных программ. Таким образом, типичный диапазон годовой стоимости можно оценить как 4 500 – 18 000 PLN, с существенной зависимостью от вуза, региона и направления подготовки. Отмечается, что за последний год средняя стоимость обучения в частных вузах выросла примерно на 18%.
Россия: Платное обучение (контракт) предусмотрено для студентов, не поступивших на бюджетные места. Разброс цен также весьма значителен. Стоимость может начинаться от 100 000 RUB в год и достигать нескольких миллионов в зависимости от вуза и специальности. Средние цены в 2023 году в крупных вузах варьировались от 140 000 – 160 000 RUB в региональных и технических университетах до 350 000 – 450 000 RUB и выше в ведущих столичных вузах (например, МГЮА им. Кутафина, МГУ). Особенно дорогими являются медицинские специальности (например, около 490 000 RUB в Сеченовском университете) и программы в НИУ ВШЭ (около 590 000 RUB). Репрезентативный диапазон годовой стоимости для распространенных программ можно определить как 150 000 – 500 000 RUB, при этом обучение в престижных вузах и на востребованных направлениях (медицина, юриспруденция, IT) может стоить значительно дороже. В 2024 году некоторые вузы продемонстрировали рост стоимости, опережающий инфляцию и рост зарплат, в то время как другие, включая крупные (например, РУДН), снизили или незначительно повысили цены.
Сравнительный анализ: В обеих странах стоимость платного обучения сильно зависит от типа вуза (в Польше – государственный/частный), его престижности, местоположения и выбранной специальности. Прямое сравнение стоимости затруднено без учета паритета покупательной способности, однако очевидна значительная вариативность внутри каждой системы. Это означает, что финансовая нагрузка на студентов, обучающихся платно, может кардинально различаться в зависимости от их выбора.
Тенденции последних лет указывают на рост стоимости обучения, что создает дополнительное давление на студентов и их семьи, особенно тех, кто не имеет доступа к бесплатным/бюджетным местам. Однако динамика роста цен неоднородна, особенно в России, где наряду с резким повышением стоимости в одних вузах наблюдается сдерживание или даже снижение цен в других.
Только 4 поляка известны в мире Складовская Лем Коперник Дзержинский
зы Спроси беженца в стране кенгуру: сколько он заплатил за обучение в университете в Москве и почему он постарев гадит на страну в которой он получил бесплатное образование
Финансовая поддержка студентов (Стипендии) Стипендии являются важным инструментом поддержки студентов, помогая покрывать расходы на обучение и проживание.
Польша: Основные виды стипендий включают: социальную (socjalne – назначается исходя из материального положения семьи), стипендию ректора (rektora – за выдающиеся успехи в учебе, науке, искусстве или спорте), стипендию для лиц с ограниченными возможностями здоровья (dla osób niepełnosprawnych), стипендии министра и другие.
Социальная стипендия: Размер сильно зависит от дохода на члена семьи и конкретного вуза. Примеры показывают диапазон от 880 PLN до 2500 PLN в месяц. Типичный размер находится в пределах 1000 – 2000 PLN в месяц. Существует возможность получения социальной стипендии в повышенном размере при особых обстоятельствах. Стипендия ректора (за достижения): Размер также варьируется в зависимости от достижений и вуза. Примеры указывают на диапазон 850 – 1500 PLN в месяц. Распространенный размер составляет 1000 – 1500 PLN в месяц. Важно отметить, что существует законодательное ограничение на общую сумму получаемых социальной стипендии и стипендии ректора (например, 2739,80 PLN в Вроцлавском университете ). Россия: Ключевые виды стипендий: государственная академическая (базовая стипендия за успеваемость для бюджетников), государственная социальная (для нуждающихся категорий студентов-бюджетников), повышенные государственные академические и социальные стипендии, стипендии Президента РФ и Правительства РФ, именные стипендии.
Государственная академическая (базовая): Минимальный установленный размер для вузов составляет около 1967 RUB в месяц. Реальные размеры в вузах несколько выше, обычно в диапазоне 2000 – 2600 RUB в месяц. Государственная социальная: Минимальный размер – около 2953 RUB в месяц. Вузы обычно придерживаются этого уровня, т.е. около 3000 RUB в месяц. Другие стипендии: Президентская – 2200 RUB, Правительственная – 1440 RUB (для студентов вузов). Повышенные стипендии могут достигать 10 000 – 15 000 RUB, а именные стипендии – 5000, 15 000, 20 000 RUB и выше. Сравнительный анализ: Обе страны предоставляют как социальную поддержку (основанную на нуждаемости), так и поощрение за достижения (академические/ректорские стипендии). Однако базовые размеры стипендий существенно различаются. Стандартные польские стипендии (как социальные, так и ректорские, обычно 1000-2000 PLN в месяц) в номинальном выражении значительно превосходят базовые российские (академическая ~2000-2600 RUB, социальная ~3000 RUB в месяц). Даже без точного пересчета по паритету покупательной способности, разница очевидна (приблизительно 1 PLN ≈ 20 RUB, что делает польские стипендии эквивалентными 20 000 – 40 000 RUB).
Эта разница, вероятно, оказывает существенное влияние на способность студентов покрывать расходы на жизнь. Базовые российские стипендии выглядят скорее символическими по отношению к стоимости жизни, тогда как польские могут покрывать более значительную часть расходов. Российская система в большей степени полагается на высококонкурентные и более крупные стипендии (Президентские, Правительственные, именные, повышенные), которые, однако, доступны меньшему числу студентов. В обеих системах существуют механизмы повышенных выплат для особо отличившихся студентов или при особых обстоятельствах, но уровень базовой поддержки заметно отличается.
С моей точки зрения стремление к всеобщему высшему образованию -- это ошибка. Главное качество подготовки специалистов. А раздачу дипломов экономистов, бухгалтеров и прочей шушеры за деньги надо прекращать. Надо сокращать число государственных ВУЗов и отбирать туда самых лучших. Надо переходить к системе поэтапного образования: школа -- колледж -- работа --ВУЗ, либо школа -- колледж -- ВУЗ. Нужно сокращать кол-во обучаемых по схеме школа -- ВУЗ, т.к. очень много людей в итоге работают не по специальности, а значит на их обучение зря потрачены гос. деньги. А многим и ВУЗ не нужен, а достаточно будет колледжа. Это же относится и к колледжам. Родители заталкивают ребёнка в колледж, а потом он либо не учится, либо тянет резину, либо бросает. Всё из-за того, что не хочет учиться по навязанной ему специальности. Колледжам и ВУЗам надо дать возможность отчислять всех немотивированных. Надо продумывать систему финансирования. Например, рассматривать гос. финансирование как госкредит, который надо отрабатывать не менее 5 лет по выбранной специальности. В противном случае -- возвращать деньги государству. Гос. финансирование должно даваться под человека с заключением договора с родителями несовершеннолетнего или с самим обучаемым, если он совершеннолетний. Это как один из вариантов.
> плотность студенческого населения в России составляет около 29,6 студента на 1000 quoted1
ГЫ. Это ты еще таджиков/туркменов не посчитал. "Я ходилА в институтА. Там былА экономикА" В целом - это максимум, что они могут выучить за четыре-пять лет.
Волжанин (Vladimir) писал (а) в ответ на сообщение:
> школа -- колледж -- работа --ВУЗ, либо школа -- колледж -- ВУЗ quoted1
Шикардос. А ты в курсе, что после колледжа отменили для поступления в ВУЗ ЕГЭ? Понимаешь, что это значит? Что в 10-11 класс нет смысла идти. Зачем сдавать ЕГЭ, если можно не сдавать. В колледж. А там. "Кури - пей - сношайся!" Все. Ньютон? Не, с таким не бухали. И еще игромания. Возраст 15-17 лет самый неуправляемый в этом плане. То, хоть ЕГЭ можно запугать, а тут - полная вакханалия.
Результат? Экономика итак "на соплях", кадровый голод невероятный. И вместо того, чтобы начать выгребать из ямы, раздаются предложения: А давайте совсем все угробим!
Правильно. Патриот должен точно соответствовать глубинному народу России. Быть тупым, дремучим, ненавидеть всех кто живет не так как он. На, образовывайся, неуч.
Адам Мицкевич Болеслав Храбрый ВАЙДА Анджей ВАЛЕНСА Лех Вислава Шимборска ВОЙТЫЛА Кароль Юзеф Генрик Сенкевич ГЕРМАШЕВСКИЙ Мирослав ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Иоанн Павел II КАЗИМИР III ВЕЛИКИЙ КОСТЮШКО Тадеуш ЛЕВАНДОВСКИЙ Роберт ПОЛАНСКИ Роман ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август ПОНЯТОВСКИЙ Юзеф РОКОССОВСКИЙ Константин Роман Полански СЕНКЕВИЧ Генрик СОБЕСКИЙ Ян Станислав Август Понятовский ТУСК Дональд ЧАРТОРЫЙСКИЙ Адам Ежи ЯРУЗЕЛЬСКИЙ Войцех